Содержание
1. Общение, его структура и функции
2. Условия эффективного взаимодействия
3. Роль невербальных средств в общении
Список использованной литературы
1. Общение, его структура и функции
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человекаоно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредственнымречью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание– это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одногоживого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннеммотивационным или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек можетпередавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая напотенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живогосущества к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях(удовлетворенность, радость и т.п.), ориентированные на то, чтобы определеннымобразом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информацияпередается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки.
Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды,передаваемая от одного живого существа к другому. У человека содержание общениязначительно шире, чем у животных.
Цель общения – этото, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных цельюобщения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям,предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия.
У человека количество целей общения увеличивается. В них помимоперечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире,обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместнойдеятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений,многое другое.
Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определитькак способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации,передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.
Кодирование информации – это способ передачи её от одного живого существак другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесныхконтактов: касанием тела, руками и т.п. информация может людьми передаваться ивосприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одногочеловека за движениями другого или восприятие производимых им звуковыхсигналов).
У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачиинформации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим.Это – язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах иформах (тексты, схемы), технические средства записи, передачи и храненияинформации (радио – и видеотехника; лазерная и иные формы записей).
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить нанесколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное(обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями),кондиционное ( обмен психическими или физиологическими состояниями),мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами,потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями,навыками).
Функции общения. Признаниесамодостаточности и самоценности общения предполагает более широкий взгляд нафункции общения, предполагающий не только обеспечение деятельности, но каксредство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных,культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностейинтеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
В связи с этим можно выделить восемь функций (целей) общения:
1) контактная, цель, которой – установление контакта как состоянияобоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи вформе постоянной взаимоориентированности;
2) информационный обмен сообщениями, т.е. прием – передача каких-либосведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями ит.д.;
3) побудительная стимуляция активности партнера по общению, направляющаяего на выполнение тех или иных действий;
4) координационная – взаимное ориентирование и согласование действий приорганизации совместной деятельности;
5) понимание – не только адекватное восприятие смысла сообщения, нопонимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний и т.д.)
6) эмотивное возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обменэмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний исостояний;
7) установление отношений – осознание и форсирование своего места всистеме ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества,в котором предстоит действовать индивиду;
8) оказание влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловыхобразований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений,представлений и т.д.
Структура общения.Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить егоструктуру с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуреобщения можно подойти по-разному. Мы предлагаем характеризовать структуру общенияпутем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной,интерактивной и перцептивной. Все эти три стороны выступают как раскрытиесубъективного мира одного человека по отношению к другому. Однако это раскрытиев каждой из сторон процесса общения имеет свою специфику.
Так, коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смыслеслова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивнаясторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами,т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторонаобщения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общениюи установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти терминывесьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются идругие. Например, в общении выделяются три функции:информационно-коммуникативная, регуляционно – коммуникативная,аффективно-коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательнопроанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой изэтих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этихсторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишьдля анализа, в частности, для построения системы экспериментальныхисследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малыхгруппах, то есть в условиях непосредственного контакта между людьми.
2. Условия эффективного взаимодействия
Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степениосознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразныеэмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологическиеособенности.
Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваютсяв его контексте.
Термин «взаимодействие» в социальной психологии используется вдвух смыслах. Во–первых, для характеристики действительных реальных контактовлюдей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности;во – вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга впроцессе социальной активности. В процессе общения как взаимодействия(вербальном, невербальном, физическом) индивид может воздействовать на мотивы,цели, программы, принятие решений, на выполнений действий, т.е. на всесоставляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию икоррекцию поведения.
Социальное взаимодействие протекает в условиях социального контроля,осуществляемого на основе принятых в обществе социальных норм, образцовповедения, обычаев и традиций. В связи с тем, как оценивается поведениеиндивидов в соответствии с нормативной структурой общественной жизни, оно можетполучить одобрение или неодобрение (поощрение, порицание, принуждение,наказания).
В социальной психологии существует ряд подходов интерпретациивзаимодействия. Отличительная особенность западных концепций состоит в том, чтопроцесс рассмотрения взаимодействия отрывается от того широкого социальногофона, на котором он протекает. Преодолеть этот недостаток пытаютсяотечественные социальные психологи, рассматривая взаимодействие как формуорганизации какой-то конкретной деятельности.
