Стратегическое планирование города

Введение
Методическими разработками в этой сфере занимаются государственные учреждения, высшие учебные заведения, негосударственные исследовательские центры. Однако, несмотря на все большую популярность стратегического планирования, многие муниципальные образования разрабатывают нереализуемые стратегии, которые так и остаются «на бумаге». Между тем, не существует местного сообщества, не имеющего ресурсов развития. Каждое сообщество уникально и может занять свою экономическую нишу. Это связано, прежде всего, с тем, что на местном уровне нет достаточно четко разработанной технологии стратегического планирования. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

Объект исследования – система планирования стратегического развития в муниципальном образовании г. Горячий Ключ.

Предмет исследования – особенности стратегического планирования развития муниципального образования г. Горячий Ключ.

Цель исследования – проанализировать особенности стратегического планирования развития муниципального образования г. Горячий Ключ.

Задачи исследования:

— рассмотреть теоретические основы стратегического планирования развития города;

— изучить опыт стратегического планирования в постсоветских странах и зарубежем;

— выделить цели и принципы разработки экономической стратегии городов;

— проанализировать особенности стратегического планирования в российских городах и в г. Горячий Ключ, в частности;

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области стратегического планирования развития муниципального образования.

В работе использовались федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и другие.

Эмпирическую базу исследования составляют материалы периодической печати, статистические сборники, ресурсы Internet, федеральное и краевое законодательство.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела, заключение, список использованных источников.

В первой части были рассмотрены теоретические основы стратегического планирования развития, города; проанализированы особенности стратегического планирования; изучен опыт стратегического планирования в постсоветских странах и зарубежем.

Во второй части проведен анализ особенностей планирования развития в г. Горячий Ключ и изучено стратегическое развитие г. Горячий Ключ путем привлечения инвесторов.
1 Особенности стратегического планирования.

1.1 Основные понятия стратегического планирования.
Стратегическое планирование – это самостоятельное определение местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде.

Стратегическое планирование предполагает осуществление фундаментального выбора в отношении будущего муниципального образования, в частности:

— видения – представления о будущем и действий, посредством которых можно достигнуть этого будущего;

— миссии (операционной идеи) и приоритетных целей, которым будет следовать муниципалитет;

— программ и услуг, которые предложит муниципалитет для выполнения этой миссии.

Стратегическое планирование в широком смысле – это не только технология создания документированного стратегического плана, но и разработка политики определенной мировоззренческой направленности. Оно призвано обеспечить необходимые условия для развития местного сообщества, что предполагает следующие виды деятельности:

— критическая оценка ситуации в местном сообществе;

— планирование развития местного сообщества;

— просвещение населения (работа по формированию общественного мнения относительно ситуации и планов развития);

— организаторская работа (с целью включения людей в деятельность, ориентированную на ожидаемый результат);

— организационное развитие (формирование местных организаций по содействию развитию);

— обеспечение поддержки «ключевыми фигурами» (убеждение в необходимости изменения ситуации);

— политическое влияние (влияние на отношение к планируемым изменениям со стороны различных политических сил и групп интересов).

Освоение стратегического планирования как одной из важнейших составляющих современных муниципальных управленческих технологий невозможно без серьезного изменения принципов и приоритетов в организации деятельности органов местного самоуправления. Безусловно, стратегическое планирование не может появиться как разновидность управленческой работы только за счет создания специализированного подразделения в составе местной администрации. Эта деятельность требует распределения функций стратегического планирования между представительным и исполнительными органами, а также вовлечения в нее различных социальных и профессиональных сообществ.

Существует достаточно примеров, когда разработка стратегического плана наталкивается на серьезное сопротивление местных чиновников, их стойкое нежелание изменять принципы организации своей работы. Эта преграда остается непреодолимой для значительного числа городов. Следовательно, для успеха стратегического планирования необходимо включить деятельность органов местного самоуправления собственно в объект стратегического планирования.

