БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра экономической информатики
и математической экономики
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
«Структурный анализ налоговой системы Беларуси»
Руководитель:
Преподаватель, Кулаженко Н.С.
Выполнили студентки отд. экономика
Зайковская О.В., Солонович Е.С.
Минск, 2010
Содержание
Введение
1. Характеристика источников, использованных для написаниякурсовой работы
1.1 Функции и классификация налоговойсистемы
1.2 Принципы построения налоговойсистемы
1.3 Сущность и особенности налоговойполитики
1.4 Влияние налогов на экономику
1.5 Виды налогов
1.6 Основные инструменты налогового регулирования
2. Налоговая система Республики Беларусь
2.1 Формирование налоговой системы Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источниковВведение
Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.И посылают к нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! Мы знаем, что Тысправедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо,ибо не смотришь ни на какое лице; итак, скажи нам, как. Тебе кажется? Позволительноли давать подать кесарю, или нет?
Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли ему динарий. И говоритим: чьё это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итакотдайте кесарево кесарю, а Божие Богу. (Евангелие от Матфея).
В этой библейской цитате воплощены две актуальнейшие для всехвремён и народов истинны. Налоги нужно и должно платить! Налоги принадлежат государству!
Действительно, налоги составляют основу жизни любого государства.Без налогов немыслимо существование самого института государства. Кроме того, врыночной экономике налоги являются одним из важнейших рычагов государственного влиянияна экономические процессы. Они служат теми «кровеносными артериями», покоторым происходит финансовое наполнение бюджета разных уровней для реализации жизнеобеспечивающихфункций государства.
Успешность поступления налогов, понимание налогоплательщикамиобъективной необходимости их уплаты во многом определяются уровнем налоговой культурыобщества, которая может быть сформирована в процессе обучения подрастающих поколений.Можно и даже нужно через систему образования, средства массовой информации, нагляднуюагитацию формировать у всего населения, а в частности и у белорусов осознанное представление,что налоги являются не только принудительным отчуждением имущества, но и установленнымплатежом за потребляемые каждым гражданином общественные блага, способом перераспределенияобщественного продукта от богатых к бедным, а неуплата налогов — одно из самых тяжкихпреступлений.
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации.Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить трикрупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних вековгосударство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяетлишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городуили общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI- начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числефинансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения,наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкимирамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий,современный, этап — государство берет в свои руки все функции установления и взиманияналогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти,местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Актуальность темы курсовой работы.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений вобществе с момента возникновения государства. Помимо сугубо финансовой функции налоговыймеханизм используется для воздействия государства на сферу экономики, политики исоциальной защиты граждан. И поэтому изучение теоретических и практических основналогообложения необходимо не только студентам экономических специальностей вузов,специалистам предприятий, руководителям фирм и предпринимателям, но и гражданам,желающим грамотно выполнять свои налоговые обязательства перед государством.
Объектом исследования в курсовой работе является объективнаяреальность, то есть это те нормативные правовые акты, которые отражают и регулируютвзимание косвенных налогов в Республике Беларусь.
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы на основеполученных знаний правильно, объективно и всесторонне рассмотреть характеристикуналогов, а также раскрыть сущность налоговой системы Республики Беларусь.
Задачи исследования мы определили из цели и они состоятв том, чтобы:
· Дать характеристику основным понятиям налоговой системы;
· Раскрыть сущность и особенности налоговой политики;
· Рассмотреть влияние налогов на экономику;
· Охарактеризовать построение налоговой системы Республики Беларусь.
1. Характеристика источников, использованных для написаниякурсовой работы
Для написания работы нами было использовано несколько книг, однойиз которых является «Налоги и налогообложение». В этой книге содержитсяобщая характеристика налоговой системы и налогового законодательства РеспубликиБеларусь, также принципы формирования налогов и сборов, налоговое регулированиеи налоговый контроль. Детально рассмотрен механизм исчисления и уплаты налогов организациями,особые режимы налогообложения. Содержание глав иллюстрируется таблицами, рисунками,примерами.
Также при написании работы была использована книга АдаменковойС.И. «Налогообложение», где обоснована сущность налогов как финансовогоинструмента государственного управления экономикой, раскрываются теоретические основыналогообложения, определены функции и принципы, являющиеся базой научно-теоретическогообоснования и практического построения системы налогообложения.
1.1 Функции и классификация налоговой системы
Основные функции налоговой системы государства и, соответственно,установленных в государстве налогов являются:
1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходовгосударства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своихфункций.
2. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государствас помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессыв обществе
3. Распределительная, суть которой состоит в распределениисовокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслямии сферами экономики, государством в целом и его территориально-административнымиобразованиями.
4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдениистоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектовэкономики.
5. Стимулирующая — оказывает влияние на воспроизводство,стимулируя его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшаяплатежеспособный спрос населения, используя систему льгот и освобождений;
6. Сдерживающая — целенаправленное сдерживание темповвоспроизводства посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительныхналогов;
7. Воспроизводственная — предназначена для аккумуляциисредств на восстановление используемых ресурсов.
8. Социальная — поддержание социального равновесия путёмуменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения [3, c.41].
