Структура системы пенсионного обеспечения регионов

Макеевский экономико-гуманитарный институт
Кафедра философии и социологии
Индивидуальное контрольное задание
по дисциплине: «Управление социальным развитием региона»
на тему:
«Структура системы пенсионногообеспечения регионов»
Выполнила студентка 5 курса, д/о
Специальность социология
Вороная Е.М.
Проверила Фертюк Е.В.
Макеевка, 2009 г.

ПЛАН
Введение
1. Структура пенсионнойсистемы в Украине
2. Недостатки современнойпенсионной системы Украины
Вывод
Список использованнойлитературы

ВВЕДЕНИЕ
В условияхрадикальной трансформации общества, а именно перехода на рыночные условияжизни, с особой остротой встают проблемы социальной защиты наименееобеспеченных слоев населения, в том числе пенсионеров. Важнейшей составляющейчастью социальной политики в отношении пенсионеров выступает пенсионное обеспечение.
Поэтомуизучение пенсионной системы в современной Украине является не только важнойнаучно-исследовательской задачей, но и одной из главнейших практико-прикладныхпроблем общественного развития. При этом эта тема остается малоразработанной сточки зрения социологии, что дополнительно подчеркивает актуальность нашегоисследования.
Очевиднанеобходимость совершенствования пенсионного обеспечения как на государственном,так и на региональном уровнях, а в особенности — системы управления этогосложного социального процесса.
Объектомданной работы является система структуры пенсионного обеспечения. В качествепредмета выступает социальная защита наименее обеспеченных слоев населения.

1. Структурапенсионной системы в Украине
Структурапенсионной системы отражена в Законе Украины «Об общеобязательномгосударственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003 года № 1058-IV и ЗаконеУкраины «О негосударственном пенсионном обеспечении» от 9 июля 2003 года №1057-IV. Пенсионная система является трехуровневой:
Первыйуровень — солидарная система общеобязательного государственного пенсионногострахования, базирующаяся на принципах солидарности и субсидирования иосуществления выплаты пенсий и предоставления социальных услуг за счет средствПенсионного фонда на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством.
Второйуровень — накопительная система общеобязательного государственного пенсионногострахования, базирующаяся на принципах накопления средств застрахованных лиц вНакопительном фонде и осуществления финансирования расходов на оплату договоровстрахования пожизненных пенсий и единовременных выплат на условиях и в порядке,предусмотренных законом.
Третийуровень — система негосударственного пенсионного обеспечения, базирующаяся напринципах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений вформировании пенсионных накоплений в целях получения гражданами пенсионныхвыплат на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством онегосударственном пенсионном обеспечении.
Первый ивторой уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют системуобщеобязательного государственного пенсионного страхования. Второй и третийуровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют системунакопительного пенсионного обеспечения.
Как схематическиможно изобразить структуру нашей будущей пенсии? Пенсия будет держаться на трехуровнях:
1. Пенсионныйфонд.
2.Накопительный пенсионный фонд
3.Негосударственный пенсионный фонд (банки, страховые компании).
В Пенсионномфонде внедряется персонифицированный учет, благодаря которому каждый будетзнать, сколько высчитывается взносов из заработной платы. Будущая пенсия будетнасчитываться по формуле:
П = з/пхК,
где К — коэффициент, который отображает трудовой стаж.
Чем вышезаработная плата и чем больше трудовой стаж, тем выше будет пенсия.
Что хорошегов Пенсионном фонде? Человек получает гарантию того, что государство не оставитего без пенсии. Но деньги, накопленные в Пенсионном фонде, нам не принадлежат.Пенсионер, который выходит на пенсию, может прожить полгода, а деньгинакапливал 30 — 40 лет. После смерти деньги остаются в Пенсионном фонде и дажене унаследываются. Чтобы исправить это, создан второй уровень пенсионногообеспечения:
2.Накопительный пенсионный фонд
Накопительнаясистема функционирует с 2007 года.
