Страхование: Росстрахнадзор, актуарные расчеты

Содержание
Введение
1.   Функции и задачи Росстрахнадзора.
·       Определение Росстрахнадзора.
·       Росстрахнадзор: функции и задачи.
2.   Понятие актуарных расчетов и ихнеобходимость.
·       Актуарныеисследования в России и  других странах.
Список использованной литературы
Введение
Понятие актуарныхрасчетов.Актуарныерасчеты представляют собой специфический род деятельности, предметом которойявляются финансовые схемы, порождающие те или иные обязательстванеопределенного будущего объема. В частности, это страховые и пенсионныеобязательства. Необходимость в актуарных расчетах возникает в  связи с риском невыполнения этихобязательств. Для накопительных пенсионных схем основными целями актуарныхрасчетов являются прежде всего определение резервов, оценка инвестиционныхсхем, норм отчислений от заработной платы, тестирование денежных потоков.
Актуарным базисомназывают совокупность исходных данных, принимаемых для выполнения актуарныхрасчетов. При его построении делаются предположения о величинах будущих статистических  показателей, необходимых для расчета пенсий(например, о смертности, о заработной плате), а также предположения о будущейотдаче от инвестирования активов. Задачи актуарных расчетов связаны соцениванием частот случайных событий и поэтому основываются на математическихмоделях теории вероятностей и статистики.
       Инспекция Росстрахнадзораявляется юридическимлицом, имеет
расчетный и другие счета в банках, гербовую печать со своим наименованием. Штатноерасписание и смета расходов Инспекции Росстрахнадзора утверждаются НачальникомИнспекции в пределах выделенных Федеральной службой России по надзору застраховой деятельностью ассигнований и установленных фонда оплаты труда ичисленности работников. Контроль за расходованием выделенных Инспекцииассигнований осуществляет Федеральная служба России по надзору за страховойдеятельностью. Ревизия деятельности Инспекции Росстрахнадзора осуществляется центральнымаппаратом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью.
1. Функции и задачиРосстрахнадзора.
·       Определение Росстрахнадзора.
Определение  –  Федеральная служба Россиипо надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимгосударственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации остраховании и обеспечивающим эффективное развитие страховых услуг, защитузаконных прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованныхлиц и государства. Росстрахнадзор имеет свои территориальные органы страховогонадзора (инспекции Росстрахнадзора). Росстрахнадзор осуществляет регулированиеединого страхового рынка в Российской Федерации на основе установления общихтребований по лицензированию и ведению государственного реестра страховыхорганизаций, контролю за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков,учету и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональнойкоординации по вопросам страхования.
·       Росстрахнадзор: функции и задачи.
       Для осуществления Государственного  надзора за страховой дея­тельностью на территории Российской  Федерации  Указом  Президента Российской Федерациибыла создана Федеральная служба России по над­зору за страховой деятельностью(Росстрахнадзор),  которая является центральным органом федеральнойисполнительной власти, и подчиняет­ся Правительству Российской Федерации, действуя на  основании  ут­вержденного им Положения.  Положение о Федеральной службе России понадзору за  страховой деятельностью  принятое  в  апреле1993 года дополненное и частично измененное в октябре 1994 годаустанавливает  права  и  обязанности Росстрахнадзора, а такжеего функции и задачи. Росстрахнадзор в пределах установленной Положениемкомпетенции осуществляет  регулирование  единого  страховогорынка в Российской Федерации на основе установления общих требований полицензированию и  ведению государственного реестра страховых организаций,контролю за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков,  учетуи  от­четности,  методологиистрахования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросамстрахования.  Росстрахнадзор в  своей  дея­тельностируководствуется Конституцией Российской Федерации, поста­новлениями ираспоряжениями Президента Российской Федерации, поста­новлениями  ираспоряжениями Правительства Российской Федерации,  а также существующимположением.  