МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет экономический Кафедра бухгалтерского учета и финансов КУРСОВАЯ РАБОТА СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ТОВАРООБОРОТА Студентка: Шарипова Л. Н. Группа: 352 Преподаватель:
Балабайкин В.Ф. ЧЕЛЯБИНСК, 2005 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 СТАТИСТИКА ТОВАРООБОРОТА 1.1 ПОНЯТИЕ ТОВАРА, ЕГО СВОЙСТВА 1.2 ПОНЯТИЕ ТОВАРООБОРОТА 1.3 ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ И ТОВАРООБОРОТА 1.4 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ И ТОВАРООБОРОТА 2 ИНДЕКСНЫЙ
МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ТОВАРООБОРОТА 3 ЗАДАЧА 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 29 ВВЕДЕНИЕ В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления экономическими процессами. Статистика должна всесторонне охарактеризовать выполнение плана товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций, систем и торговли в целом, вскрыть и объяснить причины, обусловившие тот или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего развития товарооборота.
В данной работе будет рассмотрен такой раздел статистики как статистический анализ товарооборота. К задачам статистики товарооборота относятся: получение статистической информации о товарообороте, анализ динамики товарооборота, расчет и анализ товарной структуры товарооборота, анализ организационной и территориальной структуры товарооборота. Решая поставленные задачи, статистика товарооборота должна полно и объективно, на научной основе охарактеризовать объем и структуру продажи товаров населению,
выявить основные пропорции, тенденции и причинно-следственные связи товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть. Статистика изучает процесс образования и кругооборота товарных запасов, выявляет их закономерности, оценивает их соответствие установленным нормативам. Для этой цели может быть использован весь арсенал статистических методов, включая индексный метод. 1 Статистика товарооборота 1.1 Понятие товара, его свойства Товар – продукт, т.е. результат человеческой или природной деятельности, и услуг, т.е. целенаправленное действие, обладающие полезными потребительскими свойствами (потребительской ценностью) и предназначенные для продажи (обмена на деньги). Если нет хотя бы одного из двух названных признаков (полезность и возможность обмена на деньги), то ни продукт, ни услуга не относятся к классу товара.
Если продукт не имеет полезных свойств, он никому не нужен. Например, создан самолет, который из-за ошибок в технологии не может летать. Он может быть продан как железный лом, но это уже качественно другой товар. Если продукт или действие не обмениваются на деньги, то их тоже нельзя назвать товарами. Например, жителям района, пострадавшего от стихийного бедствия, бесплатно передали продукты питания,
организовали баню и т.п. Это безвозмездная помощь, подарок. К физическим свойствам товара относятся: форма, вес, объем, цвет вкус, запах, прочность, надежность, срок службы, технологические параметры, материал, их которого изготовлен продукт. Часто форма товара обусловлена технологическим процессом или функциональным назначением товара. Однако некоторые физические свойства товара (форма, цвет, запах, вкус, фактура материала и т.д.) тесно
связаны со следующей группой свойств – с эстетикой товара. Эстетические свойства товара в известной мере субъективны, они зависят от уровня потребительской культуры, исторических, национальных, возрастных особенностей, воспитания, образа жизни. К этим свойствам относятся: дизайн – внешний облик продукта, его совершенство и привлекательный вид и стайлинг – художественное контруирование, соответствие изделия определенному стилю, какому-либо направлению в моде, отражающему пристрастия части потребителей, красота, изящество, отделка и т.д. К той же группе свойств относят тесно связанную с эстетикой эргономику, т.е. приспособленность товара к потребителю, удобство и безопасность в использовании. Эргономичность товара зависит, кроме того от времени и сложности ухода за изделием в процессе его эксплуатации потребителем. Производитель стремится обеспечить низкий уровень его трудоемкости и до предела упростить
уход за товаром. Рис. 1. Свойства товара Функциональные свойства обеспечивают удовлетворение единственной или нескольких потребностей и отражают предназначение товара, его полезность. Ради этих свойств товар приобретается потребителем. В отличие от функциональных, заложенных в товар производителем, символические свойства выражают те качества, которые им приписывает сам потребитель. Товар для данного покупателя имеет ценность не потому,
что обладает действительно полезными потребительскими качествами, а потому что придает потребителю определенный социальный статус, позволяет занять в собственных глазах или в общественно мнении более высокую степень в социальной иерархии. Иначе говоря, товар обладает престижной ценностью, удовлетворяет потребность покупателя в самовыражении и самоуверенности. Экономические свойства товара включают его цену, экономичность (например, затраты на единицу эффекта
при его эксплуатации, экономия времени при использовании данного изделия по сравнению аналогичным, но менее производительным изделием и т.п.). Дополнительные свойства товара связаны с понятием сервиса. К ним относятся обязательное допродажное и послепродажное обслуживание: наличие инструкции к товару, гарантия безотказной работы в течение определенного времени, дополнительное оборудование и запасные части, продажа сопутствующих товаров, монтаж изделия, ремонт и т.д. Составным элементом товара является упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от влияния внешней среды и связанных с этим потерь и повреждений, а также облегчающих процессы транспортировки, хранения и реализации. 1.2 Понятие товарооборота Рыночный процесс, торговля, проявляется в том, что товар, обмениваемый на деньги, меняет своего собственника: от продавца переходит к покупателю, причем покупатель может оказаться и конечным потребителем товара,
и всего лишь торговым посредником, помогающим довести товар от сферы производства до сферы потребления. Однако со сменой владельца возникает и необходимость физического перемещения товара, хотя оно может по времени и месту не совпадать с моментом продажи. Более того, товар может сменить одного владельца или даже нескольких, не изменяя своего физического местонахождения и, наоборот, может быть перевезен на большие расстояния со склада на склад, не будучи
проданным. Таким образом, товародвижение осуществляется в экономическом и географическом пространстве. Движение в экономическом пространстве состоит в переходе товара от одного владельца к другому, в смене прав собственности на товар. Физическое движение товара заключается в его территориальном перемещении – из одного географического пункта в другой. Товародвижение предусматривает потенциальную возможность многократного (многозвенного) перехода товара от одного владельца к другому.