Всеработающие (женщины до 35 лет и мужчины до 40 лет) имеют право и вынуждены отчислятьв Накопительный фонд не более 7 % от заработной платы. Средства, которые собираютсяв НФ, инвестируются и принадлежат лично каждому человеку.
Такимобразом, при выходе на пенсию мы получаем пенсию из государственногоПенсионного фонда и Накопительного фонда. Но все равно из этих двух фондовпенсионеры получают максимум 30 % от тех прибылей, какие они имели к пенсии.Проблема не решена. Поэтому и внедряется третий уровень пенсионногообеспечения.
3.Негосударственные пенсионные фонды, банки и страховые компании
В Евросоюзеиз этого уровня обеспечения пенсионеры получают до 70% своей пенсии.
Правовуюоснову и правила функционирования финансовых учреждений, которые будутзаниматься негосударственным пенсионным обеспечением в Украине, определеноЗаконом № 1057-ГУ. Согласно п. 3 ст.2 Закона № 1057-IV откладывать денежныесредства на дополнительную пенсию разрешены через:
–        пенсионныефонды путем заключения пенсионных контрактов между администраторами пенсионныхфондов и их вкладчиками;
–        страховыеорганизации путем заключения договоров страхования пожизненной пенсии,страхования риска наступления инвалидности или смерти участника фонда;
–        банковскиеучреждения путем заключения договоров об открытии пенсионных депозитных счетовдля накопления пенсионных сбережений в пределах суммы, определенной длявозмещения вкладов Фондом гарантирования вкладов физических лиц, которыйустанавливается согласно с законом.
Таблица 1.1 –Субъекты системы пенсионного страхования в УкраинеСубъекты солидарной системы Субъекты Характеристика застрахованные лица, а в отдельных случаях, определенных законодательством, – члены их семей и прочие лица физическое лицо, которое подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и уплачивает (уплачивало) и/или за которого уплачиваются или уплачивались в установленном законом порядке страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование страхователи работодатели и другие лица, которые уплачивают страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование Пенсионный фонд уполномоченный банк банк, который осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности и производит расчетно-кассовые операции со средствами Пенсионного фонда предприятия, учреждения, организации, осуществляющие выплату и доставку пенсий Субъекты системы накопительного пенсионного обеспечения лица, от имени и в пользу которых осуществляется накопление и инвестирование средств предприятия, учреждения, организации и физические лица, осуществляющие перечисление взносов в систему накопительного пенсионного обеспечения Накопительный фонд целевой внебюджетный фонд, который аккумулирует страховые взносы застрахованных лиц, учитываемые на накопительных пенсионных счетах и инвестируемые в целях получения инвестиционного дохода в пользу застрахованных лиц, пенсионные активы которого используются для оплаты договоров страхования пожизненных пенсий или единовременных выплат застрахованным лицам, а в случаях, предусмотренных предусмотренные законодательством, членам их семей или наследникам и на другие цели негосударственные пенсионные фонды негосударственный пенсионный фонд, созданный и действующий в соответствии с законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении юридические лица, осуществляющие административное управление Накопительным фондом и негосударственными пенсионными фондами и управление их пенсионными активами хранитель банк, осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности и соответствующий требованиям законодательства в части хранения и обслуживания средств Накопительного фонда страховые организации юридические лица, исключительным видом деятельности которого является страхование жизни, имеет соответствующую лицензию, выданную в установленном законодательством порядке, и осуществляет страхование и выплату пожизненных пенсий /> /> />

Таблица 1.2 –Виды пенсионных выплат За счет средств Пенсионного фонда в солидарной системе назначаются следующие пенсионные выплаты За счет средств Накопительного фонда, учитываемых на накопительных пенсионных счетах, осуществляются следующие пенсионные выплаты пенсия по возрасту пожизненная пенсия с установленным периодом пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства) пожизненная обусловленная пенсия пенсия в связи с потерей кормильца пожизненная пенсия супругов Помощь на похороны пенсионера единовременная выплата
2.Недостатки современной пенсионной системы Украины
Говоря одействующей пенсионной системе нашей страны, следует прежде всего подчеркнутьее социальную несправедливость и финансовую уязвимость.
