Статистикабиржевой деятельности
Оглавление:
1 Понятие и сущность товарной биржи и биржевойдеятельности
2 Задачи биржевой статистики
3 Система показателей биржевой статистики
4 Методы расчета индексов товарной биржи
Цель: ознакомить с понятием товарнойбиржи; системой показателей биржевой статистики.
После изучения вы сможете: различатьсделки по видам на товарной бирже; пользоваться системой показателей биржевойстатистики.
Информационные источники:
1. Статистика рынка товаров и услуг./Под ред. И.К. Биляевского. – М.: Финансы и статистика, 1995.
2. Кулагина Г.Д. Статистика товарного обращения. – М.: Финансы истатистика, 1989.
Содержание темы: рассмотрение биржи каксоставной части рыночного механизма; предмета изучения биржевой статистики;характеристики деловой активности биржи с помощью индексного метода.
1 Понятие и сущностьтоварной биржи и биржевой деятельности
Товарная биржа — классический институт рыночной экономики,организационно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок товаров спостоянным местом и временем заключения сделок по стандартам и образцам софициальной котировкой цен.
Биржа — составная часть рыночногомеханизма; она выявляет реальное соотношение спроса и предложения, формируетравновесные цены и ориентирует на них оптовый рынок, способствует вовлечениютоварной массы в сферу товарного обращения. Кроме того, биржа — инструментстабилизации цен через хеджирование, инструмент коммерческих спекуляций наразнице цен и в силу этого притягательная сфера инвестирования.
Под термином «биржа»понимается и сам биржевой процесс, и соответствующая инфраструктура,обеспечивающая совершение биржевых сделок, учет их результатов, страховыеоперации, соблюдение установленных правил и т. п.
Потребности регулированияи контроля биржевого процесса, выявление закономерностей биржевой торговли,оценки биржевой конъюнктуры, прогнозирование спроса и предложения обусловливаютнеобходимость статистического исследования биржевой деятельности.
Предметом изучениябиржевой статистики являются: биржевая конъюнктура, движение товарной массы,биржевое ценообразование, уровень и тенденции цен на бирже, инвестиционныепроцессы, доходы и потери продавцов и покупателей, воздействие биржи на рыноктоваров, биржевая инфраструктура.
Отдельная товарная биржапредставляет собой регулярно функционирующий рынок определенного товара иликомплекса товаров с постоянным местом и временем работы.
В мировой практикедеятельность товарных бирж преимущественно ограничивается куплей-продажей сырьяи сельскохозяйственных товаров. Отечественная биржа пока еще совершает операциис готовой продукцией различных отраслей. Биржевые товары, как правило, — этосырье, относятся к началу технологического процесса производства продукции.Поэтому они во, многом определяют цены других производимых из них товаров. Классическийбиржевой товар — массовый продукт, унифицированный по качеству и объему,обладающий строго определенными, легко конкретизируемыми, стабильнымисвойствами. Он не должен выходить из моды или морально устаревать. Этоозначает, что биржевой товар может не доставляться на биржу. Покупателю должнобыть безразлично: кто продавец, из какой партии взят товар, что необходимо дляосуществления сделок на срок. Наиболее известные биржевые товары: нефть инефтепродукты, цветные и драгоценные металлы, лес, хлопок, каучук, кофе, сахар,зерно. Один и тот же товар может быть биржевым водной стране и не быть им вдругой. Следует иметь в виду, что биржа, как юридическое лицо, не выступаетодной из сторон при совершении сделок купли-продажи, а только обеспечивает ихсовершение и соблюдение правил биржевой торговли.
Биржа осуществляет котировкуцен, устанавливает стандарты на биржевые товары, разрабатывает типовыеконтракты, фиксирует торговые процедуры, осуществляет арбитраж, производитрасчеты, занимается информационным обслуживанием, оказывает различные услугисвоим клиентам. В большинстве стран существуют государственные структуры,осуществляющие лицензирование бирж (выдающие разрешение на осуществлениедеятельности), контроль за биржевой торговлей и страхованием биржевых операций,консалтинговую деятельность (предоставление услуг по консультированию) истатистическую деятельность.