Звенность товародвижения (коммерческая или торгово-организационная) – число переходов товара от одного владельца к другому; складская звенность – число перевозок товара из одного склада в другой. При прочих равных условиях неоднократные перепродажи товара, т.е. большое число торгово-организационных звеньев, а также складов, которые минует товар на пути от производителя к потребителю, увеличивают издержки обращения, а следовательно, стоимость товара и его цену. Это невыгодно конечным покупателям, но выгодно посредникам. Это явление широко распространено в торговле продуктами питания, в торговле нефтепродуктами и т.д. Канал товародвижения, кроме начального продавца, т.е. производителя, и конечного покупателя, потребителя, включает совокупность посреднических предприятий, осуществляющих доведение товара от производителя до потребителя, а также последовательность, в которой они участвуют в этом процессе.
В маркетинге существует следующая классификация каналов товародвижения:  прямые каналы товародвижения;  косвенные каналы товародвижения, в составе которых, в свою очередь, выделяются: одноуровневые каналы, двух- и более уровневые каналы. Под уровнем канала товародвижения подразумеваются торговые посредники. Число уровней (от которого зависит число звеньев) называется длиной канала товародвижения, а количество
предприятий, из которых складывается каждый уровень, именуется шириной канала. Торговый посредник – предприятие или физическое лицо, осуществляющее покупку и последующую перепродажу товара или оказывающее помощь в доведении товара до потребителя. К торговым посредникам, дистрибьюторам, относятся следующие их типы:  достаточно крупные оптовые фирмы, располагающие складской сетью и принимающие на себя права собственности (иногда именно
их именуют дистрибьюторами);  дилеры (как правило, розничные или оптово-розничные фирмы, занимающиеся послепродажным обслуживанием), имеют складскую и торговую сеть, принимают на себя права собственности;  джобберы – сравнительно небольшие фирмы, не имеющие складов, принимают на себя права собственности и осуществляют быструю перепродажу товаров. Сложность и многозвенность процесса товародвижения вызывает необходимость его дифференцированного изучения по отдельным этапам и звеньям. Выделение этапов товародвижения основывается на признаках завершенности процесса и размера партии товара. В товародвижении (и соответственно в торговой деятельности) выделяются два этапа:  первый – оптовый, где перемещаются и меняют владельца крупные партии товара, а покупателям (как торговым посредникам, так и потребителям, производственными и массовыми) являются юридические лица, достаточно крупные предприятия;  второй – розничный, где товары в размерах,
достаточных для личного потребления переходят к индивидуальным потребителям, населению (потребительский рынок). Между понятиями товародвижения и товарооборота существует неразрывная связь, они невозможны друг без друга. Движение товара в экономическом пространстве, переход товара от одного владельца к другому совершается в форме товарооборота, обмена товарами на деньги. Товарооборот представляет собой процесс купли-продажи, обмена товара на деньги.
В его составе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент. В товарообороте всегда имеются два полюса: покупатель и продавец, покупка есть в то же время продажа. Однако в статистике рынка, как правило, товарооборот рассматривается с позиции продавца и в анализе интерпретируется в качестве синонима продажи. В статистике товарооборот представляет количественный измеритель объема продажи/покупки товаров в стоимостных единицах.
Его натуральное содержание характеризует параллельный показатель – количество проданных товаров. Бесплатная передача продукта или услуги (предоставление, помощь, перемещение) товарооборотом не является. В узком смысле под товарооборотом понимают только куплю-продажу продукта, при этом продажа услуг выделяется самостоятельно. Розничная продажа товаров преимущественно оплачивается наличными деньгами, хотя постепенно расширяется использование пластиковых банковских карточек. Оптовая и мелкооптовая продажа товаров, как правило, оплачивается по безналичному расчету. В розничной торговле и массовом питании (общественном питании) покупатель преимущественно расплачивается наличными деньгами, однако расширение продаж по каталогам и образцам, торговли в кредит, компьютерной/электронной торговли и т.п а также совершенствование банковского дела, внедрение кредитных и платежных пластиковых карточек постепенно вытесняет наличный расчет. Момент фактического отпуска товара и момент уплаты денег
могут не совпадать, что создает некоторые трудности при учете товарооборота. Таким образом, можно сформулировать определение предмета статистики товародвижения и товарных запасов. Предметом статистики товародвижения и товарооборота являются массовые процессы и явления перемещения товаров от производителя к потребителю и обмена товаров на деньги, поддающиеся количественной характеристике. 1.3 Задачи статистики товародвижения и товарооборота
Исходной задачей статистики товародвижения и товарооборота является сбор и обработка данных, характеризующих процессы купли-продажи товаров. Изучение процессов товародвижения и товарооборота представляет большой интерес как для государства, так и для рыночных структур. Государство, выступающее в роли гаранта прав покупателей и продавцов, естественно, должно быть информировано о главных рыночных процессах товародвижения и товарооборота.
