Статус судьи в Российской Федерации. Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи

Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ
(ЗАОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
кафедра Организации судебной иправоохранительной деятельности

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Правоохранительныеорганы»
Статус судьи в Российской Федерации.Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи

Выполнила:
Студентка 1 курса
заочной формы обучения
Дата предоставления работы:
Москва 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Статус судьи. 5
1.1Понятие статуса судьи и его составные элементы. 5
1.2Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. 8
2.Основания и порядок приостановления ипрекращения полномочий судьи. 15
2.1Основания и порядок приостановления полномочий судьи. 15
2.2Основания и порядок прекращения полномочий судьи. 18
Заключение. 28
Список литературы… 30
Введение
Центральной фигурой всудопроизводстве, безусловно, является судья. Именно деятельность судьиолицетворяет деятельность судебной системы в целом. Поскольку, задачи,возлагаемые на этих лиц весьма серьезны, от них могут зависеть судьбы людей истраны в целом, то законодательно закреплено особое правовое положение судей,их права, обязанности, гарантии их деятельности, также порядок назначения надолжность, ответственность судей и прочие элементы, составляющие правовойстатус судьи.
Правовой статус судьи вРФ регулирует, прежде всего, Конституция РФ, закон «О судебной системе РФ» изакон «О статусе судей в РФ», другие федеральные законы. В них неоднократновносились изменения и дополнения, но, несмотря на это, на сегодняшний деньстатус судьи – как главного лица, осуществляющего правосудие, до сих порокончательно не определен. В законодательстве по этому вопросу имеется рядупущений и противоречий. Вопросы, затрагивающие различные элементы статусасудьи на сегодняшний день крайне актуальны, что находит свое отражение вюридической научной и специальной литературе, а также неоднократно обсуждаетсяна Всероссийском съезде судей.
Интерес к заявленной теменастоящей курсовой работы обусловлен, с одной стороны, недостаточнойразработанностью проблемы в юридической науке, с другой — необходимостьюсовершенствования действующего законодательства и повышения эффективности егоприменения.
Цельюнастоящей курсовой работы является изучение правовогостатуса судей в Российской Федерации и организационно-правовых основ ихдеятельности. Однако объем работы не позволяет остановиться на всех элементахправового статуса судьи, и будут рассмотрены лишь некоторые.
Качественный уровеньправосудия в решающей степени зависит от кадрового состава судей, ихпрофессиональной подготовки, добросовестности и ответственности. Видитсявозможным формирование достойного и профессионального судейского корпуса двумяпутями: это изначально формирование судейского сообщества только лучшимикадрами, чему будет способствовать качественный обор кандидатов на должностьсудьи и второй путь – это очищение судейской среды от лиц, умаляющих авторитетсудебной власти. Поэтому в данной курсовой работы рассмотрены такие элементыстатуса судьи, как требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи иоснования приостановления и прекращения деятельности судей.
Достижению поставленнойцели способствует решение следующихосновныхзадач:
· исследование определенияи составных элементов статуса судьи в юридической литературе;
· выявлениетребований, предъявляемых к кандидатам в судьи и порядка формированиясудейского корпуса;
· определение и изучениеоснований и порядка приостановления и прекращения деятельности судей;
· определениеосновных направлений и актуальных перспектив совершенствования законодательствао статусе судей в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения,возникающие в сфере определения особенностей правового статуса судьи в РоссийскойФедерации, а именно порядок формирования судейского корпуса и основания ипорядок прекращения (приостановления) полномочий действующего судьи.
статус судьяполномочие юридическое
1. Статус судьи 1.1 Понятиестатуса судьи и его составные элементы
Слово«статус» происходит от латинского status, означающего «состояние, положение» (англ. status – правовое положение). Статус – правовое положение(совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей) гражданинаили юридического лица и др»[1]. Исходя из такогопонимания этого термина в юридической энциклопедической литературерассматривается статус личности, предприятия, депутата и др., и, естественно,судьи. В юридической научной литературе слово «статус» чаще употребляется всвязке со словами «конституционный» или «правовой». Слово «статус» применяетсяк статусу публичных субъектов, в число которых входит судья, считает Е.Б.Абросимова, отмечая, что понятие правового статуса публичного субъектаохватывает несколько элементов: первый элемент характеризует порядокформирования – назначение или избрание; второй элемент – порядок прекращениядеятельности; третий элемент содержит компетенции субъекта, а также порядок испособы их реализации; четвертый элемент — особенности правового положенияданного субъекта, отличающие его от других публичных субъектов – носителейгосударственной власти[2].
Вюридической литературе также приводится немало определений понятия «статуссудьи». Так, большая юридическая энциклопедия дает следующее: статус судьи –это «совокупность норм, которые закреплены в федеральном законе и определяютправовое положение судей как носителей судебной власти. Статус судей включает:порядок наделения полномочиями, основания приостановления и прекращенияполномочий, принципы их деятельности, материальное обеспечение судей и мерысоциальной защиты»[3].
В.С.Авдонкин дает следующее определение правового статуса судьи – обусловленнаяпрофессиональным предназначением, правовой ролью судьи совокупностьпредусмотренных законодательством его прав и обязанностей, требований,предъявленных к нему, гарантий его деятельности, правовой регламентациипривлечения судьи к уголовной, дисциплинарной и иной юридическойответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своихобязанностей[4]. К. Ф. Гуценкоограничивается указанием на то, что под статусом судей, их правовым положениемпринято понимать совокупность их прав и обязанностей, которые появились у них всилу их должностного положения[5].
