Стратегические бомбардировщики ВВС США

МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ
БОМБАРДИРОВЩИК  B-52H

Характеристики
стратегического бомбардировщика В-52H:

Год
принятия на вооружение В-52Н – 1961
Год принятия на вооружение В-52 первой модификации – 1954
Размах крыла – 56,39 м.
Длина самолета – 49,05 м.
Высота самолета – 12,40 м.
Площадь крыла – 371,60 м2.
Масса пустого самолета – 78600 кг.
Масса топлива – 135820 кг.
Взлетная масса – 221500 кг.
Тип двигателя – ТРДД Пратт-Уитни TF33-P-3
Максимальная тяга – 8 х 7710 кгс
Максимальная скорость – 1013 км/ч.
Крейсерская скорость – 819 км/ч.
Практический потолок – 16765 м.
Практическая дальность – 16765 км.
Боевой радиус действия – 7730 км.
Длина разбега – 2900 м.
Длина пробега – 1433-2500 м.
Максимальная эксплуатационная перегрузка – 2,0.
Экипаж – 6 чел.

Вооружение:

Пушечное
вооружение:
1 20-мм шестиствольная пушка М61А1  Вулкан с 1242 патронами.
Бомбовая нагрузка:
В-52В – 19504 кг; В-52G – 23000 кг; B-52H – 28600 кг.
Ядерные :
8 х B-28 (1.45 мт) или 12 В-41 (1 мт) или 12 В-53 (9 мт) или В-61 Mod.1 (термоядерные)
УР:
12 ПКР AGM-84 Harpoon; 12 КР AGM-86B (200 кт); 20 УР "воздух-воздух"
AGM-69 SRAM

Первые проработки технического задания на
проектирование стратегического межконтинентального высотного реактивного
бомбардировщика – носителя ядерного оружия начались осенью 1945 года. В нем
ставилась задача создать самолет, который заменит B-36. В начале 1946 года при
выработке основных требований к новой машине было рассмотрено около 30
компоновок самолета с различными профилями крыла, двигателями и максимальной
взлетной массой, с учетом обеспечения минимального лобового сопротивления при
заданных габаритных размерах. В результате конкурса, в середине 1946 года, с
фирмой Боинг был заключен контракт на теоретические исследования и эскизное
проектирование стратегического межконтинентального бомбардировщика. B-52 –
цельнометаллический верхнеплан с тонким стреловидным (угол стреловидности 35
градусов) крылом большого удлинения. Фюзеляж имел секционную конструкцию. В его
центральной части располагался один большой бомбоотсек. Кабина экипажа
герметизирована. Она имеет каплевидный фонарь, выступавший за обводы фюзеляжа.
Все рабочие места сконструированы с учетом обеспечения максимальных удобств,
что особенно важно при выполнении многочасового полета. Силовая установка
состояла из восьми ТРД, установленных попарно на одном пилоне. Шасси
велосипедного типа. С целью расширения боевых возможностей среди прочих была
разработана модификация – B-52H с турбореактивными двухконтурными двигателями
TF33-P-3 с тягой 7711 кгс. Эти двигатели имели значительно меньший расход
топлива на малых высотах, что давало прирост дальности полета без дозаправки до
16677 км. Было усилено оборонительное вооружение. В хвостовой части самолета
устанавливалась пушка <Вулкан> с вращающимся блоком из шести стволов
калибром 20 мм и скорострельностью 4000 выст./мин, которая могла поражать
авиационные ракеты, атакующие бомбардировщик с задней полусферы. Возможности
системы управления огнем AN/ASG-21, установленной на B-52H, значительно
превышали возможности системы аналогичного назначения на B-52G. Всего было
построено 102 самолета модели B-52H. Последнюю машину ВВС получили 26 октября
1962 года. Для повышения вероятности прорыва системы ПВО на малых высотах и
доставки оружия к целям все оставшиеся в строю B-52G и H в период с 1980 по
1987 год были оснащены комплексом наступательных радиоэлектронных систем. Кроме
того, практически все навигационно-пилотажное оборудование заменено на новое.
Только на модернизацию в период с 1977 по 1987 год было истрачено 5 млрд.
долларов. Эти деньги не пропали даром. Боевая эффективность самолетов
значительно возросла. В начале 1989 года ВВС приступили к оснащению
стратегических бомбардировщиков B-52H усовершенствованными крылатыми ракетами,
разработки фирмы Дженерл Дайнэмикс, AGM-129 с дальностью полета 3780 км и
ядерной головной частью мощностью 200 кт. Первое подразделение B-52H,
вооруженных этими КР, было развернуто на авиабазе Сойер, шт. Мичиган. До
середины 90-х годов B-52H и G довольно активно эксплуатировались в строевых
частях. Из них 189 машин было подготовлено в качестве носителей крылатых ракет
большой дальности. Бомбардировщики B-52H, ресурс планера которых после ряда
доработок увеличился с 18000 до 34500 часов, будут находится в строю как
минимум до 2010 года. При этом 47 самолетов планируется модернизировать для
применения высокоточного неядерного оружия, что, однако, не исключает
возможности применения и ядерного оружия. Тяжелые бомбардировщики этого типа
продолжают оставаться основной ударной силой стратегической авиации США.