Для того чтобы соотнести задачи и принципы развития системы муниципального управления и местного самоуправления в России и в странах с развитой системой местного самоуправления, необходимо изложить систему принципов построения структуры местной администрации, ориентирующейся на стратегический подход к решению местных проблем. Эти принципы включают:

— стратегическое планирование, включающее в себя разработку муниципальных политик в различных сферах, определяющих жизнь муниципального образования, разработку программ и проектов;

— прогнозирование социально-экономического развития в экономической, предпринимательской, общественной сферах;

— формирование нормативно-правовой базы местного самоуправления;

— формирование базы социально-технических нормативов;

— анализ внешней и внутренней ситуации как условие гибкого реагирования структуры муниципального управления на изменения;

— планирование работы как условие согласования действий подразделений администрации по используемым ресурсам и во времени;

— контроль за исполнением нормативно-правовых актов и нормативных предписаний внутри структуры управления и в подведомственной муниципальной сфере;

— управление персоналом как условие мотивации муниципальных служащих и развития их компетентности;

— регламентация собственной деятельности и деятельности в подведомственной сфере, как условие для обеспечения нормального функционирования всей структуры муниципального управления;

— система муниципального заказа, как условие обеспечения публичности в распоряжении средствами бюджета, минимизации расходов и создания конкурентной среды;

— публичность деятельности как условие вовлечения муниципальных сообществ в решение муниципальных задач и расширения гражданского участия.

Стратегическое планирование и муниципальные политики необходимы в муниципальном управлении как средства согласования интересов местных сообществ в отношении ключевых вопросов муниципального развития. Они призваны переводить конфликты и проблемы в цели и задачи деятельности органов управления и сообщества в целом.

Муниципальные программы выполняют задачу организации совместной деятельности всех подразделений администрации и других субъектов муниципального развития.

Формирование нормативно-правовой базы местного самоуправления, прежде всего связано с Уставом муниципального образования и созданием условий для усиления регулирующей роли органов муниципального управления.

Особое внимание в стратегическом планировании отводится муниципальному заказу. Если руководство муниципальным образованием считает необходимым привлекать к исполнению своих задач предприятия различных форм собственности для создания в городе и районе конкурентной среды и повышения качества услуг при одновременном уменьшении их стоимости, снижение накладных расходов, связанных с деятельностью муниципальных учреждений и предприятий, то для достижения этой цели существует одно средство — муниципальный заказ.

Принцип публичности в деятельности органов местного самоуправления — эффективное средство установления отношений доверия между властью и населением.

Понимание намерений власти и их поддержка населением — условие реализации муниципальных программ и проектов.

В противном случае власть всегда будет наталкиваться на негативную реакцию населения на свои инновации, базирующуюся на незнании, боязни потерять что-то, недоверии к власти как таковой.
1.2 Стратегическое планирование в городах России.

Стратегическое планирование в России в последние годы переживает своеобразный кризис. С одной стороны, расширились права местного самоуправления в регулировании развития города. Муниципалитеты получили права самостоятельно решать многие вопросы городской жизни. С другой стороны, старые методики отраслевого и территориального планирования не подходят для современных условий, а новые подходы не успели найти широкого применения. Но ряд обстоятельств как у нас в стране, так и во всем мире повышают значимость городского планирования. Местные власти приходят к пониманию того, что без детальных и качественно разработанных планов развития города обойтись невозможно.

Многие регионы и города в России начинают возвращаться к практике разработки концепций комплексного социально-экономического развития, используя элементы стратегического подхода, особенно в части определения целей и их ранжирования по степени значимости.