М.И.Клеандров в понятие «статус судьи» включает правовое положение судьи какносителя судебной власти, должностного лица высокого ранга, его права,обязанности, гарантии и иммунитеты, его место в судебной системе[6].
Изприведенных выше определений видно, что оно зависит от того, что автор берет заоснову, что включает в состав элементов, характеризующих статус судьи. Видитсявозможным, дать следующее определение. Статус судьи – это совокупность прав иобязанностей судьи, характеризующих его правовое положение как носителясудебной власти. Исходя из данного определения можно выделить следующиеэлементы статуса судей:
· Права иобязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования ккандидатам в судьи, порядок наделения кандидатов судейскими полномочиями);
· Права и обязанностисудей, направленные на осуществление ими объективного, независимого ибеспристрастного правосудия (порядок приостановления и прекращения полномочийсудей, запрет на вмешательство в деятельность судьи, неприкосновенностью судьии т.п.);
· Права и обязанностисудей по осуществлению ими своей компетенции (характеризуются процессуальнымзаконодательством);
· Права иобязанности судей, которые определяют его особое положение в обществе(материальные и социальные гарантии).
Необходимоотметить, что правовое закрепление в соответствующих актах тех или иных элементовстатуса судьи является основой статуса судьи. Прежде всего, это положенияКонституции РФ (ст.10, 119-122 и 124), которая закрепляет специальныетребования, предъявляемые к кандидатам на должность судей и порядку ихназначения, гарантирует несменяемость, независимость и неприкосновенностьсудей. Тем самым обеспечивается самостоятельность судебной власти,гарантируется осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом.
Далееположения, определяющие статус судьи определены главой 2 ФедеральногоКонституционного закона от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе РФ» с последующими изменениями и дополнениями и Законом РФ от 26 июня 1992г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» с последующими изменениями. В ФКЗ «Осудебной системе в Российской Федерации» дается определение судьи, говоритсятакже о судьях в отставке, о предоставление за счет государства материального исоциально-бытового обеспечения, соответствующего их высокому статусу, оединстве статуса судей, о порядке наделения полномочиями и сроке полномочий, онесменяемости и неприкосновенности судей. Наиболее полное правовое закрепление положений,характеризующих статус судей имеет место в законе «О статусе судей в РоссийскойФедерации».
Помимоконституционного и федерального законодательного регулирования содержаниястатуса судьи в нашей стране весьма важную роль играют также региональноезаконодательство – законы субъектов РФ, определяющие статус мировых судей истатус судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также актыорганов судейского сообщества, прежде всего Кодекс судейской этики,утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2декабря 2004г.
Следуетотметить, что законодательно определено, что статус всех судей в РоссийскойФедерации един, однако существуют определенные различия правового положенияотдельных категорий судей.
Особенностиправового положения отдельных категорий судей, в частности судей военных судов,судей Конституционного Суда РФ определяются соответствующими федеральнымизаконами, а в отношении мировых судей — также и законами субъектов РФ. 1.2 Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи
Требования,предъявляемые к кандидатам в судьи, сформулированы в ст. 119 и 128 КонституцииРФ, ст. 13 Закона «О судебной системе РФ», ст. 4-6 Закона «О статусе судей вРФ», ст. 8 и 9 Закона «О Конституционном суде РФ», ст. 27 Закона «О военныхсудах РФ», ст. 5 и 6 Закона «О мировых судьях в РФ».
Наиболееобщие, базовые требования к кандидатам в судьи принято называть конституционными,поскольку они установлены ст. 119 Конституции РФ. Эти требования касаютсягражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридическойдеятельности. Статья119 Конституции РФ указывает, что «судьями могут бытьграждане России, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическоеобразование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет[7]»,иные же требования к кандидатам на должность судьи устанавливаются федеральнымизаконами.

Для судов различногоуровня требования возраста кандидатов и опыта их работы неодинаковы.
/>
Федеральнымзаконом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам всудьи судов РФ (например, для судьи Конституционного Суда РФ – безупречнаярепутация и он должен обладать признанной высокой квалификацией в областиправа).
Указав, каким общимтребованиям должен отвечать кандидат на должность судьи, закон вместе с темоставил ряд неразрешенных вопросов.
Судьей может быть толькогражданин Российской Федерации.
Это кажется всем понятными ясным, однако Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства, то естьправо иметь гражданство (подданство) иностранного государства.
К сожалению, Закон РФ «Остатусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может лилицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и бытьсудьей.
В статье 14 Закон РФ «Остатусе судей в Российской Федерации» предусматривает прекращение полномочийсудьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, какпоступать в той ситуации, когда судья, в частности, действующий судьяприобретает гражданство иностранного государства, оставаясь гражданиномРоссийской Федерации.
В статье 16 Федеральногозакона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»/>четко определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или другихгосударств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающийгражданский служащий не может находиться на данной службе.
Такое же ограничениеследовало бы установить в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации»как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в периодосуществления им своих полномочий.
