Федеральноеагентство по образованию
Уральскийгосударственный экономический университет
КафедраЭкономики труда и управления персоналом
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Страхованиесоциально-трудовых рисков
Вариант5
Исполнитель:
Руководитель:
Екатеринбург
2009
План
1. Социальноеобеспечение и социальное страхование.
1.1.Организационно-экономические основы социального обеспечения и социальногострахования населения
1.2.Сходство и отличия социального страхования и социального обеспечения. Преимуществакаждого вида
2.Риск в страховании.
2.1Сущность и содержание риска
2.2Управление рисками
3.Проблемы единого социального налога и предлагаемые подходы к их решению
4.Задача
Списокиспользованной литературы
1.СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
1.1Организационно-экономические основы социального обеспечения и социальногострахования населения
В ст.39 Конституции РФзаписано, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение повозрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитаниядетей и в иных случаях, установленных законом. Право на социальное обеспечениеграждан осуществляется на практике с помощью комплекса взаимосвязанныхорганизационных, экономических, законодательных и других мер.
Основными видамисоциального обеспечения являются [3, с.52]:
o пенсиипо старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет,социальные;
o пособияпо безработице, по временной нетрудоспособности, беременности иродам,многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидов с детства и др.;
o содержаниеи обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;
o профессиональноеобучение, трудовое устройство инвалидов, медико-социальная экспертиза иреабилитация и др.
Экономическую основусоцобеспечения составляют государственный бюджет и государственное страхование,которые различаются между собой по источникам финансирования.
Одной из важныхсоциальных функций государства является обеспечение граждан пенсиями ипособиями. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионногообеспечения считается труд и его результаты.
Основаниями дляпенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего возраста итрудовой стаж или выслуга; наступление инвалидности; потеря кормильца – длянетрудоспособных членов семьи.
Одним из слагаемыхсистемы социального обеспечения являются социальные пособия. Социальные пособия– это единая система денежных выплат отдельным категориям граждан, определеннымзаконодательством РФ. В соответствии с законом РФ «О государственных пособияхгражданам, имеющим детей» установлены следующие пособия:
— по беременности иродам;
— при рождении ребенка;
— по уходу за ребенкомв возрасте до 1,5 лет;
— ежемесячное пособиена ребенка и др.
Выплата этих пособийосуществляется за счет Фонда социального страхования, Пенсионного фонда идругих внебюджетных фондов.
Пособия по временнойнетрудоспособности работающим гражданам выплачиваются за счет средствсоциального страхования, по месту работы. Пособие по безработице = за счет средствгосударственного Фонда занятости.
Важнейшей составнойчастью социального обеспечения является обязательное государственноестрахование. Фонд, образуемый посредством государственного социальногострахования, представляет собой один из видов централизованных денежныхрезервов государства.
Социальное страхование– это механизм реализации социальной политики государства, основа системысоциальной защиты населения. Социальное страхование в большинстве развитыхстран на протяжении длительного периода остается доминантой в общей системеуправления социальными рисками. И в Российской Федерации основным элементомсоциальной защиты населения является социальное страхование. И это объясняетсятем, что социальное страхование представляет собой универсальную для рыночнойэкономики финансовую систему, позволяющую компенсировать действие социальныхрисков за счет перераспределения части национального дохода между отдельнымигруппами населения с учетом меры социального риска и трудового вклада каждого вформирование национального дохода. Социальное страхование обеспечиваетуправление социальными рисками общества на основе распределения средств,собранных для целей компенсации индивидуальных ущербов, между всеминуждающимися членами общества. Размер индивидуальных страховых выплатопределяется с учетом индивидуального вклада каждого в общий фонд.
Финансовую основусоциального страхования составляют страховые отношения, условия которыхявляются всеобщими в рамках данного государства и носят строго обязательныйхарактер. В отличие от других типов страхования социальное страхование являетсянекоммерческим, т.е. не преследует цели получения прибыли [1, с.62]. Все доходы,поступающие в фонды социального страхования, в том числе и получаемые отинвестирования временно свободных средств, должны направляться только насоциальные цели. Финансирование всех видов социального страхования основано настраховых взносах работодателей, работников, самозанятого населения.
