Страхование в РК

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3 Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА…………………………………………………………… 5 1.1. Страхование как экономическая категория…………………………….. 5 1.2. Структура страхового рынка и совершенствование его отраслевой классификации…………………………………………………………………7 Глава 2. ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ КАК ЗАЩИТА НА НАЦИОНАЛЬНОМ СТРАХОВОМ РЫНКЕ…………………………………………………………….12 2.1. Зарождение рынка перестрахования в Казахстане…………………….12 2.2. Пути повышения эффективности функционирования рынка перестрахования в Казахстане……………………………………………… 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 24 ВВЕДЕНИЕ Для Казахстана, где сложилась повышенная степень уязви­мости производственной сферы воздействию стихии и технологичес­ких катастроф, а неуверенность в своем будущем характерна для большинства населения республики, потенциальная роль страхова­ния особенно велика. Гарантируя собственникам возмещение ущерба при гибели имущества и потере дохода, создавая защищенность человека на все случаи жизни, страхование обеспечивает социально-экономи­ческую стабильность в обществе. Резервы страховых компаний слу­жат надежным источником крупномасштабных инвестиций для финан­сирования экономического развития республики. Переход к рыночным отношениям оказал серьезное влияние на систему страхования в Республике Казахстан, вызвав ряд важ­ных структурных изменений. Осуществлен переход от государствен­ной монополии на страховые операции к страховому рынку. В нас­тоящее время активно идет процесс формирования новых страховых компаний, стремящихся строить свою работу с учетом реально су­ществующих страховых интересов у всех хозяйствующих субъектов. Современное состояние рынка требует дальнейшего развития и модернизации страхового дела все большей его адаптации к ми­ровым принципам организации страховых отношений. Это касается, прежде всего, несовершенства законодательной и информационной базы, методологических разработок в сфере страхования, а также форм страховой защиты, адекватных требованиям рыночной экономики. В этой связи особую актуальность приобретает теоретичес­кое обоснование методологических основ организации страхования при становлении рынка, выявление тенденций и особенностей в развитии национального страхового рынка, исследование финансо­вых отношений и разработка практических рекомендаций их совер­шенствования в сфере страхования. Возрастающая значимость этих проблем, недостаточное их изучение в отечественной литературе обусловила выбор темы курсовой работы, определила основную цель работы и круг рассматриваемых в ней вопросов. В первой главе "Социально-экономическое содержание стра­хового рынка" раскрыта сущность и функции страхования как са­мостоятельной категории, его роль и значение в обеспечении неп­рерывности воспроизводственного процесса, рассмотрены содержа­ние страхового рынка и его участники, осуществлена классифика­ция страховых отношений. Во второй главе "Оптимизация перестраховочной защиты на национальном страховом рынке" предложены пути более эффективной перестраховочной защиты на страховом рынке Казахстана. В заключении изложены выводы и предложения, вытекающие из проведенного исследования Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА Страхование как экономическая категория Для страхования, как специфического направления предпри­нимательской деятельности, требуется ряд условий ее осуществле­ния. Во-первых, должно быть многообразие специализированных предприятий, которые непосредственно занимаются страхованием и во-вторых, должен существовать большой круг физических и юриди­ческих лиц, которые имеют потребность в страховании, согласные участвовать в создании страхового фонда (т.е. уплачивать стра­ховые платежи), чтобы обеспечить себе соответствующее возмеще­ние убытков в случаях, предусмотренных договором. Кроме того, весьма велико число граждан страны, которые, не участвуя в соз­дании страхового фонда непосредственно, заинтересованы в его наличии и получении выплат на основе договора страхования в их пользу при наступлении определенных событий. Государство также заинтересовано в страховании, как в ме­ханизме поддержания надлежащего уровня общественного воспроиз­водства и возможности покрытия непредвиденных затрат и убытков предприятий, предпринимателей и отдельных граждан без участия государственных ресурсов. Государство может выступать как стра­хователь, уплачивая страховые взносы за счет бюджетных средств непосредственно или через соответствующие государственные струк­туры, может быть учредителем или соучредителем страховых компа­ний, либо выступать гарантом исполнении обязательств по тем ви­дам страхования, где такая поддержка диктуется социальными проблемами или межгосударственным соглашением. Страхование – это не естественная потребность индивидуума в еде, жилище, одежде и т.п., которую человек ощущает непос­редственно и сам стремится удовлетворить. Для того, чтобы воз­никла потребность в страховании у граждан, предпринимателя, хо­зяйственника необходим комплекс взаимозависимых условий. Одним из них является достаточно высокий уровень экономической самос­тоятельности хозяйствующих субъектов. В условиях рыночных отношений сфера страхования расширя­ется за счет появления новых страховых интересов и потребнос­тей, которые отражают новые условия жизни и предпринимательст­ва, необходимость защиты коммерческого интереса, уровня жизни и благосостояния, как отдельных граждан, так и целых коллективов, от неправомерных действий третьих лиц, от требований о возмеще­нии ущерба, который может быть причинен в ходе хозяйственно-предпринимательской деятельности. Человек подвержен разным случайностям, имеющим определен­ные закономерности и требующие затрат по сохранению уровня до­ходов и гарантий имущественных интересов. Вступая во взаимоот­ношения с природой, подвергаясь воздействию природных факторов на свою жизнь и хозяйство, человек также вынужден искать защиты своих имущественных интересов. Взаимодействуя с другими индиви­дуумами, вступая в общественные, производственные, правовые и иные отношения, принимая на себя или, требуя исполнения обяза­тельств каждый гражданин (или юридическое лицо) вправе искать обеспечения сохранения своих имущественных интересов в случае действия или бездействия другой стороны. Технологическое осна­щение быта и производства, рост энерговооружения и т.п., созда­ет дополнительные риски для жизни, имущества людей. Одновремен­но возрастают стоимостные оценки всех видов рисков, усложнение взаимосвязей между объектами и субъектами. Расширение межтерриториальных связей как отдельных людей, так и хозяйствующих субъектов, приводит к возникновению иму­щественных интересов, разбросанных по территории, в т.ч. и дру­гих государств, и требует специальной защиты. Все это, да и многое другое, складывается в объективные предпосылки возраста­ния потребности в страховании, формирования рыночных отношений в страховании. В странах с развитой рыночной экономикой страховую дея­тельность осуществляют множество различных по масштабам и фор­мам организации страховых обществ. Современный рынок США предс­тавлен 2500 страховым организациями, Великобритании – 840, Ита­лии – 252, Австрии – 170, Франции – 562. Деятель­ность всех страховых компаний регулируется законодательными ак­тами, за неисполнение которых они несут финансовую ответствен­ность. Таким образом, обязательным условием существования стра­хового рынка является наличие общественной потребности на стра­ховые услуги и наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности. Страховой рынок – это особая социально-экономическая структура, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита (покрытие), формируют­ся предложение и спрос на нее. В условиях развитых товарно-денежных отношений, присущих современному процессу общественного производства, страховое покрытие предоставляемое страховщиком страхователю, можно рассматривать как специфический товар. К.