Страхование предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества

Оглавление
Введение
1. Анализспецифики деятельности государственного посредника в сфере военно-техническогосотрудничества
1.1 Деятельность в сферевоенно-технического сотрудничества в России в настоящее время
1.2 Классификациярисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-техническогосотрудничества
1.3 Анализ проблемы страхованияпредпринимательских рисков в деятельностигосударственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества
2. Создание системы страхованияпредпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сферевоенно-технического сотрудничества
2.2 Разработка структуры системыстрахования предпринимательских рисков в деятельности государственногопосредника в сфере военно-технического сотрудничества
2.3 Моделирование процессастрахования предпринимательских рисков в деятельности государственногопосредника в сфере военно-технического сотрудничества
2.4 Алгоритм процесса организациистрахования предпринимательских рисков в деятельности государственногопосредника в сфере военно-технического сотрудничества
2.5 Построение системы страхованияпредпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сферевоенно-технического сотрудничества на примере ФГУП «Рособоронэкспорт»
2.6 Оценка эффективности системыстрахования предпринимательских рисков в деятельности государственногопосредника в сфере военно-технического сотрудничества на примере ФГУП «Рособоронэкспорт»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Ключевыми тенденциями развитиямировой экономической системы на современном этапе являются непрерывный,постоянно ускоряющийся инновационный процесс и расширяющаяся глобализациярынков. К настоящему времени мирохозяйственные связи стали всеохватывающейсистемой, включающей в себя не только обмен сырьем и готовой продукцией, но идругие стадии воспроизводственного процесса, такие как НИОКР, производственнаяспециализация, кооперативные и другие формы взаимосвязей национальных хозяйств.
Поскольку торговля вооружением ивоенной техникой является одной из наиболее прибыльных областей современныхмеждународных экономических отношений, то их экспорт служит подтверждениемлидерства тех или иных стран в области развития высоких технологий, — практически все великие державы являются одновременно и крупнейшимиэкспортерами продукции военного назначения.
С переходом России к рыночнымметодам хозяйствования доступ к мировому рынку наукоемкой продукции инаучно-технической информации стал обязательным условием полноценногоэкономического роста страны. При этом наибольшее значение мирохозяйственныесвязи имеют для так называемых «точек роста» современной экономики: наукоемкихотраслей промышленности, фундаментальной и прикладной науки, информационнойинфраструктуры, финансовой системы. Без подключения к мировому рынку развитие«точек роста», а значит и всей национальной экономики, резкозамедляется. Основным инструментом при этом является инвестиционнаядеятельность, обеспечивающая сосредоточение сил и средств на наиболееэкономически выгодных направлениях развития.
Деятельность любогохозяйствующего субъекта, в том числе и ФГУП «Рособоронэкспорт», связанас неожиданностями, как положительного, так — чаще — отрицательного характера,степень возникновения которых зависит от способности системы управления этимсубъектом прогнозировать политическую и экономическую ситуацию (поведениемакросреды), правильно рассчитывать финансовую окупаемость проектов, грамотноосуществлять планирование и контроль, выбирать партнеров для своейдеятельности, оперативно и должным образом реагировать на изменения рынка ипринимать эффективные управленческие решения. Однако предусмотреть всенеожиданности, сопутствующие хозяйственной деятельности в той или иной отрасли,как правило, невозможно, а потому всегда существует риск убытков и неполучениянамеченной прибыли.
Одной из уникальныхотличительных особенностей деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт» являетсято, что предприятие постоянно и очень тесно взаимодействует с макросредой,одной из основных составляющих которой является макроэкономическая среда. Относительноинвестиционной деятельности, макроэкономическая среда выступает своеобразнымфоном, на котором осуществляется реальная инвестиционная деятельность,стимулируя или, наоборот, угнетая ее.
Макроэкономическая среда,сложившаяся к настоящему времени в России, имеет особенности, связанные соспецификой отечественного законодательства и относительно коротким периодомрыночных отношений в экономике страны. И хотя в ходе трансформациимакроэкономической среды происходит адаптация к ней хозяйствующих субъектов,как правило, всегда существует определенный дисбаланс макро — и микросреды.
Государственный посредник всфере военно-технического сотрудничества — ФГУП «Рособоронэкспорт» — осуществляет свою деятельность исходя из анализа макроэкономической среды,сложившейся на текущий момент, прогноза ее изменения, анализа инвестиционногоклимата в стране, в регионах и отраслях оборонно-промышленного комплекса.
Исходя из этого, нетруднозаметить, что в деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт», помимо присущихбольшинству хозяйствующих субъектов рыночной экономики, присутствуют, также,специфические риски, система страхования которых в той или иной форме будетпризвана снизить вероятность наступления нежелательных для него последствий.
Объектом исследования являетсягосударственный посредник в сфере военно-технического сотрудничества РоссийскойФедерации с иностранными государствами — ФГУП «Рособоронэкспорт».
Предметом исследования являютсяэкономические отношения (явления), происходящие в различных отраслях экономикиРоссии, а именно:
отношения между страхователем (лицом,имеющим спрос на страхование, т.е. потребность в страховой услуге и возможностьее оплатить) и страховщиком (профессиональной страховой организацией,зарегистрированной в порядке, установленном законодательством, и действующей наоснове рыночных принципов хозяйствования) до, в момент заключения, напротяжении всего периода и по окончании действия договора добровольногострахования имущественных интересов страхователя;
экономические отношениягосударственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества со всемисубъектами этих отношений, прямо или косвенно оказывающими влияние на егодеятельность;
иные экономические отношения (явления),связанные с двумя вышеперечисленными прямо или косвенно.
Целями дипломного исследованияявляются изучение концептуальных основ, принципов и методологии формированиясистемы управления рисками в деятельности государственного посредника в сферевоенно-технического сотрудничества, разработка системы страхованияпредпринимательских рисков, присущих этой деятельности, а также оценкаэффективности данной системы по сравнению с традиционными методами управлениярисками.
Для достижения поставленныхцелей в работе сформулированы следующие задачи:
Провести анализ спецификидеятельности государственного посредника в сфере военно-техническогосотрудничества, определить основные тенденции изменения макроэкономическойсреды в современных условиях хозяйствования, оценить ее состав и структуру.
Провести анализ деятельностиФГУП «Рособоронэкспорт» как объекта страхования и по его результатамсформулировать основные виды предпринимательских рисков, присущих этойдеятельности и возможные направления эффективного управления ими.
Исследовать структурные моделирисковых ситуаций, присущих деятельности государственного посредника в сферевоенно-технического сотрудничества, рассмотреть критерии группировкипредпринимательских рисков и разработать алгоритм процесса организациистрахования этих рисков.
Разработать систему страхованияпредпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сферевоенно-технического сотрудничества с учетом удовлетворения интересов какгосударственного посредника, так и страховщика, принимающего на себя эти рискипри заключении договора страхования.
На основе системного подхода крешению поставленных задач автором сформулированы практические рекомендацииорганам управления государственного посредника в сфере военно-техническогосотрудничества по повышению эффективности управления предпринимательскими рисками,присущими его деятельности, основанные на применении разработанной авторомсистемы страхования.
В качестве информационныхисточников при написании работы были использованы: учебно-методические пособияпо страхованию предпринимательских рисков (), отечественные и иностранныеисточники литературы (), диссертационная работа на соискание ученой степеникандидата экономических наук на тему «Система корпоративного страхованиярисков производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия»(), материалы всероссийских и региональных конференций и симпозиумов попроблемам корпоративного страхования (), нормативно-правовые акты (),журнальные статьи (), интернет-источники (), результаты практической трудовойдеятельности автора, в т. ч. результаты преддипломной практики.
При написании работы проводиласьдетальная проработка материалов, касающихся современных методов страхованиякорпоративных предпринимательских рисков, сквозь призму деятельностигосударственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества. Полученныетеоретические основы дорабатывались путем их внедрения на практике в компанияхЗАО «Промышленно-страховая компания», ФГУП «Рособоронэкспорт»и других.
1. Анализспецифики деятельности государственного посредника в сфере военно-техническогосотрудничества
 1.1 Деятельность в сферевоенно-технического сотрудничества в России в настоящее время
Основной и, как нампредставляется, основополагающей специфической чертой деятельностигосударственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества являетсяего уникальный статус — единственного в этой отрасли субъекта, обладающегоправовым статусом. Остальные черты в совокупности также являются уникальными: инновационно-инвестиционное,внешнеторговое, оборонное, федеральное государственное унитарное предприятие.«Рособоронэкспорт» является структурой, объединяющейоборонно-промышленный комплекс и экспорт продукции военного назначения (ПВН) вединую систему военно-технического сотрудничества, и представляющей интересыгосударства и его отдельных субъектов на мировом рынке ПВН.