Хеджирование — это форма страхования кассовых сделок от ценовыхрисков; обычно осуществляется в форме операций по покупке или продаже фьючерсногоконтракта. Хеджирование может быть коротким (заключается срочный контракт напродажу) или длинным (заключается срочный контракт на покупку). Короткоехеджирование предпринимается для защиты в будущем нынешней кассовой цены припродаже, а длинное хеджирование — для защиты в будущем нынешней кассовой ценыпри покупке. Хеджирование позволяет стабилизировать цены.
В соответствии спризнаком срочности сделки выделяются кассовые и сделки на срок. Существуют:
• кассовые сделки «кэш» (cash) с немедленным завершением сделки, т. е. поставкойтовара и расчетом продавца с покупателем;
• кассовые сделки «спот» (spot) с быстрым завершением сделки, т. е. расчетомпродавца и покупателя в двух-трехдневный срок.
Сделки на срок (срочные) отличаются тем, что момент исполнения сделки(оплата и передача товара) отдален от момента заключения сделки на значительноевремя (до 24 месяцев). Цена устанавливается в момент заключения сделки. Срокиисполнения сделок (позиции) стандартизованы.
Сделки на срок расшириливозможности биржевой спекуляции т. е. игры на разнице цен. На кассовом рынкебыла возможна только игра на повышение цены, когда биржевики, играющие наповышение (на биржевом жаргоне они называются «быки»), приобретали товар внадежде его дальнейшей продажи по более высокой цене. На срочном рынкепоявилась возможность игры на понижение. Биржевики, играющие на понижение цены,называются «медведями». Они заключают сделку, не имея товара, и надеются, что кмоменту исполнения сделки им удастся купить товар по более низкой цене, чемустановлено в контракте, чтобы извлечь выгоду.
Можно указать следующиеосновные сделки на товарной бирже:
• сделки с реальным товаром;
• форвардные сделки;
• фьючерсные сделки;
• сделки купли-продажи опционов;
• хеджирование;
• спрединг.
Сделка с реальным товаромпредусматривает поставку товарапокупателю (некоторые биржи имеют складские помещения). Однако реальныепоставки на биржах не превышают, как правило, 5—10% мировой торговлисоответствующими товарами.
Форвардная сделка — это срочная сделка с реальным товаром с отсроченнойуплатой по ценам, как правило, установленным на момент заключения сделки.Форвардная сделка допускает игру на разнице цен.
Фьючерсная сделка — срочная сделка, которая не предусматриваетфактической поставки товара и представляет собой торговлю контрактом на покупкуили продажу товара. Такая сделка называется бумажной, ее целью являетсяполучение разницы между ценой товара на дату заключения контракта и ценой надату исполнения контракта.
Опцион — срочная сделка с условием на основании договора, всоответствии с которым один, из участников приобретает право покупки илипродажи товара по фиксированной цене в течение некоторого периода времени,выплачивая другому участнику денежную премию за обязательство обеспечения при необходимостиреализации этого права. Лицо, приобретающее право, называется держателемопциона, а лицо, принимающее обязательства, — надписателем опциона. Опцион —вид сделок с ограниченным риском для его владельца. Владелец опционногоконтракта может или исполнить, или не исполнить, или передать его другому лицу.
Спрединг (spreding) — особая форма сделок, которая позволяет извлечьвыгоду из разных фьючерсных контрактов. Спрединг подвержен меньшему риску, чемпростая фьючерсная сделка. Существуют три типа спрединга:
• внутрирыночные сделки: один товар предлагается по разным срокам поставки;
• межтоварные сделки: два взаимосвязанных рынка товаров (например, рынкипшеницы и кукурузы), но один срок;
• межрыночные: один товар, один срок, но на нескольких разных биржах.
Биржевой товарстандартизируется не только по качеству, но и по количеству. Минимальное количество, которое может быть продано,называется биржевой единицей или фасовкой. Она соответствует, как правило,вместимости одного транспортного средства или места. Стандартной величинойфактического объема поставки товара является лот, т. е. определенное количествотовара, кратное единице (например, тысяча единиц или тонна, или 100 упаковок ит. д.).
