Страховые компании на российском рынке состояние и перспективы

–PAGE_BREAK–Факторы, оказывающие влияние на финансовую устойчивость и платежеспособность страховщика, можно подразделить на две группы — внешние и внутренние. Внешние факторы — это факторы, не зависящие от страховой организации, от эффективности ее работы.
Факторы, входящие в эту группу, являются результатом воздействия на страховщика внешней среды. К ним, в частности, относятся различные экономические, политические факторы, законодательная база и т.д.
В отличие от внешних, внутренние факторы зависят от деятельности конкретной страховой организации.
Среди них можно выделить следующие:
• андеррайтерская политика;
• политика в области установления тарифных ставок; наличие страховых резервов в необходимых размерах;
• достаточность собственного капитала;
• использование системы перестрахования;
• инвестиционная деятельность.
Андеррайтерская политика — это деятельность страховой организации, связанная с заключением договоров страхования. В целях обеспечения финансовой устойчивости страховщики должны тщательно оценивать степень страхового риска по заключаемым договорам, рассчитывать вероятность наступления страховых случаев, максимальные суммы ожидаемого ущерба и исходя из этого принимать решения о возможности или невозможности страхования данного объекта и условиях такого страхования.
Политика в области установления тарифных ставок сводится к тому, чтобы величина страховых тарифов соответствовала степени страхового риска по заключаемому договору. Роль такой политики для финансовой устойчивости страховщика состоит в том, что основным источником финансовых ресурсов страховщика являются страховые взносы, объем которых зависит от числа договоров страхования, размера страховой суммы по ним и величины страховых тарифов. Таким образом, от размера страховых тарифов во многом зависит величина доходов страховой организации. В случае, если страховщик в целях привлечения страхователей будет регулярно занижать размер тарифных ставок, то это приведет к тому, что сумма собранных страховых взносов окажется ниже размера страховых выплат, которые надо будет осуществить страховщику в связи со страховыми случаями, что повлечет убытки от осуществления страховой деятельности. С другой стороны, при завышении размера тарифных ставок страховщик может лишиться части клиентов, которые застрахуются в других страховых организациях. Страховые резервы являются основным источником для осуществления страховщиком страховых выплат и отражают величину его обязательств по заключенным договорам страхования. Поэтому размер и структура страховых резервов должны строго соответствовать обязательствам страховой организации, чтобы обеспечивать предстоящие страховые выплаты. Формирование страховых резервов в недостаточном объеме означает для страховой организации невозможность покрытия своих обязательств, а в завышенном — уменьшение ее налогооблагаемой прибыли.
Собственный капитал является дополнительным источником для обеспечения способности страховщика отвечать по своим обязательствам при недостатке средств страховых резервов, который может образоваться, в частности, по следующим причинам:
-недостаточная численность квалифицированного персонала, слабая информационная база, не дающая возможности точно оценить степень риска по заключаемым договорам страхования, издержки в организации учета и других субъективных факторов;
-использование тарифных ставок, не соответствующих степени страхового риска по заключаемым договорам страхования;
увеличение частоты наступления страховых случаев или средних сумм страховых выплат по сравнению с теми, которые были взяты за основу при расчете размера тарифных ставок;
-снижение стоимости активов, покрываемых страховыми резервами из-за неудачной инвестиционной деятельности.
Для обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности величина собственных средств страховщика должна соответствовать объему его страховых операций. Обязательства, превышающие возможности страховой организации, должны быть переданы ею в перестрахование. Суть перестрахования состоит в перераспределении части обязательств по страховым выплатам, принятых на себя страховщиком по договорам страхования, между другими организациями с целью обеспечения финансовой устойчивости страховщика.
Глава вторая. Анализ состояния рынка Количество компаний
На конеч 2004го года в России было и действовало 1016 страховых компаний. На конец 2007 го на число компаний на страховом рынке сократилось и составило 811 компаний.
Количество офисов по регионам за этот период наоборот возросло с 3059 до 3708 то есть более чем на 21%.
Интересно будет проследить численность представительств страховых компаний по регионам России за период 2004 – 2007 года. (таблица 1)

