Строительство и архитектура Ленинградского метро

Введение
В Дни празднования 38-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции Ленинград обогатился новым замечательным сооружением – в строй вступила первая очередь метрополитена.
Трасса подземной железной дороги протянулась почти на 11 километров: от городской окраины – Автово до центра – площади Восстания. За шестнадцать минут проходят поезда метро расстояние, на преодоление которого до сих пор в трамвае надо было затратить около часа. С интервалом в две минуты, со скоростью до 65 километров в час проносятся четырехвагонные поезда, вмещающие в среднем до 600 пассажиров.

1. История труда и славы
Впервые вопрос о строительстве метро в Санкт-Петербурге был поднят в документе, подготовленном инженером путей сообщения Ф.Е. Енакиевым для Городской думы еще в начале прошлого столетия. Весомым доводом, приведенным в нем, в пользу перехода «от трамваев к типу городских железнодорожных путей большой скорости» было утверждение, что «метрополитен является своего рода патентом на признание за городом мирового значения».
Повторно к теме создания нового вида транспорта для разросшегося мегаполиса специалисты вернулись только в конце 1930-х годов, когда под руководством председателя Ленгорисполкома А.Н. Косыгина была организована комиссия из хозяйственных руководителей, видных ученых и инженеров. По ее рекомендации 17.01.1941г. Совет Народных Комиссаров принял Постановление «О строительстве метрополитена в Ленинграде», а уже 21 января для его выполнения создается специальная организация «Строительство №5 НКПС». Ее возглавил опытный руководитель, прошедший трудную школу московского Метростроя, Иван Георгиевич Зубков. Вместе с ним на берега Невы прибыли высококвалифицированные специалисты и бригадиры-рабочие, но основную часть более чем десятитысячного коллектива составили посланцы ленинградских предприятий и строек. К апрелю 1941г. было выполнено проектное задание на сооружение первой очереди метрополитена, заложено 34 ствола, и начались буровые работы по эскалаторным тоннелям.
С началом Великой Отечественной войны строительство остановили, а готовые выработки затопили. Из коллектива метростроевцев был сформирован рабочий отряд, в состав которого вошли 10 батальонов и механизированная рота. Бойцы подразделения, возглавляемого Зубковым, возводили оборонительные сооружения на Лужском рубеже, строили танковые переправы у Невской Дубровки, мосты через Неву, Назию, Черную, порт и причалы на Ладожском озере, Дорогу Жизни. Их труд в годы войны был отмечен высокими правительственными наградами.
Герой социалистического труда И.Г. Зубков погиб в 1944 году при выполнении задания командования Ленинградского фронта, но многие метростроевцы дошли до Берлина, восстанавливая разрушенные транспортные сооружения, тоннели, мосты. В родном городе их тоже ждала работа. Пролетарский, Октябрьский, Коксогазовый заводы, железнодорожные вокзалы Гатчины, Волховстроя, Чудова, Пушкина, Луги и Малой Вишеры, более 500 жилых домов и сотни километров линий связи – таков краткий перечень возрожденных объектов.
С 1946 года возобновилось и строительство метро, теперь Управление строительства Ленинградского метрополитена (Ленметрострой) возглавил Константин Александрович Кузнецов. Под его руководством значительно повысилась технико-экономическая эффективность работ, так как к решению производственных задач привлекались научные и проектные организации, крупнейшие предприятия Ленинграда. В 1949 году на Механическом заводе Ленметростроя был создан первый в стране опытный механизированный щит для сооружения перегонных тоннелей диаметром 6 м. На его основе в цехах Кировского завода были изготовлены пять серийных щитов для тоннелей 5,5 м, которые позволили повысить скорость проходки и снизить трудоемкость работ. Срок их службы закончился в 1973 году, когда на смену «ветеранам» пришли мощные комплексы нового поколения КТ-1-5,6. На одном из них в начале 1981г. был установлен рекорд скоростной проходки: 1250 м вчерне готового тоннеля за 30 рабочих дней. Он не перекрыт до сих пор.