Маркс, говоря о признаках товара, отмечал, "что каждый товар представляется с двух точек зрения: как потребительная стоимость и как меновая стоимость". Потребительная стоимость товара "страховое покрытие", приобретаемого страхова­телем в процессе заключения договора страхования, проявляется двояким образом. Прежде всего она состоит в способности специ­фического товара "страховое покрытие" удовлетворять потребности страхователя в’ определенной, страховой защите и гарантировать возмещение материального ущерба в случае наступления и негатив­ного воздействия различных случайных факторов. Эта сторона пот­ребительской стоимости специфического товара "страховое покры­тие" всегда присутствует вне зависимости от того произошел страховой случай или нет. Во-вторых, для конкретного страхова­теля потребительная стоимость данного товара проявляется также непосредственно в получении соответствующего страхового возме­щения при наступлении страхового случая. Удовлетворяется пот­ребность в необходимых денежных средствах для преодоления пос­ледствий страхового случая. Такая двойственность в потребитель­ской стоимости во многом определяет специфику товара "страховое покрытие". Меновая стоимость, определяемая прежде всего "как коли­чественное соотношение , в котором потребительская стоимость обменивается одна на другую", воплощается и опосредствуется страховой премией, выступающей ценой данного товара. Некоторые советские экономисты, правильно отмечая специ­фику создания страхового рынка, обеспечивающего необходимую страховую защиту посредством продажи страхового покрытия при заключении договора страхования, неправомерно сужают понятие "страховое покрытие" до платной услуги, отделяя его при этом от более мирского понятия товара. Понятие товар включает в себя также и понятие услуга. К.Маркс по этому поводу отме­чал: " Для производителя этих услуг они – товар. Они имеют опре­деленную потребительную стоимость (воображаемую или действи­тельную) и определенную меновую стоимость. Но для покупателя эти услуги – лишь потребительные стоимости, в виде которых он потребляет свой доход". На наш взгляд страховой полис – это лишь документальное свидетельство продажи страховой услуги (своеобразная квитанция). Договор страхования, воплощенный в страховом полисе, оз­начает сам факт и условия купли-продажи страхового покрытия. Страховая премия, уплачиваемая страхователем страховщику высту­пает как цена специфического товара страховое покрытие. Страхо­вой рынок является сферой обращения данного специфического то­вара. Заключение договора страхования, предусматривающего уп­лату соответствующей страховой премии, не сопровождается однов­ременным движением материальной формы стоимости. Оно лишь озна­чает право страхователя на получение денежного возмещения в бу­дущем при наступлении и за оговоренные заранее последствия страховых случаев, а также обязательство страховщика выплатить это соответствующее страховое возмещение. С учетом этого более обоснованным видится точка зрения, что страховой рынок это "сфера оказания услуг по страхованию, осуществляемых страховыми компаниями,…выражает определенную систему экономических отношений между страховщиком – продавцом специфического товара страхового покрытия и страхователем – по­купателем этого товара". При этом вопрос о существовании и функционировании стра­хового рынка будет правомерен только при условии, что предложе­ние представлено более чем одним страховщиком (продавцом). Страховое покрытие как товар реализуется вне рынка, пос­кольку предложение осуществляется лишь одним товаропроизводите­лем. Фактор множественности продавцов выделяется и в определе­ниях страхового рынка, приводимых в исследованиях зарубежных экономистов, где под страховым рынком понимается сфера обраще­ния страхового товара между большим количеством страховщиков и страхователей, с присущим ей свободным изменением ставок стра­ховой премии и условий страхования. Состояние страхового рынка определяется, прежде всего, спросом на страховое покрытие в процессе расширенного воспроиз­водства, который зависит как от чисто конъюнктурных факторов, связанных с цикличностью общественного производства, так и дол­госрочных факторов. Проблемы изучения спроса на страховом рынке требуют детального анализа с точки зрения интересов страховате­лей по каждому виду страхования. При существовании многих обо­собленных страховщиков и наличии спроса, необходимое страховое покрытие всегда будет предложено кем-либо из страховщиков за страховую премию, базирующуюся на соответствующих математичес­ких расчетах и с учетом спроса и предложения. Именно этим объ­ясняется широкий ассортимент различных видов предлагаемых страховых услуг. Вышеуказанные особенности ведут и к регулированию страхо­вым рынком предложения. В данном случае рынок выступает соизмерителем общественно необходимых затрат на страхование, чутко реагирует на прибыльность и рентабельность отдельных видов страхования. При развитом рыночном механизме непривлекательные по качеству и цене страховые услуги не находят спроса на рынке, а их продавцы вынуждены либо изменить условия, либо прекратить страховые операции. 1.2. Структура страхового рынка и совершенствование его отраслевой классификации Функционирующий страховой рынок представляет собой слож­ную систему, объединяющую различные структурные звенья. Первым таким участником страхового рынка являются компании прямого страхования (страховое общество, страховая компания), т.е. спе­циализированная организация проводящая страховые операции. Именно здесь осуществляется процесс формирования особых, специ­фических фондов, предназначенных для возмещения ущерба тем, кто участвует в создании этих фондов. Всего в 1989 году по зарубеж­ным источникам таких компаний в мире насчитывалось свыше 15 тыс., причем численность их за последние 20 лет существенно не изменилась. Наряду с большим количеством мелких по объему стра­ховой ответственности и активам компаний на страховом рынке вы­делено около 100 крупных страховых корпораций, чья деятель­ность носит ярко выраженный международный характер. Поэто­му при достаточно острой борьбе между страховыми компаниями тем не менее не наблюдается монополизация страхового рынка той или иной компанией. Определяющая роль в этом принадлежит наличию на рынке большого количества мелких страховых компаний, которые не позволяют лидерам жестко диктовать свои условия страхователям. Экономически обособленные страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на основе перестрахования. И перестраховочные компании следует выделить в качестве второго непременного участника страхового рынка. Перестраховочный рынок выступает исключительно важным фактором развития рынка прямого страхования. При современном уровне концентрации производства и колоссальной стоимости материальных ценностей только механизм, перестрахования позволяет принимать страховщикам на страхование риски и убытки такого масштаба, которые намного превышают воз­можности даже крупных страховых компаний, а иногда и отдельных страховых рынков. В этом случае распределение риска происходит не только в рамках