Стимулы учебного процесса, их эффективность

Федеральное агентство по образованию
Белгородский Государственный Технологический Университет
им. В.Г. Шухова
Автомобильно-дорожный институт
Кафедра социологии
Социологическое исследование на тему
«Стимулы учебного процесса, их эффективность»
Выполнила:ст. гр. УП-21
ГабелковаД.
Проверила:профессор
ШамаеваО.П.
Белгород 2009 г.

Содержание
Глава 1. Методическая часть: программа исследования
Глава 2. Методологическая часть
2.1 Пример анкеты
2.2 Определение обследованной совокупности
Глава 3. Анализ данных
Выводы и рекомендации
Глава 1. Методическая часть: программа исследования
Исследование направлено на изучение проблемы эффективностистимулирования учебного процесса.
На современном этапе особое значение приобретает улучшение подготовкистудентов высших учебных заведений к профессиональной деятельности. Будущее обществаопределяется уровнем образования молодого поколения.
Однако в последнее время сложилась противоречивая и сложная ситуация.С одной стороны, высокий конкурс при поступлении в учебные заведения свидетельствуето заинтересованности молодежи в получении знаний. С другой стороны, наблюдаетсяснижение желания студентов усердно учиться. Происходит переоценка важности обученияи знаний на ценности материального характера («будет диплом — найду хорошуюработу»). Это значительно влияет на мотивацию учебной деятельности студентов,на их отношение к будущей профессии. Именно поэтому данное социологическое исследованиеактуально в настоящее время, т.к. дает возможность раскрыть интересы и целистудентов, которые, по их мнению, влияют на их стимулирование обучения в высшемучебном заведении.
Цель исследования — определить основные стимулы учебногопроцесса и их эффективность с точки зрения студентов.
Объектом выступают студенты БГТУ им. Шухова очной формыобучения.
Предмет исследования — отношение студентов к организацииучебного процесса (эффективно ли стимулирование их обучения).
Основные понятия:
Образование— процесс и результатусвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
Учебный процесс— система организацииучебно-воспитательной деятельности, в основе которой — органическое единство и взаимосвязьпреподавания и учения; направлен на достижение целей обучения и воспитания.
Высшее образование — совокупность систематизированныхзнаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачипо профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки,техники и культуры. Понимается также подготовка специалистов высшей квалификациидля отраслей экономики, науки, техники и культуры в различного типа высших школах.
Стимул— побуждение к действию,побудительная причина поведения.
Самообразование — самостоятельное образование,приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры,политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегосяв органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.
Гипотезы исследования:
Предполагаю, что эффективный способ стимулировать обучение студентов- это показать, что знания необходимы для работы по специальности. Предполагаю,что дифференцированная оценка знаний учащихся стимулирует их для обучения. Предполагаю,что возможность сдавать экзамены, зачёты в упрощённой форме стимулирует прилежное(старательное) обучение студентов в течение семестра.
Задачи:
A. Выявить способы организации учебного процесса, которые бы стимулировали студентовдля обучения.
B. Определить наиболее эффективные, по мнению студентов, стимулы обучения.
C. Выявить отношение студентов к стимулированию (стимулам) их обучения.
Глава 2. Методологическая часть2.1 Пример анкеты
Уважаемые Студенты!
Данное социологическое исследование проводитсядля того, чтобы выявить способы организации учебного процесса, которые бы стимулировалистудентов для обучения.
Ваши искренние ответы помогут определить наиболееэффективные стимулы обучения.
Все результаты исследования будут использоватьсяв обобщённом виде, поэтому анонимность Вам гарантируется.
Анкета весьма проста в заполнении. В каждом вопросеВы можете выбрать не более одного (если не указано иного), подходящего Вам пунктаили написать свой вариант ответа.
Заранее благодарю!
АНКЕТА
1. Что Вы можете сказать о своей профессии?
001. я интересовался профессией до поступления в вуз,много читал и сознательно выбрал её
002. я интересовался профессией, она соответствует моимспособностям, выбор был обдуман
003. главное — я знаю, что найду работу сразу после вузпусть и с невысокой оплатой труда
004. профессия для меня не главное, важна оплата труда,которую я буду получать
005. профессия для меня не главное, важно иметь дипломо высшем образование
2. Почему Вы выбрали очную форму обучения?
