Чувство родины, горячая любовьк ней пронизываетвсю лермонтовскуюлирику. И свойственныепоэту мыслио величии Россиинашли своеобразноелирическоевыражение встихотворении«Родина». Данноестихотворениебыло написанов 1841 году, незадолгодо смертиМ.Ю.Лермонтова.В стихотворениях, принадлежащихраннему периодутворчестваМ.Ю.Лермонтова, патриотическоечувство недостигает тойаналитическойясности, тойосознанности, которая проявляетсяв стихотворении«Родина». «Родина»- одно из значительнейшихпроизведенийрусской лирики19 века.
Стихотворение«Родина» сталоодним из шедевровне только лирикиМ.Ю.Лермонтова, но и всей русскойпоэзии. Чувствобезысходностипородило трагическоемироощущение, нашедшее отражениев стихотворении«Родина». Ничто, кажется, недает такогоумиротворения, такого ощущенияпокоя, дажерадости, какэто общениес деревенскойРоссией. Именноздесь отступаетчувство одиночества.М.Ю.Лермонтоврисует Россиюнародную, светлую, торжественную, величавую, но, несмотря наобщий жизнеутверждающийфон, в восприятиипоэтом роднойземли присутствуетнекий оттенокгрусти. Можносказать, чтолюбовь к родинеу М.Ю.Лермонтов, не теряя своейнепосредственностии своего жара, впервые в русскойлитературестановитсяосновной темой, превращаетсяв проблему, которую поэтпо-своему ставит, рассматриваети решает. Но встихотворении«Родина»М.Ю.Лермонтоввысказываетеще более важнуюмысль: «Люблюотчизну я, ностранною любовью».В чем же заключаласьэта странность? Почему любовьк своей роднойстране носилау поэта стольпротиворечивыйхарактер? Преждевсего, с однойстороны, длянего Россия– его Родина, где он родилсяи вырос. ТакуюРоссию М.Ю.Лермонтовлюбил и прославлял.С другой стороны, он видел Россиюкак страну, вкоторой правитгрубая, жестокаявласть, подавляющаявсе человеческиестремления, а главное, народнуюволю. Это двоякоепонимание иотразилосьв стихотворении«Родина».Но помимовсего в стихотворении«Родина» проявляетсясовершенноновая в лирическомтворчествеМ.Ю.Лермонтовакрестьянскаятема. Фигурапростого человека, разрастаетсяв «Родине» всобирательныйобраз русскогокрестьянства.Н.А.Добролюбовписал: «Лермонтовже обладал, конечно, громаднымталантом и, умевши ранопостичь недостаткисовременногообщества, умелпонять и то, что спасениеот этого ложногопути находитсятолько в народе».1Но, по мнению, Н.А.Добролюбованельзя требоватьот русскогопоэта «полнейшеговыражениячистой любвик народу, гуманнейшеговзгляда на егожизнь».
«Родина»М.Ю.Лермонтова– это лирическоераздумье поэтао своем отношениик отчизне. Ужепервые строки:
Люблю отчизнуя, но странноюлюбовью!
Не победит еерассудок мой.
