Г.Сысоев, генеральный директор АДП «АРДИК»
ВМоскве, исторической столице России, как в капле воды, отразились все сторонырусского характера. Прежде всего это сумбурность и противоречивость, врезультате которых любое действие порождает массу непредсказуемых последствий.Эмоциональность и политизированность окончательно запутывают дело. Инымисловами, чтобы что-то реально сделать, русскому человеку надо не толькооказаться в нужное время в нужном месте, не только иметь талант, но еще ипопасть в струю. С праздничным оформлением столицы происходит нечтоаналогичное…
Москваполна интересными, талантливыми людьми, но это почти не отражается на ееоформлении. Здесь существуют свои, давно сложившиеся законы, и что-либоизменить в стандартном наборе: флаги, стяги, гирлянды — довольно трудно. Запоследние годы мир в отношении к празднику сильно продвинулся вперед, используятакие бестселлеры, как юмор и эротика, различные шоу, феерии, карнавалы. Нашчеловек тоже ожидает от праздника новизны, яркости, неожиданности, преображенияпривычного облика улиц и площадей. Однако многие в России, как и в прежниевремена, видит его лишь официозным, политизированным, чопорным. Идеи оформлениягорода, обкатанные со всех сторон до той степени бесспорности, при которой ихэстетическая ценность приближается к нулю, сегодня являются обязательныматрибутом каждого столичного мероприятия — светского, церковного илиполитического. Все это отнюдь не стимулирует творчество и эксперимент, отторгаяоригинально мыслящих специалистов.
Варсенале приемов и средств современного праздника отсутствует озорство, солоноватыйюмор, шутка, хотя они как нельзя лучше соответствуют русской частушечнойвеселости. Между тем, русский характер без юмора и желания «опустить»обходиться не может. Если кругом побеждает официоз, то начинается периодподпольных анекдотов. 20-е годы — как глоток свежего воздуха. Они принесли наулицы и площади столицы шутки, юмор, смех. В голодной молодой республике толькотак можно было сохранить веру в будущее. Глумление над чемберленами, пузатымикапиталистами соответствовало и политической конъюнктуре, и общему настроению.В этом процессе участвовало много остроумных, талантливых, но невостребованныхлюдей из мира архитектуры, театра, дизайна, изобразительного искусства. Такпоявились уличные мистерии и ритуальные политические шествия, башня Татлина иразработки Лисицкого. Но уже тогда начал зарождаться официоз, который чутьпозже всех развел по своим местам: актеров — на сцену, архитекторов — ккульману, художников — к холсту. А юмор, как всегда, ушел в подполье.
Подмениводиозный язык наглядной агитации развитого социализма неуклюжим макияжемнедоразвитого капитализма, а скудость идей изобразительной пышностью, официоз вполном здравии дожил до наших дней. Искусство праздничного дизайна превратилосьв ремесло, осваивающее нужные объемы в нужном месте и в нужное время. И вот, впериод полного штиля, когда праздничное оформление города мало чем отличалосьот работы жэков, новое правительство Москвы во главе с Ю.М.Лужковым решилопривлечь в эту сферу новых людей, способных коренным образом изменить ситуацию.В канун 850-летия Москвы мы, никому не известная фирма «АРДИК», а точнее — небольшаягруппа единомышленников, сделав несколько по-настоящему хороших концепций дляСеверного, Центрального АО и зон особого городского значения, были заме чены ивостребованы. Идеи этих концепций имели весьма солидный творческий ресурс и, каксвежая струя из водопровода, готовы были затопить сознание не разбуженных доконца чиновников от оформления. Надо отдать должное руководству Управления поделам наружной рекламы и оформления города — Владиславу Котову, Галине Швец, ВикторуПасенко, которые эти идеи оценили и включили нас в общий процесс. Так мы попалив молотилку престольных праздников столицы. АРДИК делал все, чтобы быть лучшим.Для этого пришлось разработать процесс полного цикла — от идеи до реализации. Аэто довольно трудно, ведь дизайн-идея после утверждения руководством должнапройти стадии детальной конструктивной, проектной проработки и реализации, непотеряв своей первоначальной прелести. Из бурного потока «изрыгаемых» нами идей,многие из которых, к сожалению, не востребованы до сих пор, наиболееперспективной и интересной для города была установка в самых бойких местахсборно-разборных, незаглубляемых, крупномасштабных дизайнерских конструкций.Выгоды новой для столицы идеи стали очевидны после первых же проб:
впериоды между праздниками пространство улиц и площадей не захламляется ржавымифундаментами и скелетами, поскольку каждый раз всё разбирают и увозят на базудо следующего мероприятия;
кновому празднику конструкцию можно модернизировать — по утвержденному эскизуэто делают прямо на базе;
конструкциюлегко смонтировать практически в любом месте города в соответствии сосценарием;
заказчикуэкономически выгодно то, что однажды изготовленная конструкция представляетсобой долгоиграющий каркас со сменными насадками и реквизитом. К тому же этополностью отечественный продукт.
Работас Управлением по делам наружной рекламы и оформления города превратилась внепрерывный цикл проектирования новых конструкций, их монтажа и демонтажа, переналадкина базах и установки в новом виде на новых местах к следующему празднику. Черезпять лет мы обросли десятками базовых конструкций и сотнями единиц реквизита — двухметровымиГеоргиями-Победоносцами, эмблемами, звездами, лавровыми венками и пр. В периодмонтажей и демонтажей жизнь фирмы превращалась в кошмар. Только мои коллегизнают, каких усилий и нервов стоило желание порадовать москвичей и гостейстолицы какой-нибудь новинкой, появлявшейся за ночь в центре города. ГАИ, Мосгорсвет,экологическая полиция, очевидно, считали своей задачей не помогать, а осложнятьнаше существование. Зато самые добрые слова можно сказать в адрес постоянныхпартнеров АРДИКа по изготовлению и монтажу металлоконструкций — НиколаяПятовского, Дмитрия Сафронова и Виталия Юрцева, с которыми мы провели многиеночи на столичных улицах, реализуя наши идеи.