национальных экономик, а учитывая интернаци­онализацию хозяйственных связей, приобретает международный ха­рактер. В зарубежных странах перестраховочные компании являются обязательным участником страхового рынка. Они являются специа­лизированными компаниями, имеющими по сравнению со страховыми организациями более высокую устойчивость, больший объем собст­венного уставного капитала, большие ресурсы, инвестированные в различные отрасли хозяйства, бизнеса и коммерции. В настоящее время в мире действует 250 профессиональных пересраховочных компаний. Ведущими компаниями являются "Мюних Ре" (ФРГ), ‘Свиес Ре" (Швейцария), "Женерал Ре Групп" (США) и др. Следующим непосредственным участником страхового рынка является покупатель страхового продукта или страхователь. В настоящее время рынок пользователей страховых услуг и направ­ленность их интересов качественно и количественно изменились. Рыночные отношения порождают новый спектр страховых интересов, связанных с реальной возможностью наступления непосредственного события – страхового случая, влекущего за собой гибель или пов­реждение имущества, либо потерю дохода. Потребители страховых услуг отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, покупательские отношения и привычки. И на основе этих различных переменных параметров можно осуществить сегментирование страхового рынка, т.е. разбивку рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные услуги. Какого-то единого метода сег­ментирования рынка не существует, однако, наиболее часто приме­няется деление страхового рынка на 2 основных сегмента – рынки физических и юридических лиц. Эти рынки отличаются друг от дру­га по психологическим установкам, видам страхования, хотя имеют и общие моменты – любой клиент страховой компании хочет обезо­пасить себя при минимальных затратах. В свою очередь, рынок фи­зических лиц может подразделяться на различные сектора по геог­рафическому принципу (разбивка рынка на разные географические единицы: государства, районы, области и т.д.), демографическому (пол, возраст, уровень дохода, род занятий, образование и т.п.) и психографическому (класс, образ жизни и т.п.) принципу. Рынок юридических лиц сегментируется по отраслевой принадлежности, организационно-правовым формам, размерам (по количеству работа­ющих), годовым объемам оборота и многим другим признакам. По­добное сегментирование потенциальных страхователей производится зарубежными страховыми компаниями при проведении маркетинговых исследований в целях выявления потребительских предпочтений. И в свою очередь, реагируя на запросы потенциальных клиентов страховщики разрабатывают и предлагают новые виды страховых ус­луг или "модернизируют" старые. К участникам страхового рынка относятся и так называемые посредники – это страховые агенты и брокеры, которые своими усилиями способствуют продвижению страховых услуг от страховщи­ка к страхователю. При этом необходимо делать различие между этими двумя формами посредничества.. Кроме того, существует и так называемая альтернативная сеть распространения данного страховщика" это совокупность юридических лиц (бюро брачных знакомств, туристические агентства, юридические консультации, нотариальные конторы и др.), выступающих в качестве страховых агентов. Наряду с услугами по основному профилю своей деятель­ности они предлагают оформить те или иные договоры страхова­ния. Взаимоотношения между страховой компанией и страховании агентами юридическими лицами регулируются генеральными соглаше­ниями о сотрудничестве или контрактами с работниками данных фирм, которые выступают в роли агентов совместителей. В совре­менных условиях преобладающей в работе по распространению поли­сов акционерных страховых обществ за рубежом является система генеральных страховых агентов. В этом случае вертикальный уро­вень системы продаж страховых полисов выстраивается в цепочку: Профессионализм страхового агента определяется по конеч­ному результату, т.е., во-первых, по тому, какой объем поступ­лений страховых платежей обеспечил он по заключенным и действу­ющим договорам, а во-вторых, какие впечатления о компании в це­лом остались у клиентов после подписания страхового договора и при наступлении страхового случая. Именно от страхового агента потребитель черпает информацию о страховых услугах, именно он формирует реальный имидж компании у потенциальных страхователей и от него зависит в конечном итоге, будет ли потребитель поль­зоваться услугами компании вновь. Поэтому эффективность работы любой страховой компании в большей степени зависит от эффектив­ности работы прежде всего низового звена в ее структуре, а именно – страхового представителя (агента). Заслуживает внимания опыт генеральный страховой агент страховой агент субагент зарубежной страховой практики, Который уделяет большое внимание правильному подбору и обучению страховых представите­лей. Следующий участник страхового рынка – различные общест­венные организации и ассоциации (Ассоциации страховых обществ, Союзы Страховщиков). Они, как правило, отвечают за соблюдение своими членами страхового законодательства и уполномочены регу­лировать их деятельность в интересах страхователей, следить за соблюдением этических норм, поддерживать здоровую конкуренцию. Как свидетельствует зарубежный опыт, страховые ассоциации долж­ны проводить экономические исследования и готовить для органов власти и управления соответствующие практические предложения и рекомендации, разрабатывать коммерческую политику страхового предпринимательства. Они обязаны оперативно информировать стра­ховщиков о всех интересующих их законодательных актах, адми­нистративных и арбитражных решениях. Немаловажный аспект в дея­тельности страховых ассоциаций – внешнеэкономический, т.е. представительство в международных страховых ассоциациях, орга­низация научных конференций и симпозиумов. К примеру, членами ассоциации британских, страховщиков являются 450 страховых ком­паний, интересы- которых она защищает в правительстве, средствах массовой информации. Кроме названных участников страхового рынка существуют и другие организации, которые профессионально занимаются различ­ными видами деятельности, необходимыми для развития страхования и перестрахования. Это – институт сюрвейеров – профессионалов по оценке имущества, институт "риск-менеджмента" и др. Наиболее крупные и развитые страховые рынки сформированы в промышленно развитых странах. По объему собранной премии на первом месте находится США с долей в мировом сборе 39%,на вто­ром месте Япония с долей 22,5% и на третьем ФРГ с долей 7.6%. И поскольку, наи­больший удельный вес во всей собранной в капиталистических странах страховой премии приходится на страхование жизни, то в западной экономической литературе весь страховой рынок часто разделяют на рынок страхования жизни и рынок прочих видов стра­хования, к которым относятся все виды страхования имущества, ответственности, а также страхование от несчастных случаев и болезней. Именно такой подход положен в основу классификации видов страхования по директиве ЕЭС. В Германии, в свою очередь, выделяют следующие основные отрасли: личное страхование, которое включает в себя: страхова­ние жизни, страхование на случай болезней, страхование от нес­частных случаев, имущественное страхование, куда входят: имущественное страхование как таковое, страхование домашнего имущества, транспортное страхование; страхование рисков, затрагивающих имущество: страхова­ние ответственности, страхование судебных расходов, кредитное страхование; комбинированные отрасли страхования. Однако, более распространенной в зарубежных странах явля­ется классификация по объектам страхования, т.