Содержание
1.ИЗУЧЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ ОТНОШЕНИЯ К УМСТВЕННО ОТСТАЛОМУ РЕБЕНКУ УЧИТЕЛЕЙ ИРОДИТЕЛЕЙ
2. ДЕТИ СГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
3. УЧАСТИЕСЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ, ЛЕЧЕНИИ И АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
3.1 Раннеераспознавание умственной отсталости и реакция семьи
3.2Распознавание отсталости в дошкольные годы и отношение семьи к этому факту
3.3Распознавание отсталости в первых классах школы и отношение к этому семьи
3.4 Типы ипродолжительность родительских реакций на появление в семье тяжелого умственноотсталого ребенка
3.5Поддержка родителей во время стресса от впервые поставленного их ребенкудиагноза тяжелой умственной отсталости и в дальнейшем при его воспитании
Библиографический список
1. ИЗУЧЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ ОТНОШЕНИЯ К УМСТВЕННО ОТСТАЛОМУРЕБЕНКУ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
В связи с актуальностью проблемы интеграции умственно отсталыхдетей в общество авторы изучали отношение к умственно отсталому ребенкуразличных групп населения: студентов-дефектологов, студентов факультетаначальных классов и родителей — методом свободных ассоциаций. Во всехобследованных группах преобладали отрицательные характеристики при описанииумственно отсталого ребенка. Предлагаются подходы, которые могут способствоватьизменению отношения к умственно отсталому ребенку у названных групп населения.
Право людей с ограниченными возможностями на социальную интеграциюподтверждено международными законами. Однако общество более инертное по своейприроде может препятствовать социальной интеграции таких людей. При этомделение людей на полноценных и неполноценных опирается не столько наобъективные факты, сколько на отрицательные стереотипы, издавна сложившиеся вобществе. От той или иной позиции родителей зависит достигаемый ребенкомуровень развития. Позиция педагога, активно участвующего в процессе воспитанияи обучения детей с отклонениями в развитии, подвержена влиянию как социальныхстереотипов, так и профессиональных, формирующихся в процессе обучения в вузе.Не вызывает сомнения, что позиция специалиста, его умение видеть проблемы семьии изменять родительское отношение к ребенку имеют первостепенное значение дляуспешного развития ребенка с особыми нуждами.
Литературные данные, говорящие о низкой готовности общества вцелом к адекватному отношению к ребенку с отклонениями в развитии, явилисьисходными для проведения нашего исследования. Целью исследования являлосьизучение особенностей формирования стереотипов образа умственно отсталогоребенка у будущих специалистов в области коррекционной педагогики и специальнойпсихологии в процессе обучения, будущих учителей начальных классов массовойшколы и сопоставление их с родительскими стереотипами, описанными в литературе.Анализировалась эмоциональная окраска и структура стереотипов, выделялись ихядро (сочетание наиболее часто встречающихся характеристик-описаний) ипериферические (не так часто встречавшиеся) характеристики.
Предметом изучения являлись описания испытуемых, полученныепосредством модификации метода «свободных описаний». Время и форма описаний неограничивались. Испытуемым предлагалось дать описание образа умственноотсталого ребенка вообще. Такой косвенный подход используется, чтобы смягчитьзащитную реакцию родителей, склонных давать социально приемлемые ответы.
Все описания по их эмоциональной окраске были разделены наположительные и отрицательные. Для установления структуры социальныхстереотипов каждая из характеристик была отнесена к одной из семи категорий:
1) Проблемы в поведении.
2) Нарушения речи.
3) Нарушения динамики психических процессов.
4) Нарушения познавательной сферы.
5) Повышенные требования в области заботы и ухода.
6) Повышенная чувствительность к отношению окружающих.
7) Характерный внешний вид.
В ходе анализа полученных данных было выявлено преобладаниеотрицательных характеристик во всех группах, что может свидетельствовать онизкой готовности к взаимодействию с ребенком с отклонениями в развитии нетолько родителей, но и педагогов. Наибольший процент положительных описанийумственно отсталого ребенка отмечается у дефектологов первого года обучения,что, по всей вероятности, связано с имеющейся у них ориентацией на работу с этимидетьми и меньшей подверженностью влиянию отрицательных социальных стереотипов.К третьему году обучения происходит стандартизация ответов, уменьшениеколичества характеристик-описаний. Внимание будущих специалистовконцентрируется на подлежащих коррекции недостатках, в то время как значениедругих характеристик, особенно эмоционально положительного отношения к ребенкус особыми потребностями, упускается из виду. Ответы студентов — будущихучителей младших классов массовой школы демонстрируют их минимальное знакомствос проблемой отклонений в развитии: полностью выпадают из стереотипа такиекатегории, как нарушения динамики психических процессов и повышеннаячувствительность детей к отношению окружающих. В этой группе самый большойразброс в частоте отдельных характеристик. Число положительных описанийсоответствует аналогичному показателю группы родителей и является промежуточныммежду показателями дефектологов второго и третьего годов обучения.
Изучение структуры стереотипов выявило их ядро, включающеесочетание нарушений поведения и познавательной сферы во всех группах, заисключением студентов-дефектологов первого года обучения, у которых не менееважным элементом стереотипа является характерный внешний вид, и группыродителей, у которых наибольшую озабоченность вызывают нарушения поведения,речи и динамики психических процессов. Меньшее значение характерному видуумственно отсталых детей придают социальные группы, знакомые с проблемой, аименно родители и студенты-дефектологи третьего года обучения.
Центральным компонентом стереотипа умственно отсталогоребенка у будущих педагогов (за исключением первокурсников) является нарушениепознавательной деятельности. У первокурсников главный элемент стереотипа — нарушения поведения (что сближает их с группой родителей).
Социальный стереотип образа умственно отсталого ребенка улюдей, мало знакомых с проблемой умственной отсталости, не содержит такихкатегорий описаний, как нарушения динамики психических процессов и повышеннаячувствительность к отношению окружающих. Эти характеристики познаются либо припрактическом взаимодействии с этими детьми, либо в процессе их обучения.Родители значительно меньше значения придают нарушениям познавательной сферы,чем педагоги. Возможно, это связано с застреванием родителей на более раннихстадиях кризисных переживаний, вызванных рождением ребенка с отклонением вразвитии, — на фазе имплицитного отрицания, когда факт умственной отсталостиформально признается, но эмоционально отвергается. В результате у них непроисходит идентификации собственного ребенка с группой умственно отсталых вцелом. Такой защитный механизм мешает родителям адекватно восприниматьособенности развития своего ребенка. По-видимому, осознание возможностей своихдетей происходит у них постепенно, и задача педагога и психолога — нефорсировать его, а облегчить, используя щадящую терминологию, изменяяотрицательный стереотип и убеждая родителей в возможности успеха.
В целом полученные данные показывают, с одной стороны,относительную устойчивость отрицательных стереотипов отношения к умственноотсталому ребенку у лиц обследованных категорий, с другой — их определеннуюмодификацию под влиянием профессионального образования. Последнеесвидетельствует о важности акцентов на эмоционально положительномвзаимодействии с ребенком и его родителями, о необходимости вселять в нихуверенность в возможность успеха, поддерживать их при неудачах, привлекаявнимание к положительным сторонам личности ребенка с особыми потребностями.
