–PAGE_BREAK–4. Основные показатели и методы статистики государственного бюджета
Статистика государственного бюджета занимается совершенствованием бюджетных классификаций и привидением их в соответствие с принятыми международными классификациями. Статистика определяет степень исполнения бюджетов разных уровней, объемы и динамику доходов и расходов, структуру бюджетных источников доходов и основных направлений их расходования. В задачи статистики входит сбор и обработка материалов об исполнении бюджетов, систематизации данных для их разработки. Наличие внутреннего и внешнего долгов государства, влияющих на расходную часть бюджета, делают необходимым определять их объем, динамику и структуру.
Источниками информации о государственном бюджете являются показатели федерального бюджета, устанавливаемые Законом о федеральном бюджете на каждый год, показатели региональных и местных бюджетов, принятые соответствующими законодательными органами, отчетность Главного управления федерального казначейства, отчетность Министерства РФ по налогам и сборам, отчетность Государственного таможенного комитета РФ, отчетность Центрального банка России, а также статистическая отчетность предприятий и организаций.
Для изучения бюджета широко используются различные статистические методы. Наибольшее применение получил метод группировки доходов и расходов бюджетов. Проведение группировок обеспечивается наличием бюджетной классификации.
Метод группировок применяется для решения задач, возникающих в ходе научно-статистического исследования:
— выделения социально-экономических типов явлений;
— изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
— выявление связей и зависимостей между отдельными признаками явления.
Для решения этих задач применяют три вида группировок: типологические, структурные, аналитические (факторные).
Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов. Признаки, по которым производится распределение единиц изучаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками.
Структурной называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью типологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку.
Одной из задач группировок является исследование связей и зависимостей между изучаемыми явлениями и их признаками. Это достигается с помощью аналитических (факторных) группировок.
Временной анализ показателей государственного бюджета предполагает построение динамических рядов.
Ряд динамики представляет собой ряд расположенных в хронологической последовательности числовых значений статистического показателя, характеризующего изменение явления во времени.
В каждом ряду динамики имеется два основных элемента: время tи конкретное значение показателя (уровень ряда) y.
Уровни ряда – это показатели, числовые значения которых составляют динамический ряд. Время – это моменты или периоды, к которым относятся уровни.
При построении ряда динамики принципиальным моментом является обеспечение сопоставимости уровней бюджетных показателей отражаемых в рядах динамики, поскольку бюджетная классификация, применяемая для группировки доходов и расходов государственного бюджета, с течением времени претерпевает изменения. Сопоставимость уровней может быть достигнута путем перегруппировки доходов и расходов за предшествующие годы согласно действующей в данный момент классификации. Кроме того, причиной несопоставимости уровней рядов динамики может быть меняющиеся масштабы цен, причина которых инфляция. Преодолеть подобную несопоставимость можно путем замены абсолютных показателей относительными, либо путем пересчета показателей с учетом индекса инфляции.
Для разработки плана и прогнозов исполнения бюджета используется метод экстраполяции и экспертных оценок. Применительно к бюджету метод экстраполяции заключается в составлении перспективы экономического развития исходя из практики предшествующих периодов, показателей социально-экономического развития страны, отдельных ее регионов, а метод экспертных оценок – это прогноз, базирующийся на оценках сделанных и обоснованных высококвалифицированными специалистами.
Аналитические показатели ряда динамики:
Показатели динамики с постоянной базой (базисные показатели) характеризуют окончательный результат всех изменений в уровнях ряда от периода, к которому относится базисный уровень, до данного (i-ого) периода. Показатели динамики с переменной базой (цепные показатели) характеризуются интенсивностью изменения уровня от периода к периоду в пределах изучаемого промежутка времени.
Абсолютный прирост () определяется как разность между двумя уровнями динамического ряда и показывает на сколько данный уровень ряда превышает уровень, принятый за базу сравнения:
где — абсолютный прирост,
— уровень сравниваемого периода,
— уровень базисного периода.
При сравнении с переменной базой абсолютный прирост будет равен:
где — уровень непосредственно предшествующего периода.
Абсолютный прирост с переменной базой иначе называют скоростью роста.