006. это был выбор моих родителей
007. есть возможность полностью посвятить себя обучениюи получить качественные знания
008. я не самостоятельный, не способен к самообразованию/самоорганизации
009-011. другое
3. Какая основная причина поступления в вуз?
012. желание получить знания, профессию
013. найти друзей, знакомых
014. получить диплом
015-017. другой
4. Что для Вас наиболее значимо в учебном процессе?
018. чтобы было интересно
019. чтобы знания были необходимы для работы
020. чтобы знания способствовали творческому развитию
021. чтобы знания способствовали самореализации
5. Что Вам больше нравится?
022. дифференцированная оценка (3,4,5), т.к. есть стимулполучить высокую оценку
023. дифференцированная оценка (3,4,5), т.к. есть возможностьоценить свой уровень знаний
024. зачёт/незачёт, т.к. уравнивает студентов
025. мне всё равно
6. Вы занимаетесь самообразованием?
026. почти всегда
027. иногда
028. никогда
7. Выберите наиболее подходящее к Вам утверждение:
029. у меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминаний
030. я самостоятельно изучаю рад предметов, которые необходимыдля будущей специальности
031. лучше всего я занимаюсь, когда меня периодическиподстёгивают
032. я осознаю, что учусь «для кого-то», толькопод чьим-то контролем (родители, преподаватели)
8. Определите, какие стимулы в обучение для Васнаиболее значимы:
(ответ дайте по каждой строке) Скорее важно, чем нет Важно Скорее не важно, чем важно Не важно Затрудняюсь ответить Индивидуализация заданий 032 033 034 035 036 Понимать полезность выполняемой работы 037 038 039 040 041 Возможность применить знания на практике (в будущей работе) 042 043 044 045 046 Возможность сдавать экзамены, зачёты в упрощённой форме («автомат») 047 048 049 050 051 Даёт возможность для самообразования 052 053 054 055 056 Возможность участвовать в творческой деятельности (в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе) 057 058 059 060 061 Возможность участвовать в олимпиадах, научно-исследовательских конкурсах 062 063 064 065 066 Использование дифференцированной оценки 067 068 069 070 071 Материальное поощрение за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование) 072 073 074 075 076
9. Отметьте, какие стимулы существуют в вашемуниверситете?
077. Индивидуализация заданий
078. Понимать полезность выполняемой работы
079. Возможность применить знания на практике (в будущейработе)
080. Даёт возможность для самообразования
стимул учебный профессиональный студент
081. Возможность сдавать экзамены, зачёты в упрощённойформе («автомат»)
082. Возможность участвовать в творческой деятельности(в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе)
083. Возможность участвовать в олимпиадах, научно-исследовательскихконкурсах
084. Использование дифференцированной оценки
085. Поощрение за успехи в учебе и творческой деятельности(стипендии, премирование)
10. Какая организация учебного процесса Вам большенравится?
086. только работа на лекциях, семинарах
087. основное — работа на лекциях, семинарах, а дополнительно- самообразование
088. основное — самообразование, а дополнительно — работана лекциях, семинарах
089. только самообразование
11. Как вы думаете, стипендия является стимуломдля обучения?
090. да является, т.к. студент будет стремиться учитьсялучше
091. нет, не является, т.к. если студент не хочет учиться- его не заставишь
092. нет, не является, т.к. очень маленькая по размеру
12. Выберете наиболее подходящее Вам утверждение:
093. если предмет неинтересный, Но возможно получить«автомат», то я буду прилежно учиться
094. если предмет неинтересный, Но знания необходимы длябудущей работы, я буду хорошо готовиться
095. если предмет неинтересный, я не смогу себя заставитьзаниматься
13. Как вы думаете, нужно ли предоставлять возможностьстуденту сдавать экзамены в упрощённой форме («автомат»)?
096. да, это будет стимул заниматься усерднее в течениесеместра
097. да, но только за особые заслуги (участие в олимпиадах,конференциях и др.)
098. нет, студенты должны сдавать всё на равных условиях
099-101. другое
14. Оцените роль преподавателя в стимулированиеобучения студентов:
102. очень важна, т.к. преподаватель-источник знаний
103. нет, не важна, главное желание студента
104. одинаково важно и роль преподавателя и самообразованиестудента
15. Как вы думаете, Вас достаточно стимулируютдля обучения (стараются вызвать желание учиться)?