Для того чтобы создать в семье климат, способствующийразвитию ребенка, специалисту прежде всего следует проанализировать позиции,которые занимают по отношению к ребенку с ограниченными возможностями егородители и ближайшие родственники, и лишь после этого избирать ту или инуютактику общения с ними.
Кроме того, наша работа выявляет пробелы в образованиипедагогов, будущих учителей младших классов массовых школ, их низкуюинформированность в области коррекционной педагогики и специальной психологии.Введение в программу педагогических учебных заведений (как средних, так ивысших) спецкурсов с соответствующей тематикой могло бы изменить ситуацию впрофессионально-педагогическом образовании и в сфере массового просвещения.
Понимание проблем и нужд «особых» детей в обществесодействовало бы их более эффективной интеграции и способствовало быличностному обогащению благополучных детей и их родителей.
2. ДЕТИ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Особую категорию умственно отсталых детей представляютглубоко отсталые. Это инвалиды, не способные к самостоятельной жизни,нуждающиеся в опеке, однако при оказании своевременной специальнойпедагогической помощи им частично может быть привита способность к труду и вопределенной степени они могут быть социально адаптированы.
В большинстве случаев родители, имеющие глубоко аномальногоребенка, чувствуют себя подавленными, выбитыми из обычной жизненной колеи. Ихотя реакция родителей на диагноз «умственная отсталость» индивидуальна как посиле, так и по характеру, она всегда болезненна. Прежде всего возникает мысль онесправедливости судьбы: «Почему именно у меня? Что же будет с моей семьей, смоим ребенком?» Не так просто, не так легко воспринять реальность создавшейсяситуации.
Письма родителей, имеющих аномальных детей,- крик о помощи исочувствии, просьба помочь советом в воспитании ребенка. Приведем выдержки изписем.
У меня большая беда, у нас больной ребенок (имбецильность втяжелой степени). Он у нас единственный, и нам надо поставить его на ноги,приспособить к обществу. Он — мой воздух, моя жизнь, в любом случае он мой. Мнеего надо воспитывать, растить. Это адский труд, требующий уйму нервов итерпения. И если мы тут не умрем от радиации, я буду стараться его приспособитьк жизни… Я Вас очень прошу, если у Вас есть методика занятий в домашнихусловиях или какие-нибудь указания, то посоветуйте мне, напишите. Я буду оченьВам признательна и благодарна.
Другое письмо:
Пишет Вам мать семилетней дочери, страдающей олигофренией встепени имбецильности, ДЦП, синдром психомоторной расторможенности. Девочкаговорит отдельные слова и короткие предложения, понимает обиходную речь, знаетвсе части тела. У нас в городе такие дети предоставлены самим себе, никто о нихне заботится. Родители получают пенсию на ребенка, а что дальше с ним будет,никого это не волнует… Желательно устроить дочку в такую школу или класс,чтобы она научилась вести себя в обществе, коллективе, а в дальнейшем приносилабы какую-нибудь пользу. Пусть небольшую, но от этого мы все бы только выиграли.
В первом письме нет ни слова о помощи в устройстве ребенка вспецучреждение. Только материнская боль, призыв к сочувствию и просьба помочьсоветом в работе с ребенком.
Из второго письма ясно, что ребенок хотя и страдаетвыраженной умственной отсталостью, но он в состоянии обучаться. Вопрос — где?Мать просит помочь найти подходящую школу или особый класс. Ни та, ни другаямать не отдала ребенка в дом инвалидов, обе они хотят воспитывать своих детей всемье, и зачастую эти женщины не только не встречают сочувствия, но нередкослышат упреки окружающих.
Во всех странах оказывается помощь семьям, имеющиманомального ребенка. Причем в настоящее время отчетливо наблюдается тенденциявоспитания глубоко отсталого или в семье, или в условиях, приближающихся кдомашним. Так, / в раннем возрасте с ребенком 1-2 раза в неделюзанимается педагог-дефектолог. Имеются программы раннего вмешательства вразвитие, которые рассчитаны на помощь детям и их родителям практически ссамого рождения ребенка*.
Для глубоко отсталых детей и подростков имеются центрыдневного пребывания, где у них вырабатываются навыки самообслуживания и даютсянекоторые элементарные практические знания.
Создаются также групповые дома, в которых проживает не более30 человек. Целью организации таких домов является создание условий,максимально приближающихся к семейной обстановке. Все необходимые медицинскиенаблюдения и педагогическая работа ведутся врачами испециалистами-дефектологами.
Для родителей аномальных детей действуют различныекраткосрочные курсы, проводятся консультации, выпускается специальная литература.
Назначение этой и последующих статей состоит в оказаниипомощи родителям в воспитании и приспособлении к окружающей жизни глубокоумственно отсталого ребенка.
Для всех глубоко отсталых детей (детей-имбецилов) характерны,помимо позднего развития и значительного снижения интеллекта грубые нарушениявсех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Внимание глубоко умственно отсталых детей слабо ималоустойчиво. Дети легко отвлекаются, удержать их внимание отчасти удаетсятолько с помощью сильных раздражителей.
Логическая и механическая память находится у этих детей наодинаково низком уровне. Чтобы ребенок-имбецил воспроизвел какой-либо материал,требуется очень большое количество упражнений, повторений. Вместе с темотмечаются случаи, когда ребенок обладает так называемой частичной(механической) памятью на события, числа и т.п.
Для мышления глубоко умственно отсталых детей характерныузкая конкретность и чрезвычайная затрудненность обобщений. Дети-имбецилымладшего возраста не способны даже к самым простейшим обобщениям. Они непонимают, что платье и брюки имеют сходное назначение (и то и другое являетсяодеждой), что стол и стул можно назвать одним словом — «мебель». Сериюкартинок, на которых изображено развитие несложного сюжета, такой ребеноккладет беспорядочно, без учета их содержания.
В тесной связи с грубым нарушением мышления у детей-имбециловнаходится глубокие недоразвитие речи. Дети плохо понимают чужую речь,улавливают лишь тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные слова, связанныебольшей частью с их непосредственными потребностями. С возрастом словарь детейрасширяется, однако понимание значения слов остается ограниченным и связаннымтолько с личным опытом ребенка.
Самостоятельная речь младших имбецилов носит характеротдельных, неясно звучащих слов. Отсутствие речи компенсируется жестами,нечленораздельными звуками, сочетаниями звуков, в которые они вкладывают обычновполне определенный смысл.
Моторика этих детей также имеет свои особенности. Координация,точность и темп произвольных движений у них нарушены. Все действия детейзамедленны, неуклюжи, они плохо бегают, не умеют прыгать. Особенно плохоразвиты тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудомнаучаются шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Оничасто не соизмеряют усилий при действиях с предметами: либо слишком сильносжимают, либо не удерживают, роняют их.
Эмоции глубоко умственно отсталых детей относительносохранны: большинству из них доступны страх, радость, грусть. Но, как правило,эмоциональные реакции оказываются неглубокими, поэтому детей можно без особоготруда отвлечь от неприятных переживаний, переключить их внимание на объект,дающий более положительные впечатления.
