Статистика промышленной продукции

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования
«Тихоокеанский государственный университет»
Кафедра: «Экономики и менеджмента»
Контрольная работа
по дисциплине: Статистика
Хабаровск2010 г.

Содержание
1. Тесты по теме «Статистикапромышленной продукции»
2. Задача 1
3. Задача 2
Список литературы

1.Тестовое задание по теме «Статистика промышленной продукции»
1. Напишите формулурасчёта валовой продукции.
Ответ: ВП = ВО – ВЗО,
где ВП – валоваяпродукция,
  ВО – валовой оборот,
  ВЗО – внутризаводскойоборот.
2. Целью деятельностипромышленного предприятия является…
Ответ: Цельюдеятельности промышленного предприятия является производство продукции,выполнение работ, услуг промышленного характера высокого качества приминимальных затратах.
3. Стоимость продукции,произведенной всеми подразделениями предприятия, независимо от ее назначенияназывается…
Ответ: Стоимость продукции, произведеннойвсеми подразделениями предприятия, независимо от ее назначения называетсяваловым оборотом промышленного предприятия.
4. Услуги, с улучшениемпотребительских свойств продукта, называются…
Ответ: Услуги, с улучшением потребительскихсвойств продукта, называются работами промышленного характера.
5. Систематизированныйперечень всех изделий, изготавливаемых на предприятии, называется….
Ответ: Систематизированный перечень всехизделий, изготавливаемых на предприятии, называется учетной номенклатуройпродукции.
6. К производственнымуслугам относится:
 1) производство товара;
 2) рекламированиетовара;
 3) ремонт зданий;
 4) ремонт собственногооборудования.
Ответ: 4) ремонт собственного оборудования.
7. Внутризаводскимэлементом является:
 1) капитальный ремонт;
 2) произведеннаяпродукция;
 3) изменение остатковполуфабрикатов;
 4) полуфабрикатысобственного производства.
Ответ: 3) изменение остатковполуфабрикатов.
8. Товарная продукцияопределяется по формуле:
 1) ВП − ВзО −СМЗ;
 2) ВО – ВзО – СМЗ;
 3) ВП – ВзЭ – СМЗ;
 4) ВП – МЗ.
Ответ: 3) ВП – ВзЭ – СМЗ;
9. Во внутризаводскойоборот включаются:
 1) внутризаводскиеэлементы;
 2) незавершенноепроизводство;
 3) полуфабрикатысобственного производства, изготовленные для собственных нужд;
 4) капитальный ремонт собственногооборудования.
Ответ: 3) полуфабрикаты собственногопроизводства, изготовленные для собственных нужд; 4) капитальный ремонт собственногооборудования.
10. Стоимостьреализованных бракованных изделий включается:
1) в валовую продукцию;
2) в товарную продукцию;
3) в реализованнуюпродукцию;
4) нет правильногоответа.
Ответ: 4) нет правильного ответа.
11. Выбрать элементы,включаемые в товарную продукцию:
1) стоимостьвнутризаводских элементов;
2) стоимостьполуфабрикатов, отпущенных на сторону;
3) стоимостьреализованных бракованных изделий;
4) стоимость готовыхизделий.
Ответ: 2) стоимость полуфабрикатов,отпущенных на сторону; 4) стоимость готовых изделий. 2. Задача 1
Выпуск продукциимолочного комбината характеризуется данными, представленными в таблице 1.
Таблица 1. ВыпускпродукцииПродукция Отпускная цена, руб. План на квартал, тыс. л Фактический выпуск, тыс. л
I
квартал
II
квартал
III
квартал
IV
квартал Молоко 1% жира 13,05 140 133 120 140 100 Молоко 1,5% жира 13,73 250 257 250 242 251 Молоко 2,7% жира 14,52 270 273 276 256 240
Определить:
1) выпуск молока вусловно-натуральных единицах, если за условную единицу принято молоко сжирностью 2,7%;
2) выполнение плана повыпуску молока в условно-натуральном выражении за год;
3) ритмичность выпуска;
4) равномерность выпуска;
5) выполнение плана поассортименту.