/>
Классификация налогов
В зависимости от способа взимания налоги группируются на прямыеи косвенные. Прямой налог — нaлог, который взимаетсягосударством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Прямые налогиделятся на реальные и личные налоги. Косвенный нaлог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, вотличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика [8].
1.2 Принципы построения налоговой системы
Принципы построения налоговой системы государства обсуждаютсяпрактически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге«Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):
· налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силамиподданных;
· размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до началаналогового периода;
· время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;
· каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал изкарманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства[8].
В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципыпостроения налоговой системы:
1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязанысвоевременно и полно уплатить налоги.
2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны,все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения,платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги,которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должныопределить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплатыналогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговыхслужб [4, с.18-19].
5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать суммусобираемых налогов, а должны быть минимальны.
6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита)налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации.
8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложениядолжен облагаться налогом за установленный период один раз.
9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производитьсячасто и очень резко.
10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохраннаяи т.д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объектаналогообложения.
11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны длявсех типов налогоплательщиков.
Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляетсяс учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации. Наличиесобственной, независимой от других государств налоговой системы является одним изпризнаков суверенного государства [8].1.3 Сущность и особенности налоговой политики
Воздействие налогов на рыночноеравновесие
В современной рыночной экономикеприменяется довольно сложная и разнообразная система налогов. Население регулярновносит в государственный бюджет подоходный налог, предприятия уплачивают налогина прибыль, НДС, таможенные пошлины, а также иные налоги. Непосредственными плательщикамиэтих налогов обычно являются продавцы. Ставки налогов устанавливаются либо в определенномпроценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) с каждой единицы товара.Изобразим графически воздействие косвенного налога на рыночное равновесие (см. рис.1.3).
/>Вначале, до введения косвенного налога, линия спроса занимала положениеD, а линия предложения — S (Равновеснаяцена составляла Р1, равновесный объем продаж — Q1. Допустимтеперь, что правительство ввело косвенный налог на данный товар в сумме Т рублейна каждую единицу товара. Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверхна величину Т, потому что если ранее производители согласны были предложить на рынкеколичество товара Q1, по цене Р1, то теперь они согласятсяпредложить на рынке то же количество товара, если только цена с включением налогабудет на Т рублей выше, чем Р1. Это рассуждение применимо к любой точке кривой предложения.Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т рублей, предложениесократиться и займет положение S2.
Для нового равновесия, в точке Ахарактерно:
/>
Рис.1.3 Воздействиена рыночное равновесие потоварного налога [1, с.41]
Объём рынка Q2 будет меньшеQ2 Q1 первоначальногоQ1;
· Цена, которую платит покупатель,P*, окажетсявыше первоначальной P1;
· Цена, которую фактически получает продавец (без налога),P-, окажется ниже первоначальной P1;
· Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет соответствоватьплощади прямоугольникаP*ABP — [5, с.312].
Государственное регулированиеэкономики
С переходом к рыночной экономикевозник вопрос о целесообразности, степени и границах ее государственного регулирования.Появились предложения о введении свободных, ничем не сдерживаемых рыночных отношений,при этом предполагалось, что рынок сам отрегулирует все и добьется сбалансированностихозяйства. Отсутствие собственного опыта государственного вмешательства в рыночнуюэкономику заставило нас обратиться к опыту развитых зарубежных стран.
Вмешательство государства в экономикуимело место практически при всех способах производства. Наиболее ощутимо оно былотогда, когда стали устанавливать и взимать таможенные пошлины не только с фискальнойцелью, но и с целью защиты интересов своего производителя, слабо развитых отраслей.В начале прошлого века английское правительство регулировало уровень заработнойплаты, цены, условия работы, тарифы, защищающие сельское хозяйство и промышленность,устанавливало запреты на экспорт оборудования и выезд за пределы страны квалифицированныхрабочих [4, с.35].
Наиболее активное вмешательство государствав экономику заметно в период всеобщего экономического кризиса 1929 — 1933 гг.; продолжаетсяоно и до настоящего времени.” В руках государства сегодня сосредоточены военнаяи атомная промышленность, предприятия электроэнергетики, водоснабжения, судоходства,мелиорации, организации и учреждения, связанные с развитием фундаментальной науки,исследованиями космоса, а также угольная промышленность, металлургия, транспорт,связь, инфраструктура и др. Таким образом, для современных государств характерноусиление вмешательства в различные сферы экономической жизни. Степень этого вмешательствав разных государствах неодинакова. В США она меньше, в Швеции — больше. Германияи Япония находятся в этом отношении посередине. В США государственное вмешательствов экономику ощущается слабее, чем в европейских странах.
Осуществляя воздействие на экономику,государство, как правило, имеет в виду следующие основные цели:
достижение постоянного устойчивогоэкономического роста;
обеспечение стабильности цен на основныетовары и услуги;
обеспечение полной занятости трудоспособногонаселения;
обеспечение определенного минимальногоуровня доходов населения;
создание системы социальной защитынаселения, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
достижение равновесия во внешнеэкономическойдеятельности.