Общепсихологическая теория деятельности, принятая в отечественнойпсихологической науке, задает и в данном случае некоторые принципы длясоциально-психологического исследования. Подобно тому как в индивидуальнойдеятельности её цель может существовать не на уровне отдельных действий, а науровне лишь деятельности как таковой, в социальной психологии смысл рассмотрениявзаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общуюдеятельность. Конкретной формой такого включения взаимодействий в контекстдеятельности и является рассмотрение их как формы организации деятельности.
Конкретным содержанием всех этих форм должно быть определенноесоотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками вединый процесс деятельности. Определить эти вклады можно лишь при условии, чтобудут выявлены все многообразные модели построения совместной деятельности.Одна из схем предлагает, например, выделять три её возможные формы или модели:1) когда каждый участник делает свою часть общей работы, независимо от других –«совместно-индивидуальная деятельность» (пример – некоторыепроизводственные бригады, где у каждого свое задание); 2) когда общая задачавыполняется последовательно каждым участником – «совместно-последовательнаядеятельность» (пример – конвейер); 3) когда имеет место одновременноевзаимодействие каждого участника со всеми остальными – «совместно-взаимодействующаядеятельность» (пример – спортивные команды, часто научные коллективы иликонструкторские бюро). Психологический рисунок взаимодействия в каждой из этихмоделей своеобразен, и дело экспериментальных исследований установить его вкаждом конкретном случае.
Механизм взаимодействия. Однако задача исследования взаимодействия этимне исчерпывается. Подобно тому как в случае анализа коммуникативной стороныобщения была установлена зависимость между характером коммуникации иотношениями, существующими между коммуникантами, здесь необходимо проследить,как та или иная система взаимодействия сопряжена со сложившимися междуучастниками взаимодействия отношениями. Общественные отношения «даны»во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой(или формой организации которой) взаимодействие является. Межличностныеотношения также «даны» во взаимодействии: они определяют как тот типвзаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли этосоперничество или сотрудничество), так и степень выраженности этого типавзаимодействия (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество).
Присущая системе межличностных отношений эмоциональная основа,порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров по общению,определенным образом «окрашивает» взаимодействие. Но вместе с темтакая эмоциональная (положительная или отрицательная) окраска взаимодействия неможет полностью определять факт его наличия или отсутствия: даже в условиях «плохих»межличностных отношений в группах, заданных определенной социальнойдеятельностью, взаимодействие обязательно существует. В какой мере оноопределяется межличностными отношениями и, наоборот, в какой мере оно «подчинено»выполняемой группой деятельности, зависит как от уровня развития данной группы,так и от той системы социальных отношений, в которой эта группа существует.Поэтому рассмотрение вырванного из контекста деятельности взаимодействия лишеносмысла. Мотивация участников взаимодействия в каждом конкретном акте выявленабыть не может именно потому, что порождается более широкой системойдеятельности.
Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на двапротивоположных вида: кооперация и конкуренция.
Кооперация, или кооперативное взаимодействие: обозначает координациюединичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этихсил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный еёособой природой. Важным показателем «тесноты» кооперативноговзаимодействия является включенность в него всех участников процесса.
Что касается другого типа взаимодействия – конкуренции, то здесь чащевсего анализ сконцентрирован в наиболее яркой форме, а именно: на конфликте,столкновении целей, интересов, позиций, мнений или общении как восприятиилюдьми друг друга.
Общение становится возможным только в том случае, если между участникамиэтого общения могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет о том,что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятсяреконструировать в сознании внутренний мир другого человека, понять чувства,мотивы поведения, отношение к значимым объектам.
Понимание – это определенная форма воспроизведения объекта в знании,возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью. Вслучае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнерпо общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражениев сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок другдруга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения.Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а омежличностной перцепции или восприятии, а о познании другого.
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являютсяидентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет всоциальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация– это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать ипонять его мысли и представления. Под эмпатией также понимается мысленныйпроцесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять»переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесьиспользуется в метафорическом смысле – эмпатия есть «аффективное понимание».
Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки посодержанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия»имеет расширительное толкование – в него включаются процессы понимания какмыслей, так и чувства партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии,нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности.
Это означает два момента:
а) принятие личности человека в целостности;
б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных сужденийо воспринимаемом.
Рефлексия впроблеме понимания друг друга – это осмысление индивидом того, как онвоспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участниковобщения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствуетформированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их пониманияособенностей внутреннего мира друг друга.