В тех слояхукраинского общества, которые стремятся сохранить лишь солидарную пенсионнуюсистему, бытует мнение о ее якобы максимальную нацеленность на поддержкусоциально незащищенных. Это не совсем так.
Вот уже напротяжении довольно длительного времени существующая система пенсионногообеспечения является одним из самых серьезных факторов напряженности вобществе, здесь сконцентрированы главные противоречия между законодательной иисполнительной властью в социальной сфере. Особенно усиливается значениепенсионных проблем в период предвыборных кампаний. И оснований для этого болеечем достаточно: недовольны и пенсионеры, и работники, и работодатели.
Работодателисчитают отчисления в Пенсионный фонд (32% фонда заработной платы) слишком высокими,утверждают, что именно это — основное препятствие для повышения зарплаты ивыхода экономики из тени. Мы очень много говорим о необходимости привлечения вукраинскую экономику инвестиций из-за рубежа. Но, принимая решение о размещениисвоих средств, каждый предприниматель, при прочих равных условиях, сравниваетвеличину пенсионных взносов — 32% фонда оплаты труда в нашей стране со, скажем,16% — в Польше, 19,5% — в Чешской Республике или 8,75% — в Хорватии.
Наемныеработники считают, что их несправедливо обирают, поскольку сегодня — черезвысокие пенсионные отчисления — им платят маленькую зарплату (и действительно,в двух третях бедных семей есть хотя бы один работающий), а завтра, несмотря наэти высокие отчисления, будут платить маленькую пенсию.
Пожилые люди,которые всю свою жизнь тяжело работали и честно платили налоги, справедливообижаются на то, что государство не может обеспечить им более или менееприличного уровня жизни. И действительно, 85% пенсий — за чертой бедности.Особенно обижены люди, которые получали относительно высокую зарплату (поукраинским стандартам, конечно) и, соответственно, перечисляли крупные суммы вПенсионный фонд, но не принадлежат к привилегированным группам и получаютсегодня пенсию по закону «О пенсионном обеспечении». Если в среднем выход напенсию означает потерю примерно двух третей дохода, то эти люди теряют около90% дохода. Кстати, в СССР средняя пенсия рабочих и служащих составляла 40%средней зарплаты, но нельзя забывать о том, что колхозники пенсионного возрастаполучали жалкие крохи, а теперь по крайней мере такого рода дискриминациюликвидировано.
Крайне низкиепенсии вынуждают всех, кто имеет силу и может найти рабочее место, работать. Ксожалению, многие люди не по собственному желанию работают не по специальности,очень часто в теневом секторе. В течение первых десяти лет после «выхода назаслуженный отдых» работает (с учетом занятости в частном подсобном хозяйстве)треть пенсионеров.
Доля пенсии всовокупных доходах пенсионеров сократилась до 54%, а в сельской местности — до38%. Таким образом, даже в семьях, состоящих только из старых, она пересталабыть основным источником дохода. Сейчас не пенсии определяют уровень их жизни,возможность получения дополнительных доходов, прежде всего с имеющихся у нихучастков земли.
Еще большеенедовольство пенсионеров вызывает то, что размер пенсии никак не зависит ни оттрудового стажа, ни от суммы пенсионных взносов, сделанных на протяжении всейжизни.
Последовольно непродолжительного периода (2000-2010 год) выхода на пенсиюотносительно малочисленного поколения военных лет Украина неминуемо столкнетсясо значительным ростом демографической нагрузки. Его пик ожидается в серединевека, когда (при условии сохранения нынешнего пенсионного возраста) на 1000работающих будет приходиться около 900 пенсионеров.
