МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедраэкономической теории
Курсоваяработа
покурсу: «Национальнаяэкономика»
натему:«Стратегиипреодоления бедности в Украине»
Выполнила:студентка2 курса 1 группы
факультета“Учет и Аудит”
Харьков2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Особенности украинскогой бедности…………………………………………4
2. Показатели бедности в Украине………………………………………………5
3. Формы бедности………………………………………………………………10
4. Пути преодоления бедности………………………………………………….17
5. Украина до 2015 года уничтожетбедность…………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………24
Введение
Проблемы бедности – это очень актуальная темасовременности. Она заключается в том, что хотябы потому, что нет ни одной страны — даже самой богатой и справедливой, — гдебы часть людей вынужденно не жила значительно хуже, чем большинство населения.Бедность определяется как невозможность вследствие недостатка средствподдерживать образ жизни, присущий конкретному обществу в конкретный периодвремени. К бедным слоям общества относятся те, кто не по собственной воле лишеннеобходимого: нормального жилья, еды, одежды, здоровья, возможности получатьобразование. Кроме того, бедность — это еще и страх перед будущим, обусловленныйнеуверенностью человека в своих возможностях уберечь себя и близких от нужды.
Низкий уровень жизни. Сегодня населениеУкраины в целом бедно. Об этом говорят самые разнообразные показатели: низкоекачество рациона питания, постоянный отток граждан за пределы страны, низкаярождаемость, высокая заболеваемость и смертность, неудовлетворенность широкихслоев общества общеэкономической ситуацией и своим материальным положением.
Мне кажется,что решение должно находиться прежде всего в сфере производства, как основывсего социально-экономического развития. Необходимо переосмыслить сложившуюсяситуацию и перейти от предоставления льгот населению к преимущественно льготамв ведении бизнеса, особенно на его начальных этапах. Таким образом не толькобудут созданы условия для занятости и сокращения безработицы, но и возникнутпредпосылки для роста производства, что особенно важно.
1.Особенности украинской бедности
Украинское общество больно. Болезньназывается бедностью, хотя в официальном перечне заболеваний (в действующемзаконодательстве) таковая даже не упоминается. Нет, соответственно, иофициальных критериев бедности; официальная статистика не дает информации омасштабах, глубине и остроте проблемы; социальная помощь оказывается исходя изофициальных среднедушевых доходов, о степени соответствия которых реальномууровню благосостояния знает даже школьник. Так, может быть, и бедности в нашейстране нет, как не было секса в СССР?
Есть, конечно. Есть хотя бы потому, чтонет ни одной страны — даже самой богатой и справедливой, — где бы часть людейвынужденно не жила значительно хуже, чем большинство населения. Бедностьопределяется как невозможность вследствие недостатка средств поддерживать образжизни, присущий конкретному обществу в конкретный период времени. К беднымслоям общества относятся те, кто не по собственной воле лишен необходимого:нормального жилья, еды, одежды, здоровья, возможности получать образование.Кроме того, бедность — это еще и страх перед будущим, обусловленныйнеуверенностью человека в своих возможностях уберечь себя и близких от нужды.
Однако наряду с этими общими признакамиукраинская бедность имеет целый ряд специфических особенностей:
1) низкий уровень жизни населения вцелом;
2) психологическое неприятиеэкономического неравенства;
3) крайне высокий удельный вес людей,считающих себя бедными;
4) распространенность бедности средиработающего населения.
2.Показатели бедности в Украине
Низкий уровень жизни. Сегодня населениеУкраины в целом бедно. Об этом говорят самые разнообразные показатели: низкоекачество рациона питания, постоянный отток граждан за пределы страны, низкаярождаемость, высокая заболеваемость и смертность, неудовлетворенность широкихслоев общества общеэкономической ситуацией и своим материальным положением. Несмотряна то, что доля затрат на питание в бюджете средней украинской семьи выросла за1991—2000 годы с 33 до 64%, качество питания заметно ухудшилось: энергетическаяценность дневного рациона снизилась с 3597 до 2505 ккал, содержание белков — со105 до 73 г, жиров — со 124 до 71 г, кальция — с 1362 до 848 г (табл. 1 на стр.10). Но может быть, это закономерность, характерная для нового отношения крежиму питания в богатых странах?
