Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции

ВСЕРОССИЙСКИЙЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КУРСОВАЯРАБОТА
ПОДИСЦИПЛИНЕ: «СТАТИСТИКА»
На тему
«Статистическиеметоды изучения уровня и
динамикисебестоимости продукции»
Калуга,2009г.

ВВЕДЕНИЕ
Себестоимость продукции относится кчислу важнейших качественных показателей, отражающих все стороны хозяйственнойдеятельности предприятия (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровеньсебестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочеговремени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т.д. Себестоимость является основой определения цен на продукцию. Ее снижениеприводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиватьсяснижения себестоимости надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики,методы калькуляции себестоимости. Все это является предметом статистическогоизучения при анализе себестоимости.
Целью данной курсовой работы являетсяопределение резервов снижения себестоимости продукции на предприятии на основеанализа показателей статистики себестоимости и использовании статистическихметодов в их исчислении. Благодаря этой работе мы должны будем научиться решать статистическиезадачи и овладеть умением применения их на практике. В третьей части работы,пользуясь статистическим ежегодником, а также с применением освоенногометодологического аппарата и компьютерных программ провести статистическиеисследования.
В ходе подготовки к написаниюкурсовой работы использовалисьматериалы учебной литературы и периодических изданий, разработанные ведущимиспециалистами в области статистики и экономистами, указанные в спискелитературы.