Несмотря на то, что применимость зарубежного опыта в ряде случаев ограничена, тем не менее, ряд элементов стратегического планирования можно успешно использовать в российских условиях

Во-первых, стратегическое планирование было нацелено на выживаемость города, во многом связываемую с экономической реструктуризацией. Многие города за рубежом в начале процесса реструктуризации обладали достаточно схожей с российскими городами структурой экономики. В них также наблюдалась концентрация тяжелой промышленности (особенно устаревших отраслей первичного и вторичного секторов экономики). В этих городах, как и в сегодняшних российских, была недостаточно развита транспортная, инженерная инфраструктура, сфера услуг.

Во-вторых, стратегический план города в большинстве случаев органически вписывается в планы развития окружающей территории. В данном контексте города рассматривались как точки экономического роста, развитие которых позволило бы распространить экономические импульсы на окружающую территорию. Многие региональные центры определялись как ключевые полюса развития.

Таким образом, взаимоотношения центр — периферия также принимались во внимание, что является актуальным и для наших городов и регионов. Города стали играть новую роль во взаимоотношении с другими городами и с окружающей их территорией.

Возрастание роли стратегических принципов в мировой практике планирования развития регионов и городов вызвано несколькими причинами, среди которых наиболее важными являются:

— процессы глобализации и усложнение внешней среды;

— усиление неопределенности и риска в предпринимательской и иной деятельности;

— усиление экономической конкуренции среди городов;

— возрастание роли регионального и местного уровней принятия решений;

— кризис теории и практики планирования и управления территориями.

В России возможность и насущность применения стратегического подхода в планировании определяется следующими обстоятельствами:

— меняется философия, принципы, цели развития городов. Ранее при планировании, несмотря на декларирование приоритета социальных целей, проводился принцип «производство ради производства». Именно поэтому города развивались как города-заводы, часто моно специализированные, неотъемлемым качеством которых была гигантомания. В настоящее время город все чаще рассматривается как среда обитания человека, как место ведения предпринимательской деятельности. Поэтому целями развития города являются устойчивое развитие, создание благоприятной среды жизнедеятельности, в том числе и предпринимательской среды;

— структурные изменения в городе вошли в качественно иную фазу. Задачей местных властей становится смягчение последствий падения производства и сокращения занятости, поддержание новых видов деятельности. Усиливается динамичность и неопределенность развития городов;

— меняется роль самого города в системе планирования своего будущего, а именно: планирование социально-экономического развития города передается в ведение местных органов власти. К тому же круг факторов, на которые может воздействовать и влиять городская власть, качественно изменился;

— городские власти большинства российских городов решают насущные проблемы зачастую без их увязки. В ответ на остро встающие проблемы разрабатываются разнообразные программы, но они не имеют под собой единой изначально разработанной и принятой городским сообществом стратегии общего развития города. Хотя, реализуя программы, администрации городов выполняют главные задачи (миссию) местных органов самоуправления: благоустройство города, безопасность граждан, социальная защита горожан и т.д.; но была бы максимальная польза от этих программ, если бы шло их комплексное развитие в рамках единого стратегического плана социально- экономического развития города;

— усиливаются разногласия и противоречия между различными ведомствами, предприятиями и организациями в городе; расширяются конфликты между городами (особенно крупными и крупнейшими) и окружающими их территориями. Все это требует выработки механизма разрешения таких противоречий. Такой механизм, как показывает зарубежный и отечественный опыт, успешно создается и функционирует в рамках стратегического планирования;

— меняется роль горожан в процессе принятия решений о развитии города. Интересы людей не должны только формулироваться и учитываться городскими органами власти. Горожанин постепенно становится полноправным участником системы планирования, активно выступая в защиту своих интересов. Процедура стратегического планирования позволяет реализовывать принципы согласования интересов различных групп населения в процессе составления и реализации планов.

Задачей выбора стратегии является поиск такой линии развития, при которой цели развития города и его собственные ресурсы совпадут с возможностями и ограничениями, диктуемыми внешней средой. Постоянное изменение внутренних и внешних условий развития города может приводить и приводит к изменению главной стратегии в ходе планирования.

