СОДЕРЖАНИЕ
1. Выборы депутатов местных Советов вРеспублике Беларусь
2. Статус депутата местного Советадепутатов
3. Формы депутатской деятельности вместном самоуправлении
Список использованных источников
1. Выборыдепутатов местных Советов в Республике Беларусь
/>/>/>Выборы депутатов местных Советов депутатов являютсясвободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательногоправа при тайном голосовании. Выборы депутатов местных Советов депутатовпроводятся по одномандатным избирательным округам.
Референдум проводитсяпутем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.
/>Выборыдепутатов местных Советов депутатов являются всеобщими: право избирать имеютграждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.
В выборах не участвуютграждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговорусуда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, вотношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством,избрана мера пресечения – содержание под стражей.
/>Выборыдепутатов местных Советов депутатов являются свободными: избиратель, участниклично решает, участвовать ли ему в выборах, за кого голосовать на выборах.
/>Избирателиреферендума участвуют в выборах депутатов местных Советов депутатов на равныхоснованиях: каждый избиратель имеет один голос [2].
/>Выборыдепутатов местных Советов депутатов являются прямыми. Депутаты избираютсягражданами непосредственно.
/>/>Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлениемизбирателей в ходе голосования запрещается.
/>/>Проведение выборов депутатов местных Советов депутатов, отзыва депутатовобеспечивают комиссии, образуемые из представителей политических партий, другихобщественных объединений, трудовых коллективов, а также представителей граждан,выдвинутых в состав комиссии путем подачи заявления. Комиссии осуществляютконтроль за исполнением законодательства о выборах, отзыве депутатов.
Комиссии при подготовке ипроведении выборов, отзыва депутатов в пределах своих полномочий, установленныхзаконодательством Республики Беларусь, независимы от государственных органов иорганов территориального общественного самоуправления.
Решения комиссий,принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всемигосударственными органами, политическими партиями, другими общественнымиобъединениями, предприятиями, учреждениями, организациями (далее –организации), а также гражданами [2].
/>/>Подготовка и проведение выборов депутатов местных Советов депутатов,референдума, отзыва депутата местного Совета депутатов осуществляются открыто игласно.
Соответствующие комиссии,местные представительные, исполнительные и распорядительные органы информируютграждан о своей работе по подготовке и проведению выборов, референдума, отзывадепутата местного Совета депутатов, об образовании избирательных округов, осоставе, месте нахождения и времени работы комиссий, списках граждан, имеющихправо участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата, кандидатах,результатах голосования, выборов, референдума, отзыва.
При проведении выборов,отзыва депутата, имеют право присутствовать наблюдатели – депутаты Палатыпредставителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов депутатов,доверенные лица кандидатов в депутаты, члены политических партий, другихобщественных объединений, трудовых коллективов, представители граждан,иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовойинформации в порядке, устанавливаемом Центральной комиссией [2].
Средства массовойинформации освещают подготовку и проведение выборов, отзыва депутата, всоответствии с законодательством Республики Беларусь. Представители средствмассовой информации вправе присутствовать на заседаниях комиссий, в помещенияхдля голосования, на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базовогоуровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов.
Вмешательство лиц,указанных в части третьей настоящей статьи, в работу комиссий, проведениезаседаний депутатов местных Советов депутатов базового уровня области,депутатов Минского городского Совета депутатов не допускается. Лица,препятствующие работе комиссий, проведению заседаний депутатов местных Советовдепутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Советадепутатов, а также проведению голосования, по распоряжению председателейсоответствующих комиссий, председательствующих на заседаниях депутатов местныхСоветов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Советадепутатов удаляются с заседаний, из помещений для голосования.
/>Статья 15. Избирательныеокруга по выборам депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советовдепутатов
Для проведения выборовдепутатов местных Советов депутатов образуются избирательные округа:
по выборам в областнойСовет депутатов – от 40 до 60 избирательных округов;
по выборам в Минскийгородской Совет депутатов – от 40 до 60 избирательных округов;
по выборам в районныйСовет депутатов – от 25 до 40 избирательных округов;
по выборам в городскойСовет депутатов (города областного подчинения) – от 25 до 40 избирательныхокругов;
по выборам в городскойСовет депутатов (города районного подчинения) – от 15 до 25 избирательныхокругов;
по выборам в поселковый,сельский Совет депутатов – от 11 до 15 избирательных округов [2].
В пределах норм числоизбирательных округов, подлежащих образованию по выборам в местный Советдепутатов, и средняя численность избирателей на избирательный округустанавливаются соответствующим местным Советом депутатов не позднее пятимесяцев до окончания срока полномочий местного Совета депутатов действующегосозыва.
Численность избирателей визбирательном округе определяется исходя из числа граждан, обладающихизбирательным правом, проживавших на территории, входящей в избирательныйокруг, при проведении последних выборов.
Избирательные округаобразуются с примерно равной численностью избирателей: отклонение числаизбирателей в избирательном округе по выборам депутатов соответствующегоместного Совета депутатов – от средней численности избирателей, приходящихся наизбирательный округ по выборам в данный местный Совет депутатов, как правило,не может превышать 10 процентов. Избирательный округ составляет единуютерриторию: не допускается образование избирательного округа из территорий, неграничащих между собой.
