Струнные инструменты в Испании XV – XVII века

Скольким людям яне нравлюсь,  
Скольких сам сужуя строго!
Мне опаснейизливаться,
Ибо я один, ихмного.
Слухи про меня — частенько
Просто выдумки исказки;
Но, признаться,сам я тоже
Иногда сгущаюкраски…
Франсиско деКеведо-и-Вильегас
От виуэлы к гитаре
XV век знаменуетновый этап в истории Испании, в том числе в истории её культуры. В самом концеэтого столетия завершается реконкиста – восьмивековый процесс обратногозавоевания христианскими государствами почти полностью завоёванногомусульманами в 711 г. пиренейского полуострова. К этому времени испанскаямузыка вступает в полосу расцвета, обусловленного живительным дыханиемРенессанса, хотя на испанской почве он принял отличные от остальной Европычерты.
В 1482 г.Бартоломе Рамос де Пареха (Bartolome Ramos de Pareja) публикует свой трактат«Практическая музыка», где он категорически высказывается в пользу темперациимузыкальных интервалов (предвосхищая, таким образом, современныйтемперированный музыкальный строй). Трактат Пареха сыграл огромную роль виспанской музыке, несмотря на то, что он в течение всего XVI в. служил мишеньюдля нападок. Именно на испанской почве пышно развилась инструментальная музыка.Возникла целая школа выдающихся композиторов и блестящих виртуозов на виуэле.
Открытие Колумбомв 1492 году Америки создало предпосылки проникновения европейской, в первуюочередь испанской культуры в Новый свет, правда, это проникновение, посвидетельству современников, например, Бартоломе де лас Касаса, носиложестокий, крайне антагонистический характер. Так или иначе, но путь дляэкспансии испанской музыкальной культуры в Новый Свет был открыт, но это ужедругая история.
Томас Луис деВиттория«Золотой век» (Siglo de Oro) — таков прочно укоренившийся термин,которым называют испанское Возрождение — блестящий период испанского искусства,начавшийся в конце XV века и охвативший весь XVI и первую половину XVIIстолетия. Искусство эпохи Возрождения в Испании поражает обилием имензамечательных писателей, драматургов, живописцев, разнообразием художественныхнаправлений. «Золотой век» — время расцвета испанского театра, выдвинувшеготаких мастеров,
Кристобаль деМоралескак Хуан дель Энсина, Лопе де Руэда, Лопе де Бега, Тирсо де Молина,Кальдерон; время расцвета испанской литературы, увенчанной творчеством великогоСервантеса; время расцвета испанской живописи, давшей миру Эль Греко и Риберу,Веласкеса и Сурбарана, несколько позже Мурильо; на таком же высоком уровненаходилась музыка их старших современников. Наивысшие достижения испанскоймузыки связаны с именами величайших полифонистов: Томаса Луиса Витториа (1548 — 1611) прозванного «испанским Палестриной», Кристобаля Моралеса (1500 — 1553),Томаса де Санта Мариа (ок. 1510 — 1570) и Франсиско Герреро. Они былипредставителями культовой полифонии — их творческое наследие почтиисключительно представлено духовной музыкой. Это не удивительно, если учесть,что церковь играла огромную роль в Испании XV — XVII веков. Под ее началомпроисходила реконкиста, она была вдохновителем крестовых походов. Испанскийцерковный суд — инквизиция — прославился неслыханной жестокостью.
Однако в этойстране религиозной нетерпимости существовало и развивалось полнокровное,разнообразное светское искусство, представлявшее вокальный и инструментальныйжанры, в сфере которых Испания в XVI веке во многом опережала другиеевропейские страны. Именно в испанской инструментальной музыке того временивырабатывалось понятие «стиля», формировалось (раньше, чем в остальной Европе)искусство вариационной разработки. Испанские ин-струменталисты XVI века умелираскрыть в своих сочине-ниях богатейшие мелодические и ритмические возможностииспанской народной музыки. В частности, благодаря им, в общеевропейскуюкомпозиторскую практику проникли сарабанда, чакона, фолия, пассакалья инекоторые другие национальные испанские формы, не утратившие своего жанровогозначения в профессиональной музыке до наших дней.