Конкретная стратегия выбирает путь развития, в котором должен развиваться данный объект. Стратегия должна обеспечить направляющие принципы, базу принятия управленческих решений для разрешения определенных проблем, т.е. стратегия является одним из элементов управления, его неотъемлемой составной частью.
2. Развитие стратегического планирования

г. Горячий Ключ
2.1 Анализ особенностей планирования развития г. Горячий Ключ
21 февраля 1975 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Горячий Ключ был отнесен к городам краевого подчинения. С 6 августа 1996 года г.Горячий Ключ является муниципальным округом, а с февраля 2004 года – городским округом, на территории которого осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет.

Особенности планирования развития г. Горячий Ключ можно представить в виде трех направлений:

— социально-экономическое развитие;

— развитие промышленности и инфраструктуры;

— развитие санаторно-курортного комплекса.

Социально-экономическое развитие

На душу населения в 2008 году поступления с территории города во все уровни бюджетов составили 23 959 рублей. В 2007 году было 15 755 рублей, в 2006 году – 11 253 рубля. Это подтверждает рост экономики в городе.

Численность населения занятого в экономике города к концу 2008 года составила 16 271 человек (30% процентов от общей численности населения муниципального образования). Реальные доходы на душу населения составили 103,8% к соответствующему периоду 2007 года. Среднемесячная заработная плата составила 5 945 рублей, что на 25,2% больше 2007 года.

Работа образовательных учреждений города в 2008 году была направлена на практическую реализацию концепции модернизации российского образования.

Реформирование здравоохранения города регламентировалось муниципальным заказом, в основе которого был анализ кадрового потенциала, медико-демографических показателей, заболеваемости населения, инфраструктуры здравоохранения и медицинского обеспечения, расходов на здравоохранение.

Основными направлениями деятельности Администрации города по социальной защите населения в 2009 году были:

— реализация решений, направленных на достижение максимальной эффективности социальной защиты ветеранов, инвалидов, семей с детьми;

— поддержка малоимущих и остронуждающихся граждан;

— защита интересов и прав работающего населения, охрана их труда.

Для дальнейшего эффективного социально-экономического развития города необходимо реализовать следующие направления:

— своевременная выплата заработной платы, увеличение минимальной заработной платы, уделение максимального внимания вопросам охраны труда и трудовых отношений;

— закрепление сотрудников Администрации за налоговыми территориями города, что позволит увеличить доходную часть бюджета;

— поддержание достаточного количества рабочих мест для жителей города в соответствии с развитием их квалификации;

— поддержание устойчивой в экологическом аспекте экономики города;

— повышение качества образования;

— работа с предприятиями города по оказанию шефской помощи ветеранам войны и детям-инвалидам;

— развитие первичной медико-санитарной помощи с сохранением объемов и качественным изменением структуры стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи.

Развитие промышленности и инфраструктуры

В настоящее время в число крупных и средних предприятий города входят три организации:

— ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика»;

— ЗАО «Завод минеральных вод «Горячеключевской»;

— ООО «Ручеек».

По объему производства и отгрузки эти предприятия занимают лидирующее место в промышленном комплексе города.

Сфера потребительского рынка города включает в себя 429 магазинов и торговых павильонов, 59 объектов общественного питания, три рынка, 223 хозяйствующих субъекта, которые предоставляют 36 видов бытовых услуг.

В 2009 году была проведена работа по совершенствованию схемы водоснабжения города и сельских населенных пунктов, строительству и ремонту дорожного полотна, развитию газификации муниципального образования.

Развитие промышленности и инфраструктуры нуждается в реализации ряда мероприятий, а именно:

— увеличение объемов производства на 20%;

— участие в международных выставках и конкурсах;

— разработка проекта охраны Псекупского месторождения минеральных вод;

— развитие сети придорожного сервиса;

— повышение качества реализуемых в муниципальном образовании товаров и услуг;

— расширение сети объектов потребительской сферы по микрорайонам города и сельским населенным пунктам;

— проведение конкурсов по различным профессиям потребительской сферы;

— реализация части проектов в сельских населенных пунктах;

— развитие частного гостиничного бизнеса.

