Министерство образованияРоссийской Федерации
Уральскийгосударственный педагогический университет
Институт Физическойкультуры.
Структура тренировочных нагрузок в занятиях с юнымибегунами на средние дистанции
Выпускнаяквалификационная работа.Исполнитель
Научныйруководитель – Цивилева Любовь Владимировна
кандидатпедагогических
наук
Екатеринбург 2001год.
Оглавление
Введение
Глава 1.Литературный обзор
1.1 Возрастныезакономерности становления и сохранения спортивного мастерства.
1.2 Эволюцияметодики подготовки юных бегунов на средние дистанции.
1.3 Этапымноголетней спортивной тренировки юных атлетов.
1.3.1 Этапыначальной подготовки.
1.3.2 Этапначальной специализации
Глава 2. Структура тренировочных нагрузок юных бегунов на средниедистанции.
2.1 Подготовка юныхбегунов по Якимову А. М. (1983)
2.1.1 Объем беговыхсредств тренировки.
2.1.2 Соревновательный иконтрольный бег.
2.2 Подготовка юныхбегунов на средние дистанции по
Ивочкину В. В. (1986)
2.3 Подготовка юныхбегунов на средние дистанции по Травину Ю.Г. (1986)
2.4 Структурасоревновательных нагрузок юных бегунов на средние дистанции.
2.5 Сравнительныйанализ подготовки юных бегунов на средние дистанции
Выводы
Список литературы
Введение
Уровень результатов российских л/атлетов запоследние несколько лет заметно снизился. И если в спринте, спортивной ходьбе итехнических видах программы соревнований наши спортсмены завоевывают призовыеместа на международной арене, то мужском беге на средние и длинные дистанцииотставание более чем заметно. По мнению тренеров сборной команды страны повидам выносливости (Евстратов В. М.; Епишин С. Д.; Кулаков Ю. С. 1986 )проблема тут не только в том, что лидеры сборной не могут проявить себя, но и внизких результатах в беге на средние и длинные дистанции в стране в целом. Так,для прохождения в финальную часть чемпионата России в беге на 800 м, 1500 м,5000 м, 3000 м с препятствиями достаточно показать результат уровня КМС, аиногда и 1-го взрослого разряда.
Однойиз основных причин такого положения вещей является не качественная подготовкаюных спортсменов. Речь не только о том, что результаты лидеров юношеских июниорских сборных также отстают от мировых, но и большинство членов этихкоманд, одаренные атлеты, подающие большие надежды, не добиваются в дальнейшемпо-настоящему высоких результатов или заканчивают занятия спортом, едвадостигнув 20 – 22лет.
Этообъясняется, в первую очередь, большой загруженностью юных атлетовсоревнованиями (Попов В. 2000). Многие юные спортсмены «закрывают» одновременноюношеские, юниорские и взрослые календари.
Другаяпричина — частые ошибки в работе тренеров, нарушающих принципы постепенности,применяющих форсированные методы тренировки, либо «взрослые» нагрузки в работес юношами и особенно — с юниорами.
Вто же время анализ спортивной практики и литературных данных, касающихсяподготовки юных бегунов на средние дистанции, показывает слабую изученностьвопроса. Исследований по этому вопросу явно недостаточно (Травин Ю. Г. 1986;Кулаков В. Н. 1986). По мнению ряда специалистов (Травин Ю. Г. 1980; КуличенкоВ. Г. 1986; Горшков В. А. 1983, Якимов А. В. 1983) данное положение насовременном этапе развития бега на средние дистанции не в состоянии обеспечитьдолжного уровня подготовки бегунов в достижении результатов мирового класса.
Вюношеском спорте направленность на достижение высоких результатов являетсяотдаленной целью, а на первое место выдвигается эффективность базовойподготовки. Поэтому спортивный результат, как справедливо утверждают многиеспециалисты (Димин, 1973; Валик, 1974; Наватников, 1980) не может являтьсяглавным критерием в работе с детьми и юношами. В этой связи тренировочныенагрузки в юношеском спорте не должны быть максимальными. И как указываетСуслов Д. П. (1979), каждому уровню спортивных достижений должен соответствоватьсвой уровень объемов и интенсивности тренировочных нагрузок. То есть каждомурезультату должна быть своя «цена в нагрузках».
Поэтомуопределение оптимальных объемов тренировочных нагрузок, в зависимости отвозраста, уровня подготовленности, а так же планируемого спортивного результатапредставляется очень важным.
Объект исследования: Структура тренировочныхнагрузок юных бегунов на средние дистанции.
Предмет исследования: Структура тренировочныхнагрузок юных бегунов на средние дистанции (15 – 16, 17 – 18).
Цель:Выявить рациональную структуру тренировочных нагрузок юных бегунов на средниедистанции.
Задачи:
1. Проанализироватьлитературу по данной проблеме
2. Выявить оптимальныйобъем беговых нагрузок у юных средневиков.
3. Выявить оптимальноесоотношение средств подготовки юных бегунов к объему беговой нагрузки.
В работеиспользовался метод теоретического анализа, описания, обобщения.
1.1 Возрастные закономерности становления и сохранения спортивногомастерства в беге на средние дистанции
В последние десятилетия впечати получил широкую поддержку тезис всеобщего омоложения спорта высшихдостижений. Минуя строгую научную проверку, это закрепляется директивнымидокументами. Так, в Положении о ДЮСШ (1987г.) возраст занимающихся вучебно-тренировочных группах легкой атлетики (этап начальной спортивнойспециализации) жестко регламентирован: 1-й год обучения — 12 лет, 2-й — 13,3-й — 14, 4-й — 15 лет.
Это не оправдано ни с научной, ни спрактической точек зрения. Так, например, никто из числа победителей и призеровВсесоюзных спартакиад школьников 1984 года в Ташкенте в беге на 800 и 1500 м непопал впоследствии в сборную команду страны, и лишь 3 человека выполнилинормативы мастера спорта. По данным Бойко А. (1989), из восьми поколений (1945- 1952 гг. рождения) ведущих юниоров в беге на средние дистанции только 15,9%сохранили свое представительство в списках 25 лучших бегунов страны воптимальном для этих дистанций возрасте.