I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Понятие и состав издержекпроизводства и обращения
Деятельность фирмы связана сопределенными издержками (затратами). Затраты отражают, сколько и какихресурсов было использовано фирмой. Например, элементами затрат на производствопродукции (работ, услуг) являются сырье и материалы, оплата труда и др. Общаявеличина затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ,услуг) называется себестоимостью.
Себестоимость продукции (работ,услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы(предприятия), отражающих эффективность использования ресурсов; результатывнедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствованиеорганизации труда, производства и управления.
Фирмы, занимающиеся производственнойдеятельностью, определяют издержки производства, а фирмы, осуществляющиесбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность, – издержкиобращения.
Конкретный состав затрат, которыемогут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируетсязаконодательно практически во всех странах. Это связано с особенностяминалоговой системы и необходимостью различать затраты фирмы по источникам ихвозмещения (включаемые в себестоимость продукции и, следовательно, возмещаемыеза счет цен на нее и возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении фирмы послеуплаты налогов и других обязательных платежей).
В России действует Положение осоставе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),включаемых в их себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов,учитываемых при налогообложении прибыли.
Себестоимость складывается из затрат,связанных с использованием основных фондов, сырья, материалов, топлива иэнергии, труда, а также других затрат, необходимых для производства иреализации продукции. В себестоимость включаются, например, затраты наподготовку производства (освоение производства новых видов продукции и т.п.);расходы на управление; затраты, связанные с совершенствованием технологии иорганизации производства, улучшением качества продукции, повышением еенадежности, долговечности и других эксплуатационных свойств; затраты наулучшение условий труда и техники безопасности, повышение квалификацииработников; сбытовые расходы.
В зависимости от объекта затрат(изделие, организационное подразделение и т.п.) различают себестоимость единицыконкретного вида продукции (работ, услуг) и себестоимость всей продукции(работ, услуг).
Все затраты можно разделить на прямыеи косвенные.
Прямые затраты непосредственносвязаны с производством продукции (затраты на материалы, заработная платапроизводственного персонала, расходы по содержанию и эксплуатации оборудованияи др.). Эти затраты могут быть непосредственно отнесены на конкретный видизделий и распределены между ними на основе технико-экономических расчетов(например, по нормативам).
Косвенные затраты – это затраты,которые прямо не могут быть распределены по объектам отнесения затрат(административные и управленческие расходы, расходы на отопление, освещение,страхование имущества и др.).
В практике учета такие затратыназывают общехозяйственными расходами.
В международной практике сумму прямыхзатрат на рабочую силу и общехозяйственных расходов называют конверсионнымирасходами.
Общая сумма затрат, связанных спроизводством продукции, называется полной производственной себестоимостью.
Кроме производственных затрат фирмаимеет издержки, связанные с расходами на реализацию продукции (работ, услуг).Расходы, непосредственно не связанные с производством продукции, называютнепроизводственными.
Непроизводственные расходы включаютрасходы на рекламу, на научные исследования, выплату процентов по кредитам,хранение и транспортировку продукции и др.
Полная производственная себестоимостьв сумме с непроизводственными расходами образует полную себестоимость продукции(работ, услуг).
Все затраты производственной фирмыгруппируются по определенным экономически обоснованным признакам: экономическаяоднородность затрат; общность их производственного назначения; роль в процессепроизводства и реализации продукции; места возникновения (центры затрат, центрыответственности); объем производства; периодичность восстановления; однородностьсостава.
В соответствии с принятойклассификацией расходы группируются по месту возникновения (производствам,участкам, цехам); видам продукции, работ, услуг; видам расходов (статьям иэлементам затрат).
Затраты, образующие себестоимостьпродукции (работ, услуг), включают следующие экономические элементы:
· материальныезатраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
· затраты на оплатутруда;
· отчисления насоциальные нужды;
· амортизацияосновных фондов;
· прочие затраты.
Поясним понятие «возвратные отходы».
Возвратные отходы – это остаткисырья, материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов,образовавшихся в процессе производства продукции (работ, услуг). Они могутполностью или частично утратить потребительские качества исходного сырья и всилу этого использоваться или не использоваться в производстве.
Группировка расходов по экономическимэлементам используется для планирования снабжения производства материалами,анализа процесса производства, регулирования фонда оплаты труда и объемаденежных средств, участвующих в расчетах фирмы (предприятия) в наличной ибезналичной формах.
2. Калькуляциясебестоимости и ее значение
Данные о затратах на производство поэкономическим элементам определяются в расчетах к бизнес-планам фирм иприводятся в отчетности в объеме, охватывающем все затраты данного периода,независимо от того, что некоторая часть из них может быть не связананепосредственно с деятельностью по производству продукции.
Чтобы определить действительнуювеличину затрат на производство продукции, т.е. себестоимость, итоговыевеличины общих затрат на производство приходится корректировать на основеспециальных расчетов и данных бухгалтерского учета. Такая корректировкапроизводится следующим образом:
во-первых, из итога затрат напроизводство исключаются расходы, подлежащие списанию на непроизводственныесчета (расходы, связанные с содержанием, например, объектов социально-бытовогохарактера (жилье, детские и оздоровительные учреждения, клубы и пр.));
во-вторых, итог затрат корректируетсяна изменение остатка средств по бухгалтерскому счету «Расходы будущих отчетныхпериодов» – увеличение остатка исключается из итога затрат, а уменьшениеприбавляется к нему;
в-третьих, учитывается изменениеостатков незавершенного производства, отражаемое в учете по себестоимости.
В результате этих корректировокполучается денежная оценка себестоимости товарной продукции фирмы,представляющей собой общую сумму затрат, связанных с выпуском товарнойпродукции, которая после соответствующей группировки и перегруппировкиэкономических элементов затрат по статьям калькуляции может быть принеобходимости распределена между отдельными видами товарной продукции, что, всвою очередь, позволяет, исходя из данных об объемах выпуска отдельных видов товарнойпродукции (готовых изделий, выполненных полностью работ и услуг по заказам состороны), рассчитать себестоимость единицы продукции каждого вида.
Расчет себестоимости единицыпродукции данного вида и называется калькуляцией в собственном смысле этогослова. В практике экономической работы принято различать следующие видыкалькуляций: нормативные, проектно-плановые (сметные) и отчетные.
Нормативная калькуляциярассчитывается исходя из реально достижимых в условиях деятельности фирмынаиболее прогрессивных норм и нормативов, возможностей использования наиболеесовершенных технологических процессов, прогрессивных видов сырья и материалов ит.п. Нормативная калькуляция используется в практике управления производством вкачестве своеобразного эталона, сравнение с которым позволяет выявить путиснижения издержек на производство продукции и резервы увеличения прибыли засчет снижения себестоимости продукции каждого вида.
Проектно-плановая (сметная)калькуляция разрабатывается на определенный период времени (год, квартал,месяц) экономическими службами фирмы с учетом возможностей использованияматериальных, трудовых и других видов ресурсов исходя из действующих ипредполагаемых к внедрению в этом периоде норм и нормативов. Проектно-плановыекалькуляции используются:
· для обоснованияуровней отпускных цен на конкретные виды продукции;
· для определенияпотребностей подразделений фирмы в конкретных видах материальных, трудовых ифинансовых ресурсов;
· для последующегоконтроля за качеством управления производством путем сравнения данныхпроектно-плановых калькуляций с данными отчетных калькуляций.
Отчетная калькуляция составляетсябухгалтерскими службами фирмы и, помимо целей сравнения с плановыми данными,является важным инструментом финансового контроля за рациональнымиспользованием в производстве различных видов ресурсов (такой контроль частоназывают контролем за соблюдением сметно-финансовой дисциплины подразделениямифирмы).
Обеспечение сопоставимости данныхкалькуляции различных видов требует при их составлении руководствоваться единойноменклатурой калькуляционных статей затрат.
Общим же для всех отраслевыхноменклатур является выделение в них, во-первых, простых, одноэлементных видовстатей (например, статья «основная и дополнительная оплата труда основныхпроизводственных рабочих») и комплексных статей расходов, включающих несколькоэкономических элементов затрат (например, статья «Расходы по содержаниюмашинно-тракторного парка» в агрофирме); во-вторых, четкое разграничениерасходов, включаемых в ту или иную калькуляционную статью затрат, на прямые икосвенные, что обеспечивает возможность определения не только производственной(по прямым затратам), но и полной себестоимости единицы продукции данного вида.
3. Основныепоказатели себестоимости товарной продукции
Себестоимость продукции (работ,услуг) может быть определена с помощью нескольких показателей.
Исходным показателем для всех фирмявляется себестоимость единицы продукции (работ, услуг). Затраты на единицупродукции зависят от объема производства, являются одним из показателей,используемых в обоснование принимаемых управленческих решений. Одним из такихрешений является определение цены товара.
Затраты на единицу продукции фирмыопределяются из следующего соотношения:
/>
где /> – средние затраты на единицупродукции;
/> – себестоимость i-го вида продукции;
/> – количество единиц i-го вида продукции.
Себестоимость единицы продукции имеетбольшое значение в бизнесе. Продукция может быть продуктом (товаром ввещественной форме), работой, услугой.
Система отнесения затрат на изделие(продукт) отражена в бухгалтерском учете.
Более сложна система учета в производственныхфирмах; достаточно проста в торгово-посреднических.
Фирмы, занимающиеся оказанием услуг(консалтинговых, юридических и др.), определяют затраты по каждому заказу.
Если фирма производит однородную,одноименную продукцию (например, сырьевые отрасли промышленности), тосебестоимость единицы продукции является показателем, применяемым в анализевыполнения плана и динамики затрат.