105. скорее да
106. да, достаточно, т.е. есть все условия, чтобы я учился
107. скорее нет
108. нет, не достаточно, т.к. не вызывают желание обучаться
16. Что вас стимулирует или могло бы побудитьк обучению?
109. если мне интересно
110. если я уверен, что знания необходимы для работы
111. если знания способствуют творческому развитию
112. если знания способствуют самореализации
17. Вы можете вспомнить случай, когда дисциплинане нравилась, но в силу каких-либо стимулов вы изменили своё мнение, предмет Васзаинтересовал?
113. да, у меня часто так бывает
114. да, но так редко бывает
115. нет, не было, но я допускаю, что может быть
116. нет, такого никогда не было и не будет
18. Если я уверен, что знания по дисциплине необходимыдля работы…
117. я буду больше заниматься, тщательней готовиться ксеминарам, стараться иметь высокую оценку
118. займусь самообразованием, буду изучать, то, что считаюнужным, а оценка мне не важна
119. я буду больше времени уделять, читать дополнительнуюлитературу, и иметь высокую оценку
120. я буду относиться также как и ко всем дисциплинам,и иметь оценку «как получится»
121. я не буду особо относиться к предмету и на оценкумне всё равно
19. Как вы думаете, возможно ли стимулироватьобучение (вызвать желание получить знания)?
122. скорее да, т.к. к каждому можно найти подход
123. однозначно да, любого можно заинтересовать
124. скорее нет, ведь всё зависит от желания человека
125. однозначно нет, т.к. если человек не захочет егоникто не заставит
20. По-вашему мнению, зачем Вам диплом о высшемобразование (в/о)?
126. в наше время обязательно иметь диплом о в/о, чтобызанять желаемое положение в обществе
127. диплом о в/о необходим, чтобы получить хорошую работу
128. люди с дипломом о в/о получают заработную плату выше,поэтому он необходим
129-131. другое
21. Вам важно какие оценки у вас в дипломе?
132. мне важно, т.к. положительные оценки показывают,что у меня хорошие знания
133. скорее важно, т.к. положительные оценки характеризуютменя как ответственного
134. скорее не важно, т.к. это формальность, а истинныхзнаний не показывает
135. не важно, т.к. никто их не смотрит
22. Укажите Ваш пол:
136. женский
137. мужской
23. Вы обучаетесь на:
138. платной основе
139. бюджетной основе
 2.2 Определение обследованной совокупностиКод Кол-во студентов % 1 2 8% 2 10 40% 3 4 16% 4 3 12% 5 6 24% 6 3 12% 7 16 64% 8 3 12% 9 3 12% 10 0% 11 0% 12 14 56% 13 1 4% 14 9 36% 15 1 4% 16 0% 17 0% 18 8 32% 19 7 28% 20 3 12% 21 7 28% 22 3 12% 23 4 16% 24 14 56% 25 4 16% 26 3 12% 27 16 64% 28 6 24% 29 8 32% 30 1 4% 31 11 44% 32 5 20% 32 6 24% 33 8 32% 34 5 20% 35 3 12% 36 3 12% 37 7 28% 38 11 44% 39 4 16% 40 0% 41 3 12% 42 4 16% 43 14 56% 44 2 8% 45 4 16% 46 1 4% 47 4 16% 48 10 40% 49 4 16% 50 6 24% 51 1 4% 52 7 28% 53 3 12% 54 3 12% 55 7 28% 56 5 20% 57 1 4% 58 5 20% 59 7 28% 60 9 36% 61 3 12% 62 2 8% 63 5 20% 64 7 28% 65 9 36% 66 2 8% 67 5 20% 68 4 16% 69 6 24% 70 6 24% 71 4 16% 72 3 12% 73 16 64% 74 3 12% 75 2 8% 76 1 4% 77 4 16% 78 3 12% 79 12 48% 80 5 20% 81 12 48% 82 7 28% 83 5 20% 84 11 44% 85 14 56% 86 10 40% 87 9 36% 88 2 8% 89 4 16% 90 17 68% 91 5 20% 92 3 12% 93 8 32% 94 9 36% 95 7 28% 96 17 68% 97 3 12% 98 5 20% 99 0% 100 0% 101 0% 102 12 48% 103 8 32% 104 5 20% 105 4 16% 106 7 28% 107 11 44% 108 3 12% 109 10 40% 110 9 36% 111 2 8% 112 4 16% 113   0% 114 10 40% 115 13 52% 116 2 8% 117 9 36% 118 6 24% 119 5 20% 120 5 20% 121 0% 122 10 40% 123 8 32% 124 4 16% 125 3 12% 126 8 32% 127 13 52% 128 4 16% 129 0% 130 0% 131 0% 132 8 32% 133 9 36% 134 6 24% 135 2 8% 136 19 76% 137 6 24% 138 15 60% 139 10 40%
Глава 3. Анализ данных
Прямое распределение.