Изучение процесса формирования товарооборота, роли отдельных звеньев и рыночных структур является важной задачей государственных служб, занимающихся фиском, поскольку объем реализации продуктов и услуг, доля добавленной стоимости в товарообороте и т.д. определяет значительную часть налоговых поступлений. Данные и выводы статистики товарооборота используются в статистике уровня жизни, так как розничный товарооборот характеризует товарную массу, перешедшую в сферу личного потребления, а его размер в расчете на душу населения отражает тенденцию уровня индивидуального потребления продуктов и услуг. Часть собранной и обработанной государственной статистикой информации может быть продана коммерческим структурам. Рыночные структуры собирают и анализируют данные о товарообороте для оценки результатов собственной деятельности, характеристики деловой активности и конъюнктуры. Данные о товародвижении и товарообороте необходимы рыночным структурам для разработки и прогнозирования
стратегии своего маркетинга. Таким образом, можно сделать вывод, что сбор и анализ информации о товародвижении и товарообороте представляет важную задачу государственной статистики и бизнес-статистики фирм, занимающихся сбытовой и торговой деятельностью (включая продажу услуг). Общая концептуальная цель статистики товародвижения и товарооборота сводится к сбору, обработке и анализу надежной информации об объеме, уровне, структуре и динамике купли-продажи товаров в целом и на разных
уровнях хозяйствования. Государство в свою очередь нуждается в информации о территориальном (региональном) распределении товарооборота, о связях товарооборота с доходами потребителей, о переходе товарной массы в сферу потребления и о насыщении рынка. Исходя из целей регулирования и прогнозирования спроса и предложения, необходимо выявлять закономерности и тенденции товарооборота. Отсюда вытекают конкретные функциональные задачи статистики товародвижения и товарооборота, которые
можно сформулировать следующим образом:  сбор, сводка и обработка информации о товарообороте на уровне предприятий, фирм, каналов товародвижения (торгово-сбытовых систем), регионов и в целом по стране; сведения об общем объеме товарооборота и продаже отдельных продуктов и услуг;  оценки и анализ отдельных этапов товародвижения, его звенности, уровней и длины каналов товародвижения, а также форм сбытового и торгово-посреднического товарооборота, способы формирования и использования товарных ресурсов;  анализ объема товарооборота, его товарной структуры и ассортимента; анализ динамики товарооборота; анализ товарооборота на душу населения и процесса удовлетворения покупательского спроса; региональный анализ товарооборота. Крупные и средние предприятия представляют отчетность об отгрузке товаров, инвестициях, товарообороте и т.д. Предприятиям, заполняющим унифицированные формы федерального государственного статистического наблюдения, предоставляется гарантия сохранения коммерческой тайны.
На каждой статистической форме напечатано: конфиденциальность гарантируется получателем информации. Существенная информация о товарообороте может быть получена от периодически проводимых переписей оптовых и розничных предприятий и других единовременных обследований, например, обследование розничных продаж отдельных товаров в разрезе ассортиментных групп и т.п. Часть информации преимущественно конъюнктурного характера собирается путем опроса (анкетирования) предпринимателей.
В такой анкете содержатся вопросы об однодневном обороте, его динамике и ассортиментных сдвигах, уровне конкуренции и др. Малые предприятия вместо представления отчетности заполняют подобные опросные листы. 1.4 Система показателей статистики товародвижения и товарооборота Таким образом, под товарооборотом понимается совокупность актов купли-продажи товаров, т.е. материальных благ, совершающихся в процессе их перехода из сферы производства в сферу потребления за определенный
промежуток времени. В акте купли-продажи возможны различные комбинации продавцов и покупателей: 1. производитель – производитель; 2. производитель – товарная биржа; 3. товарная биржа – торговая организация; 4. торговая организация – торговая организация; 5. торговая организация – потребитель; 6. производитель – потребитель; 7. производитель – торговая организация; 8. производитель – коммерсант; 9. коммерсант – потребитель. По признаку продавцов выделяют две категории: товарооборот производителей (строки 1 + 2 + 6 + 7 + 8) и торгово-посреднеческий оборот (3 + 4 + 5 + 9). По признаку покупателя выделяют оптовый товарооборот, совершаемый внутри сферы обращения (строки 2 + 3 + 4 + 7 + 8 + частично 1), и розничный товарооборот, при котором товары выходят из сферы обращения для потребления (строки 5 + 6 +9 + частично 1). Валовой товарооборот исчисляется как общая сумма всех
продаж (т.е. строки 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9). Исключив повторный акт продажи из валового товарооборота, получаем чистый товарооборот как сумму конечных, последних продаж. Отношение валового к чистому обороту показывает, сколько звеньев прошел на пути своего следования от производителя к потребителю. Чем больше звеньев, тем больше стоимости добавляется к цене производителя и тем выше цена конечного потребления товара.