Вообще-то, глядя на традиции богатогозастолья в Украине, кажется, что люди не голодают, но… Бесстрастная статистикафиксирует, что качество питания населения у нас заметно ниже, чем в другихевропейских странах. К тому же, у 10 млн. человек (почти пятой частинаселения!) энергетическая ценность питания — ниже 2100 ккал, что по определениюспециалистов Всемирной организации здравоохранения является порогом бедности.
Низкое качество питания в сочетании сухудшением медицинского обслуживания, недоступностью для широких слоевнаселения многих лекарств, отказом от занятий спортом, хроническимипсихологическими и эмоциональными перегрузками, работой в неблагоприятныхусловиях и т.д. — все это сказывается на состоянии здоровья нации. Например,уровень распространения железодефицитной анемии среди женщин 15—54 летувеличился за 10 лет почти втрое, а численность больных туберкулезом — болеечем в полтора раза; численность состоящих на учете ВИЧ-инфицированных и больныхСПИДом за пять лет выросла больше чем в 17 раз. К счастью, и адаптациянаселения к новым условиям жизни, и сокращение производственного травматизма, иусилия медиков по снижению смертности, прежде всего новорожденных и детейраннего возраста, в конце концов, привели к некоторому увеличению среднейпродолжительности жизни в стране.
Непосредственной реакцией граждан нанизкий уровень жизни является миграционный отток. Ежегодно в течение 1997—2005годов из-за миграции общая численность населения Украины сокращалась примернона 90 тысяч человек — наиболее активных, инициативных, образованных. И хотя запоследние два года отрицательное сальдо миграции сократилось больше чем вдвое,официальные данные отражают только верхушку айсберга. Значительная частьмигрантов (особенно уезжающих на заработки) покидает территорию странынелегально. Украина превратилась в поставщика дешевой и достаточноквалифицированной рабочей силы во многие страны ближнего и дальнего зарубежья.По данным Национального института украинско-российских отношений, только вРоссии работают больше 300 тысяч наших соотечественников.
Одним из наиболее опасных проявленийявляется «утечка мозгов». После трехлетнего снижения темпов эмиграциивысококвалифицированных специалистов наблюдается новый всплеск. В 2005году в страны с более привлекательными для научной работы условиями выехал 151доктор и кандидат наук (на 11% больше, чем в 1999 году). Всего же за 1999—2005годы Украину покинули 270 докторов и 640 кандидатов наук, четверть которых —специалисты моложе 40 лет, а треть — в возрасте 41—50 лет.
Еще один очень важный признак обнищания— крайне низкая рождаемость. Конечно, это вызвано не только бедностью: женщиныв весьма благополучных странах не соглашаются ограничивать свои интересывнутрисемейной сферой, да и в Украине суммарный коэффициент рождаемостиснизился до уровня, не обеспечивающего даже простого воспроизводства поколений,еще в 1960-х годах. Вследствие этого изменилась возрастно-половая структуранаселения, в частности низким стал удельный вес лиц активного репродуктивноговозраста (16—29 лет), что непосредственно сказывается сейчас на численности нетолько родившихся, но и умерших.
В последние годы процесс снижениярождаемости стремительно ускорился, и это — уже результат опережающего паденияуровня жизни семей с детьми, разрыва между реальными условиями жизни исформировавшимися стандартами, неуверенности в будущем. Молодые семьи все чащеотказываются от рождения не только третьего или второго, но и единственногоребенка, и в 2000 году рождаемость была вдвое ниже той, которая необходима дляпростого воспроизводства населения. Да, снижение рождаемости характерно длявсех без исключения стран Европы, но именно в Украине население объясняет своенежелание иметь детей (в последнее время это относится даже к единственномуребенку) низким жизненным уровнем.
Психологическое неприятие экономическогонеравенства. Как бы ни были важны средние показатели, но полной картины они недают. При прочих равных условиях бедность прямо пропорциональна степениимущественного расслоения граждан. Если значительная часть ресурсов (денежных,земельных или каких-либо иных) концентрируется в руках относительнонемногочисленной группы населения, то остальным мало что остается.
Вообще говоря, отсутствие экономическогонеравенства так же опасно для общества, как и его чрезмерность. Именно наличиесостоятельных людей — при условии, конечно, веры широких слоев населения в«праведность» их благосостояния — является важным стимулом к активизациижизненной позиции, стремлению максимально использовать имеющиеся шансы, темориентиром, к которому стремится, например, средний американец, стараясь получитьхорошее образование, хорошую работу, откладывая часть своих доходов и т.д. Еслиже в обществе преобладает стремление обеспечить полное равенство для всех, тотем самым провоцируются иждивенческие настроения, снижается мотивацияинтенсивной трудовой деятельности и занятости вообще, что в конечном итогезначительно увеличивает неоправданные затраты, нагрузку на бюджет и т.п.
