Содержание
1. Задание 1
2. Задание 2
3. Задание 3
4. Задание 4
5. Задание 5
6. Задание 6
7. Задание 7
8. Задание 8
Список литературы
1. Задание 1
Разговорная речь всистеме функциональных разновидностей литературного языка. Нормы. Этика иэтикет разговорной речи. Эффективность общения.
Разговорная речь — основная функциональная разновидность кодифицированного литературного языка. Вней проявляются вся неофициальная жизнь людей, все нюансы человеческого поведения,отношений с другими людьми, переживаний и настроений. Мгновенный, симультанныйхарактер чувства-речи-мысли скрывает сложность процесса речевого общения, егозависимость от многих факторов: психофизиологических, возрастных, социальных,культурных, интеллектуальных, ситуативных [1].
Разговорная речь — этоцеленаправленное человеческое поведение. Формирование целевой установки говорящегоначинается с общих процессов ориентировки и заканчивается отчетливымпредвосхищением сообщаемого (коммуникативной интенцией). В речи говорящийвсегда заявляет о себе как о личности с присущими ей индивидуальнымиособенностями мировосприятия и языковой компетенции. Необходимым условиемречевого общения является коммуникативная заинтересованность адресанта иадресата (адресатов), которая обусловливает главный принцип общения — паритетность его участников, вне зависимости от социокультурных характеристик ипсихологических ролей [2].
Умение слушателяпроникнуть в коммуникативный замысел говорящего — основное условие успешногоречевого общения. Слушатель проделывает огромную работу по интерпретацииречевого потока, по переосмыслению ранее сказанного, по соотнесению своей«модели» понятого с реальными фактами и поведением собеседника. Именно в этойразновидности литературного языка имеет место самое сложное взаимодействиемежду говорящим и слушающим, самое жесткое требование ситуативногореплицирования, наиболее активный характер интерпретации и эвристичностьпроцессов постижения смысла.
В разговорной речипроявляются общие и индивидуальные особенности внутренней речи говорящего: егопоиски нужной синтаксической конструкции, подходящего слова в определенной синтаксическойпозиции, повторы, выбор средств поддержания диалога, паузы обдумывания и т. д.Именно в неподготовленной, живой речи находят свое подтверждение положениятеории речевой деятельности: логические структуры и языковые конструкции не полностьюсоотносительны, т. е. равны друг Другу; существуют законы невыражения структурмысли; существуют явные и неявные способы выражения смысла, выборочноеотражение «положения дел» или «картины мира» [3].
Разговорная речь показываетсознательный характер формирования линейной организации речи говорящим, егоориентацию на мир слушателя, прогноз его коммуникативных ожиданий и реакций.Это подтверждает контроль говорящего над способом высказывания, выражающийся вовведении оборотов метарефлексии, поправок, уточнений.
Многообразие формчеловеческой жизни рождает выбор тем речевого общения, стратегий речевогоповедения, жанра общения и приемов воплощения чувства-речи-мысли. В разговорнойречи существуют свои специфичные средства привлечения внимания собеседника,приемы экспрессивности, убеждения и особая, в зависимости от жанра речи,эстетика[4].
Важнейшим признакомразговорной речи является ее спонтанность, неподготовленность.
Второй отличительныйпризнак разговорной речи состоит в том, что разговорное общение возможно толькопри неофициальных отношениях между говорящими.
И, наконец, третьимпризнаком разговорной речи является то, что она может реализоваться только принепосредственном участии говорящих.
Особую роль в разговорномобщении имеет прагматический фактор. Прагматика — это такие условия общения,которые включают определенные влияющие на языковую структуру коммуникациихарактеристики адресанта (говорящий, пишущий), адресата (слушающий, читающий) иситуации. Разговорное неофициальное общение с непосредственным участиемговорящих осуществляется обычно между хорошо знающими друг друга людьми в конкретнойситуации. Поэтому говорящие имеют определенный общий запас знаний. Эти знанияназывают фоновыми. Именно фоновые знания позволяют строить в разговорномобщении такие редуцированные высказывания, которые вне этих фоновых знанийсовершенно непонятны.
Спонтанность разговорнойречи, ее большие отличия от кодифицированной речи ведут к тому, что так или иначезафиксированные на письме разговорные тексты оставляют у носителей языкавпечатление некоторой неупорядоченности, многое в этих текстах воспринимается какречевая небрежность или просто как ошибка. Происходит это именно потому, чторазговорная речь оценивается с позиций кодифицированных предписаний. На самомже деле она имеет свои нормы, которые не могут и не должны оцениваться какненормативные [5].