Группа исследователей (Линец М.; Оренчак И.,1990)изучила 26 персоналий высококвалифицированных бегунов на 800 м и 20 — на1500м, имеющих личные рекорды в диапазоне 1.45,2 — 1.41,73 и 3.34,57 — 3.29,46соответственно. При анализе исходили из того, что бегуны приступали кспециализированным тренировкам за год до начала систематических выступлений всоревнованиях на избранной дистанции.
Оптимальный возраст начала специализации вбеге на 800 м находится в диапазоне 12 — 16 лет, в беге на 1500 м – 13 — 16лет, возраст первых крупных международных успехов — в диапазоне 19 — 21 года(1500 м – 20 — 22 года), возраст высших достижений — в диапазоне 22 — 25 лет(1500м – 27 — 33 года). (Линец М., 1990г.)
Исходя из вышеизложенного, вучебно-тренировочные группы ДЮСШ целесообразно зачислять юных бегунов насредние дистанции в возрасте от 12 — 13 до 15 — 16 лет, не придерживаясь строговозрастной регламентации Положения, иначе можно потерять большой отрядпотенциально перспективных бегунов. Практика показывает, что около 70% ведущихбегунов мира на 800 м приступили к специализированным тренировкам в 14 лет ипозже, а среди выдающихся бегунов на 1500 м вообще нет таких, кто начал быспециализацию в 12 лет. Первые крупные успехи в соревнованиях следуетпланировать на возраст 19 — 22 года, а наивысшие достижения — на возраст от 22- 23 до 25 — 27 лет. В последующем особо одаренные бегуны могут еще в течение 4- 6 лет показывать спортивные результаты, близкие к личным рекордам ипозволяющие успешно выступать на международной арене. (Линец М.; Оренчак И.,1990г.).
1.2 Эволюция методики подготовки юныхбегунов на средние дистанции
Вотечественной методической литературе отдельные советы и рекомендации,посвященные тренировке в беге на средние дистанции, можно встретить уже вработах 1916 – 1930г.г., однако эти указания имеют слишком общий характер иотносятся в основном к возрасту 18 –19 лет.
Относительноневысокий уровень достижений в беге на средние дистанции наблюдается у членовсборной команды страны, областей, городов, что говорит о недостаточнойподготовке резервов в этом виде легкой атлетики.
Наблюдающийсяв последние годы рост достижений на этапе углубленной тренировки в беге насредние дистанции связан, главным образом, с увеличением объема и интенсивноститренировочной нагрузки (Бондарчук А. 1991).
Уже внастоящее время объем тренировочных нагрузок сильнейших бегунов за рубежомдостиг 3500 – 5000 км и более в год. Этого можно достигнуть только при полномсоответствии объема и интенсивности тренировочных нагрузок возрастнымособенностям подростков и юношей. Выполнение таких нагрузок требует ежедневныхзанятий, включающих пробегание 15 – 20 км.
Всвязи с этим изучение и рациональное использование в тренировочной работе юныхспортсменов повышенных объемов беговой нагрузки и правильное определение ееинтенсивности становится необходимым на этапе углубленной тренировки.
Наличия со второй половины 30-х годов и до 50-х годов общее направление вподготовке юных бегунов шло от малоинтенсивной тренировки в виде ходьбы,медленного и кроссового бега к пробеганию отрезков дистанций от 300 до 1000 мсо скоростью, близкой к соревновательной. Большое значение придавалосьскоростной подготовке. Конкретных указаний об объемах тренировочных нагрузок вметодической литературе этого периода не содержится.
В середине 50-х годов взрослые бегуны насредние дистанции в подготовке начинают придавать большое значение повышениюабсолютной скорости и развитию специальной выносливости (Денисов Г., КоробковГ. 1953; Зайцев Н. А. 1955; Вакуров С. А. 1960, и др.). Это направление вметодике тренировки нашло свое отражение и у юных бегунов. Ряд авторов (ОзолинН. Г., Елфимов И. Т, Ратов П. В. 1955; Ильинич В. И. 1960, 1961, и др.)считали, что тренировку юных бегунов на средние дистанции целесообразно строитьна основе скоростной подготовки.
Рекомендации авторов в 60-ые годы о подготовке бегунов на этапеуглубленной тренировки по объему и интенсивности нагрузки разноречивы исвязаны, видимо, с различным направлением в работе и возрастом началаспортивной специализации.
Объем беговой нагрузки колеблется от 300 до1800 км в год для юношей 15 — 16 лет и от 300 до 3000 км и более — для юношей17 — 18 лет. Объем бега на отрезках с целью повышения скорости бега испециальной выносливости составляет от 12 до 35 % суммарного объематренировочной нагрузки.
В 1970 годах ход развития методики тренировкипоказывает, что дальнейшее совершенствование системы подготовки легкоатлетовдолжно предусматривать разработку подробных 4-х летних планов подготовки вотдельных видах легкой атлетики, конкретных индивидуальных планов тренировки,увеличение количества стартов и повышение тренировочных нагрузок, обеспечениеновых средств эффективного восстановления.
Важнейшей задачей тренеров на современномэтапе развития легкой атлетики является проведение тренировок на самом высокомнаучно-методическом уровне не только с сильнейшими легкоатлетами, но соспортсменами массовых разрядов.
Это главная основа эффективной подготовкилегкоатлетов.
1.3 Этапы многолетней спортивной тренировкиюных бегунов.
1.3.1 Этап начальной подготовки (12 – 13 лет)
Задачи: всестороннее физическое развитие,закаливание организма и укрепление здоровья занимающихся; развитие моральных,волевых и физических качеств, необходимых юному легкоатлету; изучение техникибега, прыжков и простейших метаний; ознакомление с некоторыми теоретическимисведениями по легкой атлетике; приобретение опыта участия в соревнованиях.(Коробов А., 1987; Озолин Н. Г.,1979)
Средства: обычная ходьба вравномерном темпе – 100, 150, 300м, высокий старт.
Бег на короткие дистанции, низкий старт. Бег с ускорениями 30 – 40м.Повторное пробегание отрезков 20 – 30м с различной скоростью. Бег с низкогостарта 30 – 60м.