4. Индексысебестоимости товарной продукции
Характеристика динамики себестоимостипродукции дается при помощи индексов.
Имея данные о себестоимости единицыизделия за предыдущий период (Z0), по плановым расчетам (Zпл) и за отчетный период (Z1), можно дать общую характеристику степени выполненияпланового задания по снижению себестоимости и ее динамики с помощью индексов, атакже определить абсолютную сумму перерасхода или экономии в результатеизменения себестоимости.
При изучении динамики себестоимостипо группе предприятий, изготавливающих продукцию одного и того же вида,используется индекс переменного состава, индекс фиксированного состава и индексвлияния структурных сдвигов.1
На тех предприятиях, на которыхизготавливаются разные виды продукции и в общем выпуске преобладает сравнимаяпродукция, вычисляются показатели снижения себестоимости сравнимой товарнойпродукции.
К сравнимой относят продукцию,которая производилась в отчетном предыдущем периодах. Основным критериемсравнимости является сохранение продуктом потребительских свойств.
Для оценки выполнения плановыхзаданий и динамики себестоимости сравнимой товарной продукции используютследующие три индекса.
1. Индекс плановогозадания:
/>
Данный индекс характеризует изменениеплановой себестоимости единицы изделия по сравнению со средней годовойсебестоимостью предыдущего года в расчете на плановый объем и ассортиментпродукции. Разность между числителем и знаменателем дает плановую сумму общейэкономии (перерасхода) от изменения себестоимости сравнимой товарной продукции:
/>
2./>
Индекс выполнения плановогозадания
/>
/>
Рассчитывается этот индекс только в аналитических целях и характеризуетсоотношение уровней фактической и плановой себестоимости в расчете нафактический объем и состав продукции, что устраняет влияние ассортиментныхсдвигов. Разность между числителем и знаменателем дает размер сверхплановойсуммы экономии (перерасхода), полученной вследствие снижения (повышения)себестоимости продукции:
/>
3.Индекс фактического изменения себестоимости сравнимойтоварной продукции:
/>

/>
Последний показательхарактеризует динамику себестоимости продукции. Поскольку в знаменателефигурирует фактическая себестоимость единицы продукции предыдущего года, то онохватывает только продукцию, сравнимую с предыдущим годом. Разность междучислителем знаменателем дает сумму фактической экономии (перерасхода),полученную вследствие снижения (повышения) себестоимости продукции:
/>