И в этом контексте проблемаимущественного расслоения в Украине приобретает особое звучание. Сам по себеуровень экономического неравенства в стране (по крайней мере, по официальнымданным) не слишком высок — он более или менее соответствует стандартам другихстран с переходной экономикой. Но при этом, как явствует из опроса 2009респондентов в возрасте 18 лет и старше, проведенного в декабре 2005года во всех регионах страны Украинским институтом социальных исследований ицентром «Социальный мониторинг», наши сограждане убеждены в криминальномпроисхождении значительной части существующих сегодня капиталов. Этимобусловлены массовое неприятие в своей среде богатых людей, распространенностьожиданий конфликтов между богатыми и бедными и жажда уголовного наказания тех,кто сумел сколотить состояние. В таких условиях даже не очень значительноерасслоение вызывает резко негативные результаты.
Бросается в глаза и отсутствие в стране«среднего класса», являющегося основным компонентом социальной стабильности ипрогресса. Представители целого ряда профессиональных групп (врачи, учителя,ученые, инженеры), которые еще в начале переходного периода имели средние понациональным стандартам доходы и играли стабилизирующую роль в обществе, ныне вбольшинстве своем оказались среди «новых бедных». А ведь переход значительнойчасти людей с высоким уровнем образования и высокими социальными ориентирами вту группу, доходы которой ниже (либо едва выше) черты бедности, чреватсерьезными осложнениями. В силу своего высокого интеллектуального уровня такиелюди оказывают существенное (хотя и не всегда очевидное) воздействие наобщественную психологию, и их неудовлетворенность характеромсоциально-экономического развития, неизбежная в условиях резкого паденияличного уровня жизни и социального статуса, неминуемо сказывается на социальнойситуации.
Что же касается «нового среднегокласса», появление которого связывалось с реформированием экономики, вчастности с приватизацией, то этот слой — по оценкам Института социальныхисследований, около 25% — еще слишком невелик и не оказывает необходимоговлияния на развитие общества.
3.Формы бедности
Богатый и бедный считают себябедными.Среди различных форм бедности чрезвычайно важна так называемая субъективнаябедность, определяемая по самоидентификации. Важность эта обусловлена еенепосредственной связью с маргинализацией общества, иждивенческиминастроениями. Именно субъективная бедность, формируя неконструктивное,пассивное поведение, способствует снижению экономической активности,инициативы, стремления к дополнительным заработкам, к самозанятости илипредпринимательству. А это, в свою очередь, провоцирует готовность к восприятиюдеструктивных идей и противоправным действиям. Ведь, утрачивая веру всобственные силы, человек ожидает чьей-то помощи, чьих-то указаний и в итогепокоряется любой политической силе, которая должным образом нажимает на болевыеточки.
Согласно данным 26 обследований,проведенных в 1997—2005годах Украинским институтом социальных исследований и центром «Социальныймониторинг», 75% населения считают, что они живут хуже, чем средняя украинскаясемья. А по данным общенационального социологического мониторинга, который втечение вот уже восьми лет ведут ученые Института социологии НАН Украины, в 2005году 65% населения считали себя бедными (в 1997году таких было 47%). При этом денежное выражение черты бедности самиопрошенные определяют даже ниже минимальной пенсии или минимальной зарплаты ипорога, рассчитанного исходя из результатов научных исследований.
Критерии и черта бедности. Но каким быни был уровень жизни населения страны, всегда есть часть, которой живетсязначительно хуже. Такие люди считаются бедными по национальным стандартам. Исовершенно ясно, что бедные, например, в Швейцарии или США, могут быть вполнеобеспеченными людьми по стандартам Украины, а наши бедняки живут вовсе неплохопо сравнению с большинством населения Эфиопии.
/>
Рис.1.1.
Вообще,определение черты бедности — вопрос не столько экономический, сколькополитический. Конечно, нельзя игнорировать возможности бюджета оказыватьматериальную поддержку неимущим членам общества. Но главную, определяющую рольиграют действующие в обществе установки. Например, либеральная модельпредполагает максимальную ориентацию населения на собственные силы и оченьограниченную помощь трудоспособным людям. А социально ориентированная модель,наоборот, распространяет опеку на гораздо более широкие слои. В этом контекстевопрос установления официальной черты бедности в Украине приобретает особоезначение.