Технология деятельностигосударственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества столь жеспецифична, консервативна и адресна, как, например, технология деятельностиМИДа, Минобороны или Минфина. Но если деятельность последних затратна поопределению, военно-техническое сотрудничество (ВТС) отличает присутствиеэкономической составляющей, связанной с необходимостью извлечения прибыли врезультате экспортных операций.
Таким образом, изначальновозникает естественное соперничество между внешнеполитическими и экономическимисоставляющими на всех этапах деятельности государственного посредника, которыйвыступает в качестве особым образом организованной и функционирующей системы,получившей от государства право на реализацию технологии подготовки иосуществления ВТС с иностранными государствами.
Технологически деятельностьгосударственного посредника выражается в структурировании информации и созданиидвусторонних договорных документов, которые приобретают свойствасамостоятельного информационного продукта. Особенность такой деятельностизаключается в необходимости обеспечения в интересах государства непрерывногоподдержания баланса внешнеполитических, военно-технических и коммерческихинтересов, упреждающего реагирования на изменение мирового рынка оружия.
В ходе выполнения целей,определенных Уставом, Рособоронэкспорт постоянно испытывает на себе влияниесоперничества двух управленческих функций: осуществление экспортного контроляпри необходимости сохранения определенного уровня самостоятельности,достаточного для результативного совершения внешнеторговых сделок.
В настоящее время, на порогеосуществления военной реформы в России, на первое место встают следующиеосновные задачи ВТС.
Через экспорт ВВТ, поставки технологий- обеспечение самореализации военно-промышленного комплекса (ВПК), получениесредств на его частичное (а сегодня — все более полное) самофинансирование, втом числе на финансирование военных НИОКР. В случае реализации ВВТнепосредственно из вооруженных сил (ВС) возможно существенное укреплениевоенного бюджета.
Через технологические связироссийского ВПК, отраслей высоких технологий с партнерами, в том числе изнаиболее развитых стран, — совершенствование собственных технологическихвозможностей, включая разработку и производство продукции двойного назначения ивооружений, а также выполнение конверсионных программ.
Повышение возможностейполитического, военно-политического, военного взаимодействия, в том числекоалиционного, с партнерами — получателями российских вооружений, а также спартнерами по совместным разработке и производству вооружений и продукциивысоких технологий. Важный аспект ВТС — повышение статуса России намеждународной арене и в международных делах.
Однако эти основные (а также многиедругие, связанные с ними тем или иным образом) задачи не представляются намлегко и быстро выполнимыми в силу ряда ограничений.
Во-первых, Западу удалось вцелом остановить российский коммерческий экспорт вооружений на определенномуровне, в том числе на наиболее перспективных направлениях, таких как поставкиракетных вооружений, зенитно-ракетных комплексов, специализированных радаров и т.д.,поэтому говорить о возможном доминировании России на каких-либо сегментах рынкаВВТ пока рано.
Причиной такому положению делявилась, на наш взгляд, запоздавшая реформа системы ВТС и слишком затянувшеесяв силу ряда объективных причин начало реформы российской армии в целом. Так,после провала российского оружия в начале 90-х гг. (см. Рис.1), к середине 90-хбыли достигнуты вполне обнадеживающие показатели, затем в 1996 г. был достигнутпик, как считается, на уровне 3,0 — 3,4 млрд. долл. США. Уже 1997 г. был менееуспешным, что связывалось с проведенными в системе экспорта ВВТ изменениями, а1998 г. и вовсе оказался провальным, когда объем экспорта российских вооруженийскатился к уровню 1996 г., а по некоторым сведениям даже до 1,6 — 1,9 млрд. долл.в год, причем влияние всеобщего спада в экономике того периода вряд ли можносчитать оправданием. Подобные существенные колебания в отсутствие тенденций кросту определенно дают возможности нашим конкурентам укреплять свое положение идоминировать даже на тех сегментах рынка ВВТ, где Россия (СССР) издавнасчитались «законодателями мод».

/>
Рисунок 1. Динамика объемаэкспорта российских вооружений и военной техники, в млрд. долл. США
Между тем, Указ ПрезидентаРоссийской Федерации «О создании федерального государственного унитарногопредприятия „Рособоронэкспорт“ был подписан лишь в конце 2000 г. Именноэто время можно принять за точку отсчета в систематизации военно-техническогосотрудничества России с иностранными государствами, укреплении всей вертикали,управляющей процессом ВТС.
Не можем не остановиться навопросе „недоверия“ потенциальных покупателей российских ВВТ ипартнеров по совместной деятельности к государственному посреднику в сферевоенно-технического сотрудничества, якобы в силу слабого профессионализма последнегои „моральных“ проблем, отчего у покупателей есть стремление „работатьбез посредников“, с непосредственными российскими производителямивооружений. Нужно четко понимать, что главная цель таких „партнеров“- не борьба за „чистоту“ российского ВТС, а дезорганизация рынкароссийского оружия, игра на понижение цен, поиск более коротких, дешевых инехлопотных путей к российским ВВТ и их секретам.
Во-вторых, несмотря нанепрекращающиеся действия по приведению соответствующих нормативных изаконодательных актов в соответствие с вышеуказанными целями, до сих поростаются неразрешенными многие проблемы функционирования предприятий иорганизаций ВПК, в частности, законопроект „О правовом положении ифинансово-экономической деятельности военных организаций“ все еще имеетстатус законопроекта, а не закона. Следовательно, остаются нормативно неотработанными вопросы ответственности отдельных субъектов ВТС (организаций илиц) при возникновении спорных ситуаций, влекущих за собой негативныепоследствия.
Практически ежедневная работагосударственного посредника, решающего ту или иную задачу по организацииэкспорта, определенную его уставом, связана во многом с прохождением черезлабиринт нормативно-правовых актов, с которыми он сверяет границы своихполномочий и возможные действия, обеспечивая очистку специфическогополитизированного товара — продукции, работ и услуг военного (двойного,смешанного) назначения — от политической составляющей и переводу его в разрядтовара купли-продажи.
В-третьих, в стране не существуетни одной институциональной структуры по подготовке кадров для осуществлениядеятельности в сфере ВТС, а значит при работе в имеющейся системе подборакадров еще долго будет существовать высокий риск принятия неэффективныхуправленческих решений, и значит возникновения по этой причине неблагоприятныхпоследствий.
В-четвертых, ограниченность внаборе клиентов — получателей российских вооружений на ближайшую перспективу. Это,прежде всего, связано с особенностью внешнеполитического положения России, прикотором Запад имеет серьезные возможности для осуществления экономического иполитического давления на нее. Так, например, США уже неоднократно заявляли,что Россия в случае продолжения военно-технического сотрудничества с Ираном (насегодняшний день, третьим по объему экспорта ВВТ партнером России после Китая иИндии) понесет на западных рынках, прежде всего американских, потери на суммудо 1,0 млрд. долл., в первую очередь по сотрудничеству в ракетно-космическойсфере.
В-пятых, не вполнеудовлетворительная для большинства предприятий российского ВПК спецификанынешнего мирового рынка вооружений (его коммерческой части) — низкая емкость,низкая экономическая отдача (многие западные фирмы работают здесь сегодня»на вырост”, чего не может делать Россия), повышенное внимание квысокозатратным и не слишком прибыльным обслуживанию вооружений у покупателя,поставкам запчастей, осуществлению модернизации, обучению персонала и т.д.
Кроме того, работа в этихнаправлениях зачастую требует построений серьезных промышленных альянсов состранами-импортерами, а это, в свою очередь, не всегда может совпадать стекущими геополитическими интересами России.
В-шестых, отсутствие возможностидля снижения себестоимости отечественной ПВН за счет увеличения ее серийности врезультате поставок на экспорт. Наши партнеры все более «привередливы»,требуют удовлетворения своих специфических пожеланий, что налагает определенныеобязательства на разработчиков и производителей — и увеличивает себестоимостьэкспортируемых вооружений.
 1.2 Классификация рисков вдеятельности государственного посредника в сфере военно-техническогосотрудничества
Основная доля коммерческихрисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-техническогосотрудничества связана с проблемой исполнения всеми участниками процесса ВТСпредписанных им функций, а также взятых на себя обязательств в ходе заключенияи исполнения контрактов. В сочетании с необходимостью непрерывногопрогнозирования динамики мирового рынка ПВН, состояния российской экономики,промышленности и финансов, внешнеполитических ориентиров, расчеты рисковвозможного неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств требуют отгосударственного посредника значительных информационных и организационныхусилий.
