СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ
1. ВИДЫ И ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ ИРАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Виды и источникиформирования доходов населения
1.2 Принципы распределениядоходов населения
1.3 Виды расходовнаселения
2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВНАСЕЛЕНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
2.1 Анализ состава, структуры идинамики доходов населения Камчатского края
2.2 Анализ состава и структурырасходов населения Камчатского края
2.3 Анализ статистическогораспределения населения по величине среднедушевых денежных доходов
3. ПРОГРАММАПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Доходы играют очень важную роль в жизникаждого человека, потому что являются непосредственным источникомудовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основнойисточник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самыхнеобходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость длягосударства регулировать заработную плату, а для населения искать другиеисточники доходов. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкимипо сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этимвозникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой такжеприходится заботиться государству. Чем больше доходы, тем выше спрос напродукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качествопродукции, т. к. возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, еёконкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическаяситуация в стране.
Поэтому регулирование доходов и заработной платы являетсячастью политики любого государства. Таким образом, доходы населения и источникиих формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с нимисвязанные, требуют скорейшего разрешения. Именно поэтому данная тема актуальнав любые времена, в любой стране, при любом экономическом строе. В РоссийскойФедерации вопросы, связанные с доходами, стоят очень остро. Решение проблемтребует большего государственного вмешательства, чем в развитых странах.
Цель работы заключается в выявлении тенденций и закономерностейформирования доходов и расходов населения Камчатского края.
Основные задачикурсовой работы:
— определить общетеоретическую сущность доходов населения ихклассификацию;
— изучить принципы распределения доходов населения;
— проанализировать состав, структуру и динамику доходовнаселения Камчатского края;
— проанализировать состав и структуру расходов населенияКамчатского края;
— определить показатели дифференциации доходов населения вКамчатском крае.
Объектом исследования являются доходы и расходы населения.
Предметом исследования выступают статистические инструменты иметоды показателей уровня доходов и расходов населения.
При написании курсовой работы применялись такие методыисследования как табличный и графический методы, методы абсолютных,относительных и средних величин, вариационный анализ и анализ динамики.
Теоретико-методологической основой и эмпирическойбазойкурсовой работы послужили: учебная литература по дисциплине «Статистика» и«Общая теория статистики» таких авторов как Елисеева И.И., Балдина К.А.,Озерова К.А., материалы Камчатстата и материалы периодической печати.
1. ВИДЫ И ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ ИРАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Виды и источники формирования доходов населения
Доходы населения– это все материальные средства,которые домохозяйства получают как результат экономической деятельности или кактрансферты. Доходы поступают населению в денежной и натуральной формах. Натуральнаяформа доходов включает продукцию, произведенную домохозяйствами длясобственного потребления, натуральные трансферты (продукты питания, одежду).
Среднедушевые денежные доходы, которые исчисляютсяпутем деления общей суммы денежного дохода на наличное население.
Номинальные денежные доходынаселения характеризуютобщее количество денег, которое получено (или начислено) за определенный периодвремени. Номинальные доходы населения формируются по следующим направлениям:
— выплаты в виде заработной платы, доходы типа заработнойплаты, доходы от собственного хозяйства;
— денежные поступления в виде трансфертных платежей;
— денежные доходы, получаемые через финансово-кредитную систему[2, с. 832].
Располагаемые денежные доходы– это доходы, которые могут быть использованына личное потребление и сбережения. Они равны номинальным доходам за вычетомналогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения.
На доходы населения значительное влияние оказывает рост цен.Показателем, отражающим это влияние, является индекс потребительских цен (ИПЦ)– индекс цен, рассчитанный для группы товаров и услуг, входящих впотребительскую корзину среднего городского жителя [10, с. 149].
Для его расчета необходима информация об изменении цен,которую получают путем регистрации цен и тарифов на потребительском рынке. ВРоссии ценовая информация собирается на предприятиях торговли и услуг всех формсобственности, а также на рынках и ярмарках на всей территории РоссийскойФедерации: в столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов ивыборочно – в районных центрах.
Кроме того, необходимы данные о структуре потребительскихрасходов населения, так называемой потребительской корзине. Она представляетсобой выборку товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением.
Реальные денежные доходыотражают покупательную способностьденежного дохода. Это номинальные денежные доходы текущего периода,скорректированные на индекс потребительских цен.
Реальные располагаемые денежные доходыопределяются исходя из скорректированныхна индекс цен денежных доходов текущего периода, за вычетом обязательныхплатежей и взносов.
Основными источниками доходов населения являются:
— факторные доходы (доходы от основных факторов производства,которыми владеют домохозяйства): заработная плата, доходы от собственности(арендная плата, проценты, дивиденды), доходы от предпринимательскойдеятельности (прибыль);
— трансфертные платежи: пенсии, пособия, стипендии;
— другие поступления: страховые возмещения, доходы отпродажи иностранной валюты и прочие.
В экономической литературе сложилось два основных подхода копределению источников доходов: с позиции теории трудовой стоимости (А. Смит,Д. Рикардо, К. Маркс) и теории факторов производства (господствует в современнойзарубежной экономической науке). Согласно первому подходу, доход создаетсятолько трудом рабочих, согласно второму – каждый фактор (труд, земля, капитал)получают свой доход в виде заработной платы, земельной ренты, процента на капитал[6, с. 72].
В структуре доходов населения важную роль играет заработнаяплата, которая является платой за труд как фактор производства. Это важнейшаяформа дохода наемного работника и стимул к производительному труду. Другойфактор формирования доходов в условиях рыночной экономики — капитал. В широкомсмысле — это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьмидля производства товаров и услуг. В более узком смысле — это вложенный в дело,работающий источник дохода в виде средств производства (физический капитал).
Наряду с оплатой труда в условиях рыночной экономикисоставной частью системы формирования совокупных доходов населения стали доходыот предпринимательской деятельности. В ходе рыночных преобразований получилиюридическое признание, различные формы собственности, созданы определенныеэкономические, социальные и правовые условия для развития активнойпредпринимательской деятельности. Это способствовало росту, как абсолютныхразмеров, так и доли предпринимательских доходов в структуре совокупных доходовнаселения.