Развитие санаторно-курортного комплекса

За 2009 год в городе отдохнуло 50 000 человек. Среднегодовая заполняемость основных санаториев составляет 84%. Объем доходов всех здравниц города в 2009 году составил более 200 млн. рублей, что на 7,3% больше чем в 2008 году.

В 2008 году три здравницы г. Горячий Ключ выиграли конкурс на размещение льготных категорий граждан в количестве 1 526 путевок: ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» – 933 путевки, санаторий «Россия» – 380 путевок и ЗАО Санаторий «Предгорье Кавказа» – 213 путевок.

В 2009 году объем инвестиций за счет всех источников финансирования составил 1,3 миллиарда рублей, что составляет к уровню 2008 года 115%.

Для дальнейшей реализации плана развития санаторно-курортного комплекса необходимо:

— продолжить работы по строительству, ремонту, реконструкции и модернизации рекреационного комплекса;

— разрабатывать новые методики оздоровления;

— увеличить количество процедур, связанных с использованием минеральной воды;

— продолжить благоустройство курортного парка (в 2009 году в его обустройство было вложено 14 млн.рублей);

— проводить презентации города и его санаториев, рекламу г.Горячий Ключ за пределами Краснодарского края;

— участвовать во всех отраслевых, ярмарках и форумах;

— создать единый информационный сайт в Интернете;

— решить проблему обустроенности экскурсионных маршрутов;

— совершенствовать архитектурный облик г. Горячий Ключ;

— проводить обустройство природных памятников, перспективных в плане массового туризма;

— повышать привлекательность города как места для жизни, отдыха, работы и инвестирования.

Таким образом, в муниципальном образовании г. Горячий Ключ проводится активная политика по укреплению экономики города, решению жизненно важных проблем населения.

Особенности планирования развития связаны, прежде всего, с развитием инвестиционной привлекательности и имиджа города, что обусловлено реализацией всех направлений социально-экономического развития, развития промышленности и инфраструктуры развития санаторно-курортного комплекса.

2.2 Стратегическое развитие г. Горячий Ключ путем привлечения инвесторов.

Население проявляет высокую активность и заинтересованность, создаетсягруппа стратегического планирования (ГПС) в виде комитета планирования развития:

/>

В комитет планирования развития обязательно входят заинтересованные лица местного сообщества.

Заинтересованные лица:

население

инвесторы

органы МСУ

авторитетные лица

представители общественных организаций

Также необходимо провести анализ сильных и слабых сторон местного сообщества, оценить возможности и угрозы.

SWOT– анализ:

Сильные стороны:

достаточный уровень жизни

социальная политика

развитые инфраструктуры

развитое с/х

месторасположение

экология

наличие ВУЗа и средних профессиональных училищ

развитость рекреационных ресурсов

развитие минеральных ресурсов

доступные путевки в санатории

Слабые стороны:

безработица

неразвитость рекреационного комплекса

отток молодежи

неразвитость и деградация сельской местности

неизвестность города как курорта

транспортная не оснащенность

отсутствие доступного жилья

отсутствие мест досуга молодежи

уменьшение лесного массива

социальная незащищенность населения

Возможности:

инвестиционная привлекательность

государственная политика

развитость Краснодарского края

климатические условия

наличие минеральных источников

близость к краевому центру

близость к морю

участие в федеральных целевых программах

международное сотрудничество

межрегиональное сотрудничество

Угрозы:

коррупция

инфляция

зависимость от иностранной валюты

государственная политика

зависимость от природных условий

экология

близость к Северному Кавказу

терроризм

демографическая ситуация

прекращение достаточного финансирования из федерального уровня

Для оценки состояния местного сообщества необходимо разработатьдерево проблем:/>

После проведения необходимых мероприятий разрабатывается несколько стратегий.