Было опрошено 25 студентов очной формы обучения.Рассмотрим, как ответили студенты на заданные вопросы и наиболее важные вопросыотразим в наглядных диаграммах.
На вопрос, что “студенты могут сказатьо своей профессии”, получены следующие ответы:
40% я интересовался профессией, она соответствует моимспособностям, выбор был обдуман;
24% профессия для меня не главное, важно иметь дипломо высшем образование;
16% главное — я знаю, что найду работу сразу после вузпусть и с невысокой оплатой труда;
12% профессия для меня не главное, важна оплата труда,которую я буду получать;
8% я интересовался профессией до поступления в вуз, многочитал и сознательно выбрал её.
Отсюда следует, что большинство студентоввыбирает специальность по своим способностям, 24% студентов (довольно много!)интересует диплом о в/о, 16% главное трудоустройство сразу после университета.12%отмечают, что для них главное оплата труда, а не специальность.
На вопрос, “почему студенты выбрали очную форму обучения”,получены следующие ответы:
Большинство, 64% студентов, выбрали вариант: «естьвозможность полностью посвятить себя обучению и получить качественные знания»;Варианты «это был выбор моих родителей»; «я не самостоятельный, неспособен к самообразованию/ самоорганизации» по 12 %.
12% выбрали вариант «другое».
/>
Таким образом, большинство студентов (64%)выбрали очную форму обучения сознательно и хотят получить качественные знания. Студенты,которые выбрали вариант «другое», отметили:
1) что эта форма обучения самая эффективная;
2) что нет заочной формы по их специальности;
3) чтобы провести студенческую жизнь весело.
На вопрос, “какая основная причина поступления в вуз”,студенты ответили так:
56% желание получить знания, профессию
36% получить диплом
4% найти друзей, знакомых
4% другой
/>
Как видно на диаграмме, большинство студентов(56%) поступили в вуз, чтобы получить профессию и знания. Однако на второмместе (36%), студенты, которым нужен только диплом. Чтобы найти друзей 4%студентов, и вариант «другое» отметили также 4%, написав, что«так веселее», т.е. рассматривают вуз только для «студенческой жизни».
На вопрос, “что для Вас наиболее значимо в учебном процессе”,студенты ответили следующим образом:
32% чтобы было интересно
28% чтобы знания были необходимы для работы
28% чтобы знания способствовали самореализации
12% чтобы знания способствовали творческому развитию
Таким образом, большинству студентов (32%)наиболее значимо в обучение, чтобы было интересно. Одинаковому количеству студентов(по 28%) важно как практическое применение знания, т.е. для работы, так ичтобы знания способствовали их самореализации. Знания, способствующие творческомуразвитию у студентов на последнем месте — всего 12%.
Студентам был задан вопрос по поводу оценок, «что большенравится»:
56% зачёт/незачёт, т.к. уравнивает студентов
16% дифференцированная оценка (3,4,5), т.к. есть возможностьоценить свой уровень знаний
16% мне всё равно
12% дифференцированная оценка (3,4,5), т.к. есть стимулполучить высокую оценку
/>
Отсюда следует, что большинство студентов(56%) предпочитает получить «зачёт/незачёт», чем реальную оценкузнаний. Всего 16% рассматривают дифференцированную оценку как «возможностьоценить уровень знаний», а для 12% оценка является стимулом. И 16%безразлично по какой системе их оценивают.
