Стратегический менеджмент в организациях Приднестровья

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
2. СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4. МОБИЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИИ
5. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРИДНЕСТРОВЬЯ. ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы для контрольной работы как «Стратегическое управление на предприятиях ПМР» имеет большое значение так как, это, сравнительно молодое, перспективное и необходимое в бизнесе направление, активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов в организации в условиях рынка. Это направление, постепенно вводимое в ПМР, получило признание во всем деловом мире. А это значит, что, изучая его, менеджеры смогут качественнее работать на рынке, правильно оценивая ситуацию и предпринимая необходимые для организации шаги.
Повышение интереса к стратегическому управлению говорит о значительных социальных и экономических переменах, произошедших в обществе. Это подтверждается на примере практически всех республик СНГ, в том числе и ПМР. В течение последних 3 — 5 лет в экономике республик постсоветского пространства происходят серьезные перемены. Эти изменения не только масштабны, но и беспрецедентны — ни в каких других странах мира за столь короткий срок не происходили коренная ломка одной экономической системы и формирование другой.
Таким образом, все компании, фирмы и предприятия на определенном этапе столкнулись с имеющей большое значение проблемой эффективного стратегического управления.
Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.

1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60—70-Х гг. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

2. СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
Это в совокупности позволяет организации выживать достигать своей цели в долгосрочной перспективе.[1]
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Практика же показывает, что в действиях организаций стратегичность, как правило, отсутствует, что и приводит зачастую к поражению в рыночной борьбе. Это происходит из-за того, что, во-первых, организации планируют свою деятельность исходя из того, что окружение не будет меняться, либо в нем не будет происходить качественных изменений. Во-вторых, планирование начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации.
Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов:
· анализ среды
· определение миссии и целей
· выбор стратегии
· выполнение стратегии
· оценка и контроль выполнения
Схематически структура стратегического управления изображена на рис.[2]
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения миссии и для выработки стратегий. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:
1. Анализ макроокружения. Включает изучение влияния таких компонентов среды, как состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и т. п.
2. Конкурентная среда. Анализируется по ее пяти основным составляющим: конкуренты внутри отрасли; покупатели; поставщики; потенциальные новые конкуренты; производители возможной замещающей продукции. Анализ каждого из данных пяти субъектов конкуренции ведется с точки зрения конкурентной силы и конкурентных возможностей.
3. Анализ внутренней среды. Вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию. Важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает существование своим членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия и т. п. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т. п.; научные исследования и разработки; производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.
В качестве примера оценки внутренней и внешней среды в главе 5 «Стратегический менеджмент в организациях Приднестровья. Примеры практических решений» приведены выдержки из бизнес–плана ЗАО «Компромэкспо», г. Тирасполь.
Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов – определение миссии фирмы; определение долгосрочных целей; определение краткосрочных целей.
Основная общая цель предприятия — четко выраженная причина его существования — обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее:
· выяснение, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма;
· определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды;
· выявление культуры фирмы.
Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования[3].
Разграничения интересов различных групп приведен в главе 5 «Стратегический менеджмент в организациях Приднестровья. Примеры практических решений», на примере бизнес-плана ПРАК АПБ, г. Тирасполь.
Некоторые руководители не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации. Для них эта миссия кажется очевидной – получение прибыли. Но если тщательно обдумать этот вопрос, то, несоответствие выбора прибыли в качестве общей миссии становится ясным, хотя, несомненно, она является существенной целью.
Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Поскольку организация является открытой системой, она может выжить в конечном счете только, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации.
Долгосрочная цель имеет горизонт планирования приблизительно равный пяти годам. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года.
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если они правильно сформулированы, известны работникам и приняты ими к исполнению. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы.
Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремится. Зная это, можно вернее выбрать стратегию поведения.
Анализ и выбор стратегии. Этот процесс считается ядром стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию.
Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии.
При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке: какой бизнес прекратить; какой бизнес продолжить; в какой
бизнес перейти.
Первая область связана с лидерством в минимизации издержек
производства. Вторая область выработки стратегии связана со специализацией
в производстве продукции. Третья область определения стратегии относится к фиксации
определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте.
Все многообразие стратегий, которые коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют в реальной жизни, являются раз
личными модификациями нескольких базовых стратегий, каждая из них
эффективна при определенных условиях и состоянии внутренней и
внешней среды, поэтому важно рассматривать причины, почему организация выбирает ту, а не другую стратегию[4].
Ограниченный рост. Эту стратегию применяет большинство орга
низаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. При
стратегии ограниченного роста цели развития устанавливаются «от
достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия
.