К глубокой умственной отсталости относят и своеобразную формупсихического недоразвития — болезнь Дауна. Она легко диагностируется похарактерному внешнему виду детей (правда, в последнее время отмечаются довольночастые случаи так называемых стертых, или невыраженных, форм). У нихсвоеобразные черты лица, заметны общая мышечная слабость, повышеннаяистощаемость, плохая моторика и речь. Некоторым детям-даунам свойственныэпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность,недоброжелательность. Однако большинству из них присущи положительныеличностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны. Относительнаясохранность эмоциональной сферы этой категории глубоко отсталых позволяетдовольно успешно проводить с ними воспитательную работу. Что касается обучениядетей-даунов, то родители должны пользоваться теми методами, которыеприменяются в работе со всеми глубоко отсталыми.
Среди глубоко отсталых детей довольно высокий процентсоставляют больные детским церебральным параличом (ДЦП). Они страдают сложнымсочетанием дефектов: наряду с умственной отсталостью у них более глубокоенедоразвитие речи, что обусловлено, в частности, дефектами двигательногопраксиса. Педагогическая помощь, оказываемая им, должна быть направлена навсемерное развитие их моторики, предметной деятельности и речи. Как показываетопыт, глубоко отсталые дети с ДЦП во многих случаях при систематической иквалифицированной помощи дают определенное продвижение в умственном и речевомразвитии.
Прежде чем перейти к детальному описанию работы с глубокоотсталыми детьми, остановимся на важнейших принципах ее проведения.
Главное в работе с детьми-имбецилами — практическаянаправленность всех занятий. Развитие ребенка обеспечивается лишь тогда, когдаобучение идет на основе наглядности и практической деятельности с реальнымипредметами. Словесное обучение или обучение, основанное только на зрительномпассивном восприятии, для этих детей совершенно неприемлемо и бесполезно.
Недоразвитие регулирующей функции речи у детей-имбециловнастолько велико, что организовать их обучение с помощью словесных указаний, посуществу, не удается. Взрослый показывает им приемы выполнения задания, затемсопряженно с ребенком многократно повторяет необходимые действия, в результатечего у детей вырабатываются несложные умения и навыки.
Как показывает опыт, только в процессе проведенияпрактических занятий можно развивать у глубоко отсталых детей речь,корригировать недостатки их мышления, формировать положительныеэмоционально-волевые качества.
Прежде всего, учитывая беспомощность детей в быту, ихнеобходимо обучать самообслуживанию: еде, умыванию, одеванию и раздеванию, атакже элементарным навыкам хозяйственно-бытового труда. Специальными приемамиможно развивать активность ребенка при еде. Кормление на начальных этапах обученияпроводится маленькой или десертной ложкой. При этом лучше использоватькашеобразные блюда. Лишь первая ложка отправляется в рот ребенка при полной егопассивности. Затем взрослый побуждает ребенка губами захватывать пищу. Ребенокприучается брать пищу с ложки активными движениями губ, на вдохе.
Со временем взрослый лишь подносит ложку ко рту и чутькасается ею губ. В ответ на это касание ребенок наклоняет голову вперед,раскрывает рот и на вдохе делает необходимые движения губами. Взрослый учитребенка пользоваться ложкой, поначалу управляя его рукой. По мере взрослениядети приучаются есть самостоятельно, но многие из них делают это торопливо инеаккуратно. В этих случаях рекомендуется поступать следующим образом: даватьребенку не всю порцию сразу, а разделить ее на несколько частей и класть еду натарелку по мере того, как ребенок ее съедает. Справившись с первой частьюпорции, он некоторое время ждет, пока ему добавят еще. Так невольновырабатывается привычка есть медленнее и, следовательно, аккуратнее.
Овладение умыванием — длительный процесс, состоящий из рядаэтапов. Прежде всего детей приучают к воде, сначала к теплой, а затем кхолодной. Для этого проводятся разнообразные игры: взрослый вместе с ребенкомкупает куклу, пускает лодочку, достает со дна тазика затонувшие предметы и т.п. Затем проводятся подготовительные упражнения: потирание сухих рук,складывание ладоней таким образом, как это делается при умывании лица. Мать,держа руки ребенка в своих, проделывает нужные движения: потирает ладони друг одруга, проводит ими по лицу. Теплая вода, приятные ощущения, поощрение каждогосамостоятельного движения ребенка обязательно сделают процедуру умывания длянего приятной. В процессе этого вида деятельности (как, впрочем, и в другихслучаях) следует обязательно разговаривать с детьми. Взрослый называет частитела и предметы, которыми приходится пользоваться при умывании, а ребенокповторяет за ним.
Очень сложно научить ребенка самостоятельно одеваться. Тем неменее необходимо, вооружась терпением, многократно возвращаться к показу однихи тех же действий, причем порядок их выполнения должен оставаться неизменным.
Вначале, поощряя малейшее самостоятельное движение ребенка,взрослый помогает ему правильно держать ногу, чтобы надеть колготки, поднятьруки, когда с него снимают кофточку, вместе с ним он снимает заранеерасшнурованные ботинки. Таким образом, действие зарождается как совместное. Этоважнейший этап первоначального обучения. Позднее, по мере овладениянеобходимыми умениями, ребенок будет выполнять уже многие действиясамостоятельно.
Чтобы научить детей застегивать и расстегивать пуговицы,шнуровать ботинки, необходимы длительные тренировочные упражнения, которыепроводятся на специальных пособиях. На жилете, где пришиты пуговицы различнойвеличины и сделаны петли, ребенок учится застегивать сначала крупные пуговицы,а затем более мелкие. Для тренировки в шнуровании ботинок используется дощечка,в которой проделаны два вертикальных ряда отверстий. На этом пособии, сделанномболее крупно, чем соответствующая часть ботинка, ребенок учится шнуровать изавязывать шнурки. Все операции (вдевание шнурка, шнуровка и завязывание)усваиваются поэтапно, а затем объединяются, после чего ребенок переходит кдействиям с реальными предметами.
Следует внимательно следить за активностью ребенка, чтобыпоощрять любую попытку самостоятельно выполнить движение, которому его обучают.Не надо пропускать даже едва заметный успех, иначе самостоятельность можетугаснуть и смениться полной пассивностью. Следует поощрять словами, интонацией,жестами самые незначительные успехи детей. Необходимо постоянно следить за тем,как ребенок надевает и снимает вещь, умеет ли складывать ее и класть вопределенное место. Этим создается привычка к аккуратности и формируютсянеобходимые положительные установки поведения.
Большое внимание должно быть уделено развитию у детейдвигательных навыков и предметно-практической деятельности. Замедленностьфизического развития умственно отсталого ребенка обычно отмечается уже вскорепосле его рождения. Он позже, чем здоровые дети, начинает держать головку,сидеть, ползать, стоять, ходить. В силу резкого снижения познавательнойдеятельности у детей-имбецилов не возникает потребности к передвижению,обусловленной желанием посмотреть на что-то, потрогать интересующий их предмет,поиграть с ним.
Лучше всего учить ребенка двигаться в процессе игры:откатывать от него мячик или удалять какую-нибудь другую игрушку и побуждать еевзять; побуждать его сорвать цветок, поднять веточку; дать ему возможностьсвободно порезвиться в саду, на лужайке.
Специфические движения, необходимые для овладения актамипрямостояния, у нормальных детей появляются без воздействия со стороныокружающих, умственно отсталых же часто приходится этому обучать. Так,например, ребенка обучают правильно садиться и вставать, показывают ему, каксгибать колени, слегка наклонив туловище вперед. Его учат, как, опираясь настену или руку взрослого, можно передвигаться, показывают, как опуститься напол, удерживая равновесие и опираясь рукой о стену. Упражнять в этом глубокоумственно отсталого ребенка иногда приходится длительное время.