После соответствующих решенийПрезидента и Правительства Российской Федерации, разрешающих экспорт конкретнойпродукции, работ и/или услуг военного назначения в конкретную страну на четкоопределенных условиях, на первый план выдвигаются и становятся определяющимикоммерческая целесообразность, прибыль, традиции и правила международнойторговли. С этого момента ответственность за политические риски в отношениипоследствий экспорта указанных продукции/работ/услуг иностранному заказчикуложится на Правительство РФ (министерства, ведомства, с которымисоответствующие решения были согласованы), производственные риски — наизготовителя продукции, а все коммерческие (предпринимательские) риски — нагосударственного посредника, заявившего о своей готовности и способностипродать за рубеж данный товар.
Функционирование ВТС невозможнобез соблюдения экспортерами действующих национальных и международных норм,правил и обычаев, а министерствами и ведомствами — принятых решений и границсвоих полномочий. Одна из особенностей функционирования системы ВТС заключаетсяв том, что участвующие в ней министерства, ведомства, организации и предприятия- в ходе согласования и исполнения тех или иных распорядительных документов — отстаивают, как правило, свои корпоративные интересы.
Последние связаны, прежде всего,с необходимостью решения тех задач политического, экономического,военно-технического и иного характера, которые входят в их прямую компетенцию иза решение которых они несут ответственность перед руководством страны.
Согласно общепринятой мировойпрактике весь спектр рисков в деятельности любого хозяйствующего субъектапринято подразделять на следующие семь основных групп (см. Рис.2).
/>
Рисунок 2. Риски вдеятельности хозяйствующего субъекта
Риски предпринимателей могутбыть внешними и внутренними. К внешним относятся риски, не связанныенепосредственно с деятельностью предпринимателей, их клиентов и контрагентов (стихийныеявления природы, техногенные катастрофы, злоумышленные действия третьих лиц,уровень инфляции, политические события и т.д.). Внутренние риски возникают врезультате конкретной деятельности этих предпринимателей (уровень себестоимостипоставляемой продукции, предоставляемых услуг, их качество и надежность,условия сбыта, предпродажный и послепродажный сервис, качество рекламы,технический уровень основных производственных фондов, уровень обеспеченностиоборотным капиталом, соотношение между собственными и заемными средствами,отбор клиентов, профессиональный уровень рабочих и служащих и т.д.).
Однако добиться четкогоразграничения всех сопутствующих предпринимательской деятельности рисков навнешние и внутренние практически невозможно. В той или иной степенихозяйственная деятельность оказывает влияние на факторы возникновения любыхрисков. Так, лишь административно-управленческий риск можно однозначно считатьвнутренним, а политический, экономический и экологический риски относить безоговорочнок внешним. Криминальный, финансовый и социальный же риски, несмотря наотсутствие явной зависимости от деятельности хозяйствующего субъекта, все жесвязаны с ней, и в каждом конкретном случае взаимозависимость в той или инойстепени будет иметь место.
Одним из способов защиты отпредпринимательских рисков является заключение договоров страхования. При этомпотенциальный страховой интерес предпринимателей связан с получением покрытияпо максимально возможному количеству видов риска. Однако страховщик при решениивопроса о принятии ответственности, прежде всего, исходит из вероятностногохарактера наступления страхового случая, не зависящего от воли страхователя. Внутренниериски далеко не всегда отвечают этому требованию. Следовательно, при осуществлениипредпринимательской деятельности, страхованию будут подлежать в первую очередьвнешние риски.
 1.3 Анализ проблемыстрахования предпринимательских рисков в деятельности государственногопосредника в сфере военно-технического сотрудничества
Законодательство трактуетпонятие страхования предпринимательского риска следующим образом.
Ст.933. Гл.48. «Страхование»ГК. По договору страхования предпринимательского риска может быть застрахованпредпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу. Договорстрахования предпринимательского риска лица, не являющегося страхователем,ничтожен. Договор страхования предпринимательского риска в пользу лица, неявляющегося страхователем, считается заключенным в пользу страхователя.
При этом Приложение 2 «Классификацияпо видам страховой деятельности» к Условиям лицензирования страховойдеятельности на территории Российской Федерации, утвержденным ПриказомРосстрахнадзора от 19 мая 1994 г. №02-02/08, классифицирует указанный видстрахования следующим образом.
П.9. «Страхованиефинансовых рисков» Гл. «Имущественное страхование». Страхованиефинансовых рисков представляет собой совокупность видов страхования,предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размереполной или частичной компенсации потерь доходов (дополнительных расходов) лица,о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), вызванныхследующими событиями:
а) остановка производства илисокращение объема производства в результате оговоренных событий;
б) потеря работы (для физическихлиц);
в) банкротство;
г) непредвиденные расходы;
д) неисполнение (ненадлежащееисполнение) договорных обязательств контрагентом застрахованного лица,являющегося кредитором по сделке;
е) понесенные застрахованнымлицом судебные расходы (издержки);
ж) иные события.
Понятие предпринимательскогориска как такового можно найти в Постатейном комментарии к Ч.1. ГК.
Под предпринимательским риском вкомментируемой главе (здесь — Гл.48. «Страхование») понимается рискубытков, которые могут возникнуть у предпринимателя вследствие нарушения своихобязательств его контрагентами, а также в связи с изменением условий егопредпринимательской деятельности по не зависящим от самого предпринимателяобстоятельствам, в том числе риск неполучения им ожидаемых доходов (П.2. Ст.929).
Таким образом, под страхованиемпредпринимательских (коммерческих, финансовых) рисков понимается страхованиепредпринимателем рисков своих убытков и неполучения ожидаемых доходов отзастрахованной предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательствконтрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности понезависящим от предпринимателя обстоятельствам. Объектом данного страхованияявляются имущественные интересы страхователя, связанные с осуществлениемкоммерческой деятельности.
В соответствии с П.10. Гл. II. «Цели и предмет деятельности предприятия» Уставафедерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт»,утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06 января 2001 г. №8,Предприятие осуществляет внешнеторговую деятельность в отношении вооружения,военной техники, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в томчисле исключительных прав на них (интеллектуальной собственности), и информациив военно-технической области (далее именуются — продукция военного назначения),другой продукции, отнесенной в соответствии со статьей 1 Федерального закона«О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностраннымигосударствами» к продукции военного назначения, а также в отношениипродукции двойного и специального назначения в целях реализации государственнойполитики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации синостранными государствами (далее именуется — военно-техническое сотрудничество)и получения прибыли от этой деятельности.
2. Создание системыстрахования предпринимательских рисков в деятельности государственногопосредника в сфере военно-технического сотрудничества
 2.2 Разработка структурысистемы страхования предпринимательских рисков в деятельности государственногопосредника в сфере военно-технического сотрудничества
В отличие от классических видовстрахования, страхование предпринимательских рисков характеризуется большим ине всегда четко определенным набором рисковых ситуаций, крупными размерамиубытков при меньшей частоте их возникновения, а также усложненной и растянутойво времени системой определения размеров и причин возникновения этих убытков.
Современная методология оценкипредпринимательских рисков включает учет статистики действительных ущербов,которые произошли в мировой промышленности. На основе этих статистическихданных установлены стандарты, процедуры и практические законы для минимизациивероятности повторения опасных ситуаций. Крупные западные страховщики имеютнабор специальных инструкций для инспекторов, в которых перечислены основныетребования для объектов страхования, без выполнения которых и речи не можетидти о заключении договоров страхования предпринимательских рисков. Это,во-первых, требования к используемому оборудованию и оснащению его системамибезопасности (что, в нашем случае, касается предприятий ОПК России,производящих ПВН для мирового рынка), во-вторых, требования к отборуконтрагентов на всем пути товародвижения — от предприятия-изготовителя ПВН допокупателя (заказчика) того или иного вида продукции, и, в-третьих, требованиядостаточно высокого уровня уже имеющейся страховой защиты от имущественныхрисков (страхование имущества предприятий-изготовителей ПВН, страхование грузовэкспортируемой продукции на специально оговоренных условиях и т.д.). Всоответствии с этими инструкциями страховщик обязан обратить внимание напроизводственный, технический и управленческий факторы у потенциальногострахователя и определить в каждом конкретном случае присущие этим факторамопасности.
В деятельности любогохозяйствующего субъекта необходим индивидуальный подход при отборе рисков длязаключения договоров страхования.
С понятием «риск» тесносвязано понятие ущерба. Если риск — это только возможное отрицательноеотклонение, то ущерб — реально состоявшаяся потеря. Принимая решения по тем илииным вопросам хозяйственной деятельности, предприятие должно оценить степеньриска. В условиях рыночной экономики можно выделить пять основных областейриска в деятельности любого хозяйствующего субъекта.