Судья при осуществленииправосудия независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону.Так записано в статье 120 Конституции РФ. Судья обеспечивает исполнениефедерального законодательства. Это обязывает его иметь принадлежность к одномугосударству – Российской Федерации. Наличие у него двойного гражданстваналагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не толькоРоссийской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимыми в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлениисвоих полномочий в ходе процесса.
Следующее базовоетребование — наличие высшего юридического образования. Речь идет овысшем профессиональном именно юридическом образовании по специальности«Юриспруденция» или «Правоведение» вне зависимости от формы обучения,полученном в вузе, имеющем государственную аккредитацию и подтвержденномдипломом государственного образца.
Сложнее определиться ввопросе о праве быть судьей юристу, имеющему диплом бакалавра. МинобразованиеРФ[8]полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении емустепени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентомвысшего юридического образования и предоставляет право на занятие должностисудьи. Органы судейского сообщества[9] России придерживаютсяиного мнения. Они считают, что только при наличии диплома о присуждении степенидипломированного специалиста или магистра юриспруденции гражданин можетпретендовать на занятие должности судьи. Судебной же практики по даннойколлизии нет.
Следовало бы в Законе РФ«О статусе судей в Российской Федерации» закрепить, что кандидат на должностьсудьи должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное присвоениемему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности«Юриспруденция».
 Действующий механизмотбора кандидатов в судьи небезупречен и содержит ряд недостатков.
Во-первых, в этоммеханизме отсутствует «фильтр», гарантированно препятствующий проникновению всудейский корпус лиц, которые не могут быть судьей по общепринятым основаниям(например, кандидат связан с оргпреступными группировками или являетсялюбителем азартных игр, либо состоит в тоталитарной секте и пр.).
Ни Конституция РФ, нифедеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента надолжность судьи. В России сегодня нет законодательного акта, регулирующегоспецпроверку кандидата в судьи, естественно, с его согласия, на предмет наличияфактов и обстоятельств, препятствующих наделению его судейскими полномочиями. Ихотя в отдельных актах упоминается о направлении запросов в соответствующиеорганы, и такие проверки в реалии проводятся, параметры, критерии и формы такихпроверок, а также их конечные результаты законодательно не определены. Зарубежом во многих государствах данный вопрос законодательно урегулирован,например, в США подобную проверку претендента и членов его семьи проводит ФБР.
Возможно, следовало бызаконодательно закрепить обязанность кандидата на должность судьи при подачедокументов сообщать обо всех судимостях, в том числе погашенных и снятых, атакже фактах привлечения к уголовной и административной ответственности, каксамого претендента, так и его близких родственников, представлять вквалификационную коллегию судей рекомендации с прежних мест работы за последниепять лет.
Во-вторых, в этоммеханизме пока отсутствует обязательность обследования кандидата на должностьсудьи. Поскольку работа судьи сопряжена с высокими психоэмоциональныминагрузками, то подобное обследование должно отвечать на вопрос: может кандидатили нет в силу своих индивидуально-психологических особенностей занимать должностьсудьи. Необходимо отметить, что Судебный департамент Верховного Суда РоссийскойФедерации провел специальное исследование и эксперимент попсиходиагностическому обследованию кандидатов в судьи. Фактически обследованиепрошли 334 человека из 337. Предложение о прохождении обследования кандидатамив судьи воспринималось, в основном, положительно. Некоторые кандидатывысказывали мнение, что в психодиагностическом обследовании нет необходимости,что процедура не вполне обоснованна и унижает их человеческое достоинство.Любопытно, что в последующем психодиагностическое обследование показало, что уэтих лиц заниженный интеллект, им свойственны социальная незрелость,эмоциональная неустойчивость, узкий кругозор и т.п. Полная информация орезультатах обследования получена только в отношении 223 кандидатов. Из этогочисла соответствует требованиям профессии 41 кандидат (18 %), соответствует восновном – 89 человек (39,9 %), соответствует частично (группа риска) – 69человек (30,9 %), не соответствует – 24 кандидата (10,8 %)[10]. Проведенный экспериментподтвердил целесообразность использования психодиагностики при отборе кандидатовна должность судьи. Президиум Совета судей Российской Федерации своимпостановлением[11]от 26 июля 2002г. одобрил проделанную работу и предложил Судебному департаментупри Верховном Суде Российской Федерации решить вопросы организационно-методическогообеспечения психодиагностического обследования при изучении личностипретендентов на должность судьи. Такое психодиагностическое тестированиекандидатов на должности судей проводится в ряде регионов, в частности вПриморском крае на добровольной основе, квалифицированными специалистами Центрапсиходиагностики УВД Приморского края, на основе специально разработанныхметодик.
Важность этого вопросапонимается судейским сообществом, так VII Всероссийский съезд судей подчеркивает «…необходимость прохожденияпсиходиагностического обследования на предмет отсутствия наркотической,алкогольной зависимости, а также хронических затяжных психических расстройств[12]».Однако пока на законодательном уровне этот механизм не закреплен.
В-третьих, в п. 1 ст. 5Закона «О статусе судей в Российской Федерации» провозглашено, что отборкандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Суть любогоконкурса — определение победителя среди его участников по заранеезафиксированным критериям. Однако по каким параметрам и критериям выявляетсяпобедитель конкурса — также официально нигде не определяется.
