Равиль Муксинов, доктор архитектуры, декан факультетаархитектуры, дизайна и строительства Кыргызско-Российского Славянскогоуниверситета им. Б.Н. Ельцина, Бишкек
Айгуль Насирдинова, кандидат архитектуры, доценткафедры «Дизайн архитектурной среды» Кыргызско-Российского Славянскогоуниверситета им. Б.Н. Ельцина, заместитель председателя Союза архитекторовКыргызской Республики, Бишкек
Ученые,изучающие курганы ранних или, более широко, древних кочевников (VIII-VII в. дон.э. — III в. н.э.), как правило, сопоставляют их с пирамидами и курганамиМезоамерики, Китая, Египта или Индии. И это не случайно: внимательный ипытливый исследователь непременно сталкивается с интересными, поройпарадоксальными фактами и удивительными культурными параллелями между этимиобъектами. Известно, что еще первые исследователи курганов евразийскихкочевников на территории Российской империи нарекли их «степными пирамидами».
Методологияархитектурной науки обогащается новыми подходами и направлениями. В частности, вовсем мире расширяется диапазон исследований историко-культурного наследияименно в архитектурном аспекте. В последние десятилетия предметом пристальногоизучения в этом контексте стали курганные сооружения кочевых народов и каменныеритуально-культовые объекты (круги, лабиринты, кольца, менгиры — вертикальновкопанные в землю большие удлиненные камни, кромлехи — концентрическиеокружности из отдельно стоящих крупных камней, и др.). Из довольномалоизвестного и экзотического предмета изучения они превратились в объектыинтереса широкого круга исследователей, к ним обращено пристальное вниманиеспециалистов в области архитектуры.
Споявлением новых версий, интерпретаций, гипотез возникновения и принциповорганизации этих объектов актуализируются вопросы теоретико-методологическогоплана. При этом велик интерес не только к их истории и культурной значимости, нои к вопросам их вовлечения в современный контекст. Очевидно, что без накопленияопределенного массива научных знаний, профессиональной оценки, утверждения этихобъектов в общественном сознании как одного из важных элементов материальной идуховной культуры задача их сохранения вряд ли выполнима в полной мере.
Этоособенно актуально для таких регионов, как Центральная Азия, Сибирь, Кавказ, гдепамятники такого рода практически не изучаются именно с точки зрения их архитектурныхособенностей.
Отметим,что изучение подобных объектов как памятников древности, с одной стороны, и какреальных компонентов современной среды, с другой, выявляет их неожиданные связис актуальными направлениями в архитектуре и ландшафтном дизайне, например, стак называемой геопластикой («земляной архитектурой», «земляной скульптурой»)[1]. Достаточно вспомнить работы представителей ленд-арта на американскомконтиненте, которые иногда прямо интегрируют формы индейских маундов (курганов)и каменных лабиринтов в современную среду. И этот ракурс является, на нашвзгляд, бесспорно интересным для специального рассмотрения.
Курганы- погребальные (культовые) сооружения — распространены на всех континентах, заисключением Австралии и Антарктиды. Они обладают достаточно сложной внутреннейструктурой, их внешняя организация также достаточно разнообразна. Большинствокурганов в момент возведения представляли собой законченное, иногда довольносложное и не случайное архитектурное решение. Многочисленные типы кургановхарактеризуются определенными особенностями конструкции погребальной камеры инасыпи. В результате многолетних исследований разработана научная классификациякурганов, что позволяет ученым говорить о существовании устойчивой корреляциитипов погребальных сооружений, особенностей погребальных обрядов с конкретнымисторическим периодом и конкретной территорией. Существуют даже примеры, когдаопределенные культуры получали название в соответствии с конструкциейподкурганных могил.
Курганы- один из ценнейших источников сведений о различных сторонах жизни, бытовыхнавыках, ритуалах и верованиях древних народов, системе общественных отношений.Более того, объекты, связанные с культом погребения умерших, являются наиболееинформативным, а нередко единственным источником знаний о прошедших эпохах. Приэтом курганы служат важными элементами культурного наследия, ценнымиландшафтными объектами, обладающими определенной эстетической и образовательнойценностью. Не стоит недооценивать и этическую сторону вопроса (курган — местопогребения и уже поэтому заслуживает бережного к себе отношения).