Исходный рыночный показатель – количество проданного товара/объем проданной услуги. Товары могут быть классифицированы по ряду признаков. Наиболее употребительным является признак товарной специализации, который выводится из потребительского назначения товаров:  продукты производственного назначения – сооружения, оборудование, сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция, включая отдельные виды материалов, комплектующие изделия,
детали;  услуги производственного назначения – услуги по эксплуатации и ремонту, монтаж и установка оборудования, транспортные, деловые и консалтинговые услуги (в том числе маркетинговые);  продукты потребительского назначения – продукты питания, в том числе мясные, рыбные и молочные продукты и жиры; сахар и хлебопродукты и прочие продовольственные товары; алкогольные напитки и табачные изделия; непродовольственные товары, в том числе ткани, одежда, обувь; мебель, посуда и т.д.;  услуги потребительского назначения – бытовые, жилищно-коммунальные, транспортные, медицинские и т.д. Товародвижение и товарооборот характеризуются общей системой показателей, это отражает неразрывную связь этих процессов. Главный показатель товародвижения – звенность и характеристика посреднических уровней в каналах товародвижения. В настоящее время эти показатели определяются на основе документации. Товарооборот является центральным показателем статистики рынка.
Это сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует обмен товаров не деньги, переход товара от продавца к покупателю. Во-вторых, он используется в оценках конъюнктуры рынка как один из показателей деловой активности. Товарооборот можно рассматривать как величину удовлетворенного спроса. Товарооборот выступает как показатель размера торгового предприятия, а также как финансовый показатель денежной выручки торгово-сбытового предприятия (фирмы) за проданные товары.
Кроме того, показатели продажи товаров используются в качестве весов в индексах цен. Это делает товарооборот многогранным показателем и требует осторожности при интерпретации его значения, его анализ имеет и экономическую и социальную направленность. Товарооборот – инструмент измерения объема проданных/купленных товаров. Товарооборот измеряется в стоимостных единицах и в натуральном выражении.
В стоимостных единицах величина товарооборота зависти от количества проданных товаров (q) и от цены единицы товара (p), т.е. в формализованном виде соответствует произведению T=q*p Стоимостной характер товарооборота позволяет обеспечить интеграционную оценку совокупности проданных товаров. Можно представить себе следующую иерархическую систему формирования всего товарооборота страны. В предприятии (государственном или частном) или у индивидуального продавца делается покупка, т.е. совершается акт купли-продажи. В свою очередь, товарооборот любого оптового или розничного предприятия состоит из совокупности единичных актов купли-продажи (свой товарооборот, входящий в общий объем товарооборота предприятия, могут иметь секции и отделы крупного магазина). Товарооборот отдельной фирмы представляет собой сумму товарооборота его предприятий или филиалов. Товарооборот отрасли складывается из товарооборота фирм (объединений), входящих в данную отрасль.
Общий объем товарооборота страны включает в себя товарооборот отраслей и подотраслей (рынков и субрынков). Товарооборот – совокупность актов купли-продажи. Следовательно, по своей сущности товарооборот – показатель синтетический, поскольку он складывается из отдельных актов купли-продажи, из продаж отдельных товаров, из товарооборота всех регионов. Анализ товарооборота, естественно, предусматривает и обратную процедуру: его разложение на структурные составляющие. В территориальном разрезе выделяется товарооборот каждого
региона (субъекта федерации; хотя возможна и более высокая степень дифференциации: выделяется товарооборот отдельных городов и районов). В региональных показателях товарооборота иногда выделяются объемы покупок местных жителей за пределами региона, а также покупок приезжих в данном регионе в соответствии с понятием мобильного (мигрирующего) спроса. Самостоятельно рассматривается товарооборот (сбыт и реализация) товаров производственного назначения, товарооборот предметов потребления и продажа услуг.
Выделяется сбыт товаров (т.е. продажа товара производителем, или товарооборот производителей), он соответствует понятию товарной массы, вовлеченной в сферу товарного обращения. Самостоятельное место в статистике занимает товарооборот закупочных предприятий и организаций (объем закупок), в нем выделяется объем государственных, кооперативных и частных закупок продукции сельского хозяйства. Товарооборот предприятий торговой отрасли представляет собой торгово-посреднеческий товарооборот. На макроуровне может быть использован сводный показатель общего объема товарооборота, включающего все названные элементы. Он может быть использован для оценки роли сферы товарного обращения в экономике (доля товарооборота в валовом внутреннем продукте), для оценки места (ранга) уровня личного потребления в экономике (доля расходов на покупку потребительских продуктов и услуг в общем объеме валового внутреннего продукта) и др. Все отрасли торговли около 1/5 валового внутреннего продукта
России. Из общего числа предприятий и организаций на долю торговых отраслей более 1/3. Важна также характеристика товарооборота по формам собственности: государственной торговли, кооперативной торговли, частной торговли, акционерных торговых предприятий и т.п. Так, в 1998 г. розничный товарооборот государственных предприятий составлял 7% общего объема, частной торговли – 80%, других форм негосударственной торговли –
13%. Рыночные отношения внесли свои коррективы в структуру формирования товарооборота. Структура формирования розничного товарооборота проиллюстрирована на рис. 2. Рис. 2 С процессом товародвижения непосредственно связан показатель, характеризующий участие в рыночном процессе торговых посредников, который называется валовым товарооборотом (Tвал). Сумма всех продаж товара на пути движения от производителя к потребителю образует валовой товарооборот.