Коэффициент роста определяется как отношение двух сравниваемых уровней и показывает, во сколько раз данный уровень превышает уровень базисного периода.
При сравнении с постоянной базой .
При сравнении с переменной базой .
Если коэффициенты роста выражают в процентах, то их называют темпами роста: Тр = К*100%.
Темп прироста показывает на сколько процентов уровень данного периода больше (или меньше) базисного уровня. Этот показатель может быть рассчитан двояко:
1. как отношение абсолютного прироста к уровню, принятому за базу сравнения
или
2. как разность между темпом роста (в процентах) и 100%
Тп = Тр — 100%
Абсолютное значение одного процента прироста рассчитывают как отношение абсолютного прироста к темпу (в%) за тот же период времени.
Метод расчета среднего уровня ряда динамики зависит от вида временного ряда:
а) Для интервального ряда динамики абсолютных показателей средний уровень за период определяется по формуле простой средней арифметической:
,
где n– число уровней ряда.
б) Для моментального ряда с равными интервалами:
где n– число дат, y1,y2,…,tn– уровни ряда в последовательные моменты времени.
в) для определения среднего уровня моментального ряда с неравными промежутками времени вычисляется средняя арифметическая взвешенная:
,
где ti– количество дней (месяцев) между смежными датами.
Средний абсолютный прирост (или средняя скорость роста) рассчитывается как средняя арифметическая из показателей скорости роста за отдельные промежутки времени.
,
где ynи y1 — соответственно конечный и начальный уровни динамического ряда.
Средний коэффициент роста определяется по формуле, и показывает во сколько раз в среднем на единицу времени изменяется уровень динамического ряда.
.
Средний темп роста представляет собой средний коэффициент роста, выраженный в процентах.
,
где — средний годовой коэффициент роста.
Важнейшими аналитическими показателями государственного бюджета являются относительные показатели доходов (расходов) бюджета, позволяющие определить долю каждого раздела доходов (расходов) в общем объеме доходов (расходов) бюджета и сделать вывод о самых значимых статьях доходной (или расходной) частях бюджета. Наличие подобных данных в динамике дает возможность сделать выводы о структурных сдвигах в составе доходов и расходов государственного бюджета и определить круг факторов, вызвавших эти изменения.
Превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит) также очень значимые показатели статистики.
Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».
Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен как:
Дефицит = (Заимствование — Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.
Для аналитических целей наряду с основными показателями применяются другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики. Исходной посылкой при формировании системы показателей, характеризующих динамику и структуру государственного бюджета, является то, что доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы необходимы для удовлетворения общегосударственных потребностей. Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось выше, в превышении доходов над расходами (профиците). Величину дефицита государственного бюджета принято сопоставлять с показателем объема ВВП. Этот аналитический показатель является характеристикой финансового положения страны. Финансовое положение страны считается нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета — инфляционным или неинфляционным, т. е. за счет внешних заимствований и операций с ценными бумагами, каково соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита (см.таб 1.3).
Таблица 1.3
Результат финансовой деятельности государства (2003-2004 г.г. млр.руб.)№
Годы
Доходы
Расходы
Профицит (+)
Дефицит (-)
2003
2586.2
2372.0
+214,2
2004
3428.9
2708.6
+720,3
№Источник: Пресс-релиз к заседанию Правительства РФ рт 26.05.2005 http:// www.govrnment.gov.ru
Масштабы перераспределительных процессов посредством государственного вмешательства отражает показатель, определяющий отношение доходной части государственного бюджета к ВВП (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Отношение доходной и расходной частей бюджета в % к ВВП.І
2003
исполнено
В % к ВВП
( 13201,1)
2004
исполненл
В % к ВВП
(16778,8)
Доходы
2586,2
19,6
3428,9
20,4
Расходы
2372,0
18,0
2708,6
16,1
Профицит
214,2
1,6
720,3
4,3
І Источник: Пресс-релиз к заседанию Правительства РФ рт 26.05.2005 http:// www.govrnment.gov.ru
Рис.1.1 Удельный вес доходов консолидированного бюджета РФ (% к ВВП)
Статистические данные о бюджете позволяют анализировать величину задолженности по налогам, а также недоимки по отдельным их видам.