Предпринимательские способности имеют свою специфическуюформу вознаграждения — предпринимательский доход. Он зависит от суммы капитала,вложенного в предпринимательское дело; новизны начатого дела; риска собственнымкапиталом; труда самого предпринимателя; от ставки за кредит, обстановки вэкономике, состояния законодательства, соблюдения правовой и договорнойдисциплины, от экономической обоснованности осуществляемой хозяйственной деятельности.Хотя рынок предоставляет свободу выбора рода деятельности в различных сферах,но способностью к эффективной предпринимательской деятельности обладаетнезначительная часть общества. Большая же часть, по своим способностям,интересам, жизненным принципам не вписывается в предпринимательскуюдеятельность, так как не обладает соответствующими способностями [6, с. 76].
Кроме того, значительная часть населения не в состоянииактивно включиться в товарно-денежные отношения по иным объективным причинам(инвалиды, престарелые, учащиеся). В свою очередь, официальная экономика не всостоянии обеспечить всех желающих работать рабочими местами и нормальнымуровнем доходов. Все эти моменты заставляют людей искать другие возможности дляполучения дополнительных доходов, чтобы обеспечить свои потребности.
В существующей экономической ситуации определённое количестволюдей обеспечивает себя с помощью ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Семьи,ведущие ЛПХ, часто в состоянии не только прокормить себя собственными продуктами,но и обеспечить себя денежными доходами за счет продажи излишка продукции. ЛПХоказывают существенное влияние на уровень жизни различных слоев населения, таккак произведенная в них продукция выступает основным доходом для семей, имеющихЛПХ.
Существенное влияние на формирование доходов населенияоказывают выплаты по программам государственной помощи – трансфертные платежи.Трансферты — бюджетные средства для финансирования обязательных выплатнаселению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат,установленных законодательством Российской Федерации, законодательствомсубъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местногосамоуправления.
Пенсия — регулярные денежные выплаты, предоставляемыегражданам при достижении соответствующего пенсионного возраста, наступленииинвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особыезаслуги перед государством.
Пособие — гарантированная денежная выплата при временномперерыве в работе, а также для компенсации повышенных расходов, возникающих встрого определенных случаях. Назначается при временной нетрудоспособности (приболезни, увечье, уходе за больным членом семьи, карантине и в некоторых другихслучаях); по уходу за ребенком после его рождения до достижения определенноговозраста; по беременности и родам; на погребение; на протезирование; обучение ипереобучение инвалидов. По форме выплаты пособия подразделяются наединовременные и периодические [9, с. 202].
Компенсация — возмещение потерь, понесенных убытков,расходов, возврат долга, вознаграждение. Денежные выплаты, установленные в целяхвозмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иныхобязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральнымизаконами.
Социальные выплаты — компенсации и социальные льготы,предоставленные работникам, в частности, на лечение, отдых, проезд,трудоустройство (без социальных пособий из государственных и негосударственныхвнебюджетных фондов). К выплатам социального характера относятся: страховыевзносы на добровольное медицинское страхование, а также по договорам личного,имущественного и иного страхования в пользу работников; расходы по оплате услугучреждений здравоохранения, оплата путевок работникам и членам их семей наотдых, экскурсии; возмещение платы родителей за содержание детей в дошкольныхучреждениях; выходное пособие и сумма на трудоустройство в связи с ликвидациейпредприятия, сокращением числа работников [9, с. 203].
Денежные доходы населения, получаемые черезфинансово-кредитную систему представляются в виде:
— выплат по государственному страхованию;
— банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство,хозяйственное обзаведение молодым семьям;
— процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемыхпо итогам года;
— доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышейи погашений по займам;
— выигрышей по лотереям;
— временно свободных средств, образующихся в результатепокупки товара в кредит.
Прочие денежные поступления включают выручку населения отпродажи вещей через комиссионные и скупочные магазины.
Классификация доходов предусматривает их распределение иобъединение в группы и подгруппы в зависимости от различных признаков:
1. По экономической природе:
Трудовые доходы (основа формирования трудовая деятельность):
— доходы получаемые в форме оплаты труда;
— доходы от индивидуальной трудовой деятельности;
— доходы от личного подсобного хозяйства;
— доходы от предпринимательской деятельности;
— доходы от реализации платных бытовых услуг;
Нетрудовые доходы:
— экономически обоснованные – доходы, получаемые по линиигосударственных официальных каналов;
— социальные трансферты;
— доходы от собственности;
— дивиденды по акциям;
— проценты по облигациям и депозитам;
— экономически не обоснованные — все виды доходов, полученныеот незаконных финансово-хозяйственных операций [9, с. 204].
2. По экономическому содержанию:
— денежные доходы;
— натуральные доходы.
3. По степени использования:
— общие (брутто-доходы);
— располагаемые (нетто-доходы)
1.2 Принципы распределения доходовнаселения
Распределение населения по среднедушевому денежному доходуимеет правостороннюю асимметрию и может быть одномодальным или бимодальным. ВРоссии бимодальное распределение появилось в области высоких денежных доходов,что свидетельствует о дифференциации среди высокодоходных групп населения. Приобразовании и стабилизации ”среднего класса” бимодальность в распределениинаселения по доходу исчезает.
В настоящее время в России ведётся поиск оптимальной моделидля математического описания распределения населения по среднедушевому доходу вусловиях переходной и рыночной экономики.
Дифференциация доходов, как правило, рассматривается поразмеру среднедушевого совокупного дохода населения в целом, отдельных регионови групп домохозяйств (проживающих в городской местности, в сельской местности,из них хозяйств пенсионеров, имеющих детей до 16 лет). В статистике бюджетовдомашних хозяйств используются среднемесячный совокупный доход и средний доходна одного члена домохозяйства. Среди работающих за основу берётсясреднемесячная начисленная заработная плата рабочих и служащих по отраслямэкономики (без работников, занятых неполные рабочий день или неделю, иучеников). Для изучения дифференциации доходов и потребления населенияпроводятся перегруппировки домохозяйств:
— по децильным группам — выделяются десять групп, в каждойгруппе по 10% домохозяйств;
— по квинтильным группам — пять групп, в каждой группе по 5%населения;
— по покупательской способности населения — по группам,кратным величине прожиточного минимума или стоимости набора из 25 (или из 31)наименований продуктов питания [10, с. 309].