Источник http://www.airwar.ru/other/draw_an.html

http://voorugenie.narod.ru/nuclear/nuclear_planes_b52.htm

ТЯЖЁЛЫЙ
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК B-1 "Lancer"

Предназначен
для решения задач прорыва ПВО противника с ядерным оружием на борту, доставки
крылатых ракет и демонстрации военной силы в глобальном масштабе.

В
1965 г. началась разработка проекта усовершенствованного пилотируемого
стратегического бомбардировщика. С 1985 г. начинается поставка ВВС США серийных
стратегических бомбардировщиков В-1В.

Самолет
В-1В имеет интегральную аэродинамическую схему, низкорасположенное крыло
изменяемой стреловидности, высокорасположенное горизонтальное оперение и четыре
двигателя, крепящиеся попарно под неподвижной частью крыла. В конструкции в
основном применяются алюминиевые сплавы, титан и композиционные материалы.
Установлено кессонное крыло двухлонжеронной конструкции.

Фюзеляж
типа полумонокок, состоит из пяти основных секций. Конструкция безопасно
повреждаемая, отличается большой плотностью размещения шпангоутов и лонжеронов.
Наружная обшивка фюзеляжа и внутренние элементы конструкции выполнены в
основном из алюминиевых сплавов.

Основные
стойки шасси имеют по четыре колеса и убираются в фюзеляж, носовая стойка с
двумя колесами – вперед. Автоматическая система управления полетом необратимая,
бустерная, с четырехкратным резервированием, с гидравлическими приводами и
системой повышения устойчивости и управляемости.

Самолет
В-1В оснащен четырьмя двигателями F101-GE-102 со статической взлетной тягой по
13 950 кгс.

Экипаж
самолета В-1В (как и исходного самолета В-1А) состоит из четырех человек: двух
летчиков и двух операторов бортовых систем. Для каждого члена экипажа
устанавливается катапультное сиденье. Вход в кабину через откидывающуюся вниз
дверь за передней стойкой шасси со встроенным трапом.

Радиоэлектронное
оборудование самолета разделено на: комплекс оборонительного и комплекс
наступательного РЭО.

Основными
компонентами комплекса наступательного оборудования самолета В-1В являются:
многофункциональная РЛС АРЦ-164; ИНС SKN-2440; доплеровский измеритель скорости
AN/APN-218; блоки управления электронным оборудованием фирмы IBM;
модифицированная астроинерциальная навигационная система высокой точности
NAS-26; аппаратура отображения данных наступательной системы; электронные блоки
отображения данных на ЭЛТ; блок передачи данных для сбора и хранения данных о
боевой задаче и полетных данных.

Основу
комплекса оборонительного оборудования составляет система AN/ALQ-161,
обеспечивающая автоматическое обнаружение, опознавание и противодействие РЛС
противника.

Бомбардировщик
В-1В оснащен ИК ловушками типа MJU-23/B, предназначенными для защиты самолета
от УР класса "воздух-воздух" и зенитных ракет с ИК системами
наведения. Ловушки отстреливаются вверх от самолета, поскольку считается, что
при прорыве системы ПВО бомбардировщик будет совершать полет на малых высотах,
и в этом случае отстрел ловушек вниз не эффективен.

Тактико-технические характеристики

Экипаж,
чел. 4

Скорость,
км/ч

максимальная 10 км 1330

максимальная 3 км 965

Практический
потолок, м. 15240

Дальность,
км.

перегоночная 12000

Масса, кг.

максимальная
216370

пустого
самолета 87090

Габариты самолета,
м.

размах
крыльев 41,67/23,84

длина
44,81

высота
10,62

Двигатели
4хТРДДФ General Electric F101-GE-102

Основным оружием В-1В являются УР СРЭМ класса "воздух-земля" и
ядерные бомбы В81 и В83. В-1В может нести до 24 УР AGM-131, СРЭМ-2 или ядерных
бомб, размещаемых в трех бомбоотсеках по восемь единиц на роторных пусковых
установках. Обычным вариантом считается подвеска 16 единиц оружия (в двух
передних бомбоотсеках).