Списки избирательныхокругов с указанием их наименований, номеров, границ, числа избирателей и местнахождения избирательных комиссий публикуются: по выборам депутатов местныхСоветов депутатов – территориальными избирательными комиссиями не позднее,чем за 80 дней до выборов в местные Советы депутатов [2].
От каждого избирательногоокруга избирается один депутат.
/>В силустатьи 16 ИК: «Избирательные округа по выборам в областные, Минский городской,районные, городские (городов областного и районного подчинения), поселковые исельские Советы депутатов образуются территориальными избирательными комиссиямипо выборам в соответствующие местные Советы депутатов по представлениюсоответственно областных, Минского городского, районных, городских, поселковыхи сельских исполнительных комитетов» [2].
/>Дляпроведения голосования и подсчета голосов по выборам депутатов местных Советовдепутатов, отзыву депутата территория районов, городов, районов в городахделится на участки для голосования.
Участки для голосованияобразуются с числом не менее 20 и не более 3000 избирателей.
Участки для голосованиямогут быть образованы в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах идругих стационарных лечебно-профилактических учреждениях. Участки дляголосования образуются также в воинских частях.
/>Участкидля голосования по проведению выборов, референдума, отзыва депутата образуютсяв районах и городах районными, городскими (в городах областного подчинения)исполнительными комитетами, а в городах с районным делением – местнымиадминистрациями. В воинских частях участки для голосования образуются в такомже порядке по представлению командиров воинских частей.
Участки для голосованияобразуются не позднее, чем за два месяца до выборов и не позднее, чем за 25дней до референдума.
При проведении отзывадепутата участки для голосования образуются не позднее семи дней посленазначения дня голосования об отзыве депутата.
Образование участков дляголосования производится при проведении выборов депутатов местных Советовдепутатов по согласованию с соответствующими районными, городскими, районными вгородах территориальными комиссиями, городскими избирательными комиссиями повыборам депутатов местных Советов депутатов. Органы, образовавшие участки дляголосования, обязаны не позднее чем в десятидневный срок оповестить избирателейо границах каждого участка для голосования с указанием места нахожденияучастковой комиссии и помещения для голосования.
/>Спискиграждан, имеющих право участвовать в выборах депутатов местных Советовдепутатов, голосовании об отзыве депутата местного Совета депутатов,составляются по каждому участку для голосования и подписываются председателем исекретарем участковой комиссии [2].
Городские, поселковые,сельские исполнительные комитеты, а в городах с районным делением – местныеадминистрации, районные исполнительные комитеты в городах и поселках городскоготипа, где не образованы городские и поселковые исполнительные комитеты,обеспечивают учет избирателей и передают участковым комиссиям списки гражданРеспублики Беларусь, проживающих на территории соответствующих участков дляголосования и имеющих право участвовать в выборах, голосовании об отзыведепутата, подписанные председателями соответствующих исполнительных комитетов,а в городах с районным делением – главами местных администраций.
Списки граждан –военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семейвоеннослужащих и других избирателей, проживающих в районах расположениявоинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирамивоинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются всписки граждан, имеющих право участвовать в выборах, голосовании об отзыведепутата, по месту жительства на общих основаниях.
Списки граждан, имеющихправо участвовать в выборах, голосовании об отзыве депутата, по участкам дляголосования, образованным в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницахи других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, составляются наоснове данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
Фамилии граждан в спискеуказываются в порядке, удобном для проведения голосования.
/>В списокграждан, имеющих право участвовать в выборах, голосовании об отзыве депутата,включаются все граждане Республики Беларусь, достигшие ко дню или в деньвыборов, голосования об отзыве депутата 18 лет, постоянно или временнопроживающие к моменту составления списка на территории данного участка дляголосования и имеющие право участвовать в выборах, референдуме, голосовании оботзыве депутата.
Гражданин, имеющий правоучаствовать в выборах, голосовании об отзыве депутата, может быть включен всписок только на одном участке для голосования [2].
/>Спискиграждан, имеющих право участвовать в выборах, голосовании об отзыве депутата,представляются избирателям для ознакомления за 15 дней до выборов, голосованияоб отзыве депутата, а на участках для голосования, образованных в санаториях,профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарныхлечебно-профилактических учреждениях, – за два дня до выборов, голосованияоб отзыве депутата.
Граждане, имеющие правоучаствовать в выборах, голосовании об отзыве депутата, но поселившиеся натерритории участка для голосования после представления списка для ознакомления,а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список,дополнительно включаются участковой комиссией в список на основании документов,удостоверяющих личность и подтверждающих проживание на территории данногоучастка для голосования.
Каждому гражданинуобеспечивается возможность проверить, включен ли он в список и правильно ли всписке указаны сведения о нем.