Барьерный бег. Упражнения барьериста.Преодоление барьеров высотой 40 – 50см. Бег между барьерами. Высота барьеров –76,2см.
Упражнения для укрепления силы ног. Прыжки ввысоту способом «перешагивание». Прыжки в длину с места. Прыжки в длину сразбега способом «согнув ноги». Метание мяча (гранаты) из-за спины через плечо.
Участие в соревнованиях на первенствоотделения по видам легкой атлетики, в троеборье и в эстафетах. (КоробовА.,1978; Озолин Н. Г., 1979)
1.3.2 Этап начальной специализации.
Возраст (юноши 14 – 15 лет, девочки 13 – 14лет)
Задачи: повышение уровнявсестороннего физического развития, закаливания организма и укрепления здоровьязанимающихся, развитие нормальных, волевых и физических качеств; изучениетехники видов легкой атлетики; расширение знаний по вопросам теории; накоплениеопыта участия в соревнованиях и приобретение инструкторских и судейскихнавыков.
Средства: обычная ходьба,ходьба с отягощениями. Ходьба на 200 – 400м. Ходьба обычная в среднем и быстромтемпе повторно на дистанцию 60 – 100м. Быстрая ходьба (180 и 200 шагов вминуту) на отрезках 100 – 200м повторно.
Специальные упражнения бегуна: ходьбавыпадами вперед, бег высоко поднимая бедра, бег забрасывая голени назад;прыжкообразный бег.
Бег на короткие дистанции. Бег с высокого инизкого старта по сигналу на 20 – 100м с различными интервалами и скоростью.Повторный бег с ходу на отрезках 8 х 30, 40м; 2 – 3 х 60, 80м. Бег с низкогостарта на повороте. Бег на дистанции 60 – 120м на прямой и повороте.
Эстафетный бег. Передача и прием эстафеты взоне передачи. Эстафетный бег 8 х 50м и 4 х 100м.
Барьерный бег. Бег с высокого старта через 2– 3 барьера уменьшенной высоты. Пробегание с высокого старта 1 – 3 барьерауменьшенной высоты. Пробегание с высокого старта 1 – 3 барьера в 3 шага;расстояние между барьерами – до 7,5м. Высота барьеров для мальчиков 91,4 –100см.
Кроссы. Бег с ходьбой 1 – 3км. Прыжки ввысоту способом «перекат». Совершенствование техники прыжка в длину «согнувноги». Тройной прыжок с места. Совершенствование техники прыжков.
Специализированные упражнения: имитацияметаний без снарядов в медленном темпе на правильность выполнения; в быстромтемпе – для развития скорости применительно к данному виду. Упражнения снабивными мячами (1 – 3кг). Упражнения с весом (мешок с песком 1 – 3кг).Метание резинового литого мяча (200г). Метание диска (1 – 1,5кг), копья (500 –600г.). Толкание ядра (4 – 6 кг).
Троеборье. Бег 60м, прыжки в высоту, толканиеядра. Участие в соревнованиях на первенство отделения в отдельных видах.
Глава 2. Структура тренировочных нагрузок юных бегунов насредние дистанции.
2.1 Подготовка юных бегунов по Якимову А. М. (1983)
Якимов А. М. изучил и обобщил практический опыт тренировкиюных бегунов на средние дистанции путем анализа дневников и планов юныхспортсменов и тренеров, анкетного опроса, бесед и пед. наблюдений.
Основное внимание было сосредоточено наследующих вопросах:
1. Объем и интенсивностьтренировочной нагрузки по годам, периодам, месячным циклам и в отдельныхтренировочных занятиях.
2. Средства и методы,применяемые в тренировке юных бегунов, на различных этапахучебно-тренировочного процесса.
3. Взаимосвязь между объемом иинтенсивностью нагрузки и ростом спортивных результатов.
Анализ беговых средств тренировки, основных вподготовке юных бегунов на средние дистанции, проводился по следующимпоказателям тренировочного процесса:
1. Медленный, продолжительныйбег, применяемый юными спортсменами в разминке и заключительной частитренировочного занятия; бег между интенсивными пробежками; бег в утреннейспециализированной зарядке; кроссовый бег с равномерной и переменной скоростью.
2. Бег на отрезках с различнойскоростью от 5 до 8 м/сек. В эту группу мы включены следующие виды беговойработы :
а) бег с максимальной илиоколопредельной скоростью;
б) бег с повышенной (на 4 — 10%) скоростьюотносительно соревновательной скорости на 800м;
в) бег с соревновательной скоростью на800 м(+ 3 — 5% от лучшего результата);
г) бег с соревновательной скоростью на1500 м (+ 3 — 5% от лучшего результата);
д) бег с пониженной скоростью (на 4 — 5%) относительно соревновательной.
Все беговые средства Якимов А. М.разделил на следующие понятия:
1. Общийобъем беговой нагрузки – вся беговая нагрузка выполняемая спортсменами втренировках и соревнованиях.
2. Кроссовыйи медленный бег.
3. Бегна тренировочных отрезках дистанции.
4. Соревновательныйи контрольный бег.
1.Общий объем беговой нагрузки.
Общий объем бега является одним изважнейших показателей, характеризующих тренировочную нагрузку.
Под общим объемом беговой нагрузкипонимается суммарный километраж бега с различной скоростью, как в тренировочныхзанятиях и соревнованиях, так и в утренней специализированной зарядке. Свозрастом и повышением подготовленности юные бегуны неравномерно увеличиваютобщий километраж бега: у спортсменов 15 – 16 и 17 – 18 лет прирост объема идетмедленно; у сильнейших юных бегунов объем повышается более значительно (табл.1).
Заметна тенденция увеличения объема бегав подготовительном периоде тренировки с возрастом и повышением подготовленностиспортсмена.
В подготовительном периоде объем беговойнагрузки у юношей 15 – 16 лет повышается постепенно, достигая максимальнойвеличины в середине подготовительного периода.