Данный показатель, если на время абстрагироваться от цен, потерь и т.п. зависит от количества проданных товаров (Q) и числа перепродаж (N), т.е. звеньев товародвижения (Q/N). Размер валового товарооборота прямо пропорционален числу перепродаж, т.е. он включает повторный счет и не отражает реального объема проданных товаров. Реальный объем товаров, "путешествующих" по каналу товародвижения, характеризуется конечной продажей товара и называется чистым товарооборотом (Tчист). Чистый товарооборот освобожден от повторного счета, он равен конечной продаже товара. Конечная продажа означает, что данная партия товара больше продаваться не будет. Это означает в масштабах всей торговли, что товар вышел за границу сферы товарного обращения, а в масштабе всего региона, отдельного канала товародвижения, отдельной фирмы, что товар продан за их пределы и в данном регионе (канале, фирме) больше продаваться не будет.
Розничный товарооборот, характеризующий продажу товаров конечным потребителям и их переход в сферу личного потребления, всегда относится к категории чистого товарооборота. То обстоятельство, что чистый товарооборот освобожден от повторного счета, делает его главным оценочным и базовым показателем статистики товарооборота. Он применяется для характеристики результата коммерческой деятельности торгового или сбытового предприятия, используется для оценки его размера, является базой
для расчета уровня издержек обращения и рентабельности. Продажа товаров крупными партиями массовым потребителям или другим торговым организациям называется оптовым товарооборотом. В оптовой торговле товарами производственного и товарами потребительского назначения в качестве синонима оптовой продажи используется показатель поставка. В сбыте товаров их отпуск покупателю называется отгрузкой.
Оптовая продажа товара (поставка) через канал нулевого уровня непосредственно оптовому потребителю или через одноуровневый канал – с участием одного посредника (обычно розничного) называется транзитом или транзитным товарооборотом. Поставка товара через двух или более уровневый канал, через посредство дистрибьютора называется складским товарооборотом. Продажа товаров конечным потребителям, преимущественно населению, для удовлетворения личных потребностей относится к категории розничного товарооборота. Основная масса товаров, охватываемая розничным товарооборотом, продается в розничных предприятиях и предприятиях массового питания, хотя в качестве продавцов могут выступать производственные и оптово-розничные торговые предприятия, а также отдельные лица. Розничным товарооборотом называется продажа товаров предприятиями, объединениями и физическими лицами населению для конечного потребления. Особенность розничной продажи отдельному покупателю заключается
в том, что количество проданных товаров ограничивается разумными пределами личного потребления, т.е. размер продажи одному розничному покупателю во много раз меньше оптовой. Однако в розничной торговле и в массовом питании совершаются миллионы покупок и совокупность всех актов купли-продажи сопоставима с объемом оптового товарооборота. Самостоятельным показателем является мелкооптовый товарооборот, занимающий промежуточное положение
между оптовым и розничным. Это продажа товаров массовым потребителям или торговым посредникам, а также отдельным лицам сравнительно небольшими партиями по сравнению с оптовыми. Мелкооптовые операции совершаются, как правило, специализированными мелкооптовыми магазинами или предприятиями розничной торговли (по ценам выше розничных, но ниже оптовых). Функционируют также мелкооптовые рынки. В розничном товарообороте выделяются: розничный товарооборот
торговых предприятий (в том числе возможна розничная продажа производственными и оптовыми предприятиями, а также неторговыми предприятиями); розничный товарооборот предприятий массового питания (ресторанной индустрии); товарооборот рынков (сельскохозяйственных, вещевых и т.п.); товарооборот предприятий почтовой связи, автозаправочных станций и т.п. В розничном товарообороте массового питания выделяются товарооборот по продаже продукции собственного производства и товарооборот по продаже покупных товаров (т.е. продуктов, не подвергавшихся какой-либо производственной обработке). Предприятия массового питания имеют свой оптовый товарооборот, складывающийся из продажи части собственной продукции (кулинарных изделий и полуфабрикатов) другим предприятиям массового питания и розничной торговле. В настоящее время статистика не имеет возможности учесть розничный и оптовый товарооборот; эти показатели рассчитываются. В связи с этим введены два самостоятельных показателя: товарооборот оптовых предприятий
и товарооборот розничных торговых предприятий. Самостоятельной позицией в системе показателей товарооборота выделяется продажа услуг. Продажа потребительских услуг – процесс оказания услуг в обмен на деньги, который совершается в специализированных предприятиях и учреждениях, а также на дому у потребителей и заключается в действиях, направленных на удовлетворение соответствующих потребностей населения. К потребительским услугам относятся: бытовые услуги; жилищно-коммунальные услуги; услуги транспорта
и связи; медицинские услуги; услуги спортивно-оздоровительных учреждений; юридические услуги и др. Общий объем товарооборота представляет собой по существу среднюю арифметическую величину из частных показателей товарооборота. Основные показатели товарооборота и его составляющие относятся к категории абсолютных показателей статистики. Исключение составляет розничный товарооборот на душу населения. Он представляет собой расчетный показатель уровня товарооборота, который позволяет исключить влияние
численности населения и тем самым обеспечить межрегиональную и динамическую сравнимость уровня продажи товаров (продуктов и услуг). Он часто рассматривается как уровень удовлетворения покупательского спроса и показатель социальной эффективности рыночных процессов. Товарооборот на душу населения рассчитывается как отношение товарооборота к средней за период (обычно год) численности населения. Он может быть исчислен по розничному товарообороту, включая продажу услуг и без нее, а также по каждому отдельному продукту или виду услуг. Данный показатель может быть исчислен как в стоимостных, так и в натуральных единицах. Он рассчитывается также в разрезе регионов. Для расчета товарооборота на душу населения применяется следующая формула: где D – товарооборот на душу населения; T – общий объем товарооборота; S – средняя численность населения, сопоставимая во времени и пространстве
