Страхование в области риск-менеджмента

Содержание
Введение
1. Понятие ивиды рисков, факторы риска
2. Развитиестрахового рынка и риск менеджмент
3. Значение страхования в деле разрешения новых проблемв области риск-менеджмента
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
В повседневной жизни и в своей профессиональнойдеятельности человечество так или иначе сталкивается с различными рисками:политическими, социальными, экономическими, технологическими и др. Возможностьпоявления ущерба как отрицательного влияния риска заставляет уделять все болеепристальное внимание проблеме управления рисками, или риск-менеджменту. Приэтом развитие общественного производства приводит к расширению сферывозникновения рисков, а следовательно, их возможных отрицательных последствий.В связи с этим все большее значение приобретают те продукты, нововведения итехнологии, которые будут обеспечивать меньшую степень риска и соответственноменьшую вероятность возникновения ущерба. Отсюда вытекают два пути по снижениюриска: во-первых, поиск новых технологий, максимально уменьшающих возникновениеущерба, и, во-вторых, развитие науки управления риском, заключающееся в еговыявлении, оценке, разработке комплекса мер по его снижению и минимизации.
Сущностьриска может быть рассмотрена в различных аспектах. По своей сущности рискявляется событием с отрицательными, особо невыгодными экономическимипоследствиями, которые, возможно, наступят в будущем в какой-то момент внеизвестных размерах. Возможность отрицательного отклонения между плановым ифактическим результатами, то есть опасность неблагоприятного исхода на одноожидаемое явление, называется риском. Возможность положительного отклонения приисходных заданных параметрах на одно ожидаемое явление носит название «шанс». Вэтом смысле можно говорить о риске ущерба или шансе на прибыль, где ущербвыражен в отрицательном, а прибыль – в положительном отклонении между плановыми фактическим результатами.

1. Понятие ивиды рисков, факторы риска
Хозяйственные,финансовые и инвестиционные риски представляют собой обязательные атрибутыфункционирования субъектов рыночной экономики. Само по себе наличие риска,сопровождающего деятельность того или иного предприятия, не является нидостоинством, ни недостатком. Наоборот, отсутствие риска, то есть опасностинаступления непредсказуемых и нежелательных для субъекта последствий егодействий, как правило, в конечном счете, вредит экономике, подрывает еединамичность и эффективность.
Внастоящее время принято делить все риски на две большие группы. Риски делятсяна внешние и внутренние.
Квнешним рискам относятся: природно-естественные (риск стихийных бедствий иэкологические риски); общеэкономические (риск изменения экономической ситуации,риск неблагоприятной конъюнктуры рынка, риск усиления конкуренции и отраслевойриск); политические (риск национализации и экспроприации, риск трансферта, рискразрыва контракта, риск военных действий и гражданских беспорядков); финансовыериски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные идефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности, риск измененияобщерыночной ставки процента).
Квнутренним рискам относятся: производственные (риски сниженияпроизводительности труда, потерь рабочего времени, перерасхода или отсутствиянеобходимых материалов); технические (риски при внедрении новых технологий илиинновационные риски, риски потерь при отрицательных результатах НИОКР, рискипотерь в результате сбоев и поломки оборудования); коммерческие (риски,связанные с реализацией товара на рынке, транспортные риски, риск, связанный сприемкой товара покупателем, риск, связанный с платежеспособностью покупателя);инвестиционные (риск упущенной выгоды, процентный риск, кредитный риск,биржевые риски, селективный риск, риск банкротства).
Рискимогут быть классифицированы и по иным признакам. Так, например, выделяют рискичистые и спекулятивные, динамические и статические, абсолютные и относительные.Чистые риски означают возможность получения убытков или нулевого результата.Обычно к ним относят производственные и инвестиционные риски. Спекулятивныериски выражаются в вероятности получения как положительного, так и отрицательногорезультата. Финансовые риски, например, считаются спекулятивными рисками.