Надоотметить, что в ряде случаев крупные курганы интерпретируются не какпогребальные, но как частично или полностью культовые сооружения (например, курганУлуг-Хорум (Тыва), изначально являвшийся солярным храмом, и Ульские курганы(Адыгея)). Но даже если крупные курганы служат погребениями, их символическиефункции преобладают над утилитарными. В качестве яркого примера здесь можнопривести входящую в Список всемирного наследия ЮНЕСКО гробницу первогокитайского императора Цинь Шихуанди неподалеку от города Сиань, внешнийпериметр которой достигал шести километров. Естественно, этот курган, где былпогребен только один человек — император, нес прежде всего символическую функцию.
Древниепогребальные культы отражали ранние формы религиозных верований и включалисложный комплекс представлений о потусторонней жизни, с одной стороны, и обустройстве мира в целом — с другой. Эти культы предусматривали возведениекурганов и мегалитических объектов (мегалиты — сооружения из больших каменныхблоков, соединенных без применения цемента или известкового раствора, к нимотносятся и менгиры), определенную систему расположения их в пространстве сучастием сакральных элементов и включали множество ритуалов. (Интересно, чтопоследние зачастую имели под собой и вполне практическую основу. Известно, например,что погребение скифских царей предварялось обязательным «посмертнымпутешествием» по территориям, где проживали подвластные им племена, имевшимцелью сбор дани и припасов для погребальных и поминальных торжеств, а такженабор людей для сооружения кургана.)
Выборместа для курганных сооружений всегда осуществлялся крайне тщательно. Логичнопредположить, что среди тех, кто выбирал конкретное место возведения кургана, были «архитектор» — человек, имевший опыт сооружения гробниц. «Существованиеспециалистов косвенно подтверждается открытием ряда чрезвычайно близких поконструкциям больших погребальных сооружений» [2, с. 174]. При выборе места учитывалсясоциальный статус умершего. Возможно, так появилась относящаяся к тагарскойкультуре «долина царей» (территория современной Хакассии), где сосредоточеномножество курганов, в том числе Большой Салбык — крупнейший курган бассейнаСреднего Енисея.
Курганы,где находились захоронения выдающихся людей (правителей, представителей знати, знаменитыхвоинов), почитались как священные места. Со временем реальные предкиобожествлялись. Воспоминания об их доблестях и заслугах жили в потомках втечение многих десятилетий. Нередко в насыпях курганов исследователиобнаруживали жертвенные дары, относящиеся к более поздним векам, а внепосредственной близости от курганов — множество жертвенников [2, 3], чтотрактуется как свидетельство совершения поминальных действий в течениедлительного периода. Жертвенники, или, скорее, места для жертвоприношений(поминальные оградки, лабиринты, восьмикаменники — окружности, образованныевкопанными через равные промежутки камнями, вероятно, символизирующими восемьсторон света, и т.д.), представляют самостоятельный интерес. Обычно этосооружения из камней в виде различных геометрических фигур, чаще всегокругообразные. Внутри таких сооружений обычно находят следы огня, обгорелыекости животных, иногда осколки керамических сосудов, крайне редко — целыесосуды. Подобные сооружения являются существенными элементами курганныхансамблей, а в структуре курганных ансамблей древних алтайских кочевников — определяющими.
Частона вершинах, склонах курганов, у их подножия цепочками, вытянутыми вопределенном направлении, устанавливались каменные идолы, стелы и т.д.(существует мнение, что у других курганов подобные столбы были деревянными иразрушились с течением времени). У некоторых памятников исследователиобнаруживают несколько десятков (а иногда до 1000) подобных объектов [3], расположенныхвереницей, конец которой выделен тем или иным способом, часто установкойнаиболее высокого камня или столба.
Поминальныедействия у кочевых народов представляли собой пышные торжества. (Еще в недавнемпрошлом у кочевых прежде народов — кыргызов, казахов, бурят, алтайцев и других- проведение тризн считалось важным, социально значимым мероприятием.) Поминкипо знатным умершим могли продолжаться несколько дней, а иногда и месяцев; наних созывались представители разных племен и даже государств. Юрты гостейустанавливались в один ряд, в несколько рядов, по кругу, по дуге, по прямойлинии (так же, как курганные ансамбли, каменные гряды у курганов) с соблюдениемопределенной иерархии. В процессе поминальных торжеств устраивались различныесостязания. Как писал живший в VII(?) веке н.э. армянский историк МовсесКаганкатваци: «Носясь при кладбищах, муж с мужем, толпа с толпою боролись внагом состоянии… пустив коней, скакали в разные стороны» [4, с. 168]. Существовалитак называемые обходные ритуалы, ритуалы рытья очага, который в традицияхмногих народов трактовался как жертвенник [5]. Известно, что подобныеритуальные действия проводились и вокруг маундов Мезоамерики [6].