Так сколько же в действительности бедныхв Украине и кто они? Согласно принятым в мире критериям, приблизительно 28%украинского населения следует квалифицировать как бедных — эти люди страдают отнедостаточного потребления продуктов питания, они не могут приобрестинеобходимую одежду и обувь, ограничиваются самыми дешевыми и не всегдаэффективными лекарствами. Глубина бедности составляет 21,5%, т.е. в среднемрасходы бедняков на 21,5% ниже рассчитанной, исходя из выбранного критерия,черты бедности — 75% средних совокупных расходов в расчете на одного членасемьи.Причемиспользованные критерии опираются только на текущее потребление и не учитываютвозможности замены мебели, бытовой техники, ремонта жилья и пр.
Но ведь дело не только в том, скольколюдей бедствует, хотя и это, конечно, очень важно. Дело еще и в том, насколькоэти люди бедны. Что могут они приобрести на свои доходы? Как защищены их дети?Могут ли они получить надлежащее образование и вырваться из тисков нищеты илиобречены бедствовать всю свою жизнь?
Крайне негативным симптомом следуетпризнать формирование в Украине так называемой наследственной бедности.Дети из бедных семей не получают необходимой профессиональной подготовки ивпоследствии не могут получить хорошей высокооплачиваемой работы. Какпоказывают исследования, существует четко выраженная прямая зависимость междууровнем образования и материальным положением.
Наличие в семье хотя бы одного человекас высшим образованием вдвое снижает риск бедности. О расширении благодаряобразованию возможностей занятости и заработков свидетельствует и соотношение вбюджете семьи денежных и натуральных доходов. Если в домохозяйствах, где никтоиз взрослых не имеет даже среднего образования, денежные доходы примерно равнынатуральным, то в семьях, где все взрослые имеют высшее образование, денежныедоходы в четыре раза превышают натуральные.
/>
Рис.1.2
Бедность работающих.Интуитивно понятна и оправданна бедность людей, обладающих плохим здоровьем,низкой квалификацией или профессией, не пользующейся спросом на рынке труда.Такие люди считаются социально уязвимыми и пользуются поддержкой общества. Впоследние годы в соответствии с концепцией устойчивого человеческого развитияэта поддержка направляется на обеспечение им возможности самим зарабатыватьсебе на жизнь.
В Украине же бедность очень частостановится спутником не просто достаточно образованных и квалифицированныхлюдей, а людей работающих, причем в режиме полной занятости. Согласнорезультатам обследования условий жизни 9,2 тыс. домохозяйств, проведенногоГоскомстатом в 2004году, около 78% бедных семей — те, в которых хотя бы один из членов семьиработает.
Такая ситуация отражает типичный длябедного общества процесс обесценения рабочей силы, продолжающийся по крайнеймере десять лет: удельный вес оплаты труда в ВВП снизился с 53% в 1990-м до 45%в 2004году, а в денежных доходах населения доля оплаты труда уменьшилась с 71 до 49%.В 1991—2004годах реальная зарплата сокращалась значительно быстрее, чем ВВП ипроизводительность труда, и даже в 2004-м,когда по всем признакам в стране наблюдался экономический рост, она снизилась.Почти четверть работающих получают зарплату ниже порога бедности, хоть он иявляется расчетным, а не установлен официально. Остаются весьма значительнымидолги по выплате заработной платы: по данным на 10 января с.г., они составили4,9 млрд. грн., причем 40% этой суммы приходится на промышленность (здесьтрудится 26% всех занятых в экономике) и 31% — на сельское хозяйство (16% всехзанятых).
Сокращение объемов производства и соответственноеснижение спроса на рабочую силу обернулось снижением занятости, прежде всего впромышленности, строительстве и сельском хозяйстве, традиционно определявшихструктуру рынка труда Украины, привело к распространению вынужденной неполнойзанятости, росту уровня и продолжительности безработицы. В промышленности,некогда определявшей лицо отечественной экономики, эти негативные процессыоказались настолько существенными, что численность работающих здесь нынчеуступает численности самозанятых (включая занятых в личном подсобномхозяйстве).
Кроме того, именно в промышленности втечение последних лет наблюдается самый низкий из всех отраслей экономикиуровень использования фонда рабочего времени — 72% в 2000 году (в целом поэкономике — 78%), т.е. на деле ситуация еще хуже. Около трети так называемыхзанятых в промышленности находятся в административных отпусках (в целом поэкономике — 16%) — это те люди, которые фактически не имеют ни работы, низаработков и вынуждены ориентироваться на незарегистрированный секторэкономики.
