САНКТ–ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
Контрольная работа
Дисциплина: ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
тема:
Структура и система прокурорских органов
Выполнил:
студент факультета юриспруденции
заочной формы обучения
1244 учебной группы
Троеножко Олег Алексеевич
Зачетная книжка № 213/1244/ЗФО
Санкт-Петербург 2008
Планработы
Вступление
1. Правовые основы деятельностипрокуратуры Российской Федерации
2. Структура Генеральной прокуратурыРоссийской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Вступление
Особуюгруппу государственных органов, не относящихся к судебной власти как таковой,представляют органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации, согласноКонституции РФ (ст.129), составляет единую централизованную, независимуюсистему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральномупрокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор заисполнением и соблюдением действующих на территории России законов, а такжеосуществляющая уголовное преследование и координацию деятельностиправоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Дляпонимания важности и необходимости обеспечения безопасности государствапрокуратуры как таковой и Генеральной прокуратуры в частности в общей системебезопасности государстве, рассмотрим два вопроса:
1. Правовые основы деятельности прокуратурыРоссийской Федерации.
2. Структура Генеральнойпрокуратуры Российской Федерации
1.Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации
Вданном вопросе мы рассмотрим:
— на основании каких правовых актов осуществляет свои полномочия прокуратура РФ;
— что осуществляет прокуратура РФ от имени РФ в целях обеспечения надзора за исполнением действующих на ее территории законов;
— основы деятельности прокуратуры Российской Федерации;
— принципы организации и деятельности прокуратурыРоссийской Федерации.
Приосуществлении своих полномочий по надзору за исполнением законов прокуратурыдействуют в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
Согласноп.2,3 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»
«В целях обеспечения верховенства закона, единства иукрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а такжеохраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РоссийскойФедерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральнымиминистерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральнымиорганами исполнительной власти, представительными (законодательными) иисполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления, органами военного управления, органами контроля, ихдолжностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих инекоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых имиправовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека игражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами ииными федеральными органами исполнительной власти, представительными(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации,органами местного самоуправления, органами военного управления, органамиконтроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителямикоммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами,осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительноеследствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
надзор за исполнением законов администрациямиорганов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судоммеры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных изаключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии сполномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательствомРоссийской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органовпо борьбе с преступностью.
Прокуроры в соответствии с процессуальнымзаконодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами,арбитражными судами (далее — суды), опротестовывают противоречащие законурешения, приговоры, определения и постановления судов».
Генеральнаяпрокуратура в соответствии со ст. 2 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» «впределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующимиорганами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними,заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвуетв разработке международных договоров Российской Федерации».
Правовые основы деятельности прокуратуры РоссийскойФедерации прописаны в ст.3:
«Организация и порядок деятельности прокуратурыРоссийской Федерации и полномочия прокуроров определяются КонституциейРоссийской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральнымизаконами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядокдеятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерацииопределяются также нормативными правовыми актами Президента РоссийскойФедерации, принятыми в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На прокуратуру Российской Федерации не может бытьвозложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами».
В ст. 4 определены принципы организации идеятельности прокуратуры Российской Федерации
«1. Прокуратура Российской Федерации составляетединую федеральную централизованную систему органов (далее — органыпрокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящихпрокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Органы прокуратуры:
осуществляют полномочия независимо от федеральныхорганов государственной власти, органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединенийи в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерациизаконами;
действуют гласно в той мере, в какой это непротиворечит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав исвобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственнойи иной специально охраняемой законом тайне;
информируют федеральные органы государственнойвласти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органыместного самоуправления, а также население о состоянии законности.
3. Прокуроры и следователи Следственного комитетапри прокуратуре Российской Федерации (далее — прокуроры и следователи) не могутбыть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственнойвласти и органами местного самоуправления.
4. Прокурорские работники не могут являться членамиобщественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие вих деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующихполитические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры недопускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связанырешениями общественных объединений.
5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основнуюдеятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кромепреподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этомпреподавательская, научная и иная творческая деятельность не можетфинансироваться исключительно за счет средств иностранных государств,международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц безгражданства, если иное не предусмотрено международным договором РоссийскойФедерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники невправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательныхсоветов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственныхорганизаций и действующих на территории Российской Федерации их структурныхподразделений, если иное не предусмотрено международным договором РоссийскойФедерации или законодательством Российской Федерации».
ассмотренныевыше правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации позволяютнам перейти непосредственно к освещению вопроса структуры Генеральнойпрокуратуры Российской Федерации.
2.Структура Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Конституция РФ в п.1, ст.129 определяет «Прокуратура РФсоставляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуророввышестоящим и Генеральному прокурору РФ».
Составной частью единой централизованной системыПрокуратуры РФ является Генеральная прокуратура. Ст. 11, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» определяетСистему прокуратуры Российской Федерации:
«1. Систему прокуратуры Российской Федерациисоставляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектовРоссийской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированныепрокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий,являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другиетерриториальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Генеральная прокуратура Российской Федерации,прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры,научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объектысоциально-бытового и хозяйственного назначения.
2. Образование, реорганизация и ликвидация органов иучреждений прокуратуры, за исключением органов Следственного комитета припрокуратуре Российской Федерации, определение их статуса и компетенцииосуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.