Vihuela de arco(илл. из «Cantigas»)Излюбленным инструментом для светскогобытового музицирования, подобно вёрджинелу в Англии или лауду (лютне) воФранции, Италии и Германии, в Испании в XVI веке была виуэла (vihuela) —струнный щипковый инструмент, имевший пять рядов (хоров) струн: 4 двойные(настроенные в унисон) и 1 одинарная (сольная). Виуэла – инструмент, ведущийпроисхождение от средневековой смычковой виуэлы (vihuela de arco). В процессеразвития этого инструмента количество рядов струн увеличилось до семи. Поначалуна виуэле играли посредством плектра (vihuela de рeñо1а), но еще в XVвеке, под влиянием лауда, перешли на ручной способ игры, сделав, таким образом,виуэлу в точном значении слова щипковым инструментом. Такая виуэла называлась«ручной виуэлой» (vihuela de mano). В XVI веке в Испании существовали триосновных типа виуэлы, различавшихся размерами и, соответственно, тесситурой:малая (дискант), средняя (наиболее употребительная) и большая (басовая) виуэлы.В XV—XVI веках в Испании появились не только многочисленные табулатуры, но иучебные пособия, теоретические трактаты, посвященные этому инструменту. Виуэлабыла особенно популярна в аристократических кругах, правила хорошего тона иаристократического воспитания требовали владения искусством пения под виуэлу.Роль инструмента не сводилась к сопровождению вокальной партии. Очень частовиуэлист проигрывал вначале всю пьесу, и это способствовало развитию сольногоинструментального исполнительства. Виуэла звучала при дворе Карла V и ФилиппаII. О популярности инструмента говорит тот факт, что за один только короткийпериод с 1535 по 1578 гг. в Испании были опубликованы 10 сборников пьес длявиуэлы…
Молодой Карл VКарлV очень хорошо пел и не терпел фальши, когда он слышал не ту ноту,останавливался и делал грубое замечание. Многое в поведении Карла казалосьстранным, в этом видели его сходство с матерью – Хуаной Безумной.
Она была дочерьюпервых католических королей Испании — Изабеллы и Фердинанда. Детские годыинфанты прошли в мрачных стенах величественного королевского замка – дворцаКифюэнтес. Супругом Хуаны стал эрцгерцог австрийский Филипп Красивый; наверное,уже никогда не узнать правду их отношений. По одним источникам эти двое любилидруг друга, как Ромео и Джульетта, по другим – Хуана очень страдала отбезответной любви к своему супругу, и это беспокоило её мать – Изабеллу. Послесмерти мужа Хуана впала в меланхолию, два года она возила везде за собой еготело, не в силах расстаться с тем, кто наконец стал принадлежать только ей.Пошли слухи о том, что королева тронулась умом, так и осталась она в историиХуаной Безумной, прожившей пятьдесят лет в глубоком трауре.
После смертиматери ум её сына Карла ещё глубже погрузился в мрачные мечты – ему казалось,что она зовёт его к себе, мысли его обратились от дневных мирских занятий кспасению души, и он наконец решил исполнить давно задуманный план.
Путь в монастырьКарл V совершал пешком, решение завершить свои дни на лоне дикой природы, вуединении, он принял давно. Карл позаботился о том, чтобы была написаналетопись его правления, поскольку очень хорошо знал, как быстро забывают наземле имена и события. Однако слушать эту летопись отказался, — «Пусть другиечитают, когда я умру…».
Ему принадлежитещё одна фраза: «Счастье – развратная женщина, она ласкает только юношей». Карлуже не мог сесть на коня — приступы подагры довели до того, что человек,проводивший дни и ночи в седле, теперь едва передвигал ноги. Своим последнимприютом он избрал монастырь Святого Юста. Карл был так слаб, что всю дорогу кВальядолиду, где жила королевская семья, его несли на носилках. В городеготовились к торжественной встрече — колокольным звоном, иллюминацией ипочестями, но он вошёл в Вальядолид тихо, как обыкновенный горожанин.