Нормой в разговорной речипризнается то, что постоянно употребляется в речи носителей литературного языкаи не воспринимается при спонтанном восприятии речи как ошибка — «не режетслуха».
Нормы разговорной речиимеют одну важную особенность. Они не являются строго обязательными в томплане, что на месте разговорной может быть употреблена общелитературная норма,и это не нарушает разговорный статус текста [6].2. Задание 2
Проанализируйтепричины недостаточной информативности предложений и отредактируйте их.1. Сдается квартира с ребенком. Сдается квартира для семьи с ребенком. 2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай, держась за проволоку. 3. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. В первый месяц жизни дети ходят гулять только сидя на руках у родителей. 4. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. Студенты, прошедшие давление и сварку металла, могут записаться на обработку при помощи резки. 5. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. Женщине присудили пятьдесят процентов от дохода мужа. 6. Продажа сока прекращена по техническим причинам; застрял в лифте. Продажа сока прекращена по техническим причинам — продавец застрял в лифте. 7. Доставка груза производится вертолетом по бездорожью. Доставка груза производится при помощи вертолета по воздуху. 8. Промежуток между школой и жизнью занимает короткое время, а в памяти остается надолго. Промежуток между школой и жизнью занимает короткое время, а в памяти остается надолго. 9. На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность. На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность скота. 10. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными. На улучшение качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными. 3. Задание 3
Найдитеошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики. Сделайтестилистическую правку предложений
1.Планирование, просчет вашей кухни, гостиной, спальни, детской комнаты и т. д.происходит бесплатно.
Планированиекухни, гостиной, спальни, детской комнаты и т. д. происходит бесплатно.
2. В делеповышения производства мы используем новые альтернативы.
Для повышенияпроизводства мы используем новые альтернативы.
3. Этослишком трудно и многолико отвечать за всю безопасность.
Это слишкомтрудно отвечать за всю безопасность
4. Коллективучителей разрабатывает учебный материал таким образом, чтобы дети быстрееусваивали проходящий материал.
Коллективучителей разрабатывает учебный материал таким образом, чтобы дети быстрее егоусвоили.
5. Имидж — это образ, надуманный для показа другим внешних качеств человека, его образажизни, его действий.
Имидж — этообраз, для показа другим внешних качеств человека, его образа жизни, его действий.
6. Партнер- это соучастник какого-либо действия, события, игры.
Партнер — это соучастник какого-либо действия.
7. Япопросил прохожего описать дорогу до вокзала.
Я попросилпрохожего указать дорогу до вокзала.
8. Учительизобразил на доске план выполнения работы.
Учительизобразил на доске план выполнения работы.
9. Можнобыло привести ряд чисел, касающихся всех сторон жизни этой республики.
Можно былопривести ряд чисел, касающихся развития республики.
10.Загрязнение воздуха способствует возникновению рака легких и другихзаболеваний.
Загрязнениевоздуха способствует возникновению различных заболеваний.
11. Трудноопределить стандарты загрязнения из-за неполной и спорной технологической ибиологической информации.
Трудноопределить стандарты загрязнения из-за неполной информации.
12.Известно, что Родион, когда появился на сцене, был весьма разбалованнымребенком.
Известно,что Родион, когда появился на сцене, был весьма избалованным ребенком.
13.Некоторые рабочие допускают дефекты в работе станков.
Некоторыерабочие допускают нарушения в работе станков.
14.Модельеры предложили несколько новых конструкций женского платья.
Модельерыпредложили несколько новых моделей женского платья.
15. Пейзажгорода обогатился новыми зданиями.
В городепоявились новые здания.
16.Коллектив треста досрочно завершил возведение двухпутного железнодорожногомоста через Волгу и запланированных подъездных коммуникаций.
Коллективтреста досрочно завершил возведение двухпутного железнодорожного моста черезВолгу и запланированных подъездных коммуникаций.4. Задание 4
Исправьтетекст приказа, отделив констатирующую часть от распорядительной. Оформите идопишите документ в соответствии с правилами оформления распорядительныхдокументов. Обратите внимание на использование соответствующих данному видудокумента стандартных языковых моделей
ПРИКАЗ
С цельюрасширения спектра образовательной деятельности вуза,
п р и к а зы в а ю:
1. ОрганизоватьИнститут современных технологий управления в соответствии с реальноскладывающейся конъюнктурой на рынке интеллектуальных услуг.