3. Создание и деятельность на территории РоссийскойФедерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратурыРоссийской Федерации, не допускаются.
4. В систему прокуратуры Российской Федерации входитСледственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, состоящий изГлавного следственного управления Следственного комитета при прокуратуреРоссийской Федерации, следственных управлений Следственного комитета припрокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации иприравненных к ним специализированных следственных управлений Следственногокомитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военных следственныхуправлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, а такжеследственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РоссийскойФедерации по районам, городам и приравненных к ним специализированныхследственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РоссийскойФедерации, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета припрокуратуре Российской Федерации».
Назначение на должность Генерального прокурораРоссийской Федерации осуществляется в соответствии с порядком определенном ст.12 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»:
«1. Генеральный прокурор Российской Федерацииназначается на должность и освобождается от должности Советом ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации по представлению ПрезидентаРоссийской Федерации.
2. Если предложенная Президентом РоссийскойФедерации кандидатура на должность Генерального прокурора Российской Федерациине получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то ПрезидентРоссийской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новуюкандидатуру.
5. Срок полномочий Генерального прокурора РоссийскойФедерации пять лет».
Генеральнаяпрокуратура состоитиз 21 управления и Федерального государственного образовательного учреждениявысшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратурыРоссийской Федерации» и ее структура выглядит следующим образом:
1. Главное организационно-инспекторскоеуправление
o Организационноеуправление
o Отдел статистики
o АппаратГенерального прокурора Российской Федерации
o Инспекторскоеуправление
o Информационно-аналитическоеуправление
2. Управление кадров
3. Главное управление по надзору заисполнением федерального законодательства
o Управление понадзору за исполнением законодательства в сфере экономики
o Управление понадзору за соблюдением прав и свобод граждан
o Управление понадзору за исполнением законов на транспорте, в таможенной и экологическойсферах
o Организационно-методическийотдел
4. Главное управление по надзору заследствием
o Управление понадзору за следствием органов прокуратуры
o Управление понадзору за следствием в МВД России и ФСКН России
o Организационно-методическийотдел
o Отделдокументационного обеспечения
o Управление понадзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью
o Управление понадзору за расследованием уголовных дел в центральных аппаратах Следственногокомитета при прокуратуре Российской Федерации, Следственного комитета при МВДРоссии, ФСКН России, ФССП России и ФТС России
5. Управление по надзору за исполнениемзаконов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях ипротиводействии экстремизму
6. Управление по надзору за исполнениемзаконодательства о противодействии коррупции
7. Главное управление по обеспечениюучастия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами
o Управление пообеспечению участия прокуроров в кассационном производстве Верховного СудаРоссийской Федерации
o Управление пообеспечению участия прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства
— Отдел по поддержанию государственногообвинения
— Организационно-аналитический отдел
— Отдел документационного обеспечения
8. Управление по обеспечению участияпрокуроров в гражданском и арбитражном процессе
9. Управление по надзору за законностьюисполнения уголовных наказаний
10. Управление правового обеспечения
11. Главное управлениемеждународно-правового сотрудничества
o Управлениеэкстрадиции
o Управлениеправовой помощи
o Управлениемеждународного права
12. Управление взаимодействия сосредствами массовой информации и общественностью
13. Первый отдел (на правах управления)
14. Главное управление Генеральнойпрокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе
o Управление понадзору за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью
15. Управление Генеральной прокуратурыРоссийской Федерации в Центральном федеральном округе
16. Управление Генеральной прокуратурыРоссийской Федерации в Северо-Западном федеральном округе
17. Управление Генеральной прокуратуры РоссийскойФедерации в Приволжском федеральном округе
18. Управление Генеральной прокуратурыРоссийской Федерации в Уральском федеральном округе
19. Управление Генеральной прокуратурыРоссийской Федерации в Сибирском федеральном округе
20. Управление Генеральной прокуратурыРоссийской Федерации в Дальневосточном федеральном округе
21. Главное управление обеспечениядеятельности органов и учреждений прокуратуры
o Управление делами
o Управлениедокументационного и методического обеспечения
o Управление порассмотрению обращений и приему граждан
— Отдел по приему граждан
— Отдел по рассмотрению обращений
— Информационно-справочный отдел
o Отделадминистративно-хозяйственной и договорной работы
o Отделконтрольно-ревизионной работы (на правах управления)
22. Федеральное государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «АкадемияГенеральной прокуратуры Российской Федерации»
Заключение
В данной работе нами былрассмотрен важный вопрос системы правоохранительных органов РФ, а именно — структура важнейшей части главного надзорного органа Российской ФедерацииГенеральной прокуратуры.
Изучение данного вопросапозволяет в целом охватить действие системы прокуратуры РФ на территории страныи понять важность и необходимость данного государственного органа дляобеспечения безопасности и правопорядка.
Списокиспользованной литературы
1. Конституция РФ 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон №2202-1 от 17 января 1992года «О прокуратуре Российской Федерации»
3. Правоохранительные органы. Учебное пособие. Под ред. В.И.Качалова.3-е изд., М.: Омега-Л, 2007.
4. Комментарий к #M12291 9004937конституции РФ#S(постатейный) / Малиновская В.М. — М.: ТК Велби, 2005.
5. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций.Якушев А.В. – М.: «Приор-издат», 2004
6. Конституционное право России. Корнеева Н.В. – СПб.: Питер, 2007