Стихотворение Блока Незнакомка

Стихотворение Блока Незнакомка

Цикл стихотворений А.А.Блока о Прекрасной Даме – является наивысшим достижением поэта в любовной лирике. Он творит некий миф о божественной Прекрасной Даме, неизменным поклонником которой становится лирический герой.

Именно в этой Прекрасной Даме заключается та вечная прелесть женщины, которую воспевали поэты всех веков.

Она близка, вполне реальна и в то же время не досягаема как божество. Возможно, что именно эта удивительная способность видеть в женском образе божественное начало во многом определило отношение Блока к женщине. Живя реальной жизнью среди людей, он отчетливо видел, как быт и серая обыденность давят на женщину и губят в ней тот светлый образ, воплощение которого в жизни он искал. Таким образом в стихотворении «Незнакомка» возникает образ женщины, на фоне социальных проблем и горькая действительность все более плотно окружает пыльной завесой «светлый образ»:

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамам

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленный кривится диск.

И кто эта девушка без имени?

Кто она – сон или действительность?

Богиня или падшая? Святая или преступница? Девушка, которая в пьяном бреду представлялась поэту земным воплощением «святого образа»:

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне…

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями

И в кольцах узкая рука.

В этих строках чувствуется горечь и боль лирического героя, ведь эта женщина, эта Прекрасная Дама – лишь видение, но видение чудное, видение, которое контрастирует с тем миром, где «горячий воздух дик и глух, и правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух».

Незнакомка возвращает на мгновенье лирического героя из мира мрака, где «души излучены» «пронзило терпкое вино», к «берегу очарованному» и «очарованной своем лирическом дали». Мгновенье прошло – и уже только «качаются в мозгу» «перья страуса склоненные» и «очи синие бездонные цветут на дальнем берегу».

Итогом пребывания лирического героя в мире Прекрасной дамы становится сомнение в реальности идеала, и потому вывод печален:

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище

Я знаю: истина в вине.