Извсего многообразия рисков особо следует обратить внимание на хозяйственный илипредпринимательский риск. Этот риск, возникающий при любых видах деятельности,связан с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, коммерцией,финансовыми операциями и осуществлением различных проектов.
Предпринимательскийриск складывается под влиянием объективных (внешних) и субъективных(внутренних) факторов.
Кнаиболее важным внешним факторам относятся: инфляция (значительный инеравномерный рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители,комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и на продукцию иуслуги предприятия); изменение банковских процентных ставок и условийкредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин; изменения в отношенияхсобственности и аренды, в трудовом законодательстве и др. Не менее опасно длядеятельности предприятия влияние внутренних факторов, которые связаны сошибками и упущениями руководства и персонала.
Устранитьнеопределенность будущего в предпринимательской деятельности невозможно, таккак она является элементом объективной действительности. Риск присущпредпринимательству и является неотъемлемой частью его экономической жизни.Риск связан с реальными процессами в экономике. Объективность риска связана сналичием факторов, существование которых, в конечном счете, не зависит отдействия предпринимателей.
Впринятии предпринимателем решения, связанного с риском, важную роль играет егоинформированность, опыт, квалификация, деловые качества. Предпринимательпредрасположен к рискованным решениям в том случае, если уверен впрофессионализме исполнителей. Также готовность идти на риск в немалой степениопределяется под воздействием результатов реализации, предыдущих решений,принятых в тех же условиях. Ошибки, допущенные ранее в аналогичной ситуации,диктуют выбор более осторожной стратегии. Принципиальное решение о принятиирискового проекта зависит для предпринимателя, принимающего это решение, от егопредпочтений между ожидаемой доходностью (рентабельностью) вкладываемых в этотпроект средств (в среднем за значительный период времени) и их надежностью,которая в свою очередь понимается как нерискованность, вероятность получения доходов.
В сводном видериски, действующие в масштабах предприятия, представлены на рисунке 1.
/>
Рис.1. Риски, действующие в масштабахпредприятия
 

2. Развитиестрахового рынка и риск менеджмент
Концепции и процессыстрахования на ранней стадии его развития были направлены в основном на защитуфизических активов — имущества, грузов и транспорта, а также на страхованиежизни. В последнее десятилетие список услуг, предлагаемых страховымикомпаниями, существенно расширился — от защиты активов до защиты доходовкорпораций от определенных видов ущербов (например, страхование от перерывов впроизводстве, позволяющее корпорациям защититься от потери корпоративногодохода и затрат на восстановление прерванного производства после наступлениястрахового случая). Все это позволило компаниям, работающим на внутреннем ивнешнем рынках, стабилизировать и защитить свои доходы.
Однако повышениеправовой культуры общества, выраженное в принятии ряда законодательных актов,касающихся в первую очередь природоохранных мероприятий и безопасности трудовойдеятельности, значительно расширило предложение на рынке страхованиягражданской ответственности. Так, в России на сегодняшний день действуют более40 видов обязательного страхования, касающихся жизнеобеспечения иприродоохранной сферы. Данный вид страхования позволил защитить доходыпредприятий от судебных исков клиентов, сотрудников или третьих лиц.
Еще один важныйвид страхования — это групповое страхование сотрудников. Речь идет о пенсионномстраховании, страховании от нетрудоспособности, от несчастных случаев и др. Этитипы страхования напрямую связаны с защитой корпоративных активов, так как вслучае отсутствия страховки пособия будут выплачиваться за счет средствпредприятия.
Начиная с 1960-хгг. прошлого века крупные компании начали создавать и использовать своисобственные системы страхования или кэптивные страховые компании. Их основноепредназначение заключалось в покупке страховых продуктов в рамках глобальнойкомпании. По различным оценкам, в 1999 г. в мире существовало более 4200кэп-тивных страховщиков[1]. В России в настоящеевремя количество кэптивных страховых организаций доподлинно неизвестно, однако50 крупнейших страховщиков, среди которых ОАО «ПСК», ООО СГ «Согласие», ОАО«РОСНО», ОАО «РЕСО-Гарантия», контролируют до 80% страхового рынка России.Большинство из этих компаний являются дочерними структурами одних и тех жекомпаний, но есть и такие, которые находятся в групповой собственности.