— задают стихотворениюинтонациюэмоционального, глубоко личноголирическогоизъясненияи в тоже времякак бы вопросасамому себе.В «Родине»появляетсяиной, до тойпоры, можетбыть, не встречавшийсяв русской поэзииоттенок. Поэтс первых жестрок говорито «странной»любви к отчизне.М.Ю.Лермонтоввыдвигает нечтонастолько потем временамнеобычное, чтоприходитсянесколько разподчеркнутьэту необычность:«Люблю Отчизнуя, но странноюлюбовью», «ноя люблю — за что, не знаю сам»,«с отрадой, многим незнакомой».Это какая-тоисключительнаялюбовь к России, до конца какбудто не понятаяи самим поэтом.Ясно, однако, что любовь этапроявляетсяпо отношениюк России народной, крестьянской, к ее просторами природе.Патриотическаятема в этомстихотворенииприобрела ужелирическийхарактер. ВстихотворенииЛермонтоввысказываетнесколько иноепатриотическоесознание. Онсразу же отличаетчуждые емуформы патриотизма.Поэт равнодушенк славе, купленнойкровью, к заветнымпреданиям.Постепеннопоэт все большепереходит отобобщенноймысли к конкретной. Любовь поэтак России настоящая, взыскательная, глубокая. Тообстоятельство, что непосредственнаятема стихотворения — не любовь кродине кактаковая, норазмышлениео странностиэтой любви, становится«пружиной»движения поэтическоймысли, придаваястихотворениюполемический и программныйсмысл. «В качествеосновногочувства родины,- пишет об этомстихотворенииУ.Р.Фохт, — выдвигаетсянечто настолькопо тому временинеобычное, чтопоэт счел необходимымв пределахнебольшогостихотворениячетыре разаоговорить этунеобычность:“Люблю отчизнуя, но странноюлюбовью!”, “Непобедит еерассудок мой”,“Но я люблю –за что, не знаюсам”, “С отрадоймногим незнакомой”».2Именно такимобразом М.Ю.Лермонтоврешает, в однихтолько образах, обнаружитьсущностьисключительнойлюбви к России.Поэт утверждаетсвою любовьк России народной, крестьянской, к мощи и просторурусской природы, отражающейдушу народа, к русской земле, возделаннойего трудом.Одним из первыхМ.Ю.Лермонтовпризнается, что любит Россиюне за ее героическуюисторию, а заее неповторимыйоблик, и в первуюочередь – природу.Именно посленего символомРоссии стала«чета белеющихберез». Мотив«страннойлюбви» развертываетсяв двух взаимосвязанныхи вместе с темконтрастирующихпланах: необъяснимойхолодностик тому, чтосоставляетобщепризнанно-высокийпредмет патриотичноговоодушевления(«слава, купленнаякровью»), противостоитстоль же «непобедимаярассудком»привязанностьк иному «лику»родины – простымкартинам роднойприроды, русскойдеревни. Какв том, так и вдругом случаепоэт не упрощаетспора чувствас «рассудком».Ни общий контексттворчестваМ.Ю.Лермонтова, ни стилистикапервых строк(«полный гордогодоверия покой»,« темной старинызаветные преданья»)не позволяютувидеть здеськакого-либоснижения ценностейпатриотизмав его традиционномдля долермонтовскойпоэзиигосударственно-историческомаспекте, хотяони и « не шевелят…отрадногомечтанья». Сдругой стороны, заявляя о своейлюбви к «проселочной», деревенскойРоссии, поэтрисует ее образне только безподчеркиванияособо привлекательных,«теплых» черт(«ее степейхолодное молчанье»,«дрожащие огнипечальныхдеревень» — наряду с «полнымгумном» и другимиотраднымиприметамисельскогодостатка). Такаядиалектичностьподхода к темеродины, ни вкакой мере невредит определенностидушевноговыбора поэта, цельности исиле его чувств.
Сложная полнотаи расчлененностьотношениялирическогогероя «Родины»к своей странеобнаруживаетсяи в композициистихотворения.Родина представляетсяпоэтом какнекое единство, к которомугерой обращаетсвои мысли ичувства. Чувствородины никогдане покидалоМ.Ю.Лермонтова, и об этом свидетельствуютпрямые высказываниялирическогогероя о родинеи народе в самомстихотворении.В лирическом«я» данногостихотворениятрудно обозначитьпростого человека, хотя герой«Родины» ездитпроселочнымипутями в простонароднойтелеге. Но затов герое этогостихотворениякак бы бледнеюти стираютсяте особенности, которые отделяютего от спутника– человека изнарода. Приэтом образгероя вписанв образ роднойземли, введенв ее сферу. Длялирическогогероя этогостихотворенияважна его родина, в ней он ищетсвои идеалы, и именно в нейон видит простую, искреннюю иестественнуюжизнь, и геройхочет слитьсяс этой жизнью, хочет статьчастью огромногоцелого – своейРодины. Лирическийгерой М.Ю.Лермонтоваедет по проселочнымпутям с мысльюо ночлеге, засматриваетсяна желтые нивы, на крытые соломойизбы ее деревень, долго и сочувственновглядываетсяв картину народноговеселья. Именнопоэтому встихотворениивозникает образрусской деревни, дорогой автору, но бесконечнодалекий отромантическихобразов раннихпроизведений.Для М.Ю.Лермонтовародина – в жизнинарода, в егопростом быту, разнообразныедетали которогопоэт как быперебираетв памяти «сотрадой» илюбовью. М.Ю.Лермонтовне видит недостатков крестьянскойжизни. Поэтописываетсельскую жизньслегка идеализируяее, он не описываетни тяжелый иизнурительныйкрестьянскийтруд, ни тяжелоеположение самихкрестьян. Вкрестьянскойжизни лирическогогероя данногостихотворенияпривлекаетсплоченностьи общность, то, что в этой жизнинет местаодиночеству.Стихотворение«родина» явилосьодним из лучшихобразцовпатриотическойлирики.
