Название: Структуры и функции морали Учебная работа по дисциплине: – Бесплатные рефераты, курсовые, контрольные работы. Этика и эстетика РОСЖЕЛДОР Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский Государственный Университет путей и сообщения» в г. Туапсе Контрольная работа № 1 По дисциплине: Этика
По теме: Структуры и функции морали. Приняла: ст. преп к.и.н. Напсо Н.Т. Туапсе 2008 Содержание работы Введение 1. История морали 2. Структуры морали 3. Функции морали Заключение Список использованной литературы Введение В обществе существует много правил, обычаев, норм, принципов, которыми люди руководствуются по отношению
друг к другу и обществу в целом. Часть этих правил должна соблюдаться в обязательном порядке. Они зафиксированы в специальных законах, издаваемые государственной властью. Государство может в принудительном порядке заставить их выполнять. Это правовые нормы, законы и другие нормативные акты, но все они не могут охватить всего круга человеческих взаимоотношений. Есть ещё много сторон человеческого общения, которые не могут регламентироваться силой
закона, принудительно. Все правила ,обычаи , принципы , которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях друг с другом и по отношению к обществу и которые поддерживаются общественным мнением называются моралью или нравственностью, что равнозначно. Все религии мира, в частности христианская, считают, что принципы морали вечны и неизменны, что их источником является Бог. Он раз и навсегда определил, что нравственно, а что нет.
Он узаконил это в «специальных» заповедях – в библейском Ветхом завете. Данные заповеди гласят: – не произноси имя господа понапрасну; – помни день субботний; – почитай отца и мать свою; – не убий; – не прелюбодействуй и т.д. Подобные заповеди обнаружены в найденных в 1901 г. списках законов вавилонского царя Хамураппи, жившего на тысячелетие раньше образования иудейской религии, а также похожие предписания были найдены в буддийских книгах: «я соблюдаю заповедь воздерживаться от воровства»; «я соблюдаю заповедь воздерживаться от непозволительного полового общения»; «я соблюдаю заповедь воздерживаться от лжи и обмана». Даже в недавнем прошлом враждебная по отношению к религии, коммунистическая мораль, и та имела свой кодекс, большей частью своих положений, основанных на древних заповедях: «гуманные отношения и взаимное уважение между людьми», «человек человеку друг – товарищ и брат», «честность и правдивость,
нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни», «непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и т.д. Итак, анализируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что основой морали (нравственности) являются созданные много веков назад заповеди, в которых излагаются основные критерии моральных норм и правил, но каждый временной отрезок вносит свои коррективы в структуру и функции морали, которые нам предстоит
рассмотреть в данной работе. 1. История морали Первоначальная мораль была слита в единое целое с религией и правом. Это была единая система регуляции жизни первобытного общества, её основу составляла система табу (система запретов). Эти запреты не имели рационального обоснования, но передавались из поколения в поколение, как традиции. К основным из них относились – запрет на убийство сородича, а также запрет на лишение пищи (самого ценного в первобытном обществе) слабого и больного.
Подобная система устраивала первобытных людей, но с развитием отношений между разумными людьми постепенно из общей сферы регуляции выделилось право, которое обобщило долгий опыт разрешения типовых конфликтных ситуаций, но право всегда апеллирует к традиции религии и морали, как факторами, освещающими его деятельность, т.е. опирается на нормы морали и религиозные нормы при создании права. Изучение морали и нравственности занимало одно из важных мест у философов разных периодов времени. Наиболее ранние этические учения упоминаются в древней китайской философии, которые возникли примерно в V в. до н.э Стержнем данных учений является триада – «знание – действие – нравственность». Философия в Китае, прежде всего этика и политика. Этические критерии определяют и знания в целом, и философию в частности. Знания, прежде всего, относятся как путь к нравственному совершенствованию.
Высшее знание – это знание о добродетелях великих людей и правилах поведения на всех ступенях общества, от собственной семьи до дворца. Все другие виды знаний – математика, астрономия, медицина и т.д объявлялись низшими. В западной культуре наоборот. В древнем Китае этические учения формировались под воздействием четырёх основных направлений и изучались в четырёх школах. 1. ЛЕГИСТОВ (законников) – главной моралью считалось служение императору и небу, только император имеет
некоторую свободу, но он должен выполнять волю неба и расположить подданных к себе справедливым правлением. 2. МОИЗМ (экономическая) – главной моралью является регуляция экономических отношений, с целью поднятия благосостояния общества и государства через торговлю, скотоводство и т.д. 3. ДАОСИЗМ, основателем которой является Лао-Цзы (старший современник Конфуция). Главный принцип: не действие, т.е. воздержание от активного вмешательства в дела мира.