безрисковая область;
При «осторожном ведении дел»,когда субъект ничем не рискует, отсутствуют любые потери, и он получает какминимум расчетную прибыль. Теоретически, объем прибыли в данном случае ничем неограничен, но в условиях сегодняшней жесточайшей конкуренции такое упразднениериска упраздняет и прибыль.
область минимального риска;
В процессе деятельности субъектрискует лишь частью или в пределах всей величины чистой прибыли.
область повышенного риска;
Субъект рискует тем, что вхудшем случае произведет покрытие всех затрат, а в лучшем — получит прибыльнамного меньше расчетного уровня.
область критического риска;
Субъект рискует не толькопотерять прибыль, но и недополучить предполагаемую выручку. В этом случае емупридутся возмещать часть затрат за свой счет.
область недопустимого (катастрофического)риска.
Деятельность субъекта приводит кбанкротству, потере инвестиций.
Количественная оценка риска — это численное определение размеров ущерба и недополученной прибыли (убытков) отнаступления конкретного риска и от всей деятельности в целом при помощиразличных методов:
1) статистического;
2) анализа целесообразностизатрат;
3) метода экспертных оценок;
4) использования аналогов.
В первом случае анализируется статистикапотерь и прибылей в деятельности данного или аналогичного субъектахозяйствования. Составляется расчет на будущее, рассчитываются вариация,дисперсия и стандартные отклонения.
Вариация — изменениеколичественной оценки признака при переходе от одного случая к другому. Например,изменение рентабельности определяется суммированием произведений фактическихзначений рентабельности (ЭРi) насоответствующие значения вероятностей (Рi):
/>,i = 1, …, n.
Вариация оценивается дисперсией,т.е. мерой отклонения фактического значения признака от его среднего значения. Средневзвешеннуюдисперсию рассчитывают по формуле:
/>,i = 1, …, n.

Чем выше результат, темрискованней анализируемая деятельность. Статистический анализ степени рискатребует значительного числа данных, не всегда имеющихся в наличии.
Анализ целесообразностизатрат ориентирован на установление потенциальных зон риска, т. н.«узких мест». Перерасход затрат может быть вызван одним из четырехфакторов или их комбинацией:
первоначальная недооценкастоимости;
изменение границ проектирования;
различие в производительности;
увеличение первоначальнойстоимости.
Метод экспертных оценокоснован на создании обобщенной базы оценок нескольких специалистов-экспертов,имеющих высокий профессиональный уровень и большой практический уровень вобласти оценки риска.
Метод использованияаналогов заключается в поиске и использовании сходства систем похожих (аналогичных)оценок на основании сопоставления результатов.
Оценка риска — это оценкавероятности (частоты) наступления рисковой ситуации, прогнозирование уровняпотерь и исходя из этого определение их стоимости.
Существует шкала вероятностиубытка, согласно которой некое (неблагоприятное) событие произойдет врассматриваемый период хотя бы один раз (см. Табл.1).
Целью количественной оценки икачественного анализа рисков является выработка стратегии управления ими. Решениепо снижению степени риска методом заключения договоров страхования спрофессиональными страховыми организациями становится очевидным исходя изанализа убытков, пример которого приведен в Табл.2.

Таблица 1.
Шкала вероятности убыткаКоэффициент Вероятность убытка 0.0 Убыток невозможен 0.1 Вероятность убытка крайне мала 0.2 Убыток маловероятен 0.3 Небольшая вероятность убытка 0.4 Вероятность убытка менее 50% 0.5 Вероятность убытка 50% 0.6 Убыток достаточно вероятен 0.7 Убыток вероятен 0.8 Убыток предсказуем 0.9 Убыток весьма вероятен 1.0 Убыток произойдет наверняка
Сутьколичественной оценки и качественного анализа всех предпринимательских рисков,присущих деятельности того или иного субъекта хозяйствования, состоит впостроении наибольшего числа всевозможных сценариев возникновения и развитиярисковых ситуаций и присущих им неблагоприятных последствий при помощиматематических моделей и на основе статистических данных.
Кнастоящему моменту в России, к сожалению, не выработано никаких общепринятыхметодик подобного всестороннего анализа предпринимательских рисков. В некоторыхкрупных профессиональных страховых организациях, серьезно занимающихся этимвидом страхования, актуарии и риск-менеджеры самостоятельно, путем допущений ипрогнозов, разрабатывают методологию для решения задач, связанных с оценкойотдельных видов предпринимательских рисков (рисков аварий на различных промышленныхпроизводствах, рисков перерывов в хозяйственной деятельности, вызванных темиили иными причинами и т.д.). Подобными разработками с более высокой степеньюточности обладают страховые организации, являющиеся кэптивными компаниямикрупных финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций, занятых вопределенных отраслях промышленности и обладающих наиболее полной и достовернойинформацией о состоянии и перспективах данных отраслей.
 
Таблица2.
Разработка решения по снижению степени риска методомзаключения договоров страхования с профессиональными страховыми организациямиТип убытка Частотность убытка Величина серьезности убытка Воздействие на деятельность субъекта хозяйствования Решение о страховании Незначительный Весьма высокая Весьма низкая Несущественное Не страховать Малый
Высокая
(раз в год) Низкая Средней тяжести Самострахование Средний
Низкая
(раз в 10 лет) Средняя Серьезное Самострахование, страхование Крупный Весьма низкая Высокая Катастрофическое Страхование
Приоценке предпринимательского риска следует учитывать такую возможность, что кодному ущербу могут привести несколько рисковых событий. Простой пример — ущербот риска перерыва в хозяйственной деятельности, который может произойтивследствие цепочки нескольких наступивших рисковых ситуаций: первая — пожар,вторая — отключение электроэнергии по причине повреждения электропроводки,третья — ремонт помещений и замена поврежденного оборудования и т.д. Другойпример — учет статистики возникновения пожаров на производствах при оценкериска. Однако возгорание — причина пожара — может, в свою очередь, быть вызванохалатностью работников, электрическим замыканием, сухой и жаркой погодой идругими событиями.
Сучетом описанной в Главе 1 настоящей работы специфики деятельности государственногопосредника в сфере военно-технического сотрудничества, а также вероятныхсценариев возникновения рисковых ситуаций и признаков ущерба, разработаемструктуру системы страхования предпринимательских рисков. Как это непарадоксально, степень риска зависит от вида и размера ущерба, хотя в жизни всенаоборот: сначала существует риск (вероятность) наступления какого-либо ущерба,и лишь затем может наступить этот ущерб как таковой.
Но таккак риск — это возможность наступления определенного вида ущерба, то егоневозможно заранее измерить, можно лишь спрогнозировать егонаступление.
Оценитьже степень риска можно только исходя из размера и выяснив причины наступившегов связи с ним ущерба:
/>.
Раскроемподробнее приведенную зависимость применительно к деятельности государственногопосредника в сфере военно-технического сотрудничества. Для этого введемпоказатели для видов ущерба, характерных этой деятельности:
H (Human) -различныевиды ущерба жизни и здоровью людей (количество погибших, пострадавших,эвакуированных и т.д.);
T (Technical) -техническиеущербы (разрушения производственных систем, возникновение различных видоваварий);
E (Ecological) -экологическиепоследствия (количеств выбросов в окружающую среду, загрязненные площади);
L (Labor) -материальныепотери имущества, наступление ответственности перед третьими лицами, ущерб отнеплановых простоев производства.
Указанныепоказатели рассчитываются для каждого сценария наступившего рискового события,последовавшего за ним ущерба, а также с учетом возможной частоты возникновенияподобного сценария.
Полученныеданные используются для определения степени (вероятности наступления) риска последующей формуле:
/>,где
R- степень (вероятностьнаступления) оцениваемого риска;
i- множество всехсценариев оцениваемых рисковых событий [1; N];
p- вероятность конкретногоi-госценария;
/> — ожидаемая частота наступленияконкретного i-го сценария;
Di — ущерб вконкретном i-ом сценарии, причем D (Damage) — переменная величина, зависящая от вида ущерба, и если
D = H, то R- риск,связанный с угрозой жизни и здоровью людей,
D = T, то R- техническийриск,
D = E, то R-экологический риск,
D = L, то R- финансовыйриск.
Анализрассчитанных показателей степеней рисков позволяет количественно описатьуровень безопасности деятельности, адекватно учесть национальные особенности,выявить «узкие места», выбрать более удачные варианты по снижениюриска, обосновать выбор программ по повышению безопасности, и в будущемпрогнозировать и по возможности учитывать вероятные потери. Данный метод можетбыть представлен в виде алгоритмической программы, содержащей периодическипополняющуюся статистическую базу данных о наступивших рисковых ситуациях иущербах в данной сфере деятельности и смежных областях.