Современная системагосударственного страхования в России включает: страхование старости;страхования инвалидности; потери кормильца; временной нетрудоспособности; побеременности и родам; в случае безработицы; медицинское страхование.
Совершенствованиесоциального страхования в условиях рыночной экономики должно предусматриватьотделение страховых платежей от налогов, введение дифференцированных размеровстраховых взносов на государственное социальное страхование в зависимости отстепени опасности, вредности, тяжести работ и состояния условий труда.
1.2Сходство и отличия социального страхования и социального обеспечения.Преимущества каждого вида
Социальное страхованиеи социальное обеспечение в совокупности определяют место и главенствующую рольв системе управления социальными рисками. По ряду существенных признаков социальноестрахование принципиально отличается от государственного социальногообеспечения.
Социальное страхованиеиспользует принцип ограниченной эквивалентности в зависимости от нуждаемости,но с учетом индивидуального участия в финансировании выплат. Тогда какгосударственное социальное обеспечение основано на принципе солидарности вформировании и использовании финансовых фондов в зависимости от нуждаемости, нобез учета индивидуального участия в финансировании выплат.
Социальное страхованиеносит обязательный характер и направлено на защиту работающих граждан и членових семей (иждивенцев) от универсальных социальных рисков, связанных с потерейтрудового дохода. Государственное соцобеспечение защищает нетрудоспособныхграждан и граждан, прошедших тест на нуждаемость, от специальных рисков,связанных со снижением дохода ниже минимальных государственных гарантий.
Источникомфинансирования в государственном соцобеспечении являются налоги и другиебюджетные поступления, тогда как в социальном страховании это обязательныестраховые взносы работников, работодателей с привлечением при необходимостифинансовых средств государства.
Право на страховыевыплаты при социальном страховании имеют работающие граждане при наличиипокрываемых социальных рисков, но при соблюдении определенных условий уплатывзносов (страховой, трудовой стаж и т.п.). Право на социальные выплаты всоциальном обеспечении имеют нетрудоспособные граждане и нуждающиеся гражданепо результатам проверки нуждаемости при наличии последствий действия социальныхрисков, что является немалым преимуществом перед системой социального страхования.
В социальномстраховании в определенной, но не в полной мере используется принципэквивалентности между страховыми взносами и выплатами. Чем больше соблюдаетсяпринцип эквивалентности страховых взносов и социальных выплат, тем ближефинансовый механизм социального страхования к «страховому» механизму. Но еслибольше используется принцип солидарности в противовес эквивалентности, темближе механизм социального страхования к государственному социальномуобеспечению [1, с.63].
Социальное страхованиепредставляет собой не только отдельный элемент социальной защиты населения, нои является особой финансовой системой. В широком понимании как компонентсистемы финансов социальное страхование представляет собой совокупностьотношений, посредством которых осуществляется перераспределение национальногодохода в целях компенсации действия социальных рисков. Содержание социальногострахования заключается в создании целевых фондов денежных средств, используемыхдля социальной защиты населения.
2.РИСК В СТРАХОВАНИИ
2.1Сущность и содержание риска
В основе страхованиянаходится понятие риска как случайного события, приводящего к ущербу. Вопределении риска выделяют три этапа.
1. Риск определяется всамом общем виде как вероятностное распределение результатов хозяйственныхдействий субъекта. Различность этих результатов следует из неопределенностифакторов внешней среды и неполноты информации, которая свойственна принятиюрешений.
Неопределенностьвоздействий внешней среды выражается в том, что предполагаемые результатысовершения каких-либо действий становятся часто недостижимыми из-за влиянияслучайных факторов. Случайные внешние факторы:
o естественнаясреда (стихийные бедствия);
o техническаясреда (сбой технических средств, например энергообеспечения);
o хозяйственнаясреда (действия конкурентов и потребителей);
o общественнаясреда (изменение законодательства).
Так как все влияниявнешней среды нельзя полностью предусмотреть, то можно считать их случайнымифакторами.