15 ноября 1955 года горожане получили долгожданный подарок: началась регулярная эксплуатация первого участка протяженностью 10,8 км (от Автово до Площади Восстания) Кировско-Выборгской линии Ленинградского метрополитена.
Осенью 1956 года Исполком Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся одобрил схему новых линий Ленинградского метрополитена имени В. И. Ленина для их проектирования и строительства в 1956-1965 годах. В недалеком будущем закончится строительство участка (с промежуточной станцией ) протяжением 3,4 километра. Архитектурное оформление станции посвящается теме: . Станция в своем архитектурном решении и скульптурном убранстве запечатлеет приезд В. И. Ленина в Петроград в апреле 1917 года и его историческое выступление на привокзальной площади. Будет сооружен первый участок второй очереди – от района Технологического института до района завода имени С. М. Кирова длиной 6,3 километра. Здесь намечено соорудить станции: , , , . Другая линия (протяженностью в 2,8 километра) пройдет от станции до станции с последующим продолжением в перспективе до стадиона имени С. М. Кирова.
Со временем начнется строительство Невско-Василеостровской линии (протяженностью 8,5 километра) со станциями: – – – (в районе Казанского собора) – – >Театральная площадь> – .
2. Величественная архитектура Ленинградского метро
Величественная архитектура Ленинградского метро отразила различные этапы героической борьбы нашего народа за установление Советской власти, за торжество коммунизма.
Тема социалистической революции воплощена в архитектуре станции . Бронзовые медальоны запечатлели этапы подготовки и проведения Октябрьского вооруженного восстания: выступление В. И. Ленина с броневика у Финляндского вокзала, штурм Зимнего дворца, провозглашение Советской власти и другие важнейшие события 1917 года. Пилоны-устои, поддерживающие своды зала, облицованы уральским красным мрамором. Плиты красного полированного гранита выстилают пол подземного дворца, созданного по проекту И. И. Фомина, Б. Н. Журавлева и В. В. Ганкевич.
Примечательна глубина залегания станции. Недаром строители называли ее наклонный туннель . Безостановочно, со скоростью от 0,5 до 1 метра в секунду движется лента эскалатора, пропуская в час до 10 тысяч пассажиров. Несмотря на большую глубину, здесь, как и на всех остальных станциях метро, воздух чист и свеж. Зимой подогретый, а летом охлажденный, очищенный от пыли, он вентилируется 8-9 раз за один час.
Следующая станция своим оформлением раскрывает тему роста благосостояния советских людей. Строго и просто решен этот замысел архитекторами Г. И. Александровым, А. В. Жуком и А. И. Прибульским. Гладкие стены, облицованные белым мрамором (из уральского месторождения Коелга), контрастируют с декоративными элементами из позолоченного металла. Высокий эскалаторный зал наземного павильона украшен мозаичным панно , купол этого зала, ярко освещенный скрытыми лампами, напоминает своими формами парящий в воздухе парашют.
Станция , расположенная у Витебского вокзала, сооружена по проекту Л. М. Полякова и В. А. Петрова. Подземный зал облицован белым уральским мрамором, из цельного камня сооружены пилястры, пол выложен плитами красноватого украинского гранита, окаймленного мрамором. Двойной ряд высоких бронзовых светильников с хрустальными чашами в глубине зала как бы замыкается изваянием великого поэта А. С. Пушкина на фоне Царскосельского парка.
Развитию русской и советской науки посвящено оформление станции (архитекторы А. М. Соколов и А. К. Андреев). Здесь, в облицованном белым уральским мрамором подземном зале, особенно много простора и света. Два параллельных ряда мраморных арок переходят в центре в небольшое овальное помещение. 24 бронзовых медальона с портретными барельефами великих деятелей отечественной науки – М. В. Ломоносова, Н. М. Пржевальского, А. С. Попова, К. А. Тимирязева, И. В. Павлова, И. В. Мичурина и других крупнейших ученых – украшают мраморные опоры арок.