Но в «Родине»деревня взятав ином аспекте– как поэтическоевоплощениеотчизны, еесимволическоесредоточиепатриотическогочувства автора.Вместе с тему автора – герояданного стихотворения, нет той «мировойскорби», котораялишь по-своемупроисхождениюсвязана с мрачнойоценкой окружающейдействительности, но по смыслураспространяетсяна всю действительностьэпохи. В содержании«Родины» нетни «мировой», ни какой-либодругой скорби.Оттенок грусти, присутствующийв восприятииродной земли, вполне сочетаетсяздесь с общимжизнеутверждающими светлым фоном.Все это показывает, что лирическийгерой продолжаетиспытыватьвлияние народногосознания инародных воззрений, сохраняя свой«интеллектуальныймасштаб»3.Это человек, страдающийпод бременемобщей для русскогонарода бедыи живущий большимимыслями о России.Лирическийгерой наделенспособностьюстрадать, ипонимать своестрадание.
У М.Ю.Лермонтовав стихотворении«Родина» двеконтрастныетемы, из которыхпервая (темаофициальнойРоссии) даетсяв традиционныхпоэтическихформах: «Славакупленнаякровью», «Темнойстарины заветныепреданья». Вовторой частивместе с темойрусской деревнив стих сплошнымпотоком вступаютпрозаизмы, нотолько они ненесут на себеуже никакихследов происхожденияиз низкойдействительности.Торжественнаяинтонациявозникает впервой строкестихотворения:
Люблю отчизнуя, но странноюлюбовью! –
и идет до самогоконца, захватываяпрозаизмывторой части:
Люблю дымокспаленнойжнивы,
В степи ночующийобоз,
И на холме средьжелтой нивы
Чету белеющихберез.
Это вещи избыта, прямоназванные, охарактеризованныето логическимиопределениями(«спаленнаяжнива», «ночующийобоз»), то наиболееобщими признаками(желтая нива), то резкой, единичнойдеталью. Построениестихотворенияотмечено высокимискусствомлирическойкомпозиции.В стихотворениисоздан живойобраз России, основное содержаниекоторого –русская природаи народнаяжизнь. Лирическоепереживаниевызвано простымпейзажем, неброским, но по-своемуживописным, способнымзатронуть самыетонкие струныдуши. За начальнымистихами, гдепоэт перечисляетте формы патриотизма, которые отдаленыот него некойофициальностью, следует общееизображениерусской природы, большой мирРоссии. Затемвыступаютчастные, приближенныек герою-наблюдателюдетали пейзажа, непосредственносвязанные снародным бытом.Наконец, в финалепоявляетсякартина сельскогопраздника –«пляска с топаньеми свистом подговор пьяныхмужичков», накоторую поэт-путешественник«смотреть дополночи готов».Развитие темыродины от широкогоплана к болееузкому, напоминает«опрокинутуюпирамиду»4, и поддерживаетсялексикойстихотворения.Основанию этойпирамидысоответствуютнаиболее общиесуждения ородине. Следующийтематическийпласт – обобщенноеизображениерусской природы– еще оченьширок, но ужереализованв материальныхобразах, и вкакой-то мерелокален. Онпредставляетсобой большоймир России.Смысловыеобъемы дальнейшихпластов последовательносокращаются, и стихотворениевсе заметнееи определеннеепродвигаетсяк своей вершине, к воплощениючеловеческихобразов. В концевторой и в третьейстрофе на сменупредшествующимобобщениямпоявляютсячастные, приближенныек герою-наблюдателюаспекты пейзажа, непосредственносвязанногос народнымбытом («спаленнаяжнива», «проселочныйпуть», «в степиночующий обоз», полное гумно»и так далее).Здесь начинаетсякрупный план, малая областьрусского мира.И представлениео герое, которогообступает этотмалый мир, ксерединестихотворениястановитсякак бы вещественней, осязаемей.Наконец, в финалевозникаютобразы мужиков– обитателей«печальныхдеревень». Всеэти лики родиныгорячо утверждаютсяавтором –скрывающимсяпод маскойлирическогогероя стихотворения.В зависимостиот них он является, по мере движениястиха, и философом, обобщающимсвое отношениек России, ипутешественником, созерцающимее природу ис любовью наблюдающимжизнь ее народа.