В монастырь вместес Карлом прибыл музыкант, который каждый вечер, перед сном, исполнял ему навиуэле его любимую «Песню Императора». 21сентября 1557 года, около 2-х часовночи, Карл попросил внести свой любимый портрет жены. Он долго всматривался вдорогое лицо давно ушедшей супруги, потом сказал: «Теперь пора…», егопосадили на постели, в правую руку подали зажжённую свечу, а левой он старалсяудержать серебряное распятие, которое держала его любимая супруга в свойсмертный час. В завещании он открыл тайну, которую долго хранил под строжайшимзапретом: Карл заявил, что имеет 12-летнего сына от прачки и просит Филиппапринять мальчика ко двору. Филипп выполнил завещание, и внебрачный сын Карла V- блестящий Дон Жуан Австрийский — вошёл в монаршую семью. Карл V умер, прожив58 лет, умер император, которого называли первым монархом во христианстве. Тот,что любил говорить: «Я сам, и счастливая минута – больше мне ничего не надо»…
Мы знаем именамногих испанских виуэлистов XVI века, однако произведения только семи мастеров,записанные линейно-цифровой табулатурой и изданные в Испании в период с 1535 по1576 год, дошли до нас. К сожалению, биографии многих виуэлистов совершеннонеизвестны, о композиторах этой эпохи до нас дошли крайне скудные сведения, носохранилось самое ценное — их музыка. Косвенные свидетельства об их жизни даютдаты издания табулатур этих композиторов. Эстебан Даса издал свой сборник в1576 году, Дьего Писадор — в 1552, Энрике де Вальдеррабано — в 1547. О Мигеледе Фуэнльяна известно, что он в детстве лишился зрения и состоял на службе умаркиза де Тарифа как виуэлист и гитарист. Чаще в источниках того времениупоминаются самые известные виртуозы на виуэле дон Луис Милан и Луис деНарваэс. «Вторым Орфеем назовет его мир», — писал о Милане Хил Поло во «ВлюбленнойДиане» (1564 г.). Милан, Нарваэс и Алонсо Мударра издали каждый по несколькосборников своих сочинений, содержащих фантазии, танцы, вариации, обработкивильянсико и романсов.
«El Maestro» ЛуисаМиланаИменно усилиями этих композиторов, в первую очередь, культура исполненияна виуэле достигла блестящего расцвета, а в созданной ими музыкальнойлитературе для этого ин-струмента-фаворита утвердился чисто светскийгомофонно-гармонический склад, до известной степени противостоящийцерковно-католической полифонии. В то же время профессиональная музыка длявиуэлы явилась той областью, в которую раньше и шире всего проникли народныемелодии и где особенно интенсивно развивалось искусство виртуозногофигурационного варьирования, в чем сказалась одна из национальных чертхудожественной культуры испанцев — склонность к орнаментальным украшениямнарядно-узорчатого «растительного» рисунка.
Средипроизведений, создававшихся для виуэлы, следует прежде всего упомянутьвокальные вильянсико и романсы. В этих пьесах, получавших названия, какправило, по первой строке текста песни, композиторы то почти буквальноповторяли вокальную партитуру, то значительно видоизменяли ее с помощьювариаций —diferencias. Diferencias издавна применяли в испанской музыке с цельюбольшого разнообразия аккомпанемента многокуплетных песен, импровизационныеизменения допускались и в вокальной партии. Первое использование их в качествечисто инструментальных вариаций обычно приписывают Л. Нарваэсу. (Следуетотметить, что в музыке других европейских стран жанр вариаций в то время еще небыл известен).
Несмотря нанеприспособленность виуэлы для исполнения контрапунктических сочинений,находились виртуозы, умевшие создать иллюзию исполнения всех голосов вчетырехголосном произведении (таким мастером, по преданию, был Луис Нарваэс).Полифонические пьесы также встречаются в табулатурах для виуэлы. «Фантазии» длявиуэлы или гитары представляют в этих сборниках «чисто инструментальную»музыку. Их ритмика и фактура полны импровизационной свободы, исполнять ихследовало в свободном темпе: «пассажи — быстро, а гармонии — медленно», какпишет дон Луис Милан в предисловии к своим пьecам (1535). И, наконец, втабулатуры для виуэлы включались танцы, в частности паваны и гальярды,чрез-вычайно популярные в Испании.
Восьмисотлетняяборьба за свою свободу укрепила мужественный дух испанского народа, обострилаинтерес к национальной истории, к ее героическому прошлому. Здесь следуетназвать народный эпос «Песнь о Сиде» и многие романсы об испанских героях.Яснее всего национальный дух проявился в жанрах романса и вильянсико, пришедшихиз народного искусства в профессиональную поэзию и музыку.
Само названиевильянсико (деревенская песня) свидетельствует о народном происхождении жанра.В XV — XVI веках этот жанр стал популярным в самых широких слоях испанскогообщества — в том числе и при дворе — большое количество вильянсико дошли донас, благодаря изданному около 1500 года «Придворному песеннику» («Cancionerodel palacio»). Жанр этот отличает определенная форма стиха, всегда написанногона испанском языке, а не на латыни. Характер же отдельных вильянсикозначительно отличается друг от друга. Ис-полнялись они самыми различнымисоставами: одним голосом или одним инструментом, трех-пятиголосным вокальнымили инструментальным ансамблем.
