Стратегия развития России: ориентиры и ограничения

Стратегияразвития России: ориентиры и ограничения
 

Введение
За последние шестнадцатьлет облик России сильно изменился. Сменилась политическая система, осуществленпереход к открытой экономике, создана новая финансовая система, предпосылки дляразвития предпринимательства и бизнеса. Существенно изменилась и социальнаяструктура общества, усилилось расслоение населения, усиление коррупции ворганах государственной власти, криминализация всей общественной жизни. Сегоднякак никогда для России актуален вопрос необходимости перехода к новой,инновационной модели развития. Нужно выбрать наиболее верное направлениеразвития с учетом глобальных тенденций и особенностей социально-экономическогои политического устройства страны.
Целью данной работы являетсяоценка основных проблем и угроз развитию российской экономики, исходя иззакономерностей современного экономического роста. Необходимо проанализироватьсостояние и тенденции эволюции экономики, обосновать выбор программы развития,сформулировать меры экономической политики по реализации программы.
Задачей является болееглубокое рассмотрение модели развития, разобраться в ее достоинствах инедостатках, рассмотреть ограничения и ориентиры развития. Выяснить какиепроблемы возникают при разработке и воплощении модели развития в реальность.
Предметом анализаявляется модель экономического развития России, пути ее воплощения вреальность.
Объектом исследования, нанаш взгляд, является экономика России, тот результат, который мы получим привыборе данного пути развития. А именно как измениться жизнь населения,устройство экономики, какое место займет Россия среди других стран мира. Именноэти аспекты мы попытаемся рассмотреть в данной работе.
 

1. Тенденцииэкономического развития
”В начале 1990-х годов Россияотказалась от социалистической модели развития. Стало необходимо определитьцели и задачи долгосрочной стратегии развития и разработать программу еереализации”[1]. Одной из проблемформирования долгосрочной стратегии социально-экономического развития являетсяформирование целей и задач. Целью является достижение уровня экономического исоциального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировойдержавы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позициив глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальнуюбезопасность и реализацию конституционных прав граждан. Безусловно, удалосьдобиться относительной социальной стабильности, укрепления властной вертикали,сравнительно скромного и неустойчивого экономического роста. Однако изсистемного кризиса страна еще не вышла. В среднесрочной перспективе необходимопредотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами,а в долгосрочной перспективе — восстановить и упрочить позицию России как однойиз стран — лидеров мирового развития. Исходным пунктом разработки стратегиидолжны быть оценка состояния развития экономики и выявление противоречий.Формирование долгосрочной стратегии социально-экономического развития России — одна из сложнейших задач. ”Условием ее решения должны стать не простовозможные сценарии развития при различных вариантах мировых цен на нефть и газ,но и ответы на вопросы о путях преодоления противоречий.
Основные ориентирысоциально-экономического развития России до 2020 года: возвращение России вчисло мировых технологических лидеров, четырехкратное повышениепроизводительности труда в основных секторах российской экономики, увеличениедоли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора разаи увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет”.[2]При этом приоритетными являются создание равных возможностей для людей,инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения,повышение эффективности экономики, прежде всего на основе ростапроизводительности труда. Для достижения этих целей необходимо перевести экономикус инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития. Основнойпроблемой является регулирование перехода экономики с одной (инерционной)траектории развития на другую (инновационную).
 