с товарооборотом. По отдельным социальным и возрастным группам населения показатель товарооборота на душу населения (на одного члена домохозяйства) исчисляется по данным специальных выборочных обследований (опросам и панелям) как отношение суммы покупок к среднему числу членов обследованных семей. Этот последний показатель сопоставим с показателем душевого товарооборота (с некоторыми оговорками и поправками на миграцию покупателей). Показатель покупки на одно домохозяйство исчисляется по данным
выборочных обследований: статистики семейных бюджетов, потребительских панелей, специальных маркетинговых опросов населения и т.п. Достоинство данного показателя состоит в том, что он позволяет рассматривать процесс товарооборота с позиции покупателя и обеспечивает широкую возможность дифференцированных оценок. Его существенный недостаток в том, что он не в состоянии охватить все категории населения, недостаточно репрезентативен в региональном разрезе, не всегда сопоставим с товарооборотом по товарной номенклатуре
статистического учета. Однако, несмотря на эти недостатки, показатель покупки широко используется в моделировании розничного товарооборота, при выявлении его закономерностей, в конкретных маркетинговых исследованиях. Важной качественной характеристикой товарооборота и составной частью системы показателей пропорциональности рынка служат показатели структуры товарооборота. Глобальными показателями структуры товарооборота, используемыми в конъюнктурном анализе, нужно считать удельные веса средств производства, предметов потребления и услуг. К основным показателям пропорциональности рынка можно отнести долю отдельных социальных групп населения в общем объеме покупок продуктов и услуг (рассчитывается на основе выборочных данных статистики семейных бюджетов). Непосредственно в статистике структуры товарооборота выделяются два направления: оценка и анализ доли отдельных субрынков и различных форм торговли в общем объеме товарооборота; анализ товарной
структуры, т.е. места каждого товара в общем объеме продаж. В розничном товарообороте данный показатель можно рассматривать как характеристику качественного состава удовлетворения покупательского спроса. В систему показателей товарооборота входят три показателя товарной структуры: абсолютный размер продажи отдельного товара и товарной группы и два относительных показателя. Первый относительный показатель – удельный вес (доля) каждого товара или товарной группы в общем объеме
товарооборота (продажи услуг): где di – доля i-го товара; piqi – продажа отдельного i-го товара; – весь товарооборот; n – число i-ых товаров. Второй относительный показатель представляет собой соотношение продажи двух товаров (товарных групп): где – продажа товара А; – продажа товара В. Показатель удельного веса / доли отражает место i-го товара во всей совокупности товаров или в отдельно взятой группе товаров; он может быть интерпретирован таким образом: сколько денег
из каждых ста рублей, израсходованных но покупку товаров, потрачено на приобретение данного i-го товара. Второй показатель позволяет соотносить размеры продажи различных товаров. Показатели товарной структуры товарооборота используются для оценки и анализа пропорциональности развития товарооборота. 2 Индексный метод изучения товарооборота Развитие товарооборота – динамичный процесс. Купля-продажа товаров осуществляется не только в пространстве, но и во времени. Тенденции изменения товарооборота во времени относятся к важнейшим оценкам состояния и развития рынков товаров и услуг. Перспективы развития рынка, а следовательно, и масштабы коммерческого риска в большой степени зависят от характера и интенсивности развития товарооборота. Динамика товарооборота является одной из главных составляющих уровня жизни. Динамика товарооборота, с одной стороны, отражает (с некоторыми оговорками) основные закономерности
покупательского спроса и тенденции его удовлетворения, с другой – определяет потенциальные возможности получения валового дохода, а затем и прибыли. Динамика товарооборота является проявлением действия рыночного механизма, следствием фактически сложившихся пропорций спроса и предложения. Все это определяет значительный интерес к динамическим процессам товарооборота, как со стороны государственной статистики, так и с позиций бизнес-статистики. Показатели динамики товарооборота относятся к числу важнейших
народнохозяйственных показателей. К задачам изучения динамики товарооборота относятся:  оценка и анализ изменения и тенденций общего объема товарооборота в целом по географическому и экономическому пространству, а также дифференцированно – в территориальном разрезе, по формам рыночной деятельности, по социально-экономическим группам потребителей;  оценка и анализ изменения продажи отдельных продуктов и услуг;  выделение отдельных элементов (факторов) динамики товарооборота (количественный,
ценностный, демографический, структурный и т.д.), построение факторных индексных моделей динамики товарооборота;  выявление и моделирование закономерностей динамического развития товарооборота и его прогнозирование. В оценке и анализе товарооборота используются все методы статистического исследования динамических процессов: построение динамических рядов (в натуральных и стоимостных единицах); расчет его показателей (базисные и цепные темпы роста и прироста, среднегеометрические темпы, абсолютные темпы и абсолютное значение 1% прироста); построение трендовых и регрессионных моделей динамики; группировка отдельных предприятий, фирм, регионов по темпам роста товарооборота. Однако наиболее важное место в анализе динамики товарооборота занимает индексный метод (как самостоятельно, так и в комбинации с другими методами). Индексный метод позволяет решить большую часть задач, поставленных перед статистикой динамики товарооборота:  оценить вектор и скорость развития товарооборота;
 отразить количественные и ценовые компоненты динамики товарооборота;  выявить и охарактеризовать место демографического фактора в динамике товарооборота;  обнаружить и оценить ассортиментные и структурные сдвиги в динамике товарооборота;  отразить роль регионов в формировании процесса общего изменения товарооборота. Изменение товарооборота (стоимость проданных товаров или денежная выручка торгового предприятия) за
какой-то промежуток времени характеризуется отношением двух денежных сумм: текущего (изучаемого) периода с базисным (любым прошлым) периодом. Этот показатель называется индексом товарооборота, так как в нем агрегатируется в стоимостной форме продажа совокупности товаров с различными потребительскими свойствами. Индекс товарооборота – относительный показатель, который характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров (денежной выручки торговли или расходов покупателей на приобретение товаров) в текущем