Рост. Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Для нее харак
терно установление ежегодного значительного превышения уровня
развития над уровнем предыдущего года.
Сокращение. Эта стратегия выбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры
не изменяют этой тенденции.
Комбинированная стратегия. Эта стратегия представляет собой
любое сочетание рассмотренных альтернатив — ограниченного роста,
роста и сокращения. Комбинированной стратегии, как правило, придерживаются крупные организации, которые активно функционируют в
нескольких отраслях.
Базовые стратегии служат вариантами общей стратегии организа
ции, наполняясь в процессе доводки конкретным содержанием.
Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не выполняется потому, что управление не может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию трудового потенциала.
Для успешной реализации стратегии необходимо, чтобы, во-первых, цели, стратегии и планы были хорошо доведены до работников с тем, чтобы добиться с их стороны как понимания того, что делает фирма, так и неформального их вовлечения в процесс реализации стратегий, в частности добиться выработки у сотрудников обязательств перед фирмой по реализации стратегии. Во-вторых, руководство должно не только своевременно обеспечивать поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и иметь план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксировать достижение каждой цели.
В процессе реализации стратегий каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.
Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации. Основными задачами любого контроля являются:
· определение того, что и по каким показателям проверять;
· оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонами;
· выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;
· корректировка, если она необходима и возможна.
При контроле выполнения стратегий эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность выполнения стратегического плана, правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций, т. к. он сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятые стратегии и приведет ли их реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегий, так и целей фирмы.

3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В стратегическом управлении и планировании важное место отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Этот анализ дополняется анализом позиций в конкурентной борьбе.
Планирование вызывает все больший интерес у развивающихся фирм, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий.
Сначала обратимся к рассмотрению организационного поведения коммерческих и некоммерческих организации. Это необходимо потому, что имеется тесная связь между стилями организационного поведения и видами управления.
Коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют большое разнообразие поведенческих стилей, но все они являются производными от двух типичных противоположных стилей – приростного (инкременалистического) и предпринимательского.
Приростный стиль поведения организации, как показывает само название, характеризуется постановкой целей «от достигнутого», направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации так и в ее взаимоотношениях с окружающей средой. Организации, придерживающиеся этого стиля поведения, стремятся избежать изменений ограничить их и минимизировать. При приростном поведении действия предпринимаются в том случае, если необходимость изменений стала настоятельной. Поиск альтернативных решений ведется последовательно и принимается первое удовлетворительное решение. Такое поведение исповедует большинство успешно работающих длительное время коммерческих организаций и фактически все некоммерческие организации в области образования, здравоохранения, религии и т. п. Многие коммерческие организации, придерживающиеся приростного стиля, одновременно стремятся к эффективности своей деятельности, к обеспечению рационального использования ресурсов, в то время как некоммерческие организации склонны к бюрократизации, к сохранению определенного статус-кво.
Предпринимательский стиль поведения характеризуется стремлением к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей. Ведется широкий поиск управленческих решений, когда разрабатываются многочисленные альтернативы и из них выбирается оптимальная. Предпринимательская организация стремится к непрерывной цепи изменений, поскольку в них она видит свою будущую эффективность и успех.
Коммерческие и некоммерческие организации гораздо реже прибегают к предпринимательскому стилю поведения, чем к приростному. Некоммерческие организации используют предпринимательский стиль только на ранних стадиях своего развития, когда они определяют круг своих задач, формируют организационную структуру, т. е. в тот период, когда они формируют свою социальную значимость. На следующем этапе они, как правило, переходят к приростному поведению. Предпринимательского поведения чаще придерживаются частные коммерческие организации, эффективность деятельности которых прямо связана с рыночными испытаниями. Частные коммерческие организации постоянно ведут предпринимательский поиск возможностей роста за счет изменений.
Организации, придерживающиеся разных стилей поведения, существенно отличаются по своим характеристикам. Например, фирма, придерживающаяся приростного стиля поведения, видит свою цель в оптимизации прибыльности, ее организационная структура сравнительно стабильна, работа ведется в соответствии с ходом технологического процесса переработки ресурсов, экономия на масштабах производства считается главным фактором эффективной деятельности, а сами ее виды слабо увязаны между собой, управленческие решения представляют собой реакцию организации на возникшие проблемы с запаздыванием по отношению к моменту их появления. Те же характеристики у организации, придерживающейся предпринимательского стиля поведения, выглядят по-другому: цель — оптимизация потенциала прибыльности, организационная структура гибкая, изменяющаяся адекватно условиям среды управленческие решения принимаются через активный поиск возможностей путем предвидения проблем. Существенные отличия имеют и другие организационные характеристики.
