Содержание
1. Статуссудей, присяжных и арбитражных заседателей. Органысудейского сообщества
1.1 Единство статуса судей и основные правила формирования судейскогокорпуса
1.2 Гарантиинезависимости судей
1.3 Статусприсяжных и арбитражных заседателей.
1.4 Судейскоесообщество и его органы
Задача 1
Задача 2
Список использованной литературы
1.Статус судей, присяжных иарбитражных заседателей./> Органы судейского сообщества 1.1 Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса
Подобно тому как судебная система РФ есть совокупность судовРоссийской Федерации, учрежденных в соответствии с Федеральным конституционнымзаконом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»,совокупность государственных служащих —судей, наделенных в конституционномпорядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющих свои обязанности напрофессиональной основе, принято называть судейским корпусом.
Его состав охватывает всех судей — от Председателя и членовКонституционного Суда РФ, председателей и членов других высших судебных инстанцийдо судей основного звена судов общей юрисдикции. В их число входят также судьи,пребывающие в отставке. Особенность возлагаемых на суд и судейский корпус задач- отправление правосудия, осуществление судебного и конституционного контроляпредопределяют отличие положения, статуса судей от положения другихгосударственных учреждений и их должностных лиц.
Они наделены присущими только им правами и обязанностями, которыене свойственны другим государственным служащим и гражданам. Данныеобстоятельства обусловливают и ряд требований, предъявляемых к членамсудейского корпуса — судьям как в профессиональной, так и внеслужебнойдеятельности. О них также можно судить и по Кодексу чести судьи РФ, одобренному30 октября 1993 г. II Всероссийским съездом судей.
Он выделяет три группы требований, предъявляемых к судье:
— общие требования — о приоритетном значении, по сравнению сиными занятиями, обязанностей по осуществлению правосудия, о сохранении личногодостоинства, заботе о своей чести и т.д.;
— требования (правила), связанные с осуществлениемпрофессиональной деятельности, — терпение, вежливость, тактичность,беспристрастность, постоянное поддержание высокого уровня квалификации,недопустимость публичной критики решений и действий коллег, всего судейскогосообщества и т.д.;
— требования, предъявляемые к внеслужебной деятельности — соблюдение принципа деполитизации (департизации), неучастие в акциях политическогохарактера, недопустимость личных, финансовых и деловых связей, которые способныпомешать ему должным образом исполнять профессиональные обязанности и т.д.
Независимо от того, в суде какого звена судебной системыосуществляет свою деятельность судья, выполняемые им функции одинаково важныдля осуществления судебной власти на территории РФ. Единство судебной власти ипроизводное от него единство судебной системы страны обусловливает и единыйстатус для судей всех судов.
Важнейшейпредпосылкой отбора лица в число кандидатов на замещение судейских должностей является,прежде всего, соответствие кандидата в судьи требованиям ст. 119 КонституцииРоссийской Федерации. Конституция, в частности, устанавливает, что судьямимогут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющиевысшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менеепяти лет. Эти требования являются не только минимальными, но и в определенной мереобщими. Поэтому в указанной статье Конституции четко оговорено, что федеральнымзаконом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судовРоссийской Федерации. В развитие нормативных положений ст. 119 Конституциинеобходимые дополнения даны в Законе о статусе судей и в Законе оКонституционном Суде.
ЗаконРФ «О статусе судей в Российской Федерации» содержит дополнительныетребования к кандидату на должность судьи. Так, кандидатом на должность судьиможет быть лицо, не совершавшее порочащих его поступков, сдавшееквалификационный экзамен и получившее рекомендацию квалификационной коллегиисудей.
Минимальныеи общие требования к кандидатам в судьи являются достаточными для низовогозвена федеральной судебной системы (включая не только общие суды, но иарбитражные, а также военные суды и мировые суды). Но эти требованиянедостаточны или не вполне достаточны для кандидатов в судьи вышестоящих судов.Судьи этих, как и низовых, судов должны быть гражданами России, иметь высшееюридическое образование. В этой части к судьям различных звеньев общих (включаявоенные) и арбитражных судов предъявляются одинаковые требования.