В-четвертых, обозначенныймеханизм не включает в себя организацию прохождения профессиональнойспециальной подготовки кандидатами в судьи после получения ими рекомендацииквалификационной коллегии судьей о назначении на должность судьи.
Таким образом,действующий механизм отбора кандидатов на должность судьи требует доработки,поскольку повышение требований к претендентам на должность судьи позволитсформировать достойный судейский корпус, повысит авторитет суда в глазахобщественности и уважение к суду.
2.Основания и порядок приостановления и прекращенияполномочий судьи 2.1 Основания ипорядок приостановления полномочий судьи
В ч.2ст.121 Конституции РФ закреплена действенная гарантия о неправомерномприостановлении или прекращении полномочий судьи: «Полномочия судьи могут бытьпрекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям,установленным федеральным законом[13]».
Тоесть, полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены в порядке и пооснованиям, установленным как Законом «О статусе судей в РФ» (ст.13 и 14), таки Федеральным конституционном законом «О Конституционном Суде РоссийскойФедерации» (ст.17 и 18).
Приостановлениеполномочий – этовременное отстранение судьи от исполнения своих обязанностей.
Полномочиясудьи любого федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ,как и полномочия мирового судьи, приостанавливаются исключительно решением соответствующейквалификационной коллегии судей (как и принятие решения о возобновленииполномочий судьи) при наличии одного из следующих оснований в соответствии сост.13 Закона РФ «О статусе судей в РФ»[14]:
1)признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законнуюсилу;
2)возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качествеобвиняемого по другому уголовному делу;
3)участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной(представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной)власти субъекта РФ;
4)избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ илиоргана законодательной (представительной) власти субъекта РФ.
Необходимоотметить, что в Законе о статусе судей ничего не сказано относительно избраниясудьи в состав органа законодательной (представительной) власти муниципальногообразования.
Поданному вопросу Конституционный Суд РФ в определении[15]от 18 июля 2006г. №191-О указал, что избрание судьи в состав органазаконодательной (представительной) власти муниципального образования какоснования приостановления полномочий судьи Закон прямо не определяет, но и неисключает. В противном случае был бы нарушен принцип единства статуса судей, атакже принцип равенства всех перед законом (ч.1 и ч.2 ст.19 Конституции РФ),которые гарантируют одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся кодной категории, в данном случае для судей, избранных в органы публичной властиразличного уровня, при решении вопроса о приостановлении полномочий судьи всвязи с избранием его депутатом.
Представляется,что в Закон о статусе судей (и в иные законы о судьях, включая законы субъектовРФ о конституционных (уставных) судах) необходимо внести дополнения,предусматривающие такое основание прекращения полномочий судьи, как участиесудьи в качестве кандидата в выборах законодательных (представительных) органоввласти всех уровней, включая муниципальные, и такое основание прекращенияполномочий судьи, как избрание в эти органы.
Вотношении судей Конституционного Суда РФ Закон «О конституционном суде РФ» вст. 17 устанавливает, что полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут бытьприостановлены исключительно по решению самого Конституционного суда РФ (как иих восстановление после отпадения оснований их приостановления), принимаемомуне позднее одного месяца со дня выявления таких оснований, как:
А) вотношении судьи возбуждено уголовное дело либо привлечение его в качествеобвиняемого по другому уголовному делу;
Б)судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.
Практическитакие же основания приостановления полномочий судей конституционных (уставных)судов субъектов РФ предусмотрены в соответствующих актах субъектов РФ.
Приостановлениеполномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресеченияизбрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, аесли он признан безвестно отсутствующим – его семье, заработной платы илиуменьшение ее размера, снижение уровня иных видов материального и социальногообеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности.
Решениео возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей,приостановившая его полномочия, а в отношении судей Конституционного Суда — порешению этого Суда.
Любойсудья, полномочия которого приостановлены, не перестает быть судьей: оностается членом судейского сообщества, ему по-прежнему выплачивается денежноевознаграждение, причем без снижения размера, вообще не снижается уровень всехвидов материального и социального обеспечения (за исключением случая избрания вкачестве меры пресечения заключения судьи под стражу), не лишается гарантийнеприкосновенности. Но он не вправе осуществлять правосудие, в том числеучаствовать в коллегиальных судебных заседаниях, и вынесенный им или с егоучастием судебный акт не будет законным, участвовать в заседаниях органовсудейского сообщества, даже если в отношении его таким органом не принималосьспециальное (по приостановлению полномочий) решение. Судья КонституционногоСуда РФ, полномочия которого приостановлены, не вправе также направлятьофициальные документы в государственные органы и организации, общественныеобъединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либодокументы или иную информацию. 2.2 Основания и порядок прекращения полномочий судьи
Прекращениеполномочий судьи –это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей напостоянной основе.
КонституциейРФ установлен запрет прекращения полномочий судьи по иным основаниям и (или) вином порядке, чем урегулировано в федеральном законе.