При принятии решенияневозможно владеть всей информацией о процессе и тех факторах, которые могутоказать воздействие на ожидаемые результаты. При совмещении обоих этих факторовнеопределенности результатов получается, что эффект действий недостаточноопределен и взаимосвязь между действием и результатом недостаточна. В итогепринимаемое решение ведет не к одному определенному результату, а квероятностному распределению возможных результатов. В этом множестверезультатов и заключается риск для лиц, принимающих решение.
Распределениевероятностей характеризуется ожидаемым значением результата и разбросом этихзначений. Ожидаемое значение – это средневзвешенная всех ожидаемых результатов,где весами служат их вероятности. Разброс показывает меру отклоненийдействительных результатов от ожидаемых и измеряется показателями дисперсии,стандартного отклонения и коэффициентами вариации.
Второй этап определенияриска – это плановые ожидания субъекта, принимающего решения.
2. Риск определяетсякак отклонение фактических результатов от ожидаемых. Это зависит от принятиямногих решений хозяйствующего субъекта. При этом хозяйствующий субъектстремится к достижению поставленных целей, но фактические результатыотклоняются от ожидаемых значений в ту или иную сторону, и эти отклоненияявляются выражением риска. Здесь риск определяется и как вероятность достиженияожидаемого результата относительно вложения средств или постановки целей(рис.1).
Область Область
неблагоприятных благоприятных
f(х)отклонений отклонений Х
Рис.1 Иллюстрациясущности риска
Ось абсциссхарактеризует результаты: х1, х2, …хn. Расстояние от начала координатсоответствует величине результата. Ось ординат, функция fх, показывает вероятностьдостижения определенных результатов. Например, если в интервале [х3 – х4]находятся плановые ожидания, то слева – область неблагоприятных отклонений, асправа – область благоприятных отклонений от ожидаемого значения.
Но распределениевероятностей всех результатов хозяйственных решений практически невозможнорассчитать. Кроме того, отклонения в лучшую сторону от ожидаемых значенийпсихологически не воспринимается как риск. Совокупность результатовхозяйственных решений складывается из множества частных результатов, которыемогут касаться дохода и платежей, издержек, имущества и т.д. Каждый из этихрезультатов характеризуется собственными рисками и вероятностным распределениемзначений. И при соединении всех этих значений вероятностей получается эффект выравниваниярисков, т.е. неблагоприятные результаты одних действий предпринимателя могутперекрываться положительными результатами других его решений. Но для настоящегоуспеха в делах необходимо проводить подробный анализ рисков и соответствующиедействия по отношению к отдельным рискам.
3. Риск какраспределение вероятностей неблагоприятных результатов. Зависит от оценкиожидаемых значений и фактических отклонений, которые оцениваются вэкономических показателях: например, потери дохода из-за простоя предприятия,непредвиденные расходы. Все это ущербы для предпринимателя.
Распределение ущербовимеет форму убывающей кривой, которая показывает, что мелкие ущербы происходятчаще, чем крупные.
Вероятностноераспределение ущербов часто называют чистыми рисками. В этой связи различаютчистые и спекулятивные риски. Чистые риски отражают случайные события, влекущиеза собой только убытки: дорожно-транспортные происшествия, кражи, пожары и т.д.Спекулятивные риски связаны и с положительными, и с негативными результатами:все формы вложения денежных средств. И именно чистые риски являются традиционнымобъектом страхования, а спекулятивные риски не страхуются, так как зависят отсубъективных поведенческих факторов.
2.2Управление рисками
Цель управления рисками– это активный контроль предпринимателя за рисками, угрожающие его предприятию.Это помогает уменьшить потери от воздействия рисков, снизить вероятностьнаступления больших убытков и повысить выживаемость компании.
Процесс управлениясостоит из трех этапов [1, с.102]:
o идентификацияриска:
o измерениериска;
o контрольриска.
Идентификация рискасостоит в постоянном выявлении и изучении рисков, которые характерны дляданного вида деятельности. Идентификация начинается с определения опасностей,то есть то, что может вызвать негативные последствия. Здесь риск – этоподсчитанный потенциал ущерба, который опасен для данного лица.