Достичь этих целей одновременно практическиневозможно, поэтому важно найти сбалансированное соотношение влияния всех рычаговвоздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства.Такими государственными рычагами и регуляторами являются: бюджетное субсидированиецен на потребительские товары; государственные инвестиции в экономику; прямое субсидированиепредприятий в виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика; введение принеобходимости денежно-кредитных ограничений в форме регулирования цен, условий выдачикредита, ограничения кредита, валютного контроля; лицензирование; введение законодательствао частной торговле: стандартизации продукции, государственного арбитража и т.д.;финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; налоговаяполитика. Через эти сугубо экономические регуляторы, свойственные рыночному хозяйству,государство побуждает принимать желаемые варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющиеобщественные потребности. Но основным инструментом государственного регулированияявляется налоговая политика. Кроме чисто фискальной функции, система налогов и сборовоказывает экономическое воздействие на общественное производство, его структуруи динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налоги могут стимулироватьили, наоборот, ограничивать деловую активность, способствовать развитию тех илииных отраслей предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для сниженияиздержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособностинациональных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов проводится протекционистскаяэкономическая политика или предоставляется свобода товарному рынку. Налоги создаютосновную часть доходов государственного и местных бюджетов, обеспечивая возможностьфинансового воздействия на экономику через расходную часть [6, с.88-89].1.4 Влияние налогов на экономику
Государство может устанавливать налоги по разным причинам: отперераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов.Воздействие налогов можно рассматривать как на микро-, так и на макроэкономическомуровнях.
С точки зрения микроэкономики
Налоги рассматриваются фирмами как очередные затраты на дополнительнуюединицу продукции. Таким образом, фирмы сокращают предложение своих товаров и услуг,что, в свою очередь, ведет к повышению цен на продукцию и, соответственно, снижениюобъема ее производства (количество товара становится меньше). При этом, налоговоебремя распределяется между покупателями и продавцами. Само распределение налогамежду производителем и потребителем в экономической теории зависит от ценовой эластичностиспроса на товар или услугу. Если спрос эластичен, тогда, при прочих равных условиях,большую часть налога платят производители. Если же спрос не эластичен, то, при прочихравных условиях, потребители платят большую часть налогового бремени. [7, с.134]
С точки зрения макроэкономики
Снижение налогов стимулирует рост как совокупного спроса, таки совокупного предложения. Чем меньше налогов нужно платить, тем больше располагаемогодохода у домохозяйств для потребления. Таким образом, растет совокупное потребление,а следовательно, и совокупный спрос. Поэтому, правительства снижают налоги, когдапроводят стимулирующую экономическую политику, то есть когда целью государства являетсявывести страну из дна экономического цикла. Соответственно, сдерживающая экономическаяполитика подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики».
Фирмы воспринимают повышение налогов как дополнительные издержки,что приводит к тому, что они сокращают предложение своего товара. В общем, сокращениепредложений фирм ведет к сокращению совокупного предложения. Таким образом, размерналога обратно пропорционален величине совокупного предложения. Зависимость междувнедрением налогов и состоянием совокупного предложения подробно описал в своихработах экономический советник Президента США Рональда Рейгана Артур Лаффер, ставшийоснователем теории «экономики предложения» («supply-side economics»).
Графическое отображение зависимости между доходами государственногобюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера».Между фискальной и стимулирующей функциями налогов существует взаимосвязь и известноепротиворечие. Чрезмерный налоговый пресс (повышение налоговых ставок) снижает уналогоплательщиков стимулы к увеличению капиталовложений, тормозит научно-техническийпрогресс, замедляет экономический рост, что в конечном счете отрицательно сказываетсяна поступлениях в государственный бюджет.
/> А. Лаффер доказал, что результатом снижения налогов является экономическийподъем и рост доходов государства, установил зависимость между доходами бюджетаи уровнем налогообложения, выраженную как отношение налоговых поступлений к валовомувнутреннему продукту. Оптимальным считается уровень изъятия в 30%. За пределамиэтой величины доходы государства не увеличиваются. Происходит это по двум причинам:
1) снижается активность производителей;
2) у налогоплательщиков вырабатывается установка на уклонениеот налогообложения.
На рис.1.3 по оси ординат отложены налоговыеставки R, а по оси абсцисс — поступления в бюджет Y. При увеличении ставки налогадоход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размерналоговых ставок R* обеспечивает максимальное поступление бюджет Y*.
При дальнейшем повышении налогов стимулык труду и предпринимательству падают, и при стопроцентном налогообложении доходгосударства будет равен нулю, потому что никто не захочет работать бесплатно.
/>
Кривая Лаффера
Другими словами, в длительной перспективеснижение чрезмерно высоких налогов обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятостии, следовательно, размера совокупных доходов, подлежащих налогообложению. В результатеувеличится и сумма налоговых поступлений, вырастет объем государственных доходов,уменьшится дефицит, произойдет ослабление инфляции. Понятно, что эффект Лафферапроявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов.
Таким образом, преодолевается противоречиемежду необходимостью максимального увеличения доходов государства и ограниченнымивозможностями хозяйствующих субъектов и населения и обеспечивается увеличение доходовна основе стимулирования роста производства через налоговые ставки, льготы и налоговуюбазу.