2. Состоится липереход на инновационный путь развития
Переход отэкспортно-сырьевого к инновационному типу экономического роста связан сформированием нового механизма социального развития. ”Одно из внутреннихпротиворечий сложившейся модели роста состоит в том, что значительный,опережающий увеличение ВВП, рост доходов и благосостояния населения во многомопирается на доходы от экспорта углеводородов и сырья. Такой ростблагосостояния сопровождается усилением экономической дифференциации населения”[3].Снятие этого противоречия, требует формирования нового типа социальногоразвития, основанного на соединении предпринимательской свободы, социальнойсправедливости и национальной конкурентоспособности.
Переход на инновационныйпуть развития предполагает существенное изменение в структуре экономическогороста. ”Его основным источником должен стать НТП. Российский экспортпродукции, на основе нано- и биотехнологий, высокотехнологичных товаров иуслуг, должен расти на 15-20% в год и выйти на рубеже 2020 года на уровень нениже 80-100 млрд. долларов США (около 1% мирового рынка по сравнению с 0,2% внастоящее время). Ценность главного фактора — рабочей силы должна возрастипятикратно: «среднемесячная заработная плата должна превысить в 2020 году 2000долларов США (2006 год — 391 доллара США)» ”.[4]
Ограничения социально-экономическогоразвития:
1. планируемый на2020 год уровень государственного финансирования расходов насоциально-экономическое развитие остается ниже ныне достигнутого уровняразвитых стран. Более того, в ближайшие три года планируется сохранить недофинансированиерасходов на образование, науку и здравоохранение, в которых именно сейчаскритически важно провести модернизацию и кардинально поднять зарплату.
2. откладываютсямеры по созданию внутренних механизмов кредитования экономического роста,затягивание изменения денежно-кредитной политики, неизменность налоговойсистемы.
3. опережающееповышение тарифов на газ и электроэнергию.
4. понижениегосрасходов на социальное развитие.
Если не прекратитьопережающее повышение тарифов на энергоносители, не сформировать механизмыкредитования внутреннего производства, не привести уровень финансирования наукии образования в соответствие с мировыми стандартами, не освободить производстводобавленной стоимости и инвестиции от запредельного налогового бремени, не привестизакупочную политику контролируемых государством корпораций в соответствие сзадачами развития отечественной промышленности и не положить конец лоббированиюинтересов иностранных конкурентов в высших эшелонах власти, то российскаяэкономика не сможет выйти на инновационный путь развития.
”Обозначились новыевнутренние ограничения роста, обусловленные недостаточным развитиемтранспортной и энергетической инфраструктуры и дефицитом квалифицированныхинженерных и рабочих кадров на рынке труда, глубокого падения производствавысокотехнологических товаров и нарастающей переориентации экономики наимпортную технологическую базу”[5]. А нерешенные социальныевопросы, такие как социальное неравенство, региональные различия, высокийуровень коррупции, слабое развитие саморегулирования бизнеса только усугубляютограничение экономического развития.
Развитые западные страныв настоящее время подошли к состоянию, когда собственные природные ресурсы, вособенности энергетические и даже трудовые (спад рождаемости и ростпродолжительности жизни ведет к преобладанию нетрудоспособной части населения),практически исчерпаны, и создающийся дефицит их может устраняться лишь за счетиспользования ресурсов других стран. Значительная роль в этом отводитсяРоссии.В то время как развитые страны поставляют на рынок преимущественно илиисключительно конечные виды продукции, Россия специализируется на поставке энергетическиемких продуктов, являясь таким образом сырьевым придатком высокоразвитых стран.Стратегия России должна быть направлена на использование первичных природныхресурсов, особенно энергетических, преимущественно внутри страны.
Таким образом, меры попереводу экономики на инновационный путь развития нужно предприниматьнемедленно, в противном случае произойдет замедление экономического роста инарастающее отставание от ведущих стран.
 
3. Параметры и условияинновационного сценария
Для реализации инновационногосценария необходимо:
1.Перенести на первыйэтап прогнозного периода (2008-2010 годы) меры по изменению денежно-кредитной ибюджетной политики.
2.Ввести тарифную паузу,заморозив до 2010 года тарифы на газ, тепло и электроэнергию.
3.Кардинально повыситьэффективность антимонопольной политики, создать здоровую конкурентную среду дляуправления госкорпорациями.
4.Обеспечить соответствиеполитики госзакупок, включая закупки госкорпораций, приоритетам развитияотечественной промышленности.
5.Отменить до 2010 годаНДС, провести инвентаризацию и переоценку основных фондов, освободить отналогообложения все расходы на НИОКР и освоение новой техники.
Для реализации указанныхмер экономической политики требуется предпринять серьезные усилия попреодолению энергосырьевого развитя экономики.
Кроме того, многое дляуспешного развития социально-экономического сценария до 2020 года зависит отмеждународных факторов. Россия уже давно живет в рамках глобальных процессов,происходящих в мире. И благоприятные международные условия – это еще одна изпредпосылок успеха такой программы. И здесь надо также достаточно четко иопределенно сказать, что речь идет не просто об ожиданиях, не просто онадеждах, что международные обстоятельства будут благоприятными. Изменения этихусловий во многом зависят от позиции самой России, от ее твердости в защитеинтересов экономической безопасности страны и определении перспективсоциально-экономического прогресса.
 