Процедураколичественной оценки степеней рисков состоит из двух основных этапов: идентификациярисковых ситуаций и сам расчет. Аналогично можно представить алгоритмпредложенной программы (см. Рис.3).
Идентификациярисков.
Существоэтого этапа — сбор информации по всей деятельности предприятия, выявление и«количественное» описание опасностей. Например, составляется списокпредприятий-изготовителей ПВН, которую планируется поставить покупателям. Покаждому из них составляется отдельный список оборудования, выход из строякоторого может привести к аварии, задержке (перерыву в производстве), т.е. неисполнению(ненадлежащему исполнению) обязательств по договору и т.д. Причем для каждойединицы такого оборудования желательно собрать информацию о его типе иместонахождении на конкретном предприятии, технологических характеристиках,сроке ввода в эксплуатацию, сроках прошедших и предстоящих ремонтов иосвидетельствований, стоимости и т.д. Сбор данных по конкретному предприятиюпроводится на основе запрашиваемой документации. Кроме того, необходимаинформация о составе персонала и его действиях при возникновении аварий ичрезвычайных ситуациях.
Расчетриска.
Прирасчете моделируются различные рисковые случаи, частота которых определяется наоснове статистических данных об имевших место в данной отрасли отказахоборудования, отклонениях от технологических режимов, ошибках персонала,внешних воздействиях.
Далее,для каждого вероятного рискового случая собирается набор возможных сценариевразвития — цепочек неблагоприятных событий, и рассчитывается частотавозникновения каждого и последних.
Наоснове всех полученных данных вычисляются ожидаемые рисковые сценарии по всейсовокупности деятельности государственного посредника в сферевоенно-технического сотрудничества, оценивается оптимальный размер ущерба,выявляются основные составляющие рисков.
Наоснове результатов количественного анализа рисков разрабатывается программа мерпо профилактике неблагоприятных событий и противодействию им в ходе их развития.
2.3 Моделирование процессастрахования предпринимательских рисков в деятельности государственногопосредника в сфере военно-технического сотрудничества
При страхованиипредпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сферевоенно-технического сотрудничества в отношения вступают два субъекта: страхователь(в лице ФГУП «Рособоронэкспорт») и страховщик (профессиональнаястраховая организация). Рассмотрим специфику поведения и цели каждого из нихпри заключении договора страхования.
Предположим, ФГУП «Рособоронэкспорт»планирует заключить договор страхования своих финансовых инвестиций. Цельютакого страхования является защита инвестиционных вложений от возможных потерь,возникающих вследствие неблагоприятного, непредсказуемого изменения конъюнктурырынка, а также ухудшения иных условий для эффективного осуществленияинвестиционной деятельности. Характер деятельности государственного посредникав сфере военно-технического сотрудничества определяет и характер подлежащихстрахованию рисков — в данном случае производится страхование от коммерческихрисков (при осуществлении инвестиций внутри страны).
/> />
Рисунок 3. Алгоритм оценки рисков в зависимости от сценариев рисковыхсобытий и с учетом деления ущерба на несколько показателей, связанных состепенью конкретного сценария риска
 
Обозначим: p — вероятность наступления страхового случая (таковыми здесьявляются возможные потери инвестора, а также неполучение им намеченной прибылив результате оговоренных событий), b — сумма страхового взноса, уплачиваемая страхователем вопределенном порядке, C — страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страхователюпри наступлении страхового случая, причем величина Cне превышает суммы величины страхуемых инвестиций и оговоренного объема прибыли.
Ожидаемый выигрыш страховойкомпании складывается из двух частей:
при наступлении страховогослучая страховщик выплачивает сумму страхового возмещения, получив лишь суммустрахового взноса;
В этом случае ее выигрыш будетотрицательным и составит /> (здесьмера риска равна произведению суммы ожидаемого ущерба на вероятность того, чтоущерб произойдет).
если страхового случая за весьпериод действия договора страхования не произойдет, страховая компания получаетчистый положительный выигрыш за счет уплаченной страхователем страховой премии,который составит />.
Очевидно, что страховая компанияпойдет на риск заключения договора страхования лишь в том случае, если общаясумма ее выигрыша окажется положительной:
/>.
После несложных преобразованийполучим: />. Последнее и есть условиезаключения договора страховой компанией. Однако чтобы установить соотношениемежду b и C необходимо обладатьстатистическими данными об имевших место потерях (убытках и неполученнойприбыли) при осуществлении инвестиционной деятельности.
Для страхователя же являетсяактуальным вопрос, в каких случаях стоит рисковать своими средствами в размереуплачиваемой страховой премии, а в каких — нет.
Ожидаемый выигрыш страхователятакже складывается из двух частей:

/>,
или после преобразований:
/>.
Как было сказано выше,страховщик заключает договор страхования в том случае, если />, или, что то же самое,если />. Это означает, что ожидаемаясумма выигрыша страхователя всегда будет отрицательна. Отсюда возникаетзакономерный вопрос — так выгодное ли это дело страхование (с точки зренияпотенциального страхователя)? Страховать (заключать договор страхования иуплачивать страховую премию в пользу страховщика) или не страховать?
Дело в том, что страховательдолжен оценивать не просто ожидаемую величину выигрыша, а ее полезность. Инымисловами, жертва (в данном случае — сумма уплачиваемой страховой премии) оправдана,если рискуя только этими средствами страхователь избегает очевиднобóльших потерь.
Рассмотрим задачу принятиярешения при различных функциях полезности.
При пропорциональном (нейтральном)отношении полезность общего результата равна />.Эта сумма будет положительной, если />, т.е. />. Последнее противоречитусловию страхования со стороны страховщика (/>),а следовательно можно утверждать, что при нейтральном отношении страхованиепроизводиться не будет.
При осторожном отношенииполезность общего результата равна:
/>.

Условие /> требует, чтобы />. После некоторыхпреобразований из последнего выражения следует условие страхования приосторожном отношении:
/>.
Для наглядного представлениядействий страхователя при осторожном отношении построим следующий график (см. Рис.4).По оси абсцисс откладываются значения страховых взносов bв условных единицах (от 0 до 1), а по оси ординат — масштаб значенийвероятностей наступления страхового случая p (также, от0 до 1). Принимая страховую сумму C = 1, рассчитаемграничные значения вероятностей p, соответствующие:
условию страхования приосторожном отношении:
/>,
требованию страховщика:
/>
(этоследует из />).
Первому из этих выраженийсоответствует сплошная линия на графике, второму — пунктирная. Заключеннаямежду этими линиями заштрихованная часть графика представляет собой область,соответствующую решению страхователя при осторожном отношении идти на рискзаключения договора страхования. Действительно, для любой из точек этой областисправедливы и условие страхования при осторожном отношении, и требованиестраховщика. График наглядно показывает, что решение о страховании будетприниматься страхователем не во всех случаях.
/>
Рисунок 4. График для приятиярешения о риске по типу страхования
Так, например, при вероятностинаступления страхового случая равной 0.3, финансовые инвестиции будут подлежатьстрахованию лишь в том случае, если сумма страхового взноса будет составлять от0.3 до 0.65 условной единицы. При смелом отношении решение пойти на рискстрахования принимается, если
/>.
Путем преобразований получимусловие страхования при смелом отношении:
/>.

Построим на графике (см. Рис.4) предельнуюкривую, соответствующую страхованию при смелом отношении:
/>.
Эта кривая, показанная награфике прерывистой линией, проходит слева от линии требования страховщика, т.е.в области, где страхование нецелесообразно для страховой компании. Интересыстрахователя и страховщика никогда не совпадают, следовательно, страхование присмелом отношении не состоится.
Данная математическая модельисследует возможные варианты организации процесса страхования и показывает, чтострахователь и страховщик придут к взаимному согласию и подписанию договорастрахования только в случае, когда интересы каждой из сторон будут учтены, т.е.с позиции страхователя оценивается выигрыш в виде полезности конкретногодоговора страхования, а с позиции страховой компании — получение прибыли засчет назначения адекватной цены страхования с учетом вероятностей возникновениярисковых ситуаций.
 2.4 Алгоритм процессаорганизации страхования предпринимательских рисков в деятельностигосударственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества
Сегодня многие страховыекомпании обладают отработанной технологией организации страховой защиты длякомпаний практически всех видов деятельности и отраслей экономики.