По каждой выделенной группе вычисляются: средний денежныйдоход, его состав; средний потребительский расход и его структура; среднийразмер потребления на душу населения продуктов питания, непродовольственных товарови услуг (в расчёте на 100 домохозяйств); показатель покупательской способностиденежных доходов (денежных доход, делённый на среднюю цену покупки данноготовара).
На основании распределения населения по размеру доходоврассчитываются следующие статистические характеристики:
1. Обобщающие показатели распределения: модальное значениедохода, медианное значение дохода и средний доход.
/>(1.1)
гдехМ0 –нижняя граница модального интервала;
iМ0 – величина модального интервала;
fМ0, fМ0-1, fМ0+1 – частоты (частости) соответственно модального, домодальногои послемодального интервалов [1, с. 105].
/>(1.2)
Где хМе – начало медианного интервала;
iМе – величина медианного интервала;
∑f — сумма частот(частостей) вариационного ряда;
fМе – частота (частость) медианного интервала;
SМе–1 – сумма накопленных частот (частостей) в домедианноминтервале.
/>(1.3)
гдеn — вариант;
х – число единиц в совокупности [1, с. 107].
2. Показатели структуры распределения дохода: квартильныйуровень дохода (нижний и верхний), децильный и другие возможные уровни дохода(нижние и верхние), доля квартильных, децильных и других групп населения(домохозяйств) по уровню дохода в денежном доходе общества, средний доход повыделенным группам населения.
3. Коэффициенты дифференциации доходов населения,устанавливающие размер повышения денежных доходов высокодоходных групп посравнению с низкодоходными группами населения.
К показателям дифференциации денежных доходов относятся:
1) децильный коэффициент дифференциации/>(1.4)
гдеd1 — значение аргумента (в данном случае дохода),вероятность быть ниже которого равна 0,1 (F1) (т.е. 10% населения имеют доходниже этого значения);
d9 — значение аргумента, вероятность быть ниже которого равна0,9 (F9) (т.е. 10% населения имеют доход выше этого значения).
2) коэффициент фондов/>(1.5)
гдеS10 — суммарный доход, который приходится на10% населения с самыми высокими доходами,
S1 — суммарный доход, который приходится на 10%населения с самыми низкими доходами [1, с. 108].
3) кривая Лоренца/>(1.6)
гдеyi — доля доходов, сосредоточенная у i-й социальной группы населения;
xi- доля населения, принадлежащая к i-й социальной группе в общейчисленности населения;
n- число социальных групп.
4) коэффициент Джини/>(1.7)
гдеcum yi — кумулятивнаядоля дохода.
При их расчёте используются данные о доходах крайних (бедныхи богатых) групп населения (децильный коэффициент, коэффициент фондов) илиполностью распределение населения по доходам (кривая и коэффициент Лоренца икоэффициент Джини). Они относятся к системе оценок, известной как методологияПарето — Лоренца — Джини, широко используемой в зарубежной социальнойстатистике. Итальянский статист и социолог В.Парето (1848-1923) обобщил данныенекоторых стран и установил, что между уровнем доходов и числом их получателейсуществует обратная зависимость, названная законом Парето. Американскийстатистик и экономист О.Лоренц (1876-1959) развил этот закон, предложив егографическое изображение в виде кривой, получившей название ”кривая Лоренца” [7,с. 52].
Кривая Лоренца представляет собой кривую концентрации погруппам. На графике Лоренца в случае равномерного распределения дохода попарныедоли населения и доходов должны совпадать и располагаться на диагоналиквадрата, что и означает полное отсутствие концентрации дохода. Отрезки прямых,соединяющие точки, соответствующие накопленным частостям и нарастающим процентамдохода, образуют ломаную линию концентрации (кривую Лоренца). Чем больше эталиния отличается от диагонали (чем больше её вогнутость), тем большенеравномерность распределения доходов, соответственно выше его концентрация.Очевидно, в конкретных случаях нельзя ожидать ни абсолютного равенства, ниабсолютного неравенства в распределении доходов среди населения. КоэффициентЛоренца как относительная характеристика неравенства в распределении доходов [7,с. 55].
Коэффициент концентрации доходов Джини показываетраспределение всей суммы доходов населения между его отдельными группами.Коэффициент G изменяется в интервале от 0 до 1.Чем ближе значение G к 1, тем выше уровень неравенства(концентрации) в распределении совокупного дохода; чем ближе он к 0, тем вышеуровень равенства.
1.3 Виды расходов населения
Включают расходы на покупку товаров иоплату услуг, обязательные платежи и добровольные взносы; прирост сбережений вовкладах и ценных бумагах; покупку жилых помещений; расходы населения наприобретение валюты; деньги, отосланные по переводам.
Показатели объема продаж товаровнаселению на вещевых, смешанных и продовольственных рынках определяются наоснове выборочных статистических наблюдений, разрабатываемых ГоскомстатомРоссии.
Кроме того, обобщаются следующиерасчетные и оценочные данные:
• объем услуг населению по недоучтеннымпредприятиям;
• объем услуг, оказываемых населениюфизическими лицами, зарегистрированными в налоговых службах;
• объем услуг, оказываемых населениюфизическими лицами, не зарегистрированными в налоговых службах.
Информационной базой расчетов услуг,оказанных физическими лицами, являются данные районных налоговых служб одоходах, полученных ими от предпринимательской деятельности, а также экспертныеоценки объемов услуг, выполняемых лицами, не попадающими в поле зрения налоговыхслужб или уклоняющимися от уплаты налогов.
Обязательные платежи и добровольныевзносы включают налоги исборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации,возврат ссуд, приобретение лотерейных билетов, проценты за товарный кредит,обязательные взносы в Пенсионный фонд.
Налоги и сборы включают подоходный налог,государственные пошлины, земельный налог и арендную плату за землисельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, налог на имуществофизических лиц, сбор за право торговли и другие виды налогов и сборов,взимаемых с граждан. Определяются суммы налогов и сборов исходя из отчетов обисполнении соответствующих бюджетов.