Еще одним механизмом понимания в общении является межличностнаяаттракция. Аттракция (от англ. attract– притягивать, привлекать) – это процесс формирования привлекательностикакого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формированиемежличностных отношений.
Таким образом, общественные, межличностные отношения раскрываются вобщении, во взаимодействии. Вне общения просто немыслимо человеческое общество.
3. Роль невербальных средств в общении
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессомвзаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой(невербальный) каналы общения.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человекаслова составляют 7%, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%.
В невербальной коммуникации вся совокупность средств призвана выполнятьследующие функции: дополнение речи, репрезентация (передача) эмоциональныхсостояний партнеров по коммуникативному процессу.
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций;мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движенияотдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку,поклоны, походку.
2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие,поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
· Интимная зона (15 – 45 см) – в эту зону допускаютсялишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерны доверительность,негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследованияпоказывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологическиеизменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина,прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону впроцессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на егонеприкосновенность;
· Личная, илиперсональная зона (45 –120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает тольковизуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
· Социальная зона (120 – 400 см) обычно соблюдается вовремя официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебныхпомещениях, как правило, с теми, кого не очень знают;
· Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общениес большой группой людей – в лекционной аудитории, митинге и пр.
4. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков такжепредставляют собой «добавки» к вербальной коммуникации.Паралингвистическая система — это система вокализации (качество голоса, егодиапазон, тональность). Экстралингвистическая система с включением в речь пауз,других вкраплений (например, покашливания, плача, смеха). Все эти дополненияувеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительныхречевых включений, а «околоречивыми» приемами.
Мимика – движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональноесостояние, — способна дать истинную информацию о том, что переживает человек.Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицочеловека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, чточеловек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаютсяс глазами партнера менее 1/3 времени разговора.
По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется врайоне лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы деловогопартнерства; светским, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (доуровня губ) – это способствует созданию атмосферы светского непринужденногообщения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица –на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взглядговорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса –говорят о критическом или подозрительным отношении к собеседнику.
Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражаютосновные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх,отвращение и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции:радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательныеэмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательнуюнагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.
Жесты при обращении несут много информации; в языке жестов, как и вречевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можноразбить на шесть групп:
1. Жесты-иллюстраторы – жесты сообщения: указатели («указывающийперст»), пиктографы, то есть образные картины изображения («воттакого размера и конфигурации»); кинетографы – движения телом; жесты – «биты»(жесты-«отмашки»); идеографы, то есть своеобразные движения руками,соединяющие воображаемые предметы.
2. Жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего кчему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленныедвижения руками.
3. Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или раз в общении.Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многихслучаях – «здравствуйте», а поднятые ад головой «до свидания».
4. Жесты-адапторы – это специфические привычки человека, связанные сдвижением рук. Это могут быть: а) почесывания, подергивания отдельных частейтела; б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельныхпредметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т.п.).
5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышцы лицаопределенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек,увеличенное количество миганий в минуту, подергивание губ и пр.
Для всех четырех систем невербальной коммуникации встает один общийвопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственнуюзнаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. Как уже былоотмечено выше, всякая информация должна кодироваться, причем так, чтобы системакодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если вслучае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то приневербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесьсчитать кодом, и главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общениювладел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки квербальной коммуникации описанные системы не дадут.
Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает,что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную)роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать илиослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникациипомогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, какнамерения его участников. Для научного изучения их нужно еще многое сделать вплане выяснения и решения методологических проблем. Вместе с вербальнойсистемой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, которыйнеобходим людям для организации совместной деятельности.
Список использованной литературы
1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2001г. – Кн.1: Общие основы психологии. – 688с.
2. Общая психология: Учебник для вузов/А. Маклаков. – СПб.:Питер, 2003. – 592с.: ил. – (Серия «Учебник нового века).
3. Психология. Учебник для экономических вузов/ Под общ. ред.В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 672с.: ил. (Серия „Учебник новоговека)
4. Психология. Учебник/ Под ред. А.А. Крылова. – М.: “Проспект»,1998. – 584с.
5. Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высшихучебных заведений. – М.: Центр, 2003. – 400с.
6. Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология. Учебник длявузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. –576с.
7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. идоп. (Серия «Учебники, учебные пособия») – Ростов н/Д: Феникс, 2002.– 672с.