Каждому гражданинупредоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в списокили исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указанииданных о гражданине. Заявление о неправильностях в списке рассматриваетсяучастковой комиссией, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а наканунеи в день выборов, референдума, голосования об отзыве депутата немедленнорассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдатьзаявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Эторешение может быть обжаловано в вышестоящую комиссию, которая обязанарассмотреть жалобу не позднее чем в трехдневный срок, а в деньголосования – немедленно. Решение участковой комиссии может быть такжеобжаловано не позднее, чем за пять дней до выборов, голосования об отзыве депутатав районный, городской суд, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневныйсрок. Решение районного, городского суда окончательно. Исправление в списке всоответствии с решением вышестоящей комиссии или суда производится участковойкомиссией немедленно [2].
Списки граждан, имеющихправо участвовать в выборах, уточняются участковой избирательной комиссиейнакануне каждого тура голосования.
Областные, Минскийгородской исполнительные комитеты подготавливают предложения об образованииизбирательных округов по выборам в областные, Минский городской Советыдепутатов.
Районные, городские (вгородах областного и районного подчинения), поселковые, сельские исполнительныекомитеты подготавливают предложения об образовании избирательных округов повыборам в районные, городские, поселковые, сельские Советы депутатов.
Районные, городские (вгородах областного подчинения) исполнительные комитеты, местные администрации вгородах образуют участки для голосования и участковые комиссии по проведениювыборов, отзыва депутата.
Городские (в городахрайонного подчинения), поселковые, сельские исполнительные комитеты образуютгородские, поселковые, сельские территориальные избирательные комиссии повыборам депутатов городских, поселковых, сельских Советов депутатов, городские,поселковые, сельские комиссии по референдуму.
Городские, поселковые,сельские исполнительные комитеты, местные администрации в городах, районныеисполнительные комитеты в городах и поселках городского типа, где не образованыгородские и поселковые исполнительные комитеты, обеспечивают учет граждан ипередают участковым комиссиям списки граждан, проживающих на территориисоответствующих участков для голосования и имеющих право участвовать в выборах,референдуме, отзыве депутата.
Районные, городские,поселковые, сельские исполнительные комитеты, местные администрации в городах:
1) организуютпредоставление избирательным комиссиям, комиссиям по проведению голосования оботзыве депутата помещений для размещения комиссий и проведения голосования, атакже необходимого оборудования, средств связи, транспортных средств;
2) создают условиядля проведения встреч кандидатов в депутаты с избирателями; обеспечиваютбесплатное предоставление им помещений для этих целей, а также необходимыхсправочных и информационных материалов; решают вопросы предоставления помещенийдля публичного обсуждения вопросов (проектов решений), вынесенных нареферендум;
3) выделяют натерритории участков для голосования места для размещения агитационных печатныхматериалов [2].
Президиумы областных,Минского городского Советов депутатов и областные, Минский городскойисполнительные комитеты:
1) образуют окружныеизбирательные комиссии по выборам в Палату представителей, а такжесоответственно в областях – окружные избирательные комиссии по выборам вобластной Совет депутатов и в городе Минске – территориальныеизбирательные комиссии, осуществляющие в районах города Минска полномочияокружных избирательных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов;
2) образуютобластные, Минскую городскую территориальные комиссии по выборам в местныеСоветы депутатов;
3) созываютзаседания депутатов местных Советов депутатов базового уровня области,депутатов Минского городского Совета.
Президиумы районных,городских Советов депутатов и районные, городские (в городах областногоподчинения) исполнительные комитеты образуют районные, городскиетерриториальные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, по выборамв местные Советы депутатов.
Местные Советы депутатовустанавливают число избирательных округов, подлежащих образованию, и среднюючисленность избирателей на избирательный округ по выборам в соответствующийместный Совет депутатов, назначают также выборы депутатов вместо выбывших.
Председатель илипрезидиум местного Совета депутатов:
1) созывают собранияизбирателей по инициированию и возбуждению вопроса об отзыве депутата;
2) организуютпроверку достоверности подписей избирателей на подписных листах в поддержкупредложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата и составляют протокол орезультатах сбора подписей.
Местные исполнительные ираспорядительные, а также представительные органы осуществляют и другиеполномочия, предусмотренные Кодексом и иными актами законодательства РеспубликиБеларусь о выборах, отзыве депутата [2].
На основании протоколов,полученных от участковых (участковой) избирательных комиссий и составленных всоответствии с требованиями статьи 55 Кодекса, территориальная, окружнаяизбирательная комиссия устанавливает:
общее число избирателейпо округу;
число избирателей, получившихбюллетени;
число избирателей,принявших участие в голосовании;
число голосов, поданныхза каждого кандидата в депутаты, и число голосов, поданных против всехкандидатов в депутаты (если голосование проводилось по однойкандидатуре, – число голосов, поданных против кандидата);
число бюллетеней,признанных недействительными;
число бюллетеней,выданных участковым избирательным комиссиям;
число испорченныхбюллетеней;
число неиспользованныхбюллетеней [2].
Избранным считаетсякандидат в депутаты местного Совета депутатов, получивший наибольшее числоголосов избирателей, принявших участие в голосовании, если выборы были признанысостоявшимися. При проведении голосования по одной кандидатуре кандидатсчитается избранным, если он получил более половины голосов избирателей,принявших участие в голосовании.