Платежи по страхованию включают взносы по обязательномустрахованию имущества, пассажиров в пути на транспорте, добровольномустрахованию имущества, страхованию ответственности и личному страхованию иопределяются по отчетности страховых организаций.
Взносы в общественные и кооперативныеорганизации включаютвступительные и членские взносы в профсоюзные, партийные организации, а такжеразличные добровольные организации и ассоциации и определяются на основе данныхот организаций о поступлении взносов.
Возврат ссуд включает погашение населением долгосрочныхи краткосрочных ссуд. Данные о погашении ссуд, включая проценты за пользованиеими, обобщаются в территориальных управлениях ЦБ РФ и учреждениях СбербанкаРоссии.
Прирост сбережений во вкладах иценных бумагах определяетсяпо данным Центрального Банка РФ и Сбербанка России. Статья «покупка жилых помещений»включает в себя покупку населением квартир, комнат, отдельных жилых строений иопределяется на основе данных статистики жилищных условий. Расходы населения наприобретение иностранной валюты определяются по данным отчета о движенииналичной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте отдельнопо коммерческим банкам [4, с. 202 – 203].
В современных экономических условияхроль баланса денежных доходов и расходов населения изменилась. Составлениебаланса осуществляется на основе данных государственной статистики, отчетовфинансовых органов и внебюджетных социальных фондов. Движение же денежныхпотоков в настоящее время становится все более независимым от государства и вопределенной части не находит отражения в государственной отчетности. Поэтомубаланс денежных доходов и расходов населения уже не может рассматриваться вкачестве основного источника информации для характеристики уровня жизни населения,но может использоваться как характеристика видимых государству денежныхпотоков.
Вместе с тем баланс позволяетполучить достаточно достоверные оперативные оценки доходов и расходовнаселения. Поэтому целесообразным представляется дальнейшее совершенствование имодификация баланса денежных доходов и расходов населения в соответствии стребованиями СНС.
2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
2.1 Анализ состава, структуры и динамики доходов населения
Для анализа доходов населения необходимо определитьотносительную величину структуры доходов населения Камчатского края.
Таблица 1 — Состав денежных доходов населения Камчатскогокрая (млн. руб.) 2000 г. 2009 г. Доход (млн.руб.) % Доход (млн.руб.) % Денежные доходы — всего 15304,0 100 93147,2 100 в том числе: Доходы от предпринимательской деятельности 2619,7 17,1 5430,4 5,8 Оплата труда 9049,3 59,2 50413,8 54,1 Социальные выплаты 1439,9 9,4 13047,6 14,0 из них: Пенсии 1004,8 6,6 9298,9 10,0 Пособия и социальная помощь 417,4 2,7 3439,4 3,7 Стипендии 15,6 0,1 101,3 0,1 Доходы от собственности 231,0 1,5 2224,8 2,4 Другие доходы 1964,1 12,8 22030,6 23,7
1) ОВС доходов отпредпринимательской деятельности за 2000 год:
/>
2) ОВС оплаты трудаза 2000 год:
/>
3) ОВС социальныхвыплат за 2000 год:
/>
4) ОВС пенсий за2000 год:
/>
5) ОВС пособий исоциальной помощи за 2000 год:
/>
6) ОВС стипендий за2000 год:
/>
7) ОВС доходов отсобственности за 2000 год:
/>
8) ОВС от прочихдоходов за 2000 год:
/>
9) ОВС доходов отпредпринимательской деятельности за 2009 год:
/>
10) ОВС оплаты трудаза 2009 год:
/>
11) ОВС социальныхвыплат за 2009 год:
/>
12) ОВС пенсий за2009 год:
/>
13) ОВС пособий исоциальной помощи за 2009 год:
/>
14) ОВС стипендий за2009 год:
/>
15) ОВС доходов отсобственности за 2009 год:
/>
16) ОВС от прочихдоходов за 2009 год:
/>
/>
Рисунок 2.1 – Структура доходов населения Камчатского края в2000 г. (в процентах)
/>
Рисунок 2.2 – Структура доходов населения Камчатского края в2009 г. (в процентах)
Вывод: В 2000 году наибольшим доходом населения была оплататруда, на втором месте доходы от предпринимательской деятельности, на третьемместе были прочие доходы, на четвертом – доходы от социальных выплат, на пятом– доходы от собственности. В 2009 году прочие доходы вышли на второе место,доходы от социальных выплат вышли на третье место, а доходы от предпринимательскойдеятельности опустились на четвертое место.
Наиболее существенные структурные сдвиги наблюдались подоходам от оплаты труда – их доля снизилась более чем на 5%, доходы отпредпринимательской деятельности снизились более чем на 11%, доходы от социальныхвыплат повысились практически на 5%, а прочие доходы повысились на 11%.
Определим относительную величину наглядности денежных доходовв Камчатском крае к денежным доходам в Российской Федерации:
Таблица 2 — Денежные доходы населения по России и Камчатскомукраю (руб. в месяц) 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Российская Федерация 8111,9 10196,0 12602,7 14939,2 16886,5 Камчатский край 10834,5 13236,8 15962,2 19063,0 22637,6 ОВН (Камч. края к РФ) % 133,6 129,8 126,7 127,6 134,1
1) ОВН в 2005 году:
/>
2) ОВН в 2006 году:
/>
3) ОВН в 2007 году:
/>
4) ОВН в 2008 году:
/>
5) ОВН в 2009 году:
/>
/>
Рисунок 2.3 – Доходы населения по России и Камчатскому краю впериод с 2005 по 2009 г. (рублей в месяц)
Вывод: Проанализировав величину дохода населения Камчатскогокрая и сравнив ее с общероссийским уровнем дохода, можно прийти к выводу, что впериод с 2005 года по 2009 год доход населения Камчатского края был в среднемна 30% больше, чем доход населения по всей стране. Максимальная разница была в2009 году и составила чуть более 34%.