Важно сформировать различные способы захвата, удерживанияпредметов и действий с ними. Обучение начинают с игрушек, в процессе игры.Например, ребенок, держа совок в руке, берет им песок, пересыпает его,помешивает, выравнивает его поверхность. Много целесообразных движений в игре скубиками: их можно перекладывать, переворачивать, передвигать, устанавливатьодин на другой, строить, разбирать постройку, снимая по одному кубику с башниили домика.
Для развития мелких движений можно использовать работу спластилином, бумагой, мозаикой и т.д. Надо начинать с очень простых заданий:раскатать палочку из пластилина, затем концы слепить — получается колечко, изколечек можно составить цепочку; раскатать рукой шарик из пластилина,распластать шарик, слепить гриб и т. п.
Что касается работы с бумагой, то, прежде всего, ееиспользуют, чтобы научить ребенка приему отщипывания, отрывания клочков бумаги.Сначала он отщипывает кусочки от любой части листа бумаги. Делается это большими указательным пальцами правой руки, большим и средним пальцами, то есть в ходеотщипывания указательный и средний пальцы работают поочередно. Когда движениеосвоено, упражнение выполняется по определенному плану: отщипываниепроизводится с одной стороны листа или кругом листа, а также по ограничивающейлинии, проведенной карандашом.
Это очень хорошее упражнение по укреплению пальцев рук.Отщипывать бумагу можно то правой, то левой рукой. И чем мельче клочки бумаги,тем больше напряжение пальцев, тем интенсивнее упражняется рука.
Можно также мять бумагу и разглаживать ее ладонью; сгибатьбумагу по прямым линиям в любом направлении; сгибать лист бумаги пополам,совмещая углы и стороны. Развитию мелких движений хорошо служит работа смозаикой. С помощью взрослого дети учатся выкладывать различные фигуры, дорожкии т. п. Например, строится дорожка из чередующихся цветов — красного и синего.В ходе выполнения этого задания наряду с развитием двигательных функций проводитсяработа по различению цвета.
Большое внимание в работе с детьми следует уделять обучениюих предметно-практической деятельности. С помощью взрослого они учатсявыполнять следующие действия с предметами: катать шарики в определенномнаправлении, бросать шарики или другие мелкие предметы в сосуд с узкимгорлышком, перекладывать предметы из одной коробки в другую; складыватьпредметы в коробку таким образом, чтобы ее можно было закрыть крышкой;открывать и закрывать коробки, деревянные яйца, матрешки и т.д., закручиватьруками (без инструментов) крупные пластмассовые или деревянные гайки на толстомстержне с резьбой; нанизывать предметы с отверстиями на стержень, нанизыватьшары на шнур («бусы»). Кроме того, ребенок, поставленный в определенную ситуацию,учится использовать различные предметы как орудия действия, например доставатьпредмет, находящийся в труднодоступном месте, при помощи палки. (Допустим, мячзакатился под диван, достать его рукой невозможно. Ребенок должен сообразить,каким способом можно выйти из этого положения.) Детей следует также обучатьумению использовать стул или скамейку для доставания предмета, находящеговысоко. При этом дети должны применять полученные навыки в различных бытовыхситуациях.
Одно из характерных проявлений аномального развития глубокоумственно отсталых детей — их неумение играть. У них нет замысла игры, в лучшемслучае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими.Задача родителей — научить ребенка играть. Обучение игре важно не только с точкизрения организации свободного времени детей. В процессе игровой деятельностипроисходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.),развивается его эмоциональная сфера.
Для занятий с ребенком должен быть устроен специальныйигровой уголок, где на коврике были бы игрушечная мебель, посуда, предметыбыта, одежды и т.д. Подбирать игрушки следует яркие, красочные, чтобы привлечьвнимание ребенка. Игровые ситуации побуждают его к высказываниям, воздействуютна чувства. Например, медвежонок вывалился из машины, его следует пожалеть,приласкать; лошадка долго скакала, ее необходимо напоить водой, накормить. Иградолжна занимать значительное место в режиме дня ребенка, а взрослый должен бытьактивным ее участником. Следует периодически менять игрушки, чтобы поддерживатьинтерес к ним.
Большое внимание должно быть уделено развивающим играм. Так,например, можно провести игру «Что изменилось?». На столе перед ребенкомраскладывают несколько игрушек, которые он рассматривает и называет. Затем емупредлагают отвернуться от стола, а в это время одну игрушку убирают. Взрослыйпросит ребенка вновь посмотреть на стол и сказать, какой игрушки не хватает.Интересная игра «Кому что нужно?». После ознакомления ребенка схозяйственно-бытовым трудом членов семьи он должен подобрать картинки сизображением тех предметов, которые нужны матери для приготовления обеда(продукты питания, кухонная посуда, мясорубка), отцу в работе по дому (молоток,пила, гвозди), бабушке при вязании (спицы, моток шерсти).
Определенное время должно быть отведено подвижным играм.Ребенок при этом учится лазить, бегать, ходить по выложенному на полу изверевок квадрату, кругу, различным линиям. Такие занятия помогут емуорганизовать движения, выработать нормальную походку. Дети должны уметь бросатьмяч, переносить предметы с одного места на другое и др. Постепенно, по мереразвития ребенка, игры усложняются. Усложнение может идти за счет увеличениярасстояния для пробега с мячом, увеличения числа играющих, внесения в игруновых элементов.
Значительное место в общей системе воспитательной работы сдетьми занимает обучение их бытовому труду. Очень часто родители считают своегоребенка не способным выполнять даже самую элементарную домашнюю работу, темсамым ставя его в полную зависимость от окружающих, приучая его киждивенчеству. Это глубоко ошибочная позиция.
Ребенок обязательно должен иметь в семье определенныеобязанности, выполнять те или иные поручения. Например, уметь пользоватьсямусоропроводом, доставать из почтового ящика газеты, журналы и т.д. Обязанностиэти следует периодически менять, чтобы поддерживать интерес к ним и развиватьнекоторую способность к переключению в деятельности.
Практика работы с детьми, страдающими нарушением интеллекта,показывает, что им доступно выполнение элементарных видов домашнего труда. Вмладшем возрасте их следует научить подметать пол, вытирать пыль, убирать состола и мыть посуду. В старшем возрасте они в состоянии овладеть мытьем полов,стиркой и глажением мелкого белья и т.д.
Обучая детей несложным трудовым навыкам, следует многократнопоказывать все, что они должны сделать, объясняя задание понятными, простымисловами. Одни и те же слова и фразы надо употреблять постоянно. Ребенку легчебудет их усвоить. Иногда может оказаться, что ребенок еще не готов к выполнениюданной работы, тогда на время от нее следует отказаться. Позднее можнопопробовать снова обучить ребенка тому, что раньше он не мог усвоить. Приобучении этой категории аномальных детей следует по возможности полнее использоватьтакую характерную для них черту, как склонность к подражанию. Повторяя завзрослым те или иные действия, ребенок через некоторое время становится всостоянии справиться с заданием самостоятельно, но под обязательным контролем.Необходимо всячески поощрять стремление детей выполнить работу правильно. Ещераз подчеркнем: нельзя упускать из виду крупицы положительного отношения кзаданию — даже небольшие, подчас малозаметные успехи ребенка следует отметить иположительно оценить.