Как отмечено выше,романсы и вильянсико составляли существенную часть репертуара виуэлы. Испанскиеисторические романсы повествуют об отдельных эпизодах из испанской истории,носящих, как правило, героический или трагический характер. Одни и те жеромансы, — очевидно, наиболее популярные, — обрабатывались многимикомпозиторами. Так, известный романс «Шел по Гранаде король мавританский»,повествующий о падении последней цитадели мавров — Гранады (1492), в обработкеЛуиса де Нарваэса, известен также в транскрипциях Мигеля де Фуэнльяны и ДьегоПисадора. Романс об осаде города  Антекера (1410), исполняемый как произведениеФуэнльяны, обработал также Алонсо Мударра. Вообще, использование разнымиавторами одних и тех же мелодий характерно для музыки того времени. Этообъясняется тем, что основным для композитора было не сочинение мелодии, аискусная разработка ее (подобно повторяемости сюжетов, — в основном,мифологических и библейских, — которую мы встречаем в живописи и литературеэпохи Возрождения). Например, песня «Стерегите коров» послужила темой вариацийне только Нарваэса, но и других его соотечественников.
В литературе,посвященной испанской музыке эпохи Возрождения, виуэлу часто называютпредшественницей гитары и даже отождествляют оба эти инструмента. Это неверно.Гитара — инструмент иного, нежели виуэла, происхождения, отличающийся от нее нетолько внешней формой (5 двойных струн и плоская нижняя дека, в отличие отнесколько выпуклой у виуэлы) и сферой бытования (виуэла считалась аристократическим,придворным инструментом, гитара же была распространена в народных кругах), ноглавное — техникой игры: виуэла была сольным мелодическим инструментом, гитара— инструментом исключительно гармоническим и аккомпанирующим, ей была присущааккордовая техника. Лишь много позже, уже в конце XVII века, когда у виуэлыубрали 7-ю, а к гитаре, напротив, прибавили 6-ю двойную струну, виуэла и гитарастали идентичным инструментом, получившим название «испанская гитара». Однакотолько в XVIII веке, когда у гитары заменили двойные струны одинарными исделали ее не только гармоническим, но и мелодическим инструментом, она принялатот окончательный вид, который сохранился до наших дней. На протяжении же XVI иXVII веков инструментом испанских композиторов-профессионалов была почтиисключительно виуэла. Испанские музыковеды считают, что культура виуэлы имелаважное значение не только для развития чисто инструментального жанра, но и дляста-новления форм самобытного музыкального театра.
Как отмечаетизвестный испанский аутентист Хосе Мигель Морено, музыканты, игравшие на виуэлеи писавшие для неё, были настоящей интеллектуальной элитой своего времени. Те,кто посвящал себя этой музыке, — были философами, писателями, гуманистами.
Хотя в эпохуВозрождения музыкальные произведения уже записывались нотами, для виуэлыприменялась цифровая запись (табулатура). Существовали книги, в которыхиспользовался только один цвет — чёрный, но чаще пользовались двумя цветами –чёрным и красным. Для чего это было нужно, — красные значки служили дляобозначения голоса, чёрные для струн. В табулатуре линии обозначают струны, ато, что их пересекает – такты, значки наверху – длина звука, цифрой обозначаютположение левой руки на грифе. Т.е. табулатура воспроизводит форму грифа.
С виуэлой связаныимена таких испанских музыкантов, как Антонио и Эрнандо Кабесонов, ХуанаБермудо, Висенте Эспинеля, причём последний был известен не только каквыдающийся музыкант, но и как писатель и поэт, которым восхищался Лопе де Вега.И самое интересное: многие сборники для виуэлы были посвящены Филиппу II.
В отличие отаристократического инструмента – виуэлы, народным инструментом уже в те далекиевремена в Испании была гитара, постепенно получившая все большеераспространение и в профессиональной музыке. Фуэнльяна в свой сборник «многих иразнообразных пьес» для виуэлы «Orphenika Lyra» (1554 г.) включает также рядпьес для гитары. В 1586 году появляется первый учебник для «испанской гитары»Хуана Карлоса Амата (Juan Carlos Amat). К концу XVII века гитара практическивытеснила виуэлу.
Кроме музыкальныхтрактатов и «нотных» сборников, свидетельством развития инструментально жанра ущипковых в XV-XVII вв., могут служить и литературные произведения современниковтой эпохи.
Знаменитый Мигельде Сервантес Сааведра ярко рисует роль музыки в испанской жизни XVI-XVII вв.Очень часто у него встречаются упоминания о чисто инструментальной музыке длящипковых, смычковых, духовых инструментах в сольной форме или в формеансамблей; ударные также не забыты.