Определим относительную величину наглядности начисленнойзаработной платы в Камчатском крае к начисленной заработной плате в РоссийскойФедерации:
расход доход население распределение
Таблица 3 — Начисленная заработная плата по России иКамчатскому краю (руб. в месяц) 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Российская Федерация 8554,9 10633,9 13593,4 17290,1 18638,0 Камчатский край 15477,1 18540,9 21814,7 27254,2 31569,9 ОВН (Камч. края к РФ) % 180,9 174,4 160,5 157,6 169,4
1) ОВН в 2005 году:
/>
2) ОВН в 2006 году:
/>
3) ОВН в 2007 году:
/>
4) ОВН в 2008 году:
/>
5) ОВН в 2009 году:
/>
/>
Рисунок 2.4 – Начисленная заработная плата по России иКамчатскому краю в период с 2005 по 2009 г. (рублей в месяц)
Вывод: Проанализировав величины начисленных заработных платнаселения Камчатского края в период с 2005 года по 2009 год и сравнив их собщероссийскими, можно прийти к выводу, что начисления заработной платы вКамчатском крае в среднем больше на 70%, чем начисления заработной платы повсей стране. Однако в период с 2005 года по 2008 год разница в начисленияхсократилась с 81% до 57,5%, в 2009 году разница вновь возросла и составила почти70%.
2.2 Анализ состава иструктуры расходов населения
Определим относительную величину структуры расходов населенияКамчатского края.
Таблица 4 — Структура использования денежных доходов (млн.руб.) 2000 2009 Расход (млн. руб) % Расход (млн. руб) % Денежные расходы и сбережения — всего 15304,0 100 93147,2 100 в том числе: Покупка товаров и оплата услуг 10029,5 65,5 48302,4 51,9 Обязательные платежи и разнообразные взносы 990,3 6,5 10755,2 11,5 Приобретение недвижимости 13,4 0,1 860,3 0,9 Прирост финансовых активов 4270,8 27,9 33229,3 35,7 из него прирост, уменьшение (-) денег на руках у населения 1671,3 10,9 7508,1 8,1
1) ОВС покупкитоваров и оплаты услуг в 2000 году:
/>
2) ОВС обязательныхплатежей разнообразных взносов в 2000 году:
/>
3) ОВС приобретениянедвижимости в 2000 году:
/>
4) ОВС приростафинансовых активов в 2000 году:
/>
5) ОВС уменьшенияденег на руках у населения в 2000 году:
/>
6) ОВС покупкитоваров и оплаты услуг в 2009 году:
/>
7) ОВС обязательныхплатежей разнообразных взносов в 2009 году:
/>
8) ОВС приобретениянедвижимости в 2009 году:
/>
9) ОВС приростафинансовых активов в 2009 году:
/>
10) ОВС уменьшенияденег на руках у населения в 2009 году:
/>
/>
/>
Рисунок 2.5 – Структура расходов населения Камчатского краяза 2000 г. (слева) и за 2009 г. (справа) (в процентах)
Вывод: В 2000 году на первом месте стояли затраты населенияна покупку товаров и оплату услуг, на втором месте прирост финансовых активов,на третьем месте расходы на обязательные платежи и разнообразные взносы, начетвертом месте расходы на приобретение недвижимости. В 2009 году все осталосьбез изменения.
Следует заметить, что затраты населения на покупку товаров иоплату услуг уменьшились практически на 14 процентов, прирост финансовыхактивов увеличился почти на 8 процентов, так же увеличились затраты наобязательные платежи и разнообразные взносы на 5 процентов. Расходы на приобретениенедвижимости увеличились всего на 0,8 процентов.
Определим динамику покупательной способности населения.
Таблица 5 — Покупательная способность среднедушевых денежныхдоходов населения на хлеб и булочные изделия из пшеничной мукиГод Кол-во прод. (кг.) Абсолютный прирост (∆x) Темп роста (Тр) Темп прироста (Тпр) Абсолютное значение одного процента прироста (α) Базисный Цепной Базисный Цепной Базисный Цепной 2005 292,6 – – – – – – – 2006 296,2 3,6 3,6 101,2 101,2 1,2 1,2 2,93 2007 284,9 -7,7 -11,3 97,4 96,2 -2,6 -3,8 2,96 2008 334,0 41,4 49,1 114,1 117,2 14,1 17,2 2,85 2009 421,7 129,1 87,7 144,1 126,3 44,1 26,3 3,34
Определим абсолютные и относительные показатели динамики:
1) Абсолютныйприрост:
базисный за 2006 год: />
базисный за 2007 год: />
базисный за 2008 год: />
базисный за 2009 год: />
цепной за 2006 год: />/>
цепной за 2007 год: />/>
цепной за 2008 год: />/>
цепной за 2009 год: />/>
2) Темп роста:
базисный за 2006 год: />
базисный за 2007 год: />
базисный за 2008 год: />
базисный за 2009 год: />
цепной за 2006 год: />
цепной за 2007 год: />
цепной за 2008 год: />
цепной за 2009 год: />
3) Темп прироста:
базисный за 2006 год: />
базисный за 2007 год: />
базисный за 2008 год: />
базисный за 2009 год: />
цепной за 2006 год: />
цепной за 2007 год: />
цепной за 2008 год: />
цепной за 2009 год: />
4) Абсолютноезначение одного процента прироста:
за 2006 год: />
за 2007 год: />
за 2008 год: />
за 2009 год: />
Определим средние показатели динамики:
1) Среднийабсолютный прирост: /> кг
2) Средний темпроста: />
3) Средний темпприроста: />%
4) Так как данныйряд является интервальным, то
Средний уровень ряда: /> кг
Вывод: При оценке динамики покупательной способностинаселения на примере хлебобулочных изделий выявилась положительная тенденцияроста. За последние 5 лет покупательная способность населения на хлеб ибулочные изделия из пшеничной муки в среднем увеличивалась на 32,275 кг. или на9,6 процентов. В среднем покупательная способность составила 325,88 кг. Следуетзаметить, что за 2008 и 2009 года произошло резкое увеличение покупательскойспособности на 49 и на 88 кг. соответственно.
/>
Рисунок 2.6 — Покупательная способность населения на хлеб ибулочные изделия из пшеничной муки (в килограммах в месяц)
2.3 Анализ статистического распределения населения повеличине среднедушевых денежных доходов
Для расчета анализа статистического распределения населенияпо величине среднедушевых денежных доходов необходимо закрыть первый ипоследний интервалы и составить вспомогательную таблицу, где:
/> — численность человек (в процентах);
/> — середина интервала;
/> — накопленные частости.