В будущем на станции будут производиться пересадки на другие станции метрополитена.
Оформление станции “Балтийская” (архитекторы А. И. Кубасов, М. К. Бенуа и Ф. Ф. Олейник) раскрывает тему мощи и славы нашей страны как великой морской державы. Фасад вестибюля украшен барельефными портретами выдающихся русских флотоводцев Ф. Ф. Ушакова, М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова и С. О. Макарова. Ярким светом 1200 электроламп залит подземный зал станции. Свод его поддерживают два ряда колонн, облицованных серо-голубым мрамором из Нижнешилинского месторождения на Урале.
Станция расположена под площадью Стачек. В дореволюционное время здесь кончалась городская черта и начиналась рабочая окраина – Нарвская застава. Архитекторы А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор и С. Б. Сперанский нашли правильное сочетание архитектуры павильона с общим обликом площади Стачек. Героическое революционное прошлое и славные трудовые подвиги Нарвской заставы (ныне Кировского района) определили собой облик станции, оформление которой посвящено мирному труду советских людей – строителей коммунизма. Высокие арки входов в вестибюль декорированы орнаментом из знамён, щитов, ветвей дуба и лавра (символ силы и славы).
Главное украшение эскалаторного зала – огромная композиция, скульптурное панно из 39 фигур, изображающих рабочих, колхозников, деятелей науки и техники, студентов, пионеров . В центре панно – изваяние В. И. Ленина, произносящего с броневика свою историческую речь с призывом к социалистической революции. Золотые буквы на знамени возглашают: .
Белым уральским мрамором облицован подземный зал. Пилоны, поддерживающие своды, украшены скульптурными группами. Оригинально задумано освещение – по потолку как бы льются волны света, исходящие из лепных факелов на фризах, хрустальные дуги в перспективе сливаются в сплошной сверкающий свод.
Архитектура станции (автор проекта А. К. Андреев) отражает идею индустриализации страны. Серебристым светло-серым кавказским мрамором отделаны стены подземного дворца, и над колоннами, несущими свод, укреплены серебристые горельефы с эмблемами тяжелой индустрии – незыблемой основы советской экономики.
Последний пункт первой очереди метрополитена – станция (архитекторы Е. А. Левинсон и А. А. Грушке). Она расположена там, где в дни Великой Отечественной войны проходил передний край обороны Ленинграда. Высоко под куполом вестибюля станций сияет надпись: . В подземном зале особого внимания заслуживают колонны, облицованные прессованным художественным стеклом, изготовленным Константиновским заводом в Донбассе. Этот материал, впервые примененный для отделки, не уступает по прочности мрамору. Золотистая полоска из анодированного алюминия спиралью обвивает колонны, придерживая стеклянные плитки с изображением пятиконечных звезд, знамён, лавровых венков.

Заключение
Высокой правительственной оценки удостоен труд строителей Ленинградского метрополитена. Высшей наградой Родины – орденом Ленина отмечен коллектив метростроевцев, орденами и медалями награждены многие участники стройки.
С радостью восприняли ленинградцы указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Ленинградскому метрополитену имени В. И. Ленина.
Как отметил К. Е. Ворошилов при вручении Ленметрострою ордена Ленина, Ленинградский метрополитен .
Ленинградский метрополитен имени В. И. Ленина – еще одно яркое свидетельство повседневной заботы Коммунистической партии и Советского правительства о Ленинграде и ленинградцах, о непрерывном улучшении жизни советских людей.

Информационные источники
1) http://metro.vpeterburge.ru/foto/arch/1957sight/
2) “Достопримечательности Ленинграда”, Изд. Лениздат, 1957. Автор очерка – П.Я. Канн
3) http://www.metrostroy-spb.ru/About.htm