Главной задачей Росстрахнадзора является обеспечение соблюде­ния всеми участниками страховыхотношений требований  законодатель­ства Российской Федерации о страхованиив целях эффективного разви­тия страховых услуг,  защиты прав и интересовстрахователей,  стра­ховщиков и государства. В пределах установленнойкомпетенции Росстрахнадзором осущест­вляется государственное регулированиестраховой деятельности на ос­нове установления общих требований по лицензированиюи ведению  го­сударственного  реестра страховых организаций, инвестиционной дея­тельности, обеспечению финансовой устойчивости, организациибухгал­терского  и  статистического учета и отчетности страховыхорганиза­ций,  стандартизации условий и тарифов по массовым видам страхова­ния,  другим направлениям страховой деятельности.  К числуосновных функций Росстрахнадзора относятся выдача лицензий на осуществление страховой  деятельности  и ведение единогогосударственного реестра страховщиков и объединений страховщиков,  а такжереестра страховых брокеров.  Росстрахнадзор  должен  также осуществлять  контроль за обоснованностью страховых тарифов иобеспечение  платежеспособности страховщиков, устанавливает правилаформирования и размещения стра­ховых резервов,  показатели и формы учетастраховых операций и  от­четности страховой деятельности, разрабатывает и утверждает норма­тивные и методические документы по вопросамстрахования, отнесенным к его компетенции. Как контролирующий  орган Страховой надзор России имеет право проводить  проверки соблюдения  страховщиками  законодательства  о страховании и  проверки  достоверности представляемой отчетности иинформации.  При выявлении нарушений страховщиками требований зако­нодательства, а  также неисполнения ими обязательных рекомендаций, указаний инормативных документов Страховой надзор имеет право  да­вать страховщикампредписания по устранению таких недостатков.  При необходимости Росстрахнадзор имеет право обращаться в арбитражный суд с исками оликвидации  недобросовестных  страховщиков при  неоднократномнарушении последними законодательства Российской Федерации,  а такжеорганизаций и предприятий, осуществляющих стра­хование без лицензии. В условияхнедостатка специалистов и отсутствия единой системы подготовки кадров  для страховых организаций важным является право Страхового надзораучаствовать в  экспертизе  учебных  программ  пострахованию  в  высших и средних специальных учебных заведениях, а также в специализированных организациях по подготовке  и  повышениюквалификации кадров для страховых организаций. В целях усиления надзора задеятельностью страховщиков на тер­ритории  России Правительством  было принято решение о создании 30 территориальных органовстрахового надзора,  которые обладают прак­тически всеми правами иобязанностями Росстрахнадзора,  за исключе­нием функций по выдаче лицензийи даче предписаний о  приостановле­нии или отзыве лицензий, и обращению всуд о ликвидации страховщика в случае нарушения ими действующегозаконодательства. Вероятно, со  временем,  по  мере накопления опыта и развития страхового законодательства функции и праватерриториальных органов страхового  надзора могут быть расширены,  вчастности,  в вопросах выдачи лицензий компаниям с крайне ограниченной сферой  и  объемом деятельности.Главной задачей Инспекции Росстрахнадзора является обеспечение соблюдения  требований   законодательства   Российской   Федерации   о страховании всеми  участниками страховых  отношений на соответствующей территории Российской  Федерации в  целях эффективного  развития рынка страховых услуг.Инспекция Росстрахнадзора осуществляет следующие функции:а)    обеспечивает    контроль    за    соблюдением    требований законодательства Российской Федерации о страховании;б) осуществляет контроль за исполнением страховщиками нормативных актов Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, связанных с проведением страховой деятельности;в)     осуществляет  контроль за  обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;г)  осуществляет контроль за соблюдением установленных Федеральной службой  России   по  надзору   за  страховой   деятельностью   правил формирования и размещения страховых резервов;д)     обобщает практику работы страховщиков, страховых посредников и других участников страхового рынка и представляет в Федеральную службу России  по   надзору  за   страховой  деятельностью   предложения   по совершенствованию  практики   надзора  за  страховой  деятельностью  и законодательства о страховании;е)     рассматривает  заявления и жалобы физических и юридических лиц по  вопросам,   связанным  с  нарушением  законодательства  Российской Федерации о страховании;ж)   представляет    в   установленном   порядке   бухгалтерскую, статистическую и  иную предусмотренную  законодательством отчетность о своей деятельности.