Не вдаваясь в подробный критическийанализ этой теории, можно отметить следующее. Без сомнения, повышение или понижениеналоговых ставок оказывает тормозящее или, наоборот, стимулирующее воздействие надинамику капиталовложений. Очевидно, что для каждого государства величина оптимальногоуровня налогообложения индивидуальна и адекватна конкретному этапу его экономическогои социального развития [2, с.44].
1.5 Виды налогов
Существующая классификация налоговв теории налогообложения сложна и многообразна. Мы попытались обобщить наиболеераспространенные классификации налогов в следующей таблице [2, с.8-9]. Признак Вид налога Подвид налога Характеристика По способу взимания Прямые Реальные Облагается имущество Личные Облагается доход Косвенные Налоги на расходы, включенные в цену товара По уровню государственного управления Государственные Уплачиваются по решению государства в государственный бюджет Местные Уплачиваются по решению местных органов власти в местный бюджет Межгосударственные Уплачиваются по решению нескольких государств в общие бюджеты или специальные фонды По плательщикам С юридических лиц Платят юридические лица С физических лиц Платят физические лица С юридических и с физических лиц Платят как юридические, так и физические лица По объекту обложения На имущество Облагается имущество На доходы Облагаются доходы На действия (операции) Облагаются действия (операции) На ресурсы Облагаются ресурсы По полноте прав использования налоговых сумм Собственные (закрепленные) Полностью или в твердо зафиксированной доле постоянно поступают в конкретный бюджет Регулирующие Используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам) По порядку (назначению) использования Общие Обезличенно поступают в государственные бюджеты и используются на любые нужды государства Целевые Специальные Поступают только в целевые бюджетные фонды и используются строго на определенные для них цели Чрезвычайные Введение этих налогов связано с конкретным событием или этапом развития государства, по прошествии этого события или этапа налог отменяется По характеру определения ставок налогов Раскладочные Возникает необходимость покрыть определенные | расходы и государство пропорционально этим расходам раскладывает налоговое бремя на налогоплательщиков Квонтитивные Возникает необходимость сформировать определенный фонд денежных средств и государство формирует этот фонд за счет налоговых поступлений пропорционально возможностям налогоплательщиков уплатить налог /> /> /> /> />
Теория и практика налогообложениявыработали и многие другие классификационные признаки и виды налогов, однако рассмотренныенами выше виды налогов являются основными и наиболее распространенными в литературеи практике стран мира.
1.6 Основные инструменты налогового регулирования
Налоговый механизм — совокупность организационно-правовых норм,методов и форм государственного управления налогообложением через систему надстроечныхинструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.) [1, с14].
В законе о каждом налоге должен содержатьсяисчерпывающий набор сведений, который позволял бы конкретно определить: обязанноелицо, размер обязательства и порядок его исполнения; границы требований государстваотносительно имущества плательщика.
Инструментами налогового механизмаили элементами налоговой системы выступают (см. рис.1.4):
субъект налога,
предмет и объект налогообложения,
база налогообложения,
источники выплаты налоговых платежей,
ставка налога,
налоговые льготы,
налоговый и отчетный период,
санкции,
порядок уплаты и сроки перечисленияналоговых платежей и предоставления отчетов в государственную инспекцию.
Механизм налогового регулированияопирается на законодательную базу и включает ряд инструментов, позволяющих направлятьпредпринимательскую инициативу налогоплательщиков в нужное русло, обеспечивая темсамым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет. Задачейгосударственных органов власти является законодательное утверждение четких критериевкаждого из перечисленных элементов, позволяющее толковать их однозначно в любойситуации.
Совокупность инструментов налоговойсистемы, которая представляет собой налоговое обязательство, выражает взаимосвязьи взаимозависимость составляющих элементов налога как экономико-правового явления.В структуре налогового обязательства налоговая норма (налоговый закон, нормативныйакт) определяет общие правила в налоговой сфере. Она устанавливается и утверждаетсяв определенном порядке. Именно налоговая норма регулирует возникновение, изменение,исполнение и прекращение налоговых обязательств. Без полного перечня выше названныхэлементов налоговой системы обязанность уплачивать налог не может считаться установленнойв законном порядке и в рыночной экономике не влечет за собой финансовых последствийдля субъектов хозяйствования [7, с 234].
налоговая система политика беларусь
/>
2. Налоговая система Республики Беларусь2.1 Формирование налоговой системы Республики Беларусь
Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992году в условиях разрыва экономических связей между республиками, входившими ранеев единый народнохозяйственный комплекс. Проводились многочисленные корректировкиналогового законодательства, которые несколько снижали уровень налоговых изъятий,но принципиально не улучшали саму налоговую систему. Она усложнялась множествоминструктивных указаний, требований, разъяснений. Нарастающий экономический кризисобострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговаяполитика того периода приобрела преимущественно фискальный характер, который выразилсяв чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков.
Стабилизация в экономике Беларуси способствовала развитию налоговойсистеме страны. В 2004 году вступила в силу Общая часть Налогового кодекса РеспубликиБеларусь, которая составляет основу налоговой системы Беларуси. Общая часть Налоговогокодекса устанавливает систему налогов, сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь;основные принципы налогообложения; регулирует властные отношения по установлению,введению, изменению, прекращению действий налогов, сборов и отношения, возникающиев процессе исполнения налогового обязательства; устанавливает права и обязанностиплательщиков, налоговых органов и других участников отношений [11, с.458].