Выборы признаютсясостоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателейокруга, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.
Территориальная, окружнаяизбирательная комиссия может признать выборы недействительными, если в ходевыборов, или при подсчете голосов, или при определении результатов выборов былидопущены нарушения требований Кодекса, повлиявшие на итоги выборов. Жалоба отаком нарушении подается кандидатом в депутаты в территориальную, окружнуюизбирательную комиссию не позднее, чем на следующий день после выборов.
Результаты выборов покаждому избирательному округу устанавливаются на заседании территориальной,окружной избирательной комиссии и заносятся в протокол. Протокол подписываетсяпредседателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии.
Окружная избирательнаякомиссия по выборам в областной Совет депутатов и территориальная избирательнаякомиссия, осуществляющая в районе города Минска полномочия окружныхизбирательных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов, непозднее чем через три дня после окончания голосования передает протоколсоответственно в областную, Минскую городскую территориальную избирательнуюкомиссию и в органы, образовавшие комиссию, для информации. Протокол передаетсялично председателем, или заместителем председателя, или секретарем комиссии. Кпротоколу, направляемому в областную, Минскую городскую территориальнуюизбирательную комиссию, прилагаются, если они имеются, особые мнения членовкомиссии, заявления доверенных лиц кандидатов в депутаты и других лиц онарушениях требований настоящего Кодекса и принятые по ним решениясоответствующей окружной, территориальной избирательной комиссии [2].
Территориальныеизбирательные комиссии по выборам в районные, городские, поселковые, сельскиеСоветы депутатов передают протоколы о результатах выборов в органы,образовавшие комиссии, для информации.
В случае обнаруженияорганами, образовавшими комиссию, нарушений требований Кодекса и иных актовзаконодательства Республики Беларусь, допущенных в ходе голосования или приподсчете голосов, об этом немедленно сообщается соответствующей вышестоящейизбирательной комиссии или Центральной комиссии.
При выявлении ошибок, несоответствийв протоколах участковых, территориальной, окружной избирательных комиссий, атакже иных нарушений, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов,вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчетеголосов соответствующей территориальной, окружной избирательной комиссией.Повторный подсчет голосов избирателей проводится территориальной, окружнойизбирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательнойкомиссии, а при необходимости – и участковых избирательных комиссий.
/>Территориальнаяизбирательная комиссия по выборам в областной, Минский городской Советдепутатов на основании соответственно протоколов окружных избирательныхкомиссий по выборам в областной Совет депутатов, территориальных избирательныхкомиссий, осуществляющих в районах города Минска полномочия окружныхизбирательных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов, атерриториальная избирательная комиссия по выборам в районный, городской,поселковый, сельский Совет депутатов на основании протоколов участковыхизбирательных комиссий и протоколов о результатах выборов по избирательнымокругам подводят итоги выборов в соответствующий местный Совет депутатов ипроизводят регистрацию депутатов, избранных по каждому избирательному округу.
Территориальнаяизбирательная комиссия может признать выборы недействительными, если в ходевыборов, или при подсчете голосов, или определении результатов выборов имелиместо нарушения требований Кодекса, повлиявшие на итоги выборов или непозволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей,и отказать в регистрации депутата [2].
/>Сообщениеоб итогах выборов и список избранных депутатов областных, Минского городского,районных, городских, поселковых и сельских Советов депутатов соответствующиетерриториальные избирательные комиссии направляют в печать для опубликованияили иным способом сообщают об этом избирателям не позднее, чем на пятый деньпосле выборов в алфавитном порядке с указанием фамилии, имени, отчества, датырождения, должности (занятия), места работы и места жительства, партийностикаждого депутата и избирательного округа, от которого он избран депутатом. Всообщении указывается общее число избирателей, включенных в списки граждан,имеющих право участвовать в выборах, число избирателей, принявших участие вголосовании, число голосов, поданных за каждого кандидата, и число голосов,поданных против всех кандидатов (если голосование проводилось по однойкандидатуре, – число голосов, поданных против кандидата), числонедействительных бюллетеней.
В случаях признаниявыборов несостоявшимися, недействительными об этом указывается в сообщениитерриториальной избирательной комиссии.
Территориальнаяизбирательная комиссия по выборам в районный, городской (городов областного ирайонного подчинения), поселковый, сельский Совет депутатов, окружнаяизбирательная комиссия по выборам в областной Совет депутатов, территориальнаяизбирательная комиссия, осуществляющая в районе города Минска полномочия окружныхизбирательных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов, послеопубликования в печати списка зарегистрированных депутатов, а при проведенииповторных выборов и выборов вместо выбывшего депутата после опубликованиясообщения об итогах выборов по избирательному округу выдают каждому избранномупо округу депутату удостоверение о его избрании.