Статистический анализ данных государственного бюджета предполагает исчисление цепных и базисных индексов, позволяющих сделать вывод об интенсивности изменения показателей во времени.
Под индексом в статистике понимают относительный показатель, характеризующий изменение величины какого-либо явления во времени, пространстве или по сравнению с любым эталоном (нормативом, планом, прогнозом и т.д.). При анализе изменения индексируемых величин за ряд лет, возникает необходимость построения индексов за ряд последовательных периодов, которые образуют индексные системы. В зависимости от базы сравнения системы индексов бывают базисными и цепными.
В системе базисных индексов сравнения уровней индексируемого показателя в каждом индексе производят с уровнем базисного периода, а в системе цепных индексов с уровнем предыдущего периода.
Для характеристики интенсивности, т.е. относительного изменения уровня динамического ряда за какой – либо период времени исчисляют темпы прироста показателей.
Показатель интенсивности изменения уровня ряда, выраженный в долях единицы называется коэффициентом роста, а в процентах — темпом роста. Коэффициент роста (снижения) показывает во сколько раз сравниваемый уровень больше уровня, с которым производится сравнение. Темп роста всегда положительное число.
Темп прироста (сокращения) показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения и вычисляется как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню принятому за базу сравнения. Чтобы правильно оценить значение темпа прироста, его рассматривают в сопоставлении с показателем абсолютного прироста. Результат выражают показателем, который называют абсолютным значением одного процента прироста и рассчитывают как отношение абсолютного прироста к темпу прироста за тот же период времени.
В тех случаях, когда сравнение производится с отдалением периода времени, принятого за базу сравнения, рассчитывают пункты роста, которые представляют собой разность базисных темпов роста, % двух смежных периодов.
В отдельных случаях возникает необходимость установить тенденцию изменения отдельных показателей. В этом случае прибегают к аналитическому выравниванию ряда динамики бюджетных показателей.
Важной задачей статистики бюджета является изучение и анализ закономерностей формирования и расходования средств бюджета на всех уровнях бюджетной системы.
Основные факторами влияющими на уровень доходов федерального и регионального бюджетов можно отнести следующие макроэкономические с показатели:
— объем валового внутренний продукта (ВВП));
— объем использованного национального дохода;
— объем налоговых поступлений в бюджет и т.д.
К числу факторов влияющих на изменение налоговых поступлений, относится изменение налоговых ставок и величины налоговой базы.
Таким образом, абсолютное изменение объема налоговых поступлений по одному виду налога в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет двух факторов (изменение объема налоговой базы и изменение налоговой ставки) может быть исчислено по формуле:
=
Новой аналитической задачей статистики государственного бюджета являются изучение источников бюджетного финансирования и определение роли каждого источника в покрытии дефицита государственного бюджета.
Определение степени исполнения бюджета происходит путем сравнения фактических показателей доходов расходов с установленными (расчетными) показателями (табл. 1.5). Такие сопоставления производятся по сводным показателям, так и по отдельным статьям доходов и расходов бюджета и являются исходным пунктом установления причин дефицита (или профицита) бюджета.
Таблица 1.5
Исполнение Федерального бюджета Российской Федерации в 2004 году№
Статьи бюджета
Утверждено ФЗ «О ФБ на 2004 г.) млр.руб.
Фактически исполнено
млр.руб.
Фактически исполнено в % отношении к утвер.бюджету млр.руб.
1.Доходы всего
3273,8
3428,9
104,7
1.1.Доходы без ЕСН
2835,6
2986,7
1.2. ЕСН
438,2
442,2
100,9
2.Расходы всего
2768,1
2708,6
98,8
2.1.Национальная оборона
411,5
410,7
99,8
2.2.Фундаментальные исследования и содействие НТП
46,2
48
103,9
2.3.Сельское хозяйство и рыболовство
29,6
25,04
84,6
2.4.Промышленность, энергетика и строительство
67,6
64,15
94,9
2.5.Образование
117,8
120,6
102,4
2.6.Культура и искусство
16,1
16,3
101,2
2.7.Здравоохранение и физкультура
47,1
47,3
100,4
3.Профицит
505,7
720,3
№Источник: Пресс-релиз к заседанию Правительства РФ рт 26.05.2005 http:// www.govrnment.gov.ru
Статистические данные о государственном бюджете выполняют и контрольную функцию, так как с их помощью можно определить, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от хозяйствующих субъектов и соответствует ли размер этих ресурсов объему общественных потребностей и их составляющим, ранжированным в порядке первоочередности. Формами прямого и косвенного воздействия на экономику являются: субсидирование предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование, субвенции и др.