Даже еслиудастся минимизировать безработицу, то есть снизить её с нынешних 16% (пометодологии Международной организации труда) к близким к естественной норме4-5%, а также практически искоренить все имеющиеся льготы и обеспечить оченьвысокий уровень уплаты пенсионных взносов, — без повышения пенсионного возрастакардинально улучшить ситуацию в рамках только солидарной системы непредставляется возможным.

ВЫВОД
Изприведенного выше мы видим, что структуру пенсионного обеспечения состоит изтрёх уровней:
— солидарнаясистема общеобязательного государственного пенсионного страхования;
— накопительная система общеобязательного государственного пенсионногострахования;
— системанегосударственного пенсионного обеспечения.
Насегодняшний момент действуют первые два уровня. Каждый из данных уровней имеетсвои плюсы и минусы, но наиболее оптимальным является использование всех трехсистем в совокупности.
Говоря одействующей пенсионной системе нашей страны, следует, прежде всего, подчеркнутьее социальную несправедливость и финансовую уязвимость. Поэтому приреформировании пенсионный системы был внедрён третий уровень пенсионногообеспечения, но результаты его деятельности просматриваются слабо, т.к. он былвнедрён лишь в 2005 г. и не получил широкого распространения.
Итак, что жедает каждому конкретному человеку участие одновременно в трех уровнях, и почемумир не отказывается от солидарной системы, если она такая плохая?
Прежде всего,следует отметить, что солидарная система базируется на принципах безусловногосоциального равенства. Поэтому, если оставить за ней только изначально присущиеей функции одинаковой для всех защиты от бедности в старости и освободить отвсех остальных, так или иначе связанных с закреплением социальных различий, вчастности по финансированию льгот, — то выясняется, что эта система можетобеспечить небольшой доход всем, кто работал. Если человек — то ли из-заневысокой заработной платы, то ли в силу других причин — не сумел собрать себена старость денег, он вынужден будет довольствоваться этими весьма скромнымисредствами. Альтернатива классической солидарной системе — финансирование такназываемых минимальных трудовых пенсий из бюджета. Такая практика существует,например, в Австралии.
Участие вобязательной накопительной системе (второго уровня) предусматривает, что,независимо от собственного желания, каждый легально работающий человек втечение всей своей трудовой жизни часть заработанных средств не тратит намоментальное потребление, а откладывает на старость. Фактически введениеобществом этого пенсионного компонента связано с присущей многим людямлегкомыслием и необходимостью «силой» обеспечивать их доходы и послепрекращения трудовой деятельности. Если в обществе доминирует приоритет личнойсвободы и права выбора (как, например, в США), обязательная накопительнаясистема не внедряется.
Такимобразом, даже обязательная накопительная система предусматривает значительнобольшую, чем солидарная, свободу выбора и одновременно ответственность.
Участие вдополнительной (добровольной) накопительной системе (третий уровень) рассчитанона тех людей, кто хочет и может сделать больше, чем обычно, накопления настарость. Кроме того, именно в рамках дополнительных систем финансируются,например, досрочные пенсии работникам ряда отраслей и профессий.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1    Бахмач А. Развитиесистемы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине // ВестникПенсионного фонда Украины. – 2008. — № 3. – с. 12-13.
2    Гнибиденко И. Пенсионнаяреформа в Украине: состояние, проблемы, перспективы // Экономика Украины. –2007. – № 4. – с. 4-11.
3    Малецкий А. Накопительнаясистема // Вестник Пенсионного фонда Украины. – 2007. — № 1. – с. 20-21
4    Морозова Е. Международныестандарты построения пенсионной системы // Вестник Пенсионного фонда Украины. –2004. — № 9. – с. 17-19.
5    Морозова Е. Международныестандарты построения пенсионной системы (продолжение) // Вестник Пенсионногофонда Украины. – 2005. — № 1. – с. 16-17.
6    Пидлиснюк В. Обеспечиваемвведение накопительной системы // Пенсионного фонда Украины. – 2007. — № 11. –с. 17.
7    www.pension.kiev.ua