В тоже время некоторые другие требования к кандидатам в судьи различных звеньев — неодинаковые. Стаж работы по юридической профессии (перечень должностей, работана которых требует юридического образования, изложен в ч. 1 ст. 2 указанногоЗакона) для кандидатов в судьи вышестоящих судов (включая арбитражные и военныесуды) должен составлять не менее 10 лет, среднего звена — не менее семи лет,основного звена и мировых судей — не менее пяти лет, а для кандидатов в судьиКонституционного Суда РФ — не менее 15 лет.
Отличаютсяот минимальных общих требований установленные федеральными законами стандарты вчасти возраста для кандидатов в судьи вышестоящих судов: для судов среднегозвена (включая арбитражные и военные суды) он должен быть не менее 30 лет, дляВерховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — 35 лет, а судьиКонституционного Суда РФ ко дню назначения должны иметь возраст не менее 40лет.
Федеральнымзаконом от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в ЗаконРоссийской Федерации „О статусе судей в Российской Федерации“установлено, что для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьизаболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится егопредварительное медицинское освидетельствование..
Переченьзаболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждаетсярешением Совета судей РФ на основании представления Минздрава России.
Наличиев законе четких научно обоснованных требований, предъявляемых к кандидатам надолжность судей, — существенная предпосылка к оптимальному формированиюсудейского состава. Но от провозглашения указанных положений в законе дореального вступления судьи в должность необходима организация фактическогопроведения ряда последовательных мер, включающих: отбор и выдвижение кандидатовна должности судей; сдачу ими в установленном законом порядке квалификационногоэкзамена на должность судьи; рассмотрение квалификационной коллегией судейзаявления о даче рекомендации для занятия должности судьи; вынесение заключенияквалификационной коллегией о даче рекомендации (или об отказе в этом) и т. д.
Полномочиясудьи не ограничены определенным сроком. Однако из этого общего правила естьнесколько исключений:
Предельныйвозраст пребывания в должности судьи — 65 лет; для судей Конституционного СудаРФ — 70 лет; районные судьи и военные судьи судов основного звена, назначенныевпервые, могут оставаться в должности не более трех лет, а потом, если онизарекомендовали себя должным образом, в том же порядке их назначают бессрочно,до достижения ими предельного возраста пребывания в должности судьи.
Однакосудьи военных судов всех уровней могут занимать свои должности до тех пор, покаони находятся на действительной военной службе, которая для них можетпродолжаться в зависимости от состояния здоровья и присвоенного воинскогозвания, максимум до достижения ими возраста 65 лет (ч. 3 ст. Федеральногоконституционного закона „О военных судах Российской Федерации“);мировые судьи назначаются (избираются) на должность на срок, установленныйсубъектом РФ, но не более чем на пять лет; при повторном и последующихназначениях срок полномочий не может быть менее пяти лет (ст. 7 Федеральногозакона „О мировых судьях в Российской Федерации“); в связи с постепеннымвведением в действие ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. „Овнесении изменений и дополнений в Закон РФ “О статусе судей в РоссийскойФедерации» предполагается ограничение срока полномочий председателейфедеральных судов и их заместителей шестью годами. Повторное их назначение,возможно будет только один раз подряд.
Завершающимэтапом наделения кандидата полномочиями судьи является принесение присяги.Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а привступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, — со дня егоназначения (избрания) на должность судьи.
Судья,впервые назначенный на должность, приносит в торжественной обстановке присягуследующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестноисполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону,быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».
1.2 Гарантиинезависимости судей
Независимостьсудей — важнейший принцип правосудия. Не случайно, поэтому он получил отражениев законах о судах (ст. 5 Закона о судебной системе; ст. 12 Закона осудоустройстве; ст. 6 Закона об арбитражных судах; ст. 5, 13 Закона оКонституционном Суде, в процессуальных кодексах; Законе о статусе судей (ст. 1,9, 10). Особо необходимо отметить ст. 120 Конституции РФ, в которой выраженасуть принципа независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются толькоКонституции Российской Федерации и федеральному закону».