Биржа унифицирует(ограничивает число, возможных вариантов) место и время поставки. Унификациявремени поставки заключается в том, что товар поставляется лишь в определенныепериоды, называемые позициями. Для каждого товара характерны свои периодыпоставки. В частности, иа рынке сельскохозяйственных продуктов периоды поставкиопределяются сезонностью производства:
Унификация места поставкиопределяется по соответствующему перечню складов, хранилищ, элеваторов. Иногдаразрешается поставлять товар вагонами на железнодорожную станцию. Унификациянеобходима для обеспечения сопоставимости цен на товар, которая зависит отместа поставки. Биржа или уполномоченная ею фирма выдает продавцу складскоесвидетельство — варрант. Продавец передает его покупателю в обмен на чек.
Биржевые операцииосуществляются не самими покупателями и продавцами, а биржевыми посредниками — брокерамии дилерами. Брокеры в основном совершают сделки от имени клиента и за его счет,получая комиссионное вознаграждение. Дилеры совершают сделки по поручениюклиентов, но от своего имени и за свой счет. Дилеры приобретают товар всобственность и заинтересованы продать его дороже, чем купили. Посредник(брокер или дилер) получает поручение (приказ) клиента на продажу или покупку,которое включает три параметра: количество товара (число типовых контрактов), срокпоставки, цену. Расчет с клиентом осуществляется непосредственно или черезрасчетную палату биржи. Брокеры и другие посредники уплачивают биржеопределенный процент с каждой сделки.
Сама биржа — некоммерческое учреждение, но ее члены могут заниматься коммерцией. Какправило, биржа :— акционерное общество, возглавляемое биржевым советом (советомдиректоров), ответственным перед собранием акционеров. Различаются двекатегории членов биржи: полные и неполные. Полные члены имеют право на участиев биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи без ограничения.Член биржи имеет место в операционном зале, дающее право самостоятельнозаключать сделки без участия посредников. Член биржи имеет право сдавать своеместо в аренду в соответствии с установленными правилами.
Операционный зал биржиоборудуется информационными и учетными средствами, специальной связью. Местодля заключения сделок именуется биржевым кольцом (полом), а также рингом, ямой(питом), поскольку пол находится на уровне 1—1,5. м ниже уровня зала. Месточлена биржи — это столик, кабина, «подкова» (типа прилавка), оборудованныетелефонной, телексной и телефаксной связью и компьютером с выходом наэлектронно-информационное табло биржи… Каждое место имеет свой номер. ‘
Первый клиент, принявшийпредложение брокера, считается совершившим сделку вне зависимости отпоследующих предложений. Если на приобретение товара претендуют несколькопокупателей, то между ними проводится торговля на аукционном принципе «наповышение». Если цена продавца выше цены покупателя, то при отсутствии другихпредложений сделка может состояться, если цены продавца и покупателя сравняютсяна основе взаимных уступок.
Оформление контрактовосуществляется уже в конце дня или не позднее утра следующего дня. Операторыбиржи после заключения сделки в устной форме обязаны в течение 30 мининформировать о ней расчетную палату. Брокер обязан передать клиенту информациюо заключении сделки.
Некоторые комитеты(палаты) биржи имеют непосредственное отношение к формированию информации обиржевой деятельности. В частности, расчетная палата (в некоторых биржах — клиринговаяпалата) регистрирует все сделки, в том числе срочные, осуществляет расчеты склиентами и операторами биржи, платежи всякого рода. Контрольный комитет ведетнаблюдение деловой активности на бирже. Он контролирует ход поставки реальноготовара, следит за концентрацией биржевых контрактов в руках отдельных фирм,борется с искусственным дефицитом и манипулированием ценами. Котировальныйкомитет осуществляет фиксацию цен, их анализ и прогнозирование, а такжепубликацию цен. Ряд бирж имеет статистический комитет, который обеспечиваетинформационное обслуживание биржи, ведет учет и статистические расчеты, вчастности индексов.