Следует отметить, что тематическоеразвитие «Родины»- от «широкого»к «узкому», от«большого»к «малому», отфилософии ккартинам природыи человеческойжизни – определяетсяязыком и метромстихотворения.Характернов стихотворенииразвитие лирическоймысли от абстрактныхпредставленийк конкретно-бытовымобразам. Стихотворение«Родина» состоитиз трех строф.В первой строфепоэт размышляето России в целом, о России какоб огромнойпрекраснойстране. В связис этим преобладаютобобщающиеили отвлеченныеслова: отчизна, рассудок, слава, доверие, мечтанье, старина. Слова, относящиесяко второй строфе, охватываютобъекты болееширокого масштаба: степи, леса, реки, проселочныйпуть, деревни.Содержаниеэтих словесныхсимволов, еслибрать порознь, еще слабоиндивидуализировано, хотя каждыйиз них и насыщенассоциациями(образы степей, лесов, рек вызываютмысли о простореи могуществе).Но величиеРоссии подчеркиваетсяеще и благодарявозникающемув стихотворениимотиву необъятногопространства:
Ее степей холодноемолчанье,
Ее лесов безбрежныхколыханье,
Разливы рекее, подобныеморям…
Объекты, представленныесловарем третьейстрофы, не толькоматериальны, но и более локальны, ограничены, они – представляютсобой лишьчастности общейкартины и недаромобозначеныпреимущественнословами единственногочисла (по сравнениюсо второй строфой, в которой преобладаломножественноечисло): обоз, нива, чета берез, изба, гумно.Метрическаямера к концустихотворениятакже изменяется: вслед за торжественноплавными, задумчивыми, замедленнымишестистопнымии пятистопнымиямбами первойи второй строфыпоявляетсячетырехстопныйямб, выделяющийздесь переходк простому иобыденномутону, которымкак бы подготовляетсяобраз пляшущихмужиков. Стихотворениенаписано разностопнымямбом. Возможно, эта особенностьсвязана с композициейпроизведения.Первая строфа, посвященнаяразмышлениямпоэта о своей«страннойлюбви» к отечеству, звучит торжественнои размеренно.Отчасти этопроисходитблагодаряиспользованиюинверсии: «люблюотчизну я», «не победит еерассудок мой».В этой строфеприсутствуетпяти- и шестистопныйямб. Втораястрофа написанатрехстопнымямбом, и потомуязык, которымпоэт говорито русской деревне, прост и легок.Лексика стихотворения, также разнообразна: в начале стихотворения– литературно-книжная(«рассудок»,«слава, купленнаякровью») и впоследней частиона сменяетсяпростой разговорнойречью («скакатьв телеге», «дымокжнивы», «говорпьяных мужичков»).М.Ю.Лермонтовв данном стихотворенииотказываетсяот романтическихидеалов, сомневаетсяв них и находиточарованиев реальности, обыкновеннойжизни такихже обыкновенных, простых людей.Стихотворение«Родина»композиционноделится на двечасти. Перваячасть намногокороче второй, и в ней лирическийгерой говорито своей любвик родине, такойстранной инепонятной.Вторая частьстихотворенияпосвященаописанию тойотчизны, тойродной земли, которую ценитлирическийгерой. И именново второй частиописано все, что так дорогои близко егосердцу: степи, леса, реки, «огни…деревень»,«дымок спаленнойжнивы», четаберез, изба,«полное гумно».Эти частистихотворениякак бы противопоставляютсядруг другу.