стратегии

+

Создание благоприятных условий для деятельности инвесторов

создание новых рабочих мест

развитие новых технологий

поступление налоговых средств в бюджет города

развитие инфраструктуры

улучшение имиджа города

ухудшение экологии

привлечение специалистов из заграницы

использование МС как средства достижения своих целей

предоставление только вторичных рабочих мест

изменение культурного развития

Развитие ЖКХ

улучшение качества жизни

создание рабочих мест

развитие инфраструктуры

облагораживание территории

уменьшение социальной напряженности

повышение стоимости услуг увеличение стоимости жилья

увеличение стоимости жизни

увеличение стоимости земли

повышение арендной платы

Проведение ряда мероприятий по развитию рекреационного комплекса

развитие туризма

дополнительная прибыль

улучшение имиджа города

улучшение благосостояния населения

привлечение в качестве специалистов выпускников местных учебных заведений

ухудшение экологии

увеличение стоимости жизни

зависимость от сезона и климатических условий

возможность возникновения ситуаций на межнациональной почве

развитие только рекреационного комплекса

Оценив все стратегии, можно придти к выводу, что третья стратегия наилучшим образом подходит для развития г. Горячий Ключ.

После выбора стратегии была разработана программа развития «Горячий Ключ – центр туризма»:

наименование программы – целевая программа «Горячий Ключ – центр туризма» на 2009 – 2014 годы

основание для разработки программы – постановление главы города Горячий Ключ

цель программы – создание условий для повышения качества жизни населения города путем привлечения инвесторов за счет развития рекреационного комплекса

сроки реализации – 5 лет

основные мероприятия:

— обеспечение развития туризма;

— облагораживание территории;

— улучшение условий для деятельности инвесторов;

— строительство санаториев, развлекательных центров;

— проведение рекламной компании;

— участие в международных форумах.

6) исполнители мероприятий программы – Администрация г. Горячий Ключ

7) объем и источники финансирования:

— 55% из местного бюджета

— 15% из регионального бюджета

— 35% из федерального бюджета

8) ожидаемые конечные результаты:

— подписание договоров с инвесторами

— создание новых рабочих мест

— развитие инфраструктуры

— развитие туризма

— улучшение имиджа города

— улучшение благосостояния населения

Особенности планирования развития г. Горячий Ключ можно представить в виде трех направлений:

— социально-экономическое развитие;

— развитие промышленности и инфраструктуры;

— развитие санаторно-курортного комплекса.

Программа развития г. Горячий Ключ осуществима в действительности только при поддержке органов МСУ. В реализации данной программы должно быть задействовано все население местного сообщества. Эта программа способствует улучшению благосостояния населения и развитию всего местного сообщества в целом.
Заключение.

В результате проведенного исследования установлено:

а) стратегическое планирование в широком смысле – это не только технология создания документированного стратегического плана, но и разработка политики определенной мировоззренческой направленности. Оно призвано обеспечить необходимые условия для развития местного сообщества, что предполагает следующие виды деятельности:

— критическая оценка ситуации в местном сообществе;

— планирование развития местного сообщества;

— просвещение населения (работа по формированию общественного мнения относительно ситуации и планов развития);

— организаторская работа (с целью включения людей в деятельность, ориентированную на ожидаемый результат);

— организационное развитие (формирование местных организаций по содействию развитию);

— обеспечение поддержки «ключевыми фигурами» (убеждение в необходимости изменения ситуации);

— политическое влияние (влияние на отношение к планируемым изменениям со стороны различных политических сил и групп интересов).

б) в городах развитых европейских стран и США усилился интерес к стратегическому планированию как средству объединения усилий частного и общественного секторов в достижении определенных целей развития города. Почти все города, и крупные, и малые стали разрабатывать стратегии развития или экономические стратегии, отражающие видение перспективы развития города и направления работы местных властей по оказанию содействия этому развитию.