Налоговая служба как орган государственного регулированияэкономики
Действия государств, направленные на выработку, реализацию исовершенствование налоговой политики, осуществляется специальными органами. Их можноразделить на две группы:
Органы общего управления
Органы оперативного управления
К органам общего управления относятся: Национальное собраниеРеспублики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь и Президент РеспубликиБеларусь. Эти органы определяют налоговую политику, утверждают налоговое законодательство,осуществляют общий контроль за соблюдением налогового законодательства.
Органами оперативного управления являются: Министерство по налогами сборам Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Государственныйтаможенный комитет Республики Беларусь. Они разрабатывают проекты форм и методовналоговых отношений, издают соответствующие инструкции.
Основными задачами налоговых служб являются:
Учёт исчисленных и уплаченных налогов в бюджет
Разработка предложений по совершенствованию налогового законодательстваи организации работы налоговых органов.
Осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своейкомпетенции и др. [10, с.115].
Налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет Республики Беларусьв 2010 году
Косвенные налоги
Налог на добавленную стоимость.
Налоговая ставка:
20% — общая налоговая ставка;
10% — реализация производимой на территории Республики Беларусьсельскохозяйственной продукции; при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или)реализации продовольственных товаров и товаров для детей;
0% — экспорт товаров.
Объект налогообложения:
обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных правна территории Республики Беларусь;
ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.
Акциз
Налоговая ставка:
Ставки акцизов установлены в абсолютной сумме на физическую единицуизмерения подакцизных товаров.
Объект налогообложения:
Подакцизными товарами признаются:
спирт и спиртосодержащая продукция;
табачные изделия;
автомобильные бензины, дизельное, биодизельное и судовое топливо,газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемыев качестве автомобильного топлива;
масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
микроавтобусы и автомобили легковые.
ПРЯМЫЕ НАЛОГИ
Налог на прибыль
Налоговая ставка:
24% — для компаний Республики Беларусь и иностранных организаций,не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
12% — дивиденды;
10% — производство лазерно-оптической техники;
5% — продажа информационных технологий и услуг по их разработкечленами научно-технологической ассоциации;
24% -ная ставка, сниженная на 50% — реализация:
высокотехнологичных товаров собственного производства организациями,включенными в перечень высокотехнологичных организаций;
долей в уставном фонде организаций, находящихся на территорииРеспублики Беларусь, либо их части.
Объект налогообложения:
Валовая прибыль (доходы за вычетом расходов).
Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельностьв Республике Беларусь через постоянное представительство
Налоговая ставка:
6% — международные перевозки и транспортно-экспедиционные услуги;
10% — доход от долговых обязательств;
12% — дивиденды и приравненные к ним доходы, доходы от отчуждениядолей в уставном фонде (паев, акций) либо их части;
15% — доходы от отчуждения недвижимого имущества, иных доходов;
5% — доходы по дивидендам, долговым обязательствам, роялти, лицензиям,если источником выплаты такого дохода является резидент Парка высоких технологий.
Объект налогообложения:
Доход иностранных организаций, не осуществляющих деятельностьв Республике Беларусь через постоянное представительство, полученный из источниковв Республике Беларусь.
Подоходный налог с физических лиц
Налоговая ставка:
12% — общая ставка
9% — доходы, полученные:
физическими лицами от резидентов Парка высоких технологий (ПВТ)по трудовым договорам (контрактам);
индивидуальными предпринимателями — резидентами ПВТ;
физическими лицами, участвующими в реализации бизнес-проектав сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов ПВТ по трудовым договорам (контрактам).
15% для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов
Объект налогообложения:
Для налоговых резидентов Республики Беларусь — совокупный доходот источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами РеспубликиБеларусь.
Для нерезидентов — совокупный доход от источников в РеспубликеБеларусь.
Налоги, включаемые в затраты по производству и реализации товаров(работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении
Налог на недвижимость
Налоговая ставка:
1% остаточной стоимости — для организаций;
0,1% — для физических лиц, индивидуальных предпринимателей, кооперативов,садоводческих товариществ;
2% — для организаций, имеющих в собственности объекты сверхнормативногонезавершенного строительства и осуществляющих строительство новых объектов.
Объект налогообложения:
Здания и сооружения:
являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственномведении или оперативном управлении организаций;
расположенные на территории Республики Беларусь и принадлежащиефизическим лицам.
Не признаются объектом налогообложения у организаций:
здания и сооружения сверхнормативного незавершенного строительствапо объектам строительства, финансируемым из бюджета, не завершенные строительствомобъекты жилищного строительства;
здания и сооружения сверхнормативного незавершенного строительствапо объектам строительства, осуществляемого собственными силами без привлечения стороннейстроительной организации.
Налог на землю
Налоговая ставка:
Ставки земельного налога зависят от категории населенных пунктов,кадастровой оценки земель и видов функционального использования. Налоговая базаземельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка,за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством
Объект налогообложения:
Расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки,находящиеся:
в собственности, постоянном или временном пользовании организаций;
в собственности, пожизненном наследуемом владении или временномпользовании физических лиц;
Экологический налог
Налоговая ставка:
Налоговая ставка зависит от количества/объема выбрасываемых загрязняющихвеществ, их вида, срока загрязнения и т.п.