Исследователиотмечают, что у кочевников в основе социальной организации лежали прочныеродовые связи [7]. По всей вероятности, поминальные торжества являлись своегорода межродовыми съездами кочевников, где могли решаться различные проблемы ихвзаимоотношений. Об этом свидетельствуют строки самого знаменитого устногопроизведения кочевников-кыргызов — эпоса «Манас».
Конструктивнокурган состоит из насыпи и погребальной камеры (деревянной или каменной).Собственно захоронение (захоронения) может представлять собой довольно сложноорганизованную структуру, включать следующие архитектурные элементы:укрепленный свод, арки, контрфорсы, систему кронштейнов, опоры, колонны, дромос(крытый коридор, иногда в виде лестницы), тоннели и ходы, двери, окна; иметьбогатый интерьер, внутреннюю отделку (штукатурка, обмазка глиной, драпировкастен камеры тканями, мехом, войлоком и т.п.).
Длясооружения насыпи использовались разные строительные материалы (грунт, щебень, камень- от простых валунов до плит и обработанных блоков, дерево, также иногдаобработанное, кирпич-сырец, камыш и т.п.). Поверхность насыпи, как правило, укреплялась(дерновые брикеты, валики, камень, бревна). Исследователи отмечают, что вподборе камней, каменных плит, блоков, деревянных срубов, бревен, грунтанаблюдалась определенная система [2]. Необходимые материалы для царскихкурганов нередко привозили из отдаленных мест. Об этом свидетельствует тот факт,что часто при значительных размерах насыпи, требующих нескольких сотенкубометров грунта, поблизости не обнаруживается следов старых карьеров и другихмест возможного забора насыпного материала.
Частовокруг насыпи кургана устраивали подпорную каменную стену (так называемуюкрепиду), препятствующую ее размыванию. Помимо крепид довольно часто устраиваливалы и рвы. Уже в процессе сооружения насыпи в ее слои иногда помещалиритуальные предметы (стрелы, части повозок и др.).
Очевидноеумение сочетать разнородные материалы, учитывать их свойства при сооружениизахоронений, а также схожесть их конструкции позволяют предположить, чтосооружали курганы люди, обладающие соответствующими инженерными познаниями, ичто при этом использовались хотя бы простейшие подъемные рычаги иприспособления. Интересно, что Геродот называет в числе традиционныхобязанностей скифских царей руководство строительством курганов.
Созданиенасыпи было одним из наиболее трудоемких этапов в строительстве курганов. Поподсчетам специалистов, объем только первичной насыпи кургана Толстая могила(один из богатейших скифских курганов, IV в. до н.э., Днепропетровская обл., Украина)составлял 12 000 куб. м. Сооружение подобной насыпи требовало до 12 000человеко-дней [10]. На примере курганов Семиречья подсчитано, что сооружениенасыпи крупного кургана требовало до 65 000, а среднего — до 1700-2000человеко-дней [8].
Длякурганов саков, особенно на территории Казахстана (например, знаменитыйБесшатырский могильник — замечательный памятник архитектуры в долине реки Или, включающийболее 30 курганов высотой до 105 м и датирующийся V-IV в. до н.э. [8]), характернымногослойные пирамидальные конструкции с чередованием камня (панцирная кладка),щебня и грунта, отдаленно напоминающие пирамиды майя, ацтеков [9]. ВБесшатырских курганах имеется сеть подземных тоннелей. Вокруг кургановсохранились многочисленные менгиры и восьмикаменные кольца, вероятно, предназначавшиесядля совершения обходных ритуалов. Исследователи полагают, что их расположениеподчиняется определенной иерархии и соответствует местонахождению юртпредставителей разных родов.
Ужеупоминавшийся саглынский Улуг-Хорум, наиболее масштабный из известных в Тывекурганов-храмов солярного культа, расположен у северной границы котловиныБольших озер Монголии. В плане Улуг-Хорум, в котором нет захоронений, относящихсяко времени его сооружения (имеются только более поздние, так называемые«впускные» захоронения), представляет собой гигантское колесо с 32спицами-лучами в окружении более чем 400 колец-жертвенников. Колесо — один изнаиболее распространенных символов солнца, олицетворяющий не только собственносветило, но и его движение. Вспомним в этой связи и удивительные памятники натерритории Монголии — так называемые керексуры (в переводе с монгольского — «кыргызскиегнезда») [13] — погребальные насыпные сооружения, окруженные каменнымивыкладками в виде солярных знаков и сопровождаемые цепочками стел, называемыхоленными камнями.