продолжение
–PAGE_BREAK–Расчетная часть
Тема: Статистическое изучение объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета
Имеются следующие выборочные данные (выборка 25%-ная механическая) о доходах и расходах бюджетов субъектов РФ за полугодие, млн. руб.:
Таблица 2.
Задание 1
Признак ─ доходы бюджета.
Число групп ─ пять.
Решение.
Статистическая группировка в зависимости от решаемых задач подразделяются на типологические, структурные, аналитические. Статистическая группировка позволяет дать характеристику размеров, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.
Важным направлением в статистической сводке является построение рядов распределения, одно из назначений которых состоит в изучении структуры исследуемой совокупности, характера и закономерности распределения.
Ряд распределения – это простейшая группировка, представляющая собой распределение численности единиц совокупности по значению какого-либо признака.
1. Признак – это доходы бюджета (х).
Построим ранжированный ряд. Для этого найдем i.
Величина равного интервала рассчитывается по формуле:
, (2.1)
где – число выделенных интервалов.
Таким образом распределение по группам:
1 группа: 0,5-2,0
2 группа: 2-3,5,0
3 группа: 3,5-5,0
4 группа: 5-6,5,0
5 группа: 6,5-8,0
Заполним таблицу по группам.
Таблица 2.1
Распределение регионов по доходам бюджета
№ группы
Группы субъектов РФ по уровню доходов бюджета, млн. руб.
Число областей группы
1
0,5-2,0
5
2
2-3,5,0
6
3
3,5-5,0
12
4
5-6,5,0
4
5
6,5-8,0
3
Итого
30
Т.о. интервальный ряд распределения показал, что наибольшее количество субъектов РФ имеют уровень доходов от 3,5-5 млн. руб.
2. Построим график полученного ряда распределения и графически изобразим на нем моду:
Рис. 2.1. График ряда распределения.
Для графического изображения медианы построим комуляты и рассчитаем комулятивные частоты таблицы.
Таблица 2.2
1
5
5
2
8 (5+8)
13
3
10 (5+8+10)
23
4
4 (5+8+10+4)
27
5
3 (5+8+10+4+3)
30
Рассчитаем показатели: моду и медиану.
Мода — наиболее часто встречающееся значение признака. В интервальном ряду определяется модальный интервал (имеет наибольшую частоту). Значение моды определяется по формуле:
, (2.2)
— нижняя граница модального интервала,
— частота модального интервала,
— частота интервала, предшествующего модальному,
— частота интервала, следующего за модальным.
Модальный интервал – третий (3,5-5), т.к. он имеет наибольшую частоту (10).
Найдем моду по формуле (2.2):
Итак, модальным значением доходов бюджета регионов являются доходы, равные 3,875 млн. руб.
Медиана Ме − это вариант, который находится в середине вариационного ряда. Чтобы найти медиану необходимо отыскать значение признака, которое находится в середине упорядоченного ряда.
Медианным является интервал, в котором сумма накопленных частностей превысит половину общего числа наблюдений, т.е. 15.
Значение медианы вычисляется по формуле:
, (2.3)
где − — нижняя граница медианного интервала,
— накопленная частота интервала, предшествующего медианному,
— величина интервала,
— частота медианного интервала.
— половина от общего числа наблюдений
Найдем медианный интервал. Таким интервалом будет интервал доходов бюджета регионов (3,5-5 млн. руб.), поскольку его накопленная частота равна 23 (10+8+5), что превышает половину суммы всех частот (30:2=15). Нижняя граница интервала 3,5 млн. руб… его частота 10; частота накопленная до него, равна 11.
Подставив данные в формулу (2.3), получим, млн. руб.:
.