На основании обобщения основныхнаправлений, используемых большинством страховщиков, предлагаем алгоритмпроцесса организации страхования предпринимательских рисков, состоящий изследующих компонентов (см. Рис.5):
/>

Рисунок 5. Алгоритм процессаорганизации страхования предпринимательских рисков
 
При рассмотрении заявления настрахование предпринимательских рисков страховщик организует к потенциальномустрахователю инспекционный визит риск-менеджера. Обычно инспекторпроводит от одного до нескольких дней на производственных, офисных, торговых ииных площадях страхователя, оценивая оборудование, персонал, способы работы и т.д.Нередко страховой компанией направляется отдельный специалист (чаще всегопсихолог) для оценки персонал-риска. Задачей инспекторов является написаниеподробных отчетов для андеррайтера (специалиста страховой компании по оценкерисков, ответственного за принятие рисков на страхование и установлениеразмеров страховых премий), а также самого страхователя и/или страховогоброкера о первичной (но ни в коем случае не поверхностной) оценке риска. Инспекторамжелательно встретиться руководителями компании и основных подразделений,ознакомиться с документацией, регламентирующей деятельность страхователя,подлежащую страхованию. При таки встречах рассматриваются возможностивозникновения убытков и их преодоления, обсуждаются полученные сведения, даютсярекомендации по снижению рисков.
В отчете обычно представлена всистематизированном виде следующая информация о рисковой ситуации, характернойдля конкретной компании:
описание и оценка процессаподлежащей страхованию деятельности;
описание и оценка системыуправления в компании;
описание и оценка систембезопасности и предотвращения убытков, имеющихся в компании;
подверженность конкретнойдеятельности компании различного рода опасностям;
подробности всех известныхпроисшествий и их последствий, а также заявленных претензий, если таковые имелиместо;
статистика убытков позаключенным ранее договорам страхования различных видов;
описания сценариев, приводящих кубыткам в результате каких-либо событий, и приблизительная оценка максимальныхразмеров убытков;
рекомендации, направленные наснижение риска;
иная достоверная и повозможности наиболее полная информация, касающаяся рисков при осуществленииподлежащей страхованию деятельности.
Паспортизация страхователя.
Цель данного направления — подготовка наиболее точного и полного количественного описания компании длядальнейшей оценки возможности возникновения рисковых ситуаций и прогнозированияих последствий. Поскольку они зависят от технологий, используемых вдеятельности компании, от способа ее организации и степени организованности, отрегионов размещения и каналов товародвижения, то такое описание включает в себясведения о технической системе (оборудование), системе менеджмента (правила,структура персонала) и системе чрезвычайного реагирования (механизмы и средствадействий в чрезвычайных ситуациях) компании.
Всю совокупность сведений оконкретном объекте страхования называют его «паспортом» (за рубежом — «регистром»). Объем паспорта, закрепленного за каждой конкретнойкомпанией для целей страхования весьма велик. С другой стороны, многие его«страницы» уже фактически заполнены соответствующими службамикомпании, заинтересованными в сборе сведений определенного характера. Например,сфера интересов финансового департамента — структура управления имуществом,юридического подразделения — соблюдение норм законодательства при осуществлениидеятельности и т.д. Все это позволяет наладить конструктивную кооперацию службкомпании и страховщика, поскольку бóльшая часть этих данных необходимакак страхователю, так и страховщику.
Инвентаризация потерь.
Инвентаризация касаетсямеханизмов и потенциала потерь и убытков в результате списка событий. С позицийгосударственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества следуетвыделить следующие виды внеплановых потерь при осуществлении его деятельности:
ответственность перед третьейстороной (как законодательной, так и договорной), возникающая в результатенеисполнения (ненадлежащего исполнения) государственным посредником в сферевоенно-технического сотрудничества своих обязательств из-за введения в действиезаконодательного акта, ограничивающего эту деятельность на конкретномнаправлении (например, эмбарго);
перерывы в деловых операцияхвследствие остановок производства на одном или нескольких предприятиях ВПК;
несоответствие уже произведеннойПВН новым требованиям к ВВТ, вводимым на мировом рынке;
иные потери, возникающие врезультате принятия ограничивающих законодательных актов, как международных,так и внутри страны (например, в угоду внешнеполитическим целям).
Результат работ в этомнаправлении — разработка конкретных алгоритмов расчетов потерь в результатеконкретных неблагоприятных событий.
Оценка рисков.
Цель этого направления — расчет(оценка) ожидаемого в результате конкретных событий уровня потерь на каждомконкретном предприятии, производящем ПВН, предназначенную для экспорта зарубеж, в зависимости от положения дел на нем, субъективных механизмовобразования потерь и ожидаемой частоты возникновения инициирующих их событий.
Одной из важных составляющихработы на этом направлении является сбор анализ данных по фактическойрисковости предприятий, по реально имевшим место чрезвычайным ситуациям иубыткам. Эта информация представляет собой исходные данные для разнообразныхметодик расчета (оценки) рисков: от приближенной, чисто статистическойаналитики до комплексного расчетно-теоретического компьютерного моделирования.
Результат работы по этомунаправлению — число или значение рисков (ожидаемого уровня потерь определенноговида) конкретного предприятия ВПК, на основании которого страховщик определяетсвои, чисто страховые (финансовые) условия обеспечения защиты.
Создание системы страховойзащиты является промежуточным итогом всей предшествующей работы. Система,состоящая из определенным образом оформленных страховых отношений (один, ночаще несколько договоров страхования) между государственным посредником в сферевоенно-технического сотрудничества и страховой компанией, должна отвечатьследующим требованиям:
быть выгодной страхователю,обеспечивая его финансовую безопасность при возникновении чрезвычайных ситуацийна приемлемых, устраивающих его условиях;
быть основанной на реальноучтенных и рассчитанных значениях рисков в деятельности страхователя, полностьюучитывать все его специфические особенности;
полностью соответствоватьвзятому страховой компанией объему страховой ответственности.
Урегулирование страховыхслучаев.
Рассмотрим ситуацию, когда в ужезастрахованной деятельности государственного посредника в сферевоенно-технического сотрудничества наступила чрезвычайная ситуация — страховойслучай. Предположим, являются застрахованными его финансовые инвестиции вкакое-либо из предприятий ВПК. В период действия договора страхованияпроисходит страховой случай: в результате введения ограничений (запрета) напоставку ПВН в страну-импортер (по договору с ФГУП «Рособоронэкспорт»)продукцию военного назначения, уже произведенную этим предприятием с цельюпоставки на экспорт, невозможно реализовать. Отсюда, помимо прямых убытков,связанных с вложением средств в предприятие ОПК для организации выпускапродукции, а также неполучения намеченной прибыли, возникают, также сложностииного характера, такие как:
колоссальная психологическаянагрузка на персонал (возникает масса незапланированных срочных дел, повышенноевнимание со стороны руководства, вышестоящих органов, а также, возможно,средств массовой информации);
необходимость в безотлагательномпринятии решений о переориентации производства на иную продукцию, о реализациизапасов готовой продукции иным покупателям уже, соответственно, на иныхусловиях;
возможная уплата неустоек, еслив первоначальной сделке принимали участие другие контрагенты;
возможные расходы на организациюдоставки уже отгруженной, но не оплаченной продукции обратно на склад исвязанные с этим дополнительные таможенные расходы, затраты времени и усилийперсонала;
Цель страховщика в данном случаесостоит в очистке, извлечении из общего круга возникающих у страхователя врезультате наступления страхового случая проблем финансовой их части иобеспечении защиты финансового благополучия страхователя строго в соответствиис условиями договора страхования. Для этого страхователь одним из оговоренных вдоговоре страхования способов извещает страховщика о наступившей чрезвычайнойситуации, а также производит идентификацию (экспертизу) ее как страховогослучая.
Иными словами, фиксируется то,что случившееся происшествие есть именно такой случай, ответственность запоследствия которого приняла на себя страховая компания; определяется величинапотерь по видам, оговоренным в договоре страхования. При этом страховщиквыплачивает страхователю страховое возмещение в размере определенныхэкспертизой потерь и в порядке и в сроки, оговоренные все тем же договоромстрахования. Важной особенностью технологии обеспечения финансовой безопасностистрахователя является то, что все экспертизы страховых случаев, инициирующихпотери, а также самих потерь осуществляются на объективной основе присовместном участии страховщика и страхователя. Все процедуры обговариваютсязаранее в договоре страхования на уровне компьютерных систем паспортизациистрахователя, инвентаризации потерь и оценки риска.
Программа снижениявнеплановых потерь.