Если поизбирательному округу выборы были признаны несостоявшимися илинедействительными или если баллотировался один кандидат в депутаты местногоСовета депутатов, который не набрал необходимого количества голосовизбирателей, а также в случае выбытия всех кандидатов в депутаты областная,Минская городская территориальная избирательная комиссия поручаетсоответственно окружной избирательной комиссии, территориальной избирательнойкомиссии, осуществляющей в районе города Минска полномочия окружныхизбирательных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов, провестив избирательном округе повторные выборы, а районная, городская, поселковая, сельскаятерриториальная избирательная комиссия принимает решение о проведении визбирательном округе повторных выборов. При этом комиссии могут принять решениео необходимости проведения выборов соответствующей окружной, территориальной иучастковыми избирательными комиссиями в новом составе. В этом случаеобразование избирательных комиссий проводится в порядке, установленномКодексом. Голосование проводится на тех же участках для голосования по спискам,составленным для проведения основных выборов и уточненным накануне повторныхвыборов.
Повторные выборыназначаются территориальной избирательной комиссией не позднее, чем за тримесяца до их проведения и организуются с соблюдением требований Кодекса.
В случае проведенияповторных выборов кандидатами в депутаты не могут вновь баллотироватьсяграждане, в отношении которых в соответствии со статьей 47, частью четвертойстатьи 49, частью шестой статьи 68, статьей 75 Кодекса приняты решения оботмене регистрации их кандидатами в депутаты, а также снявшие без уважительныхпричин свои кандидатуры при проведении выборов [2].
/>В случаеотзыва депутата местного Совета депутатов, досрочного прекращения депутатскихполномочий по другим причинам в соответствующем избирательном округе проводятсяновые выборы. Выборы назначаются соответствующим местным Советом депутатов не позднее,чем за три месяца до их проведения и организуются с соблюдением требованийКодекса. При выбытии депутата местного Совета депутатов менее чем за шестьмесяцев до истечения срока полномочий депутатов местного Совета депутатоввыборы нового депутата вместо выбывшего не проводятся.
Если при проведениивыборов депутата городского (города районного подчинения), поселкового,сельского Совета депутатов вместо выбывшего территория избирательного округа меньшетерритории участка для голосования или равна ей, участковая избирательнаякомиссия не образуется. В этом случае полномочия участковой избирательнойкомиссии осуществляет территориальная избирательная комиссия по выборам вданный местный Совет депутатов. Голосование может быть объявлено оконченным иранее 20 часов, если проголосовали все избиратели, включенные в список.
/>Если вовновь образованных административно-территориальных единицах образованиеместного Совета депутатов невозможно ввиду отсутствия или недостаточного числадепутатов, избранных в местный Совет депутатов на территории, вошедшей в составвновь образованной административно-территориальной единицы, то всоответствующий местный Совет депутатов проводятся новые выборы.
Если в результатеизменения границ административно-территориальной единицы местный Советдепутатов не может осуществлять свою деятельность ввиду недостаточного числадепутатов, то в соответствующий местный Совет депутатов проводятся новые выборы[2].
Выборы в случаях, указанныхв частях первой и второй настоящей статьи, назначаются Президентом РеспубликиБеларусь и проводятся в порядке, установленном Кодексом. Число избирательныхокругов, подлежащих образованию по выборам в местный Совет депутатов, и средняячисленность избирателей на избирательный округ устанавливаются соответствующимвыше-стоящим местным Советом депутатов, а территориальная избирательнаякомиссия по выборам в местный Совет депутатов образуется вышестоящимигосударственными органами в порядке, установленном статьей 34 Кодекса.
2. Статус депутата местного Совета депутатов
Результатыдеятельности представительного органа, да и местного самоуправления в целом врешающей мере зависят от того, создает ли законодательство необходимые условиядля беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий депутатамиместных Советов.
Согласност. 7 Европейской Хартии правовое положение выборных представителей должногарантировать свободное исполнение ими своих должностных обязанностей. Онодолжно обеспечивать надлежащее возмещение расходов, возникающих при исполнениидолжностных обязанностей, компенсацию уменьшения заработка или вознаграждениеза выполненную работу, социальное обеспечение [4].
Полномочиядепутата начинаются со дня их признания (надо бы со дня избрания) ипрекращаются с момента начала работы Совета нового состава. Если депутат избранна должность в органы самоуправления, то его полномочия начинаются со днявступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновьизбранного должностного лица либо в день вступления в силу решения обупразднении данной должности.
Эффективностьфункционирования представительного органа во многом зависит от возможностиосуществления депутатами своих полномочий на постоянной основе. Время работы напостоянной основе засчитывается в трудовой стаж для предоставления льгот игарантий в соответствии с законодательством о государственной службе. Взарубежных странах местные советы устанавливают дополнительные социальныегарантии таким лицам.
ВРеспублике Беларусь мажоритарная избирательная система предполагает теснуюсвязь депутата с избирательным округом: он ведет прием избирателей, регулярно,но не реже одного раза в год отчитывается перед избирателями о своей работе идеятельности Совета, обеспечивает рассмотрение и принятие правовых актовуправления.
Депутатамместных Советов наконституционном уровне гарантируется право на сохранение и осуществлениев течение четырех лет очередного созыва депутатского мандата, сердцевинустатуса которого составляет право на участие в сессиях Совета [3].