Идентификация рискаучитывает:
o опасности,приводящие к негативному результату;
o ресурсыпредприятия, которые могут пострадать от рисков;
o факторы,повышающие или уменьшающие вероятность рисков;
o ущербы,в которых выражается воздействие риска на ресурсы.
Ресурсы предприятия –это имущество, кадры, денежный капитал, для которых характерны свои риски. Дляимущества существует опасность огня, стихийных бедствий, краж. Также имеютместо технологические и технические риски, связанные с отказами и сбоямитехники. В материальном обеспечении производства может быть сбой поставоксырья. Риски по кадрам предприятия – это ответственность работодателя повопросам охраны труда.
По отношению к ресурсамсуществуют риски ответственности и финансовые риски. Риски ответственности –это риски финансовых издержек, направленных на повышение качества продукции,экологическую безопасность используемых технологий. Финансовые риски связаны снепредвиденными убытками из-за простоев производства, неплатежеспособностью покупателяи из-за мошенничества и обмана среди предпринимателей.
Для идентификациирисков необходима информация, которую можно получать с помощью физическихосмотров помещений, наблюдений за процессами производства. Наблюдение засхемами последовательности технологических и иных процессов позволяют выявитьзависимость предприятия от внешней среды. Изучение документов предполагаетознакомление с балансами, ежегодными отчетами, контрактами, всевозможнымидоговорами и соглашениями. Собеседование с ключевым персоналом позволяет впрямой беседе выявить риски, связанные с материально-техническим обеспечениемпроизводства, производственным процессом и сбытом продукции.
При идентификациирисков важно знать причины и факторы, влияющие на вероятность реализации риска.Существуют фактора двух порядков.
Факторы 1-го порядкаозначают первичные причины, вызывающие риск: стихийные бедствия, аварии и т.д.
Факторы 2-го порядкавлияют на вероятность возникновения ущерба и бывают объективные и субъективные.Объективные – это строительные материалы здания, наличие охранной сигнализации,местонахождения объекта. Субъективные факторы связаны особенностями поведения икачествами человека и именно они больше всего воздействуют на рисковуюситуацию.
Измерение риска – этовторая ступень в процессе управления рисками, где определяется степеньвероятности риска и размер потенциального ущерба. Самые простые методы оценкириска, доступные любому предприятию:
o вероятностнаяоценка риска;
o ранжированиерисков.
Вероятностная оценкариска строится на определении главных опасностей для данной фирмы и оценкевероятности их реализации. При этом проводится оценка возможных убытков:имущественных и финансовых. При этом существуют помимо прямого ущербакосвенный, который обычно не покрывается страхованием.
Ранжирование рисков –это простой анализ рисков. Он заключается в изучении рисков с точки зренияколичественных характеристик для определения размеров возможного ущерба.
Вероятность исерьезность ущербов оценивается по шкале коэффициентов, которые могутопределяться экспертами на базе прошлого опыта (табл.1).
Таблица 1
Шкала оценки рисков
/>/>/>/>/>/>/>
Согласно таблицы 1, впределах 0,1 — 0,3 оценивается вероятность пожара или взрыва, 0,9 — вероятностьмелких краж на предприятии. Необходимо также учитывать годовую частотностьрисков для определения финансовых источников возмещения ущербов.
Ущерб оцениваетсябаллами от 0 до 10. Середина шкалы – 5 баллов – показывает уровень убытков,размеры меньше которых существенно не влияют на годовые итоги деятельностипредприятия.
Рисковый контроль –заключительный этап управления рисками. Он включает четыре основных стратегии:избежание, сокращение, сдерживание и передача риска.
Контроль риска бывает вдвух формах: физический и финансовый. Физический контроль означаетиспользование различных способов, которые снижают вероятность наступленияущерба.
Система мер физическогоконтроля над рисками
Направление контроля
1.Поддержание порядка
1.1 Очисткапомещений и территорий от мусора.
1.2 Соблюдениеправил курения.
1.3 Свободноепространство вокруг электрооборудования и систем отопления.