У бегунов 17 – 18 лет и сильнейшихбегунов идет более быстрое наращивание объема уже в первые месяцыподготовительного периода. В январе – феврале обычно происходит снижение общегообъема, что связано с выступлениями в соревнованиях, затем объем нагрузок вновьувеличивается. В соревновательном периоде у этих бегунов наблюдаетсяпостепенное снижение общего объема нагрузки.
2.Объем кроссового и медленного бега.
Анализ тренировочных нагрузокпоказывает, что объем кроссового и медленного бега составляет основной объембеговой работы – 80 – 90% от всей нагрузки.
Увеличение беговой нагрузки с возрастоми ростом подготовленности происходит прежде всего за счет увеличениякилометража бега с невысокой скоростью (табл. 2).
Медленный бег в разминке и заминочнойчасти тренировочного занятия, в утренней специальной зарядке равномернораспределяется в подготовительном и соревновательном периодах и увеличивается сростом подготовленности спортсмена.
Объем кроссового бега с увеличениемвозраста и подготовленности бегуна значительно возрастает и большей частьюпереносится на подготовительный период (до 57 – 62% годового объема кроссовогобега).
3.Объем бега на тренировочных отрезках дистанции с целью развития специальнойвыносливости.
С возрастом и ростом подготовленности спортсменовобъем бега на тренировочных отрезках дистанции увеличивается, но значительно вменьшей степени, чем общий объем беговой нагрузки, что приводит к уменьшениюего процентного содержания в общем объеме нагрузки. Объем интенсивного бега усильнейших юношей увеличивается очень незначительно, по сравнению с группойранее подготовленных спортсменов (табл. 3).
В подготовленном периоде бег на отрезкахдистанции у бегунов 15 — 16 лет составляет 19,2 а в соревновательном — 19,9%,общего километража в данном периоде тренировки. У бегунов 17 — 18 лет этосоотношение составляет 17,5% в подготовительном и 19,8% — в соревновательномпериоде, причем надо отметить, что у сильнейших юных бегунов процентноесодержание бега на отрезках уменьшается как в подготовительном, так и всоревновательном периоде. Ряд бегунов на осенне-зимнем подготовительном этапе(ноябрь-январь) не применяет бега на отрезках или применяют в очень небольшихобъемах.
Километраж бега с околопредельной скоростью свозрастом и ростом подготовленности спортсменов повышается незначительно, апроцентное содержание его в общем объеме бега на отрезках уменьшается с 13,9% убегунов 15 — 16 лет до 12,1% успортсменов 17 — 18 лет (табл. 2). Объембега в одном тренировочном занятии составляет в среднем 0,2 — 0,4 км у бегунов15 — 16 лет и 0,3 — 0,6 км у бегунов 17 — 18 лет.
Километраж бега с повышенной скоростью, помере увеличения возраста и подготовленности спортсменов, увеличивается, но вобщем объеме бега на отрезках его процентное содержание уменьшается с 13,6% убегунов 15 — 16 лет до 12,1%- у спортсменов 17 — 18 лет. В подготовительномпериоде объем бега с повышенной скоростью составляет 6,9 — 8% объема бега наотрезках данного периода. В соревновательном периоде его удельный вес больше,однако с увеличением возраста и подготовленности спортсменов доля егоуменьшается с 22,5% у бегунов 15 — 16 лет до 16,7% — у спортсменов 17 — 18 лет.
Объем бега с повышенной скоростью,применяемого в одном занятии, превышает тренируемую дистанцию в 1 — 1,5 раза.
Объем бега с соревновательной скоростью сувеличением возраста и подготовленности возрастает пропорционально росту общегообъема бега на отрезках и составляет 36,9% у бегунов 15 — 16 лет и 30,1% успортсменов 17 –1 8 лет. Из этого объема бег со скоростью на 800 м составляет14,9% (у 15 — 16 лет) и 12,5% (у 17 — 18 лет) общего объема бега на отрезках(таб.2)
В подготовительном периоде бег со среднейскоростью бега на 800 м составляет 11,8 — 9,3% объема бега на отрезках этогопериода. В соревновательном периоде объем увеличивается и составляет 17,5 — 16,2%.
Километраж бега со средней скоростью бега на1500 м составляет 22% у бегунов 15 — 16 лет и 17,6% у спортсменов 17 — 18 лет;В подготовительном периоде бег со скоростью на 1500 м составляет 26,5 — 15,3%,а в соревновательном 18,4 — 20,3% объема бега на отрезках соответствующегопериода.
Объем бега с соревновательной скоростью,применяемой в одно занятие, увеличивается с увеличением возраста иподготовленности спортсменов и превышает тренируемую дистанцию в 1,5 — 2,5 раза.
Объем бега на отрезках с пониженной скоростьюпо мере увеличения возраста и подготовленности спортсменов увеличивается, как вабсолютном значении, так и в процентном отношении к общему объему бега наотрезках и составляет 29,3% у бегунов 15 — 16 лет и 32,9% у спортсменов 17 — 18лет.
В подготовительном периоде бег с пониженнойскоростью составляет 39,2% в тренировке бегунов 15 — 16 лет и 50,0 — 50,02% успортсменов 17 — 18 лет от объема бега на отрезках этого периода, а всоревновательном периоде составляет 20,8% у бегунов 15 — 16 лет и 13,1% успортсменов 17 — 18 лет.
Объем бега с пониженной скоростью,применяемый в одно занятие, с увеличением возраста и подготовленностиспортсменов увеличивается и составляет в среднем 1,5 — 2 км у бегунов 15 — 16лет и 1,8 — 4,1 км у спортсменов 17 — 18 лет (в подготовительном периоде 4 — 6км) у сильнейших юных бегунов.
2.1.2.Соревновательный и контрольный бег.
С возрастом и ростомподготовленности юного спортсмена повышается роль соревновательной подготовки,в связи с чем увеличивается объем беговой нагрузки, выполняемый в условияхсоревнований или в условиях, приближенных к соревновательным.
