Стихотворение Блока О доблестях, о подвигах, о славе 8230
Стихотворение А.А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» по жанру представляет собой послание. Это разговор с портретом далекой возлюбленной, некогда покинувшей лирического героя. Однако герой воспринимает его как живой, одухотворенный образ. Именно поэтому он называет его не портретом, а лицом и, обращаясь к портрету, он говорит так, как будто покинувшая его возлюбленная способна услышать его слова, осознать всю глубину своей ошибки и, может быть, наконец, вернуться к герою.
Все стихотворение построено на оппозиции двух образов (лирического героя и его любимой женщины), что призвано подчеркнуть дистанцию, непреодолимый барьер между ними.
В художественной структуре произведения образ возлюбленной будто бы раздваивается. Ее портрет является зримым и реальным. Сама же она овеяна мистическими чертами. Возлюбленная уходит из дома в ночь, в иную непознаваемую реальность. Перед уходом она закутывается в синий плащ. Эта повторяющаяся деталь делает ее образ еще более далеким и недосягаемым.
Первая строчка произведения «О доблестях, о подвигах, о славе…» как бы обманывает ожидание читателя. Кажется, что речь пойдет о теме гражданского долга. Однако любовные переживания оказываются для героя на определенном этапе жизни важнее всего, так велика и безгранична горечь его утраты. Тему печали подчеркивает уже в первой строфе стихотворения эпитет « горестный». « Лицо в простой оправе» воспринимается героем как высшая мировая ценность.
Во второй строфе центральным образом является заветное кольцо — символ любовной верности. Беспредельное отчаяние лирического героя выражено через жест: он «бросил в ночь заветное кольцо».
Ночь в данном случае символизирует тьму и неизвестность. Однако, согласно эстетическим взглядам поэтов-символистов, к которым принадлежал и А.А.Блок, значение символа никогда не может быть исчерпано до конца. В этом случае оно может быть воспринято и шире: ночь — это время, когда восстают бесовские силы.
Очевидно, что, лишившись возлюбленной, герой разуверился в жизни, потерял нравственную опору. Центральный мотив этой строфы — это мотив измены («Ты отдала свою судьбу другому…»). Метафора «Летели дни, крутясь проклятым роем…» передает чувство огорчения. Утрата сделала всю жизнь героя бесцельным существованием. Его терзали вино и страсть, но это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия на нее. Символично, что герой вспоминает возлюбленную перед аналоем (аналой — высокий столик с покатым верхом, на который в церкви кладут иконы и священные книги). Очевидно, в любви он ищет спасения для своей заблудшей души.
Даже по прошествии лет лирический герой все вспоминает тот роковой день прощания:
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Повторы подчеркивают многократность минут скорбных воспоминаний.
Силу любовного чувства лирического героя актуализирует и мотив сна:
Я крепко сплю, мне спится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла.
Потеряв возлюбленную, лирический герой не озлобился против нее. Спустя годы он все еще называет ее милой и нежной. Разрыв воспринимается им как роковая случайность, в которой виновата гордыня.
Первая строка последней строфы «Уж не мечтать о нежности, о славе…», с одной стороны, композиционно завершает стихотворение, образуя кольцевую композицию. С другой стороны, она содержит глубокую мысль о том, что личное счастье человека и его социальная роль тесно связаны между собой.
Следующая строка «Все миновалось, молодость прошла!» подчеркивает, что время нельзя повернуть вспять. Человек, погрузившись в свои страдания, а потом, стремясь утешиться, проводя дни в поисках истины в вине, потерял не только любовь. Он потерял все. Честолюбивые мечты юности безвозвратно ушли в прошлое. Жизненные планы остались нереализованными. Только осознав это, лирический герой нашел в себе силы убрать портрет возлюбленной со стола. Всю жизнь он лелеял надежду на ее возвращение. Портрет, убранный со стола в финале стихотворения, свидетельствует об окончательной утрате этой надежды, но одновременно это и определенный мужественный шаг человека, в котором разум, наконец, победил болезненное, разросшееся до вселенских масштабов чувство. Однако в этот прощальный жест героя А.А.Блок сумел вложить столько горя и тоски, что читатель, даже понимая правильность совершенного поступка, все равно продолжает сочувствовать несчастному человеку.
В стихотворении ярко выражено драматургическое начало, что характерно для лирики А.А.Блока в целом. Типичный любовный треугольник превратился в безутешную драму разбитого сердца. Некоторые образы в стихотворении также напоминают детали театрального реквизита.