      
2.Понятие актуарныхрасчетов и их необходимость.
·       Актуарные исследования в России идругих странах.
Актуарные исследования впостсоветской  России начали развиватьсялишь с начала 90-х годов. За такой короткий период ни одно научное направлениене может, конечно, достичь сколько-нибудь серьезного развития. Возникновениенаучных школ, традиций и т.п. – весьма долгий процесс, занимающий десятилетия.Довольно естественно поэтому,  чтоотечественные актуарные разработки развивались за это время в основном в руслеусвоения и переработки западных (в основном английских и американских)источников.
      Первоначальное развитие актуарной тематики определялось в основномпотребностями первичного обучения актуариев, спрос на которых на рынке трудавозник благодаря образованию негосударственных страховых компаний и пенсионныхфондов. Были созданы соответствующие кафедры, лаборатории и специализации вряде крупнейших ВУЗов (например, МГУ, МГТУ, Финансовой академии, РЭА, ВШЭ,СПбГУ, Нижегородском ГУ, Кемеровком ГУ). В 1994 г. возникло (в основномна базе математических факультетов МГУ) Российское Общество Актуариев,преследовавшее в основном образовательные цели. Было проведено несколькоконференций, семинаров и курсов в разных городах с помощью западных (вчастности, английских) специалистов. Появившиеся за это время учебники(основные из них указаны ниже в списке литературы) ориентированы наангло-американский стандарт актуарного образования и являются компилятивнымиотображениями отдельных разделов тех или иных курсов первых ступеней обученияОбщества Актуариев США и Института Актуариев Великобритании. Часто авторыучебников и учебных курсов просто копировали соответствующие программы,автоматически перенося на российскую почву исторически сложившиеся на Западеподходы и методы, даже уже устаревшие. Последнее касается, например, аппаратакоммутационных функций, изобретенного для облегчения вычислений, но ставшего совершенноненужным с появлением общедоступных и мощных компьютеров и остающегося взападных программах скорее по традиции. Часто переносятся на российскую почвузападные (в частности, английские) курсы 60-х, если не 50-х, годов. Быливыполнены также переводы некоторых западных книг, хотя основная массаанглоязычной литературы, даже учебной, по-прежнему остается недоступнойрядовому читателю.
Исследования, выполненныев России в последнее десятилетие в области актуарной математики, в основномотносятся к страхованию. Они носят фрагментарный и эпизодический характер, чтоотносится в первую очередь к прикладным работам. Отсутствие статистическихданных (часто являющихся коммерческой тайной) и недостаточное целевоефинансирование, по-видимому,  являютсяосновными причинами этого, помимо указанной выше «молодости» и неразвитостиэтой области в целом, что выражается в нехватке информационного обеспечения иквалифицированных кадров. Основной чертой современного состояния этой областиможно назвать поистине огромный разрыв, существующий между теорией и практикой. В России выполняются, с однойстороны, отдельные теоретические исследования высокого уровня (см. ниже список литературы), с другой, математическийаппарат большинства прикладных работ примитивен.
      Внимание, уделяемое в актуарной литературе пенсионным расчетам,значительно меньше, особенно это касается новых исследований. В учебнойлитературе традиционно рассматриваются расчеты аннуитетов (пенсий) на основепостоянной базовой процентной ставки и таблиц смертности. Исследовательскиеработы в основном ограничены развитием этих методов. Редки исследования,посвященные таким специфическим разделам пенсионной актуарной математики, какметоды финансирования пенсионных схем, оценка активов, балансирование активов иобязательств по выплате пенсий, статистические модели множественных выбытий(декрементов) и т.п.
В России в настоящеевремя просто невозможно выполнять актуарные разработки, в частности,долгосрочные прогнозы, на аналогичном уровне. Оценки многих ключевых данных,указанных выше, даже грубые, отсутствуют. Для нас в этом исследованииамериканских ученых наиболее интересно даже не само исследование, а егоинформационная база. Сравнивая ее с нашей, мы приходим к заключению о том,какая информация должна находиться в распоряжении лиц, выполняющих актуарныепрогнозы и другие пенсионные расчеты.