С момента начала страхования кактакового отношения страхователя и страховой компании переходят в новую фазу,основной характеристикой которой является всесторонний контроль надпредпринимательскими рисками в застрахованной деятельности страхователя, а такжеработа по снижению внеплановых потерь и повышению степени их восполнения засчет функционирования системы страховой защиты.
Адекватным решением проблемыснижения внеплановых потерь и одновременного качественного и количественногоповышения их восполнимости в непрерывном процессе деятельности страхователя,действующего в условиях международного рынка ПВН, является 100-процентный«перевод» внезапных и значительных расходов по покрытию чрезвычайныхубытков в разряд плановых страховых платежей.
Достижение всех перечисленныхцелей требует разработки и реализации специальной, уникальной системыменеджмента, обеспечивающей управление рисками сложныхпроизводственно-технологических и договорно-посреднических систем посредствомфинансовых рычагов. В практике современного зарубежного страхования такуюсистему называют «всесторонним контролем над рисками» (total/comprehensive/thorough risk management).
Реализация системы страхованияпредпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сферевоенно-технического сотрудничества на примере ФГУП «Рособоронэкспорт»
 2.5 Построение системыстрахования предпринимательских рисков в деятельности государственногопосредника в сфере военно-технического сотрудничества на примере ФГУП «Рособоронэкспорт»
Как отмечалось в предыдущейглаве, суть разработанной системы страхования предпринимательских рисковсостоит в фактическом переводе значительных неплановых потерь в деятельностигосударственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества вплановые затраты (значительно меньшие) на страхование предпринимательскихрисков.
До начала реализации системыстрахования необходимо было получить ответы на следующие вопросы.
Под влиянием каких факторовнаступают чрезвычайные ситуации и убытки в реальной деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт»?
Почему система существующихдоговоров страхования не оказывается столь эффективной, чтобы можно былоговорить о достижении максимально возможного объема страхового покрытия?
Анализируя деятельность ФГУП«Рособоронэкспорт», а в особенности статистику прибылей и убытков запредыдущие годы, автором были получены ответы на поставленные вопросы.
Во-первых, отсутствуютунифицированные схемы поставок ВВТ. При работе с различными видами вооружений,также как и при заключении договоров на поставку с различными странами,используются также различные стандарты партнерских отношений, условия и способызаключения контрактов. Это связано с персональным закреплением за различнымиподразделениями ФГУП «Рособоронэкспорт», а точнее сказать, заруководством этих подразделений, определенных направлений деятельности. Внутрикомпании это мотивируют наличием определенного положительного опыта уконкретных людей (реже — групп людей) по работе в каком-либо направлении.
Например, подразделение,занимающееся поставками техники и вооружения для военно-воздушных сил (ДепартаментВВС) осуществляет свою деятельность (и, стоит отметить, высокопрофессионально идостаточно успешно) на основе специально разработанной и применяемойисключительно внутри Департамента документации, которая практически никак некорреспондируется с документацией других департаментов.
В то же время, далеко не вседепартаменты работают так хорошо (из общего портфеля обязательств по поставкамФГУП «Рособоронэкспорт» около 70% приходится на экспорт авиационнойтехники и услуг по линии Департамента ВВС). В руководстве Рособоронэкпортапонимают, что часть проблем связана с несовершенством договорной базы, однакообмениваться опытом заключения контрактов между подразделениями в компании«не принято» в силу того, что руководят подразделениями в основномамбициозные и гордые люди, не желающие учиться у других, даже у своих коллег,считая это проявлением слабости. Большинство из таковых полагают, что кореньпроблем не в них самих и не внутри организации, а в «таким нежелательнымдля нас образом сложившейся конъюнктуре на мировом рынке вооружения».
Следствием такого уже давносложившегося положения дел является не только неполучение максимальной прибылиот экспорта наиболее полной палитры видов ВВТ, но и регулярное возникновениеубытков, которых можно было бы избежать при более грамотном заключениидоговоров.
Эта проблема при всей ееважности решается наиболее простым способом — принятием и обязательнымисполнением решения о приведении в надлежащее состояние и унификации всейделовой документации ФГУП «Рособоронэкспорт».
Во-вторых, в силу отложенностиво времени получения реальных результатов от инвестирования значительныхсредств в российский ОПК, отсутствует возможность запуска в немедленноесерийное производство так называемых «хитов». Иностранные покупателичасто обозначают свой интерес к новинкам российского ОПК (например, кучебно-тренировочным самолетам МиГ-АТ и Як-130), которые по своимтактико-техническим характеристикам в действительности значительно превосходятаналоги из других стран. Однако с момента заинтересованности до заключенияреального контракта дело доходит редко, т.к требуются порой годы, чтобы начатьвыпускать хиты серийно, а к тому времени интерес чаще всего утрачивается.
Разрешить сложившуюся ситуациюбыстро и дешево не представляется возможным. Вероятно, потребуются годыстабильного развития российской экономики, чтобы военно-промышленный комплекссмог заработать с использованием всего своего огромного потенциала.
В-третьих, отсутствиевозможностей взыскания с виновных сумм неустоек за неисполнение (ненадлежащееисполнение) условий контрактов. Руководству Рособоронэкспорта практическипостоянно приходится испытывать на себе давление со стороны вышестоящих российскихчиновников, требующих отказов от требований к виновной стороне в угоду текущимвнешнеполитическим интересам России. Таким образом пополняются ряды должников иодновременно «друзей» России — стран с развивающейся экономикой,отсрочка по обязательствам которых продлена на неопределенный срок.
Данный вопрос может быть решенкак минимум двумя способами: принятием межгосударственных соглашений опоэтапном погашении имеющихся долгов и установлении нового статусавнешнеполитических отношений со странами — потребителями российской ПВН, илистрахованием рисков неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательствконтрагентами ФГУП «Рособоронэкспорт».
Однако на ближайшую перспективурешением этой проблемы, как нам видится, может стать система качественнойэкспертизы не только военно-политической безопасности поставок российскихвооружений тому или иному клиенту, но и тщательный анализ действительного ибудущего экономического положения клиента.
Отвечая на второй вопрос можноотметить, что в настоящий момент ФГУП «Рособоронэкспорт» страхуетлишь имущественные риски в отношении оборудования и имущества предприятий ОПК,а также производимой ими ПВН. Существующие договора страхования покрывают лишьвозможные прямые потери в результате оговоренных событий (стоимость утраченногоимущества, поврежденной техники, вышедшего из строя оборудования и т.д.). Страхованияпредпринимательских рисков как таковых (от перерывов в производстве, отнеисполнения обязательств контрагентами) не производится.
Сложность запуска системы такогострахования состоит еще и в том, что не каждый страховщик сможет, а из тех ктосможет — не каждый возьмет на страхование столь крупные по стоимости риски. Влюбом случае, страховщик будет тщательно, а значит долго рассматривать вопрос опринятии вышеозначенных рисков на страхование.
Несмотря на обилие факторов,препятствующих запуску системы страхования предпринимательских рисков вдеятельности ФГУП «Рособоронэкспорт» автору удалось провестипервичный анализ рисков и составить таблицу разработки решения по снижениюстепени риска путем заключения договоров страхования.
В окончательном варианте таблицавыглядит следующим образом (см. Табл.3).
Таблица 3.
Разработкарешения по снижению степени риска методом заключения договоров страхованияпредпринимательских рисков ФГУП «Рособоронэкспорт»
Размер убытка,
млн. долл. США Частотность убытка действительная
Частотность убытка
прогнозируемая Серьезность убытка Воздействие на деятельность Решение до 0.05 чаще 1 раза в квартал чаще 1 раза в полугодие весьма низкая несущественное совершенствование системы управления, не страховать от 0.05 до 0.5 чаще 1 раза в год реже 1 раза в год низкая средней тяжести совершенствование законодательной базы, самострахование от 0.5 до 1.0 реже 1 раза в год реже 1 раза в год средняя существенное самострахование, страхование на срок до 5 лет от 1.0 до 10.0 реже 1 раза в 5 лет реже 1 раза в 5 лет высокая серьезное страхование на срок до 10 лет свыше 10.0 реже 1 раза в 5 лет реже 1 раза в 5 лет высокая катастрофическое страхование на срок до 30 лет 2.6 Оценка эффективностисистемы страхования предпринимательских рисков в деятельности государственногопосредника в сфере военно-технического сотрудничества на примере ФГУП «Рособоронэкспорт»
На основании приведенных в Табл.3.сведений построим график для принятия решения о страховании рисков ФГУП «Рособоронэкспорт»(см. Рис.6).