Сделать выводы.
Решение:
1.Разновидностью натурального учета является учет продукции в условныхнатуральных измерителях. Сущность метода условных натуральных измерителейсостоит в том, что разнообразные продукты данного вида выражаются в единицаходного продукта, условно принятого за единицу измерения.
Дляопределения объема продукции в условных натуральных единицах измерения (qусл)следует объем продукции в натуральных единицах измерения (qнат) умножитьна коэффициент пересчета (Кпересеч):
/>   (1)
Коэффициентпересчета определяется отношением:
/>  (2)
Рассчитаем выпуск молокав условно-натуральных единицах в табл. 2.
Таблица 2. Выпуск молокапо кварталам.Продукция 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Факт. выпуск, тыс. л Коэффициент пересчета Факт. выпуск, тыс. усл.-нат. ед. Факт. выпуск, тыс. л Коэффициент пересчета Факт. выпуск, тыс. усл.-нат. ед. Факт. выпуск, тыс. л Коэффициент пересчета Факт. выпуск, тыс. усл.-нат. ед. Факт. выпуск, тыс. л Коэффициент пересчета Факт. выпуск, тыс. усл.-нат. ед. Молоко 1% жира 133 0,52 69,2 120 0,43 51,6 140 0,55 77 100 0,42 42 Молоко 1,5% жира 257 0,94 241,6 250 0,91 227,5 242 0,94 227,5 251 1,05 263,6 Молоко 2,7% жира 273 1,00 273 276 1,00 276 256 1,00 256 240 1,00 240 Итого: 663 – 583,8 646 – 555,1 – 560,5 – 545,6
2. Выполнение плана повыпуску молока в условно-натуральном выражении за год определим с помощьюотносительной величины выполнения плана (ОВв.п.), которая представляет собойсоотнесение фактически достигнутого уровня явления в исследуемом периоде (уф)с планируемым уровнем этого явления (упл):
/>      (3)
Сначала определим выпускмолока в условно-натуральных единицах по видам продукции всего за год:
– молока 1% жира:
В = 69,2+51,6+77+42 =239,8 тыс. усл.-нат. ед.
– молока 1,5 % жира:
В =241,6+227,5+227,5+263,6 = 960,2 тыс. усл.-нат. ед.
– молока 2,7 % жира:
В = 273+276+256+240 =1045 тыс. усл.-нат. ед.
Пересчитаем план каждогоквартала в условно-натуральных единицах:
– молока 1% жира:
1 квартал: П1= 140*0,52 = 72,8 тыс. усл.-нат. ед.
2 квартал: П2= 140*0,43 = 60,2 тыс. усл.-нат. ед.
3 квартал: П3= 140*0,55 = 77 тыс. усл.-нат. ед.
4 квартал: П4= 140*0,42 = 58,8 тыс. усл.-нат. ед.
План за год: Пгод.= П1+П2+П3+П4 = 72,8+60,2+77+58,8 =268,8 тыс. усл.-нат. ед.
– молока 1,5 % жира:
1 квартал: П1= 250*0,94 = 235 тыс. усл.-нат. ед.
2 квартал: П2= 250*0,91 = 227,5 тыс. усл.-нат. ед.
3 квартал: П3= 250*0,94 = 235 тыс. усл.-нат. ед.
4 квартал: П4= 250*1,05 = 262,5 тыс. усл.-нат. ед.
План за год: Пгод.= 235+227,5+235+262,5 = 960 тыс. усл.-нат. ед.
– молока 2,7 % жира:
1 квартал: П1= 273*1,00 = 273 тыс. усл.-нат. ед.
2 квартал: П2= 276*1,00 = 276 тыс. усл.-нат. ед.
3 квартал: П3= 256*1,00 = 256 тыс. усл.-нат. ед.