Бедность семей с детьми.При таком уровне оплаты труда даже двое работающих родителей не всегда могутобеспечить достойный (по нашим низким национальным стандартам) уровень жизнисвоим несовершеннолетним детям. Когда трудятся и отец, и мать и в семье нетнеработающих взрослых, бедными являются 26,1% семей с детьми — что уж тогдаговорить о многодетных! Уровень бедности среди семей с одним ребенкомсоставляет 29,5%, с двумя — 35,9%, с тремя — 47,0%; среди семей с четырьмядетьми он увеличивается до 64,1%, а с пятью и более — до 88,7%.
Количество детей до трех лет являетсяособенно заметным фактором риска (в среднем уровень бедности среди таких семейсоставляет 44,1%).
Закономерно, что бедность очень тесносвязана с безработицей. Особенно опасен рост так называемой семейнойбезработицы, характерной для малых и монофункциональных городов. Наличие всемье хотя бы одного безработного повышает риск бедности на 50%, двоих — в 2,3раза, а троих и более (к сожалению, в Украине, особенно в так называемыхдепрессивных регионах, есть и такие семьи) — в 2,6 раза. Почти половинабезработных женщин имеет несовершеннолетних детей, а 6% — это многодетныематери.
По идее, материальными трудностями семейс детьми в таких условиях должно озаботиться государство. Но даже простоесравнение разных видов помощи на детей со средней зарплатой показывает, чтоэтого не происходит. Если в 1994 году одинокая мать получала на ребенка 13,4%средней по Украине зарплаты, а жена солдата — 24,7%, то в 1999-м — соответственнотолько 4 и 6,1% (табл. 3).
Но даже такие мизерные суммы населениене получает вовремя. Помощь, предусмотренная законом о государственной помощисемьям с детьми, — едва ли не единственный вид социальных трансфертов,задолженность по выплате которых не сокращается, а растет: за 1999 год — в 1,6раза, а за 2004-й — еще в 1,4 раза.Общая сумма задолженности на 1 января 2005-госоставляла 61,5 млн.грн., т.е. 5,3% полученного в 2005году профицита бюджета страны. Фактически в счет задолженности, например, вдекабре 2004 года было выплаченоменьше трети необходимой суммы.
Бедность пенсионеров.Об этой проблеме говорят, пожалуй, больше всего, особенно перед выборами. Всамом деле, 96% пенсий, назначаемых на общих основаниях (то есть негосударственным служащим, не работникам суда или прокуратуры, не военным —список желающие могут продолжить самостоятельно, ознакомившись с действующимзаконодательством), — ниже порога бедности. В результате основная частьнаселения пенсионного возраста использует все возможности для трудовойдеятельности (частично как наемные работники в зарегистрированном секторе,частично — в личном подсобном хозяйстве, частично — в теневой экономике). Вомногих случаях, особенно в сельской местности, для 55—70-летних пенсияперестала быть основным источником доходов.
В то же время глубокие старики, которыеуже не в состоянии работать, просто бедствуют. Особенно в тяжелом положениинаходятся одинокие, не имеющие постоянной помощи, но крайне нуждающиеся в ней.
Таким образом, материальное положениесегодняшнего пенсионера (имеются в виду люди, получающие пенсии на общихоснованиях) определяется не стажем работы, не заработком в течение всейпредыдущей жизни — с которого, кстати, платились взносы в Пенсионный фонд, — авозможностью продолжать трудовую деятельность после выхода на пенсию и наличиемдетей, которые могут помочь материально. Несмотря на выплаченные, наконец,долги и небольшое повышение пенсий, положение неработающих пенсионеров остаетсякрайне тяжелым, в частности из-за низкого соотношения пенсий и зарплат. Если вэкономически развитых странах оно составляет примерно 70%, то в Украине — 32%.И без кардинального изменения системы финансирования существенно увеличить егоневозможно.
Региональная бедность.В течение последних лет происходит усиление региональной дифференциации доходови уровня жизни населения, причем пропасть между областями по части доходов ихжителей углубляется гораздо быстрее, чем разрыв в экономическом потенциале.