В подготовительном периоде объемсоревновательного бега с увеличением возраста и подготовленности увеличиваетсяот 1,9% у бегунов 15 — 16 лет и до 8,2% у спортсменов 17 — 18 лет. Всоревновательном периоде он возрастает до 9,2% у бегунов 15 — 16 лет и до 18,3%у спортсменов 17 — 18 лет. Следует отметить, что с возрастом и повышениемподготовленности спортсменов средние скорости бега в тренировке снижаютсяотносительно соревновательной, В связи с тем, что при общем объеме нагрузки,направленной на развитие специальной выносливости, увеличивается удельный весбега с соревновательной и пониженной скоростью, а содержание бега с болеевысокой скоростью уменьшается. (Якимов А.М.,1983)
2.2 Подготовка юных бегуновна средние дистанции
по Ивочкину В.В.
В 1986 году Ивочкиным В.В. был поставленпедагогический эксперимент. Задача исследования состояла в обоснованииструктуры тренировочных нагрузок на этапе начальной спортивной специализации. Впедагогическом эксперименте приняли участие 25 спортсменов в возрасте 13 – 14лет. Спортивная квалификация – II — IIIюношеский разряд.
При планировании тренировочных нагрузокучитывались рекомендации отдела теории и методики детского и юношеского спортаВНИИФК, согласно которым общий объем беговых нагрузок в годичном цикле на этомэтапе должен составлять 1800 – 2000км, а по 3-ом зонам интенсивности (аэробный,аэробно – анаэробный и анаэробный) соответственно 85 – 87, 8 – 11 и 4 – 5%общего объема.
В результате проведенного исследования былиопределены допустимые тренировочные нагрузки.
На 1-ом и 2-ом году обучения вучебно-тренировочных группах, общий объем беговых нагрузок находится на уровне45-50% от показателей мастеров спорта и равняется 1800 – 2000км, в дальнейшемежегодный прирост должен составлять не менее 15 – 17%.
Проведенный педагогический эксперимент(Ивочкин В. В. 1986г.) показал, что рекомендуемые для первого года подготовкина этапе начальной спортивной специализации общий объем бега, равный 1736км,при соотношении нагрузок аэробной, смешанной и анаэробной направленностисоответственно 87,3, 9,4 и 3,3% и на втором году тренировки соответственно2025км и 85,9, 9,9 и 4,1%, обеспечивает надлежащий уровень разностороннейфизической подготовленности и рост спортивных результатов.
2.3 Тренировки бегунов на средние дистанциипо Травину Ю. Г.
Оптимизация тренировочного процессапредусматривает благоприятное сочетание средств и методов подготовки, объема иинтенсивности нагрузок, режимов восстановительных мероприятий. (Травин Ю. Г.,1986). В связи с этим в круглогодичной тренировке предусматривается постепенныйпереход спортсмена к более высокому уровню тренированности, причем объем иинтенсивность нагрузок не просто максимизируются, а оптимально изменяются вразличных ее параметрах в зависимости от времени года, этапа подготовки,календаря соревнований и индивидуальных особенностей спортсмена (Травин Ю. Г.,1986).
Тренировка (по Травину Ю. Г.) состоит взакономерностях развития спортивной формы и прежде всего фазовости развитиятренированности, выраженной в циклической форме фаз, становления, относительнойстабилизации и выраженного снижения «спортивной формы». Управлять этимпроцессом возможно лишь при периодически последовательном изменении содержанияи структуры тренировки (объема и интенсивности, соотношение специальных и общихсредств воздействия (в рамках макро-, мезо- и микроциклов (Травин Ю. Г.))
Особое значение в построении тренировкиТравин Ю. Г. отводит выбору и распределению микроциклов, которые зависят отобъективных закономерностей развития «спортивной формы», внутренней логикитренировочного процесса.
Годичный цикл Травин Ю. Г. разделяет на 52недельных цикла, которые включают 30 – 40 тренировочных недель. 10 – 20 недельсоревновательных, в течении которых поддерживается и совершенствуется«спортивная форма», и 2 – 4 недели относительного снижения «спортивной формы».В связи с этим по характеру, структуре и направленности тренировочных нагрузокмикроциклы характеризуются следующими параметрами:
1. Втягивающиймикроцикл
Задачи: Врабатываниие организма,развитие общей выносливости, увеличение аэробной емкости организма, укреплениеопорно-двигательного аппарата.
Средства: бег в аэробномрежиме 6 – 10км. ЧСС до 140 – 150 уд/мин; кросс 6 – 15км. ЧСС 120 – 150 уд/мин.Темповый бег 3 – 5км, ЧСС до 170 уд/мин.
Объем: 50 – 60% от максимального,аэробно – анаэробная нагрузка до 10 – 12%, общее количество тренировок 10 – 12.
2. Объемный микроцикл
Задачи: развитие общей испециальной выносливости, развитие общей силы и специальной силовойвыносливости, повышение волевой подготовленности.
Средства: продолжительный бегв аэробном режиме 10 – 15км, ЧСС – 150 уд/мин, кросс 10 – 20км, ЧСС до 150уд/мин. Темповый бег 6 – 10км. ЧСС 160 –170 уд/мин, фартлек 8 – 12км, ЧСС 150 –180 уд/мин в зависимости от скорости бега. Переменный бег 4 – 10 раз по 200 –600м.
Объем: 100%беговой нагрузки (аэробно – анаэробной 10 – 15%, анаэробной 1 – 2%, 14 – 16тренировочных занятий в неделю.
3 Развивающий микроцикл
Задачи: повышение общей испециальной выносливости. Развитие и поддержание скоростно-силовыхспособностей, совершенствование техники бега.
Средства: бег в аэробномрежиме 8 – 12км; кросс 10 – 20км; темповый бег 4 – 10км; бег по холмам или вгору 4 – 8км; повторный бег на участках 500 – 1500м, общий объем 4 – 6км.
Объем 80 – 90% (аэробно – анаэробный 12 – 20%, анаэробный2 – 5%) тренировочных занятий 12 – 14 в неделю.
4.Предсоревновательный зимний микроцикл
Задачи: поддержание общей выносливости. Развитиеспециальной выносливости (мощность гликометических процессов и финиширование).Совершенствование силовой выносливости, совершенствование техники бега.Повышение психологической подготовленности.