  Во многих других странах также было предпринято повышениепенсионного возраста с целью снижения демографической нагрузки на работающих.Обзор оценок демографических и экономических последствий повышения пенсионныхвозрастов дается, например, английским актуарием Дэйкином(Daykin, 1992).
 Вобольшинстве стран одним из важных направлений пенсионной политики считаетсястимулирование пенсионных накоплений. Одним из путей такого стимулированияявляется введение различных налоговых льгот на взносы работодателей иработников в негосударственные пенсионные схемы. Так, в США налоговые льготыстали мощным стимулом роста негосударственного пенсионного обеспечения.Предприятия вычитают из налогооблагаемой прибыли наравне с зарплатой взносы влицензированные НПФ. Их инвестиционный доход не облагается налогом на прибыль втечение накопительного периода. Участники фондов освобождены от подоходногоналога на пенсионные взносы также на весь накопительный период — до началавыплат пенсий. При этом методы финансирования пенсионных схем, используемые приактуарных расчетах максимальных норм взносов, жестко предписываютсязаконодательством с тем, чтобы ограничить объем освобождаемых от налоговсредств. Актуарий, выполняющий оценивание, несет персональную ответственностьза соблюдение нормативных требований, так как превышение норм отчислений можетрассматриваться как уклонение от уплаты налогов. Одним из развитых в миренаправлений исследований является изучение финансирования пенсионных планов приразличных правилах налоговых льгот как части системы государственногорегулирования, а также экономических эффектов различных (реальных илипредлагаемых) изменений этих правил. Поскольку в России пока фактически не выработано такого рода системыльгот и контроля, соответствующие методы актуарных расчетов представляютбольшой интерес.
Например, в 1987 году вСША был предписан новый порядок финансирования пенсионных схем с определеннымивыплатами (таких схем в США большинство). До 1987 года работодатели имели правофинансировать до 100% будущих пособий, которые будут выплачиваться работникупосле выхода на пенсию, исходя из его(ее) текущего стажа, возраста и актуарныхвероятностей получения пенсии данной величины. Так наз. Omnibus BudgetReconciliation Act (OBRA87)  снизиллимиты полного финансирования планов с определенными пособиями со 100% текущейактуарной ответственности до 150% пособий, уже заработанных на дату оценивания.Это более жесткое правило, и многие (впрочем, достаточно простые) расчетыдемонстрируют, что предписанное в 1987 году финансирование отодвигает периодосновных пенсионных накоплений в будущее, из чего следуют вполне определенныеэкономические выводы. Подобные расчеты и выводы приводятся, например, в ужеупоминавшейся книге Шибера и Шовена (1997). Именноналоговые льготы – фактор, определяющий выгодность пенсионных накоплений посравнению с другими видами инвестиций. Насколько нам известно, в России еще не выполнялось исследований,которые могли бы подтвердить или опровергнуть тезис о том, что введение тех илииных налоговых льгот для стимулирования пенсионных накоплений  сегодня было бы выгодно для государства вбудущем, так как снизило бы нагрузку на пенсионную систему.
   Строго говоря, актуарные расчеты можноназвать одним из ответвлений математической статистики, примененной кстрахованию с элементами финансовой математики. В основе актуарных расчетовлежит закон больших чисел, сформулированный еще Я.Бернулли в начале 18 века.
   В задачу актуарных расчетов входит,во-первых, определение вероятности наступления страхуемого риска (страховогособытия) в будущем. В данном случае понятие «риск» может трактоваться как внегативном плане: кража автомобиля, цунами, болезнь — так и в положительномаспекте: дожитие страхуемого лица до определенного возраста, рождение ребенка ит.д. Второй составляющей является определение ожидаемой средней стоимостиданного риска, то есть суммы, которую страховщик должен будет выплатить принаступлении страхового события: возмещение стоимости украденного автомобилямарки Ситроен будет сильно отличаться от стоимости возмещения при угонеМосквича.
   Из этих двух составляющих (вероятностьнаступления страхового события и его ожидаемая средняя стоимость) складываетсястраховой тариф, то есть цена, которую будет предложено заплатить тому, ктозахочет застраховаться от данного риска. Оговоримся сразу, что страховаякомпания в стоимость страхового тарифа закладывает административные расходы наведение деятельности и норму прибыли.