Особенностьмировых кэптивных страховых компаний заключается в том, что большинство из нихрасположены в оффшорных зонах, что объясняется налоговыми льготами.Благоприятный налоговый режим позволяет компаниям создавать солидные резервы наслучай непредвиденных потерь. Однако большинство российских кэптивных оффшорныхкомпаний создавались в основном для целей увода денежных средств за рубеж, чтобыло пресечено приказом Минфина России от 18.08.03 г. № 76н, согласно которомуоффшорной страховой компании, с которой сотрудничает российская страховаяорганизация, должен быть присвоен рейтинг одного из пяти международныхрейтинговых агентств: A.M.Best Co. (рейтинг В+), Standart & Poor’s (рейтингВВВ-), Fitch IBCA (рейтинг ВВВ-), Moody’s Investor Service (рейтинг Baa3),Weiss Research Inc. (рейтинг В-). Тем самым был поставлен заслон вывозукапитала за рубеж через совместную перестраховочную деятельность с оффшорнымифирмами, фактическими хозяевами которых являются российские страховые компании.
Рынокстрахования в чистом виде небезграничен несмотря на то, что ассортиментный рядстраховых продуктов постоянно пополняется. Частично это объясняетсярегулирующими факторами, частично — природой самого страхования. В частирегулирования страхового рынка следует отметить, что либерализация национальныхзаконодательств в сфере страхования не позволяет, тем не менее, страховатьпроизводственный контракт, поэтому страховые компании не могут предложитьстрахование коммерческих и бизнес-рисков напрямую.
Рыночныеограничения заключаются в настоящее время в следующем:
— не определендостаточно четко механизм переноса риска, кроме того, имеются существенныепробелы в юридической силе договора страхования;
— страховщик не имеет адекватных механизмов ценообразования, так как онне обладает достаточной для этого информацией. В качестве доказательстваданного тезиса можно привести пример, когда страхователь (прежде всегоюридическое лицо) располагает более полной информацией о вероятности и тяжестиущерба;
— зачастую предложение страхования сокращается в ситуации, когда устраховщика нет серьезных предложений по тем или иным видам страхования илиразумному расходованию резерва предупредительных мероприятий;
— после реформирования банковской сферы неизбежно будут пересмотреныосновы страхового бизнеса; из всевозможных рейтингов исчезнут страховыекомпании, занимающие лидирующие позиции как по сборам по страхованию жизни иимущества, так и по выплатам по ним.
Таким образом,необходимо отметить, что развитие национальной системы страхования движется внаправлении полноценной интеграции в систему риск-менеджмента.
3. Значение страхования в деле разрешения новых проблем в областириск-менеджмента
В настоящее время в риск-менеджменте выделяетсянесколько его составляющих:
— измерение риска (в основе находятся постулаты теориивероятности, анализа решений и определения природы и масштабов потерь в техслучаях, когда принятое решение не «срабатывает»);
— стратегия риска (интеграция риск-менеджмента, анализриска, связанного с диверсификацией или спадом производства);
— операционный риск (безопасность труда, мошенничество,качество продукции, аутсорсинг, т.е. передача затратных операций стороннимкомпаниям);
— политический риск (проблемы правового вмешательства состороны государства, политическая нестабильность, взяточничество, похищениелюдей);
— системный риск (сущность финансовых систем, способыснижения риска в проектном финансировании);
— экологические риски (воздействие природных катастроф,усовершенствованные методы прогнозирования, страхование, соблюдениестроительных кодексов, ликвидация последствий чрезвычайных событий);
— новые риски(изменения, происходящие под воздействием финансового дерегулирования, приходаИнтернета, неприятие корпоративных интересов обществом и др.).