Объект налогообложения:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
хранение, захоронение отходов производства;
перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктовнефтепроводами транзитом;
переработка нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющимипереработку нефти;
производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе50 и более процентов летучих органических соединений;
производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары ииных товаров, после которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие наокружающую среду, а также импорт товаров, упакованных в такую тару.
Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
Налоговая ставка:
Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов установленыв зависимости от вида добываемых природных ресурсов.
Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсовопределяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов.
Объект налогообложения:
Добыча (изъятие) природных ресурсов.
За превышение установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия)природных ресурсов налог взимается в десятикратном размере.
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ
Налог на услуги
(предполагается отменить с 01.01.2011)
Налоговая ставка:
Ставки устанавливаются в размере, не превышающем 5%. Налоговаябаза определяется как выручка от реализации услуг без включения в них налога науслуги.
Объект налогообложения:
Оказание плательщиком услуг:
рынков, ярмарок, выставок-продаж;
гостиниц (кемпингов, мотелей);
ресторанов (баров, кафе);
дискотек, бильярдных, боулинг-клубов;
парикмахерских (салонов красоты), соляриев, косметических услуг;
с недвижимым имуществом, сотовой подвижной электросвязи абонентам;
кабельного телевидения;
по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств дляфизических лиц;
туристических.
Налог на развитие территорий
(предполагается отменить с 01.01.2011)
Налоговая ставка:
Ставки устанавливаются в размере, не превышающем 3%.
Налоговая база определяется как сумма валовой прибыли, оставшаясяв распоряжении после налогообложения (для организаций) или сумма дохода, оставшаясяв распоряжении после налогообложения (для индивидуальных предпринимателей)
Объект налогообложения:
Осуществление предпринимательской деятельности на территориисоответствующих административно-территориальных единиц [13].
Налогообложение в свободных экономических зонах
Налоговая система Республики Беларусь позволяет применять рядльготных режимов налогообложения.
В Республике Беларусь функционирует 6 свободных экономическихзон, резиденты которых вправе применять льготный режим налогообложения. Льготы поэтому режиму распространяются на производство и реализацию импортозамещающих товарови экспортируемых товаров (работ, услуг).
Прибыль резидентов СЭЗ, полученная от такой реализации освобождаетсяот обложения налогом на прибыль в течение пяти лет. В последующем — налог на прибыльуплачивается по ставке, уменьшенной на 50 процентов от общеустановленной ставки,но не более чем по ставке 12 процентов. Резиденты СЭЗ освобождены от налога на недвижимость.
При реализации в республике импортозамещающей продукции собственногопроизводства налог на добавленную стоимость, исчисляемый по ставке 20 процентов,уплачивается в половинном размере.
Парк высоких технологий
Резидентам Парка предоставлены значительные налоговые льготы,позволяющие не уплачивать основные налоги: налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость.Доходы, которые получают физические лица от резидентов парка, облагаются по ставке9% вместо установленных в стране 12%. Социальные отчисления производятся по ставке34% не с общей суммы фонда оплаты труда, а с суммы фонда оплаты труда, превышающейоднократный размер средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующиймесяцу, за который должны быть уплачены социальные платежи.
С доходов, получаемых от резидентов парка иностранными компаниямипо долговым обязательствам, роялти, лицензиям и в виде дивидендов, налог взимаетсяв размере не превышающем 5%.
Резидентами парка могут стать компании, осуществляющие деятельностьисключительно в сфере создания программного обеспечения информационных систем, атакже в области естественных и технических наук (научно-исследовательские, опытно-технологическиеработы). Компании, деятельность которых не полностью соответствует названным направлениям,могут зарегистрировать в парке бизнес-проект и пользоваться аналогичными льготамив отношении бизнес-проектов.
В республике особое внимание уделяется созданию оптимальных условийдля развития малого бизнеса. Для этой цели разработана упрощенная система налогообложения.На упрощенную систему могут претендовать компании с численностью работников до 100человек и размером годовой выручки не более 980 тысяч евро. Привлекательность упрощеннойсистемы налогообложения состоит в ведении упрощенного учета, а также в том, чтоуплата одного налога заменяет практически все налоги. А компании с численностьюработников до 15 человек и выручкой не более 280 тысяч евро в год применяют упрощеннуюсистему без уплаты НДС.
Ставка налога при упрощенной системе установлена:
для компаний, не уплачивающих НДС — 8% от выручки,
для компаний, уплачивающих НДС — 6% от выручки.
Налогоплательщик имеет право выбрать УСН с уплатой НДС или безуплаты НДС.
Еще один льготный режим налогообложения введен в 2008 году ДекретомПрезидента Республики Беларусь № 1 и направлен на активизацию бизнеса в малых городахи сельской местности. Компании, созданные в населенных пунктах с численностью до50 тысяч человек и осуществляющие там свою деятельность, освобождаются в течениесеми лет от налога на прибыль в отношении реализации товаров (работ, услуг) собственногопроизводства, не уплачивают налог на недвижимость и местные налоги [12, с.128-130].