2. Утвердитьвременное положение об исполнение Постановления Ученого совета университета от28.04.98 г., протокол №8.
3. Главномууправлению по образованию установить постоянный контроль со служебнымизаведениями в подведомственных учебных заведениях в соответствии с настоящимприказом. Ответственный – специалист по работе со средними специальнымизаведениями П.Р.Насибова.
4. Контрольза исполнением приказа возложить на заместителя А.В. Петрова
Ректор АГАУ М.Ф. Борисов
С приказомознакомлены:
Орлова О.И._____________ «___»__________200__г.
ВаськинаТ.И.____________ «___»__________200__г.
НасибоваП.Р.____________ «___»__________200__г.5. Задание 5
Прочитайте отрывок изстатьи и докажите, что этот текст принадлежит научному стилю
Дополнительноепредположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъектамаксимизируется, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическуюэкономическую теорию, необходимо для того, чтобы предметом анализа былоустойчивое, а значит оптимальное для всех состояние, когда дальнейший обмен илидальнейшее производство приведут к снижению благосостояния кого-либо изучастников. Проверить, соответствует ли поведение потребителя или управляющегомаксимизации полезности, обычно невозможно, поскольку его функция полезностинам заранее неизвестна (МЭ и МО. 1997. №12).
В данномтексте употребляется специальная научная и терминологическая лексика [7] — Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждогоэкономического субъекта максимизируется, заложенное в качестве предпосылки внеоклассическую экономическую теорию и др.
Научныйстиль не просто берет слова из общелитературного языка. Он производиттщательный отбор слов — прежде всего тех, которые наиболее оптимально выполняютглавную функцию, установку научного стиля. Слово в научной речи обычно называетне конкретный, индивидуально неповторимый предмет, а класс однородныхпредметов, т.е. выражает не частное, индивидуальное, а общее научное понятие.Поэтому в первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлеченным значением [8].6. Задание 6
Считаете лиВы удачными следующие способы заключения речи? Ответ обоснуйте
1. «Ясознаю, что мне не удалось объяснить все так, как следовало бы, но все же…»;«Мне неприятно наводить на вас скуку еще какими-нибудь подробностями, но,заканчивая речь, я хотел бы еще добавить, что…».
Данноезаключение речи неудачно, так как лектор осознает и указывает на то, чтопредложенный материал был неинтересен и скучен.
2. «Жизньпрожить, не поле перейти»; «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»; «Любишькататься, люби и саночки возить».
Не всегдауместно заканчивать свою речь пословицами и поговорками, т.к. они могут быть неверно истолкованы собеседниками.
3. «Как вывидите, изменить (исправить) ничего нельзя…»; «Мы можем только ждать и надеятьсяна удачное стечение обстоятельств…».
Подводитсяитог неудачного прохождения какого-либо события, делается психологическаяустановка на отрицательное заключение.
4. «Этовсе»; «Я уже все сказал»; «Это конец моей речи».
Употребляяданные выражения в заключении речи, появляется ощущение резкости, грубости. 7.Задание 7
Проанализируйтепричины абсурдности и неуместного комизма высказывания. Назовите логическиеошибки в предложениях, возникающие в результате речевой недостаточности,исправьте их
1. Впомещении проходной фабрики санэпидстанция будет готовить отравленную приманкудля населения.
В помещениифабрики санэпидстанция будет готовить отравленную приманку для продажинаселению.
(Логическаяошибка: санэпидстанция не может готовить отравленную приманку для населения,отсутствие связи между частями и предложениями)
2.Зоотехникам и ветработникам ферм провести обрезку копыт и обезроживание.
Зоотехниками ветработникам ферм провести обрезку копыт и обезроживание скота.
(Логическаяошибка: у зоотехников и ветработников нет копыт, отсутствие связи между частямии предложениями)
3. Всемзоотехникам отделений сделать прочные ошейники на железной цепи, под которыеподложить ремни или войлок.
Всемзоотехникам отделений сделать прочные ошейники для собак, на железной цепи, подкоторые подложить ремни или войлок.
(Логическаяошибка: зоотехникам ошейники не требуются, отсутствие связи между частями ипредложениями)
4. Нафабрику требуется два рабочих: один для начинки, другой для обертки.