Безопасность хранениягорючих жидкостей и газов.
2. Противопожарные меры
2.1 Укомплектованностьпожарных постов и полный доступ к ним.
2.2 Правила пожарнойбезопасности доведены до сведения сотрудников.
2.3 Контроль засоблюдением правил пожарной безопасности.
2.4 Пожарные выходыснабжены указателями и обеспечивается свободный доступ к ним.
3. Электрооборудование
3.1 Удовлетворительноесостояние.
3.2 Отсутствиенесанкционированного электрооборудования.
3.3 Отключениеосвещения и обесточивание оборудования в нерабочее время.
4. Коммунальные услуги.
4.1 Состояниеоборудования.
4.2 Подготовленностьаварийных устройств.
4.3 Безопасность любыхотопительных систем.
5. Охрана
5.1 Исправностьохранной сигнализации.
5.2 Должнаязащищенность окон и дверей.
5.3 Исправность оградыпо периметру.
6. Гидранты и системыразбрызгивателей
6.1 Местонахождениечетко обозначено.
6.2 Надлежащаяисправность пожарных рукавов, разбрызгивателей и труб.
7. Техника безопасности
7.1 Безопасностьрабочего места.
7.2 Защита машинногооборудования.
7.3 Наличие средствпервой помощи и индивидуальной защиты.
8. Аварийное оснащение
8.1 Доступность.
8.2 Удовлетворительноесостояние.
Избежать риска можно,отказавшись от той или иной операции, заменив пожароопасное оборудование и т.д.Вероятность убытков может быть снижена путем установки определенных видовоборудования, назначения лиц, ответственных за соблюдением мерпредосторожности.
Сдерживание риска можетбыть достигнуто путем планирования мер, направленных на организованное спасениеимущества и ограничение размеров ущерба в случае аварии.
Риск может быть передандругому лицу путем передачи опасной операции и возложение на нее по условиямдоговора определенной доли ответственности.
Все эти мерыфизического контроля над рисками требуют определенных затрат. И здесь важно,чтобы эти затраты по предотвращению риска и сокращению потерь не должныпревышать возможных размеров ущерба. Эти затраты могут быть прямые и косвенные.Прямые затраты – это расходы по приобретению и эксплуатации необходимогооборудования и материалов, оплата труда инженера по технике безопасности.Косвенные затраты могут выражаться в снижении производительности труда, сокращенииобъемов производства на отдельных участках для обеспечения должнойбезопасности.
Финансовый контрольрисков заключается в поиске источников компенсации возможных ущербов в денежнойформе. Компенсация осуществляется через самострахование и страхование, т.е.передачу риска страховой компании.
Самострахованиеявляется альтернативой заключения договора страхования или дополнение к нему.Договор страхования не заключается или заключается, но на меньшую сумму, т.е.предприниматель берет часть риска на себя. Ущерб на предприятии компенсируетсяза счет включения мелких ущербов в стоимость продукции и услуг, продажи частиактивов, создания резервных фондов и получением ссуды на покрытие ущерба.
Но самострахованиеимеет и ряд недостатков: в случае крупных ущербов собственных средств не хватитдля их покрытия и предприятие придется ликвидировать. Суммарный эффектнескольких ущербов в течении одного года может иметь такой же результат. Крометого, самострахование требует квалифицированного рискового менеджмента ипрофессионального управления резервными фондами предприятия.
Крупнымипроизводителями в качестве самострахования используется учреждение имисобственных страховых компаний (кэптивных) для страхования своих рисков.Преимущества кэптивных компаний:
o льготныеусловия страхования для материнской фирмы;
o сглаживаниеколебаний в уровне убытков в течение длительной временной перспективы;
o прямойдоступ к рынку перестрахования.
В России, несмотря нажесткие условия хозяйственной деятельности, существует немало кэптивныхстраховых компаний, учрежденных крупными промышленными предприятиями.