Также для усилениявпечатленияо мощи Россиииспользуетсягипербола: разливы рекподобны морям.Кроме того, М.Ю.Лермонтовиспользуеталлитерацию.Сонорные согласныепридают особуюпоэтичностьзвучанию строко России. Такжепоэтическоезвучание придаютанафора и эпифора:
Ни слава, купленнаякровью,
Ни полный гордогодоверия покой,
Ни темной старинызаветные преданья
Не шевелят вомне отрадногомечтанья.
или
Ее степей холодноемолчанье,
Ее лесов безбрежныхколыханье…
Изображаядеревню, М.Ю.Лермонтовиспользуетвсе ту же аллитерацию, эпитеты ( желтаянива, резныеставни, «вечеромросистым»,«пьяных мужичков»и так далее), атакже олицетворения:« печальныхдеревень»,«ночующийобоз». Благодаряолицетворениюдеревня сама, словно оживает, обретает душу.Следует добавить, что простотаили сложностьзвучания зависиттакже и отупотребляемыхпоэтом видоврифмовки. Например, в первой строфепроизведенияприсутствуеткак перекрестная, так и парнаяи кольцеваярифмы, а в последнейстрофе мысталкиваемсятолько с перекрестнойрифмой. Поэти просто любитее, и видит «полноегумно», чувствует«дымок спаленнойжнивы», любитсмотреть на«пляску с топаньеми свистом»(здесь аллитерацияпозволяетбуквальнопрочувствоватьатмосферународногогуляния). Такжев стихотворениипоявляетсямотив дороги:« проселочнымпутем люблюскакать в телеге…»Мотив дорогипомогает создатьединый образдеревни, открываяее панораму:«Дрожащие огнипечальныхдеревень».
Поводом к созданиюстихотворенияпослужило, помнению многихкритиков, стихотворениеХомякова А.С.«Отчизна».Первым известнымоткликом напроизведение М.Ю.Лермонтова, еще до егоопубликования, явилось письмоВ.Г.БелинскогоВ.П.Боткину от13 марта 1841: «Лермонтовеще в Питере.Если будетнапечатанаего «Родина»,- то, аллах-керим,- что за вещь –пушкинская, то есть однаиз лучшихпушкинских»5.Однако картина, написаннаяМ.Ю.Лермонтовым, шире по масштабуи замыслу. Образпоэта в «Родине»- образ глубоколюбящего своюотчизну русскогопередовогочеловека тоговремени. Белинскийназвал «Родину»пушкинскимстихотворением, потому чтоА.С.Пушкин первыйпоказал, чтозначит подлинныйреализм в поэзии, а М.Ю.Лермонтовв «Родине» — поэт-реалист.«Родина» принадлежалак числу произведенийнаиболее ценимыхЛ.Н.Толстым.СтихотворениеМ.Ю.Лермонтоваположило началолитературнойтрадиции, утвердивв русской поэзиижанр лирическогораздумья ородине, гдемысль о нейнерасторжимас образамирусской деревнии природы.СтихотворениеМ.Ю.Лермонтова«Родина» отличаетсясамодостаточностью, завершенностью, индивидуальнойполнотой инеизбыточностью, оно располагаетк его созерцательномувосприятию, что свидетельствуето том, что данноелитературноепроизведениеобладает идейно- художественнойцелостностью.