Усложняющиеся потребностириск-менеджмента стимулируют слияние страховых и финансовых рынков. Новые формыстрахования, предлагаемые на рынке, во многом схожи с производственнымифинансовыми инструментами, а это, в свою очередь, доказывает ограниченностьстрахования как самостоятельного финансового института. Этот тезис еще раздоказывает институциональное развитие финансовых рынков. В качестве примеровкомплексного развития финансовых рынков представляется уместным рассмотретьтакие финансовые явления, как развитие страхового рынка с точки зренияриск-менеджмента, страхование как одну из основ проектного финансирования и егозначение в деле разрешения существующих проблем в области риск-менеджмента.
Руководстволюбой организации при определении риск-профиля компании руководствуется преждевсего анализом самых значительных рисков, угрожающих компании в целом. Порезультатам анализа определяется то, какие риски можно считать приемлемыми инасколько можно предотвратить ущерб от их наступления. Основой выявлениявозможных рисков служит действенная система контроля, которая отслеживает всеразновидности возможных рисков: политических, юридических, операционных и проч.
Когда рискивыявлены, их необходимо расставить по приоритетам. Кроме того, необходимооценить последствия их наступления не только с финансовой точки зрения, но и сучетом потенциального влияния на решение общих корпоративных задач.Перманентный мониторинг является важнейшей составляющей системы контроля, но наэтом его функции не ограничиваются. Все чаще крупные организации сталкиваются сновыми видами рисков, не вписывающимися в привычные схемы. Перед руководствомэтих организаций со всей остротой встает задача выработки плана противодействияпоявляющимся рискам. Следует отметить, что далеко не всегда стратегии управленияновыми рисками решают поставленные задачи. В дополнение к корпоративным угрозамсо стороны нарождающихся рисков прибавляются социальные и правовые аспекты,игнорировать которые уже нельзя, так как они, в конечном итоге, могут оказатьсущественное негативное влияние на имидж корпорации. Одним из наиболеесущественных новых рисков, появившимся в последнее десятилетие, сталаэлектронная коммерция (например, интернет-магазины или электронные биржи),главной задачей которой стала продажа реальных товаров через электронныесредства связи.
Интернет-магазиныизменили значительное число рисков и ценность большого количества ресурсов. Всвязи с этим появилась необходимость по-новому оценить стратегические риски, вкоторые входят и макроэкономические риски, и риски ликвидности, и рыночныериски и ряд других.
Основнойструктурный риск электронной коммерции заключается в убыточности своейдеятельности или, как минимум, в малой толике прибыли. В настоящее время этиэлектронные магазины и биржи продают товар по ценам издателей илипроизводителей, привлекая тем самым клиентов в надежде на будущие прибыли.Прибыль данными структурами извлекается из оптовых скидокпредприятий-производителей.
Существует рядконтрмер, которые могут помочь известным фирмам избежать этих проблем. Можнопровести кампанию по укреплению брэнда корпорации. Это позволит ограничитьжелание продавца менять долю рынка или снижать цены. Можно запустить сайт сбрэндом другого конкурента, в идеале — с брэндом прямого конкурента. Можнозапустить сайт со своим брэндом и организовать через него онлайновые продажи,поощряя самых прибыльных клиентов. Но главный выход из создавшейся ситуации — это комплекс мер, включая страхование, и прежде всего страхование самогобрэнда. Эта мера позволит объединить усилия двух мощных коммерческих структурпо исправлению ситуации. Кроме того, страховые компании сами имеют значительноечисло клиентов-продавцов, с которыми можно провести разъяснительную работу, врезультате которой крупно- и мелкооптовые продавцы всерьез задумаются надсменой продаваемого брэнда.
Важную роль вданной проблеме играет ресурсный риск, который выражается прежде всего вфактической утрате накопленных знаний и опыта в области налаживания сбытовойсети (фактически речь идет о краже интеллектуальных активов и утратеконкурентного преимущества). В этом случае менеджменту компании необходимопредпринять следующие действия:
— тщательно проверитьпредконтрактные заявления новоявленного поставщика;
— заключить контракт на поставку указанного товара или услуг.