е. по основным отраслям страхования с характерным набором видов для той или иной страны. Это: личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности. В основе деления страхования на указанные отрасли лежат принципиальные различия в объектах страхования. Классификация по объектам страхования предполага­ет выделение и таких ее звеньев как подотрасли и виды страхова­ния. Страхование уровня жизни граждан: а) социальное страхование рабочих, служащих и колхоз­ников; б) личное страхование граждан. 2. Имущественное страхование: а) страхование имущества государственных предприятий; б) страхование имущества колхозов, совхозов; в) страхование имущества общественных и кооперативных организаций; г) страхование имущества граждан. 3. Страхование ответственности а) страхование задолженности; б) страхование на случай возмещения вреда (страхование гражданской ответственности). 4. Страхование предпринимательских рисков: а) страхование прямых потерь доходов; б) страхование косвенных потерь доходов. В целом, следует согласиться с предложенной классификаци­ей и, в частности, с выделением отраслей страхования ответст­венности и предпринимательских рисков в самостоятельные. Необ­ходимо принять во внимание тот факт, что если даже операции по этим видам страхования находятся в зачаточном состоянии или от­сутствуют совсем, тем не менее, теория страхового дела должна отражать всю совокупность возможных страховых отношений. Таким образом, страхование, являясь объективной экономи­ческой категорией, предполагает определенную систему ее функци­онирования, целостность которой обеспечивается главным образом за счет единства функциональных связей ее звеньев. Глава 2. ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ КАК ЗАЩИТА НА НАЦИОНАЛЬНОМ СТРАХОВОМ РЫНКЕ 2.1 Зарождение рынка перестрахования в Казахстане Роль перестрахования особенно важна на начальном этапе возникновения и развития страхового рынка, а также в процессе его функционирования. Целью перестрахования является расширение и упрочение сети широких гарантий, способных покрыть серьезный риск, который уравновешивается интернациональным экономическим и страховым балансом. Поэтому задача формирования системы пе­рестрахования на внутреннем страховом рынке становится у нас все более важной и актуальной. В результате происшедших перемен, когда распался единый мощный государственный фонд и появилось множество независимых друг от друга страховщиков, располагающих зачастую незначитель­ными средствами, создается ситуация, при которой ни одна стра­ховая организация не сможет принять на страхование в полном объеме достаточно крупные риски. Таким образом, в современных условиях три момента опре­деляют необходимость использования перестрахования страховыми компаниями. Это, во-первых, распад системы государственного страхования, являвшейся гарантом выполнения страховых обяза­тельств каждой страховой организацией, входящей в союзно-рес­публиканскую систему. И как следствие – появление страховщиков, деятельность которых не защищена от возможных финансовых потерь и невыполнения обязательств перед страхователями. Во-вторых, зарождение новых страховых компаний с недостаточным объемом собственных средств, а иногда и опытом страховой работы для приема на страхование дорогостоящих объектов или проведения ви­дов, связанных с высокой вероятностью наступления большого чис­ла страховых событий. В-третьих, потребность в создавшихся ус­ловиях через систему защиты профессиональной деятельности стра­ховщика защитить интересы страхователя. В Казахстане с момента зарождения страхового рынка и, практически, по настоящее время перестраховочных операций не проводилось. Это объясняется тем, что в республике нет ни одной профессиональной перестраховочной компании и полностью отсутст­вуют навыки осуществления перестрахования. Страховые компании принимали на себя чрезмерные риски с надеждой на благополучный исход дела и с целью быстрого ‘приращения" капитала. И нужно сказать, что в условиях отсутствия какого-либо контроля со сто­роны государства им это прекрасно удавалось. В 1992 г. перестраховочные операции начали проводить страховые компании системы АСКО, которые были связаны с холдин­гом договором облигаторного перестрахования. Но в силу невоз­можности в тот период времени осуществления переводных операций между двумя республиками эти отношения оставались сугубо фор­мальными. Первой попыткой вменить в обязанность страховщиков зак­лючение договоров перестрахования стало "Положение о лицензиро­вании страховой деятельности на территории Республики Казахс­тан" (Приложение № 1 к Указу Президента Республики Казахстан от 16 апреля 1994г.), в котором конкретные размеры рисков по от­дельным видам страхования устанавливались Департаментом страхо­вания в определенном проценте от страховых платежей по видам страховой деятельности. Таким образом, ответственность сверх возможностей компании должна быть передана в перестрахование. Впервые отчеты о проведении перестраховочных операций национальными страховщиками были представлены в Орган государственного страхового надзора за 1998г. Обобщение и анализ этих отчетных данных позволили нам сделать следующие выводы о развитии перестраховочной деятельности в республике. (См. Приложение 5) Зарождение рынка перестрахования в Казахстане относится к 1999г. В течение данного года была передана на перестрахова­ние ответственность в объеме 242,9 млрд.тенге, что составляет 98,4% от общего объема обязательств по договорам, подлежащих перестрахованию. В 2000г. этот показатель достиг уже 190136,2 млрд.тг., т.е. увеличился более чем в 700 раз и составил 91,9% от общего объема ответственности по договорам, переданным в пе­рестрахование. Это вызвано тем, что в страховом портфеле стра­ховых организаций достаточно высока доля таких видов страхова­ния (страхование воздушного и наземного транспорта, грузов, оборудования и т.п.), ответственность по которым очень высока. При этом очень высока доля ответственности переданной иностранным партнерам. Она составляет 98,4 % в общем объеме обя­зательств, надлежащих перестрахованию в 1999г. и 91,9 % в 1999г. При этом доля страховой премии полученной иностранными перестраховщиками за предоставление перестраховочной защиты увеличивается с 66,4 до 77,2% в общем объеме страховых плате­жей по договорам перестрахования. Это вполне объяснимо в усло­виях отсутствия профессиональных перестраховочных структур на современном страховом рынке Казахстана и маломощности национа­льных страховщиков. В этой ситуации иностранные перестраховщи­ки предлагают менее выгодные условия передачи риска в перестра­хование. Собственный объем ответственности по перестраховочным соглашениям, принятый национальными страховыми организациями составил в 1999 г. 4,0 млрд.тг., в 2000г. 15321,2 млрд.тг. или 1,6 и 8,1% от общего объема обязательств, подлежащих перестра­хованию соответственно. Увеличение в 1999г. доли собственного удержания до 8,1% произошло в соответствии с принятым законода­тельным требованием о минимальном размере собственных обязательств перестрахователя при перестраховании у зарубежного страховщика (перестраховщика). Эта норма закреплена статьей 34 «О минимальном размере собственных обязательств перестрахователя» п.1. Указа "О страховании" от 3 октября 1995 г. Общий объем страховых платежей по договорам перестрахо­вания за анализируемые периоды составил 35,7 и 409,2 млн.тг. Страховые платежи, оставшиеся на собственном удержании (вместе с комиссионным вознаграждением) составили 11.4 и 86305.9 млн.