Согласнозаконодательству и регламентам депутатам предварительно сообщается о времени иместе заседания Совета или его органа, заблаговременно предоставляютсянеобходимые материалы и проекты решений. Во время заседаний депутат вправеобращаться с заявлениями и запросами, вносить предложения, при обсужденияхтребовать слова, в том числе по порядку ведения сессии, ему гарантируется правона участие в голосовании. Регламент может содержать ограничения относительнопродолжительности выступлений (известны случаи, когда члены представительныхорганов выступают без перерыва по нескольку суток), права председательствующегопо ведению заседания и поддержанию порядка в зале.
Депутатуне только предоставляются права, но на него также возлагаются обязанности. Депутатобязан принимать участие в заседаниях Совета и его органов, если возникаютпрепятствия, то о них необходимо незамедлительно сообщать председателю Совета.Неявка депутатов может привести к срыву заседания из-за отсутствия кворума.Гражданам надо проявлять осмотрительность при голосовании во время выборов. ВБеларуси получили распространение случаи, когда находящимся в служебнойзависимости депутатам различных уровней поступали указания не являться насессии, вследствие чего была парализована работа представительных органов. Этоеще раз подтверждает актуальность надлежащего проведения в жизнь принципаразделения властей [3].
Опытпоказывает, что практически во всех без исключения странах Европы члены местныхпредставительных органов получают за свою работу адекватные денежныевознаграждения, что повышает ее результативность и имеет чрезвычайно высокуюотдачу. Инвестиции в местное самоуправление, в местную демократию являютсяодними из наиболее рентабельных, они — важное средство профессионализацииместной власти.
Новоезаконодательство предусматривает возможность создания в Советах депутатскихгрупп, которые могут рассматриваться в качестве первых попыток перехода вбудущем к фракционной работе местных представительных органов. Можнопредположить, что местная демократия и самоуправление приобретут реальные чертынародовластия параллельно со становлением многопартийной системы.
Президиумместного Совета депутатов. Всоответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлениив Республике Беларусь» (ст. 19) в областных (Минском городском), районном,городском (города областного подчинения) Советах для организации их работысоздаются президиумы. В других Советах эти функции выполняет председатель.
В составпрезидиума Совета входят:
— председательСовета;
— заместитель (заместители) председателя;
— председатели постоянных комиссий Совета.
Порешению Совета в состав президиума могут входить иные депутаты Совета [3].
Позициипрезидиума, как и представительного органа, в целом ослаблены тем положением,что все депутаты, в том числе и председатели постоянных комиссий, исполняютсвои обязанности, не порывая с основной служебной или производственнойдеятельностью. В то же время в первых актах о местном самоуправлении президиумрассматривался как постоянно действующий рабочий органа Совета. Для этогопредусматривался переход, по решению Совета, отдельных депутатов на работу впрезидиум на постоянной основе. Через расширение властных полномочийпрезидиумов предполагалось реформирование Советов в реально действующие органывласти [4].
3. Формы депутатской деятельности в местном самоуправлении
Законодательопределяет полномочия местного самоуправления. Не нуждаются в нормативномрегулировании процедуры, связанные с участием самоуправления в предпринимательскомобороте, в силу объективной невозможности их унификации.
Ксожалению, действующее законодательство и регламенты местных органовпредписания процессуального характера содержат в недостаточных объемах. Оникасаются созыва первой и последующих сессий представительного органа, порядкавнесения вопросов на рассмотрение, их обсуждения, принятия решений и т.п.
Ведущаяроль в структурах местного самоуправления принадлежит коллегиальным органам(Совету, президиуму, комиссиям). Поэтому первостепенное значение приобретаютправила, обеспечивающие свободное волеобразование этих органов, с учетом того,что их члены обладают формальным равноправием, поскольку в большинстве своемприобрели полномочия в результате избрания гражданами. Даже руководительколлегиального органа не обладает статусом вышестоящего должностного лица поотношению к депутату, хотя он и осуществляет действия управленческого характера- например, предоставляет или лишает слова, объявляет о начале голосования. Ноэти акты не являются решениями Совета или его органов, они лишь предваряютпринятие нормативных актов, вследствие чего не могут быть оспорены илиобжалованы за пределами данного органа. Но если председательствующий своимидействиями препятствует осуществлению депутатских полномочий, то можетпривлекаться к ответственности за нарушение Закона о статусе депутата местногоСовета [5].
Основнойорганизационной формой деятельности местных органов (представительных и исполнительных)является заседание (сессия), а основной нормативной формой работы — решение,причем решения принимаются исключительно во время заседаний. Это вытекает изпринципа коллективности принятия решения, для чего в письменной форме вобязательном порядке приглашаются все депутаты. Для принятия решения требуетсякворум (две трети или простое большинство депутатов).
ЗаседаниеСовета проводится открыто, за исключением случаев, когда принимается решение опроведении закрытого заседания. Из залов заседаний могут вестись трансляции порадио и телевидению, обеспечивается свободный доступ представителей средствинформации. Без достаточных оснований заседания не могут объявляться закрытыми.О каждом заседании должен вестись протокол (стенограмма). Нарушение требованийпроцедуры может привести к незаконности решения с последующим признаниемнедействительным иди к отмене в порядке надзора.