4 квартал: П4= 240*1,00 = 240 тыс. усл.-нат. ед.
План за год: Пгод.= 273+276+256+240 = 1045 тыс. усл.-нат. ед.
Выполнение плана повыпуску молока в условно-натуральном выражении за год составит:
– молока 1% жира:
/>
– молока 1,5 % жира:
/>
– молока 2,7 % жира:
/>
План по выпуску молока 1%жира в условно-натуральном выражении недовыполнен на 10,8%; по выпуску молока 1,5%жира и 2,7% жира выполнен на 100%.
Ритмичность выпуска – этостепень выпуска продукции в течение года. Коэффициент ритмичностирассчитывается по следующей формуле:
  Кр.=/>,     (4)
где ΣВф –фактический объем выпуска продукции за год в пределах плана;
  ΣВпл –плановый выпуск продукции.
Коэффициент ритмичностисоставит:
– молока 1% жира:
/>, или 88%
– молока 1,5 % жира:
/>, или 99,2%
– молока 2,7 % жира:
/>, или 95,9%
Чем ближе коэффициентритмичности к единице, тем ритмичнее велась работа на молочном комбинате.Наиболее ритмичным являлся выпуск молока 1,5% жира (99,2%).
Коэффициент равномерности(R) определяется по формуле:
/>,   (5)
где />– коэффициент вариации.
Коэффициент вариации рассчитывается по формуле:
/>,   (6)
где /> – среднее квадратическоеотклонение;               
хср – средний процент выполнения плана;
х – процент выполнения плана за каждый период;
n –количество периодов.
Среднее квадратическое отклонение рассчитывается по формуле:
/>      (7) 
Составим расчетную таблицу 3.

Таблица 3. Расчет коэффициента равномерностиПродукция Процент выполнения плана, %
хср, %
/>
/>
/> R 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. Молоко 1% жира 95 85,7 100 71,4 88 473,85 10,88 12,4 87,6 Молоко 1,5% жира 102,8 100 96,8 100,4 100 18,08 2,13 2,13 97,87 Молоко 2,7% жира 101,1 102,2 94,8 87,9 96,5 130,5 5,71 5,92 94,08
Выпуск молока 1% жира отклоняется от плана на 12,4%; молока 1,5% жира –на 2,13%, молока 2,7% жира – на 5,92%. Более равномерно на молочном комбинатеидет выпуск молока 1,5% жирности.
Оценка выполнения планапо всему ассортименту предусматриваемой предприятием продукции исчисляется спомощью среднего процента выполнения задания по ассортименту (Ас, %).
Наиболее точнохарактеризует степень выполнения плана по ассортименту средний процент,исчисленный по способу наименьшего числа, т.е. в счет выполнения планапринимается наименьшее число из двух величин: планового и фактического выпускапродукции по каждому изделию.
Средний процентвыполнения задания по ассортименту рассчитывается как отношение фактическивыпущенной продукции в пределах плана к плановому выпуску продукции.
Продукция, изготовленнаясверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение планапо ассортименту.
Составим расчетнуютаблицу 4.

Таблица 4. Выполнениеплана по ассортиментуПродукция План на квартал Выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана Всего за год Процент выполнения плана по ассортименту, % Средний годовой процент I кв.
II
кв. III кв.
IV
кв. I кв. II кв. III кв. IV кв. Молоко 1% жира 140 133 120 140 100 493 95 85,7 100 71,4 88 Молоко 1,5% жира 250 250 250 242 250 992 100 100 96,8 100 99,2 Молоко 2,7% жира 270 270 270 256 240 1036 100 100 94,8 88,9 95,9
План по ассортименту вцелом не выполнен по всем видам продукции – по молоку 1% жира недовыполнен на12%; по молоку 1,5% жира – на 0,8% и по молоку 2,7% жира – на 4,1%. Наибольшийпроцент выполнения имеет выпуск молока 1,5% жира.