Не надо ставить цели в жизни они порабощают человека. Нужно уподобиться природе и сливаясь с ней добиться бессмертия. 4. КОНФУЦИАНСТВО. Основатель – Кун-Фу-цзы. В центре внимания конфуцианства проблемы этики, воспитания человека, политики. Нравственное совершенствование воплощено в стремлении жить во взаимном согласии с людьми и с собой, быть человеколюбивым, почтительным. Главным моральным правилом Конфуция: «не делай другим того, чего не желаешь себе». Идеалом морального человека выступает «благородный муж», который противопоставлен «низкому человеку». Если благородный следует долгу и закону, то низкий думает только о себе и о своей выгоде. Долгое время учения Конфуция были официальной идеологией императорского Китая, а учение его является известным не только на родине, но и во всём мире.
К интересным заключениям пришли философы античных времён – учения древних греков и древних римлян. Такие философы как: Аристотель, Эпикур, Сенека, Эпиктет, Аврелий и другие, являлись родоначальниками, а точнее сказать основателями античной философии, которая положила начало западной философии, почти всех её последующих школ, идей и представлений, именно здесь родилась европейская культура и цивилизация. Именно римские стоики (Зенон,
Посидоний, Марк Аврелий) впервые заговорили о совести, как функциональном понятии морали и о воле человека, как механизме морального действия. Развиваются представления вины и греха человека, даже мудреца, который раньше был безгрешный. Знатный патриций Сенека выдвигает идею равенства людей перед судьбой и природой. Истинная ценность человека в его добродетели, которое не зависит от рождения. Благородство духа не передаётся по наследству, оно зависит от самого человека, от направленности его
воли. 2. Структуры морали Слово «Мораль» пришло к нам из французского языка, а во Францию – из Древнего Рима, но само понятие о морали, т.е. об определённых правилах поведения человека среди людей, существовало задолго до появления самого слова «Мораль». К морали относятся определённые принципы, идеалы, нормы, которые направляют, регулируют поведение людей. Например, принципы гуманизма (человечность, милосердие, справедливость), нормы (не убивай, не воруй, не лги), правила (не делай другому того, чего не желаешь себе; почитай старших; не завидуй и не посягай на чужое). Мораль противостоит злой нравственности, примером которой могут служить такие суждения: «Человек человеку – волк», «с волками жить – по-волчьи выть», «своя рубашка ближе к телу». У морали доброе сердце, в ней всегда проявляется забота не только о себе, но и о других. Полной противоположностью является аморальность и безнравственность поступков и убеждений, которые
эгоистичны, себялюбивы, всегда утверждают свою исключительность: только я, только для себя, а остальное – гори всё синим пламенем, мне всё до лампочки. Самое страшное последствие подобных аморальных суждений в том, что они ведут к разрушению, вражде, разделяют людей, толкают их на гибельный путь. С помощью понятий «Добра», «Зла», «Совести», «Долга» этика изучает мораль и излагает своё содержание. «Зло» – это нарушение морали. Это понятие выражает всё то, что заслуживает осуждения, презрения, и
обязательно должно быть преодолено человеком, обществом. «Зло» находится там, где человека обижают, унижают, оскорбляют, где к человеку относятся как к вещи, с помощью которой можно извлечь себе выгоду. Зло – это всё то, что губит душу, способствует нравственной деградации (разрушению) личности. Понятие зла охватывает все отрицательные явления: подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство. Зло делиться на большое и малое. К большому относится общественное зло (эксплуатация, захватнические
войны, преследование инакомыслящих и инаковерующих людей). Где царит зло большое, имеет место зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, нравы, в психологию людей. Хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей (даже своих родственников). Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда руководители равнодушны к судьбам своих соотечественников, когда живут на нечестно заработанные средства – всё это есть моральное зло. Всё что противоположно злу, есть добро. В его понятии выражается всё самое светлое, надежды, желания – стремление к человечности и гуманизму. Под добром понимается всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности человека, совершенствованию общества. Говоря об улучшении жизни, имеется в виду каждый человек, т. к. гуманная мораль утверждает: нельзя быть по-настоящему счастливым, когда вокруг другие несчастны.