Остановимся лишь наотдельных разделах работы с глубоко отсталыми детьми. Многие родителиоткладывают начало коррекционной (направленной на преодоление недостатковразвития) работы, считая, что с возрастом дети разовьются и с ними будет легчезаниматься. В этих случаях к фактору глубокой умственной отсталости ребенкаприсоединяется педагогическая запущенность, что еще более усложняет процессвоспитания и обучения. Начинать занятия с ребенком надо как можно раньше ипроводить их не эпизодически, а регулярно. Только в этом случае можно добитьсяопределенных положительных результатов.
3.УЧАСТИЕ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ, ЛЕЧЕНИИ И АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙОТСТАЛОСТЬЮ
умственный отсталость ребенок семья
Семья умственно отсталого ребенка должна сознательноучаствовать в его лечении. Невозможно достигнуть значительного успеха влечебном и коррекционном педагогическом процессе, абилитации больного, помочьему реализовать потенциальные возможности и достичь максимума возможногоразвития без правильного и понимающего отношения к нему семьи.
Изучены требования жизни и само бремя, которое несут родителиумственно отсталых детей, а не только их невротические реакции, как этоделалось прежде. Выявлены также знания родителей и их отношение к психическомунедоразвитию, и то, как эти отношения могут нарушить развивающуюсяидентификацию семейных ролей. Оказалось, что семейный климат зависит от многихфакторов: когда и как родители узнали о неполноценности ребенка, типов реакцийна диагноз, от размеров семьи, ее социально-экономического положения, амбиций,морально-психологической атмосферы и здоровья ее членов.
3.1 Раннее распознавание умственной отсталости и реакциясемьи
Ожидание родителями ребенка сопровождается боязнью самогопроцесса родов, его осложнений и, что особенно важно, страхом из-за возможныхдефектов у новорожденного. Обнаружение у младенца одного из синдромов,сопровождающегося недоразвитием, падает на период, когда родители и физически,и психологически крайне ранимы. Естественно, для матери имеет большое значение,подготовит ли врач или другой представитель медицинского учреждения ее к такомуизвестию, объяснит ли, какое будущее ожидает ребенка и чем семья ему сможетпомочь. Иное дело, если мать сама внезапно поймет или, не будучиподготовленной, получит информацию, что родила аномального ребенка. Тогдаразмеры семейной катастрофы трудно предсказать, поскольку потрясенная мать,безусловно, будет видеть все в самом мрачном свете. Родители иногда немедленноотказываются от малыша или стремятся устроить его в стационар, не учитывая тойбольшой пользы, которую ему принесет семейное воспитание. В это время семьянередко обращается к врачу за советом, нужно ли отдать ребенка на воспитание вспециальное учреждение, и если да, то когда лучше это сделать. Правильный советможет последовать лишь при хорошей ориентировке врача в психологическомсостоянии матери и межперсональных отношениях в семье. Он должен указать, чтоосновная ответственность за воспитание лежит на родителях и что для ребенка, вособенности отстающего в развитии, наилучшей средой, безусловно, являетсясемья. В тех же случаях, когда имеется стойкое отрицательное отношение кребенку, приходится рекомендовать детское учреждение.
3.2 Распознавание отсталости в дошкольные годы и отношениесемьи к этому факту
Если психическоенедоразвитие не глубоко и не сопровождается аномалиями строения тела, то онообычно распознается не ранее, чем через несколько лет после рождения ребенка.Это открытие для семьи не будет столь внезапным и травмирующим. В настоящеевремя многие родители имеют представление об основных этапах развития детей илисравнивают их со сверстниками. Когда они отмечают отклонения в созреваниисвоего ребенка, то сначала предполагают, а затем, спустя некоторое время, спомощью специалистов или самостоятельно приходят к выводу о возможной егонеполноценности. Однако часто, обращаясь за советом, они не столько стремятсяполучить диагностическое заключение, сколько хотят услышать разуверения всерьезности положения, и в надежде на это ходят от одного специалиста кдругому. Трудная задача врача заключается часто не столько в правильнойформулировке диагноза, сколько в объяснении родителям их роли в стимуляцииразвития ребенка, то есть того, как можно помочь ребенку в рамках семьи.Естественно это следует делать с участием специалистов и соответствующихдетских учреждений, чтобы достигнуть максимума потенциальных возможностейребенка.
3.3 Распознавание отсталости в первых классах школы иотношение к этому семьи
У наибольшего числа детей с психическим недоразвитием диагнозставится в 7-8 лет. Это связано с тем, что их подавляющее большинство имеютнеглубокую степень умственной отсталости, которая проявляется лишь при началеобучения, во время освоения новой социальной роли — ученика школы.Распознаванию способствуют постепенно увеличивающаяся интеллектуальная нагрузкаи возможность сравнения продуктивности у детей. Выявление отсталости в этомвозрасте, а не позже имеет свои положительные стороны. Ребенок своевременноподключается к программе, отвечающей его возможностям и содержащей подготовку кпосильному для него труду. Ни родители, ни учителя не будут принуждать егоовладевать излишне сложным для него учебным материалом с риском декомпенсации иприобретения невротических наслоений из-за неспособности справляться с тем, чтодоступно окружающим его нормальным детям. В этот момент есть еще время дляперестройки ролей членов семьи. Родителям приходится изменить планы на будущееребенка, чтобы экспектации семьи соответствовали его возможностям. Желательно,чтобы они познакомились с теми семьями, в которых уже имеется опыт повоспитанию отсталых детей, с тем чтобы перенять необходимые навыки правильногоотношения к ребенку и технику его воспитания.
3.4 Типы и продолжительность родительских реакций напоявление в семье тяжелого умственно отсталого ребенка
Ум в представлениях людей является очень большой ценностью, ив связи с этим интеллектуальное недоразвитие рассматривается как серьезная иотчасти отталкивающая окружающих инвалидность. Это приводит к тому, что многиеродители, впервые узнавшие об отсталости своего ребенка, оказываются тяжелопотрясенными. И естественно, что каждый из них это событие переживаетпо-своему. Ниже описаны некоторые типы реакций родителей.
Дефект ребенка может интерпретироваться как собственнаянеполноценность, особенно когда родитель отождествляет себя с ним. Из-за этогорезко страдают цели его жизни. Потеряв уверенность в себе, такая мать,например, не умеет организовать необходимый уход, не способна применить дажеизвестные ей знания по воспитанию, теряется при каждом новом обнаружениипроявлений болезни.
Родители, предчувствующие пренебрежение, жалость илиудивление окружающих и утрату своего общественного престижа, начинают большезаботиться о том, чтобы ребенок лучше выглядел на людях, или даже скрывает егоот людей. В такой борьбе за внешнее впечатление они могут «забыть» онеобходимости уделять особое внимание корригирующему воспитанию. Стыдясьребенка, они не замечают его действительных нужд.
Одновременное переживание и любви, и неприязни родителями к ихдетям, вероятно, очень интенсифицируется по отношению к умственно отсталомуребенку. Неспособность отсталого ребенка и его раздражающее поведение — источники дополнительных разочарований, они вызывают гнев, негодование, которыемогут привести даже к желанию его смерти. В связи с этим можно ожидатьнесообразного поведения, проявляющегося то отвержением, то сверхопекой. В такойситуации трудно систематически и упорно (а именно это требуется от родителей)заниматься тренировкой и воспитанием отсталого сына или дочери.