биржатоварный индекс сделка
2 Задачи биржевой статистики
Информационно-аналитическоеобеспечение субъектов и объектов биржевой деятельности представляет важнуюзадачу статистики и необходимое условие регулирования и страхования биржевойторговли. Государственная статистика и органы, призванные контролировать илицензировать биржи, нуждаются в сведениях о масштабах и состоянии биржевогорынка, его инфраструктуре, доходах и расходах участников биржевого процесса.Бизнес-статистика испытывает нужду в данных о потенциале биржевого рынка,закономерностях его развития, прогнозах продажи и цен, инвестициях на биржевомрынке. Таким образом, задачи биржевой статистики сводятся к сбору и анализуинформации о биржевой конъюнктуре, тенденциях биржевого товарооборота и цен,роли бирж на товарном рынке, материальном обеспечении биржевого процесса. Конкретныезадачи биржевой статистики сводятся к следующему:
• сбор и обработка информации оналичии бирж и биржевой деятельности;
• оценка состояния биржевого рынкана конкретную дату или за период;
• выявление потенциала биржевойторговли, оценки спроса и предложения, их соотношения;
• оценка деловой активности набирже;
• оценки и анализ биржевоготоварооборота, его объема, структуры и динамики, характеристика роли товарныхбирж на оптовом рынке товаров;
• анализ соотношений сделок среальным товаром и сделок на срок;
• анализ уровня, колеблемости идинамики биржевых цен, их сезонной цикличности, прогнозирование биржевых цен;
• оценка и анализ коммерческихрезультатов биржевой торговли;
• характеристика состояния иразвития инфраструктуры биржевой торговли.
3 Система показателейбиржевой статистики
Задачи статистическогоисследования биржевой деятельности реализуются с помощью соответствующей системыпоказателей, общая схема которой приводится ниже:
1. Число, состав и размербирж
1.1) общее число бирж;
1.2) распределение биржпо видам и товарной специализации;
1.3) распределение биржпо размеру уставного капитала и по числу членов-пайщиков.
2. Спрос и предложение набирже
2.1) число и объем заявокна продажу и покупку товаров;
2.2) соотношение заявокна продажу и покупку товаров (по числу и объему заявок);
2.3) индекс числазаявок;
2.4) индекс среднегообъема заявок.
3. Товарооборот бирж; .
3.1) общий объемтоварооборота, в том числе поставка реального, товара;
3.2 ) удельный веспоставки реального товара в общем объеме оптового товарооборота;
3.3) товарная структура(ассортимент) товарооборота, размер продажи отдельного товара (в натуральных истоимостных единицах и в процентах к общему объему товарооборота);
3.4) средний размертоварооборота одной биржи;
3.5) звенностьтоварооборота (число перепродаж);
3.6) индексытоварооборота;
3.7) индексассортиментных сдвигов.
4. Деловая активность набиржевом рынке
4.1) число сделок, в томчисле с реальным товаром, и число срочных сделок;
4.2) доля сделок среальным товаром и сделок на срок;
4.3) среднее число сделокна одну биржу.
5. Биржевые цены
5.1) уровень цен(котировка) по сделкам с реальным товаром и фьючерсным сделкам;
5.2) базовые цены, ценыпредложения, спроса и продажи;
5.3) средние цены запериод;
5.4) разрыв ценфьючерсных сделок;
5.5) индекс цен;
5.6) среднее отклонение.
6. Хеджирование
6.1) размер страховкифьючерсных сделок;
6.2) размер депозитов(гарантийного задатка) при фьючерсных сделках;
6.3) размер маржи (сумм,выплачиваемых для покрытия неблагоприятных колебаний цен).
7. Коммерческаяэффективность биржевой деятельности
7.1) биржевые издержки(затраты на биржевые операции и содержание биржевого аппарата), их уровень иструктура;
7.2) доходы от биржевыхопераций (комиссионные от биржевых операций, плата за место на бирже, прочиедоходы);
7.3) чистая прибыль,дивиденды пайщиков;
7.4) налоги и другиеобязательные платежи (отчисления, страховки, взносы и т. п.);
7.5) рентабельность(прибыль в процентах к уставному капиталу, прибыль в расчете на одно место,прибыль в процентах к товарообороту биржи, прибыль в расчете на одну сделку).