Полномочиясудьи федеральных судов (за исключением судей Конституционного Суда РФ) имировых судей прекращаются решениями соответствующих квалификационных коллегийсудей (ККС) по следующим основаниям:
1)письменное заявление судьи об отставке;
2)неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинамосуществлять полномочия судьи;
3)письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом надругую работу или по иным причинам;
4)истечение срока полномочий судьи, если они в соответствии с законом былиограничены определенным сроком;
5)увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельноговозраста пребывания на военной службе (он установлен в зависимости от воинскогозвания статьей 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями);
6)прекращение гражданства Российской Федерации;
7)занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
8)вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либосудебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера(но в случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращенииполномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора судалибо судебного решения судья подлежит восстановлению в прежней должности свыплатой причитающейся заработной платы);
9)вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьилибо о признании его недееспособным;
10)смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении егоумершим;
11)отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизациейсуда;
12)достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.
Крометого, есть еще одно основание досрочного прекращения полномочий названныхкатегорий судей: это дисциплинарное взыскание. Решение о его наложениипринимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относитсярассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи на момент принятия решения.В настоящее время существует два вида дисциплинарной ответственности судей:предупреждение и досрочное прекращение полномочий судьи, и налагаются они засовершение дисциплинарного проступка, под которым п.1 ст. 121 Законао статусе судей понимает нарушение норм Закона о статусе судей, а такжеположений Кодекса судейской этики.
Решенияквалификационных коллегий судей о прекращении полномочий судей могут бытьобжалованы в Высшую квалификационную коллегию судей РФ в судебном порядке.
Основанияпрекращения полномочий судей Конституционного Суда РФ несколько отличаются отперечисленных выше:
· нарушения порядкаего назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ;
· достижение судьейпредельного возраста пребывания в должности судьи;
· личное письменноезаявление судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания вдолжности судьи;
· утрата судьейгражданства РФ;
·  вынесение вотношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
· совершение судьейпоступка, порочащего честь и достоинство судьи.
· продолжениесудьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятийили совершения действий, несовместимых с его должностью;
· неучастие судьи взаседаниях Конституционного Суда РФ или уклонение от голосования свыше двух разподряд при без уважительных причин;
· признание судьинедееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
· смерть судьи иливступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
· неспособность посостоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени(не менее 10 месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.
Примерноте же основания прекращения полномочий судей конституционных (уставных) судовсубъектов РФ предусмотрены в соответствующих законодательных актах об этихсудах[16]. К ним добавляются обычнолишь такое основание, как ликвидация самого суда в связи с изменениемконституции (устава) субъекта РФ.
Отличаетсяот указанного выше и порядок прекращения полномочий судьи Конституционного СудаРФ. Прекращение полномочий осуществляется по решению самого КонституционногоСуда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и являетсяофициальным уведомлением об открытии вакансии. Из общего правила есть дваисключения:
1. прекращениеполномочий ввиду нарушения порядка назначения на должность производится СоветомФедерации по представлению Конституционного Суда РФ;
2. прекращениеполномочий ввиду совершения судьей проступка, порочащего честь и достоинствосудьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного СудаРФ, принятому не менее двух третей общего числа судей.
Полномочиясудей конституционных (уставных) судов субъектов РФ прекращаются в схожемпорядке – на уровне региональных властей.
Следуетдобавить, что в Регламенте Конституционного Суда РФ процедурным вопросамприостановления и прекращения полномочий его судей посвящены гл. VI и VII, состоящие из 13 параграфов, т.е. эти вопросы тамурегулированы весьма детально.
Необходимоотметить, что дата прекращения полномочий судьи не означает, что он фактическив тот же день прекращает осуществлять правосудие. Полномочия судьипрекращаются:
· в последний деньмесяца, в котором истекает срок его полномочий, если этот срок установлен взаконе;
· в последний день месяца,в котором он достиг 70-летнего возраста;
· на следующий деньпосле вступления в силу решения квалификационных коллегий судей о досрочномпрекращении полномочий судьи.
Но вотношении судьи, назначенного на должность с определенным сроком (при условии,что он или не обратился в соответствующую коллегию судей с заявлением оназначении на должность судьи, или в удовлетворении этого заявления ему былоотказано), как и в отношении судьи, срок полномочий которого истек в связи сдостижением им предельного возраста действует правило: эти судьи продолжаютосуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела,начатого с их участием, либо до первого дня назначения судьи в данный суд ивступления его в должность.
Всеперечисленные основания прекращения полномочий судьи можно условно разделить надве группы по последствиям прекращения полномочий:
1. по так называемымкомпрометирующим основаниям (например, вступление в силу обвинительногоприговора в отношении судьи) – исключает возможность удаления судьи в отставку;
2. по уважительнымпричинам (например, достижение предельного возраста) – означает возможностьименно почетного ухода или удаления судьи в отставку.
Уходсудьи в отставку позволяет сохранить за ним звание судьи и все материальные исоциальные гарантии, присущие судье, такие как выплата ежемесячного пособия,оплата проезда и т.п.
Следуетсказать, что в настоящее время гарантии независимости судей в виде запретанеобоснованности приостановления или прекращения их полномочий не абсолютны.Помимо их прямого несоблюдения, нарушения общего принципа несменяемости судейпроявляются, в частности путем увольнения судьи с должности в связи среорганизацией судебной системы: при укрупнении субъекта РФ, при созданиимежрайонных судов в системе судов общей юрисдикции и прочее[17].
Полномочияпредседателей и заместителей председателей судов прекращаются поистечении срока, на который они были назначены. При этом за ними сохраняютсяполномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя,заместителя председателя суда.