Таблица 1.
Регион
Количество действующих с/о по годам
Средне по годам
Процент прироста(при отсутствии с/о в 2004 берется за основу 2005)
2004
2005
2006
2007
Алтайский край
87
96
102
103
97
18,3908046
Амурская область
48
45
51
55
49,75
14,58333333
Архангельская область
81
90
92
92
88,75
13,58024691
Астраханская область
67
69
72
75
70,75
11,94029851
Белгородская область
81
73
95
100
87,25
23,45679012
Брянская область
72
87
87
87
83,25
20,83333333
Владимирская область
74
96
101
104
93,75
40,54054054
Волгоградская область
117
117
136
135
126,25
15,38461538
Вологодская область
77
89
87
83
84
7,792207792
Воронежская область
111
122
134
120
121,75
8,108108108
Еврейская авт. область
25
27
28
30
27,5
20
Ивановская область
65
67
78
83
73,25
27,69230769
Иркутская область
88
105
114
115
105,5
30,68181818
Кабардино-Балкарская Республика
51
55
55
53
53,5
3,921568627
Калининградская область
92
89
100
100
95,25
8,695652174
Калужская область
90
89
98
101
94,5
12,22222222
Камчатская область/ край
37
41
41
39
39,5
5,405405405
Карачаево-Черкесская Республика
41
36
39
34
37,5
-17,07317073
Кемеровская область
98
102
107
112
104,75
14,28571429
Кировская область
69
74
79
82
76
18,84057971
Костромская область
59
64
80
74
69,25
25,42372881
Краснодарский край
155
152
167
172
161,5
10,96774194
Красноярский край
99
99
109
110
104,25
11,11111111
Курганская область
54
58
59
66
59,25
22,22222222
Курская область
70
77
89
86
80,5
22,85714286
Ленинградская область
97
96
106
112
102,75
15,46391753
Липецкая область
70
83
86
85
81
21,42857143
Магаданская область
35
40
36
38
37,25
8,571428571
Москва
511
516
466
435
482
-14,87279843
Московская область
224
240
246
230
235
2,678571429
Мурманская область
73
78
93
88
83
20,54794521
Нижегородская область
112
117
140
135
126
20,53571429
Новгородская область
74
77
82
84
79,25
13,51351351
Новосибирская область
121
119
139
138
129,25
14,04958678
Омская область
86
93
108
110
99,25
27,90697674
Оренбургская область
83
84
104
109
95
31,3253012
Орловская область
62
68
75
89
73,5
43,5483871
Пензенская область
69
72
80
82
75,75
18,84057971
Пермский край/область
111
118
133
137
124,75
23,42342342
Приморский край
94
97
106
106
100,75
12,76595745
Псковская область
62
66
70
73
67,75
17,74193548
Республика Адыгея
41
50
45
41
44,25
0
Республика Алтай
28
41
40
42
37,75
50
Республика Башкортостан
101
121
125
140
121,75
38,61386139
Республика Бурятия
51
51
58
67
56,75
31,37254902
Республика Дагестан
55
54
59
62
57,5
12,72727273
Республика Ингушетия
23
30
34
26
28,25
13,04347826
Республика Калмыкия
41
46
38
41
41,5
0
Республика Карелия
55
67
62
69
63,25
25,45454545
Республика Коми
65
77
74
76
73
16,92307692
Республика Марий Эл
45
54
58
59
54
31,11111111
Республика Мордовия
45
52
64
69
57,5
53,33333333
Республика Саха (Якутия)
44
53
65
57
54,75
29,54545455
Республика Северная Осетия-Алания
42
46
45
47
45
11,9047619
Республика Татарстан
104
117
135
128
121
23,07692308
Республика Тыва
17
14
20
27
19,5
58,82352941
Республика Хакасия
36
42
45
54
44,25
50
Ростовская область
137
136
146
160
144,75
16,78832117
Рязанская область
77
87
94
105
90,75
36,36363636
Самарская область
132
140
150
162
146
22,72727273
Санкт-Петербург
201
209
214
220
211
9,452736318
Саратовская область
102
111
122
126
115,25
23,52941176
Сахалинская область
50
50
59
61
55
22
Свердловская область
152
152
164
165
158,25
8,552631579
Смоленская область
81
80
101
96
89,5
18,51851852
Ставропольский край
107
105
122
129
115,75
20,56074766
Тамбовская область
68
68
78
72
71,5
5,882352941
Тверская область
96
107
115
112
107,5
16,66666667
Томская область
70
74
88
91
80,75
30
Тульская область
101
105
118
128
113
26,73267327
Тюменская область
144
138
147
157
146,5
9,027777778
Удмуртская Республика
86
84
96
96
90,5
11,62790698
Ульяновская область
83
88
94
97
90,5
16,86746988
Хабаровский край
81
88
85
85
84,75
4,938271605
Челябинская область
113
131
140
142
131,5
25,66371681
Чеченская Республика
0
38
45
34
29,25
-10,52631579
Читинская область
36
42
58
59
48,75
63,88888889
Чувашская Республика
75
70
83
93
80,25
24
Чукотский авт. округ
20
18
24
22
21
10
Ярославская область
98
107
113
112
107,5
14,28571429
Итого
3059
3306
3599
3708
 
21,21608369
Как мы видим из данной таблицы особого численного роста страховых организаций за эти годы не произошло, наибольший рост численности страховых компаний произошел в Республике Башкортостан – 39 новых страховых организаций появилось с 2004 года, на втором месте Чеченская республика – 34 новых страховых организации, что не удивительно так как после установления относительного мира там открылся новый пока еще не освоенный рынок куда и двинулись инвесторы, во многих регионах наоборот уменьшилось количество страховых организаций, в чем же дело? Скорее всего дело в том что несмотря на введение ОСАГО и а также широкий рост иных видов страхования физические и юридические лица предпочитают застраховывать свои риски у компаний которые уже немало лет на рынке, и которые создали себе хорошую репутацию в то время как для других страховых компаний остаются малые крохи. То есть благодаря росту рынка и возрастающей конкуренции слабых просто вытеснили с рынка, тут следует заметить что капитал страховых компаний за последний год вырос с 155,4 миллиарда рублей до 171,1 миллиарда рублей.
Так же важно учесть действия ФССН по массовому отзыву лицензий в связи с вышедшей в январе 2004го года новой редакцией закона «Об организации страхового дела» согласно которому минимальный устав страховых компаний теперь не должен быть менее 30-120 млн. руб. в зависимости от деятельности, которой занимается компания. Наибольшее количество из отозванных согласно этому закону лицензий пришлось на регионы сразу после вступления закона в силу, ФССН в своем приказе отозвала лицензии у 94 компаний, правда в последствии некоторые были возвращены. Только в 2006 году были отозваны 180 лицензий. На данном этапе ФССН занимается чисткой компаний с сомнительными операциями по перестрахованию.
    продолжение
–PAGE_BREAK–