У студентов поинтересовались, “занимаются ли самообразование”,вот результаты:
64% иногда
24% никогда
12% почти всегда
/>
Очевидно, что очень мало студентов (только12%) находят желание и время «почти всегда» заниматься самообразованием.Однако, большинство студентов (64%) отметили «иногда», что показываетположительную динамику, возможность перейти в группу «почти всегда» прижелании и волевых усилиях. Достаточно большой процент студентов (24%) незанимаются самообразованием.
Чтобы более точно определить, нужно ли стимулировать, «подстёгивать»студентов для обучения, было предложено “выбрать наиболее подходящее имутверждение”:
44% лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически подстёгивают
32% у меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминаний
20% я осознаю, что учусь «для кого-то», толькопод чьим-то контролем (родители, преподаватели)
4% я самостоятельно изучаю рад предметов, которые необходимыдля будущей специальности
Итак, большинство студентов (44%) признаются,что их периодически необходимо «подстёгивать». Чуть меньше (32%)наоборот отмечают, что могут учиться «без напоминаний». 20% студентовотдают себе отчёт, что «учатся для кого-то (родители, преподаватели)».4%настолько самостоятельны, что ряд предметов изучают самостоятельно.
Ответы студентов на вопрос,«какие стимулы в обучениедля них наиболее значимы», отразим в наглядной диаграмме:
/>
Из диаграммы сделаем краткий вывод:
На первом месте по важности для студентов — материальное поощрение,это отметили большинство студентов (64% -«важно», и 12%«скорее важно, чем нет»).
На втором месте, возможность применить знания на практике (вбудущей работе), 56% отметили «важно» и 16% «скорееважно, чем нет».
На третьем месте, для студентов понимание полезности выполняемойработы (44% выбрали «важно», 28% «скорее важно, чемнет»).
На чётвёртом месте, для большинства студентов (40% — «важно», 16% — «скорее важно, чем нет») это возможностьсдавать экзамены в упрощённой форме.
«Не важно» для большинства студентов (по 36%)и «скорее не важно» (по 20%) это возможность участвовать в олимпиадахи в творческой деятельности.
Студенты отметили, “какие стимулы существуют, по их мнению,в университете”:
56% Поощрение за успехи в учебе и творческой деятельности(стипендии, премирование)
48% Возможность применить знания на практике (в будущейработе)
48% Возможность сдавать экзамены, зачёты в упрощённойформе («автомат»)
44% Использование дифференцированной оценки
28% Возможность участвовать в творческой деятельности(в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе)
20% Возможность участвовать в олимпиадах, научно-исследовательскихконкурсах
20% Даёт возможность для самообразования
16% Индивидуализация заданий
12% Понимать полезность выполняемой работы
Можно сделать вывод, что значимые для студентовстимулы и существующие в университете совпадают.
Студенты оценили, “какая организация учебного процессаим больше нравится”:
40% только работа на лекциях, семинарах
36% основное — работа на лекциях, семинарах, а дополнительно- самообразование
16% только самообразование
8% основное — самообразование, а дополнительно — работана лекциях, семинарах
/>
Следовательно, большинство студентов (40%)не хотят работать самостоятельно и заниматься самообразованием. Чуть меньше- 36% студентов предпочитают основное изучать на лекциях, а самообразованиекак дополнительное.16% студентов готовы заниматься самообразованием. А 8%рассматривают работу на лекциях и семинарах лишь как дополнительную, а основное-самообразование.
Студенты ответили следующим образом, на вопрос«являетсяли стипендия стимулом для обучения»:
68% да является, т.к. студент будет стремиться учитьсялучше
20% нет, не является, т.к. если студент не хочет учиться- его не заставишь
12% нет, не является, т.к. очень маленькая по размеру
Таким образом, это подтверждает что основнойстимул для студентов — это материальный, 68% студентов рассматривают стипендиюкак стимул, чтобы лучше учиться. 20% — считают, что «если студент нехочет учиться — его не заставишь».12% отметили, что стипендия
Чтобы оценить, что является стимулом, студентам было предложено«выбрать наиболее подходящее им утверждение»:
36% если предмет неинтересный, Но знания необходимы длябудущей работы, я буду хорошо готовиться
32% если предмет неинтересный, Но возможно получить«автомат», то я буду прилежно учиться
28% если предмет неинтересный, я не смогу себя заставитьзаниматься
Отсюда следует, что ради того, чтобы бытькомпетентным, обладать нужными знаниями большинство студентов 36% готовыизучать неинтересный им предмет. Чуть меньше — 32% студентов, ради«автомата» готовы учить неинтересны предмет.28% студентов не смогутзаставить себя учить неинтересный предмет.