Полученный результат говорит о том, что из 30 регионов 15 регионов имеют доходы бюджета менее 3 млн. руб., а 15 регионов − более.
3. Рассчитываем характеристику ряда распределения регионов. Если данные представлены в виде дискретных или интервальных рядов распределения, в которых одинаковые значения признака () объединены в группы, имеющие различное число единиц (), называемое частотой (весом), применяется средняя арифметическая взвешенная:
(2.4)
где вес (частота повторения одинаковых признаков);
сумма произведений величины признаков на их частоты;
общая численность единиц совокупности;
i– номер группы
1 (0,5+2,0)/2=1,25
2 (2,0+3,5)/2=2,75
3 (3,5+5,0)/2=4,25
4 (5,0+6,5)/2=5,75
5 (6,5+8)/2=7,25
(2.4)
Таблица 2.1
(хi-х2)
(хi-х2)*f
∑(хi-х2)*f
(1,25-3,95)2
7,29*5=36,45
36,45+8,64+1,08+12,96+32,67= 91,8
(2,75-3,95)2
1,44*6=8,64
(4,25-3,95)2
0,09*12=1,08
(5,75-3,95)2
3,24*4=12,96
(7,25-3,95)2
10,89*3=32,67
Среднее квадратическое отклонение () представляет собой корень квадратный из дисперсии и равно:
— взвешенная. (2.5)
.
Среднеквадратическое отклонение показывает, что значение признака в совокупности отклоняется от средней величины в ту или иную сторону в среднем на 1,772 млн. руб.
Для сравнения размеров вариации различных признаков, а также для сравнения степени вариации одноименных признаков в нескольких совокупностях исчисляется коэффициент вариации (V), который представляет собой процентное отношение среднего квадратического отклонения и средней арифметической:
(2.6)
По величине коэффициента вариации можно судить о степени вариации признаков, а, следовательно, об однородности состава совокупности. Чем больше его величина, тем больше разброс значений признака вокруг средней, тем менее однородна совокупность по составу.
Вычислим коэффициент вариации по формуле (2.6):
.
Если коэффициент вариации выше 40%, значит вариация сильная, средняя величина плохо представляет всю совокупность, является нетипичной, ненадежной.
Задание 2
Связь между признаками – доходы и расходы бюджета.
Установить связь между признаками.
1. Аналитическая группировка позволяет изучать взаимосвязь факторного и результативно признаков.
Основные этапы проведения аналитической группировки – обоснование и выбор факторного и результативного признаков, подсчет числа единиц в в пределах созданных групп, а также исчисление средних размеров результативного показателя. Результаты группировки оформляют в таблице 2.2
Таблица 2.2
Группировка регионов по доходам бюджета
Интервалы
Кол-во областей
Доходы бюджета, млн.руб.
Расходы бюджета, млн.руб.
Всего
В среднем
Всего
В среднем
,5 – 2,
5
4,1
0,82
5,4
1,8
2,0 – 3,5
6
13,5
2,25
11,4
2,85
3,5 – 5,
12
48
4
35,2
4,4
5,0 – 6,5
4
23,2
5,8
33,6
5,6
6,5 – 8,0
3
23,1
7,7
68,9
7,65
∑
30
111,9
∑30
0,686
∑30/30
154,5
∑30
0,743
∑30/30
Из табл.2 складываем все значения доходов бюджета, входящие в первый интервал, полученные значения вносим в табл.2.2, ячейку всего.
Пример: 0,7+0,5+1,2+0,9+0,8=4,1 (I)
Аналогично рассчитываем все значения расходов бюджета.
Для нахождения значения в ячейки доходы бюджета, в среднем, полученные значения ячейки всего делим на кол-во областей.
Пример: 4,1/5=1,85
Аналогично рассчитываем значения для расходов бюджета.
Вывод: В аналитической группировки с ростом доходов бюджета субъектов РФ наблюдается увеличение расходов бюджетных средств, т.е. прямая, достаточно-тесная взаимосвязь.