Средства: бег в аэробном режиме 8 – 12км; темповыйбег 4 – 12км; фартлек 8 – 12км; ритмовый бег 5 – 8 х 100 – 150м; бег наотрезках 200 – 500м, скорость бега 75 – 80% от максимальной, объем 2 – 4км.Контрольный бег на укороченной дистанции.
Общий объем: 60 – 75%, аэробно – анаэробный3 – 6%, тренировочных занятий по 10 – 14 в неделю.
5. Зимнийсоревновательный микроцикл
Задачи: достижение таких же результатов, какв прошлом соревновательном режиме. Отработка тактических вариантов бега.Поддержание тренированности. Совершенствование специальной выносливости иулучшения техники бега.
Средства: бег в аэробном режиме 8 – 10км;переменный бег 8 – 10 х 100м, 4 – 6 х 200 – 500м. Скорость 85 – 90% отмаксимальной. Повторный бег 2 – 3 х 200 – 400м. Кросс 6 – 8км с ускорениями 5 –6 х 150м. Участие в соревнованиях.
Общий объем 40 – 60%; аэробно – анаэробный объем 15– 20% от общего; анаэробный 5 – 10%. Количество тренировок 6 – 8 в неделю.
6. Стабилизирующий микроцикл
Задачи: дальнейшее развитие общей испециальной выносливости. Развитие скоростных возможностей и силовойвыносливости.
Средства: бег в аэробном режиме 10 –15км;темповый бег 4 – 10км; бег по холмам 4 – 6км; темповый бег на отрезках 300 –500м, 85 – 90% от максимальной скорости, объем нагрузки 2,5км; повторно –переменный бег 6 – 12км х 200 – 600м; бег в гору 8 – 10 х 200м; бег сускорениями 5 – 6 х 100 – 150м. (выполняется на фоне утомления).
Объем 70 – 90% от максимального; аэробно –анаэробный до 15% от общего объема; анаэробный 3 – 5%. Тренировочных занятий 12– 14 в неделю.
7. Предсоревновательный летний микроцикл
Задачи: совершенствование специальнойвыносливости, совершенствование тактического и технического мастерства,поддержание общей тренированности и психологической готовности.
Средства: бег в аэробном режиме 6 – 12км;повторный бег 3 – 6 х 400 – 1000м; повторно-переменный бег 6 – 15 х 200 – 400м;интервальный бег 6 – 8 х 200 – 300м; контрольный бег на ускорениях по отношениюк соревновательной дистанции.
Объем 60 — 80%; аэробно – анаэробный 10 – 18%;анаэробный 4 – 6%.
Количество тренировочных занятий 10 – 12 в неделю.
8. Соревновательный летний микроцикл
Задачи: достижение максимального уровняспециальной работоспособности и планируемого результата.
Средства: бег в аэробном режиме 6 – 10км;бег с ускорениями 5 – 6 х 100 – 150м; повторный бег 5 – 10 х 100 – 300м;переменный бег на отрезках 200 – 300м с объемом бега 1,5 – 2,5км; участие всоревнованиях.
Объем бега 40 – 60%; в анаэробном режиме 7 –10%тренировочных занятий 6 – 8 в неделю.
9. Разгрузочный микроцикл
Задачи: предупреждение перегрузок. Созданиепредпосылок для дальнейшего повышения работоспособности.
Профилактика и решение травм. Поддержаниетренированности на относительно высоком уровне.
Средства: бег в аэробном режиме 6 – 12км.Переменный кросс 8 – 15км; бег на отрезках 1 – 2км со скоростью 75 – 80% отмаксимальной при ЧСС 160 – 170 уд/мин. Ритмовый бег 5 – 8 х 100 – 150м.
Подвижные игры (баскетбол, футбол, ручной мяч),плавание от 30 минут до 1,5 часов.
Объем: 50 – 70% от максимального; в аэробно –анаэробном режиме 5 – 10% от общего, в анаэробном 1 – 2%.
Тренировочных занятий 6 – 8 в неделю.
10. Переходный микроцикл
Задачи: восстановление организма после нагрузоксоревновательного периода. Профилактика и лечение травм. Активный отдых.
Средства: равномерный бег от 5 до 8км (скорость 5¢ на км); подвижные игры от 30 минут до1,5 часов, плавание, туристические прогулки.
Объем нагрузки 20 – 30% от максимальной; 4 – 5тренировочных занятия в неделю.
2.4 Дозировка и контроль соревновательнойдеятельности юных бегунов на средние и длинные дистанции.
Слово«спорт» невольно ассоциируется с накалом соревновательной борьбы, без которойон действительно потерял всю свою притягательность и для болельщиков и длясамих спортсменов. Каждое соревнование – это огромная психоэмоциональнаянагрузка для его участников при предельной мобилизации функциональных систем,которые непосредственно определяют уровень достижений в избранном виде спорта.А это необходимо учитывать, когда речь идет о юных спортсменах. (Локтев С.1991)
Длядетского и юношеского организма характерны высокий уровень возбудимости,слабость внутреннего торможения, относительно невысокие функциональныевозможности, неэкономичное расходование энергии, не богатый жизненный исоревновательный опыт, и поэтому они не умеют определять состязания позначимости, рационально расходовать свои силы, и относительно спокойнопереносить горечь поражений. Все это говорит о том, что для юных атлетов каждоесоревнование является серьезным испытанием. (Макаров Г. 1991)
Сотрудникикафедры легкой атлетики и спортивной медицины Краснодарского государственногоинститута физической культуры провели специальные наблюдения, один из разделовкоторых предусматривал анализ электрокордиаграмм, зарегистрированных у 13 – 18летних бегунов на средние дистанции до соревнований и на следующий день послених.
Результатыпоказали, что у 9 подростков (20% из числа обследуемых) уже передсоревнованиями в положении лежа на ЭКГ наблюдались изменения в конечной частижелудочного комплекса, полностью укладывающиеся в дистрофию миокарда вследствиехронического физического перенапряжения.
У11 человек (25%) подобные изменения отмечались в конце 8 – минутнойортостатической пробы, причем у 2 на фоне миграции ритма.