По результатам расчетов можно сделать следующий вывод:
На исследуемом молочномкомбинате план по выпуску молока 1% жира в условно-натуральном выражениинедовыполнен на 10,8%; по выпуску молока 1,5% жира и 2,7% жира выполнен на100%. Наиболее ритмичным и равномерным являлся выпуск молока 1,5% жира.Наибольший процент выполнения плана по ассортименту имеет выпуск молока 1,5%жира.3.Задача 2
Имеются данные опроизводстве продукции на промышленном предприятии с длительным цикломпроизводства за отчетный месяц, млн. руб.:
• Произведено готовой продукции……………………200
В том числереализовано………………………………… 150
• Произведенополуфабрикатов………………………… 100
Из них:
− переработано всвоем производстве………………………………. 10
− отпущено насторону………………………………………….…… 80
• Остатки незавершенногопроизводства:
− на начало месяца………………………………………………..……10
− на конецмесяца……………………………………………….……… 15
• Ремонтным цехомпроизведен:
− капитальный ремонтсвоего оборудования………………… 2
− текущий ремонтоборудования……………………………… 1
− капитальныйремонт заводских зданий………………….…. 20
− монтаж металлоконструкцийпо заказу со стороны………… 5
• Электростанциейпроизведено электроэнергии………………. 50
В том числе:
− использовано напромышленно-производственные нужды…… 40
− отпущено жиломукомплексу…………………………………… 10
• Остатки готовойпродукции на складе на начало месяца……… 25
• Остатки готовойпродукции на складе на конец месяца………. 20
•Остатки готовойпродукции, отгруженной, но не оплаченной покупателем на начало месяца……………………………………………15
• Остатки готовойпродукции, отгруженной, но не оплаченной покупателем на конец месяца………………………………………………0
• Реализовано бракованныхизделий…………………………………. 4
• Получена оплата запродукцию, поставленную в предыдущем месяце………………………………………………………………… 25
Продукция и работы,отпущенные на сторону, оплачены.
Необходимо:
1) определить валовойоборот, внутризаводской оборот, валовую продукцию (двумя методами),внутризаводские элементы, товарную продукцию (двумя методами), отгруженнуюпродукцию, реализованную продукцию;
2) определить коэффициентреализации, коэффициент отгрузки, коэффициент товарности, коэффициентсоотношения валовой продукции и валового оборота, коэффициент внутризаводскогокомбинирования;
3) провести анализпоказателей балансовым методом, если в предыдущем месяце отчетные показателибыли следующими: ВО = 370, ВП = 320, ТП = 290, ОП = 280, РП = 250;
4) провести анализпоказателей индексным методом. Определить долю влияния каждого фактора на объемреализованной продукции.
Сделать выводы.
Решение:
Валовой оборот (ВО)характеризует в стоимостном выражении объем продукции, произведенной заотчетный период всеми промышленно-производственными цехами предприятия,независимо от того, потреблена эта продукция в других егопромышленно-производственных цехах или отпущена за пределы предприятия.
В состав валового оборотавключаем:
1) стоимостьпроизведенной готовой продукции (200);
2) стоимостьпроизведенных полуфабрикатов (100);
3) стоимость измененияостатков незавершенного производства (15–10);
4) стоимость работ,произведенных ремонтным цехом (2+1+20+5);
5) стоимостьпроизведенной электроэнергии (50);
6) стоимость измененияостатков готовой продукции на складе (20–25);
7) стоимость измененияостатков отгруженной продукции, но не оплаченной покупателем (0–15);
8) стоимостьреализованных бракованных изделий (4);
9) оплата за продукцию,поставленную в предыдущем месяце (25).
Таким образом, валовойоборот составит:
ВО =200+100+5+28+50+(-5)+(-15)+4+25 = 392 млн. руб.
Внутризаводской оборот(ВЗО) представляет собой стоимость продукции своего производства, потребленнойна собственные промышленно-производственные нужды.