Постоянное чувство горя не должно рассматриваться какпатологическая реакция у всех тех, кто имеет такого ребенка. Большинствородителей разочарованы в нем и опасаются за его будущее. Для некоторых жеродителей диагноз психического недоразвития аналогичен отсутствию ребенка илидаже его смерти, что приводит к реакции горя, сходной с такой, котораянаблюдается при утрате любимого существа. В состоянии отчаяния родители немогут оказать должного внимания. Они либо парализованы своими переживаниями,либо не видят никакой перспективы в заботе о ребенке с таким недостатком. И втом и в другом случае вместо усиленного ухода и внимательного воспитанияребенок получает мало внимания или ничего вовсе, в связи с чем его состояниеможет только усугубляться.
Иногда один из родителей принимает роль мученика и жертвуетвсем во имя ребенка. Последний, таким образом, становится фокусом всехродительских устремлений в ущерб интересам других членов семьи. Это можетпривести к нарушению семейных отношений, включая конфликты между родителями, сдругими детьми в семье и т. п. Умственно отсталый ребенок оказывается причинойобоюдных упреков и критики. Как правило, в этой ситуации ребенку, отстающему вразвитии, не лучше, так как чрезмерная опека чаще всего выражается в том, чтоза него все делают, не позволяя пробовать свои силы и совершенствовать, такимобразом, умения. Положение становится еще более трудным, если из-за неговозникают конфликты, распадается семья. Настроение матери мешает ей заниматьсявоспитанием, передается ребенку, создавая условия для невротических и дажепсихотических реакций.
В некоторых случаях родители остро переживают критику ихотсталого ребенка и реагируют негодующе и воинственно. В крайних случаях ониотвергают само существование недоразвития, оправдывая недостатки ребенка, иищут подтверждения у специалистов своего мнения. Если дефект сына или дочериотвергается искренне, то, естественно, родители мало что делают для воспитания,необходимого психически недоразвитому индивиду. Они не организуюткорригирующего лечения, противятся тому, чтобы обучать ребенка по специальнойпрограмме. Все это в конечном итоге приводит к усугублению его состояния иневротическим реакциям на трудности жизни.
Вероятно, большинство родителей не способны осознать глубинныепереживания, лежащие в основе их душевного дискомфорта, чувства депрессии итревоги, появляющиеся, когда они оказываются перед фактом, что в семье имеетсяотсталый ребенок. Врачу же очень важно об этих механизмах знать, так как этодает ему дополнительные возможности для проведения психотерапии с родителями, аследовательно, через них и для помощи психически неполноценному ребенку. Нижеперечисленные внутренние конфликты родителей являются наиболее частыми.
Обычно свои мечты о достижениях и счастье родители переносятна детей. Нередко через них они пытаются реализовать свои неосуществленныестремления. Отсталый же ребенок оказывается совершенно неподходящим для этогосредством. Такое разочарование — плохой помощник воспитателю. Не видявозможности осуществить свои амбиции, родитель не сможет заметить реальныхуспехов ребенка и помочь ему совершенствовать его скромные возможности длясоциального приспособления.
Человеческое стремление к душевному контакту редкоосуществляется полностью. Некоторым очень трудно разделить свои переживаниядаже с родителями и близкими. Им хочется в собственном ребенке найти существо,способное на тонкую душевную близость и понимание. Такая надежда могласформироваться в воображении еще до рождения ребенка. Эта надежда рушится из-заотносительной неспособности отсталого ребенка к общению или из-за егоневозможности ответить на попытки родителя достигнуть полного взаимопонимания.В силу-этого, осознавая, что его ребенок отсталый, родитель нередко не идетдаже на возможное сближение с ним. При отсутствии желаемого душевного резонансародитель не сможет заметить и тех переживаний, на которые способен отсталый, итем самым лишит его своей эмоциональной поддержки, столь необходимой дляобучения и приспособления к жизни.
Психическое недоразвитие ребенка оживляет тревоги, связанныес чувством беспомощности, которые драматически напоминают родителю, что егомечты могут быть целиком уничтожены и что ни он, и никто другой не могут ничегос этим сделать. Из-за подобных мыслей родители опускают руки, перед лицом своейнезащищенности от трудностей они не могут заставить себя сделать необходимоеусилие для обслуживания и лечения ребенка.
Иногда отец или мать, узнав об отсталости ребенка, задаютсебе вопрос: «Почему у меня?» Они оказываются сраженными грандиозностьюкажущейся несправедливости. В своих отчаянных поисках ответа на этот вопрос онидумают о своей тяжкой виновности, за которую несут наказание, либо приходят кмысли о том, что в природе нет справедливости. Первая мысль вызывает у родителейчувство вины, угрызения совести, само- и взаимообвинения, а последняя — можетугрожать их этическим или моральным устоям. «Искупление вины», как правило,сказывается в чрезмерной заботе о ребенке, приводящей к почти полному параличуего активности и к дальнейшей его неприспособленности, лишению возможностимобилизовать свои имеющиеся потенции для социальной адаптации. Во втором случаеповедение родителя может носить непоследовательно «психопатический характер».Вразрез со всеми социальными нормами он может требовать компенсации за своистрадания, публично отказываться от обязанностей воспитателя или добиватьсянемедленного исправления всех недостатков ребенка.
Не так уж редко людям не удается осуществить свои детские июношеские мечты в профессиональном плане, стать яркими и значительнымиличностями в обществе. В таком случае у них может появиться стремление занятьважную и социально значимую позицию в семье — роль мужа, отца, матери, жены ит. п. Внезапное крушение надежд, неспособность выполнения родительских ролейсогласно своему идеалу при появлении в семье отсталого ребенка могут привестинекоторых из них к мыслям о собственной ничтожности и никчемности в обществе. Уних пропадают стимул и смысл жизни, и они действительно перестают справляться сродительскими обязанностями.
Обычно родители стремятся предугадать будущее своего ребенка,с воодушевлением ожидая таких событий, как посещение школы, успехи в ней, вспорте, думают о браке, о профессиональных достижениях сына или дочери и т.д.Естественно, что родители поддерживают оптимистическую ориентацию на будущее.Семья с отстающим в развитии ребенком, с другой стороны, вероятно, предвидитего будущее как источник возрастающей фрустрации и тревоги. Родители боятся,что их ребенок предстанет перед такими психическими травмами, как учебныенеудачи, неспособность посещать массовую школу, работать, жить независимо, бытьобреченным на одиночество и изоляцию. В их представлении будущее не несетничего хорошего, в связи с этим они живут прошлым, сменив оптимистическоеотношение к жизни на пессимистическое, давая ребенку намного меньше того, чтомогли бы дать.
Видя символическое продолжение своей жизни в детях, а затем иво внуках, родители умственно отсталого переживают, кроме всего прочего, еще ивозможность прекращения их рода, особенно если этот ребенок — единственный.
Описанные страдания родителей, условно сведенные в рядвариантов, могут встречаться у одних и тех же людей одновременно илипоследовательно. Как правило, они продолжаются очень длительно, реже — кратковременныи неглубоки.
Переживания способны надолго дезорганизовать поведениеродителей, мешая им выполнять свою роль по отношению к ребенку с нарушениямиразвития. В этом случае прямая обязанность врача — распознать особенностидушевного конфликта, облегчить страдания, исправить отношение к воспитательскимобязанностям. Без этого невозможно осуществлять продуктивное лечение исоциализацию ребенка.