/>
II РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. Имеются следующиевыборочные данные по предприятиям одной из отраслей промышленности в отчетномгоду (выборка 20%-ная механическая)
Таблица 2.1№ предприятия п/п Выпуск продукции, тыс. ед. Затраты на производство продукции, млн.руб. № предприятия п/п Выпуск продукции, тыс. ед. Затраты на производство продукции, млн.руб. 1 160 18,240 16 148 17,612 2 140 17,080 17 110 13,970 3 105 13,440 18 146 17,666 4 150 17,850 19 155 17,980 5 158 18,170 20 169 19,266 6 170 19,210 21 156 17,940 7 152 17,936 22 135 16,335 8 178 19,580 23 122 15,250 9 190 19,440 24 130 15,860 10 164 18,860 25 200 21,000 11 151 17,818 26 125 15,250 12 142 17,040 27 152 17,784 13 120 15,000 28 173 19,030 14 100 13,000 29 115 14,490 150 176 19,360 30 190 19,950
По исходным данным:
1. Постройтестатистический ряд распределения организаций (предприятий) по признакусебестоимость единицы продукции, образовав 5 (пять) групп с равными интервалами.
2. Рассчитайтехарактеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую,среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.
Сделайте выводы по результатамвыполнения задания.
РЕШЕНИЕ
Проранжируем в порядке возрастаниязначение факторного признака:
Х- себестоимость единицы продукции(руб.)
Y- выпуск продукции (тыс.руб)
Таблица 2.2Себестоимость единицы продукции, руб.Х Затраты на производство продукции, млн.руб., Выпуск продукции, тыс.ед., Y Себестоимость единицы продукции, руб.Х Затраты на производство продукции, млн.руб., Выпуск продукции, тыс.ед., Y 105 19,950 190 118 17,818 151 105 21,000 200 119 17,612 148 108 19,440 180 119 17,850 150 110 19,580 178 120 17,040 142 110 19,030 173 121 17,666 146 110 19,360 176 121 16,335 135 113 19,210 170 122 17,080 140 114 18,240 160 122 15,250 125 114 19,266 169 122 15,860 130 115 18,860 164 125 15,000 120 115 17,940 156 125 15,250 122 115 18,170 158 126 14,490 115 116 17,980 155 127 13,970 110 117 17,784 152 128 13,440 105 118 17,936 152 130 13,000 100
Для того чтобы произвестигруппировку, необходимо вычислить величину группировочного интервала по формуле:
/>/>

где /> и /> – соответственно max и min значения выпуска продукции, /> – число образуемых групп.
/> руб
Образуем группы, которые отличаютсядруг от друга по себестоимости единицы продукции на данную величину (5 руб.).
1 группа будет иметь размеры: 105+5=110руб.
2 группа: 110+5=115 руб.
3 группа: 115+5=120 руб.
4 группа: 120+5=125 руб.
5 группа: 125+5=130 руб.
Группировку предприятий произведем врабочей таблице 2.3.
Таблица 2.3 Рабочая таблица сгруппировкойГруппа Группы предприятий по величине себестоимости единицы продукции, руб. Номер предприятия Себестоимость ед. продукции, руб. 1 105-110
25
30
9
105
105
108 2 110-115
8
15
28
6
20
1
110
110
110
113
114
114 3 115-120
5
10
21
19
27
7
11
4
16
115
115
115
116
117
118
118
119
119 4 120-125
12
18
22
24
26
2
120
121
121
122
122
122 5 125-130
23
13
29
17
3
14
125
125
126
127
128
130
В результате группировки получилиследующий ряд распределения (табл. 2.4, 2.5).
Таблица 2.4Группировка предприятий по себестоимости единицы продукции, руб. № группы Группы предприятий по себестоимости единицы продукции, руб. Число предприятий по себестоимости единицы продукции Себестоимость единицы продукции, руб. Всего, тыс.ед. % к итогу Всего, млн. руб. % к итогу А Б 1 2 3 4 1 105-110 3 10,0 318 9,0 2 110-115 6 20,0 671 19,0 3 115-120 9 30,0 1052 29,8 4 120-125 6 20,0 728 20,6 5 125-130 6 20,0 761 21,6 Итого: 30 100,0 3530 100,0