тг. или 32 и 21,1% от всех платежей, полученным по догово­рам страхования. Перестраховочной деятельностью занимается ограниченное количество страховых компаний. Только 10 компаний из 58 прово­дят перестраховочные операции. Это – «Казахинстрах», «Алматы-АСКО», "Авиаполис". "Надежда", "АстыкИнстрах", "ВКО-АСКО". "Райымбек-Сейсмополис". "Интергрейт" и др. Безусловным лидером на национальном перестраховочном рынке является государственная страховая компания "Казахинстрах", на долю которой приходится более 89 % всех перестраховочных операций, проводимых в респуб­лике. Таким образом, в целом наметилась положительная тенден­ция увеличения объемов перестраховочных операций на националь­ном страховом рынке, приобщения к этой сфере страхового бизнеса отдельных страховщиков. 3.2. Пути повышения эффективности функционирования рынка перестрахования в Казахстане Теперь, если в портфеле страховой компании оказался риск, который необходимо перестраховать, то страховщик должен решить для себя принципиальный вопрос. Какая доля ответствен­ности по этому договору может быть оставлена на собственном удержании, а какая должна быть перестрахована. Собственное удержание представляет собой некоторую часть страховой суммы, которую страховая компания оставляет или считает целесообразным возместить возможные убытки. Эту сумму определяют отдельно по страховому полису, одному риску или ряду рисков. Доли рисков сверх этого определенного уровня компания передает в перестрахование. Размер собственных удержаний во многом зависят от фи­нансовых возможностей страховой фирмы, т.е. от размера собст­венного капитала. Его регламентация может быть осуществлена как законодательно, так и самими участниками перестрахования. В не­которых странах государство ставит размер собственного удержа­ния в зависимость от оплаченного капитала (определенный процент от него), либо может быть установлено соотношение между удержи­ваемой премией и собственными активами страховой компании. Для национальных страховщиков в статье 38 Указа "О страховании" оговорено, что максимальный объем обязательств страховщика по отдельному договору не может превышать 10% от суммы собственных средств. В случае превышения указанного нор­матива, соответствующая часть ответственности сверх возможнос­тей компании должна быть передана в перестрахование. При этом обращает на себя внимание несовершенство данной формулировки. А именно, что необходимо принимать в качестве базы для расчета лимита ответственности – страховую сумму по договору в целом, либо страховую сумму по каждому отдельному риску. Если имеется в виду первый вариант, то он представляется не совсем оправдан­ным. Так, например, по договору страхования имущества юридичес­кого лица предполагается предоставить страховую защиту различ­ным объектам (здания, ТМЦ, транспортные средства и т.п.) с раз­личным набором страховых случаев и неодинаковой степенью веро­ятности их наступления. То есть эти риски можно признать независящими друг от друга. И в данном случае оставление на собственном удержании только 10% совокупной ответственности явно не­достаточно. Следует предположить, что в этой ситуации страхов­щик разобьет данный договор на целый ряд договоров имуществен­ного страхования по различным рискам. Это обеспечит ему удержа­ние гораздо большей доли ответственности нежели по совокупному договору, а следовательно, и получение большей части предпола­гаемых страховых платежей. Таким образом, я считаю, что было бы целесообразно остановиться на втором варианте формулировки данного положения, а именно, что максимальный объем обяза­тельств страховщика определяется по каждому отдельному риску. Она более логична и избавить страховые компании от различных ухищрений по уменьшению страховой суммы по отдельным договорам. Несколько иной подход в определении лимита ответствен­ности страховщика используется в Российской Федерации. Так, Го­сударственный страховой надзор России в "Условиях лицензирова­ния страховой деятельности на территории Российской Федерации определяет максимальную ответственность по отдельному риску не более 10% собственных средств страховщика по страхованию жизни, от несчастных случаев и болезней, по медицинскому страхованию и по страхованию ответственности владельцев автотранспортных средств. По остальным видам страховой деятельности совокупная максимальная ответственность по пяти наиболее крупным по разме­ру рискам не должна превышать двукратного размера собственных средств. Именно предлагаемый нами подход в определении лимита ответственности по каждому отдельному риску используется в от­ношении всей группы личного страхования, а также страхования ответственности владельцев автотранспортных средств. И совер­шенно нецелесообразно, на наш взгляд, допускать удержание гораздо более высокой ответственности по другим договорам страхо­вания. Поскольку прежде всего по этим видам (страхование иму­щества и ответственности) существует возможность кумуляции убытков. Поэтому, считаем, что законодательное положение в Ка­захстане о размере максимальной ответственности по договорам страхования (при соответствующем его уточнении) предполагает формирование более сбалансированного и безопасного страхового портфеля. В целях расширения емкости национального страхового рынка, современным страховым законодательством предусмотрено, что при перестраховании у зарубежного страховщика (перестрахов­щика) доля собственных обязательств перестрахователя (собствен­ное удержание) должна составлять не менее 5% от общего объема обязательств, В целом это положение направлено на защиту инте­ресов отечественных страховых организаций. Установленный мини­мальный размер собственного удержания ставит преграду на тот случай, если национальная страховая компания будет лишь фор­мально использована для заключения договора страхования, а вся ответственность и, что более важно, страховая премия будут "вы­везены" за рубеж. С другой стороны этой правовой нормой учитываются и ин­тересы перестраховщика. Запрет на фронтирование (нулевое собст­венное удержание) предполагает сохранение такого важнейшего принципа перестрахования как принципа страхового интереса. Вы­дав свой страховой полис и получив определенное вознаграждение, фронтирующая компания не участвует в последующем в ликвидации убытков, а значит, не имеет страхового интереса по данному по­лису. Это не заставляет перестрахователя проявлять внимательность и осторожность при приеме риска на страхование, Но, на мой взгляд, не во всех случаях можно соблюсти данное требование. При заключении договоров страхования на сверхвысокие страховые суммы 5-ти процентное собственное удер­жание может оказаться непосильным не только для какой-либо от­дельной страховой компании, но и для всего страхового рынка республики. С тем, чтобы данное положение не противоречило по­ложению о максимальном объеме обязательств страховщика необхо­димо в ст.34 (п.1) Указа «О страховании» сделать оговорку – при условии, что эта доля обязательств может быть оставлена на от­ветственности страховщика в соответствии со ст.38 (п.1) данного Указа. Таким образом устанавливается величина максимальной страховой суммы (или максимального вероятного убытка), по кото­рой страховщик будет нести ответственность сам. При этом необ­ходимо обратить внимание на то, что для страховщика имеет боль­шее значение не максимальный, а оптимальный размер собственного удержания. В специальной литературе для определения собственного удержания существует ряд рекомендаций, которые следовало бы принять