Стратегический план — это не директива, это свод согласованных, признанных разумными требований от предприятий к Администрации, это договоренность о тех конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для города, которые необходимо предпринять в интересах производителей и населения. Процесс стратегического планирования направлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений — а значит, и в их реализацию — широкого круга активных лиц.

Таким образом, можно успешно адаптировать некоторые подходы к планированию, принятые в городах Европы и США как моделью для городов и регионов России, но учитывать при этом специфику страны.

в) стратегическое планирование в России в последние годы переживает своеобразный кризис. С одной стороны, расширились права местного самоуправления в регулировании развития города. Муниципалитеты получили права самостоятельно решать многие вопросы городской жизни. С другой стороны, старые методики отраслевого и территориального планирования не подходят для современных условий, а новые подходы не успели найти широкого применения. Но ряд обстоятельств как у нас в стране, так и во всем мире повышают значимость городского планирования. Местные власти приходят к пониманию того, что без детальных и качественно разработанных планов развития города обойтись невозможно.

г) в России важнейшей проблемой развития страны, ее безопасности и приобретения устойчивого будущего, становится проблема развития малых городов — каждого города в отдельности и всех вместе.

д) особенности планирования развития г. Горячий Ключ можно представить в виде трех направлений:

— социально-экономическое развитие;

— развитие промышленности и инфраструктуры;

— развитие санаторно-курортного комплекса.

Для эффективного социально-экономического развития города необходимо реализовать следующие направления:

— своевременная выплата заработной платы, увеличение минимальной заработной платы, уделение максимального внимания вопросам охраны труда и трудовых отношений;

— закрепление сотрудников Администрации за налоговыми территориями города, что позволит увеличить доходную часть бюджета;

— поддержание достаточного количества рабочих мест для жителей города в соответствии с развитием их квалификации;

— поддержание устойчивой в экологическом аспекте экономики города;

— повышение качества образования;

— работа с предприятиями города по оказанию шефской помощи ветеранам войны и детям-инвалидам;

— развитие первичной медико-санитарной помощи с сохранением объемов и качественным изменением структуры стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи.

Развитие промышленности и инфраструктуры нуждается в реализации ряда мероприятий, а именно:

— увеличение объемов производства на 20%;

— участие в международных выставках и конкурсах;

— разработка проекта охраны Псекупского месторождения минеральных вод;

— развитие сети придорожного сервиса;

— повышение качества реализуемых в муниципальном образовании товаров и услуг;

— расширение сети объектов потребительской сферы по микрорайонам города и сельским населенным пунктам;

— проведение конкурсов по различным профессиям потребительской сферы;

— реализация части проектов в сельских населенных пунктах;

— развитие частного гостиничного бизнеса.

Для дальнейшей реализации плана развития санаторно-курортного комплекса необходимо:

— продолжить работы по строительству, ремонту, реконструкции и модернизации рекреационного комплекса;

— разрабатывать новые методики оздоровления;

— увеличить количество процедур, связанных с использованием минеральной воды;

— продолжить благоустройство курортного парка

— проводить презентации города и его санаториев, рекламу г. Горячий Ключ за пределами Краснодарского края;

— участвовать во всех отраслевых, ярмарках и форумах;

— создать единый информационный сайт в Интернете;

— решить проблему обустроенности экскурсионных маршрутов;

— совершенствовать архитектурный облик г. Горячий Ключ;

— проводить обустройство природных памятников, перспективных в плане массового туризма;

— повышать привлекательность города как места для жизни, отдыха, работы и инвестирования.

Таким образом, в муниципальном образовании г. Горячий Ключ проводится активная политика по укреплению экономики города, решению жизненно важных проблем населения.

Особенности планирования развития связаны, прежде всего, с развитием инвестиционной привлекательности и имиджа города, что обусловлено реализацией всех направлений социально-экономического развития, развития промышленности и инфраструктуры развития санаторно-курортного комплекса.