Итак, добро и зло служат ориентиром при освоении огромного морального мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. Но каждому человеку суждено вырабатывать свою личную моральную позицию, самому делать свой выбор. При этом каждый человек ориентируется, выбирая свой моральный путь, свою линию поведения, на общечеловеческие, абсолютные, моральные ценности и идеалы, т.к. они являются вечными и духовными.
Слово «идеал» произошло от греческого «идея», что значит понятие, представление. Когда мы говорим «идеальный», мы имеем в виду самое лучшее, совершенное во всех отношениях. Моральный идеал – это всё самое лучшее, что выработано моралью. Его можно сформулировать кратко и чётко: это всеобщее единение людей. Именно духовное единство служит высшим моральным образцом, на который ориентируются люди в своём стремлении
к совершенству, которое достигается только через соблюдение принципов и норм морали. Вот как отзывается Платон об идеале: «…это высшее благо трудно ухватить логически, но в общих чертах можем определить его тремя моментами: истина, добро и красота». У Аристотеля имелась своя точка зрения: «…высшее благо – это разумная деятельность души, это равновесие между страстями и разумом, которое достигается через морально-этические качества. С помощью разума человек способен охватить мир, но при этом нужно ещё устранить животное начало в себе. Вторым ориентиром для выработки моральных позиций человека являются ценности, которых великое множество. У каждого человека складываются свои ценности, под которыми принято понимать те идеи, принципы деятельности или же предметы, которые людям особенно дороги, полезны и необходимы для жизни. Человек выстраивает для себя как бы «пирамиду ценностей».
При определении линии своего поведения человек ориентируется на неё, выбирает чему отдать предпочтение по сравнению с другими ценностями. Ценности бывают: малозначительные, относительные, живущие короткое время, но существуют ценности особо значимые – главные человеческие, живущие вечно и одинаково важные для всех людей – это человеческая жизнь, свобода, семья, Родина, истина, вера, справедливость и т.д. В долгой истории человечества существовало много разных
ценностей и идеалов. На исторической арене сменяли друг друга разные личности, народы, государства, классы, цивилизации. Но из эпохи в эпоху передаются проверенные временем моральные правила, ставшие общечеловеческими духовными ценностями, которые помогали и помогают человеку выбирать линию своего поведения. Люди всегда осуждали подлость, предательство, жестокость, воровство, ложь, клевету. Но ценили доброту, честность, самообладание, скромность.
Самой высшей моральной ценностью является любовь к ближнему человеку. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас своими интересами. В этом и проявляется любовь. В XVIII в. И.Кант, изучив историю морали, сформулировал закон добра, который звучит примерно так: «поступай так, чтобы твои действия стали образцом для всех, всеобщим моральным законом». Но кто же контролирует моральный выбор человека в его поступках, действиях? Считается, что существуют две изначальные позиции для своего морального самоопределения. Одна из них – «культура стыда». В ней человек пытается рассмотреть себя глазами другого человека, и под этим взглядом, есть ли он или представляется, испытывает стыд за свои неверные поступки и намерения, если они не совпадают с общепринятыми в коллективе.
Каждый свой шаг человек соизмеряет и обосновывает с мнением окружающих его людей, одобрение которых хочет заслужить. Поведение коллективно согласованно. В этой культуре любой поступок, не соответствующий общепринятому, подозрителен, подвергается осуждению либо осмеянию. Человек воспринимает общий тон, становится частицей общего морального сознания, коллективного представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Культура стыда возникла тогда, когда человек не мыслил себя отдельно от рода. Со временем стала формироваться другая культура или установка морального сознания – культура вины. Она связана с возникновением более развитой личности, ощущающей свою личную зависимость уже не от окружающих, а от высших сил. Становится стыдно не перед окружающими, а перед самим собой, т.е. выполняется внутренний самоконтроль за своими деяниями, думами и размышлениями.