Хотелосьбы остановиться на таком основании досрочного прекращения полномочий судьи, каквиде дисциплинарной ответственности. Поскольку статистика свидетельствует, что такиеслучаи не столь уж редки: за период с января 2005 г. по июнь 2008 г. досрочнопрекращены полномочия 278[18] судей и руководителейсудов, в т.ч. в 2005г. – 49 судей, 2006 г. – 73 судей, в 2007 г. – 75 судей, в2008 г. – 81[19] судья.
Посмыслу ст.12 Закона «О статусе судей в РФ» под дисциплинарным проступком,влекущим дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочноепрекращение полномочий судьи следует понимать нарушение норм названного Законаи положений Кодекса судейской этики. В Законе также установлено, что решение оналожении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационнойколлегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса опрекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Однако в Законене установлено, за какие нарушение следует дисциплинарная ответственность в видепредупреждения, а за какие — в виде досрочного прекращения полномочий. Вполнеадекватным понятию дисциплинарного проступка судьи можно считать нарушение имположений, содержащих запрет судье быть депутатом, третейским судьей, арбитром,осуществлять предпринимательскую деятельность и т.д. Норма запрета здесьдостаточна определена и конкретна. Существенно менее определено положение,содержащееся в п.2 ст.3 Закона о статусе судей: «Судья при исполнении своихполномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что моглобы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение вего объективности, справедливости и беспристрастности[20]».Эта норма более размыта, а ее применение по отношению к судьям со стороныквалификационной коллегии судей не в порядке судебных процедур допускаетбольшой разброс вариантов. Нарушение судьей положений Кодекса судейской этикиеще в меньшей мере можно квалифицировать в качестве такой серьезной меры какдосрочное прекращение полномочий судьи. Поскольку Кодекс судейской этики – акткорпоративного характера, требования к судьям в нем скорее морально-этическогохарактера.
Спринятием Пленумом Верховного Суда РФ постановления от 31 мая 2007г. №27[21]понятие дисциплинарного проступка расширено. Под ним следует понимать «…инарушение общепринятых норм морали, обязанности при отправлении правосудия,правил поведения при исполнении иных служебных обязанностей и во внеслужебнойдеятельности». При этом указано, что при наложении взыскания учитываетсяхарактер правонарушения и его последствия, тяжесть дисциплинарного проступка,степень нарушения прав и законных интересов граждан и организаций, данные опрофессиональных и моральных качествах судьи и иные обстоятельства
Послепринятия данного постановления размытость понимания дисциплинарного проступкасудьи еще более усилилась, ведь «общепринятые нормы морали» в разныхвозрастных, профессиональных и т.д. группах весьма различны.
КонституционныйСуд РФ в своем постановлении от 28 февраля 2008 г. №3-П определил, что «…основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности в виде досрочногопрекращения полномочий судьи должно быть не любое отступление от требованийзакона и этических норм, а лишь такое, которое по своему характеру сочевидностью несовместимо с высоким званием судьи, явно противоречитсоциальному предназначению судебной власти, носителем которой является судья, илишь на основе принципа соразмерности[22]». Исходя изпредставленных нормативных актов выделим следующие критерии для привлеченияк дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочийсудьи:
· нарушениетребований Закона и положений Кодекса судейской этики;
· действия,несовместимые с высоким званием судьи, явно противоречащие социальномупредназначению судебной власти;
· тяжестьдисциплинарного проступка;
· степень нарушенияправ и законных интересов граждан и организаций в результате действий судьи;
· данные опрофессиональных и моральных качествах судьи и т.п.
Такимобразом, вопрос привлечения судей к дисциплинарной ответственности в видедосрочного прекращения полномочий судьи довольно сложен. Необходим учет рядафакторов, требуется более тщательное и детальное законодательное регулированиеоснований и порядка привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, на чтообратил внимание VII Всероссийский съезд судей[23].
Влитературе[24] предлагается дополнитьперечень оснований прекращения полномочий судьи еще одним – некомпетентность, проявлениепри осуществлении правосудия низкого профессионализма. Этот вопрос довольнонеоднозначен. С одной стороны было бы естественным, если бы действия илибездействия судьи, приведшие к судебной ошибке, имели бы правовые последствиядля него. Имеются в виду, конечно, не единичные ошибки, а их серии, к тому жеобъективно подтвержденные вышестоящей судебной инстанцией.
Ведьесли большую часть выносимых судьей решений отменяют вышестоящие судебныеинстанции, если при внимательном изучении выносимых судьей судебных актов виднысерьезные пробелы в знании и применении законодательства, можно расцениватьрезультат такой работы данного судьи за определенный промежуток времени какдисциплинарный проступок, влекущий дисциплинарную ответственность.
Сдругой стороны, действует законодательно установленный запрет на привлечение ккакой-либо ответственности судьи за выраженное им при осуществлении правосудия мнениеи принятое судом решение (кроме случаев, когда судом установлена виновностьсудьи в преступном злоупотреблении).