Сгруппируем имеющиеся признаки на группы (расчеты производим по табл.1, расходы бюджета)
R=Xmax — Xmin
R=8,7 – 1.7=7
I=R/n=7/5=1,4
Формируем интервалы:
Таблица 2.3
№ группы
Группы субъектов РФ по уровню доходов бюджета, млн. руб.
Число областей группы
1
1,9 – 3,4
3
2
3,4 – 4,9
4
3
4,9 – 6,4
8
4
6,4 – 7,9
6
5
7,9 – 9,4
9
Итого
30
2. Корреляционно-регрессионный анализ
Задачи корреляционного анализа сводятся к измерению тесноты известной связи между варьирующими признаками, определению причинных связей и оценки факторов, оказывающих наибольшее влияние на результативный признак.
Построим корреляционную таблицу:
Расходы бюджета
Доходы бюджета
Группы по расходам
0,5 – 2,0
2,0 – 3,5
3,5 – 5,0
5,0 – 6,5
6,5 – 8
1,9 – 3,4
****
********
3,4 – 4,9
************
4,9 – 6,4
6,4 – 7,9
**
**
7,9 — более
**
Вывод: наличие достаточно тесной взаимосвязи между признаками доходов бюджета и расходов бюджета.
Задание 3
По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определите:
1. Ошибку выборки среднего дохода бюджета и границы, в которых он будет находиться в генеральной совокупности.
2. Ошибку выборки доли регионов со средним доходом бюджета 5 млрд. руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.
Решение.
Предельная ошибка выборки позволяет определить предельные значения характеристик генеральной совокупности и их доверительные интервалы:
для средней ; ; (2.10)
для доли ; . (2.11)
Это означает, что с заданной вероятностью можно утверждать, что значение генеральной средней следует ожидать в пределах от до .
Аналогичным образом может быть записан доверительный интервал генеральной доли: ; .
1. При механическом отборе предельная ошибка выборки для средней определяется по формуле:
, (2.12)
Где t─ нормированное отклонение ─ «коэффициент доверия», зависящий от вероятности, с которой гарантируется предельная ошибка выборки; – генеральная дисперсия (дисперсия признака в генеральной совокупности) – это средняя арифметическая квадратов отклонений отдельных значений признака от их средней арифметической; – относительное число единиц.
Рассчитаем предельную ошибку по формуле (2.12):
или 25% (по условию);
По данным Ф(t) для вероятности 0,683 находим t= 1 (см. табл. 2.4)
Таблица 2.4
Удвоенная нормированная функция Лапласа
t
1,00
1,96
2,00
2,58
3,00
ф(t)
0,683
0,95
0,954
0,99
0,997
оверительный интервал (пределы) генеральной средней исчисляем, исходя из двойного неравенства (2.10):
Таким образом, с вероятностью 0,683 можно утверждать, что средний доход бюджета регионов, в генеральной совокупности, колеблется в пределах от 3,621 до 4,179.
2. Предельную ошибку доли определяем по формуле бесповторного отбора (механическая выборка всегда является бесповторной):
(2.13)
Число регионов со среднем доходом бюджета 5 млрд. руб. и более равно 7, т.е. m= 7, а .
Находим предельную ошибку доли по формуле (2.13):
Доверительные пределы генеральной доли исчисляем, исходя из двойного неравенства (2.11):
0,1660,3
Таким образом, с вероятностью 0,683 можно утверждать, что доля регионов со среднем доходом бюджета 5 млрд. руб. и более колеблется от 16,6 до 30%.
Задание 4
Исполнение регионального бюджета в процентах к валовому региональному продукту (ВРП) характеризуется следующими данными:
Таблица 2.5
Месяц
Налоговые поступления
2002 г.
2003 г.
2004 г.
Январь
2,5
2,6
2,4
Февраль
2,6
2,7
2,3
Март
3
2,8
2,5
Апрель
2,9
2,8
2,1
Май
2,8
2,7
2,3
Июнь
2,7
2,8
2,2
Июль
2,9
2,7
2,6
Август
2,8
2,7
2,6
Сентябрь
2,9
2,8
2,7
Октябрь
3
2,9
2,8
Ноябрь
3,1
3
3
Декабрь
3,2
2,9
3,3
ВРП в 2002 г. Составил 26 млрд. руб., а в 2003 и 2004 гг. соответственно 29,1 млрд. и 32,2 млрд. руб.