Местныеорганы в регламентах регулируют процедурные вопросы более детально:устанавливают формы обращений депутатов за предоставлением слова, времявыступлений, требования к проектам решений, последовательность обсуждения иголосования, предоставление времени для выступлений публики, применение звуко-и видеозаписи и т.д.
Пообщему правилу, депутаты созываются на сессию председателем Совета понеобходимости, но на практике это происходит один раз в квартал. Письменныеприглашения с приложением проекта повестки дня посылаются всем депутатам. Вбольшинстве европейских государств каждый депутат имеет заместителя, и, приневозможности прибыть на заседание основного депутата, приглашается егозаместитель. Председатель обязан в течение недели созвать сессию Совета, еслиэтого потребует одна треть общей численности депутатов, для принятия конкретныхрешений [6,c.100].
Депутатдолжен получить приглашение на заседание своевременно, т.е. предварительно,чтобы подготовиться к работе и решить организационные вопросы по местужительства и основной профессиональной деятельности. Для этого требуется, поменьшей мере, пять дней, а в безотлагательных случаях -24 часа. Приглашениевручается лично депутату, в крайнем случае, взрослому члену семьи илиответственному сотруднику по месту работы.
Соблюдениепорядка созыва представительного органа — необходимое условие законности егорешений. Не может рассматриваться в качестве полномочного органа собраниедепутатов, если оно созвано не председателем (а в случае его отсутствия — заместителем), принятые им решения будут ничтожными; если не всем действующимдепутатам вручены приглашения или собрание состоялось не в здании Совета.
Назаседания могут приглашаться сотрудники аппарата Совета и исполкома, эксперты.За исключением закрытых заседаний, обо всех иных мероприятиях информируетсяпредварительно население административно-территориальной единицы.
Проектповестки дня составляется руководством Совета, она окончательно утверждается депутатамис учетом их предложений. Если вопрос не включен в повестку сессии, то по немуне может приниматься решение, это распространяется также на пункт «общее». Врамках «общего» не могут планироваться нормативные последствия.
Согласнозаконодательству сессии Совета и заседания его органов являются открытыми,однако Совету предоставляется возможность принять решения о проведении закрытыхмероприятий (основанием для этого может быть служебная тайна, налоговыесекреты, коммерческая тайна и т.п.).
Открытостьзаседаний гарантирует:
— свободныйдоступ граждан в места их проведения,
— получениеобъективной информации,
— использованиезвуко- и видеозаписывающей аппаратуры, если это не создаст препятствий дляработы депутатов [6,c.101].
Конфиденциальностьзакрытых заседаний может распространяться и на принятые в их ходе решения.Присутствовавшие в зале не вправе разглашать приобретенные сведения, в иномслучае это могло бы рассматриваться в качестве дисциплинарного проступка.Однако депутат не может быть лишен права участвовать в последующих заседанияхиз-за разглашения ставшей ему известной конфиденциальной информации, посколькуконституционные представительские полномочия являются более весомыми посравнению с интересами, представляющими служебную или коммерческую тайну.
Вомногих государствах законодательство предусматривает возможность исключения изпроцесса выработки и принятия решений тех депутатов, которые личнозаинтересованы в исходе дела. Депутаты обязаны о своей заинтересованностиобъявлять самостоятельно, в ином случае вопрос решает Совет. Участиезаинтересованного депутата может служить причиной (основанием) для отменырешения.
Действующеезаконодательство в общей форме закрепляет право депутатов на получениеинформации о работе Совета, исполкома и других организаций в пределахтерритории самоуправления.
Особымстатусом обладают запросы депутатов, заявляемые на сессиях, которые включаютсяв повестку дня сессии. Каждый депутат вправе в пределах полномочий Советаобратиться с запросом к председателю Совета, к членам исполкома и другимдолжностным лицам. По ответу на запрос могут состояться дебаты. Рабочим языкомпри всех обсуждениях и информированиях должен являться государственный язык.
Проектырешений могут исходить от депутатов или иных субъектов, обладающих правом ихпредставления. В обязательном порядке каждая инициатива получает заключениесоответствующих депутатских комиссий, о которых докладывают, как правило,руководители. Каждый из депутатов вправе высказаться в прениях [3].
Председательствующийобязан ставить на голосование все без исключения предложения. В первую очередьопределяется порядок обсуждения, выясняются возражения и обоснованияинициаторов проекта.
Вобсуждении и голосовании принимают участие исключительно депутаты Совета.Депутат голосует лично, передача голоса не допускается (в марте 1999 г. в Государственной думе России разгорелся скандал в связи с тем, что в протоколах учитывалсяголос депутата, которого более двух лет не было в живых). Голосование может состоятьсятолько в рамках заседания, продолжительные голосования вне заседания неявляются выражением воли Совета и не могут рассматриваться как его решение(именно таким неконституционным способом в 1994г. была путем многодневногоголосования именными бюллетенями навязана Беларуси очередная Конституция).