В связи с появлением в семье отсталого ребенка у родителей,если не возникает ощущение особенно тяжелой катастрофы, вырабатывается новаяжизненная ориентация. Зная и правильно оценивая эту ориентацию, удается учестьее влияние на процесс лечения и абилитации ребенка, а также датьсоответствующие советы и назначения для родителей.
Рождение больного ребенка травмирует матерей, нарушаетпсихическое здоровье и меняет жизненный стереотип. Катамнез показываетпреобладание у матерей аффективных расстройств. Характер психопатологии зависитот периода заболевания, преморбидных особенностей и факторов социального убеждения.Динамика психогенного заболевания — смена острой психопатологии затяжныминевротическими, а затем формирование патологического развития. Затяжнойхарактер стресса приводит к развитию психосоматических расстройств, наряду спсихопатологическими. И те и другие наиболее выражены у акцентуированныхличностей. В этом случае необходима реабилитация — психотерапия, медикаменты,социотерапия с учетом преморбида и возникновения в семье сложных семейныхпроблем. Эффективность мероприятий зависит от своевременного помещения больногоребенка в специализированное учреждения.
Р.Ф. Майромяном с помощью клинико-психологического методабыли изучены 102 матери, имеющие тяжело и глубоко умственно отсталых детей,которые были помещены в специализированные интернаты. У 39 из них былиакцентуация личности. В 43 семьях больной — единственный ребенок, в 54 имеетсяеще один здоровый ребенок, в 5 семьях — два здоровых ребенка. 92 материположительно относились к беременности. У них, после того как они узнавалидиагноз, в большей части случаев (48%) возникали депрессии, в том числе и сидеями самообвинения, менее чем в 20% — тревога, в 16,7% было суицидальноеповедение, в 24,5% наблюдались аффективно-шоковые и истерические расстройства.Часто (22,4%) появлялись психосоматические расстройства в форме дисменореи,субфебрилитета, поседения, похудания. Острый период продолжался от несколькихмесяцев до двух лет. Особенно тяжело переживалось рождение больного первенца.35 женщин, главным образом неакцентуированных личностей, смогли адаптироватьсяк драматической ситуации. Они реалистически оценивали ситуацию, принималирекомендации врачей о целесообразности помещения ребенка в специализированноеучреждение, справлялись со своими обязанностями. Кратковременные невротическиереакции, неустойчивость аффекта, бессонница, головные боли не сказывались на ихобщем состоянии, они справлялись со своими домашними и служебнымиобязанностями. ,
Сплотиться вокруг больного ребенка удалось лишь 28 семьям.Остальные семьи распались, не выдержав бремени переживаний и ответственности засудьбу ребенка-инвалида.
Дальнейшая динамика психогенных расстройств у матерейзависела от сохранения целостности семьи, наличия здоровых детей, рожденияздорового ребенка, госпитализации больного. В восстановлении психическогоздоровья большую роль играли преморбидные особенности личности.
2/3 детей воспитывались семьями дома. Необходимостьфизического напряжения в процессе обслуживания детей отягощала положениеродителей. В течение более позднего, второго периода депрессии у матерейсмягчались, а тревога усиливалась. В это время у акцентуированных матерейвозникали истерические расстройства. Депрессивные идеи самообвиненияослабевали, но оставалась жертвенная жизненная позиция. Тревожная депрессиясохранялась у 35% женщин, были фобии смерти, удушья, сумасшествия. Астеническаяи апатическая депрессии отмечалась у 20%. У многих женщин изменился характерпсихологической защиты. Исчезли или ослабели чувства вины. 19 детейвоспитывалось по типу гиперопеки, часть матерей работали в том же интернате,где находился ребенок. У некоторых женщин отмечался механизм переноса вины надругих. Реже они отрицали диагноз, игнорировали врачебные рекомендации ипереходили от одного врача к другому в надежде получить оптимистический прогнозсостояния ребенка. У подавляющего большинства родительниц возникалисоматические расстройства: ВСД (вегетососудистая дистония), тики, дисменорея,гипертония, мигрень, дискинезия ЖКТ (желудочно-кишечного тракта). Во времяэтого периода изменился социальный статус матерей — они не могли работать внедома, оставили учебу, изменили характер работы. Распалась половина семей. У 40%большей частью акцентуированных женщин психические и соматические расстройствастали хроническими. Этому способствовали распад семьи, отсутствие других детей,смерть членов семьи.
В то время, когда детям-инвалидам становилось четыре и болеелет, только треть матерей смогла адаптироваться к трудной жизненной ситуации.
У братьев и сестер в этих семьях, переживавших отрицательныепсихологические влияния, нередко возникали заикание, энурез и другиеневротические реакции.
3.5 Поддержка родителей во время стресса от впервыепоставленного их ребенку диагноза тяжелой умственной отсталости и в дальнейшемпри его воспитании
Родителей во время стресса от впервые поставленного ихребенку диагноза тяжелой умственной отсталости необходимо поддержать, датьнеобходимые объяснения, раскрывающие истинное состояние ребенка и перспективыего развития, которые бы подчеркнули желательность планирования отдаленного будущегоребенка лишь по мере его созревания и уточнения его возможностей. Следует такжеподготовить обоих родителей к активному участию в жизни и воспитании ребенка,от чего будет зависеть его развитие.
Помощь родителям, переживающим потрясение из-за невозможностиосуществить амбиции, в отношении оказавшегося отсталым ребенка различна. Тем, укого имелись характерологические особенности или невротические симптомы дорождения ребенка, необходимо назначить соответствующее психотерапевтическое илимедикаментозное лечение. Тяжело переживающим психически полноценным родителямнеобходима моральная поддержка, обсуждение с ними родительских ценностей иобязанностей и их важности для воспитания. Необходимо обратить их внимание наимеющиеся привлекательные особенности ребенка, указать на то, как он нуждаетсяво всемерной и умелой заботе.
Наиболее часто наблюдаются разочарования и отчаяние родителейв связи с неспособностью преодолеть возникающие житейские трудности,сопровождающие уход за отсталым ребенком и его воспитание. Даже понимая своиобязанности и душевно принимая больного, мать может быть не в силах обслужитьего, в особенности если у него гиперактивное поведение или в семье имеютсядругие маленькие дети. Как правило, в таком же трудном положении оказывается матьпосле распада семьи. Тяжесть возникновения у нее отчаяния зависит отвыраженности и множественности проявлений неполноценности у ребенка, размеровсемьи, эмоционального климата, материального благополучия, территориальнойблизости к необходимым медико-педагогическим учреждениям и т.д. Усложняютположение семьи слабое понимание врачами реальных родительских требований инедостаточность медико-педагогических учреждений, консультирующих иосуществляющих помощь. Врачи не всегда учитывают различия между семьями,имеющими детей с неврозами и детей с психическим недоразвитием. Не следуетпонимать причину дезадаптации родителей только как следствие их невротическогосостояния, надо думать о реальных трудностях воспитания. Некоторые специалистырассматривают умственную отсталость как безнадежное состояние и предлагаютродителям прекратить борьбу за улучшение в их развитии, с тем, чтобы отдатьребенка в специализированное учреждение. Даже если это и не говорится, тородители все равно не получают необходимую помощь.