Студенты ответили на вопрос«нужно ли предоставлять возможностьсдавать экзамены в упрощённой форме (»автомат”)”, следующим образом:
68% да, это будет стимул заниматься усерднее в течениесеместра
20% нет, студенты должны сдавать всё на равных условиях
12% да, но только за особые заслуги (участие в олимпиадах,конференциях и др.)
Таким образом, большинство студентов (68%)возможность получить «автомат» является стимулом, чтобы усердно заниматьсяв течение семестра. Только 20% не считают нужным предоставлять студенту возможностьсдавать экзамены в упрощённой форме, только на равных условиях для всех. И 12%студентов, рассматривают такую возможность только как привилегию за особые заслуги,такие как участие на конференциях, олимпиадах.
Студенты попробовали«оцените роль преподавателя в стимулированиеих обучения»:
48% очень важна, т.к. преподаватель-источник знаний
32% нет, не важна, главное желание студента
20% одинаково важно и роль преподавателя и самообразованиестудента.
Таким образом, большинство студентов 48%,возлагают на преподавателя стимулирование обучения. А 32% студентов отмечают,что главное желание студента. И 20% студентов отмечают, что важно одинаковои стимулирование преподавателя и желание студента.
На вопрос,«достаточно ли стимулируют для обучения»,студенты ответили следующим образом:
44% скорее нет
28% да, достаточно, т.е. есть все условия, чтобы я учился
16% скорее да
12% нет, не достаточно, т.к. не вызывают желание обучаться
/>
Отсюда следует, что большинство студентов(44% “скорее нет” и12% “нет, не достаточно”)считают, что их недостаточно стимулируют. А 28% студентов довольны, и отметили,что «да, достаточно».
Студенты ответили на вопрос, “что их стимулирует илимогло бы побудить к обучению”, так:
40% если мне интересно
36% если я уверен, что знания необходимы для работы
16% если знания способствуют самореализации
8% если знания способствуют творческому развитию
Таким образом, большинству студентов (40%)главное, чтобы было интересно. А 36% студентов отмечают, что их стимулирует,если знания необходимы для работы.16% студентов стимулирует, если знанияспособствуют самореализации. Для 8% главный стимул, если знания способствуюттворческому развитию.
Студенту было предложено “вспомнить случай, когда дисциплинане нравилась, но в силу каких-либо стимулов предмет их заинтересовал”, вотчто получилось:
52% нет, не было, но я допускаю, что может быть
40% да, но так редко бывает
8% нет, такого никогда не было и не будет
Следовательно, большинство студентов (52%)допускают, что стимул может поменять отношение к предмету.40% испытали этона себе.8% не предполагают что такое возможно. Вариант, что «да, у менячасто так бывает» не выбрал ни один студент.
Студентам была”смоделирована” ситуация, что«если они уверены, что знания по дисциплине необходимы для работы…», получилиследующие результаты:
36% я буду больше заниматься, тщательней готовиться ксеминарам, стараться иметь высокую оценку
24% займусь самообразованием, буду изучать, то, что считаюнужным, а оценка мне не важна
20% я буду больше времени уделять, читать дополнительнуюлитературу, и иметь высокую оценку
20% я буду относиться также как и ко всем дисциплинам,и иметь оценку «как получится»
Отсюда следует, большинство студентов начнуттщательней готовиться, однако 36% будут стараться высокую оценку, а для 24%оценка не важна при этом. Ни один студент не выбрал вариант «я не будуособо относиться к предмету и на оценку мне всё равно».
Студенты оценили саму возможность«стимулировать обучение(вызвать желание получить знания)» следующим образом:
40% скорее да, т.к. к каждому можно найти подход
32% однозначно да, любого можно заинтересовать
16% скорее нет, ведь всё зависит от желания человека
12% однозначно нет, т.к. если человек не захочет его никтоне заставит
Таким образом, большинство студентов склонны,что стимулировать обучении возможно (40% — «скорее да» и 32% «однозначно да»).