Наследующий день после окончания соревнований изменения на ЭКГ, характерные длядистрофии миокарда 1 стадии, были зарегистрированы в положении лежа у 11 (25%),а в конце 8 – минутной ортостатической пробы – у 15 человек (34%). То естьчисло случаев перенапряжения сердца увеличилось после соревнований на 14%,причем нельзя не отметить, что ни один из спортсменов не предъявлял при этомникаких жалоб.
Полученыданные влияния соревновательных и тренировочных нагрузок в различных видахлегкой атлетики: В спринтерском беге, прыжках в длину, высоту, с шестомсоревновательные воздействия были адекватны подготовке спортсменов, в то жевремя у бегунов на 400 м с/б, 800, 1500, 5000 м, десятиборцев и у метательнойнаблюдалось существенное изменение показателей ЭКГ.
Припланомерном развитии физических качеств и использовании нагрузок, адекватныхфункциональным возможностям организма, перенапряжение сердца наступить неможет. (Мякишев В. А. 1977)
Несмотряна принятие регламентации, в детском и юношеском спорте продолжаетсяодносторонняя специализированная подготовка со всеми вытекающими из нееотрицательными последствиями, которые еще более усугубляются чрезмернымистартами. Главная опасность, которую в себе таит перенапряжениесердечно-сосудистой системы.
Подобномуперенапряжению не всегда предшествует или сопутствует состояниеперетренированности, на проявление которой в первую очередь ориентируютсятренеры (нарушение сна, апатия, вялость, повышенная раздраженность, нежеланиетренироваться, ухудшение аппетита, потеря массы тела, снижение общей испециальной работоспособности). Когда речь идет о подростках, диагностикаперетренированности крайне затруднена, поскольку в подавляющем большинствеслучаев они не предъявляют ни каких жалоб, так как не способны анализироватьсвои ощущения. Потому не исключено, что многие юные спортсмены ( особенно когдане организован систематический медицинский контроль) в течении нескольких летпродолжают тренироваться и выступать на фоне подобного перенапряжения. В этомкроется еще одна из причин отсутствия у нас перспективного резерва.
Ввидах, связанных с развитием выносливости, тренеры не могут позволить себеигнорировать общефизическую подготовку, поскольку она необходима для выхода навысокий спортивный результат. В беге отсутствие должного общего физическогоразвития, и в частности дисгармоничное развитие верхнего и нижнего пояса, доопределенного момента не препятствует росту спортивных достижений. И толькопотом, когда, как правило, уже оказывается поздно, видно, что недостаточносильные мышцы грудной клетки не дают возможности спортсмену в полной мереиспользовать функциональные возможности аппарата внешнего дыхания, а слабыемышцы брюшного пресса и спины отрицательно изменяют технику бега, становятсяодной из главных причин хронического перенапряжения, различных заболеваний и травмопорно-двигательного аппарата. Изменив характер соревнований для детей и юношейв возрасте до 15 лет (по мнению Локтева С. и Макарова Г.) включив в нихспециальные тесты, оценивающие уровень общей физической подготовки, можнорешить эту задачу и осуществить реальный контроль за работой детских тренеров(в тестах краснодарских исследователей замечено, что у физически слабыхподростков число случаев изменения ЭКГ значительно выше, чем у хорошо физическиподготовленных).
Соревнованияна классических дистанциях начинают проводить для подростков, когда имисполняется 14 лет, то есть именно в этом возрасте, когда наблюдаетсястремительный прирост длины и массы тела, нейроэндокринный дисбаланс,максимальная напряженность функционирования сердечно-сосудистой системы,связанные с половым созреванием организма. Более подходящего периода (по мнениюиспытателей) для дополнительных стрессовых воздействий, к которым с полнымоснованием можно отнести соревновательные нагрузки, трудно отыскать. (МакаровГ. 1991)
Учитываяэто, для подростков и юношей (до 16 лет включительно) по мнению Локтева С. иМакарова Г. должна быть разработана специальная, максимально щадящая программасоревновательных нагрузок на выносливость.
Краснодарскими исследователями (Макаров А. Н.,Сирис П. З., Теннов В. П. 1990) был проведен опрос о допустимом количествесоревновательных стартов. При обследовании юных бегунов на средние дистанции,было обнаружено, что три спортсмена в возрасте 14 – 18 лет были допущены ксоревнованиям, имея только год спортивного стажа. Согласно же существующимрекомендациям, от начала специализации в этом виде до первых соревнованийдолжно пройти не менее 2 – х лет. Число стартов и их класс должнырегламентироваться не только возрастом, но и спортивным стажем, и нельзя заставлятьспортсмена, тренирующегося 1,5 года (каким бы способным он ни был),соревноваться столько же, сколько атлеты с 6 – летним стажем.
Нельзядопускать в детском и юношеском возрасте сдвоенных и строенных стартов ( дажевзрослым спортсменам после подобных нагрузок требуется для восстановленияминимум 7 – 12 дней).
Результатыопроса юношей – членов сборной команды РСФСР в беге на средние дистанциисвидетельствует о том, что пройдя серию ответственных соревнований, они потомоколо 2 месяцев не могут приступить к активным тренировкам из-за чрезмерногофизического перенапряжения и психологической усталости. Испытав однажды такоесостояние, очень трудно потом выйти на более высокий уровень. Именно так вбольшинстве случаев и происходит с одаренными бегунами. Пройдя изнурительнуюсистему соревновательных нагрузок, многие из них после окончания школы бросаютзаниматься бегом или продолжают еще по инерции 1 – 2 года тренироваться, но ужене ставя перед собой высоких целей (По данным опроса бегунов).
Ксуществующей на сегодняшний день системе соревнований следует относиться как кострейшему средству физического и психоэмоционального воздействия, котороенуждается в скрупулезной дозировке и систематическом контроле со сторонытренеров и спортивных врачей (Локтев С., Макаров Г. 1991).
2.5 Сравнительный анализ подготовки юных бегунов насредние дистанции.
Наэтапе начальной спортивной специализации и углубленной тренировки закладываетсяфундамент последующей специализированной подготовки, поэтому принципвсесторонней подготовленности юных бегунов на средние дистанции остаетсяведущим, не должно быть противопоставления спортивной специализации иразносторонней подготовки. По мере повышения спортивного мастерства физическаяподготовка приобретает все более специализированный характер.