Таблица 6 – Распределение населения по величине среднедушевыхденежных доходов (в процентах)Среднедушевой денежный доход, рублей в месяц за 2009 г. Население до 2000 0,1 от 2000 до 4000 1,4 от 4000 до 6000 4,1 от 6000 до 8000 6,5 от 8000 до 10000 7,8 от 10000 до 15000 20,0 от 15000 до 25000 28,8 свыше 25000 31,3 ИТОГО 100
/>
Рисунок 2.7 — Распределение населения Камчатского края повеличине среднедушевого денежного дохода в 2009 г.
Как можно увидеть из представленных данных, наибольшееколичество населения 31,3 % имеют среднедушевой доход в месяц свыше 25 тыс.руб. Далее следует группа с уровнем дохода от 15 тыс. руб. до 25 тыс. руб.(28,8 %) и замыкает тройку группа населения округа с доходом от 10 тыс. руб. до15 тыс. руб. (20,0 %).
Таблица 7 – Вспомогательная таблица
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/> 0,1 1000 100 0,1 18055 1805,5 325983025 32598302,5 1,4 3000 4200 1,5 16055 22477,0 257763025 360868235 4,1 5000 20500 5,6 14055 57625,5 197543025 809926402,5 6,5 7000 45500 12,1 12055 78357,5 145323025 944599662,5 7,8 9000 70200 19,9 10055 78429,0 101103025 788603595,0 20,0 12500 250000 39,9 6555 131100,0 42968025 859360500,0 28,8 20000 576000 68,7 945 27216,0 893025 25719120,0 31,3 30000 939000 100 10945 342578,5 119793025 3749521683,0 100 87500 1905500 – 88720 739589,0 1191369200 7571197500,0
Далее представлена кумулята распределения, котораяпоказывает, сколько единиц совокупности имеют значение признака не больше, чемрассматриваемое значение.
/>
Рисунок 2.8 — Кумулята распределения населения по величинесреднедушевого дохода
1. Определим показатели центра распределения:
1.1) Средняя арифметическая:
/>
1.2) Мода
/>
На основании данных вспомогательной таблицы мода составляет25,74 тыс. руб. для расчета выбран модальный интервал (25000 руб. до 35000руб.), поскольку он имеет наибольшую частоту (31,3 %). Таким образом, наиболеечасто встречающаяся величина среднедушевого дохода в вариационном рядусоставляет 25740 рублей.
1.3) Медиана
/>
Для расчета выбран медианный интервал, в котором сумманакопленных частот составляет более 50 % (от 15000 руб. до 25000 руб.).Следовательно, половина жителей Камчатского края имеют месячный среднедушевойдоход меньше 21493,1 руб., а половина больше этой суммы.
2. Определим показатели вариации:
2.1) Размах вариации
/>
2.2) Среднее линейное отклонение
взвешенное: />/>
2.3) Среднее квадратичное отклонение
взвешенное: />
2.4) Дисперсия
взвешенная: />
2.5) Коэффициент вариации
/>
— вариация средняя, совокупность относительно однородная
3. Определим показатели формы распределения:
3.1) Коэффициент асимметрии
/>
асимметрия значительная, правосторонняя
1) Определимдецильный коэффициент дифференциации
Для определения децильной величины дифференциации доходовнаселения Камчатского края необходимо рассчитать верхний и нижний децили.
4.1) Нижний дециль
/>
Примерно 10% населения Камчатского края в 2009 году имелизаработную плату менее 7353,8 рублей.
4.2) Верхний дециль
/>
Примерно 10% населения Камчатского края в 2009 году имелизаработную плату более 31805,1 рублей.
4.3) Децильный коэффициент дифференциации
/>
В 2009 году минимальный месячный среднедушевой доход 10%наиболее обеспеченного населения превышает максимальный доход 10% наименееобеспеченного населения в 4,3 раза.
3. ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАМЧАТСКОГОКРАЯ
Программа комплексного социально-экономического развитияКамчатского края на период 2010-2015 гг. и в перспективе до 2025 года.
Основная цель программы:
Социально-экономическое развитие Камчатского края направленноена обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темповэкономического роста, снижение социального неравенства.
Цели социально – экономической программы:
— повышение материального уровня жизни населения;
— обеспечение потребностей в социальном обслуживании исоциальной поддержке;
— обеспечение продуктивной занятости и достойных условийтруда;
— воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.
Программа социально-экономического развития заключаются всодействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизничерез повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий длядостойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимыхгрупп населения.
Определены следующие цели социально-экономического развитияКамчатского края:
1. Улучшение демографической ситуации и положения семей сдетьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности инеравенства по денежным доходам населения.
3. Повышение эффективности системы социального обслуживания исоциальной поддержки населения.
4. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечениезащиты прав граждан в области труда.
Основные мероприятия повышения уровня жизни населения.
Главными направлениями работы в социальной сфере впредстоящий период будут:
— решение демографических проблем на основе повышениярождаемости и сокращения смертности;
— реализация приоритетного национального проекта в сферездравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи;
— поддержка старшего поколения на основе повышения уровняпенсионного обеспечения и эффективности предоставляемой социальной помощи.
Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду сдругими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработнойплаты и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главнойзадачи — последовательного повышения уровня и качества жизни населения,сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальныхуслуг.
1. Улучшение демографической ситуации и положения семей сдетьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Данная цель направлена на постепенную стабилизациючисленности населения страны на основе создания условий, благоприятных длярождения детей, снижения смертности и упорядочения миграции населения наоказание помощи и поддержки семьям с детьми, находящимися в трудной жизненнойситуации; на защиту прав и интересов детей и подростков, оставшихся безпопечения родителей.
Для достижения цели потребуется повысить эффективностьдеятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления всфере регулирования демографических процессов, касающихся рождаемости, оказанияподдержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемойпродолжительности жизни, миграции населения и иных аспектов демографическогоразвития.
2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности инеравенства по денежным доходам населения.