Для анализа сезонных колебаний налоговых поступлений в регионе:
1. Определите индексы сезонности методом простой средней.
2. Постройте график сезонной волны.
3. Осуществите прогноз налоговых поступлений в процентах к ВРП по месяцам 2005 г. при условии, что доля налоговых поступлений в ВРП региона в 2005г. составил 70%. Решение.
1. Индекс сезонности вычисляется по формуле:
где yi– средняя для каждого месяца; у – среднемесячный уровень для всего месяца.
Средний индекс сезонности для 12 месяцев должен быть равен 100%, тогда сумма индексов должна составлять 1200.
Анализ данных табл. 4.2 позволяет сделать следующие выводы:
· Налоговые поступления характеризуются резко выраженной сезонностью;
· Наименьшими налоговыми поступлениями характеризуется январь (91,28%), а наибольшими – декабрь (114,4%).
Таблица 2.6
Индексы сезонности налоговых поступлений
Месяц
Налоговые поступления
Is
2002 г.
2003 г.
2004 г.
Среднемесячная
Январь
2,5
2,6
2,4
2,50
91,28
Февраль
2,6
2,7
2,3
2,53
92,49
Март
3
2,8
2,5
2,77
101,01
Апрель
2,9
2,8
2,1
2,60
94,93
Май
2,8
2,7
2,3
2,60
94,93
Июнь
2,7
2,8
2,2
2,57
93,71
Июль
2,9
2,7
2,6
2,73
99,80
Август
2,8
2,7
2,6
2,70
98,58
Сентябрь
2,9
2,8
2,7
2,80
102,23
Октябрь
3
2,9
2,8
2,90
105,88
Ноябрь
3,1
3
3
3,03
110,75
Декабрь
3,2
2,9
3,3
3,13
114,40
Итого
34,4
33,4
30,8
32,87
1200,00
В среднем
2,87
2,78
2,57
2,74
2. Для представления сезонной волны индексы сезонности изображают в виде графика (рис. 4.1).
Данные расчетов и графика показывают, что поступление налогов в бюджет имеет сезонный характер с незначительным их увеличением в первом и четвертом кварталах. Это говорит о необходимости уменьшения амплитуды колебаний в поступлении налогов в бюджет, с целью снижения воздействия сезонности на стабильность денежного рынка.
Рис. 4.1 Сезонная волна налоговых поступлений (изменение индексов сезонности в течение года).
3.
Прогноз налоговых поступлений за 2005 г. в % к ВРП
Месяц
Налоговые поступления в % к ВРП
2002
2003
2004
2005
январь
2,5
2,6
2,4
5,4
февраль
2,6
2,7
2,3
5,4
март
3,0
2,8
2,5
5,6
апрель
2,9
2,8
2,1
5,6
май
2,8
2,7
2,3
5,7
июнь
2,7
2,8
2,2
5,8
июль
2,9
2,7
2,6
5,9
август
2,8
2,7
2,6
6,0
сентябрь
2,9
2,8
2,7
6,0
октябрь
3,0
2,9
2,8
6,1
ноябрь
3,1
3,0
3,0
6,2
декабрь
3,2
2,9
3,3
6,3
Прогноз налоговых поступлений в % к ВРП по месяцам 2005 года осуществлен при условии, что доля налоговых поступлений в ВРП региона в 2005 году составила 70 %.
На примере налоговых поступлений по месяцам за 2004 год сделаем выравнивание ряда динамики поступлений по прямой
t— время (порядковый номер периода);
y- фактические уровни ряда
Месяц
І
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
-11
-9
-7
-5
-3
-1
1
3
5
7
9
11
121
81
49
25
9
1
1
9
25
49
81
121
-26.4
-20.7
-17.5
-10.5
-6.9
-2.2
2.6
7.8
13.5
19.6
27
36.3
2.13
2.21
2.29
2.37
2.45
2.53
2.61
2.69
2.77
2.85
2.93
3.01
Итого
∑ =0
∑І=
Для 2005 года , значит
Уравнение для 2005 года будет иметь вид .
продолжение
–PAGE_BREAK–