Источник
http://www.airwar.ru/other/draw_an.html

http://ukravia.narod.ru/planes/b-1.html

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СТЕЛС-БОМБАРДИРОВЩИК B-2A

Характеристики самолета

B2

Экипаж,чел.
2

Размах крыла,м
52,43

Длина самолета,м
21,03

Высота самолета,м
5,18

Площадь несущей поверхности,м2.
477,52

Взлетная масса,кг
181440

Масса пустого самолета,кг
56700

Масса тооплива, кг
74845

Двигатель (тиип)

4хТРДД Дженерал
Электрик F-118-GE-110

Максимальная скорость км/ч
950-1010

Практическая дальность, км
18530

Практический потолок, км
15240

Стратегический
бомбардировщик В-2 относится к третьему поколению американских малозаметных
самолетов. Первое представляет Локхид SR-71, второе — Локхид F-117, четвертое —
Макдоннелл-Дуглас А-12, пятое — истребители Нортроп YF-23 и Локхид YF-22. В-2,
не является "невидимкой", потому что существуют системы, способные
его обнаружить. Но все же малая заметность самолета обеспечивает высокую
вероятность его выживания в боевых условиях.

В-2
выполнен по схеме "летающее крыло" и не имеет вертикального оперения.
Функцию рулей направления выполняют расщепляющиеся щитки, установленные на
концах крыла. Планер самолета построен в основном из титановых и алюминиевых
сплавов с широким применением углепластиков с бисмалеимидной и полиимидной
матрицами, обладающими повышенной теплостойкостью по сравнению с эпоксидными
связующими. Основным несущим компонентом конструкции служит однолонжеронный
титановый кессон, расположенный в передней центральной части корпуса и в
примыкающих промежуточных секциях, к которым крепятся углепластиковые консоли
крыла, не имеющие сужения.

Толщина
монолитных титановых панелей кессона достигает 23 мм. Ряд титановых элементов
изготовлен с применением сверхпластического формования и диффузионной сварки.
Некоторые титановые панели обшивки — самые длинномерные в американской авиации.
Например, панели промежуточных секций корпуса в зоне отсеков двигателей имеют
размеры 0,31х3,66 м, в три раза большие по сравнению с ранее применявшимися.
Консоли крыла, равные 19,8 м, — небывало длинномерные композитные конструкции.
Форма В-2 в плане образована 12 прямыми линиями, что позволяет сконцентрировать
все отражения в горизонтальной плоскости в нескольких основных узких секторах.
Используется "четырехлепестковая" схема: параллельные передние и
задние кромки корпуса и кромки люков, створок ниш шасси и отсеков двигателей, а
также обечаек воздухозаборников формируют Х-образно расположенные четыре
основных сектора отражения (по два сектора с передней и задней полусфер). С
боковых и фронтальных ракурсов самолет практически не имеет прямых линий и
плоских поверхностей. Носок крыла имеет внутреннюю шиловидную радиопоглощающую
конструкцию с сотовым заполнителем, используются радиопоглощающие покрытия.
Передняя кромка корпуса острая, без изломов, ее стреловидность — 33°. Задняя
кромка имеет форму двойного W, внешняя точка излома находится примерно на
полуразмахе. Крыло имеет сверхкритический профиль. Четыре двигателя установлены
попарно по обеим сторонам центральной части корпуса рядом с бомбоотсеками. Для
уменьшения радиолокационной заметности сопла двигателей выполнены плоскими.
Этому же способствует организация изотропного рассеяния падающих волн благодаря
плавному сопряжению элементов конструкции и минимальному числу выступающих
элементов. Щели на внешних поверхностях тщательно заделываются, а двигатели и вооружение
имеют внутреннее расположение. Экипаж—два человека, размещающихся в
герметической кабине. Рабочее место каждого оснащено полным комплектом органов
управления. В кабину поднимаются по складной лестнице через отсек передней
стойки шасси. В отсеке шасси находится кнопка запуска двигателей и включения
основных бортовых систем, использующихся при взлете по тревоге. Остекление
кабины из четырех многослойных панелей обеспечивает обзор в горизонтальной
плоскости 200°. Панели имеют слой с фотореакционной способностью и становятся
светонепроницаемыми при световом воздействии ядерного взрыва. Золотосодержащее
покрытие остекления не дает пройти через него радиолокационному излучению.
Летчики должны пилотировать самолет в противолазерных очках.

Топливные
баки находятся в консолях крыла и хвостовых частях промежуточных секций
корпуса. Сверху фюзеляжа за кабиной экипажа расположен приемник системы
дозаправки топливом в полёте от самолетов К- 135 и КС-10.