Решение вопроса ополной или частичной передаче риска на страхование производится на основесопоставления вероятной величины ущерба и издержек по предотвращению ущерба.Когда сумма годовых издержек по предотвращению риска становится равнойпредполагаемой сумме годового ущерба при реализации риска, предприятиедостигает точки экономического оптимума в самостоятельном противостояниивозможным ущербам. Когда возможный ущерб выше возможностей предприятия попротивостоянию рискам, целесообразно заключить договор страхования.
Режим страхованиярисков в страховой компании устанавливается с учетом страховой премии,дополнительных услуг, предоставляемых страховой компанией, и финансовогоположения страхователя. Для предпринимателя выгодно собственное участие вущербе, позволяющее использовать льготы по страховой премии и страхованиедействительно крупных ущербов.
3.ПРОБЛЕМЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА И ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ
Бухгалтерскаяотчетность страховых организаций представляет собой единую систему данных обимущественном и финансовом положении организации и о результатах еефинансово-хозяйственной деятельности, составленную на основе показателейбухгалтерского учета. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное иполное представление о финансовом положении страховой компании. При этом должнабыть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннееудовлетворение интересов одних групп заинтересованных пользователейбухгалтерской отчетности перед другими.
Социальное страхование– это мощный механизм достижения социального согласия, а степень его развитиясвидетельствует об уровне социальной защиты трудящихся. Приближая сферусоциальной защиты непосредственно к тем, кто трудится, их семьям и трудовымколлективам, социальное страхование фактически стабилизирует общество. Помнению экспертов, ученых и политиков, в своем нынешнем виде системаобязательного социального страхования в России не отвечает тем задачам, которыеона в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защитызастрахованных, которое происходит в настоящее время, — не только текущаяпроблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В этой связи требуется нетолько принять отдельные меры по совершенствованию механизмов социальногострахования, но и провести серьезные институциональные изменения.
Ныне действующаясистема социальной защиты является страховой, главным образом по своемуназванию. Так, в 2001г. был ликвидирован Государственный фонд занятостинаселения (осуществляющий социальное страхование в связи с безработицей). Далеепри повышении ставки подоходного налога с 12% до 13% были отменены страховыеотчисления работников в Пенсионный фонд России, а накопленные по этому источникупенсионные права работников ликвидированы без сохранения каких-либообязательств со стороны государства перед застрахованными [2, с.364]. Страховыевзносы работодателей (в пользу работников) в государственные внебюджетные фондыбыли заменены в 2001г. на единый социальный налог (ЕСН), придав тем самымданному виду платежей налоговый характер, что противоречит самому духу и сутисоциального страхования.
Так как налоги носятфискальный характер, замена страховых взносов налогом (пусть даже «социальным»)лишает данные средства их целевого предназначения, они утрачивают возмездный,эквивалентный и соподчиненный характер по отношению к взносам. Этим подрываетсяпринципиально важное положение социального страхования, а именно связьстраховых платежей и выплат с заработной платой конкретных работников.
Объектомналогообложения ЕСН являются расходы по оплате труда, источник уплаты –расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли [1, с.800]. Ставка ЕСНсоставляет 35,6%, из которых 28% идут в ФБ (федеральный бюджет). Включениечасти ЕСН в состав федерального бюджета позволяет федеральным финансовыморганам перераспределять страховые средства и использовать их не по прямомуназначению (в том числе на финансирование не страховых выплат), в то время какфинансово не обеспечивается социальная защита работающих граждан от рядапрофессиональных и региональных социальных рисков, характерных для производствс вредными для здоровья условиями труда и относящихся к северным территориям:досрочные пенсии, необходимые объемы медицинского страхования. К тому жесуществующий порядок прохождения финансовых средств по ЕСН (определен ст. 241Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым промежуточным звеном междустрахователями и страховщиками выступают счета Федерального казначейства)позволяет использовать на легитимной основе «временно свободные» страховыересурсы как беспроцентный и внушительный по объему кредит для покрытия текущихрасходов федерального бюджета.
Значительную часть ЕСНстали включать в федеральный бюджет с 20002 г. и тем самым использовать на другие нужды, что противоречит рекомендациям МОТ и отечественному законодательству.