Опыт реорганизации систем управления коммерческими организациями показывает, что переход от одного стиля поведения к другому связан с глубокими изменениями, требует много времени и средств, психологически чрезвычайно труден для людей, так как требует перераспределения власти[5]. В свою очередь, перераспределение власти в организации связано с необходимостью перестройки ее организационной структуры, изменением должностных функций, перераспределением прав и ответственности принимать решения между разными уровнями управленческой иерархии. Попытки соединить оба стиля поведения в одной организации ведет к возникновению напряженности внутри нее и к конфликтным ситуациям. Очевидно, что в каждом конкретном случае необходимо решать задачу, какому типу поведения следует отдать предпочтение.
Стратегическое планирование является системным подходом к предпринимательскому поведению, и современное толкование его представляет приростное поведение как консервативное, а предпринимательское как агрессивное, ориентированное на рост. Вместе с тем, приростный стиль поведения является более органичным и естественным для крупных организаций. Например, если крупная многоотраслевая организация, придерживающаяся приростного поведения, успешно функционировала на протяжении ряда лет, то с большой степенью вероятности можно предположить, что и на будущее ее руководство предпочтет тот же стиль организационного поведения. На изменения руководители могут пойти лишь в том случае, если организация столкнется с непреодолимыми проблемами в окружающей среде, и эти проблемы вынудят их искать новые возможности поддержания эффективности фирмы.
Потенциал организации и стратегические возможности определяются ее архитектоникой и качеством персонала[6].
Например, архитектонику организации могут составлять:
· технология, производственное оборудование, сооружения, их мощности и возможности;
· оборудование, его возможности и мощности по переработке и передаче информации;
· структура власти, распределение должностных функций и полномочий принимать решения;
· организационные задачи отдельных групп и лиц;
· внутренние системы и процедуры;
· организационная культура, нормы и ценности, которые лежат в основе организационного поведения.
В качестве удачно разработанной модели архитектоники организации можно привести структуру принятия решений ПРАК АПБ, г. Тирасполь, указанную в главе 5 «Стратегический менеджмент в организациях Приднестровья. Примеры практических решений».
Качество персонала определяется:
· отношением к изменениям;
· профессиональной квалификацией и мастерством в проектировании, анализе рынка и т. п.;
· умением решать проблемы, относящиеся к стратегической деятельности:
· умением решать вопросы, относящиеся к проведению организационных изменений:
· мотивацией участия в стратегической деятельности.
Не обладая достаточно полной информацией о качестве персонала, руководство не может сделать верного выбора стратегии фирмы.
Таким образом, деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, которая обеспечит длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях. В коммерческой организации руководитель, занимающийся стратегическими проблемами, обеспечивает постоянный потенциал прибыльности. Его задачи состоят в том, чтобы выявить необходимость и провести стратегические изменения организации; создать организационную структуру, способствующую стратегическим изменениям.
Система управления коммерческой организацией включает два взаимодополняющих вида управленческой деятельности — стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала организации, и оперативное управление, реализующее существующий потенциал в прибыль. Стратегическое управление требует предпринимательского организационного поведения, а оперативное управление функционирует на базе приростного поведения. В последнее время организации в большей степени испытывают нужду в одновременном использовании обоих типов поведения, для чего им необходимо создавать такую структуру своей архитектоники, которая бы позволила успешно развивать и предпринимательский и приростный типы организационного поведения.
Система стратегического управления состоит из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и планирования стратегии организации, а также управления стратегическими проблемами в реальном масштабе времени. Управление стратегическими возможностями организации, при всей ее актуальности, следует рассматривать как переходную форму стратегического управления.

4. МОБИЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРАТЕГИИ
Наряду со стратегическими изменениями и созданием в организации необходимого климата важной задачей, которую приходится решать руководству организации на стадии выполнения стратегии, является формирование и мобилизация ресурсов организации и ее человеческого потенциала для осуществления стратегии.
Процесс мобилизации ресурсов начинается с того, что механизм использования ресурсного потенциала организации приводится в соответствие с осуществляемой стратегией.
Основой деятельности по мобилизации ресурсов является распределение ресурсов организации по отдельным составляющим стратегии. Важнейшим условием эффективного использования ресурсов и соответственно эффективного осуществления стратегии является их правильное распределение во времени.