Таблица 2.5Группы Группы предприятий по величине себестоимости единицы продукции, руб. Число предприятий Накопленные частоты 1 105-110 3 3 2 110-115 6 9 3 115-120 9 18 4 120-125 6 24 5 125-130 6 30
Рассчитаем характеристикиинтервального ряда распределения.
Среднюю рассчитаем по формуле –средняя арифметическая взвешенная.
/>/>
где /> — сумма произведений себестоимостиединицы продукции на число предприятий,
/> — общее число предприятий.
Расчет характеристик ряда распределенияпредставим в таблице 2.6.
Таблица 2.6 Расчет характеристик рядараспределенияГруппы Группы предприятий по себестоимости единицы продукции, руб Число предприятий
/>
/>
/>/>
/>
/> /> /> 1 105-110 3 107,5 322,50 -11 363 3 /> 2 110-115 6 112,5 675,00 -6 216 9 /> 3 115-120 9 117,5 1057,50 -1 9 18 /> 4 120-125 6 122,5 735,00 4 96 24 /> 5 125-130 6 127,5 765,00 9 486 30 /> Итого: 30 3555,00 1170 />
/> руб
Средняя величина себестоимостиединицы продукции предприятий, взвешивая значение признака по абсолютной численностипредприятий равна: 118,5 руб.
Дисперсия признака представляет собойсредний квадрат отклонения вариантов от их средней величины. Так как у насимеются сгруппированные данные, то расчеты будем производить по следующейформуле:
/>; />руб
Среднее квадратическое отклонение –это обобщающая характеристика размеров вариации признака в совокупности, онопоказывает, на сколько в среднем отклоняются конкретные варианты от их среднегозначения. Среднее квадратическое отклонение определяем по формуле:
/>; /> руб
Коэффициент вариации представляет собойвыраженное в процентах отношение среднего квадратического отклонения к среднейарифметической.
Коэффициент вариации рассчитаем поформуле:
/>; /> %
Так как коэффициент вариации V=5,27%
Построим графики ряда распределения иопределим на них моду медиану.
Мода Мо значение случайнойвеличины встречающейся с наибольшей вероятностью.
Моду рассчитаем по формуле:
/>
Модальным будет 3-ий интервал снаибольшей частотой 9.
/> руб.
В изучаемой совокупности наиболеечасто встречаются предприятия, с величиной себестоимости единицы продукции 118руб.
Для описания моды строим гистограмму:
/>
Рис.1 Распределение предприятий повеличине себестоимости единицы продукции
Медиана(Ме) — это численное значениепризнака у той единицы совокупности, которая находится в серединеранжированного ряда (построенного в порядке возрастания, либо убывания значенияизучаемого признака). Медиану иногда называют серединной вариантой, т.к. она делитсовокупность на две равные части.
Для расчета медианы находимнакопленные частоты (/>).
/>
Накопленная частота в 3-ем интервале:
/>
/> руб
Значит, в изучаемой совокупности 50%предприятий имеют себестоимость единицы продукции менее 118 руб., а остальные50% имеют себестоимость единицы продукции более 118 руб.
Для описания медианы строим камуляту:

/>
Рис.2 Распределение предприятий повеличине себестоимости единицы продукции
Ответ: В результате расчетов получилиследующее:
1. Средний размерсебестоимости единицы продукции составляет 118,5руб.
2. Среднееквадратическое отклонение 6,245руб.
3. Коэффициентвариации 5,27 %
4. Наиболее частовстречаются предприятия, с величиной себестоимости единицы продукции на сумму116руб.
5. 50% предприятийимеют себестоимость единицы продукции менее 117 руб., а остальные 50% имеютсебестоимость единицы продукции более 117 руб.(медиана).
Задание 2. По исходным данным:
1. Установитеналичие и характер связи между признаками – выпуск продукции и себестоимостьединицы продукции методом аналитической группировки, образовав заданное числогрупп с равными интервалами по факторному признаку.
РЕШЕНИЕ
Для того чтобы произвестигруппировку, рассчитаем величину группировочного интервала по формуле:
/>/>
где /> и /> – соответственно max и min значения выпуска продукции, /> – число образуемых групп.
/> тыс.ед
Образуем группы, которые отличаютсядруг от друга по выпуску продукции на данную величину (20 тыс. ед.).
1 группа будет иметь размеры: 100+20=120тыс. ед.
2 группа: 120+20=140 тыс. ед.
3 группа: 140+20=160 тыс. ед.
4 группа: 160+20=180 тыс. ед.
5 группа: 180+20=200 тыс. ед.
Группировку предприятий произведем врабочей таблице 2.7