По мнению Счетнойпалаты РФ, ни одна из провозглашенных целей при введении ЕСН вместо страховыхплатежей в приемлемой мере не достигнута. Сама процедура сборов взносов,контроля и взыскания задолженности стала более сложной для плательщиков игосударственных внебюджетных фондов, путь прохождения финансовых ресурсов –более длинным и менее прозрачным. Картина оплаты платежей по конкретнымзастрахованным лицам не отражается в платежных документах налоговыхорганизаций, а применение исключительно судебного порядка взысканиязадолженности с плательщиков оказалась неэффективной процедурой. Такжебухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов стала более трудоемкой посравнению с применяемой ранее.
Анализ федеральныхзаконов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на 2005г., разработанныхв условиях снижения с 1 января 2005г. размера ЕСН, со всей очевидностью свидетельствуето контрпродуктивном характере изменения страховой природы и замены их наналоговый способ формирования доходов для системы социального страхования, а такжео поспешном и малообоснованном уменьшении ЕСН. Это проявляется в сниженииуровня социальных гарантий в системе социального страхования и понижении уровнясоциальной защиты застрахованных, а также в снижении финансовой устойчивостибюджетов государственных внебюджетных фондов. Об этом, в частности, былоубедительно подчеркнуто в Аналитической записке Счетной палаты РФ порезультатам анализа эффективности действующей процедуры исчисления, уплаты иадминистрирования ЕСН (письмо Счетной палаты РФ от 15.04.2005г.).
Дальнейшее сохраненияданной тенденции может привести в итоге к окончательной ликвидации страховыхмеханизмов. Поэтому необходимым условием сохранения социального страхованияявляется вывод ЕСН из налогового способа формирования доходов.
Если еще в 2002г. долястраховой части пенсии составляла в общей ее сумме 70%, в 2004г. – 65%, в 2005г.– 56%, то в 2007г. – уже 35%, а в2010г. эта доля понизится до 25%.
Снижение ЕСН ивозникающий в связи с этим уже в 2005г. существенный дефицит бюджетовгосударственных внебюджетных фондов (порядка 300млрд.руб.) фактическиреанимирует социалистическую модель государственного социального обеспечения,основанную на дотациях из федерального бюджета.
Помимо неблагоприятныхпоследствий такого параметрического изменения финансовых характеристиксоциального страхования следует отметить, что этот базовый институт социальнойзащиты утратил необходимое для функционирования в рыночной экономике свойстводостаточности собственных, закрепленных исключительно за ним финансовыхресурсов и присущую для него институциональную страховую природу.
Масштабы возрастающегодефицита финансовых ресурсов таковы, что требуют немалых дотаций изгосударственного бюджета: в 2008г.- 600 млрд. руб., что может быть осуществленов рамках перераспределения средств из федерального бюджета с серьезнымитрудностями.
Начиная с 2005г.федеральный бюджет стал ответственным за финансовое обеспечение бюджетовПенсионного фонда РФ и других социальных фондов. Таким образом, в Россиифактически произошел возврат к государственному социальному обеспечению по типунедавнего социалистического прошлого, но при этом размер дотаций изгосударственного бюджета определен несравненно (в десятки раз) в меньшихпропорциях и объемах, чем это было в советское время. В итоге получился гибрид,вобравший в себя элементы и механизмы социальной помощи, государственногосоциального обеспечения, социального страхования и личного страхования(накопительная часть пенсионной системы), который с точки зрения экономическихзаконов не имеет каких-либо перспектив на развитие в дальнейшем.
Роль государствасостоит в том, что оно выступает гарантом сохранения заработанных страховыхправ и распорядителем страховых ресурсов. И если, оказывается их не хватает,виноваты в этом не пенсионеры (в свое время их заработавшие), а те органыгосударственной власти, которые неэффективно распорядились доверенными имсредствами. Логический вывод – необходимо отказаться от представлений огосударстве как собственнике страховых ресурсов и признать на законодательномуровне, что эти средства являются собственностью страхуемых работников, правона которую они реализуют при наступлении страховых случаев.