Достижение повышения благосостояния населения, снижениебедности и неравенства по денежным доходам населения в полном объеме возможнотолько при устойчивом экономическом росте, снижении темпов инфляции, проведениисбалансированной налоговой политики. Уровень достижения цели зависит также отсвоевременного выделения в полном объеме бюджетных средств, предусмотренных нареализацию соответствующих программ, средств государственных внебюджетныхфондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования).
Повышение благосостояния населения в значительной степенисвязано с ситуацией на рынке труда и занятостью населения.
Предусматривается провести работу по переориентированиюдеятельности системы органов социальной защиты населения и муниципальных образованийпреимущественно на предоставление помощи семьям, находящимся за чертойбедности. Будут разрабатываться, и внедряться информационные технологии иэффективные методики адресной социальной помощи и содействия бедным семьям.
Программы помощи бедным должна носить комплексный характер ипредусматривать сочетание материальной помощи бедным с мерами по социальнойинтеграции и повышению конкурентоспособности на рынке труда. Это предполагаетналичие тесной координации деятельности органов социальной защиты с органамизанятости населения и органами, осуществляющими предоставление жилищныхсубсидий и иных форм социальной помощи, на основе совместного планирования иреализации социальных программ и использования единых баз данных о бедныхдомохозяйствах.
Особое внимание должно быть уделено обеспечению эффективноговзаимодействия органов социальной защиты и занятости населения снегосударственными организациями, чья деятельность направлена на оказаниепомощи нуждающимся категориям населения, а также с представителями деловогосообщества. Важно обеспечить развитие механизмов частно-государственногопартнерства, позволяющих объединять средства государства и частныхблаготворителей, а также привлекать негосударственные организации длясовместной разработки и реализации программ сокращения бедности на условияхгосударственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах.
Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках даннойстратегической цели задач, должно стать существенное сокращение бедности,снижение дифференциации в денежных доходах.
3. Целью социального обслуживания и оказания мер социальнойподдержки населению является снижение воздействия факторов социального риска имаксимально возможная степень реализации социальных гарантий в сочетании спредоставлением широкого спектра услуг, создание благоприятных условий дляполноценной жизни, восстановления личностного и социального статуса, оказаниесоциальной, бытовой, медицинской, консультативной помощи, улучшение положенияпожилых граждан, инвалидов и семей с детьми, а также детей, находящихся втрудной жизненной ситуации.
Реализация поставленной цели проходит в соответствии соследующими основными принципами социальной поддержки:
– адресность –предусматривает предоставление помощи конкретным нуждающимся лицам и семьям, сучетом их индивидуальных потребностей и возможностей;
– дифференцированность– предполагает определение размеров и видов помощи в зависимости от условийпроживания, уровня доходов, степени нуждаемости, возможности оказания помощи состороны родственников и других факторов;
– гарантированность– предполагает обязательное оказание помощи обратившимся гражданам и семьям сдетьми, имеющим на нее право;
– комплексность –предполагает возможность предоставления одновременно нескольких видов социальнойпомощи (денежной, натуральной, в виде услуг);
– принципсоциального реагирования – предполагает корректировку мероприятий, размера ивида помощи и категорий населения при изменении социально-экономическойситуации.
Поставленная цель достигается за счет предоставления пожилымгражданам, инвалидам и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненнойситуации, мер муниципальной социальной поддержки и социальных услуг.
Для достижения поставленной цели могут быть сформулированыследующие задачи:
– обеспечениедоступности услуг в сфере социального обслуживания населения;
– активизациякомплексного подхода и укрепление гарантий получения социальной,медико-социальной, социально-бытовой, психологической, юридической,экономической помощи населению;
– переход отзаявительного принципа социального обслуживания к принципу активного выявленияграждан, нуждающихся в социальных услугах;
– повышениекачества социальных услуг;
– внедрение новыхэффективных социальных технологий;
– повышениепрофессионального уровня социальных работников;
– укреплениематериально — технической базы учреждения социального обслуживания;
– создание условийдля развития социальной ответственности у родственников и лиц, осуществляющихуход за престарелыми и инвалидами.
Для осуществления поставленных задач необходимо выполнениеследующих мероприятий:
– применениесетевых технологий обеспечения отдельными услугами;
– развитиепервичного звена инфраструктуры предоставления социальных услуг – социальныхслужб;
– создание группвзаимопомощи граждан пожилого возраста и инвалидов;
– посещение пожилыхлюдей на дому психологом;
– выявлениеиндивидуальных потребностей потребителей в социальных услугах;
– развитиесоциального патронажа как эффективного метода своевременного выявления граждан,оказавшихся в сложной жизненной ситуации, предоставления им адекватныхсоциальных услуг, предотвращения потенциально опасных ситуаций вследствиенеобеспеченности необходимыми услугами;
– открытиеотделения разноуровневого социального обслуживания на дому без дополнительногофинансирования путем внутренней перестановки кадров в отделении;
– установлениедополнительной адресной помощи малообеспеченным семьям в виде денежных выплат,натурального обеспечения, предоставления социальных услуг;
– проведениемероприятий, направленных на нравственное и духовное воспитание детей и семей вцелом;
– укреплениевзаимодействия с общественными, благотворительными организациями в решениизадач социальной поддержки населения городского округа.
Ожидаемые результаты от предоставления мер социальнойподдержки и оказания социальх услуг:
· стабилизациясоциальной обстановки в городском округе, снижение социальной напряженности;
· обеспечениедополнительной экономической помощью лиц пожилого возраста, лиц с ограниченнымивозможностями здоровья, семей с несовершеннолетними детьми;
· повышениекачества и уровня жизни пожилых граждан, инвалидов и семей снесовершеннолетними детьми;
· привлечениевнимания общественности к проблемам пожилых людей, лиц с ограниченнымивозможностями здоровья.
Стратегическим направлением развития социальных услуг должностать предупреждение с помощью социальных услуг различных социальных рисков,использование социальных услуг в качестве одного из факторов системы социальнойбезопасности уязвимых групп населения. Оказание социальных услуг должногарантировать каждому социальную поддержку в кризисных ситуациях (разовыесоциальные услуги срочного характера), эффективную социальную помощь(регулярные социальные услуги в определенные периоды жизненного цикла),надежную социальную защиту (длительные или непрерывные услуги комплексногохарактера).