Появлениеновой конструкции подобно рождению ребенка с той лишь разницей, что новогочеловека творит природа, а нам надо самим пройти все стадии от идеи довоплощения. Когда у нас накопился достаточный практический опыт, естественно, возросложелание сделать что-нибудь по-настоящему новое. Например, гигантскую городскуюигрушку с использованием движения и звука, которая запомнилась бы на всю жизнь.
Кюбилею А.С. Пушкина появился проект-идея: поэт, читающий свои стихи из некойстилизованной
поэтическойкареты. Талантливо обыгранная молодым архитектором в виде компьютерной анимации,она, к моему удивлению, прошла все согласования. Срочно пришлось искать нужныхспециалистов — механиков, электронщиков, актеров, звукорежиссеров. Внутренностькареты напоминала чрево гигантского монстра с электроприводами, цепнымипередачами и «спагетти» из разноцветных проводов, идущих от компьютера кагрегатам. Благодаря всем этим хитростям у нее открывались и закрывались шторы,загорались фонари. Трехметровые колеса вращались под звуки, характерные длядвижения по мостовой. Губы поэта двигались синхронно звучащим текстам. Действомуправлял компьютер по специальной программе, рассчитанной на суточный цикл.Чтобы все сделать вовремя, пришлось провести немало бессонных ночей.Конструкция заработала в последние минуты перед открытием праздника, и это быланастоящая победа. У нас сохранились видеокадры, запечатлевшие удивление ирадость на лицах людей, когда 12-метровое творение архитекторов, строителей, механиков,электронщиков, звукорежиссеров и актера Адоскина вдруг ожило. Кстати, ревнивыепушкинисты не обвинили нас в глумлении над поэтом, что было лучше любой похвалыПо просьбе заказчика, конструкция простояла на Пушкинской площади еще полторагода. В общем, когда под Новый год нам заказали говорящего и стучащего посохомДеда Мороза, мы не очень удивились. К тому же «джентльменский набор»специалистов, необходимых нам для решения этой технической задачи, был ужесформирован. Идея городской игрушки не отвлекла от главного стержня нашейпрофессиональной деятельности — крупномасштабного дизайна в городской среде.Чтобы не терять лицо, мы постоянно работали и в этом направлении. Так появилиськонструкции нового поколения высотой 25-30 метров, предельной для подъемных механизмов, имеющихся в Москве. Первенец — елка на Лубянке — быларазработана к встрече третьего тысячелетия, т.е. в 1999 году. Однако проектпролежал незаконченным два года и был востребован только в 2002-м. Пораспоряжению мэра, елка была изготовлена и установлена всего за десять суток, чтопотребовало от архитекторов, конструкторов, строителей, электромонтажниковнеимоверного напряжения сил.
Какизвестно, хорошие идеи не гибнут. Совершенно закономерно, что производной отидеи елки стала конструкция для юношеских олимпийских игр. Мы рассматриваем еекак определенный итог нашей пятилетней работы на поприще дизайна праздничнойгородской среды. Сегодня возглавляемый мной коллектив — конструктор С.Кравченко,дизайнер Т.Ковалева, архитектор Т.Рубцова, арт-директор Э.Паращенко и др. — обладаетуникальными знаниями и опытом в этой специфической области. Наши разработкимогут оказать честь любому городу. Поэтому врученную нам в 2001 году ПремиюМосквы АРДИК принял с благодарностью, но без удивления. Мы полностью согласны сзаместителем председателя Москомархитектуры И.Н.Воскресенским в том, что Москвевполне по силам занять уникальную нишу в ряду праздничных столиц мира. ЕслиРио-де-Жанейро — столица карнавалов, Париж — столица мод, Бангкок — столицатрансвеститов, то наш город вполне мог бы стать зимней столицей Нового года. Ноне только за счет своего географического положения, а благодаря новой режиссурезимних праздников, уникальному дизайнерскому оформлению, использованию новейшихтехнологий, воздействующих на все органы чувств. К идее зимней столицы я быдобавил идею православной столицы третьего Рима, как завещала нам СофьяПалеолог. В подобной трактовке Златоглавая могла бы претендовать на зимнююстолицу православного Рождества. Люди стекались бы в Москву, чтобы вместе совсем православным миром порадоваться золотым куполам, зимним развлечениям, русскойзиме и русской кухне.
Дляреализации таких планов нужен банк совершенно новых идей, красивые дизайнерскиерешения, мобили, ледяные шоу… И, конечно, необходима серьезная городскаяпрограмма, а также проведение конкурсов, может быть даже международных, посколькунаших собственных ресурсов явно недостаточно. В воздухе России роится множествопрекрасных идей, но лишь малая толика воплощается в жизнь. Они берутся как быниоткуда и чаще всего уходят в никуда. Это как паровоз с очень низким КПД — углясжигает много, а тянет слабо. В современном мире все большую ценностьприобретают именно первичные идеи. На Западе их собирают по зернышкам, покрупицам. Мы же не умеем их ценить и не желаем искать, поскольку наивнополагаем, что все стоящие идеи там, у них, а у нас — только головная боль. Покамы не научимся ценить перспективные идеи и должным образом их защищать, так ибудем ходить по замкнутому кругу старых. А все наши грандиозные планы останутсятолько на бумаге.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.archjournal.ru/