Самые высокие уровни бедности характерныдля юго-восточных областей, где меньше распространены самозанятость и временнаятрудовая миграция, т.е. там, где население хуже адаптировалось к новымсоциально-экономическим условиям. Несколько лучше ситуация в областях сотносительно высоким развитием незарегистрированного сектора экономики, включаяличное подсобное хозяйство. По единым для всей страны критериям самые высокиеуровни бедности — в Луганской (44,8%) и Николаевской (42,6%) областях, а самыенизкие — в Киеве (10,9%). И эти различия нельзя не учитывать при разработкестратегии преодоления бедности и ее реализации в контексте региональнойполитики.
4.Пути преодоления бедности
Однако, сам по себе экономический ростнигде и никогда не решал социальные задачи. Вполне возможной (особенно вусловиях Украины) представляется ситуация, при которой его плодамивоспользуется очень ограниченный круг. Эта прослойка будет ускоренными темпаминакапливать в своих руках богатство, а бедные — так и оставаться бедными.
Таким образом, наряду с реформированиемсистемы оплаты труда, концепция которого разработана и утверждена Президентом,необходимо добиваться снижения экономического неравенства путем внедрениягибкой налоговой политики, рациональных социальных трансфертов, стимулированиямалого и среднего бизнеса, защиты прав мелких акционеров.
Еще один довод противников такогорешения связан с якобы неминуемой катастрофой на рынке труда. Однако крайнепостепенное повышение (в отличие от, например, Грузии, где в одночасьепенсионный возраст был повышен на пять лет) приведет к тому, что в течениепервых четырех лет, когда это будет касаться самых молодых пенсионеров(значительная часть которых и сейчас работает), дополнительное предложениерабочей силы на рынке труда не превысит 100 тысяч человек в год. И только затемэтот показатель будет заметно большим, но начало экономического роста дает всеоснования рассчитывать на рост спроса на рабочую силу к этому времени.
Необходимо принципиально изменитьдействующую систему льгот. Существование развитой системы льгот (в налогообложении,в оплате целого ряда услуг и т.п.) представляет собой одну из болевых точекнынешней социальной политики. Сторонники ее сохранения подчеркивают, что вомногих странах военнослужащим, к примеру, кроме зарплаты предоставляется целыйряд льгот. Но, во-первых, соответствующая отрасль возмещает убытки, которыемогли бы понести из-за этого, скажем, транспортники. То есть фактическипроисходит перераспределение средств отрасли между прямыми и косвеннымирасходами на оплату труда. Во-вторых, и стоимость, и объемы использования этихльгот четко определены. У нас же и убытков отрасль не возмещает, и стоимостьпредоставленных льгот никто не считает. При этом не стремятся к наведениюпорядка с учетом использованных (а не просто продекларированных) льгот прежде всеготе структуры, которые их предоставляют.
Ныне в украинском законодательствепредусмотрено девять видов многоразовых и четыре вида одноразовых льгот. Частьих должна обеспечивать определенные привилегии лицам, и без того имеющимдостаточные средства к существованию, а часть направлена на социальнуюподдержку ущемленных слоев населения. Наиболее распространены льготы на оплатупроезда в городском и пригородном пассажирском транспорте, право на которыеимеет треть населения страны (фактически использует чуть больше половины этойтрети), право на льготный проезд в междугородном транспорте (имеют 13%населения, а используют его — лишь 2,5%). В отличие от этого льготы на оплатужилищно-коммунальных услуг использует 94% имеющих на них право (примерно 8%населения, а с учетом членов семей — 14%). Вообще лишь 43% населения используетсвое право на те или иные льготы, причем их удельный вес значительно выше средиболее состоятельных слоев.
Более 70% получателей льгот — вполнеобеспеченные, по украинским стандартам, люди, а, например, среди пользователейльготами на оплату жилищно-коммунальных услуг доля небедных достигает 77%.
Подводя итоги, хочу подчеркнутьнеобходимость минимизации льгот и замены их денежными выплатами. Кроме всегопрочего, льгота ограничивает право выбора, например, пенсионера между проездомна трамвае и покупкой каких-либо товаров или оплатой услуг.
Те же льготы, которые будут сохранены,необходимо учитывать. Так, одним из направлений упорядочения компенсацийтранспортникам за бесплатный проезд пенсионеров может стать выдача каждомупенсионеру определенного — можно и неограниченного, но фиксируемого —количества талонов на проезд, отличающихся от общих (чтобы предотвратить ихиспользование другими гражданами). Такие талоны должны сдаваться водителю иликондуктору при проезде и таким образом попадать на транспортное предприятие.Только по фактической стоимости предъявленных талонов и должна осуществлятьсябюджетная компенсация этому предприятию затраченных средств.