На фабрикутребуется два рабочих: один для приготовления начинки, другой для оберткипродукции.
(Логическаяошибка: не указана информация полностью)
5. Премироватьработников яслей за выполнение плана, но уровню заболеваемости детей.
Премироватьработников яслей за выполнение плана, но уровню уменьшения заболеваемостидетей.
(Логическаяошибка: отсутствие связи между частями и предложениями)
6. Деньрождения начнется в три часа.
ПразднованиеДня рождения начнется в три часа.
(Логическаяошибка: не указана информация полностью)
7. Прошупрописать меня без права жилья. Обещаю не жить.
Прошу прописатьменя без права жилья.
(Логическаяошибка: неоправданное повторение высказанной ранее мысли)
8. Продавцыв синих безрукавках, форменных юбках, пиджаках, все как один смуглолицые ичерноусые, не могли не восхищать клиентов.
Продавцы всиних безрукавках, форменных юбках, пиджаках, не могли не восхищать клиентов.
(Логическаяошибка: предоставлена лишняя информация полностью)
8. Задание 8
Укажитестилистические недочеты и речевые ошибки. Исправьте предложения
1.Отдаленные северные места, где льдины гложут валунные берега, и только в узкиепроемы летних месяцев отступает холодная Арктика, пропуская корабли посвинцовой дорожке ледяной воды, тоже наша земля.
Отдаленныесеверные места, где льдины гложут валунные берега, и только в короткие летниемесяцы отступает холодная Арктика, пропуская корабли по свинцовой дорожке ледянойводы.
(Двусмысленность,много лишней информации)
2. Пириннеповторим красотой: его вершины точно мраморные ребра.
Гора Пириннеповторима красотой: ее вершины точно мраморные ребра.
(Дляраскрытия смысла предложения, необходимо расширить контекст).
3.Специалисты-вулканологи не трусят, а держат руку на пульсе стихии.
Специалисты-вулканологивсегда держат руку на пульсе стихии.
(Двусмысленность,много лишней информации)
4. Ярымврагом природы является нарушитель охотничьих законов, он же — непримиримыйвраг и настоящих охотников, которых, к величайшему счастью человечества,преобладающее большинство.
Ярым врагомприроды является нарушитель охотничьих законов, он же — непримиримый враг инастоящих охотников.
(Двусмысленность,много лишней информации)
5.Исключить потери картофеля — такая мысль должна неустанно пульсировать в сердцекаждого селянина.
Исключитьпотери картофеля — такая мысль должна неустанно заботить каждого селянина.
(Двусмысленность)
6. Насоседнем участке вершится чудо — там рождаются комплекты приборов дляфизического практикума в школах.
На соседнем участкевершится чудо — там производятся комплекты приборов для физического практикумав школах.
(Нарушение лексическойокраски предложения) [9].
Список литературы
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., ФоминаМ.И. Современный русский язык. – М.: Слово, 2005. – 328 с.
2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. — М.: Книга, 2005. – 417 с.
3. Виноградов В.В. Избранные труды. — М.:Наука, 2004. – 512 с.
4. Гвоздев А.Н. Современный русскийлитературный язык.- М.: Вагриус, 2006. – 398 с.
5. Голанов И.Г. Морфология современногорусского языка. – М.: МИР, 2006. – 421 с.
6. Лагута (Алешина) О.Н. Стилистика. Культура речи. Теория речевойкоммуникации: Учебный словарь терминов. Учебное пособие / Отв. ред. Н. А. Лукьянова.Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2003. – Часть 2. – -147с.
7. Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Наука, 2005. –731 с.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка // Под ред. докт.Филологических наук Н.Ю. Шведвой – М.: Русский язык, 2004. – 816 с.
9. Пешковский А. М. Русский синтаксис внаучном освещении. – М.: Гардарика, 2005. – 419 с.
10. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., ТеленковаМ.А. Современный русский язык. – М.: Слово, 2006. – 529 с.
11. Современный русский язык. / Под ред.Е.И. Дибровой. — М.: Педагогика, 2007. – 472 с.
12. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 2004, в 4 томах
13. Столярова Е.А. Стилистика русскогоязыка. – М.: Педагогика, 2006. – 387 с.
14. Щерба Л.В. Языковая система и речеваядеятельность. – СПб.: Питер, 2005. – 528 с.