Таблица 2.7 Рабочая таблицагруппировокГруппа Группы предприятий по размеру выпуска продукции тыс.ед. Номер предприятия Выпуск продукции, тыс. ед. Себестоимость единицы продукции, руб. 1 100-120
14
3
17
29
100
105
110
115
130
128
127
126 Всего 4 430,000 511,000 2 120-140
13
23
24
22
26
120
122
130
135
125
125
125
122
121
122 5 632,000 615,000 3 140-160
2
12
18
16
4
7
11
27
19
21
5
140
142
146
148
150
152
151
152
155
156
158
122
120
121
119
119
118
118
117
116
115
115 11 1649,000 1300,000 4 160-180
1
10
20
6
28
15
8
160
164
169
170
173
176
178
114
115
114
113
110
110
110 7 1190,000 786,000 5 180-200
9
30
25
180
190
200
108
105
105 3 570,000 318,000
На основе данной таблицы составимсводную аналитическую таблицу:
Таблица 2.8 Сводная аналитическаягруппировкаГруппа Группы предприятий по размеру выпуска продукции, тыс. ед. Номер предприятий Выпуск продукции, тыс.ед. Себестоимость единицы продукции, руб. Всего На 1 предприятие Всего На 1 предприятие А В 1 2 3 4 5 1 100-120 4 430 107,500 511 127,750 2 120-140 5 632 126,400 615 123,000 3 140-160 11 1649 149,909 1300 118,182 4 160-180 7 1190 170,000 786 112,286 5 180-200 3 570 190,000 318 106,000 Всего 30 4471 149,033 3530 117,667
Сравнивая графы 3 и5аналитическойтаблицы видим, что с увеличением выпуска продукции падает себестоимость единицыпродукции. Следовательно, между этими показателями имеется обратная зависимость.
Вычислим коэффициент детерминации,который показывает долю вариации результативного признака /> под влиянием факторногопризнака />.
/>
Таблица 2.9 Ряд распределенияпредприятий по размеру выпуска продукции № группы Группы предприятий по размеру выпуска продукции, тыс. ед. Число предприятий, f Себестоимость единицы продукции, руб., y уicр-уср.=уicр-117,667 f*(у-уср)2 1 100-120 4 127,750 10,083 406,6676 2 120-140 5 123,000 5,333 142,2044 3 140-160 11 118,182 0,515 2,917475 4 160-180 7 112,286 -5,381 202,6861 5 180-200 3 106,000 -11,667 408,3567 Всего 30 117,667 1162,832
Для этого определим межгрупповуюдисперсию, характеризующую систематическую вариацию результативного порядка,обусловленную влиянием признака-фактора, положенного в основу группировки.
/>
/>
Межгрупповая дисперсия показываетвариацию себестоимости единицы продукции за счет изменения выпуска продукции.
Общую дисперсию, характеризующуювариацию себестоимости единицы продукции под действием всех факторов,рассчитаем по формуле:
/>
Расчет среднего значения признака /> представим втаблице 2.10.
Табл. 2.10 Расчет среднего значенияпризнака />№ предприятия Себестоимость единицы продукции, руб., y
y2 1 105 11025 2 105 11025 3 108 11664 4 110 12100 5 110 12100 6 110 12100 7 113 12769 8 114 12996 9 114 12996 10 115 13225 11 115 13225 12 115 13225 13 116 13456 14 117 13689 15 118 13924 16 118 13924 17 119 14161 18 119 14161 19 120 14400 20 121 14641 21 121 14641 22 122 14884 23 122 14884 24 122 14884 25 125 15625 26 125 15625 27 126 15876 28 127 16129 29 128 16384 30 130 16900 Сумма 416638
/>
Тогда общая дисперсия равна:
/>
/> или 91,4 %
Это означает, что на 91,4 % вариациясебестоимости единицы продукции обусловлена вариацией выпуска продукции и на8,6 % – влиянием прочих факторов.
Вычислим эмпирическое корреляционноеотношение, которое показывает тесноту связи между группировочным ирезультативным признаками:
/>
/>
— это свидетельствует о наличиетесной (сильной) связи между выпуском продукции и себестоимость единицыпродукции.
Ответ: В результате расчетов получилиследующее:
1. С увеличениемвыпуска продукции падает себестоимость единицы продукции. Следовательно, междуэтими показателями имеется обратная зависимость.
2. Межгрупповаядисперсия 38,761.
3. Общая дисперсия42,41.
4. Коэффициентдетерминации 91,4 %.
5. Эмпирическоекорреляционное отношение 0,956.
6. Связь междусебестоимостью единицы продукции и выпуском продукции весьма высокая.
Задание 3. По результатам выполнениязадания 1 с вероятностью 0,954 определите
1. Ошибку выборкисреднего уровня себестоимости и границы, в которых будет находиться среднийуровень себестоимости продукции в генеральной совокупности.
2. Ошибку выборкидоли предприятий с уровнем себестоимости единицы продукции 125 руб. и более играницы, в которых будет находиться генеральная доля.

РЕШЕНИЕ
Определяем ошибку выборки среднегоуровня себестоимости продукции по формуле:
/> где n=30, k=0.2 или 20%
K=n / N
/> руб.
Найдем предельную ошибку:
/> />
/>руб
Средний уровень себестоимости единицыпродукции будет находиться в следующих границах:
/>/>
С вероятностью 0,954 можно сказать,что средний уровень себестоимости единицы продукции в генеральной совокупностинаходится в пределах от 116,460 руб. до 120,540 руб.
2. Определяем ошибку доли предприятийс уровнем себестоимости продукции 125 руб. и более по формуле:
/> или 20 %
Среднюю ошибку для выборочной долиопределим по формуле:
/>
/> или 6,5 %
Ошибка выборки доли предприятий суровнем себестоимости продукции 125 руб. и более составляет 6,53%
/>
/> или 13 %
Найдем пределы, в которых будетнаходиться генеральная доля, по формуле:
/>
/>
С вероятностью 0,954 можно сказать,что доля предприятий с уровнем себестоимости единицы продукции, равной 125,0руб. и более будет находится в пределах от 7,0% до 33,0%.