Система социальной поддержки уязвимыхслоев населения должна быть ориентирована на действительно нуждающихся.Необходимо, чтобы парламентарии наконец преодолели свою «стыдливость» и назвалибедность бедностью. За этим должно последовать утверждение официальныхкритериев и порогов бедности, разработка механизма государственной поддержкибедных слоев общества.
Альтернативный подход опирается на такназываемые индикаторы бедности, т.е. на наличие у семьи (домохозяйства) однойили нескольких характеристик, тесно коррелирующих с бедностью, — например, неменее чем пять детей в семье, семья пенсионеров (или одинокие пенсионеры)старше 75 лет и т.п. Преимущество такого подхода — в упрощении процедурыпредоставления помощи и, соотвественно, сокращении административных затрат.Недостатки же связаны с тем, что все индикаторы бедности являются лишькосвенными ее характеристиками. Соответственно могут возникать ошибки вобеспечении адресности — либо неполнота охвата бедных, либо, наоборот,предоставление пособия небедным.
В значительной степени предупредитьраспыление средств может так называемый механизм самоидентификации, илисамоадресности. Его идея сводится к формированию таких видов помощи, кполучению которых стремятся только действительно бедные слои населения.Например, трудоспособным могут быть предложены общественные работы с оплатой,не превышающей порога бедности.
Говоря об эффективности предоставлениясоциальной помощи, необходимо подчеркнуть два основных ее проявления:максимальный охват всех нуждающихся и минимальное предоставление пособий тем,кто в них не нуждается. При этом речь не идет о нарушении действующегозаконодательства и случаях неоправданного назначения пособия (субсидии). Вусловиях существования разнообразной системы поддержки доходов населения(разных критериев предоставления разных видов пособий и разных пороговыхзначений дохода семьи) важно нацелить ее именно на бедные слои общества.
Преодоление бедности— задача не одного дня. Настоятельно необходимой представляется координацияразноплановых усилий, определение приоритетов на кратко-, средне- идолгосрочную перспективу. Достаточно быстро адресными действиями(преимущественно пассивного характера — денежными выплатами, субсидиями,помощью продуктами, одеждой и т.п.) можно искоренить абсолютную бедность всамых острых ее проявлениях. Смягчение же относительной бедности, связаннойпрежде всего с экономическим неравенством населения, потребует большего времении усилий главным образом активного характера (помощи в трудоустройстве, воткрытии собственного дела, в получении необходимой квалификации). Что жекасается субъективной бедности, то для предупреждения вызываемых ею социальныхконфликтов необходимы время, доверие к власти на всех уровнях и согласованныедействия едва ли не всех социальных институтов общества.
5.Украина до 2015 года уничтожет бедность
Министр труда и социальной политикиУкраины Михаил Папиев уверен в том, что преодоление бедности — это многоэтапныйпроцесс, на протяжении которого изменяются задачи и уточняются критерииизмерения бедности в соответствии с социально-экономическим развитием страны.
«Украина как одна из 191государства-члена ООН взяла на себя обязательства войти в 2015 год, уничтоживнаиболее острые проявления этого социального недуга. С 2001 года в нашей странепоэтапно реализуется Стратегия преодоления бедности», — заявил он винтервью еженедельнику «Зеркало недели», опубликованном в субботу.
По словам министра, в мире нет ни однойстраны, преодолевшей бедность. «Такие же стратегии утверждают и в США, и вГермании, и в других развитых странах. На первых двух этапах мы преодолевалипроявления крайней бедности, то есть добивались улучшения условий жизниграждан, находившихся за чертой бедности, — некоторых категорий инвалидов,одиноких матерей и тому подобное. Сейчас реализуется третий этап стратегии,рассчитанный на 2005-2009 годы. Речь идет о мерах, направленных на повышениеуровня занятости, развитие социального страхования, усовершенствование адреснойсоциальной помощи, социальную поддержку семей с детьми и детей, лишенныхродительской заботы. Кроме того, осуществляется постоянный мониторингпоказателей бедности», — заявил Папиев.