О международных соглашениях Республики Беларусь в сфере налогообложения
Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 25 января 2008 г. № 2 «О формировании правовой базы таможенного союза в рамках Евразийского экономическогосообщества» принято Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспортеи импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (далее — Соглашение). В Республике Беларусь Соглашение ратифицировано Законом РеспубликиБеларусь от 9 июля 2008 г. № 391-З «О ратификации Соглашения о принципах взиманиякосвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услугв таможенном союзе».
Соглашение определяет порядок взимания косвенных налогов приэкспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг по принципу страныназначения в условиях предполагаемой отмены таможенного контроля и таможенного оформленияв торговле между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстанв 2010 году. Конкретный механизм реализации Соглашения будет определен международнымиПротоколами [15].
О налогообложении работ, услуг во взаимной торговле РеспубликиБеларусь и Российской Федерации
Республика Беларусь и Российская Федерация выполнили необходимыевнутригосударственные процедуры по вступлению в силу Протокола между ПравительствомРеспублики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке взимания косвенныхналогов при выполнении работ, оказании услуг от 23 марта 2007 года. Приняты соответственноЗакон Республики Беларусь от 16 июля 2007 г. № 259-З и Федеральный закон Российской Федерации от 1 апреля 2008 г. № 34-ФЗ.
Положениями Протокола закрепляется порядок налогообложения, прикотором взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляетсяв государстве, территория которого признается местом их реализации. В зависимостиот вида работ (услуг) место их реализации будет определяться:
по месту фактического выполнения работ;
по месту регистрации налогоплательщика, приобретающего работы;
по месту регистрации налогоплательщика, выполняющего работы.
Непосредственно налоговая база, ставки косвенных налогов, порядоких взимания и налоговые льготы по тем работам и услугам, местом реализации которыхпризнается территория Республики Беларусь, определяются в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь.
На взаимной основе Протоколом также определяются особенностиналогообложения работ по производству товаров из давальческого сырья и материалов,по ремонту, модернизации, переоборудованию транспортных средств, а также по изготовлениюпродукции, выполняемых по договорам подряда. При их выполнении применяется “нулевая”ставка налога на добавленную стоимость, а изготовленные товары и отремонтированныетранспортные средства будут облагаться налогом в том государстве, на территориюкоторого они ввозятся. На двусторонней основе Протокол вступил в силу 1 мая 2008года [14].
О заключении Соглашения между Правительством Республики Беларусьи Правительством Республики Таджикистан о налоге на добавленную стоимость, уплачиваемомдипломатическими и приравненными к ним представительствами
По предложению Таджикистанской Стороны в целях реализации нормзаконодательства Беларуси и Таджикистана подготовлен проект Соглашения между ПравительствомРеспублики Беларусь и Правительством Республики Таджикистан о налоге на добавленнуюстоимость, уплачиваемом дипломатическими и приравненными к ним представительствами(далее — Соглашение).
11 апреля 2008 г. принят Указ Президента Республики Беларусь№ 205 «О проведении переговоров по проекту Соглашения между ПравительствомРеспублики Беларусь и Правительством Республики Таджикистан о налоге на добавленнуюстоимость, уплачиваемом дипломатическими и приравненными к ним представительствами,и подписании данного Соглашения». В соответствии с данным Указом на проведениепереговоров по проекту Соглашения и на его подписание был уполномочен заместительМинистра финансов Республики Беларусь И. Шунько.
Полномочия на подписание Соглашения от Таджикистанской Стороныбыли даны Чрезвычайному и Полномочному послу Республики Таджикистан в РеспубликеБеларусь А. Сафарову. Подписание Соглашения состоялось в Министерстве финансов РеспубликиБеларусь 18 апреля 2008 г.
Соглашением предусмотрено на условиях взаимности освобождениеот обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации на территориигосударств Сторон товаров и предоставление объекта аренды для официальной деятельностидипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользованиядипломатического и административно-технического персонала этих представительств.Освобождение оборотов по реализации на территории государств сторон названных объектовпроизводится путем возврата (возмещения) сумм налога. Соглашение вступит в силуна пятнадцатый день с даты получения последнего письменного уведомления о выполненииСторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу[16].
Пути совершенствования налоговой системы.
В ходе выполнения своих основных функций налоговая система призванаобеспечивать максимально возможное сокращение государственного бюджета, давая широкийпростор развитию рыночных форм хозяйствования. Работа по дальнейшему совершенствованиюналоговой системы в текущей пятилетки приобрела более активный характер. В соответствиис поручением Главы государства создана рабочая группа для подготовки предложенийстратегического и стимулирующего характера по упрощению налоговой системы РеспубликиБеларусь, обеспечению стабильности в этой области, исключению множественности документовв сфере налогообложения и снижению налогового давления на экономику.
Выработанные рабочей группой подходы коснулись как упрощенияналоговой системы Республики Беларусь в целом, так и порядка исчисления и уплатыконкретных налогов, а также решения проблемных вопросов налогообложения с учётомрезультатов практического применения норм налогового законодательства.
Для более простого, чёткого и стабильного регулирования соответствующихвопросов налогообложения ряду налоговых законов был дополнительно придан характерзаконодательных актов прямого действия. В наибольшей степени это коснулось законовРеспублики Беларусь “О налоге на добавленную стоимость”, “Об акцизах” и “Оналогах на доходы и на прибыль”. В результате количество нормативных правовых актовМинистерства по налогам и сборам Республики Беларусь существенно сократилось.