В состав внутризаводскогооборота входят: полуфабрикаты, переработанные в своем производстве (20);капитальный ремонт своего оборудования (2); текущий ремонт оборудования (1);капитальный ремонт заводских зданий (20) и электроэнергия, использованная напромышленно-производственные нужды (40).
Таким образом,внутризаводской оборот составит:
ВЗО = 20+2+1+20+40 = 83млн. руб.
Валовая продукция (ВП) –это стоимость общего результата производственной деятельности предприятия заопределенный период времени.
Валовая продукциярассчитывается двумя способами:
1 способ: как разница между валовым и внутризаводскимоборотом:
ВП = ВО – ВЗО            (8)
ВП = 392 – 83 = 309 млн.руб.
2 способ: на основе поэлементного подсчета.
При поэлементном подсчетерассчитывается величина каждого элемента без внутризаводского оборота, ирезультаты по всем элементам суммируются.
В валовую продукциювходят:
1) стоимостьпроизведенной готовой продукции (200);
2) стоимостьполуфабрикатов, отпущенных на сторону (80);
3) стоимость измененияостатков незавершенного производства (15–10);
4) стоимость работпромышленного характера, выполненных по заказу со стороны – монтажметаллоконструкций (5);
5) стоимостьэлектроэнергии, отпущенной жилому комплексу (10);
6) стоимость измененияостатков готовой продукции на складе (20–25);
7) стоимость измененияостатков отгруженной продукции, но не оплаченной покупателем (0–15);
8) стоимостьреализованных бракованных изделий (4);
9) оплата за продукцию,поставленную в предыдущем месяце (25).
Таким образом, валоваяпродукция составит:
ВП =200+80+5+5+10+(-5)+(-15)+4+25 = 309 млн. руб.
Внутризаводские элементы(ВЗЭ) включают изменение остатков незавершенного производства (15–10) и остаткиготовой продукции для собственных нужд предприятия (200–150).
ВЗЭ = 5+50 = 55 млн. руб.
Показатель товарной продукции(ТП) характеризует конечный результат промышленно-производственнойдеятельности, полностью подготовленный в отчетном периоде к отпуску на сторону,т.е. для использования за пределами основной деятельности.
Товарная продукциярассчитывается двумя способами:
1 способ: как разница между валовой продукциейи внутризаводскими элементами:
ТП=ВП–ВЗЭ     (9)
ТП = 309 – 55 = 254 млн.руб.
2 способ: на основе поэлементного подсчета.
При поэлементном подсчетев валовую продукцию включаем:
1) стоимость готовойреализованной продукции (150);
2) стоимость реализованныхполуфабрикатов;
3) стоимость работпромышленного характера, выполненных по заказу со стороны – монтажметаллоконструкций (5);
4) стоимостьэлектроэнергии, отпущенной жилому комплексу (10);
5) стоимость измененияостатков готовой продукции на складе (20–25);
6) стоимость измененияостатков отгруженной продукции, но не оплаченной покупателем (0–15);
7) стоимостьреализованных бракованных изделий (4);
8) оплата за продукцию,поставленную в предыдущем месяце (25).
Таким образом, товарнаяпродукция составит:
ТП =150+80+5+10+(-5)+(-15)+4+25 = 254 млн. руб.
Отгруженная продукция(ОП) определяется как разность товарной продукции и остатков готовой продукциина складе (ΔОгп):
ОП=ТП–ΔОгп            (10)
ΔОгп = Огп(к)– Огп(н) = 20 – 25 = -5 млн. руб.
ОП = 254 – (-5) = 259млн. руб.
Реализованная продукция(РП) характеризует стоимость объема продукции, поступившей в данном периоде нарынок и подлежащей оплате потребителями.
Реализованная продукцияотличается от объема отгруженной продукции на величину изменения остатковпродукции отгруженной, но по различным причинам не оплаченной заказчиками (ΔОПнеопл.):
РП=ОП–ΔОПнеопл.          (11)
ΔОПнеопл. = 0 – 15 =-15 млн. руб.