Второй, не менее важной,задачей актуария является определение правильности расчета страхового тарифапосле того, как полис (то есть договор между страхователем и страхуемым)поступил в продажу. Необходимо, в частности, понять, насколько правильно былирассчитаны вероятность наступления страхуемого события и его стоимость (а вдругугонов было в 3 разабольше, чем это изначально предусматривалось?), а также определить, являются линаблюдаемые отклонения просто статистической погрешностью, не требующейпересмотра тарифа или же долгосрочной тенденцией, выявляющей необходимостьизменения тарифа.
   Традиционно актуарные расчеты, как истрахование, разделяют на актуарные расчеты в области жизни (life inssurance) и не жизни (non-life inssurance). Страхованиежизни включает в себя страхование случаев, где вероятность наступлениястрахового события связанна с продолжительностью человеческой жизни: выплатапожизненной пенсии при дожитии до определенного возраста, выплата пенсиисупругу после смерти страхуемого лица, выплата капитала в случае смертистрахуемого и т.д. «Не жизнь» включает в себя все остальные виды страхования:страхование имущества, страхование от несчастных случаев и т.д. Страхование вобласти жизни, как правило, является средне или долгосрочным, в «не жизни»скорее краткосрочным.
   В пенсионном страховании основной задачейактуария является, во-первых, расчет ожидаемой продолжительности жизниполучателя пенсии, во вторых – определение схемы внесения пенсионных взносов исоздания пенсионных резервов, достаточных для выполнения обязательств Фонда сучетом пожеланий Вкладчика. При растущей продолжительности жизни первая задачаявляется особенно актуальной и требующей особого внимания – как определить,сколько в среднем проживет сегодняшний 60-летний пенсионер? При решении задачактуарных расчетов актуарий исходит из необходимости соблюдения равенства междуожидаемой современной стоимостью потока взносов и выплат по каждому договору.
Заключение
Из многих примеровактуарного оценивания различных нормативных требований государственногорегулирования мы выбрали представленный Самвиком иСкиннером (Samwick and Skinner, 1997) пример имитационного моделирования пособий всхеме с определенными взносами. В таблице 1 приведены результаты имитационногомоделирования пенсий как в случае действующего в США законодательства, так ипри введении норм обязательных взносов в 3 и 5 процентов (как правило, покрываемых на 50% работодателем и на50% работником). Расчеты показывают, что введение таких обязательныхминимальных отчислений в первую очередь скажется на наиболее малообеспеченныхпенсионерах. Мы приводим этот пример потому, что в России сегодня большинствонегосударственных накопительных пенсионных схем относится к типу схем сопределенными взносами, причем общий объем системы дополнительного пенсионногообеспечения еще невелик. Введение в России подобного обязательного минимумаотчислений от заработной платы вкупе с налоговыми льготами, которые сделали быменее выгодным сокрытие доходов и теневую занятость, может рассматриваться какодна из перспективных мер для необходимого наращивания финансовых ресурсовсистемы негосударственного пенсионного обеспечения.
Список использованной литературы.
1.                        Баскаков В.Н. иМельников А.В. (2001) Актуарные проблемы системы социального страхования. –Пенсия, 8.
2.                            Баскаков В.Н. и др. (5 авторов) (2001)Страхование от несчастных случаев на производстве: актуарные основы. – М.:Академия.
3.                            Башарин Г.П. (2002) Актуарное образование вРУДН. –  Конференция «Актуарная наука:теория,  образование и приложение, М.:2000.
4.                            Малых, Д. и др. (2000) К вопросу об оценкеобязательств страховщиков по договорам долгосрочного страхования жизни. –Страховое дело,  6.
5.                            Чепурин, Е.В. (1999) Статистический анализмалых выборок страховых данных. – Конференция «Актуарная наука: теория,образование и приложения», М., 1999.
6.                           Ширяев А.Н. (2002)  Актуарное дело. – Обозрение прикладной ипромышленной математики, 1, 5.