Врачи должны обеспечить семье ту помощь, в которой онануждается (психиатрический диспансер, детсад для отсталых детей, специальнаяшкола и т.д.). В зависимости от возраста ребенка и выраженности трудностей онможет обслуживаться на дому, направляться в детсад на постоянное посещение илина время (для отдыха матери), снабжаться специальными приспособлениями дляухода и т.д. Таким образом, правильное понимание специалистами нужд семьи и ееподдержка в сочетании с разумным использованием возможностей учреждений могутэффективно смягчить переживания родителей и в то же время уменьшить числонаправлений детей в специализированные учреждения. Трудности в семьях сумственно отсталыми детьми возникают на разных этапах жизни ребенка, так как свозрастом его требования увеличиваются. Поэтому родителям необходимоподдерживать постоянную связь с врачами, специальными психологами, специальнымипедагогами и дефектологами.
Рождение неполноценного ребенка приравнивается по степенитяжести стресса к переживаниям утраты супруга, тюремному наказанию. В этотмомент жизни нарушаются семейные отношения, особенно между родителями и детьми.Наибольшие трудности возникают при рождении детей, у которых еще имеются ивнешние дефекты. Искаженное поведение родителей в связи с переживаемым стрессомприводит к нарушению взаимодействия с социумом (родственниками, знакомыми,врачами, педагогами); расстройству супружеских и других семейных отношений(искажению позиции отца, заброшенного в этой ситуации); нарушениюрепродуктивного поведения (при небольшом риске отказываются зачать, а прибольшом — страстно желают это сделать). У родителей складываются неверныепредставление об отсталом ребенке, возможностях его лечения и воспитания (дажедекларируя понимание, их поведение отражает надежду на изменение диагноза). Этипредставления родителей — их средства психологической защиты, возникающие дажеи при легкой отсталости детей. Степень дезадаптации родителей зависит от ихотношения к недоразвитию, его тяжести, предполагаемых ими последствий и их ценностныхориентации. Медико-генетическую консультацию семьи желательно совмещать спсихолого-педагогическими советами. Следует дать информацию об особенностяхсостояния ребенка, его возможностях, развитии, обучении. Необходимооптимизировать отношения в семье через принятие адекватных ролевых позиций. Ксожалению, в среднем для 50% семей, обратившихся за консультациями, ониоказываются бесполезными. Половина недопонимает полученную информацию. Не более25% усваивают полученное. На эти результаты влияет плохая подготовка семьи вженской консультации, неполное восстановление психических функций у тяжелосоматически больного ребенка, низкий уровень образования родителей, время,прошедшее после рождения ребенка и постановки диагноза. Имеет значениепсихическое состояние родителей, предубеждения, ожидания, а также особенностиличности консультанта. Психокоррекционную работу приходится проводить с учетомсказанного.
Семья с умственно отсталым ребенком находится в иномположении в обществе, чем семья здорового ребенка. Это накладывает отпечаток напроцесс его воспитания. Специфика отношений с таким ребенком может усугубитьего недоразвитие. Недоучет индивидуальных особенностей общения такого ребенка сродителями может обострить противоречия между возможностями ребенка итребованиями общества.
Особенности психологии родителей, имеющих детей-инвалидов,можно показать на примере семей с детьми, страдающими болезнью Дауна. Этиродители отличаются повышенной тревожностью, заниженной самооценкой, чувствомнеполноценности. У них завышенная оценка ребенка, трепетное к нему отношение,стремление, хотя бы внешне, сделать его лучше. Чувства к ребенку — амбивалентные (любовь и неприязнь), постоянное сокрытие разочарования, гнева,очень негативное отношение к недоразвитию ребенка и постоянная боязнь того, чтопроизойдет с ребенком в будущем. Депрессия и тревога, беспомощность,переживание несправедливости, которые возникают под влиянием многихморально-психологических факторов, личностных качеств и особенностей отношенийв семье, накладывают отпечаток на все сферы жизни и деятельности семьи инеизбежно ведут к деформации отдельных сторон личности родителей. Для такихсемей характерны переживания обременительности обязанностей, заниженный уровеньтребовательности к ребенку, непонимание потребностей ребенка. Они вынужденысмягчать авторитарность воспитания, что обусловлено ограниченными способностямиребенка и его недостаточным общением. На передний план выступает жертвенностьматери и в то же время ее постоянная потребность в поддержке и опоре,постоянная вынужденная сдержанность в проявлении переживаний из-за своихнереализованных полностью возможностей. Еще одна особенность семей — ихлиберальное отношение к любым сексуальным проявлениям
У ребенка. В тех случаях, когда семья сохраняет своюцелостность, между супругами устанавливаются отношения партнерства и дружбы,что связано с необходимостью объединения усилий для совместного противостояния,как они думают, негативному отношению общества. Воспитание ребенкасверхопекающее или противоречивое — то сверхзащищающее, то отвергающее. Критикав адрес больного со стороны окружающих не принимается, отвергается факт егоотставания. Отношение к ребенку из-за его большой беспомощности — опекунское,покровительственное. Обременительность родительских обязанностей, ощущениябесплодности воспитания приводят к ошибкам, эпизодичности инепоследовательности в воспитании. Уровень требовательности к ребенку частозанижен, что связано с незнанием его потенциальных возможностей, а это непозволяет развить у него необходимые для адаптации качества.
Рекомендации специалистов этим семьям должны предусматриватьвсе то, что поможет интеграции ребенка в общество: сообщение оптимальнойинформации по физиологии, психологии и педагогике аномальных детей,перспективах развития. Кроме того, следует предоставить сведения о возможностяхмедицинских, психологических и социальных служб, и побуждать обращаться запомощью к специальным педагогам (дефектологам) и к психотерапевтам дляподдержания благоприятного психологического климата в семье. С целью сниженияэмоционального напряжения и тревожности, чувства беспомощности и вины нужнапсихологическая помощь, клубы неформального общения семей, общины дляпроживания подросших инвалидов, имеющих стареющих родителей.
В работе с родителямиумственно отсталых детей следует соблюдать тактичность, убеждать их внеобходимости по мере возможности жить с ребенком нормальной жизнью, развиваяего и обучая навыкам самообслуживания. Необходимо помочь родителям адаптироватьдетей к окружающей действительности, сформировать адекватное представление о местеих в обществе (Галкина Е.В., 2001). В завершении раздела следует отметить, чтостепень проблемности внутри семейных отношений напрямую не зависит ни отхарактера заболевания, ни от выраженности интеллектуальной, речевой иповеденческой патологии. Влияние патологического фактора (до известной степениего выраженности) существенно опосредуется личностными особенностями родителей,особенно матерей, установками, характером семейной психологической атмосферы ирядом других переменных.
Библиографический список
1. МалофеевН.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 2008.
2. ХорошС.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие ребенка // Дефектология. 2009,№ 3.
3. Юртайкин В.В., Комарова О.Г. Семьяребенка с особыми нуждами // Школа здоровья. 2010, Т. 3, № 10.
4. КондрашинВ.И. Влияние особенностей развития детей-сирот с ЗПР на их социальную адаптациюв условиях школы-интерната // Дефектология 2009. № 1, С. 49-53.
5. Тригер Р.Д. Психологическиеособенности общения младших школьников с ЗПР // Дефектология. 2008, № 5, С.6-14.