КонституционныйСуд РФ в своем постановлении от 28 февраля 2008 г. №3-П определил, что «…судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде досрочногопрекращения полномочий судьи за судебную ошибку, если только неправосудностьсудебного акта не явилась результатом такого поведения судьи, которое по своемухарактеру несовместимо с занимаемой им должностью. Иное не соответствовало быпринципам независимости, несменяемости и неприкосновенности судей[25]».С этим сложно не согласиться. Однако разве некомпетентность судьи соответствуетего высокому званию, разве это не умаляет авторитет судебной власти? Ведь вЗаконе о статусе судей прямо прописано, что судья при исполнении своихполномочий должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебнойвласти. Кодекс чести судьи РФ также предусматривает, что судья обязанподдерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащегоисполнения обязанностей по отправлению правосудия. Поэтому каждый судьясамостоятельно должен заботиться о повышении своего профессионального уровня, вчастности следить за происходящими изменениями в законодательстве, изучатьюридическую литературу, пополнять свой багаж знаний и т.п. А если судья этогоне делает, разве нельзя рассматривать этот факт как нарушение требованийКодекса судейской этики?
Хотелосьбы также отметить, что введение самой минимальной из возможных видовответственности судей за судейскую ошибку, даже при условии, что ее наличиеобязательно будет подтверждено актом вышестоящей судебной инстанции, способносерьезно затормозить нормальный ход осуществления каждым судьей правосудия.Ведь судья, рассматривая каждое дело и опасаясь, что за вынесенное им по этомуделу решение в случае его отмены (изменения) вышестоящей судебной инстанциейбудет расценено в качестве судебной ошибки, вынужден будет во многих случаяхконсультироваться с другими судьями, органами судейского сообщества и т.д.
Вопроспривлечения судьи к дисциплинарной ответственности за совершение судейскойошибки в настоящий момент является дискуссионным и не находит однозначногоответа в современной юридической литературе.
Влюбом случае, прежде чем решить – привлекать или не привлекать кответственности за судейские ошибки видится необходимым сначала определить насколькоэто соответствует законодательству¸ а в случае положительного ответа наданный вопрос определить основания и порядок привлечения к ответственности,т.е. ответить на следующие вопросы:
· кто будетпроверять наличие ошибок;
·  как будетпроизводиться оценка причин и последствий ошибок;
· какимипроцедурами будет осуществляться проверка;
·  кто будетпривлекать к ответственности и прочее.
Такимобразом, поскольку вопрос привлечения к ответственности судей за совершениеошибок сложен и неоднозначен, ему должны предшествовать серьезные научныеисследования.
Заключение
Ключевой фигуройсудопроизводства является Судья. Судьи, как и иные граждане, обладают широкимкругом прав и обязанностей. Но сверх этого у них есть права и обязанности,которых нет у обычных граждан, это права и обязанности, которые вытекают из ихвысокого положения по осуществлению правосудия и составляют их правовой статус.Поэтому правовой статус судьи – это совокупность предусмотренных законом прав иобязанностей, требований, предъявленных к нему, гарантий его деятельности,правовой регламентации привлечения судьи к ответственности и иные элементы,характеризующие правовое положение судьи как носителя судебной власти.
В действующий механизмотбора кандидатов следует внести некоторые поправки:
·  Законодательно решить вопрос двойногогражданства кандидата на должность судьи, а также степень квалификации,необходимой кандидату;
·  Предусмотреть возможность проверкипрошлого кандидата на наличие компрометирующих сведений с целью недопущения всудейские ряды недостойных;
·  Ввести обязательное проведениепсиходиагностического обследования кандидатов в судьи;
·  Четкое определение критериев выборапобедителя в конкурсе на должность судьи среди кандидатов;
·  Введение специальной профессиональнойподготовки кандидатов на должность судьи.
Подобные изменения вдействующем механизме отбора кандидатов позволят не допустить в судейскую средулиц недостойных и сформировать квалифицированный, профессиональный и морально устойчивыйсудейский корпус.
При характеристикеоснований для прекращения полномочий судьи следует дополнительно проработатьвопрос дисциплинарной ответственности. То есть, более четко законодательноопределить по каким основаниям, в каком порядке должна применяться к судьямдисциплинарная ответственность в виде досрочного прекращения полномочий.
Такжевидится необходимым доработка вопроса ответственности судьи за судейскиеошибки. С одной стороны, однажды достигнутый уровень независимости судебнойвласти, иммунитета судейского корпуса нельзя снижать. То есть расширениеоснований привлечения судей к дисциплинарной ответственности можнорассматривать как противоречащее действующему законодательству.
С другой стороны, нельзяоставлять безнаказанными случаи совершения тем или иным судьей серийныхсудебных ошибок, грубые нарушения дисциплины, несоблюдение установленногозапрета на занятие определенными видами деятельности, нарушение нормзаконодательства и Кодекса судейской этики и прочее, в случае, если это умаляетавторитет судебной власти.
Список литературы
 
Нормативные правовые акты
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.)//Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Федеральныйконституционный закон от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ «О судебной системеРоссийской Федерации» (с изм. и доп. от 15 декабря 2001г., 4 июля 2003г., 5апреля 2005г.)// СЗ РФ, 1997. 6 января. №1, ст.1.
3. Федеральныйконституционный закон от 21 июля 1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном судеРоссийской Федерации» (в ред. от 8 февраля 2001г., 15 декабря 2001г.,7 июня2004г.)// СЗ РФ 1994, № 13, ст. 1447.
4. Федеральныйконституционный закон от 23 июня 1999г. №1-ФКЗ «О военных судах в РоссийскойФедерации»// Российская газета. 1999. 29 июня.