4. Ориентирыдолгосрочного социально-экономического развития
 
”Достижение целей социально-экономическогоразвития означает формирование качественно нового «образа будущего» России кконцу следующего десятилетия”[6].
1. Выход России настандарты благосостояния развитых стран.
2. Высокое качествои комфортные условия жизни населения.
3. Благоприятнаясреда обитания человека.
4. Изменениесоциальной структуры общества в пользу среднего класса, снижение экономическойдифференциации населения и резкое сокращение бедности.
5. Инновационноелидерство России в мире на основе передовых научно-исследовательскихразработок, высоких технологий и образовательных услуг.
6. Лидерство Россиив поставках энергоресурсов.
7. Новая модельпространственного развития России на основе формирования новых территориальныхцентров роста и уменьшения масштабов регионального неравенства, Созданиеразветвленной транспортной сети.
Системное достижениепоставленной цели состоит в переходе российской экономики отэкспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития.Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики засчет наращивания ее преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях. ”Формированиеинновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциалачеловека в ведущий фактор экономического роста и национальнойконкурентоспособности, наряду с повышением эффективности использования природныхресурсов и производственного капитала”. [7]
Развитие на основеинновационного типа произойдет за счет:
1. ”диверсификацииэкономики, в структуре которой ведущая роль переходит к отраслям «экономикизнаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности.
2. повышенияэффективности и конкурентоспособности экономики, без существенного наращиванияпроизводственных ресурсов. Производительность труда должна увеличиться к 2020году в 2,4-2,6 раза”[8].
3. высокой инновационнойактивности компаний, связанной с освоением новых рынков, обновлениемассортимента продукции, освоением новых технологий.
4. повышения качествачеловеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуетсяопережающим ростом заработной платы квалифицированных работников.
Достижение целейразвития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагаетвыстраивание эффективных механизмов взаимодействия между обществом, бизнесом игосударством. Инновационный тип развития требует создания максимальноблагоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышенияконкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частныхкомпаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках вусловиях жесткой конкуренции.
Принципы перехода кинновационному пути развития:
1. изменениеденежно-кредитной и бюджетной политики.
2. ввести тарифнуюпаузу, заморозив на первом этапе развития тарифы на газ, тепло иэлектроэнергию.
3. повыситьэффективность антимонопольной политики, создать конкурентную среду дляуправления госкорпорациями.
4. обеспечитьсоответствие политики госзакупок приоритетам развития отечественной промышленности.
5. провестиинвентаризацию и переоценку основных фондов, освободить от налогообложения всерасходы на НИОКР и освоение новой техники.
6. активнаяподдержка российских компаний на внешних рынках, прекращение избыточногогосударственного регулирования экономики.
7. создание условийдля свободы предпринимательства и конкуренции.
Сегодня Россия обладаетгромадным потенциалом для развития, который и необходимо использовать длярешения стратегических проблем:
1. уникальностьгеографического и геостратегического положения России в мире как моста междуЗападом и Востоком, Севером и Югом.
2. природныебогатства, по которым Россия существенно превосходит развитые страны и Запада иВостока.
3. «культурно-духовныеособенности развития страны, которые выражаются не только в высочайшем уровнеразвития науки, образованности населения, способности генерировать новые идеи,производить и поставлять интеллектуальные продукты высокого класса, но и вхарактере самой духовной атмосферы»[9].
4. ядерный щитРоссии, который гарантирует ей на некоторое время безопасность от прямойсиловой агрессии со стороны других стран и группировок.
К сожалению, этотпотенциал в достаточной степени не инвентаризирован и не используется должнымобразом для развития России.
 