ко вниманию при расчете этого показателя. Не­которые авторы указывают на лимиты собственного удержания, ко­торые используются на практике и вырабатываются опытным путем. Безусловно, что данная информация должна приниматься во внима­ние национальными страховщиками, но с пониманием того, что сформировавшийся страховой рынок и рынок в нашей республике не одно и тоже, и что единые подходы могут быть использованы при полной идентичности компаний, их бизнеса и применяемых способов перестраховочной защиты. Установив величину собственного удержания по договору, страховщик оставшуюся часть страховой ответственности передает перестраховщику на тех условиях, которые смогут обеспечить наи­лучшую перестраховочную защиту. Порядок передачи ответственнос­ти в перестрахование сверх собственного удержания определяются той формой, способом перестрахования, которые избираются стра­ховщиком по согласованию с перестраховщиком. После разработки перестраховочной программы страховщик должен заняться подбором соответствующей перестраховочной ком­пании. Перестрахование рисков в Республике Казахстан возможно как у национальных страховщиков, так и у иностранных страховых и перестраховочных организаций. В целях организации квалифицированной перестраховочной защиты профессиональной деятельности страховых компаний, дейст­вующих на отечественном страховом рынке, а также интересов страхователей было бы целесообразно создать профессиональные перестраховочные компании. Указом Президента РК «Об организационно-правовых мерах по формированию и становлению страхового рынка» от 16 апреля 1994г. была оговорена возможность организа­ции перестраховочных компаний при условии мобилизации большого объема уставного фонда по сравнению со страховыми компаниями (в 10 раз). Однако, на сегодняшний день страховое законодательство не определяет место профессионального казахстанского перестра­ховщика на страховом рынке. Одним из возможных вариантов представляется организация государственной перестраховочной компании. Именно таким образом была решена проблема создания профессиональных перестраховочных компаний во Франции, Азиатских и Африканских странах, где были созданы государственные перестраховочные общества, в которые все страховые компании, зарегистрированные в стране, в обяза­тельном порядке передавали определенную долю всех прямых рис­ков. В Республике Казахстан Министерством финансов также уч­реждена республиканская компания по перестрахованию "Казахинстрах", в качестве органа, осуществляющего все операции по стра­хованию и перестрахованию в республике с участием зарубежных фирм и компаний. Однако, обращает на себя внимание тот факт, что госу­дарственные перестраховочные общества функционируют исключи­тельно развивающихся странах, тогда как они полностью отсутст­вуют в странах с высоко развитыми страховыми рынками. Их задача состоит отнюдь не в увеличении емкости национальных страховых обществ, В большинстве этих стран на рынке присутствует доста­точно много иностранных страховых обществ, которые в значитель­ной степени определяют рынок. Государственные перестраховочные общества призваны сократить отток валюты через иностранные страховые общества. На наш взгляд, эта проблема может быть ре­шена другим образом и, поэтому, считаем, что отсутствие элемен­та обязательности в перестраховании страховщиками республики всех рисков в государственной перестраховочной компании являет­ся позитивным моментом. Перестрахование, являясь в значительной степени международным регулятором страхования, вообще плохо пе­реносит государственное регулирование. Несмотря на то, что на казахстанском рынке свои услуги предлагает достаточное количество иностранных перестраховочных обществ, перестрахование осуществляется и среди страховых об­ществ. Такие страховые компании как "Алматы-АСКО", "Авиаполис", "ВКО-АСКО" принимают риски в перестрахование от других страхов­щиков. И эти операции имеют тенденцию к увеличению. Так, если в 1999г. этими страховщиками принято на перестрахование 0,018 млрд.тенге, то в 1999г. уже 43999,4 млрд.тенге, т.е. наблюдает­ся увеличение более чем в 2000 раз. Это вызвано предоставлени­ем более или менее адекватного объема передаваемой в перестра­хование премии. В 1999г. размер перестраховочной премии соста­вил 0,8 млн.тенге, в 2000г.-6305,6 млн.тг. При этом риски, а следовательно, и перестраховочные платежи от иностранных стра­ховщиков получают две национальные страховые компании: ‘Казахинстрах" и "Алматы-АСКО". Эти компании приняли в перестрахова­ние извне в 1999г. 11,4 млн.тенге ответственности и 0,4 млн.тг. перестраховочной премии, в 1 квартале 2000г. эти пока­затели уже составили 5634,3 млн.тг. и 168,5 млн.тг. соответст­венно. Таким образом, наблюдается многократное увеличение пока­зателей, характеризующих активную перестраховочную деятель­ность страховых организаций. Однако, подобная практика размещения риска среди страховых компаний может иметь определенные негативные последствия. Необходимо учитывать, что перестрахование может принести пе­рестраховщику убытки и подобная «взаимность» может оказаться обменом убытками. Это произошло на западных страховых рынках, что и привело к отмиранию системы взаимности. Более того, в этой ситуации остаются невостребованными преимущества профессиональной перестраховочной компании. Одним из них является нейтральность профессионального перестраховщика по отношению к страхователю. Тогда как перестрахование в страховой компании – это перестрахование у возможного конкурента со всеми непредсказуемыми последствиями. Перестраховщик, как правило, осуществляет более широкий круг операций. Он работает на более широкой территории и с большим, чем страховщик, числом страховых обществ, аккумулирует и распространяет опыт, полученный от одних страховых обществ на другие. Этот опыт, как в отношении условий страхования, так и отношении тарификации рисков, практики рассмотрении претензий, изучения законодательства, практики других стран и многого дру­гого составляет основу того, без чего деятельность профессио­нального перестраховщика немыслима – основу системы услуг. Страховщик может использовать эти услуги наиболее пол­но, обращаясь к перестраховщику не с предложением принять опре­деленную долю в риске, а поручив ему разработать наиболее эф­фективную с учетом всех обстоятельств систему перестраховочной защиты данного риска или даже портфеля. Такова практика ведущих мировых перестраховочных обществ, и нет причин для того, чтобы эта практика не применялась на страховом рынке Казахстана. Учитывая финансовое состояние национальных страховщи­ков, расширение емкости казахстанского страхового рынка будет осуществляться через систему сострахования, специализированные страховые и перестраховочные пулы. Возможность создания этих простых товариществ предусмотрена ст.33 «О страховых товариществах» (п.1,2) и ст.34 (п.2) Указа "О страховании". Страховой пул продает полисы, по которым все его участ­ники принимают заранее согласованную долю ответственности, ко­торая по отношению к страхователю выражается прямо в пределах этой доли. Перестраховочные договоры, заключаемые пулом за об­щий счет, освобождают пул от рисков, которые могут превысить его емкость. В нашей республике создан страховой пул "Казахстан", в который входят крупнейшие национальные страховые компании. При­нимая свою специфическую долю, каждый участник пула участвует не только в рисках, которые он сам принял или передал в пул, но также и во всех других рисках, внесенных в пул другими участни­ками. Такая концепция позволяет достигнуть три важные цели: 1. Количество рисков, принимаемых каждым участником по его доле увеличивается. 