Вкультуре кочевых народов курганы принимали на себя храмовые (протохрамовые)функции. Существует точка зрения, что по расположению курганов частоопределялись условные границы владений. Их использовали в качествегеографических ориентиров, им давали имена, и со временем эти именазакреплялись в местной топонимике.
Курганы,распространенные почти по всему миру, характеризуются сходной вертикальнойорганизацией, что может говорить о сходстве у разных культур представлений о«вертикальной» картине мироустройства. Горизонтальная структуре кургановсоответствует конкретному характеру хозяйственной, бытовой деятельности и в тоже время олицетворяет некий общий космический порядок, признанный обществомопределенной культуры. Внутренняя планировка курганов зачастую повторяетпланировку жилья, хозяйственных дворов или, как в случае погребальногокомплекса Цинь Шихуанди, план определенного города.
Вистории Японии период с III до начала VI века н.э. обозначается словом «кофун»(«курган»), так как в это время большое распространение приобретает возведениекурганных усыпальниц представителей знати. Вокруг кургана устраивали ров, сразуза ним строили ограждение из глиняных цилиндров — ханива. Изгородь из глиняныхстолбиков окружала магическое пространство, внутри которого размещалискульптурные изображения людей за разными занятиями, животных, постройки, утварь.А в эпохи Мамояма и Эдо курганы и ритуальные выкладки стали использоваться какэлементы садов камней. Интересно, что на территории современного Кыргызстанасуществуют памятники, по формальным признакам сопоставимые с более совершеннымияпонскими каменными садами [14].
Донаших дней курганные комплексы дошли в разной степени сохранности (к сожалению,их разграбление и разрушение происходило начиная со Средневековья). Например, натерритории Кыргызской Республики имеются как объекты в первозданном состоянии(курганы Чон-дебе возле озера Сон-куль), так и вошедшие в структуру населенныхпунктов и сохранившиеся в значительной мере по счастливой случайностисооружения (курганы возле села Александровка). Часть курганов была полностьюуничтожена при строительстве Большого Чуйского канала и Токтогульского водохранилища,часть — разрушена до определенной степени (возле аэропорта «Чолпон-ата»). Внекоторых случаях памятники «выживают» за счет удачного расположения — насовременных заповедных и охраняемых ландшафтных территориях.
Междустепными пирамидами и всемирно известными пирамидами много общего. Сегодня нидля кого не секрет, что следы тюркского языка прослеживаются в языках некоторыхплемен американских индейцев, генетически родственных алтайским племенам [16].Значение Центральной Азии, в том числе Алтая, для мировой культуры все ещеостается не до конца понятым. И тем важнее изучение и сохранение расположенныхна этих территориях древних сооружений, которые обещают не только новыеоткрытия в науке, но и соприкосновение с удивительным миром наших предков.
Список литературы
1.Микулина Е.М. История садово-паркового искусства и эволюция среды. Автореф.дис. … докт. архитектуры. М., 1984.
2.Ольховский В.С. Погребально-поминальная обрядность населения степной Скифии(VII-III вв. до н.э.). М.: Наука, 1991.
3.Кубарев В.Д. Курганы Сайлюгема. Новосибирск, 1992.
4.Аджигалиев С.И. Генезис традиционной погребально-культовой архитектурыЗападного Казахстана. Алма-Ата: Галым, 1994.
5.Солтоноев Б. История кыргызов. Бишкек, 1993 (на кыргызском языке).
6. Silverberg R. Mound Builders of Ancient America: The Archaeology of a Myth. Greenwich, CT: New York Graphic Society, 1968.
7.Марков Е.Г. Социальная структура и общественная организация древних и средневековыхкочевников. Скифо-сибирское культурно-историческое единство. Кемерово, 1980.
8.Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или.Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1963.
9.Молони Нора. Археология (сер. Оксфордская библиотека) / Пер. с англ. ВиктороваИ.И. М.: Изд. дом «Росмэн», 1996.
10.Мозолевский Б.Н. Товста Могила. Киев, 1979.
11.Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М.: Наука, главная редакциявосточной литературы, 1980.
12.Насирдинова А.М. Сакральная архитектура кочевого мира (семиотический подход).Бишкек, 2007.
13.Новгородова Э.А. Древняя Монголия. М.: Наука, 1989.
14.Насирдинова А.М. Киргизские каменные сады // Архитектура, строительство, дизайн.2004. № 3.
15.Насирдинова А.М. Архитектура культовых сооружений кочевого мира (семиотическийподход). Автореф. дис. … канд. архитектуры. 18.00.01. Бишкек, 2004.
16.Захаров И.А. Центр Азии — прародина аборигенов Америки? // Наука в России.2003. № 1(33).
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.archjournal.ru/