Заключение
 
Несмотря на то, что запоследние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы,подтвердила свое право находиться в группе крупнейших стран – мировых лидеров,как по динамике развития, так и по масштабам экономики, вопрос долгосрочногоразвития как никогда актуален. Анализирую сложившуюся ситуацию, мы видим, что всоциальной сфере крайне низкий уровень жизни большинства населения, превышениесмертности над рождаемостью, прямая угроза генофонду страны; упразднениепрежней социальной структуры без замещения ее более прогрессивными формамисоциальной защиты населения; нарастающая детская беспризорность, ростпреступности, алкоголизма, наркомании, проституции; рост и обострениемежэтнической напряженности и многое другое, в сфере экономике — монополизация,сырьевая ориентация развития, высокий уровень импорта товаров, в политическойсфере отсутствие последовательности во внешней и внутренней политике,усиливающаяся тенденция прямого государственного вмешательства в процессформирования учреждений гражданского общества; низкий уровень политической,правовой и информационной культуры общества, и многое другое. Для устранениянедостатков сложившейся системы, необходимо осуществить переход кинновационному типу развития. Особенность перехода к инновационномусоциально-ориентированному типу развития состоит в том, что России предстоитодновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития: оценкадостигнутого уровня развития российской экономики; характеристика целей развития;определение стратегии для достижения поставленных целей; определение целей иприоритетов внешнеэкономической политики; определение параметров развитияроссийской экономики, целей и задач территориального развития в долгосрочнойперспективе. ”Необходимо определить пути и способы обеспечения устойчивогоповышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасностии динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах),укрепить позиции России в мировом сообществе”[10]. Наиболее полно даннымтребованиям отвечает демократическая система. Особенность нынешнегоисторического момента заключается именно в становлении демократии, котораяобеспечивает не только свободу частных интересов и договорных отношений, но исоздает предпосылки для массового инновационного процесса, ориентированного наглобальную конкуренцию. Только реализовав формулу развития «демократия –человек – технологии» и воплотив ее в повседневную практику жизни общества,Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойноеместо среди ведущих мировых держав.
Формированиесоциально-экономической политики государства затрагивает интересы миллионовграждан и предприятий, определяет социальное и экономическое развитие страны.Чтобы избежать ошибок и, тем более, навязывания чьих-либо частных интересов,формирование государственной экономической политики должно вестись на основаниипартнерства и сотрудничества государства и частных организаций.
Подведя итог, отметимнаиболее важные цели государственной политики: создание благоприятных условийдля экономического развития каждого региона, распределение полномочий междуФедерацией и ее субъектами, активизация денежно-кредитной политики,оздоровление банковской системы. Все составляющие экономической политики государстванеобходимо увязывать посредством прогнозирования и планирования развитияэкономики страны, важно следовать национальным интересам в регулированиивнешнеэкономической деятельности (принятие мер по стимулированию возврата ранеевывезенного капитала и притока прямых инвестиций из-за рубежа). Правительстводолжно создать условия для развития свободного предпринимательства,добросовестного ведения бизнеса, формирования российской инвестиционнойсистемы.
Если правительство идолжностные лица исполнительной власти будут следовать сформированнымобщенациональным целям экономической политики, Россия сможет выйти из кризиса,занять лидирующее положение на мировой арене, поднять на высокий уровеньсоциально-экономические показатели, создать благоприятные условия для жизнинаселения.

Список используемойлитературы
экономическаяполитика эволюция
1. Гринберга Р. «Кпрограмме социально-экономического развития России 2008-2016».// Вопросыэкономики, 2008, №1-4, с. 119
2. Ипполитов К.Х.,Лепский В.Е. «Подходы к формированию концепции и доктрин национальнойбезопасности России». // Мир и безопасность, 2002, №8, с. 289
3. May В. «Экономическаяполитика 2007 г.: успехи и риски».// Вопросы экономики, 2008, № 2, с. 11-12
4. Полтерович В. «Стратегиямодернизации, институты и коалиции».// Вопросы экономики, 2008, № 4, с. 13
5. Сенчагов В. «Cтратегияразвития России: ориентиры и ограничения».// Вопросы экономики, 2008, № 2, с. 119-131
6. Шаститко А.,Агафонцев С., Плаксин С. «Структурные альтернативы социально-экономического развитияРоссии».// Вопросы экономики, 2008, № 1, с. 73 – 74