Задание 4. Имеются данные о выпускеоднородной продукции и ее себестоимости по двум филиалам фирмы:
Таблица 2.11Филиал Базисный период Отчетный период Выпуск продукции, тыс. ед. Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. Выпуск продукции, тыс. ед. Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. № 1 20 2,0 31,5 2,5 № 2 20 2,1 10,5 2,7
Определите:
1. Индексысебестоимости единицы продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным покаждому филиалу.
2. Общие индексысебестоимости переменного, постоянного состава, индекс структурных сдвигов.
Результаты расчетов представьте втаблице.
Сделайте выводы.
РЕШЕНИЕ:
1. Найдем индексы себестоимостиединицы продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным по формуле:
/>
Где iz — индекс себестоимости единицыпродукции;
z1 — себестоимость единицы продукции в отчетном периоде;
z0 — себестоимость единицы продукции вбазисном периоде.

Филиал № 1
/> или 125 %
Филиал № 2: />/> или 129 %
В первом филиале себестоимостьединицы продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 25%, во втором – на 29 %.
2. Найдем общие индексы себестоимостипеременного, постоянного состава, индекс структурных сдвигов.
Таблица 2.12Филиал Базисный период Отчетный период
/>
/>
/> /> />
Выпуск продукции, тыс. ед., q0
Себестоимость единицы продукции, тыс. руб., z0
Выпуск продукции, тыс. ед., q1
Себестоимость единицы продукции, тыс. руб., z1 /> /> № 1 20 2,00 31,5 2,5 40,00 63,00 78,75 /> № 2 20 2,10 10,5 2,7 42,00 22,05 28,35 /> Итого: 40 42 82,00 85,05 107,10 />
Найдем индекс переменного состава,который покажет изменение средней себестоимости единицы продукции за счетвлияния двух факторов: 1) изменения себестоимости в каждом филиале, 2)изменения структуры выпуска продукции.
/> или 124,4 %
Найдем индекс постоянного состава,который покажет изменение средней себестоимости только за счет изменения самойсебестоимости.
/> или 125,9 %
Найдем индекс структурных сдвигов,который покажет изменение средней себестоимости только за счет измененияструктуры выпуска продукции.
/> или 98,8 %
Проверим взаимосвязь между индексами:
/>
/>
/>
Выводы:
1. Средняясебестоимость единицы продукции в 2-х филиалах в отчетном периоде по сравнениюс базисным увеличилась на 24,4 %, что обусловлено увеличением себестоимости вкаждом филиале и изменением структуры выпуска продукции.
2. Средняясебестоимость единицы продукции в 2-х филиалах в отчетном периоде по сравнениюс базисным увеличилась на 25,9 %, что обусловлено только изменениемсебестоимости в каждом филиале.
3. Изменения вструктуре выпуска продукции в 2-х филиалах в отчетном периоде по сравнению сбазисным привели к снижению средней себестоимости единицы продукции на 1,2 %.

Аналитическая часть
В данной части курсовой работыпроведем статистический анализ динамики себестоимости производства колбасныхизделий выпускаемых компанией ЗАО МПК «Мясной ряд»» за период с 1.01.03г. по1.01.07г. (руб.).
Одной из важнейших задач статистикиявляется изучение изменений анализируемых показателей во времени, т.е. ихдинамика.
По данным, представленным в таблице3.1, проведем анализ динамики себестоимости единицы продукции ( КолбасаМосковская с/к), для чего рассчитаем следующие показатели:
—   абсолютный прирост;
—   темп роста;
—   темп прироста;
—   абсолютное значение 1% прироста;
—  средние за периодуровень ряда, абсолютный прирост, темпы роста и прироста.
Таблица 3.1 Себестоимость колбасной продукции (Колбаса«Московская» с/к) за 2003-2007ггВремя, г. Себестоимость колбасы Московской с/к, руб. 2003 72,51 2004 81,65 2005 87,35 2006 98,49 2007 126,36
1. Методика решениязадачи
Расчет показателей анализа ряда динамики осуществим поформулам, представленным в таблице 3.2.