2. В портфеле каждого участника улучшается состав рис­ков. 3. Участник пула не может понести убытки, превышающие его долю. Перестраховочный пул аналогичен страховому пулу с той. только разницей, что он специализируется на перестраховочных сделках. Перестраховщики, участвующие в таком пуле, оставляют на своих счетах определенные доли собственного участия от пере­данных им в перестрахование рисков, а оставшуюся часть передают в перестраховочный пул. Однако, существует такой недостаток создания пулов как слабое рассеивание риска, поскольку он, по сути дела, сосредото­чен в пределах данной страны. И при наступлении крупных страхо­вых событий все национальные страховые компании участвуют в их возмещении. Тем не менее, участие в страховых и перестраховочных пулах позволит местным страховым организациям успешно наращи­вать свои резервные фонды, обмениваться практическим опытом, интегрировать в мировой страховой рынок. Сферой деятельностью пулов должны стать такие виды страхования, которые в наибольшей мере требуют координации усилий всего рынка. Это, прежде всего, страхование нефтяных операций, финансовых рисков, гражданской ответственности, строительно-монтажных рисков, экологическое страхование и пр. Развитие системы отечественного перестрахования должно идти по направлению обеспечения надежного размещения крупных рисков в зарубежных страховых и перестраховочных компаниях при максимальном использовании собственных возможностей страхового рынка. В своей перестраховочной деятельности казахстанским страховщикам следует пользоваться услугами филиалов и предста­вительств страховых, перестраховочных и брокерских организаций, зарегистрированных в Республике Казахстан. Страховщики респуб­лики могут перестраховать свои риски непосредственно у иност­ранных перестраховщиков. При размещении своих рисков в перест­рахование за рубежом имеют право пользоваться также непосредст­венно услугами иностранных брокерских организаций. Целесообраз­ность выхода иностранных перестраховочных компаний на страховой рынок Казахстана видится в том, что: возможность отечественных перестраховочных обществ (даже при условии их количественного роста) будут оставаться меньше емкости внутреннего страхового рынка; распределение риска ущерба будет происходить вне на­циональной экономики. Опасения по поводу "вывоза" страховой премии за рубеж возможно предупредить дальнейшим совершенствованием правовых норм регулирования деятельности иностранных перестраховщиков на отечественном рынке, среди которых могут быть: обязательное де­понирование иностранными перестраховщиками в компанию – цедент средств в денежной форме, размещение безотзывного депозита в Нацбанк, а также требования по оценке его платежеспособности. Среди страховых и перестраховочных компаний, с которыми работают казахстанские страховщики по перестрахованию рисков, такие как "Транссиб Ре" (г.Москва), "Виора СИФ" (г.Москва), СК ‘Континент-Полис" (г.Москва), "АСКО" (г.Москва), "Национальное перестраховочное общество" (г.Москва), "Госстрах” (г.Новоси­бирск), Инстрах (г.Москва), а также "Кельн Ре" (ФРГ), ‘Тюрк Ре" (г.Ашгабат). Все крупные риски в Казахстане перестраховываются в за­рубежных компаниях через английскую брокерскую фирму "Александр Хауден Групп". Страховая ответственность по одному крупному риску может быть размещена в 150-200 крупнейший страховых ком­паниях мира. Особое значение брокерская деятельность приобрета­ет в связи с необходимостью размещения договоров на специализи­рованных рынках, когда очень крупные риски требуют участия в них нескольких перестраховщиков, при кассовых убытках и пр. Таким образом, передача риска в перестрахование может происходить непосредственно от перестрахователя к перестрахов­щику, при этом последняя сторона может быть представлена специализированной перестраховочной компанией, отдельной страховой компанией, объединением страховых компаний, которые обеспечива­ют своих участников согласованными долями рисков на автомати­ческой основе и, кроме того, при помощи перестраховочного бро­кера. На современном страховом рынке Казахстана в роли пе­рестраховщиков наиболее активно функционируют иностранные стра­ховые и перестраховочные компании, иностранные перестраховоч­ные брокеры. По нашему мнению, необходимо определить правовые нормы регулирования их деятельности в целях уменьшения оттока средств за рубеж. Например, обязательное размещение определен­ной доли перестраховочной премии в качестве безотзывного депо­зита в Нацбанк Республики Казахстан. В Казахстане существует необходимость развития специа­льного института – института профессионального перестраховщи­ка. Однако, место национального профессионального перестрахов­щика на страховом рынке республики законодательно не закрепле­но. В связи с этим целесообразна разработка "Положения о пе­рестраховочных обществах", в котором бы излагались требования к размеру собственных средств и технических резервов перестрахов­щиков, оценка их платежеспособности и т.п. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Страхование необходимо рассматривать в качестве страте­гического сектора экономики Казахстана, роль которого в процес­се рыночных преобразований будет постоянно усиливаться. Развитие обособленных хозяйственно независимых субъектов рыночной экономики (предприятий, организаций, частных произво­дителей, граждан) требуют наличия в системе экономических отно­шений специализированной системы перераспределительных отноше­ний, позволяющих гарантировать непрерывность хозяйственной дея­тельности таких субъектов путем предоставления им страховой за­щиты при наступлении неблагоприятных событий. В этих условиях необходима дальнейшая переоценка роли страхования в системе денежных отношений и его успешное практи­ческое применение как метода аккумуляции страхового фонда для обеспечения компенсации убытков, причиненных предпринимателю стихийными бедствиями, пожарами и иными природными и техногенными авариями. Резюмируя, изложенный в данной курсовой работе материал, следует выделить следующие основные выводы и предло­жения: 1. Страхование, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и спе­цифическое назначение, выступает в качестве экономической кате­гории. Определяя взаимосвязь и взаимодействие различных катего­рий в распределительном процессе нами предпринята попытка обос­новать точку зрения, согласно которой страхование признается самостоятельной экономической категорией наряду с финансами и кредитом. Выделены две функции страхования, наиболее полно харак­теризующие ее содержание и общественно-экономическое назначе­ние. Первая функция – это функция страхового обеспечения (защи­ты), которая предопределяется главной целью страхования – пре­доставление страховой защиты субъектам хозяйствования. В целях достижения этой цели осуществляется формирование целевого стра­хового фонда за счет взносов страхователей и его использование для возмещения ущерба и оказания страховой защиты при наступле­нии случайных неблагоприятных событий. Вторая инвестиционная функция обусловливается объектив­ным требованием наличии у каждого страховщика страховых резер­вов, время востребования которых заранее не определено. Времен­но-свободные средства страховых резервов инвестируются страхо­выми компаниями с целью их сохранности и получения дополнитель­ного инвестиционного дохода. 