Студенты ответили на вопрос«зачем им диплом о высшемобразование (в/о)»:
52% диплом о в/о необходим, чтобы получить хорошую работу
32% в наше время обязательно иметь диплом о в/о, чтобызанять желаемое положение в обществе
16% люди с дипломом о в/о получают заработную плату выше,поэтому он необходим
Следовательно, большинство студентов (52%)видят в дипломе гарант хорошей работы.32% — как средство достижения положенияв обществе.16% отмечают, что диплом гарантирует более высокую заработнуюплату.
На вопрос, “важно ли какие оценки в дипломе”, студентыответили так:
36% скорее важно, т.к. положительные оценки характеризуютменя как ответственного
32% мне важно, т.к. положительные оценки показывают, чтоу меня хорошие знания
24% скорее не важно, т.к. это формальность, а истинныхзнаний не показывает
8% не важно, т.к. никто их не смотрит
Таким образом, для большинства студентов(36%) оценки характеризуют их как ответственных, а 32% рассматриваютоценки как показатель знаний. 24% — оценки — формальность, не отражающаязнания.
В опросе приняли участие 76%девушек и 24% юношей. Из них 60% обучаются на платной основе и 40%на бюджетной.
Аналитическое распределение.
Проведём сравнительный анализ. В соответствиес целью и задачами исследования. А также подтвердим или опровергнем выдвинутые гипотезы.Итак, проблема данного социологического исследования, это эффективность стимулированияучебного процесса.
В соответствие с целью исследования,которая звучала, как стимулы и их эффективность, сопоставим ответы студентов навопросы «какие стимулы для них значимы» и «какие стимулы существуютв университете».
Студенты отметили, “какие стимулы существуют, по их мнению,в университете” (за общее число берутся те, кто ответили «важно»или «скорее важно, чем нет»):
56% Поощрение за успехи в учебе и творческой деятельности(стипендии, премирование) и это значимо для 76% студентов;
48% Возможность применить знания на практике (в будущейработе), это как значимый стимул отметили 72% опрошенных;
48% Возможность сдавать экзамены, зачёты в упрощённойформе («автомат») — значимо для 56% студентов.
12% Понимать полезность выполняемой работы (значимо 72% студентов).
Таким образом, в целом в университете существуют стимулы которые значимы,но их не достаточно, по мнению студентов, особенно большой разрыв между существующими значимым — это «понимание полезности выполняемой работы». Отметили,что существует только 12%. В то время как это значимо для 72%.
Как мы заметили на первом месте у студентовпо значимости и по существованию — это такой стимул, как «поощрение за успехив учёбе», мы рассматриваем материальное поощрение. Давайте рассмотрим как студентыответили на вопрос «является ли стипендия стимулом». И так, из тех, ктоотметил значимость поощрения в учёбе (это 76%), на вопрос ответили так:
68,75% отмечают стипендию как стимул (изних 54,54% — на платной основе; 45,45% — на бюджетной);
18,75% — нет, т.к. стипендия маленькая поразмеру (из них 12,5% -бюджетники, 6,25% -платники);
12,5% — не рассматривают стимулом, т.к.ничто не заставит, если студент не хочет учиться (по 6,25%, как студенты платной,так и бюджетной основы обучения). Таким образом, стипендию можно рассматриватькак стимул и материальное поощрение. Это отмечают даже больше «студенты — платники».
В соответствие задачами, «выявить способы организации учебного процесса, которыебы стимулировали студентов для обучения» и «определить наиболее эффективные,по мнению студентов» рассмотрим ответы студентов на следующее вопросы:
«что для них наиболее значимо в учебномпроцессе», «какая организация учебного процесса им больше нравится»и как студенты видят «роль преподавателя в стимулирование обучения».
Итак, мы видим, что «собирательный» способ организацииучебного процесса, который бы стимулировал студентов выглядит так:
В первую очередь должно быть интересно (32%) и знания были необходимыдля работы (28%). Однако большинство студентов предпочитают достичь этого занимаясьтолько на лекциях (40%), другая часть согласна всё же дополнительно заниматься самообразованием(36%). Следовательно, большинство студентов (40%) не хотятработать самостоятельно и заниматься самообразованием. Хотя большинство студентов(48%) оценивают роль преподавателя как «очень важна, т.к. преподаватель-источникзнаний», в то время как 32% выбрали вариант «нет, не важна, главное желаниестудента». Отсюда следует, что универсального стимулирующегоспособа организации учебного процесса нет, однако совершенно точно можно сказать,что большинство студентов отметили, что главное интересно и с практическими знаниями.