Проектом Основных направлений бюджетно-налоговой политике РеспубликиБеларусь на 2009-2010 года предусмотрено, в перспективе, принятие ряда мер по упрощениюналоговой системы и снижению налоговой нагрузки. При этом принято решение о целесообразностивопроса об отмене:
Местных целевых сборов, уплачиваемых из прибыли, остающейся враспоряжении предприятий после налогообложения;
Сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственнойпродукции, продовольствия и аграрной культуры;
Местных налогов — налога с продаж товаров в розничной торговле;
Налога на доходы от операций с ценными бумагами.
Также вступление в силу Особенной части Налогового кодекса РеспубликиБеларусь с 1 января 2010 года значительно упростил налоговое законодательство ипорядок налогообложения в стране, позволил субъектам хозяйствования и гражданамруководствоваться систематизированным налоговым законодательством.
Введения этого документа вызвано необходимостью создания систематизированногозаконодательного акта, который бы обеспечивал комплексный подход к упорядочениюнорм и положений, обеспечивающих процесс налогообложения, исходя из направленийсоциально-экономического развития страны.
Вместе с тем создание условий для формирования благоприятногоинвестиционного климата заключается не только в предоставлении отдельных мер стимулирования,но и в упрощении процедур налогового администрирования и создании максимальногокомфорта своих налоговых обязательств.
Главная цель реформы — реально обеспечить эффективное, равноеи справедливое налогообложение всех экономических агентов, как граждан, так и предприятийнезависимо от их организационно — правовых форм, видов собственности и отраслевойпринадлежности. На практике это, прежде всего, означает существенное повышение ролииндивидуального подоходного налога при одновременном снижении налоговой нагрузкинепосредственно на производственные активы предприятий за счёт перестройки налоговна прибыль и недвижимость и перехода к европейской модели налога на добавленнуюстоимость.
Построенная на таких принципах система должна, с одной стороны,за счёт более высокой эластичности обеспечить достаточные поступления в бюджет,с другой, — быстро и адекватно реагировать на изменения в экономической конъюнктуреи создать благоприятных условия для восстановления темпов экономического, инвестиционногороста [3, с.140-142].
Заключение
Проанализировав информацию, изложенную в данной работе мы пришлик некоторым выводам и умозаключениям:
1. Налоги нужно платить. Помимо сугубо финансовой функции налоговыймеханизм используется для воздействия государства на сферу экономики, политики исоциальной защиты граждан.
2. Налоги выполняют три основных задачи. Первая задача сбор средствдля государства и общества. Вторая — снижение разницы в уровнях доходов граждан.Третьей функцией является экономическое стимулирование трудовой активности населения.
3. Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговаясистема. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитиехозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития.
В ходе нашей работы мы решили такие задачи:
· Дали характеристику основным понятиям налоговой системы;
· Раскрыли сущность и особенности налоговой политики;
· Рассмотрели влияние налогов на экономику;
· Охарактеризовать построение налоговой системы Республики Беларусь.
Применяемая в республике налоговая система имеет общепризнанныйнабор налоговых платежей, используемых в европейских странах и в странах СНГ, однакоактивное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности,в Евразийском экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования национальнойналоговой системы.
Формирование равной налоговой нагрузки в пределах объединеннойэкономики является базовым условием формирования единого налогового пространства,обеспечивающим свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условияразвития национальных экономик.
Таким образом, Республике Беларусь необходимо используя зарубежныйопыт реформировать свое налоговое законодательство с целью его упрощения и большейпрозрачности для населения. Оптимальным можно считать способ взаимоотношений федеральногобюджета и местных бюджетов, когда налоги и сборы непосредственно относящиеся к территориямвзимаются в их бюджеты полностью (илибольшая часть), что способствует конкуренции между местными органами власти с цельюпривлечения инвестиций и непосредственного развития подконтрольных территорий.
Тем не менее, налоговая система Республики Беларусь от началасвоего становления достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузкии организации всего процесса налогообложения.
Список использованных источников
1. Адаменкова С. И, Евменчик О.С. Налогообложение: пособие — Минск.:Элайда, 2009 — 256 с.
2. Карагод В.С., Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФА — М, 2004 — 288 с. — (Профессиональное образование).
3. Налоги: Учеб. пособие/ Под ред.Д.Г. Черника. — 4-е изд., перераб.и доп. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 544 с.: ил.
4. Тарасова В.Ф., Савченко Т.В., Семыкина Л.Н. Налоги и налогообложение:Учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2004. — 288 с.
5. Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов. — М.:«Приор-издат», 2004. — 496 с.
6. Налоги и налогообложение: Учебник / Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, Т.И.Василевская и др.; Под общ. ред Н.Е. Заяц. — Мн.: Высш. шк., — 303 с.
7. Налоги: Учебник для студентов вузов / [Н.Н. Селезнева и др.]; подред.Д.Г. Черника, И.А. Майбурова, А.Н. Литвиненко. — 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 479 с.
8. www.wikipedia.org.ru (28.11.2010.18:35)