8.-Биржеваяинфраструктура
8.1) основные фонды,всего и в среднем на одну биржу;. |
8.2) размерыоперационного зала (площадь, м2), число оборудованных мест («ям»);
8.3) обеспеченность биржинформационно-вычислительным оборудованием — в целом и биржевого кольца;
8.4) численность и составработников биржи;
8.5) число брокерских(дилерских, маклерских) контор, численность их работников;
8.6) наличие, число иплощадь (емкость) складских помещений биржи.
Источниками информации для расчета статистических показателей служат:государственная статистическая отчетность и данные бухгалтерского учета, данныерасчетной (учетной) палаты, данные котировочной палаты (в том числекотировочные бюллетени), отчетность брокеров (если она введена решением советабиржи), специальные маркетинговые исследования, выполненные по’ заказу биржи (втом числе конъюнктурные обзоры и прогнозы).
В учетно-статистическихцелях могут быть использованы данные типовых контрактов (объем купли-продажи,качество, срок и место поставки для реального и фьючерсного товара),гарантийные задатки, базовая цена и лимиты ее изменения. В брокерским отчетеобычно приводятся: ежемесячный отчет о проведенных операциях, включающийперечень сделок, в том числе с реальным товаром, прибыли и убытки от сделок.
4 Методы расчета индексовтоварной биржи
Биржевые индексыхарактеризуют деловую активность биржи. К ним относятся: индексы числа заявок,индексы оптового товарооборота; индексы биржевых цен.
Индекс продажи товараотдельного ассортимента рассчитывается как отношение количества продажи данноготовара за изучаемый период ( /> ) к предшествующему ( /> ) внатуральных единицах:
/> (3.6.1)
При этом можно измеритьдинамику продажи к любому базисному периоду, перемножая индексы за каждыйпоследующий период после базисного. Требуется только обеспечить сопоставимостьотрезков времени (периодов). Если исчисляются индексы за неравные промежуткивремени, можно рассчитать средний дневной (или средний декадный, месячный и т.п.) индекс.
Для этого применяетсяформула средней геометрической
/> (3.6.2)
Для товара в целом,включая все его виды и сорта, строится два типа индексов:
• количественный: количество товара всех видов и сортов суммируется (втекущем периоде — t; в базисном — τ):
/> (3.6.3)
• стоимостный: перед суммированием объем продаж товара всех сортов ивидов взвешивается (соизмеряется) по неизменным ценам (рн). В качественеизменной цены обычно применяют цены на начало периода или наиболеепоследовательного, стабильного периода:
/> (3.6.4)
Недостаток этого индексав том, что он скрывает изменение стоимости товара за счет ассортиментныхсдвигов (например, при одном и том же количестве товаров увеличение долидорогих видов дает рост стоимости). Выявить влияние ассортиментных сдвиговможно с помощью индекса ассортиментных сдвигов, отражающего влияние сдвиговассортиментной структуры на динамику стоимости:
/> (3.6.5)
где q’ — доля конкретного ассортиментного вида во всейассортиментной группе/
Важнейшим показателемделовой активности является индекс цен товарной биржи. На фондовой бирже такиеиндексы получили большое распространение для анализа динамики цен акций. Натоварной бирже также целесообразно рассчитывать индексы цен. Используютсяданные котировок. Включаются только цены фактической продажи.
Для реальных товаровстроится индекс цен с учетом реальных весов. Для цен фьючерсных контрактовприменяются невзвешенные индексы цен.
Индекс цен одного видатовара — обычный индивидуальный индекс цен:
/> (3.6.6)
где t относится к последующему периоду,а т — к предыдущему.
Индекс цен по несколькимвидам товара одного наименования представляет собой индекс средних цен:
/> (3.6.7)
где />и /> — средние цены запериод.
В общем индексе цен, т.е. в индексе цен по всем товарам, в качестве весов могут использоваться иликоличество каждого вида товара (qТ) в выбранном периоде, илистоимостные доли в объеме реализации (dt или дτ). В первом случае индекс имеет вид:
/> (3.6.8)
Во втором случае весадолжны относиться или к периоду t, или
к периоду τ. Индексы имеют вид:
/> (3/6/9)
/> (3/6/10)
где iр —индивидуальные индексы средних цен по каждому виду товара отдельно.