Практикафункционирования систем социального страхования в развитых странахсвидетельствует о целесообразности отделения от государственного бюджетасредств социально страхования. Автономия, государственный и публичный контрольза их использованием, прозрачность страховых ресурсов – необходимое условиефинансовой стабильности социального страхования.
4.ЗАДАЧА
Вычислить значениемесячной нетто-премии, которую должен вносить страхователь в течение 10 лет,чтобы с 50 лет получать ежеквартально в течение 5 лет пенсию 50 000 д.е.
Возраст страхователя вмомент заключения договора – 30 лет.
Норма доходности 5%.
Таблица смертности –общая.
Решение.
Так как в моментзаключения договора страхования застрахованный находится в возрасте 30 лет, асрок страхования составляет 25 лет, то вероятность дожития лица в возрасте 30лет до возраста 55 лет по таблице смертности 2006г. составит:
Р = l(30+25) / l (30) = 75630 / 92218 =0,82. Р = 0,82
В соответствии с договоромстрахователь уплачивает взносы в начале договора страхования в течении 10 лет,а выплаты произойдут спустя 20 лет после заключения договора. В течениивыжидательного периода (10 лет) страховщик инвестирует временно свободныесредства и получает на них доход – норма доходности i= 5%.
Таблица смертностимужчин и женщин России, 2005-2006гг.
Таблица 3.
Вораст Мужчины Мужчины мужчины Женщины Жен-ны Женщины
Lx qx Ex lx qx ex
0 100 000 2 786 64,56 100000 2 180 73,53
5 96 290 94 62,02 97 018 69 70,76
10 95 892 67 57,26 96748 45 65,95
15 95 567 97 52,45 96544 47 61,09
20 94 888 208 47,80 96 259 75 56,26
25 93 750 291 43,35 95689 91 51,48
30 92 218 389 39,03 95388 119 46,72
35 90 255 491 34,82 167 42,03
40 87 829 636 30,71 93856 218 37,40
45 84 734 842 26,74 92668 326 32,84
50 80 802 1 132 22,91 90895 476 28,43
55 75 630 1624 19,30 88415 679 42,15
60 68 800 2 322 15,96 85 018 981 20,02
65 59 807 3 493 12,97 79863 2 668 16,13
70 48 767 4 864 10,32 72051 1 709 12,60
75 36 204 7 357 8,02 60201 2 668 9,54
80 23 055 10 707 6,18 43555 5 041 7,21
85 11 916 15 051 4.73 259325 8 267 5,43
90 4 643 20 603 3,60 11873 12 427 4,08
95 1233 27 572 2,72 3822 24 357 3,06
100 194 36 118 2,05 765 32487 2,30
Так как нормадоходности составляет 5% в год, то через год каждая денежная единицапревратится в 1+5=6. К концу второго года эта сумма составит (1+5)?=36 и т.д.Через 10 лет эта сумма (1+5)??=60 466 176
Процесс определениясовременной стоимости будущих доходов называется дисконтированием и выражаетсяследующей формулой [1, с.619]:
Современная стоимость =Будущая стоимость / (1+i).
Будущая стоимостьС=50 000 ед.
Величину, обратнуюпроцентному множителю, называют дисконтирующим множителем v:
v= С/(1+i)
Дисконтирующиймножитель за 10 лет определяется по формуле:
v??= 50 000 / (1+i)?? =50 000 / (1+5)?? = 50 000 / 60 466 176 = 0,00083
Страховая суммаС=50 000 ед.
Расчет нетто-премии Ппроводим по формуле [1, с.643]:
П = С * Р * v??= 50 000 * 0.82 *0,00083 = 41 000 * 0,00083 = 33,9 ед.
Списокиспользованной литературы
1. Страхование:Учебник/ Под ред. Т.А.Федоровой. – 2-е изд.,- М.: Экономист, 2004г.
2. РоикВ.Д. «Основы социального страхования: организация, экономика и право» Учебник.– М.: Изд-во РАГС, 2007г.
3. ПантелееваТ.С., Червякова Г.А. «Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г.
4. Демографиянаселения. Курс лекций./ Под ред. В.Н.Савина, 2006г.