Значениеданного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условийосуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела ипринимать по ним решения на основе Конституции и других законов, руководствуясьисключительно своим внутренним убеждением. Независимость судей являетсянепременным условием отправления правосудия. Независимость — это исключениелюбого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций прирассмотрении судом конкретных дел.
Вчисле средств обеспечения независимости судей Закон о статусе судей указывает:а) наличие особой процедуры осуществления правосудия; б) установление подугрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было вдеятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядкаприостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д)неприкосновенность судьи; е) система органов судейского сообщества; ж)предоставление судье за счет государства материального и социальногообеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защитыгосударством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.
Средствомобеспечения независимости судей является установление их несменяемости (ч. 1ст. 121 Конституции РФ, ст. 15 Федерального конституционного закона «Осудебной системе Российской Федерации», ст. 12 Закона РФ «О статусесудей в Российской Федерации»). Судья не может быть назначен (избран) надругую должность или в другой суд без его согласия.
Полномочиясудьи приостанавливаются только решением квалификационной коллегии судей (ККС) приналичии оснований для этого. Приостановление полномочий — это временноеотстранение судьи от исполнения им своих обязанностей. Но это не лишает егогарантий неприкосновенности, не снижает уровень материального обеспечения ит.д.
Прекращениеполномочий судьи — это полное отстранение его от исполнения должностныхполномочий. Оно также осуществляется решением соответствующей ККС поустановленному законом исчерпывающему перечню оснований. Прекращение полномочийсудьи, заключающееся в лишении его права исполнять должностные полномочия,происходит при наличии указанных в законе оснований.
Законом установлен особый порядок принятия решения повопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении егов качестве обвиняемого по другому уголовному делу. Оно принимается Генеральнымпрокурором РФ.
Решение по вопросу о привлечении судьи к административнойответственности принимается по представлению Генерального прокурора РФопределёнными в законе судами и судебными коллегиями.
Судья, задержанный по подозрению в совершении преступленияили по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственныйорган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания,после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личныйдосмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренныхфедеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. Решение обизбрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражупринимается Верховным Судом РФ по ходатайству (представлению) Генеральногопрокурора РФ.1.3 Статус присяжных и арбитражных заседателей
Статус института арбитражных заседателей регламентируетсяФедеральный закон Российской Федерации от 20 августа 2004 года, N 113-ФЗ «Оприсяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»и Уголовно-процессуальным кодексом, а статус института арбитражных заседателей- Федеральным законом от 30 мая 2001 г. «Об арбитражных заседателяхарбитражных судов субъектов Российской Федерации» иАрбитражно-процессуальным кодексом.
Присяжными и заседателями и кандидатами в присяжныезаседатели не могут быть лица:
1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов вприсяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом вдееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом илипсихоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании,токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
К кандидатам в арбитражные заседатели предъявляютсяследующие требования: ими могут быть граждане РФ, достигшие 25-летнеговозраста, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образованиеи стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческойили предпринимательской деятельности не менее пяти лет.
Независимость присяжного заседателя при исполнении имобязанностей в суде обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществленияправосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни быловмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неприкосновенностьюприсяжного заседателя.
Присяжный заседатель, члены его семьи и их имуществонаходятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принятьнеобходимые меры по обеспечению безопасности присяжного заседателя, членов егосемьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от присяжного заседателя,исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также вслучаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозыбезопасности указанных лиц или сохранности их имущества.