2. В результате рыночных преобразований в Республике Ка­захстан реформирована система страхования, в результате чего осуществлен переход от государственной монополии на страховое дело к страховому рынку. Страховой рынок представляет собой экономическое пространство, в котором действуют определенные участники страховых отношений: страхователи, формирующие спрос на страховые услуги; компании прямого страхования (страховщи­ки), удовлетворяющие этот спрос; перестраховочные компании, обеспечивающие раскладку ущерба по страховым операциям, а сле­довательно, финансовую устойчивость всего страхового рынка в целом; страховые посредники, способствующие продвижению страхо­вых услуг от страховщика к страхователю и организации страхо­вой инфраструкуры (страховые ассоциации, институты сюрвейеров и т.п.). В результате проведенного обследования современного страхового рынка Казахстана, мною выявлены такие основные его особенности. Наблюдается устойчивое увеличение количества страховщи­ков. Прослеживается тенденция увеличения уставных фондов стра­ховых организаций. Однако, действующие страховые компании не­равнозначны. Наряду с солидными компаниями появляются мелкие малоэффективные предприятия. Эта тенденция расслоения особенно четко обозначилась в 1999 г. Значительно возросли объемы страховых операций. При этом наблюдается изменение в пользу имущественных видов страхо­вания и страхования ответственности, как наиболее перспектив­ных и быстроразвивающихся видов страховых услуг. В личном стра­ховании заметна возросла доля краткосрочного страхования от несчастного случая, что заставляет задуматься о перспективах развития долгосрочного страхования жизни, о поиске новых подхо­дов в возрождении этого сегмента страхового рынка. На начальной стадии развития находится рынок перестрахо­вания. Отмечается увеличение объема перестраховочного рынка и числа компаний, функционирующих на нем. Состояние рынка потребителей страховых услуг, т.е. стра­хователей, определяет общая экономическая ситуация. Она харак­теризуется резким снижением покупательской способности населе­ния и финансовой несостоятельностью большинства предприятий республики, низким уровнем страховой культуры потенциальный страхователей. В этих условиях страхование осуществляется среди узкого круга субъектов, отмечается устойчивое снижение доли страхования интересов населения. Для современного Казахстана присуща проблема неразвитости инфраструктуры страхового рынка, т.е. отсутствие целостной системы подготовки профессиональных кадров и целых институтов страхования – экспертов, брокеров, аварийных комиссаров, актуа­риев и т.п. Создание необходимой страховой инфраструктуры соп­ряжено со значительными затратами и не может быть осуществлено в короткие сроки. Одним из возможных путей решения данной проб­лемы могло бы стать объединение усилий республиканских страхов­щиков в создании и финансировании тех структур страхового рын­ка, в функционировании которых заинтересованы все участники. 3. В целях научной обоснованности организации националь­ного страхового дела и успешной практики его проведения считаю целесообразным совершенствование отраслевой классификации страхования в нашей республике. 4. Для успешного регулирования страхового бизнеса и ин­теграции экономических связей с зарубежными странами предстоит большая работа по формированию адекватной законодательной базы для деятельности страховых организаций. В качестве первоочеред­ных мер представляется необходимым принятие в дополнение к су­ществующим следующих нормативных документов: Законов "Об осно­вах проведения обязательного страхования на территории Респуб­лики Казахстан", "Об обязательном страховании ответственности работодателей", "Об обязательном страховании профессиональной ответственности врачей и иных медицинских работников" и др., Положений "Об обществах взаимного страхования", ‘Страховых бро­керах и порядке ведения реестра страховых брокеров", "06 обра­зовании фонда гарантийных страховых обязательств", "Об объеди­нениях страховщиков", "О перестраховочных обществах" и др. 5. Осуществление инвестиционной деятельности и получение дополнительного дохода является важным фактором повышения ка­чественного уровня страхового бизнеса в республике. Однако, проведенное обследование показало, сто пока нет серьезных осно­ваний говорить о каком-либо значительном развитии инвестицион­ных операций национальными страховыми компаниями. Объяснить это можно как в силу ограниченности выбора направлений инвестирова­ния, так и в силу недостаточности инвестиционных ресурсов самих страховщиков. В условиях глубоко экономического кризиса, неразвитости рынка ценных бумаг, рискованности вложений в торгово-посредническую, производственную и т.п. деятельности, считаю, что предложенный казахстанским страховщикам набор инвестиционных направлений как наиболее оптимальный на сегодняшний день, поз­воляющий сформировать не несущий большого риска потерь инвести­ционный портфель. Считаю целесообразным, с учетом реальной жизненной си­туации, страховым компаниям до 90% портфеля формировать за счет краткосрочных финансовых инструментов, а именно, государствен­ных долговых обязательств, депозитных сертификатов, размещения средств на срочных счетах в банках, что позволит обеспечить вы­сокую ликвидность инвестиционного портфеля. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Государственная лицензия на право осуществления страховой деятельности. Приложение 2 к постановлению Правительства РК от 19 апреля 1996г. Закон РК "О страховании в РК" от июля 1992г. Письмо ГНИ "О налогооблажении страховых сумм" от 29.11.95г. № 12-2-2-8/5047. Положение "О порядке и условиях проведения регистрации и выдачи лицензий страховщикам на территории Республики Ка­захстан". Приложение 2 к Указу Президента РК от 16 апреля 1994г. Положение "О лицензировании страховой деятельности на тер­ритории Республики Казахстан" Приложение 1 к Указу Прези­дента РК от 16 апреля 1994г. Положение "О порядке организации в условиях проведения обя­зательного страхования сельскохозяйственного производства в Республике Казахстан" от 23 августа 1996г. Положение о Государственном страховом надзоре Республики Казахстан (Госстрахнадзор РК) от 10 января 1997г. Положение о лицензировании страховой деятельности на терри­тории Республики Казахстан. Приложение 1 к постановлению Правительства РК от 19 апреля 1996г. Постановление Правительства РК "Об утверждении Положения о лицензировании страховой деятельности на территории Респуб­лики Казахстан" от 19 апреля 1996г. Постановление КМ РК "О введении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств – юридических лиц" от 7 декабря 1992г. Постановление Правительства РК "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами" от 14 декабря 1996г. Постановление Правительства РК "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранс­портных средств" от 31 октября 1996г. Программа развития страхового рынка Республики Казахстан на 1999-2000 гг. от 25 июня 1999г. Указ Президента РК, имеющий силу закона, "О медицинском страховании граждан" от 15 июня 1995г. Жуйриков А.Н. «Страхование – одна из платформ Казахстанского «барса», Алматы, 1998 г. Журавлев Ю.М., Аленичев В.В. Формы и методы иностранного страхования. М.,1997, – 117с. Камынкина М.Г., Солнцева Е.Е. Перестрахование. Практическое руководство для страховых компаний. М., 1998, – 140 с. Лер О.Э. Страховой рынок Казахстана. Алматы, "Каржы-каражат", 1998, – 44с. Отчетные данные Департамента страхового надзора Минфина РК о деятельности страховых компаний за 1997-1999гг. Страховое дело. Учеб. под ред. Рейтмана Л.И.,М., 1996, – 524с. Шахов В.В. Введение в страхование.M., "Финансы и статисти­ка", 1998,-190с.