Добросовестныепроизводители обязаны также предпринять определенные действия коммерческогохарактера, так как полностью устранить риск невозможно, но можно минимизироватьпотери от него. Первоочередными мерами производителя могут быть следующие:
— снижение затрат с целью предложить потребителям самые выгодные условиясделок;
— контролирование каналов сбыта для того, чтобы предложить потребителям,как и в предыдущем случае, самые выгодные условия сделок;
— инвестирование средств в расширение ассортимента продукции;
— инвестирование средств в разработку и поддержание веб-сайтов, в томчисле общественных информационных сайтов. Потребитель должен быть обязательнооповещен о расширении номенклатуры продукции и гибкой ценовой политике.
Зачастую защитабрэнда воспринимается как исключительно юридическая проблема. Во многих странахэта защита регулируется законодательством о торговых марках и авторских правах.Однако брэнд — это гораздо больше, чем название или логотип, брэнд — это лицофирмы, это долгосрочные взаимоотношения с покупателями, это самый разный спектрконтактов с клиентами.
Защиту брэнданеобходимо вывести далеко за пределы юридической арены. Защита брэнда должнастать целью всей компании. Каждое слово или дело компании может так или иначеотразиться на ее брэнде. Вот почему брэндинг необходимо внести в списоквозможных рисков с соответствующим управлением.
Страхование какодин из способов риск-менеджмента должно принимать самое непосредственноеучастие в этом процессе. Основная задача, стоящая перед современнымириск-менеджерами, — это создание комплекса мер по минимизации возможных рисков,и страхование должно играть в этом комплексе важную роль. В этом кроется залогразвития риск-менеджмента как отрасли экономической науки и страхования какнаправления финансовой деятельности.

Заключение
Рискприсущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условийи факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений.Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатовособенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений,конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением иразвитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, аклассики экономической теории уделяют большое внимание исследованию проблемриска в предпринимательской деятельности.
Рискхарактеризуется как опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемойприбыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменениемусловий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Еговеличина измеряется частотой, вероятностью возникновения того или иного уровняпотерь.
Однаиз главных задач предпринимателя – оценить риск и свести его к минимуму, чтобыполучить максимальную прибыль в случае удачной сделки, дела и понестиминимальные потери в случае неудачной сделки.
Риск можно снизить, распределив капитал по нескольким рисковым проектам,или, например, застраховав его.

Списокиспользованной литературы
1.        Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 272с.
2.        Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учеб. пособие. — М: Финансыи статистика, 2004. — 352 с.
3.        Катасонов В.Ю., Морозов Д.С. Проектное финансирование: организация,управление риском, страхование — М.: Анкил, 2000. — 270 с.
4.        Маренков Н.Л., Косаренко Н.Н. Страховое дело для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 256 с.
5.        Пикфорд Дж. Управление рисками. — М.: ИНФРА-М, 2004. — с. 220.
6.        Станиславчик И. Н. Риск-менеджмент на предприятии: теория и практика. –М.: Ось-89, 2002. – 80 с.
7.        Страхование / Под ред. Т.А. Федоровой. — М.: «Экономистъ»,2005. — 875 с.
8.        Страхование: принципы и практика / Сост. Д. Бланд. – М.: Финансы истатистика, 2000. – 416 с.
9.        Страховое дело / Под ред. М.А. Зайцевой, Л.Н. Литвиновой. — Мн.: БГЭУ,2001. — 286 с.
10.     Шахов В. В. Введение в страхование: экономический аспект. – М.: Финансыи статистика, 1995. – 192 с.
11.     Юлдашев Р. Т., Тронин Ю. Н. Российское страхование: системный анализ понятийи методология финансового менеджмента. – М.: Анкил, 2000. – 448 с.