Важнойсоставной частью подготовки юных спортсменов является педагогический контроль,благодаря которому можно определить правильность избранной системы тренировки,целесообразность того или иного решения.
Большоезначение приобретают контрольные упражнения. Так как достижение имиотносительно высоких для своего возраста результатов и выполнение разрядныхнорм еще не свидетельствует о том, что они будут прогрессировать при переходе вгруппу взрослых. Наличие научно обоснованных допустимых объемов тренировочных исоревновательных нагрузок на всех этапах многолетнего тренировочного процессаявляется важным условием планомерной подготовки спортивного резерва.
Рациональнаяструктура тренировочных нагрузок является одним из основных звеньев, определяющихэффективность целостной системы подготовки юных спортсменов, так кактренировочное воздействие формирует определенный уровень и соразмерность вразвитии физических качеств, их функциональное состояние, от которых зависятспортивные достижения.
Динамикатренировочных и соревновательных нагрузок в тренировке бегунов на средниедистанции характеризуется значительным приростом объемов в средствах тренировокот начальной спортивной специализации до этапа спортивного совершенствования.
Наэтапе начальной спортивной специализации углубленной тренировки бегунов насредние дистанции тренировочные нагрузки по характеру их энергообеспеченияразделяются на три вида: выполняемые в аэробном; смешанном аэробно – анаэробноми анаэробном режимах.
Болеедетальное деление нагрузок по зонам интенсивности на данном этапе подготовкинерационально (Иванчук В. В.)
Выводы
1. Анализ литературыпозволил судить о едином мнении авторов по вопросу, касающемуся структуры ихарактера физических нагрузок в тренировке юных бегунов на средние дистанции.
2. Наосновании анализа и обобщения данных исследований Якимова А. М. (1983),Ивочкина В. В. (1986), Травина Ю. Г. (1986) можно сделать вывод, что беговыеобъемы нагрузок у спортсменов возрастной группы 15 – 16 лет составляют 1500 –1800км в год, у спортсменов возрастной группы 17 – 18 лет 1700 – 2050км.
3. Средствабеговой подготовки юных спортсменов распределяются следующим образом:
Анализисследований
Медленный бег (в % отобщего объема)
Возрастнаягруппа 15 – 16 лет – 32 — 40%
Возрастнаягруппа 17 – 18 лет – 29 — 31%
Кроссовый бег (в % отобщего объема)
Возрастнаягруппа 15 – 16 лет – 30 — 40%
Возрастнаягруппа 17 – 18 лет – 45 — 55%
Бег на отрезках с целью развития специальной
выносливости (в % отобщего объема)
Возрастнаягруппа 15 – 16 лет – 10 — 20%
Возрастнаягруппа 17 – 18 лет – 8 — 18%
Список литературы:
1. БондарчукА. «Еще раз о спортивной форме.» // «Легкая атлетика» 1991 №1, с 11-13.
2. ИвочкинВ. В. «Структура тренировочных нагрузок на этапе начальной спортивнойспециализации у юных бегунов на средние дистанции.» Москва 1986, с 74-81.
3. ИвочкинВ. В. «Нормативные требования к многолетней подготовке юных бегунов на средниедистанции» Москва 1990, с 31-38.
4. ИвочкинВ. В. «Планирование тренировочных нагрузок в многолетней подготовке юных бегуновна средние дистанции» Москва 1985, с 58-65.
5. ИорданскаяФ. А. «Возрастные особенности воспитания выносливости у юных спортсменов»Москва 1970 с 14-27.
6. ИорданскаяФ. А. «Динамика устойчивости к кислородной недостаточности с развитием общей испециальной выносливости» Москва 1971 с 39-41.
7. КоробовА. «Увидеть за партой олимпийца.» // «Легкая атлетика.» 1978 №8, с 23-25.
8. КобайскийК. «Исследование уровня аэробной возможности у квалифицированных легкоатлетов –юношей.» Москва 1982, с 2-12.
9. КуникМ. «Тренировка на выносливость и некоторые параметры работоспособности уначинающих бегунов на средние дистанции.» Москва 1982, с 13-25
10. КулаковВ. Н. «Построение годичного цикла тренировки юных бегунов на средниедистанции.» Москва 1990, с 61-70.
11. ЛинецМ. «Возрастные закономерности становления и сохранения спортивного мастерства вбеге на средние дистанции.» // «Легкая атлетика» 1990, №9, с 80.
12. ЛоктевС. «Осторожно дети!» // «Легкая атлетика» 1991, №12, с 9-12.
13. ЛетуновС. П. «Выносливость у спортсменов» Москва 1971 с 2-12.
14. МалковЕ. «Смена поколений.» // «Легкая атлетика» 1991, №2, с 27.
15. МаксимоваМ. Н. «Эффективные средства и методы тренировки юных бегунов на средниедистанции» Москва 1984, с 10-16.
16. МихеевА. «Тренируется подросток» // «Легкая атлетика» 1983, №2, с 12-13.
17. НикитушкинВ. «Поспешай не торопясь» // «Легкая атлетика» 1989, №12, с 14-16.
18. ОзолинН. Г. «Учебник для институтов физической культуры» 1979 с 41.
19. ПолунинА. «Как быстро следует бегать» // «Легкая атлетика» 1990 №11, с 39 –41.
20. ПолунинА. «Ключ к успеху» // «Легкая атлетика» 1991, №9, с 26-28.
21. СусловФ. «Воспитать бегуна» // «Легкая атлетика» 1989, №9, с 14-16.
22. ТравинЮ. Г. «Оптимизация тренировки в группах спортивного совершенствования по бегуна выносливость» Москва 1986, с 148-158.
23. ТравинЮ. Г. «Програмно — методические основы подготовки спортивных резервов в беге навыносливость» Москва 1981 с 37-51.
24. ЧенЕ. «Наше общее дело» // «Легкая атлетика» 1978 №8, с 9-11.
25. ЯкимовА. М. «Исследование объема специальных средств тренировки юных бегунов насредние дистанции» Москва 1972 с 3-10; 15-18.