/>Табл. 3.2 Формулы расчетапоказателейПоказатель Базисный Цепной Средний Абсолютный прирост
/>
/>
/> Темп роста
/>
/>
/> Темп прироста
/>
/>
/>
Средний уровень в интервальном ряду динамики вычисляется поформуле:
/>
Для определения абсолютной величины, стоящей за каждым процентомприроста себестоимости, рассчитывают показатель абсолютного значения 1%прироста (А%). Один из способов его расчета – расчет по формуле:
/>
Числовые обозначения: />–уровень первого периода; />– уровеньсравниваемого периода; />–уровень предыдущего периода; />–уровень последнегопериода; />–числоуровней ряда динамики.
2.  Технология выполнения компьютерныхрасчетов
Расчеты показателей анализа динамики себестоимости выполненыс применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.
Расположение на рабочем листе Excel исходных данных и расчетных формул представлено втаблице 3.3.
Таблица 3.3
/>
Результаты расчетов приведены в таблице 3.4.
Таблица 3.4
/>

Нарисунке 3.1 представлено графическое изображение изменеия себестоимости подвлияниями отдельных факторов.
/>
Рис.3.1 Изменение себестоимости«Колбаса «Московская»» за 2003-2007 гг.
Результаты проведенных расчетовпозволяют сделать следующие выводы.
1. Средняя величина себестоимостипроизводства колбасы «Московская», выпускаемых компанией ЗАО МПК «Мясной ряд»за период с 1.01.03г. по 1.01.07г. составила 93,27 руб. в год.
2. Средний темп роста равняется114,90%, следовательно, это говорит о том, что:
— величина себестоимости производстваколбасы «Московская» за период с 1.01.03г. по 1.01.07г. в среднем увеличиваласьна (114,90-100)% 14,90% в год.
3. Так как в нашем примере среднийтемп прироста величины себестоимости производства колбасы «Московская»,выпускаемых компанией ЗАО МПК «Мясной ряд» за период с 1.01.03г. по 1.01.07г. характеризуетсяположительным значением (14,90), что свидетельствует о ежегодном увеличениивеличины себестоимости производства колбасы «Московская» за наш период.
4. Абсолютный прирост показывает, чтов наш период в среднем происходило увеличение величины себестоимостипроизводства колбасы «Московская» на -13,46 руб. в год.
Таким образом, так как себестоимостьпроизводства колбасы «Московская», за период с 1.01.03г. по 1.01.0г увеличиласьна
-13,46 руб. в год, можно сделатьвывод о том, что предприятие не эффективно использует резервы возможногоснижения себестоимости продукции и не в полной мере разрабатывает мероприятияпо ее мобилизации, а значит, не эффективно использует материальные, трудовые и денежныересурсы в процессе производства и сбыта продукции.

Заключение
Вопросы оценки и анализа себестоимости продукции,сопоставление ее значений с плановыми значениями занимают важное место впроизводственно — хозяйственной деятельности любого предприятия.
Анализ себестоимости по статьямзатрат дает возможность установить динамику отдельных статей и ее влияние насебестоимость продукции. Результат анализа позволяет видеть, под влиянием какихфакторов сформировался тот или иной уровень себестоимости, в какой мере этифакторы влияли на общую себестоимость, в каких направлениях необходимо вестиборьбу за снижение себестоимости.
Себестоимость продукции относится кчислу важнейших качественных показателей, отражающих все стороны хозяйственнойдеятельности предприятия (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровеньсебестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочеговремени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т.д. Себестоимость является основой определения цен на продукцию. Ее снижениеприводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиватьсяснижения себестоимости надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики,методы калькуляции себестоимости. Все это является предметом статистическогоизучения при анализе себестоимости.
В расчетной части рассмотрели ииспользовали основные методы для расчета и вычисления показателей,характеризующие, уровень и динамику себестоимости продукции и на основерасчетных показателей сделали выводы.
В аналитической части провелистатистический анализ динамики себестоимости производства колбасы «Московская»,выпускаемых компанией ЗАО МПК «Мясной ряд» за период с 1.01.03г. по1.01.07г.(руб.)
Анализ показал, что, себестоимостьпроизводства колбасы «Московская», выпускаемых компанией ЗАО МПК «Мясной ряд»за период с 1.01.03г. по 1.01.07г.увеличилась на -13,46 руб. в год.

Список используемой литературы
1. Годин А. М. Статистика: Учебник — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашкови К0», 2006. — 492 с.
2. Головко Е.Л., Сидоров В.Г.,Карминский А.М., Пересецкий А.А. Анализ рейтингов российских банков. Предпринт, 2002. М. Российская экономическая школа.
3. Гусаров В.М.Теория статистики:Учебн. Пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001. — 247 с.
4. Ефимова М.Р., Петрова Е.В.,Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:ИНФРА — М, 2007. -416 с. — (Высшее образование).
5. Деньги, кредит, банки: учеб.Пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика»и «Управление» / Е.И. Кузнецова; под ред. Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2007. — 527 с.
6. Курс социально-экономическойстатистики: Учебник для вузов/Под ред. проф. М.Г.Назарова М.: Финстатинформ,ЮНИТИ-ДАНА, 2000 771 с.
7. Российский статистическийежегодник. 2007: Стат. Сб./Росстат.- М., 2007