На присяжного, членов их семьи на период осуществления имиправосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов ихсемей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Осудебной системе Российской Федерации», Законом РФ «О статусе судей вРоссийской Федерации», Федеральным законом «О народных заседателяхфедеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
На присяжного заседателя и арбитражного заседателя в периодосуществления им правосудия распространяются гарантии независимости инеприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации,Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «Осудебной системе Российской Федерации», пунктом 1 (за исключением абзацевтретьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10,пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»,Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ «О государственнойзащите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»и Федеральным законом Российской Федерации от 20 августа 2004 года, N 113-ФЗ «Оприсяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
1.4 Судейское сообщество и его органы
Органы судейского сообщества образуются для выраженияинтересов судей как носителей судебной власти. В них входят как активноработающие судьи, так и судьи в отставке. Через свои органы судейскоесообщество призвано оказывать активное влияние на процессы, непосредственносвязанные с организацией судов и их функционированием.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об органахсудейского сообщества в Российской Федерации» ими являются: Всероссийскийсъезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судейсубъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегиясудей РФ (ВККС); квалификационные коллегии судей субъектов РФ (ККС).
Деятельность органов судейского сообщества регулируетсяактами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.
Основными задачами органов судейского сообщества являются:содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прави законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсномобеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти,обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейскойэтики. В этих целях они обсуждают вопросы судебной практики, проводятобщественную экспертизу законов, иных нормативных актов, касающихсядеятельности суда и статуса судей, рассматривают проблемы организации судов, ихкадрового, ресурсного обеспечения, правового и социального положения судей,представляют интересы судей в государственных органах и общественныхобъединениях.
Особое место среди органов судейского самоуправлениязанимают квалификационные коллегии судей.
ВККС РФ рассматривает заявления кандидатов на должностиПредседателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, ихзаместителей и представляет Президенту РФ свои заключения; рассматриваетзаявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателейдругих федеральных судов (за исключением районных судов), а также судейВерховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судовокругов, окружных (флотских) военных судов и представляет соответственноПредседателю Верховного Суда РФ и Председателю Высшего Арбитражного Суда РФсвои заключения; объявляет в средствах массовой информации об открытииуказанных вакантных должностей; осуществляет квалификационную аттестациюуказанных судей (за исключением Верховного Суда РФ, Высшего АрбитражногоСудаРФ и районных судов; присваивает судьям первый и высший квалификационныеклассы; налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителейпредседателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также насудей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражныхсудов округов и окружных (флотских) военных судов за совершение имидисциплинарного проступка; осуществляет иные полномочия, предусмотренныезаконами (ст. 17—18).
ККС рассматривают вопросы отбора кандидатов на должность судьи,приостановления или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи,проведения их аттестации и присвоения судье квалификации.
Эти коллегии также дают согласие на возбуждение уголовногодела в отношении судьи, привлечения его к уголовной ответственности, заключенияпод стражу или его привода, а также решают иные вопросы, возлагаемые на нихФедеральным законом «Об органах судейского сообщества в РоссийскойФедерации» (ст. 19).
Задача1
Перечислите, со ссылкой на соответствующие статьи закона,требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи районного суда.
1. Общие требования:
ст. 119 КонституцииРоссийской Федерации. Судьями могут быть избраны граждане Российской Федерации,достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы поюридической профессии не менее пяти лет.
2. Закон РФ «О статусесудей в Российской Федерации» содержит дополнительные требования ккандидату на должность судьи.
Статья 4 Закона:
/>Судьей может быть гражданин РоссийскойФедерации:
/>1) имеющий высшее юридическое образование;
/>2) не имеющий или не имевший судимости либоуголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующимоснованиям;
/>3) не имеющий гражданства иностранногогосударства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего правона постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территориииностранного государства;
/>4) не признанный судом недееспособным илиограниченно дееспособным;
/>5) не состоящий на учете в наркологическомили психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма,наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
/>6) не имеющий иных заболеваний,препятствующих осуществлению полномочий судьи.
Статья5 Закона.
Кандидатомна должность судьи может быть лицо, сдавшее квалификационный экзамен иполучившее рекомендацию квалификационной коллегии судей.