Для этого руководству следует установить стратегические ориентиры использования денежных средств, которые фиксируют то, на какие цели могут осуществляться затраты, и то, куда деньги не следует вкладывать. Далее на стадии выполнения должна быть проанализирована потребность в денежных средствах отдельных частей организации для решения отдельных задач и выполнения функций, а также определены приоритеты в распределении денежных средств. Данные приоритеты устанавливаются таким образом, чтобы финансирование в наибольшей мере способствовало осуществлению стратегии.
Основным инструментом, используемым для распределения ресурсов, является составление и исполнение бюджета, который может касаться не только денежных средств, но и запасов, капитальных средств, продаж и т. д.

5. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРИДНЕСТРОВЬЯ. ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Для иллюстрации применения методов стратегического управления в организациях ПМР обратимся к разработанным политикам и регламентам в этой области ЗАО «КОМПРОМЭКСПО», г. Тирасполь и ПРАК АПБ, г. Тирасполь.
В ПМР в настоящее время начаты интеграционные процессы в экономике: созданы маркетинговые центры в машиностроении, легкой промышленности, других отраслях. Задача данных процессов — консолидировать усилия по интеграции, в частности и на межотраслевом уровне, создать систему, способствующую реализации приднестровской продукции на рынках других государств, обеспечивающую приток необходимых товаров в ПМР, формированию товаропотоков, привлечению инвестиций в регион для развития производства. Одним из важных аспектов проекта является создание общего информационного и экономико-правового поля, механизма и инструментов, призванных обеспечить развитие приднестровской промышленности, создание рабочих мест, формирование благоприятных для предприятий условий бизнеса, что обеспечит в будущем рост поступлений в бюджет.
Примером анализа внутренней среды и внешнего окружения может служить бизнес-план. ЗАО «КОМПРОМЭКСПО», г. Тирасполь на 2004 г.
Идея создания ЗАО «КОМПРОМЭКСПО» имеет в своей основе принцип налаживания «переправы», «мостика» между организациями и рынком. Важнейшей функцией «КОМПРОМЭКСПО» является помощь субъектам хозяйствования во вхождении в рыночную среду, обучение не умеющих работать на внешнем рынке организаций. Целенаправленная работа «КОМПРОМЭКСПО» сделает продукцию товаропроизводителей нужной и способной удовлетворить рыночный спрос, найдет предприятиям их нишу на рынке.
Для ПМР, находящегося в условиях реструктуризации экономики, актуально формирование инфраструктуры поддержки и создания цивилизованных условий для развития предпринимательства и бизнеса.
«КОМПРОМЭКСПО» позволит нормализовать баланс внешнеэкономической деятельности, то есть увеличить вывоз приднестровских товаров в другие государства.
Целью «КОМПРОМЭКСПО» и возлагаемой на нее программы является задача создания крупной стратегической посреднической структуры в ПМР, создающей условия для получения высокой прибыли в сопряженных сферах и технологических цепочках.
Особенности внешней среды определяют особенности необходимой в условиях переходной экономики посреднической организации, а именно систему ее функций.
Система функций данной структуры («КОМПРОМЭКСПО») состоит из 3-х основных элементов:
1) торговые операции (снабжение и сбыт продукции, выполнение роли первого эшелона при проникновении на рынки новых регионов, отраслей, создание кооперационных сетей предприятий промышленности, формирование цивилизованной и эффективной сбытовой сети, оптовая торговля, маркетинг);
2) финансовые операции (факторинг, инвестиционная деятельность, лизинг, поручительство, клиринг);
3) информационная деятельность (инжиниринг /инженерно-консультационные услуги по подготовке производственного процесса и обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции, консультационно-аналитическая деятельность, концентрация информационных «активов», оборот информации, роль посредника в поиске новых партнеров между предприятиями и внешней средой).
При выборе целей стратегического маркетинга для предприятий региона «КОМПРОМЭКСПО» будет учитывать, и оценивать влияние ряда действующих сегодня на предприятиях внутренних факторов, сформировавшихся в прежней экономической модели и продолжающих негативно влиять на его деятельность. К ним можно отнести:
· невысокий общий уровень качества и связанная с этим низкая конкурентоспособность продукции;
· недостаточная информированность покупателей о выпускаемой продукции и технологических возможностях предприятий;
· недостаточная развитость сбытовой сферы и оптовой торговли;
· отсутствие гибкости и замедленная реакция на новые коммерческие предложения;
· проведение недостаточно эффективной ценовой политики.
Кроме того, необходимо учитывать внешние по отношению к предприятиям факторы, которые характеризуют деятельность различных хозяйствующих субъектов и органов управления:
· наличие потенциальных конкурентов в рыночном «пространстве»;
· уровень конкурентоспособности других участников рынка по продукции предприятий;
· количество поставщиков, условия поставки материалов их заменителей, уровень предлагаемых цен;
· влияние покупателей на уровень цен и качество продуктов;
· степень благоприятствования на рынках продукции, выпускаемой предприятиями региона;
· особенности налогового законодательства в других странах СНГ;
· степень поддержки предприятий властными структурами.
Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования[7].
Довольно удачно сформулированы цели, преследуемые организацией, и сбалансированы интересы различных групп стэйк-холдеров в бизнес–плане одного из крупнейших банков Приднестровья – ПРАК АПБ за 2002 год. Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:
• собственники организации, ее акционеры (интересы — прибыль, надежность, значимость);
• менеджеры банка (участие в прибыли, карьерный рост, статус)
• сотрудники (зарплата, условия работы, нормированный рабочий день, служебный рост)
• клиенты банка (выгодно, надежно, удобно);
• деловые партнёры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;
• местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации;
• общество в целом, первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.
Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех вышеназванных субъектов.
Исходя из вышеперечисленных интересов сформулирована миссия банка: «Банк стремится быть на уровне лучших аналогичных банков СНГ, при этом работать на финансовом рынке ПМР и занимать на нем дою не менее 60 %, являться наиболее выгодным партнером для клиентов по сравнению с конкурентами»
Исходя из сформулированной цели и определенной миссии организации, сформирована структура принятия решений, удовлетворяющая поставленным стратегическим задачам.
Структура принятия решений, ПРАК АПБ представлена 4 уровнями:
1. Собрание акционеров. Совет Директоров – принятие решений о стратегических целях стоящих перед банком, определение общих путей их достижений.
2. Комитеты банка – определение политики достижения целей, принятие решений о долгосрочных действиях, выдаче корпоративных кредитах, размерах лимитов, базовых тарифах и т. д.
3. Председатель Правления и его заместители – оперативное управление деятельностью банка на основе политик и регламентов
4. подразделения банка – исполнение персональных обязанностей, действия на основе инструкций, регламентов.
Ресурсы банка:
1. Финансы
2. Персонал (менеджеры и линейные сотрудники, их размещение, текучесть, возраст и др.)
3. Технологии – единая методологическая база описания бизнес-процессов, процент ручного труда, техническое обеспечение, места присутствия банка.
4. Маркетинг – связь банка с клиентом, количество клиентов, количество банковских продуктов, имидж банка для приднестровцев
5. Структура холдинга, куда входит банк.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для организации любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. Но так как единой для всех организаций стратегии не существует и поэтому каждое предприятие, желающее выжить в жестких условиях рынка, вырабатывает свою собственную стратегию на основе анализа внешней среды, собственного потенциала, основываясь на целях и миссии организации. Выработка стратегии организации — не самоцель стратегического управления. Эта сложная и трудоемкая работа приобретает смысл, только в том случае, если стратегия в дальнейшем успешно реализуется. Для того чтобы контролировать процесс реализации стратегии и быть уверенными в достижении поставленных целей, руководители организации вынуждены разрабатывать планы, программы, проекты и бюджеты, мотивировать процесс, т. е. управлять им.
Организационное развитие организаций в ПМР проходит в соответствии с объективными законами и закономерностями развития организаций – закономерностями запаздывания и неадекватности. Для снижения действия негативных факторов, вызванных данными закономерностями, на организацию предлагается подход по формированию многоуровневой организационной системы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акофф Р. – Планирование будущего корпорации – М., 1985.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Издательство “Питер”, 1999.
3. Ансофф И. – Стратегическое управление – М.: Экономика, 1989.
4. Виханский О., Наумов А. Менеджмент: Учебник для вузов. М.,: Высшая школа, 1994.
5. Виханский О., Наумов А. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс. М.,: Высшая школа, 1995.
6. Виханский О.С. – Стратегическое управление – М.: Гардарики, 2003.
7. Виханский О.С. Наумов А.И. – Менеджмент – М.: Гардарики, 2003.
8. Гончаров В.В. «В поисках совершенства управления», Москва, 1996.
9. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. М., «Дело», 1998.
[1] Виханский О.С. – Стратегическое управление – М.: Гардарики, 2003,стр.32
[2] Виханский О.С. – Стратегическое управление – М.: Гардарики, 2003, стр.39
[3] Гончаров В.В. «В поисках совершенства управления», Москва, 1996 г.
[4] Виханский О.С. Наумов А.И. – Менеджмент – М.: Гардарики, 2003, c.231
[5] Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Издательство “Питер”, 1999
[6] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. М., «Дело», 1998
[7] Гончаров В.В. «В поисках совершенства управления», Москва, 1996 г.