Говоря о конкретных измерениях бедности,он подчеркнул, что их оценивают по сложной формуле в соответствии с даннымикомплексного обследования состояния домохозяйств, которое регулярноосуществляется Госкомстатом. «Если в 2001 году, например, черта бедностисоставляла 175 грн., а уровень бедности — 27,2%, то в 2005 году черта былаустановлена уже на пометке 365 грн., а уровень бедности при этом составлял 27,1%.Таким образом, повышается черта бедности в денежном измерении, а инфляционныепроцессы в нашем государстве учитываются непосредственно в измерениипоказателей бедности», — пояснил министр, передает «ЛИГА».
Кроме того, он отметил, что мониторингпоказателей бедности проводится и по критерию, определенному ООН для странрегиона Центральной и Восточной Европы в размере $4,3 по паритету покупательнойспособности. «По этому критерию уровень бедности в Украине в 2005 годусоставлял 1,3% против 3,2% в 2004-м и 11% — в 2001-м. Комплексно оценивая поразным критериям все изменения ситуации, можно сделать вывод, что онипроисходят в положительном направлении, и эта динамика сохранится и в следующемгоду», — заявил Папиев.
При этом он отметил, что в настоящеевремя в Украине сложилась «вообще уникальная ситуация: бедность являетсяпроблемой и для работающих». «По состоянию на июнь 2006 года 814 тыс.граждан Украины была начислена зарплата ниже минимальной, установленнойзаконодательством, а зарплата 2,76 млн. человек была меньше прожиточногоминимума для трудоспособных лиц. На таких категориях граждан необходимососредоточить особое внимание. Именно поэтому премьер-министр Украины определилпреодоление бедности среди работающих как один из основных приоритетов социальнойполитики на следующий год», — добавил глава Минтруда. /газеты«Деньги».
Заключение
В заключение мне бы хотелось отметить,что цель данной работы выполнена. С помощью научной и методической литературы яизучила и проанализировала проблемы бедности в стране.
Самые высокие уровни бедности характерныдля юго-восточных областей, где меньше распространены самозанятость и временнаятрудовая миграция, т.е. там, где население хуже адаптировалось к новымсоциально-экономическим условиям. Несколько лучше ситуация в областях сотносительно высоким развитием незарегистрированного сектора экономики, включаяличное подсобное хозяйство.
Среднемесячная цена рабочей силы вдолларовом эквиваленте в Украине достигла в 2001 году лишь 57,9 долл. США, в2002 году — 70,6, за первое полугодие 2003 года — 79,5 долл. США. То естьсреднемесячная величина заработной платы в Украине находится ниже чертыабсолютной бедности (4 долл. США на человека в день). При этом Украина поуровню зарплаты попадает в категорию стран, которые считаются бедными иразвивающимися, а также безнадежно отстают от стандартов Европы. Почему запоследние 10 лет уровень потребления мяса, молочных продуктов, фруктов снизилсяв два раза, сахара — на 20%, рыбы — в 1,6 раза, общая заболеваемость выросла на10%, количество больных активной формой туберкулеза увеличилось на 34% (причемчетверо из пяти больных — трудоспособного возраста), продолжительность жизниснизилась в среднем на три года, обеспеченность населения телевизорамисократилась в 5 раз, холодильниками — в 2,5 раза, часами — почти в 6 раз,стиральными машинами — вдвое, велосипедами и мотоциклами — в 15 раз и т.д.?
Списоклитературы
1. В.Максимова,А.Шишов. “Рыночная экономика” Учебник. Украина, 2000
2. П.Г.Ермишин Основы экономической теории. М.: Луч, 2001. с. 134.
3. П.Г.Ермишин Основы экономической теории. М.: Луч, 2001. с.150-151.
4. КамаевВ.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика) – М.: Владос, 2002.с.116.
5. АмбарцумовА.А. Экономика: учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
6. Большойэкономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 3-е изд. – М.: Институтновой экономики, 1998.
7. ВаловойД.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. – М.: ИНФРА-М,1997.
8. ЗаблоцькийБ.Ф. и др. Економіка України. – Львів: Львівський банківський коледжНаціонального банку України, 1997.
9. КамаевВ.Д. Экономическая теория: Учебник – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
10.ПрусоваЛ.Г. Экономика в вопросах и ответах. – К.: АОЗТ «Експрес-об’ява», 1998.
11.Основиекономічної теорії: поліекономічний аспект: Підручник / За ред. Г.Н. Климка,В.П. Нестеренка. – К.: Вища шк., 1994.
12.Современнаяэкономика. Общедоступный учебный курс. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.
13.Теоретическаяэкономика. Политэкономия: Учебник для вузов/ Под ред. Г.П. Журавлевой. – М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.