Задача 2
Перед удалением присяжных заседателей в совещательнуюкомнату для вынесения вердикта председательствующий судья разъяснил присяжнымзаседателям, что основная их задача — разрешить вопрос о виновности илиневиновности подсудимого, в то время как характер наказания определяет судьяединолично. Один из присяжных заявил, что присяжные пользуются с судьей равнымиправами, следовательно, также должны участвовать в определении наказания.
Оцените ситуацию. Какими правами и обязанностями присяжныезаседатели наделены законом?
Заявление присяжного неправомерно.
Присяжные, образуя самостоятельную коллегию, принимаютрешение (вердикт) лишь по вопросам факта — о виновности или невиновностиподсудимого, о наличии или отсутствии обстоятельств, смягчающих или отягчающихответственность, о том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения, и т.д. (ст.339 УПК). Вместе с тем они не участвуют в определении меры наказания, другихзначимых юридических вопросов, сопряженных с разбирательством конкретногоуголовного дела.
Присяжные заседатели, в том числе и запасные, вправе:
/>1) участвовать в исследовании всехобстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросыдопрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств,документов и производстве иных следственных действий;
/>2) просить председательствующегоразъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных всуде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;
/>3) вести собственные записи и пользоватьсяими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные передприсяжными заседателями вопросы.
В соответствии со ст. 334/> УПК:
1. В ходе судебного разбирательства уголовного делаприсяжные заседатели разрешают только те вопросы, которые предусмотреныпунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 299 Кодекса и сформулированы в вопросномлисте:
/>1) доказано ли, что имело место деяние, всовершении которого обвиняется подсудимый;
/>2) доказано ли, что деяние совершилподсудимый;
/>/>4) виновен ли подсудимыйв совершении этого преступления;
2. Вопросы, не указанные в части первой настоящей статьи,разрешаются без участия присяжных заседателей председательствующим единолично.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. — М., 1993;
2. Уголовно-процессуальный Кодекс от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от27.07.2010).
3. Федеральный закон от 26 июня 1992 г. (ред.от 27.09.09) N 3132-I «Остатусе судей в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. (ред.от 22.08.04) N 45-ФЗ «Огосударственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующихорганов».
5. Федеральный закон от 10 января 1996 г. (ред.от 28.06.09) N 6-ФЗ «Одополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судовРоссийской Федерации».
6. Федеральный закон от 30 мая 2001 г. (ред.от 09.02.09) N 70-ФЗ «Обарбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. (ред.от 24.07.09) N 30-ФЗ «Оборганах судейского сообщества в Российской Федерации».
8. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. (ред.от 22.12.08) N113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции вРоссийской Федерации».
9. О порядке определения стажа работы по юридической профессии длякандидатов на должности судей федеральных судов см.: Инструкция, утвержденнаяМинюстом России, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 27 декабря1996 г. № 10 (35) // БНА РФ. 1997. № 38.
10. Приказ Минздрава России от 21 февраля 2002 г. № 61 «Обутверждении формы документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний,препятствующих назначению на должность судьи» // БНАРФ. 2002. № 13.
11. Положение об органах судейского сообщества Российской Федерации,утвержденное II Всероссийским съездом судей 30 июня 1993 г., Регламент Высшейквалификационной коллегии судей РФ (принят в новой редакции постановлением VВсероссийского съезда судей от 29 ноября 2000 г.).
12. Борисов А.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации от 26 июня1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»(постатейный). — М.: Юстицинформ, 2008.
13. Клеандров М.И. «Статус судьи: правовой и смежные компоненты»под ред. М.М. Славина. – М.: НОРМА, 2008.
14. Кодекс судейской этики // Российская юстиция. 2005. №1-2.
15. Комментарий к Федеральному закону от 20 августа 2004 г. №113-ФЗ «Оприсяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».(Постатейный). А.В. Шнитенков, Д.П. Великий. М., 2007.
16. Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. — М.: Юристъ,2004.
17. Фоков А.П. Конституционный Суд Российской Федерации «Остатусе судей и об органах судейского сообщества в Российской Федерации»// Российский судья. 2009. N5.