РП = 259 – (-15) = 274млн. руб.
Коэффициент реализации(Кр) рассчитывается по формуле:
/>        (12)

Определим коэффициентреализации:
– за прошлый месяц:
/>
– за отчетный месяц:
/>
Коэффициент отгрузки (Ко)рассчитывается по формуле:
/>             (13)
Определим коэффициентотгрузки:
– за прошлый месяц:
/>
– за отчетный месяц:
/>
Коэффициент товарности(Кт) рассчитывается по формуле:
Определим коэффициентотгрузки:
– за прошлый месяц:
/>
– за отчетный месяц:
/>
Коэффициент соотношенияваловой продукции и валового оборота (Кв) рассчитывается по формуле:
/>             (15)

Определим коэффициентсоотношения валовой продукции и валового оборота:
– за прошлый месяц:
/>
– за отчетный месяц:
/>
Сведем в таблицу 5показатели предыдущего месяца и рассчитанные показатели отчетного месяца ипосчитаем отклонение показателей отчетного месяца от предыдущего.
Таблица 5. Показателиобъема промышленной продукции.Показатель Прошлый месяц Отчетный месяц Изменение, млн. руб. Валовой оборот, млн. руб. 370 392 +22 Валовая продукция, млн. руб. 320 309 -11 Товарная продукция, млн. руб. 290 254 -36 Отгруженная продукция, млн. руб. 280 259 -21 Реализованная продукция, млн. руб. 250 274 +24
По данным таблицы 5видно, что в отчетном месяце по сравнению с предыдущим валовой оборотувеличился на 22 млн. руб.; объем реализованной продукции – на 24 млн. руб. Аобъемы валовой, товарной и отгруженной продукции снизились на 11, 36 и 21 млн.руб. соответственно.
Взаимосвязь показателейможет быть представлена следующим образом:
/>         (16)
                или
          />          (17)

Рассматриваемая модельможет быть использована для оценки влияния изменения всех включенных в неефакторов на изменение результативного показателя – объема реализованнойпродукции – индексным методом:
/>    (18)
Определим индексы:
/>, или 109,6%
/>, или 118,5%
/>, или 105,7%
/>, или 90,7%
/>, или 91,1%
/>, или 105,9%
/>
По результатам расчетовможно сделать следующий вывод:
Проведенный анализпоказывает, что объем реализованной продукции в текущем периоде вырос на 9,6%,в том числе за счет увеличения объема валового оборота на 5,9%. Коэффициент,характеризующий соотношение валовой продукции и валового оборота снизился на8,9%, что говорит о том, что степень готовности изделий, производимых напредприятии, снизилась, внутризаводской оборот увеличился. На рост объемареализованной продукции наиболее значительное влияние (18,5%) оказал ростреализации произведенной продукции, что свидетельствует об улучшении в оплатепродукции заказчиками. Коэффициент отгрузки вырос на 5,7%; это означает, чтоотправка готовой продукции потребителям происходила быстрее, чем в предыдущемпериоде. Отрицательное влияние на рост реализованной продукции оказалкоэффициент товарности, составивший 90,7% от уровня предыдущего года, чтоговорит об увеличении накопления внутризаводских элементов, это значит, чтослужбы внутрипроизводственного оперативного планирования работали менее четко,чем в прошлом месяце.
 

Список литературы
1. Голуб Л.А. Социально-экономическаястатистика. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 265 с.
2. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2002. – 480 с.
3. Курс социально-экономическойстатистики: Учебник для ВУЗов / под редакцией М.Г.Назарова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2003. – 771 с.
4. Салин В.Н., Медведев В.Г.,Кудряшова С.И., Шпаковская Е.П. Макроэкономическая статистика: Учеб. пособие. –М.: Дело, 2002. – 336 с.
5. Статистика промышленности / подредакцией Адамова В.Е. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 456 с.