Этой функцией занимается – «совесть» внутренний голос, внутренний моральный контроль. Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действиям. Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью: человек сам сознательно анализирует свои обязанности, сам сознательно требует от себя их выполнения и сам же сознательно себя критикует, даёт оценку своим поступкам. Получается, что «совесть» – это осознание своего долга и ответственности, т.е. самооценка человека. Совесть, сознание долга, проявляются необязательно на уровне рассудка, а иногда и, прежде всего на уровне глубоко личностного чувства. Человек может не вполне осознавать, почему «совесть» велит ему поступать именно так, а не иначе. Руководствуясь «совестью», человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добре и зле. Когда внутренний голос (самоконтроль) говорит человеку, что он поступил честно, правильно, т.е. не
совершил ничего плохого, выступил на стороне добра, «совесть» человека чиста, спокойна и наоборот. Никто не знает точно, откуда у человека «совесть», почему она обладает такой силой, всё видит и знает, почему умеет подсказать нам, какой сделать выбор, почему умеет дать внутреннюю оценку нашему выбору, нашему поступку, почему именно перед «совестью» нам надо держать ответ. 3. Функции морали Философы утверждают, что у морали три основных функции: оценивающая, регулирующая,
воспитывающая. Оценивающая: все поступки, всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, хорошо это или плохо, добро это или зло. Если человек хочет оценить с моральной точки зрения (поступки людей, поведение), то он пользуется терминами добра и зла, либо близкими по значению понятиями: честь – бесчестие, порядочность – низость, подлость и т.д.; при этом выражает свою моральную оценку. Оценка влияет на практическую деятельность, иначе она
была бы не нужна. Когда явление оценивается как добро, то к нему надо стремиться, если как зло – то искоренять и избегать. Следовательно, оценивая окружающий мир, мы что-то в нём изменяем и, прежде всего себя, свою позицию, поведение, мировоззрение. Мораль помогает нам в поиске истинных ценностей. Регулирующая: мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни – в труде, быту, политике, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-общественное значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определённые общественные устои, строй жизни и формы общения. Мораль регулирует движение нашей жизни через мнение окружающих людей, общественное
мнение, через внутреннее убеждение личности, через совесть. Человек очень чуток к мнению окружающих, ему не безразлично, что о нём думают, следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение, причём такое регулирование основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии. Но бывают случаи, когда общество находится под властью предрассудков, невежества, тупости, корысти.
Поэтому человек, живя в обществе, должен прислушиваться к своему мнению, а самое главное уметь правильно его оценивать, не быть рабом общественных отношений. Воспитательная: мораль занимает особое положение в воспитательном процессе, помимо воспитания со стороны других людей (родителей, учителей, общественного мнения), а также самовоспитания. Дело в том, что мораль присутствует везде, она входит во все части человеческой деятельности, а значит
и в воспитание – умственное, физическое, эстетическое – и является для воспитания самым высоким ориентиром, выдвигая перед ним моральные идеалы. Из особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и её особая задача в обществе: придавать воспитанию правильную ориентацию, способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов, т.е. способность человека заботиться о других так же, как и о себе. Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг другу. Мы своим поведением никогда не должны угнетать интересы и права других людей. Иначе говоря, воспитательная задача морали в том, чтобы воспитывать человека, умеющего действовать справедливо и гуманно. Заключение В 21 веке вокруг нас всё меньше становится друзей, ведь они для многих являются средством поднятия ещё на одну ступень выше, многие (большинство) шагают по головам других и процветают. Но эти люди не понимают, что, отступив от принципов морали, они становятся игроками в
игре без моральных правил, где принято предавать, обманывать. Мгновенная выгода от какого-нибудь аморального поступка может обернуться неудачей в перспективе. Хотя было бы не совсем верно полагать, что в жизни злой поступок будет обязательно наказан. Люди, ценящие общечеловеческие ценности в такой игре участие не принимают. Ни один человек не рождается ни подлецом, ни героем.
Он как скульптор высекает себя из глыбы мрамора, зачастую почти незаметными делами творит себя, а подвиги или преступления являются результатом этой работы. Но большинство людей имеют надёжную духовную опору – мораль, которой пользуются в соответствии с её требованиями, принципами и нормами. Ведь как учит древняя мудрость, жить по законам морали практичнее, чем нарушать их, ибо в противном случае потеряешь гораздо больше, чем приобретёшь.
Список использованной литературы 1. Большая Советская Энциклопедия. т. 16 2. Бондаренко Ю.А. У истоков современной морали . 1991г. 3. Ватин И.В Верещагин В.Ю. и др. Основы философии в вопросах и ответах. 2002г. 4. Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание . 2000 г.