периоде по сравнению с базисным за счет совместного влияния изменений количества и цен. Расчет индекса товарооборота осуществляется по следующей формуле агрегатного индекса: где и – цена i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах; и – количество проданного i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах; n – число i-х товаров, вошедших в общую совокупность. Особенностью данного индекса является то, что он отображает изменение объема розничного товарооборота в результате действия сразу двух факторов—товарной массы и розничных цен. На втором этапе анализа динамики товарооборота рассчитывается индекс товарооборота в неизменных ценах (индекс физического объема). Многотоварный, или агрегатный, общий индекс, который должен отразить динамику количественного фактора товарооборота, представляет собой индекс стоимости товаров, где зафиксирован фактор цены. Индекс физического объема товарооборота – относительный показатель, который отражает влияние
изменения объема продажи товаров (количества и ассортиментных сдвигов) на динамику товарооборота; рассчитывается как отношение стоимостей количества товаров текущего и базисного периодов, соизмеренных в ценах одного и того же периода. Агрегатная форма данного индекса представлена а следующем виде: где – одинаковая для числителя и знаменателя индекса цена (неизменная, или сопоставимая цена) i-го товара/ассортиментного вида; и – количество проданного i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах; n – число
i-х видов товаров. По существу, индекс физического объема товарооборота, как и любой стоимостной индекс, не в состоянии отразить изменение количественного фактора (так же как индекс цен – ценностного), он может только показать изменение товарооборота за счет количественного фактора. Влияние на динамику товарооборота второго его фактора (элемента), цены, отражается индексом ценностного фактора, где в свою очередь, зафиксирован количественный фактор.
Индекс ценностного фактора товарооборота (индекс цен) – относительный показатель, который отражает влияние изменений цен на динамику товарооборота; рассчитывается как отношение стоимостей одного и того же количества товаров, соизмеренного по ценам текущего периода (в числителе) и базисного (в знаменателе) показателей. Агрегатная форма индекса ценностного фактора представлена следующей формулой: где и – цена i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах; – одинаковое для числителя и знаменателя количество i-го товара; n – число i-х товаров. Все три индекса связаны между собой и представляют единую систему, так называемую мультипликативную индексную факторную модель, которая позволяет разложить индекс товарооборота по факторам. Индекс товарооборота равен произведению индекса физического объема товарооборота на индекс цен: Аддитивная факторная индексная модель товарооборота представляет собой разложение абсолютного прироста товарооборота по факторам как сумма приростов товарооборота за счет количественного и ценностного факторов:
Формула индекса физического объема может также принимать следующий вид: где – цена i-го товара в текущем периоде. Данный индекс образует единую индексную систему с индексом товарооборота и индексом ценностного фактора товарооборота: то есть Абсолютный прирост розничного товарооборота представляет собой разность между товарооборотом отчетного периода и товарооборотом базисного периода, т. е. разность между числителем и знаменателем индекса товарооборота: ∆∑pq = ∑p1q1 — ∑p0q0 (8)
Часть этого прироста, которая приходится на долю количественного фактора, может быть выявлена при сравнении условного товарооборота отчетного периода в базисных ценах с базисным товарооборотом, т. е. прирост товарооборота вследствие изменения объема проданных товаров определяется как разность между числителем и знаменателем индекса физического объема товарооборота: ∆∑pq(q) = ∑p0q1 — ∑p0q0 (9) И наконец, прирост товарооборота в результате изменения цен исчисляется при сопоставлении
товарооборота отчетного периода и условного товарооборота в базисных ценах, т. е. как разность между числителем и знаменателем индекса цен: ∆∑pq(p) = ∑p1q1 — ∑p0q1 (10) Сумма этих двух частных приростов образует общий прирост товарооборота ∑p1q1 – ∑p0q0 = ∑p0q1 – ∑p0q0 + ∑p1q1 – ∑p0q1 , (11) представленный в виде факторной модели: ∆∑pq = ∆∑pq(q) + ∆∑pq(p) , (12) т.е. абсолютный прирост товарооборота может быть разложен на количественный и ценностный факторы. Индексы – обещающие показатели сравнения во времени и в пространстве не только однотипных (одноименных) явлений, но и совокупностей, состоящих из несоизмеримых элементов. Будучи сводной характеристикой качественного показателя, средняя величина складывается как под влиянием значений показателя у индивидуальных элементов (единиц), из которых состоит объект, так и под влиянием
соотношения их весов («структуры» объекта). Если любой качественный индексируемый показатель обозначить через p, а его веса – через q, то динамику среднего показателя можно отразить за счет изменения обоих факторов (p и q), так за счет каждого фактора отдельно. В результате получим три различных индекса: индекс переменного состава, индекс фиксированного состава и индекс структурных сдвигов. Общее изменение среднего товарооборота показывает индекс среднего товарооборота
переменного состава. Индекс переменного состава отражает динамику среднего показателя (для однородной совокупности) за счет изменения индексируемой величины p у отдельных элементов (частей целого) и за счет изменения весов q, по которым взвешиваются отдельные значения p. Величина этого индекса характеризует изменение товарооборота за счет влияния двух факторов: цены товара и его количества. Индекс фиксированного состава отражает динамику среднего показателя лишь за счет изменения
индексируемой величины p, при фиксировании весов на уровне, как правило, отчетного периода . Индекс постоянного состава отражает, как изменился средний товарооборот только вследствие изменения количества произведенного товара: Другими словами, индекс фиксированного состава исключает влияние изменения структуры (состава) совокупности на динамику средних величин, рассчитанных для двух периодов при одной и той же фиксированной структуре. Изменения среднего товарооборота в результате структурных сдвигов в составе производимого товара можно оценить с помощью индекса структурных сдвигов. Индекс структурных сдвигов характеризует влияние изменения структуры изучаемого явления на динамику среднего уровня индексируемого показателя и рассчитывается по формуле: В индексах средних уровней в качестве весов могут быть взяты удельные веса единиц совокупности, которые отражают изменения в структуре изучаемой совокупности.