Голосованиепроводится открыто. В случаях, предусмотренных законом (при выборах должностныхлиц), или по требованию определенного числа депутатов могут проводиться тайныеголосования. Открытые голосования производятся поднятием руки или поименно.Тайное голосование надежнее всего производить посредством письменныхбюллетеней.
Еслиобнаруживается противозаконность или нецелесообразность решения, топредседатель обязан принять меры к его пересмотру на сессии Совета. Данныепроцедуры целесообразно также применять в работе комиссий и других органовСовета.
КомиссииСовета
Качественноерешение вопросов местного самоуправления невозможно обеспечить исключительно насессиях Советов. Для их предварительного рассмотрения и подготовки, организацииконтроля за выполнением решений Советов и вышестоящих государственных органовна сессиях Советов из числа депутатов избираются постоянные и иные комиссииСоветов. Для работы в комиссиях могут привлекаться консультанты и эксперты справом совещательного голоса (ст. 22 Закона «О местном управлении исамоуправлении в Республике Беларусь»). Закон предусматривает обязательноеизбрание лишь мандатной комиссии. В остальном Советы самостоятельно определяютперечень комиссий, численность их членов и функции.
Внастоящее время образуются:
— комиссиипо экономическому развитию, финансам и бюджету;
— попотребительскому рынку и защите прав потребителей;
— поздравоохранению и социальному обеспечению;
— поконтролю за использованием и управлением коммунальной собственностью;
— погласности и правопорядку и т.п. [3]
Комиссиине являются самостоятельными органами власти, принимаемые решения носятрекомендательный характер, что снижает результаты их контрольной деятельности.Депутаты могут создавать депутатские группы.
Законодательствобольшинства стран предусматривает должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлениюместного самоуправления.
Главаизбирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, впорядке, установленном законом, либо представительным органом местногосамоуправления из своего состава.
Главаможет быть наделен правом председательствовать на заседаниях представительногооргана местного самоуправления. В своей работе подотчетен как непосредственнонаселению, так и представительному органу. В Республике Беларусь Советывозглавляют их председатели, избираемые из числа депутатов на сессиях. Причемза исключением председателей областных (Минского) городского Советов,кандидатуры на эти должности вносятся председателями соответствующихвышестоящих Советов. В настоящее время полномочия председателя Советаисчерпываются представительством во взаимоотношениях с иными структурами, атакже организацией работы Совета и его органов.
Предусматриваетсяи должность заместителя председателя Совета, который избирается Советом изчисладепутатов по представлению председателя Совета. Он замещает председателя Советав случаях его отсутствия или невозможности исполнения им своих обязанностей.Согласно ст. 18 Закона «О местном управлении и самоуправлении в РеспубликеБеларусь» Совет самостоятельно образует свои органы, определяет их структуру иполномочия, устанавливает расходы на их содержание в рамках законодательства[3].
Следуетисходить из того, что Совет имеет свой круг задач, за выполнение которых оннесет полную ответственность. Поэтому он должен иметь возможность позаботитьсяо создании структур «бюрократичного вспомогательного аппарата» для обеспечения своегофункционирования (на Западе это магистраты). Советы должны утверждать положенияоб этих служебных подразделениях.
Важнымрезервом улучшения управленческой работы является освоение современных методовменеджмента, который обеспечивает ограничение перечня задач публичной власти(за счет их приватизации), экономию средств при решении вопросов местной жизни,выполнение наиболее острых запросов граждан и т.п. Изучение опыта Польши,Швеции и других стран показывает, какое значение приобрели средства электронногообмена и обработки данных, благодаря которым эффективность работы возрастает, азатраты снижаются в десятки раз.
Список использованных источников:
1. КонституцияРеспублики Беларусь 1994г. с изменениями и дополнениями, внесенными на народныхреферендумах 1996 и 2004гг. – Минск: Амалфея, 2007.
2. Избирательныйкодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000г. № 370-З с изменениями и дополнениями в ЗаконеРеспублики Беларусь от 6 октября 2006г. № 166-З. // Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь, 2006г., № 166, 2/1263.
3. О местномуправлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от20 февраля 1991 г. № 617-XII с изменениями и дополнениями в Законе РеспубликиБеларусь от 5 января 2008 г. № 317-З // Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь, 2008 г., № 14, 2/1414.
4. О статуседепутата местного Совета депутатов: Закон Республики Беларусь от 27 марта 1992г. № 1547-XІІ с изменениями и дополнениями в Законе Республики Беларусь от 30декабря 2006 г. № 198-З // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь, 2007 г., № 4, 2/1292.
5. О повышении ролиорганов местного управления и самоуправления в решении вопросовжизнеобеспечения населения: Указ Президента РеспубликиБеларусь от 12 января 2007 г. № 21. // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь, 2007 г., № 5, 2/1288.
6. Василевич, Г.А.Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий. – Минск:Дикта, 2001.
7. Василевич, Г.А.Конституционное право Республики Беларусь. Учебник. – Минск: Амалфея, 2005.
8. Изотко, В.Г.Конституционное право. Учебное пособие. – Минск: Дикта, 2005.
9. Сидорчук, В.К,Организация местного самоуправления. – Минск: Амалфея, 2002.