Обеспечение населения доступными гарантированными социальнымиуслугами – это путь к продлению независимой жизни, сохранению и эффективномуиспользованию человеческих ресурсов.
4. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечениезащиты прав граждан в области труда.
Программой социально-экономического развития предусмотренопринять конкретные меры для того, чтобы:
— создать условия для более эффективного регулированияиспользования рабочей силы;
— развивать эффективную занятость населения, создать условиядля снижения безработицы и обеспечения социальной поддержки безработныхграждан;
— повысить мобильность рабочей силы и обеспечитьрегулирование миграционных процессов с учетом потребностей рынка труда.
— обеспечивать доступность и качество услуг в сфересодействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции,урегулирования коллективных трудовых споров;
— модернизировать механизмы проведения активной политики занятостии реализации других мер, способствующих повышению качества человеческогокапитала;
— создать условия для привлечения квалифицированных,легальных трудовых иммигрантов.
Программа социально-экономического развития заключаются всодействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизничерез повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий длядостойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимыхгрупп населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение тенденций и закономерностей доходов и расходовнаселения составляет одну из актуальных задач статистики. Анализ структурыденежных доходов населения края подтвердил общероссийскую тенденцию – основнойдоход население края получает за счет заработной платы, ее значение составлялов 2000 году более 59% в общей структуре доходов населения, однако в 2009 годуее значение упало до 54%. Так же наблюдалось значительное снижение в 2009 годучасти доходов от предпринимательской деятельности, по сравнению с 2000 годомэто значение опустилось более чем на 11% и составило менее 6% от общейструктуры. Следует отметить рост социальных выплат практически на 5%, а прочиедоходы повысились на 11%, и составили в 2009 году 14% и 24% соответственно.
Проанализировав величину дохода населения Камчатского края исравнив ее с общероссийским уровнем дохода, можно прийти к выводу, что доходнаселения Камчатского края в среднем на 30 процентов больше, чем доходнаселения по всей стране. Максимальная разница была в 2009 году и составила более34 процентов.
Изучив величины начисленных заработных плат населенияКамчатского края с и сравнив их с общероссийскими показателями, можно прийти квыводу, что начисления заработной платы в Камчатском крае в среднем больше на70 процентов, чем начисления заработной платы по всей стране. Максимальнаяразница была зафиксирована в 2005 году, она составила 81%, минимальная разницанаблюдалась в 2008 году – 57,5%.
При анализе структуры и состава расходов населения краявыявилась определенная закономерность, на первом месте стояли затраты населенияна покупку товаров и оплату услуг, на втором месте прирост финансовых активов,на третьем месте расходы на обязательные платежи и разнообразные взносы, начетвертом месте расходы на приобретение недвижимости. Следует заметить, что запериод с 2000 по 2009 год затраты населения на покупку товаров и оплату услугуменьшились практически на 14 процентов, прирост финансовых активов увеличилсяпочти на 8 процентов, так же увеличились затраты на обязательные платежи иразнообразные взносы на 5 процентов. Расходы на приобретение недвижимостиувеличились всего на 0,8 процентов.
При оценке динамики покупательной способности населения напримере хлебобулочных изделий выявилась положительная тенденция роста. Запоследние 5 лет покупательная способность населения на хлеб и булочные изделияиз пшеничной муки в среднем увеличивалась на 32,275 кг. или на 9,6 процентов. Всреднем покупательная способность составила 325,88 кг. Следует заметить, что за2008 и 2009 года произошло резкое увеличение покупательской способности на 49 ина 88 кг. соответственно.
Проанализировав статистическое распределение населения повеличине среднедушевых денежных доходов, выяснилось что половина жителей краяимеет месячный среднедушевой доход больше 21493,1 руб.
В результате расчета децильного коэффициента дифференциациисреднедушевых денежных доходов населения стало известно, что в 2009 годуминимальный месячный среднедушевой доход 10% наиболее обеспеченного населенияпревышает максимальный доход 10% наименее обеспеченного населения в 4,3 раза.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. БалдинК.А. Общая теория статистики. 2- е издание дополненное и переработнное. М.:Дашков и Ко, 2010 -361 с.
2.Герасимова И.А. Межрегиональная дифференциация среднедушевого денежного доходанаселения России (1995-2006 гг.). // Научные труды: Институтнароднохозяйственного прогнозирования РАН. 2008. Т. 6. С. 832-844
3. ЕлисееваИ.И. М.М. Юзбашев Общая теория статистики под редакцией Елисеевой И.И. – М.:Финансы и статистика, учебник 5-е издание переработанное и дополненное, 2007. –656 с.
4. Ефимова М.Р.,Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учебное пособие. М.: Финансы истатистика, 2003. – 560 с.
5.Камчатский статистический ежегодник за 2010 год./ Камчатстат, 2010.
6. ЛитвиновВ.А. О дифференциации населения по доходам и уровню жизни. // Уровень жизнинаселения регионов России. 2008. № 5. С. 70-76.
7. МинашкинВ.Г. Козарезова О.Л. Основы теории статистики. Учебное пособие. – М.: Финансы истатистика, 2008. – 144 с.
8. ОзероваК.А. Уровень и дифференциация доходов населения в субъектах РоссийскойФедерации. // Экономика образования. 2008. № 3. С. 137-148.
9.Социальноеположение и уровень жизни населения России. 2008: Стат.сб. /Росстат — M., 2008. – 502 c.
10.Статистика. 3- е издание дополненное и переработанное под редакцией ХарченкоЛ.П. Ионина В.Г. М.: Инфра-М, 2010. – 445 с.
11. СуворовА.В. Проблемы анализа дифференциации доходов и построение дифференцированногобаланса денежных доходов и расходов населения. // Проблемы прогнозирования.2001. № 1. С. 58-74.
12.Электронный ресурс: www.kamstat.ru/digital/region12/default.aspx — Официальный сайт территориального органа федеральной службы статистики поКамчатскому краю.
13.Электронный ресурс: www.kamchatka.gov.ru/ — Официальный сайтправительства Камчатского края.