Сразу хочу заметить:пользоваться переведёнными с других языков источниками надо очень осторожно,особенно когда переводчик филолог, не имеющий никакого отношения к музыке. Этокасается, в частности, прекрасного издания «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса(лучшее собрание сочинений Сервантеса, переведённое на русский язык, былоиздано пятитомником в 60-е годы прошлого столетия) в переводе Н. Любимова,который при переводе текста отождествил виолу (viola) и виуэлу (vihuela), хотя,конечно, это родственные инструменты.
Знакомый систорией хордофонов читатель, столкнувшись с таким переводом, живописующимзлоключения Доблестного Рыцаря Печального Образа, гостящего у герцогской четы,обратит внимание на некоторые несоответствия. Действительно, действие романапроисходит в Испании, а нам известны музыкальные пристрастия испанскойаристократии той эпохи, которой более близко было звучание лауда и виуэлы, чемприторные звуки виолы. Во всяком случае, даже учитывая этимологию виуэлы, и то,что в испанском обществе была любима не только виуэла-де-мано (несколько ранеебыла распространена и виуэла-де-арко), мы все же не забываем, где происходитдействие романа.
Итак, великийСервантес свидетельствует, что в его время высший свет Испании отдавалпредпочтение виуэле и лауду, а никак не гитаре, в противовес мнению ЭленШарнассе. На Пиренейском полуострове в те далёкие времена гитара обласканапреимущественно в среде простолюдинов. Подтверждением чему, опять же, могутбыть произведения Сервантеса, в том числе и самый его знаменитый роман. И всёже, как отмечалось выше, некоторые композиторы-виуэлисты пишут для гитары, поканемногочисленные, пьесы. В числе этих композиторов Мигель де Фуэнльяна (XVIв.), серьёзное внимание гитаре уделяет и разносторонне образованный ВисентеЭспинель. Поэту, писателю и музыканту Эспинелю традиция приписываетусовершенствование гитары — он добавил к ней пятую струну. Именно такойинструмент становится известным в Европе как «испанская гитара»…
В начале XVII в.уже появляются первые руководства игры на гитаре, среди которых выделяетсятрактат Рибейяса. Эти пособия получили распространение за рубежом, особенно, нарадость Шарнассе, — во Франции. Одним из первых выдающихся гитаристов былиспанец Гаспар Санз. В его сборнике помещено много танцев и фантазий, в томчисле фолия и сарабанда. Фолия – сольный танец. Простая мелодия на 3/4, в двапериода, первый из которых обычно оканчивается на доминанте, второй же натонике. Сарабанда Санза интересна чередованием метров 3/4 и 6/8.
Гитара,сравнительно несложная для начального освоения, получает громадноераспространение. Испанские солдаты разнесли её по европейским странам, а с неюи характерные танцы, также ставшие общим достоянием. Это относится вособенности к чаконе, сарабанде, пассакалье, которые, конечно, преображались вразличных странах, разрабатывались крупнейшими зарубежными мастерами.Достаточно вспомнить баховскую Чакону.
Первое упоминаниео Фолии встречается у Салинаса – в 1557 г. В начале XVII в. она появилась вИталии, а затем широко распространилась по всей Европе. Фолия вызвала к жизнибольшую литературу, утвердив горделивый, несколько сумрачный, эмоциональныйхарактер, и аккордовые последовательности, часто встречавшиеся впоследствии,становятся чем-то вроде гармонического эталона испанской музыки, во всяком случае– для зарубежных слушателей.
Список литературы
Музыкальныйэнциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
Шарнассе Э.Шестиструнная гитара /от истоков до наших дней/. М., Музыка, 1991.
Розеншильд. К.История зарубежной музыки /вып.I/. М., Музыка, 1978.
Мартынов И.«Музыка Испании», М., Советский композитор 1977.
РецензияП.Пичугина к грампластинке «Испанские виуэлисты XVI века»
Рецензия кгрампластинке «Испанская музыка эпохи возрождения»
Отюгова Т.,Галембо А., Гурков И. «Рождение музыкальных инструментов». Л.,Музыка, 1986.
Фильм о виуэле,показанный в одной из телепередач цикла «Клуб кинопутешествий»
Испания иПортугалия. М., ОГИЗ «Советская энциклопедия», 1947.
Сервантес, Мигельде. Собр. соч. в 5-ти томах, 1961.
Miguelde Cervantes. En ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha. Editoral Arte yLiteratura Cuidad de la Habana 1980.
Для подготовкиданной работы были использованы материалы с сайта ru68guit.km.ru/