5. Федеральный законот 17 декабря 1998г. №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ1998, № 51, ст. 6270.
6. Федеральный законот 20 апреля 1995г. №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лицправоохранительных и контролирующих органов» (с изм. и доп. от 21июля 1998г., 6января 1999г., 29 февраля 2000г., 18 июня 2001г., 29 ноября 2001г., 11 декабря2002г., 30 июня 2003г., 29 июня 2004г, 22 августа 2004г.)// Российская газета.1996. 26 апреля.
7.  Федеральныйзакон от 14 марта 2002г. №30-ФЗ. «Об органах судейского сообщества в РФ» (сизм. и доп. от 14 августа 2004г., от 05 апреля 2005 г., от 25 декабря 2008г.)//Российская газета. 2004. 25августа.
8. Закон РФ от 26июня1992. №3132-I «О статусе судейв Российской Федерации» (с изм. и доп. от 14 апреля, 24 декабря 1993г., 21 июня1995г., 17 июля 1999г., 20 июня 2000г., 15 декабря 2001г., 22 августа 2004г., 5апреля 2005г., 2 марта 2007г., 24 июля 2007г., 25 декабря 2008г.) //ВедомостиСъезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30, ст. 1792
9. Законреспублики Карелия от 7 июля 2004 г. N 790-ЗРК «О Конституционном Суде Республики Карелия» // www.gov.karelia.ru
10. ПисьмоМинобразования РФ от 1 сентября 2003 г. N 14-52-1018ин/15 «О праве назанятие должности судьи лицом, имеющим степень бакалавра»//www.consultant.ru
Официальные акты судебных органов
1.  Кодекссудейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года).//www.consultant.ru
2. ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. №3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6.1. и 12.1. Закона Российской Федерации»О статусе судей в Российской Федерации” и статей 21, 22 и 26Федерального закона «Об органах судейского сообщества в РоссийскойФедерации» в связи с жалобами граждан Г.Н. Белюсовой, Г.И. Зиминой, Х.Б.Саркитова, С.В. Семак и А.А. Филатовой”// www.consultant.ru
3. ОпределениеКонституционного суда РФ от 18 июля 2006г. №191-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Королевой Александры Евгеньевны на нарушение ееконституционных прав статьей13 Закона РФ «О статусе судей в РоссийскойФедерации» // www.consultant.ru
4. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 31 мая 2007г. №27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей опривлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности» //Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007.№5.
5. Постановление VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г. // www.ssrf.ru
6. ПостановлениеПрезидиума Совета Судей от 26 июля 2002 «О результатах эксперимента попсиходиагностическому обследованию кандидатов на должность судьи и перспективахиспользования методов психодиагностики в кадровой работе» // www.lawmix.ru
7. РазъяснениеВысшей квалификационной коллегии судей от 18 марта 2004 г.// Вестник ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации. 2004. №6.
8.  Регламент Конституционного СудаРоссийской Федерации от 1 марта 1995 г. №2-1/6// www.ksrf.ru
Специальная и научная литература
1. АбросимоваЕ.Б. Суд в системеразделения властей: российская модель (конституционно-теоретические аспекты):Учебное пособие. М., 2002.
2. Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах скомментариями: Учебное пособие. Изд. 4-е, перер. и доп. М.: ЭКСМО, 2009.
3. Гуськова А.П., Шамардин А.А.Правоохранительныеорганы (судоустройство): Учебник. М.: Юрист, 2005.
4. Гуценко К.Ф.,Ковалев М.А.Правоохранительные органы: Учебник. Изд.9-е., перер. и доп. М.: ЗЕРЦАЛО-М, 2009.
5. Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежныекомпоненты. М.: Издательство «Норма», 2008.
6. Миронов А.Н.,Павинский Н.М. Правоохранительныеорганы: Учебное пособие. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: ФОРУМ, 2008.
7. ТихомироваЛ.В., Тихомиров М.Ю.Юридическая энциклопедия / Под. Ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1999.
Публикации в периодических и продолжающихся изданиях
1.  Антонова И.А., Зябкин В.М.Организационные и нравственныевопросы отбора кандидатов на должность судей.//Российский судья, 2008, №10,С.46-48.
2.  Клеандров М.И. О спецпроверке кандидатов всудьи.//Журнал российского права, 2007, № 2, С. 66-74.
3.  Колесников Е.В., Селезнева Н.М. О повышении ответственности судей вРФ.//Журнал российского права, 2006, № 3, С. 31-34.
4.  Попова А.Д. Формирование правового статуса судей:история и современность.//Журнал российского права, 2007, № 9, С. 97-104.
5.  Руднев В.И. Некомпетентность судьи как основаниедля его отвода и прекращения полномочий.//Журнал российского права, 2003, № 7,С. 9-11.
6.   Сапунова Е.В. Юридическаяответственность судей.//Российская юстиция, 2007, №1, С.52-53.
7.  ЮдинВ. Проблемыотбора кандидатов на должности судей и помощники судей.//Российский судья,2005, № 11, С.11-14
Информационныересурсы сети интернет
1.  www.consultant.ru
2.  www.gov.karelia.ru
3.  www.ksrf.ru
4.  www.lawmix.ru
5.  www.ssrf.ru