/>
Рисунок 6. График дляпринятия решения о страховании предпринимательских рисков ФГУП «Рособоронэкспорт»
 
На графике отчетливо виднаразница в потерях для ФГУП «Рособоронэкспрт» при существующей системестраховой защиты (в которой отсутствуют договора страхованияпредпринимательских рисков, обозначены цилиндрами), и предлагаемой авторомсистеме страхования (обозначены параллелограммами). Основное различие состоит втом, что при первом варианте потери составляют действительную стоимость убыткови неполученной прибыли, а во втором — лишь сумму страховой премии, уплачиваемуюпо договорам страхования предпринимательских рисков.
Как видно по первым тремстолбцам графика, введение системы страхования не окажет существенного влиянияна незначительные, низкие и средние по объему потерь риски, которые, однако,случаются чаще.
Несмотря на это, подверженностьсущественным и катастрофическим по серьезности рискам значительно снижается,что и обеспечивает деятельность государственного посредника в сферевоенно-технического сотрудничества надежностью и стабильностью. Таким образомдостигается полезность — искомая сущность страхования — при его однозначнойубыточности.
Заключение
Данная работа посвященапроблемам одного из важнейших финансовых инструментов, способного сыгратьзначительную роль в стабилизации военной промышленности страны в условияхрыночных методов хозяйствования — страхованию предпринимательских рисков вдеятельности государственного посредника в сфере военно-техническогосотрудничества.
Каждый год трансформациимакроэкономической среды деятельности предприятий российского ОПК, экономикистраны в целом, свидетельствует о необходимости повышения роли страхования вобеспечении деятельности предприятий оборонной промышленности. Повышениюпотребности в страховании способствует влияние следующих факторов:
ограничение государственныхгарантий из-за недостаточности бюджетных ресурсов;
старение основных фондовбольшинства предприятий ОПК;
удорожание технологийпроизводства новейших видов ВВТ;
нестабильностьсоциально-экономической обстановки в мире.
В эпоху монополиигосударственного страхования понятий коммерческого страхования и управлениярисками (риск-менеджмент) не существовало. Осознание значения риск-менеджментаи страхования для обеспечения успешной деятельности любого хозяйствующегосубъекта дает толчок развитию новых технологий в страховом деле.
В мире уровень развитиястрахового бизнеса, рынка страховых услуг, страховой культуры, наконец,определяет уровень развития сферы услуг, да и системы общественныхвзаимоотношений в целом. Понятие культуры страхования присуще всем развитымстранам.
Автором проведены исследование ианализ рисков, присущих деятельности государственного посредника в сферевоенно-технического сотрудничества, выявлены основные причины их возникновенияи сценарии последствий страховых событий, обоснована необходимость управлениярисками. Показано, что важнейшим элементом управления рисками являетсяфинансирование через договор страхования. В этой связи исследованы основныепринципы формирования системы страхования предпринимательских рисков,обоснованы критерии принятия рисков на страхования для страховой компании,разработан алгоритм процесса организации страхования предпринимательских рисковв деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт».
Выводы и рекомендации,предлагаемые по результатам исследования, в основном сводятся к следующимпунктам.
Исследование и анализпредпринимательских рисков показали тенденцию к увеличению их частоты иукрупнению размеров убытков, связанных с ними. Риски становится сложнееидентифицировать, выявить истинные причины их возникновения; появляются новыетипы рисков, харатерные исключительно для деятельности государственногопосредника в сфере военно-технического сотрудничества. В этих условияхруководство ФГУП «Рособоронэкспорт» осознает всю важность мероприятийпо профилактике рисков в рамках риск-менеджмента, среди основных методовкоторого выбирает страхование, которое в случае возможных потерь сохраняетблагосостояние предприятия стабильным.
Анализ методов оценки рисковпоказал, что необходимо учитывать такую возможность, что к одному ущербу могутпривести несколько рисковых событий. В связи с этим автором рекомендуетсяпроводить оценку рисков с учетом возможных сценариев возникновения ущерба. Дляэтого разрабатываются показатели наиболее типичных видов ущерба, которыевзаимосвязаны со степенью риска.
В процессе исследованияотношений между страхователем и страховщиком при страхованиипредпринимательских рисков раскрыто понятие системы страхованияпредпринимательских рисков. Разработан типовой алгоритм организации такого видастрахования и смоделированы процессы принятия решений при страхованиипредпринимательских рисков в деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт».
В ходе исследования даютсярекомендации по использованию опыта крупнейших иностранных и российскихстраховых компаний при принятии на страхование предпринимательских рисков.
В настоящее время ФГУП «Рособоронэкспорт»наращивает объем экспортных операций. Расширяется география его деловых связей.Это дает основание предполагать, что все новые и новые риски будут появляться вего деятельности, и, поскольку разработанная система является открытой исаморегулирующейся, в ней безусловно найдется место и для новых категорийрисков, подлежащих управлению и страхованию.
В государствах ссформировавшейся рыночной экономикой компенсационное и инвестиционное значениестрахования не подлежат сомнению и проявляются как на микроэкономическом, так ина макроэкономическом уровне. При нынешнем уровне развития страхования в нашейстране есть пока основания говорить лишь о реальном проявлении его роли в сферемикроэкономики, так как страховой защитой охвачены не все сегментыхозяйственной деятельности субъектов. Макроэкономическое значение страхованиебудет приобретать по мере массового развития, подключения к страхованию всехсубъектов промышленности, по мере распространения страховой защиты намаксимально возможное число рисков любого характера.
Список использованной литературы
1.        Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая).
2.        Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая).
3.        Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела вРоссийской Федерации».
4.        Закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности»(в редакции Федерального закона №17-ФЗ от 3 февраля 1996 года).
5.        Д. Бланд «Страхование: принципы и практика».М., ФиС, 2008.
6.        В.Б. Гомелля «Основы страхового дела».М., СОМИНТЭК, 2006.
7.        Гринько С.А. Система страхования рисков производственно-хозяйственнойдеятельности промышленных предприятий. Диссертация на соискание ученой степеникандидата экономических наук. — М.: 2009, 190 с.
8.        А.Н. Зубец «Маркетинговые исследования страхового рынка».М., ЦЭиМ,2006.
9.        Ю.А. Сплетухов «Страхование предпринимательских рисков». Финансоваягазета, М., 2008.
10.     Ю.А. Сплетухов «Страхование финансовых инвестиций». Финансоваягазета, М., 2007.
11.     Ю.А. Сплетухов «Страхование финансовых рисков». Финансоваягазета, М., 2006.
12.     А. Ермохин «Управления риском нет — катастрофы будут». Экономикаи жизнь, М., 2005
13.     «Центробанк изменил порядок страхования кредитных рисков». Известия,М., 2006.
14.     Л.А. Чалдаева, А.А. Килячков «В помощь сдающему экзамен». Финансоваягазета, М., 2008.
15.     «Бизнес-пресс». Комсомольская правда, М., 2009.
16.     Ю.А. Сплетухов «Страхование депозитных вкладов». Финансоваягазета, М., 2007.
17.     Н.П. Николенко «Страхование финансовых рисков». Банковскоедело, М., 2007.
18.     В.В. Смирнов «Страховая защита от рисков при реализации продукциипо договорам купли-продажи по базисам поставки». М., Анкил, 2008.
19.     В.Д. Маркова «Маркетинг услуг». М., ФиС, 2009.
20.     Ш.Р. Агеев, Н.М. Васильев, С.Н. Катырин «Страхование: теория,практика и зарубежный опыт».М., Экспертное бюро-М, 2007.
21.     «Страхование отдельных видов предпринимательского риска: (методическаяразработка)». СПб., УЭФ, 2005.
22.     В.В. Боков, П.В. Забелин, В.Г. Федцов «Предпринимательскиериски и хеджирование в отечественной и зарубежной экономике». М., ПРИОР, 2008.
23.     Purwin, Robert L., Jr. “The franchise fraud: Howto protect yourself before and after you invest. ” N. Y., John Wiley &Sons, Inc., 2004.
24.     А. Клоченко, Л. Клоченко «Руководство по страхованию промышленныхобъектов от огня и перерыва процесса производства».М., РЮИД, 2008.
25.     В.В. Аленичев, Т.Д. Аленичева «Страхование валютных рисков,банковских и экспортных коммерческих кредитов».М., ИСТ-СЕРВИС, 2007.
26.     Ш.Р. Агеев «Страхование как фактор стабильного развития малогопредпринимательства».М., Журнал «ЭКОС-информ», 2007.
27.     Г.Ю. Павлов «Международная капиталистическая торговля услугами ипроблемы ее регулирования». Приложение к Бюллетеню иностраннойкоммерческой информации, М., 2009.
28.     Melvin, Harold “The Management and Marketing ofServices. ” N. Y., Blue Notes, 2005.