Система
управления полетом электродистанционная цифровая квадруплексная с
быстродействующими приводами. Имеет четыре вычислителя и сохраняет
работоспособность при двух отказах. Система воздушных сигналов малозаметная, с
20 датчиками давления.

В
комплекс бортового оборудования входит навигационная подсистема NSS, включающая
инерциальный блок IMU фирмы Кирфотт, связанный с астроинерциальным блоком AIU
фирмы Нортроп. Есть восемь многофункциональных цветных индикаторов на ЭЛТ — по
четыре для каждого летчика. На самолетах серии 20 будет установлена спутниковая
навигационная система. Вооружение: 20 бомб В-61 общей массой 6360 кг или
16 В-83 общей массой 17420 кг.

Источниик:
http://www.cnw.mk.ua/weapons/airforce/bomber/b2/index.htm

ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК
F-111А,

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК FB-111A

Характеристики самолета
F111

Экипаж,чел.
1

Размах крыла в развернутом положении,м
19,20

Размах крыла в сложеном положении,м
9,74

Длина самолета,м
22,40

Высота самолета,м
5,22

Площадь крыла,м кв
48,77/61,07

Тип двигателя
2ТРДДФ – Пратт-Уитни TF30-P-100, TF30-P-3, TF30-P-9

Максимальная скорость км/ч
2655

Практическая дальность, км
5435

Практический потолок, м
18290

Длина разбега, м
950

Длина пробега, м
915

Вооружение: 24
бомбы Mk.82.

Характеристики
стратегического бомбардировщика FB-111A

Размах
крыла-21,34/10,34 м. Длина самолета – 23,04 м. Высота самолета – 5,22 м.
Площадь крыла – 51,10м2. Масса пустого самолета – 21760 кг. Масса топлива –
14515 кг. Взлетная масса – 52000 кг. Тип двигателя – ТРДДФ Пратт-Уитни
TF30-P-7. Максимальная скорость – 2335 км/ч. Практический потолок – 15240 м.
Практическая дальность – 4000 км. Взлетная дистанция – 2255 м.

Вооружение: 6 бомб
или 6 КР.

Первый серийный F-111 А совершил полет 12 февраля
1967 года.
Система управления полетом (СУП) необратимая бустерная с самонастраивающейся
системой повышения устойчивости по трем осям с трехкратным резервированием.
Гидравлика состоит из двух автономных систем с двумя гидронасосами на каждом
двигателе. На F-111 А установлена аналоговая прицельно-навигационная система
Mk.1.
В американских ВВС самолет модификации EF-111А – один из основных авиационных
средств радиоэлектронного подавления объектов ПВО.
В военных действиях F-111 применялся, в основном, в Юго-Восточной Азии и на
Ближнем Востоке. F-111 А продемонстрировал высокую надежность в полевых
условиях: коэффициент отмены вылетов был всего 0,85%, каждый экипаж совершил по
45-53 вылета. Коренное отличие самолета – способность следовать рельефу
местности и точно выходить на цель- позволяло "вслепую", с первого
захода "класть" прямо на цель обычные некорректируемые боеприпасы.
Обычно F-111А нес 12-16 бомб или разовых бомбовых кассет калибром 227 и 340 кг,
а изредка и 907 кг. Более 98% всех вылетов проходило на малой высоте, на режиме
следования рельефу местности. Американские летчики называли такой полет
"лыжными гонками".
15 апреля 1986 г. в налете (под кодовым названием "Эльдорадо Каньон")
на резиденцию ливийского лидера М.Каддафи в Триполи принимали участие 13
самолетов F-111 F и три EF-111А, базировавшихся в Англии и Лейкенхите. Один из
самолетов был потерян. F-111 широко применялся в январе- феврале 1991 г. во
время операции "Буря в пустыни" для нанесения ударов по иракским
стратегическим и тактическим целям.

В конце 1965 года в США было принято решение о
постройке 263 самолетов FB-111А на основе истребителя-бомбардировщика F-111 А
для замены стратегических бомбардировщиков Боинг В-52С, D и F и Конвэр В-58А.
FB-111А отличается от тактического самолета F-111 крылом увеличенного размаха,
усиленной конструкцией планера и шасси, модифицированными двигателями. и БРЭО.
Емкость топливных баков составляет 21243 л (с учетом баков в бомбоотсеке). На
внешних узлах могут быть подвешены до четырех сбрасываемых баков по 2270 л.
Используется навигационно-бомбардировочная система Mk.2B.

Источник: http://www.cnw.mk.ua/weapons/airforce/fighter/f111/index.htm