Тогда систему взаимосвязанных индексов можно записать в следующем виде: индекс индекс индекс переменного = постоянного x структурных. состава состава сдвигов 3 Задача Рассмотрим использование индексного метода на конкретном примере: Таблица 1 Исходные данные Вид продукции Выпуск, т. Отпускная цена за т тыс. руб. I год (q0) II год (q1)
I год (p0) II год (р1) сметана кефир ряженка 1 540 1 864 1 046 1 788 2 253 1 137 12,5 12 14 15 14 16 Определить: 1. Индекс товарооборота; 2. Индекс физического объема товарооборота; 3. Индекс ценностного фактора товарооборота; 4. Средний индекс переменного состава; 5. Средний индекс фиксированного состава; 6. средний индекс структурных сдвигов; 7. Взаимосвязь средних индексов. Решение: Таблица 2
Промежуточные результаты Вид продукции р0q0 р1q1 р0q1 сметана кефир ряженка 19250 22368 14644 26820 31542 18192 22350 27063 15918 Итого 56262 76554 65331 1. Индекс товарооборота: Таким образом, товарооборот в целом по данной товарной группе во II году по сравнению с I увеличился на 36%. 2. Индекс физического объема товарооборота: Физический объем реализации (товарооборота) увеличился на 16%. 3. Индекс ценностного фактора товарооборота:
По данной товарной группе цены во II году по сравнению с I увеличились в среднем на 17%. Числитель и знаменатель сводного индекса можно интерпретировать с точки зрения потребителей. Числитель представляет собой сумму денег, фактически уплаченных покупателями за приобретенные во II году товары. Знаменатель же показывает, какую сумму покупатели заплатили бы за те же товары, если бы цены не изменились. Разность числителя и знаменателя будет отражать величину экономии (если знак «-») или перерасхода («+») покупателей от изменения цен: Используя взаимосвязь индексов, проверим правильность вычислений: 4. Средний индекс переменного состава: Поскольку индекс переменного состава товарооборота равен 160%, значит средний товарооборот за два года возрос на 60 %. 5. Средний индекс фиксированного состава: Поскольку индекс фиксированного состава равен 117%, то средний
уровень товарооборота возрос на 17% за счет цен на товар. 6. Средний индекс структурных сдвигов: Индекс структурных сдвигов равен 135%, значит товарооборот увеличился на 35% за счет структурных сдвигов. 7. Взаимодействие средних индексов: индекс индекс индекс переменного = постоянного x структурных. состава состава сдвигов Это позволяет рассчитать третий показатель при наличии двух, не прибегая к построению его формулы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рассмотренная индексная методология анализа основных параметров товарного обращения позволяет получить достаточно обширную аналитическую информацию. Такая информация крайне необходима для организации планирования и управления товародвижением на всех иерархических уровнях торговли, рассматриваемой в виде большой и сложной динамической системы. Без этой информации нельзя также решать задачу по повышению рентабельности торговли.
Эффективность индексной методологии анализа товарного обращения резко повышается в связи с использованием ЭВМ. В этом случае к индексной методологии легко подключаются другие аналитические методы. Используемая литература 1. Ефимова М.Р. Общая теория статистики. – М.: ИНФРА-М, 2000. 2. Ефимова М.Р Петрова Е.Ф. Практикум по общей теории статистики. – М.: Финансы и статистика, 2000. 3. Общая теория статистики. / Под И.И. Елисеевой М.: Финансы и статистика, 2002. 4. Практикум по теории статистики. / Под ред. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2001. 5. Статистика. / Под ред. В.Г. Ионина. – М.: ИНФРА-М, 2002. 6. Статистика рынка товаров и услуг./ Под ред. И.К. Беляевского. – М.: Финансы и статистика,
2002. 7. Теория статистики. / Под ред. Шмойловой Р.А. – М.: Финансы и статистика, 1999.