Чтобы выявить отношение студентов к стимулированию их обучения- что было ещё одной задачей следования — проанализируем вопросы: “возможноли стимулировать обучение” и «достаточно ли их стимулируют для обучения».Вот полученные результаты:
Большинство студентов склонны, что стимулировать обучении возможно(40% — “скорее да” и 32% «однозначно да»). Хотя56% («скорее нет» — 44% и «нет, не достаточно» — 12%) считают,что их стимулируют недостаточно. Отсюда следует, что стимулироватьвозможно, — это отметили 72%, но можно с уверенностью сказать, что существующиена данный момент стимулы не эффективны.
Выдвинутая гипотеза, что «эффективныйспособ стимулировать обучение студентов — это показать, что знания необходимы дляработы по специальности». Проанализировав ответы студентов, модно сказать,что гипотеза полностью подтвердилась. Чтобы быть компетентным,обладать нужными знаниями большинство студентов 36% готовы изучать неинтересныйим предмет. А также “если студенты уверены, что знания по дисциплине необходимыдля работы”, то (70%) большинство студентов начнут тщательней готовиться.Ни один студент не выбрал вариант «я не буду особо относиться к предмету ина оценку мне всё равно».
Можно сделать вывод, что студентам оченьважно, что знания были необходимы для работы, то есть имели практическую направленность.Это стимулирует студентов серьёзней относится к дисциплине.
Гипотеза, что «дифференцированнаяоценка знаний учащихся стимулирует их для обучения» не подтвердилась. Большинствостудентов (56%) предпочитает получить «зачёт/незачёт», чем реальнуюоценку знаний. Всего 16% рассматривают дифференцированную оценку как«возможность оценить уровень знаний», а для 12% оценка являетсястимулом. И 16% безразлично по какой системе их оценивают.
Выдвинутая гипотеза, что «возможностьсдавать экзамены, зачёты в упрощённой форме стимулирует прилежное (старательное)обучение студентов в течение семестра» подтвердилась не полностью. Только начётвёртом месте по значимости это стимул для студентов (40% — «важно»,16% — «скорее важно, чем нет»). И всего 32% студентов, ради«автомата» готовы учить неинтересны предмет. Таким образом,интерес и практика куда важнее для студентов чем «облегчённый экзамен»,можно предположить, что всё-таки знания студенты ценят выше, чем «цифру в зачётке».
Выводы и рекомендации
В данном исследование все задачи выполнены,цель исследования достигнута. Проблема изучена. Не все гипотезы подтвердились.
Общий вывод можно сделать следующий, чтодва основных стимула для студента — это материальный (стипендию можно рассматриватьв виде стимула) и чтобы знания были необходимы в работе. К сожалению, такие стимулыкак самореализация, творчество и др. не популярны у нынешней молодёжи. Можно рекомендоватьпоказывать студентам знания и будущую профессию как способ самореализации, а нетолько как «получение зарплаты», а ВУЗ как возможность для творческойдеятельности, которая также способствует самореализации, а не для «получениядиплома». И конечно, поощрять любые творческие начинания студентов.
Важно заметить, что в университете существуют все стимулы, которые значимы для студентов. Однако можно рекомендоватьповысить среди студентов «понимания полезности выполняемой работы». Этозначимо для многих студентов, но в университете этот стимул представлен недостаточно.
Конечно, универсального стимулирующего способа организации учебногопроцесса нет, однако совершенно точно можно сказать, что большинству студентов важно,чтобы было интересно и с практическими знаниями.
Студенты отмечают, что стимулировать ихвозможно, но существующие на данный момент стимулы не эффективны, целью данногоисследования не было выявления этих причин, но можно рекомендовать всё же выявитьэти причины.
Надеюсь, проведённое исследование и данныерекомендации обратят внимания на проблему эффективности стимулирования учебногопроцесса и помогут её решить.