Юридический факультет
Заочное отделение
Кафедра юридических дисциплин
Контрольная работа
По дисциплине
«Право интеллектуальной собственности»
Тема: Субъекты авторского права.
Объекты авторского права. Служебное произведение
2008г.
Содержание
Введение
1. Объекты авторского права
2. Субъекты авторского права
3. Служебное произведение
4. Право авторства и плагиат
Заключение
Список используемой литературы
/>/>/>Введение
Авторскоеправо регулирует отношения общества с небольшим, но важным его сегментом,деятельность которого направлена на развитие технического прогресса и культуры.Задача авторского права состоит в том, чтобы надлежащим образом сочетатьинтересы автора и общества, с тем, чтобы с одной стороны стимулировать должнымобразом творческую деятельность авторов, а с другой стороны обеспечитьприумножение духовных ценностей, которыми располагает общество, снимаячрезмерные ограничения в доступе к этим ценностям.
Термин «авторскоеправо понимается в двух значениях: а) в объективном смысле авторское право — этосовокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи ссозданием и использованием произведений литературы, науки и искусства.; б) всубъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективныхправ, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведениялитературы, науки и искусства.
Можно выделитьследующие принципы авторского права как совокупности правовых норм:
а) принципсвободы творчества (ст.44 Конституции РФ);
б) принципсочетания личных интересов автора с интересами общества;
в) принципнеотчуждаемости личных неимущественных прав автора;
г) принципсвободы авторского договора.
Основнойзадачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторови их правопреемников, а с другой стороны — интересы общества в целом,предоставляя доступ к сокровищам мировой культуры.
/>/>1. Объекты авторского права
Согласно ст.433произведения литературы, искусства и науки и т.д., удовлетворяющие следующим требованиям:
Во-первых,произведение должно быть творческим.
Творчество — это интеллектуальная работа, направленная на создание нового.Творческий характер произведения означает, что оно является новым по сравнениюс ранее известными. Новизна может выразиться как в новомсодержании, так и в новой форме. Для объектов авторского права существенное значениеимеет как новизна содержания, так и новизна формы. Новая форма отраженияизвестного содержания характеризует произведение как творческое и влечетпризнание его объектом авторского права. История литературы и искусства знаетнемало этому примеров: Шекспир брал темы для ряда своих трагедий изпроизведений античных греческих авторов, Стендаль широко использовал для своихновелл итальянские средневековые хроники, библейские сюжеты нашли отображение наполотнах многих великих живописцев и т.д.
Вторымпризнаком объекта авторского права является объективная выраженность — объект должен существовать в какой-либо форме, доступной длявосприятия другими людьми. Если идеи, мысли, образы автора не получили выражениявне его сознания — нет объекта авторского права. Дляпризнания произведения объектом авторского права достаточно двух названныхпризнаков. Не имеет значения, обнародовано оно или нет. Произведение становитсяобъектом авторского права с момента его создания в какой-либо обыкновеннойформе. Не требуется официального оформления этих произведений. Не имеетзначения достоинство и назначение произведения. Не имеет значения внешняя формаего выражения.
СогласноЗакону „Об авторском праве и смежных правах“ объектами его охраныявляются следующие произведения в области науки, литературы и искусства:
литературные,письменные произведения научного, технического или практического характера(книги, брошюры, статьи, компьютерные программы и т.д.);
выступления,лекций, речи, проповеди и другие устные произведения;
музыкальныепроизведения с текстом и без текста;
драматические,музыкально-драматические произведения, пантомимы,хореографические и другие произведения, созданные длясценического показа;
аудиовизуальныепроизведения;
скульптуры,картины, рисунки, гравюры, литографии и другие произведения изобразительногоискусства;
произведенияархитектуры;
фотографии;
произведенияприкладного искусства, если они не охраняются специальным законом опромышленной собственности;
10) иллюстрации,карты, планы, эскизы, пластические произведения (касающиеся географии),геологии, топографии, архитектуры и других областей науки;
сценическиеобработки произведений и обработки фольклора, пригодные для сценического показа;
переводы,адаптации, аранжировки, другие переработки произведений и обработки фольклора(производные произведения) без причинения ущерба охране оригинальныхпроизведений, на основании которых созданы производные произведения;
сборникипроизведений, сборники обработок фольклора, энциклопедии и антологии, сборникиобычных данных, другие составные произведения, при условии, что они являются результатом творческой работы по подбору, координации или упорядочению содержаниябез причинения ущерба охране входящих в них произведений.
Не являютсяобъектами авторского права:
1). Официальныедокументы (тексты законов и других правовых актов, решения судов и т.п.);
2). Государственнаясимволика (флага, гербы, ордена и т.п.);
3). Произведениянародного творчества;
4). Сообщенияо событиях и фактах, имеющие официальный информационный характер./>/>2. Субъекты авторского права
Авторскиеправоотношения — отношения предполагающие множество участников. В нихучаствуют, с одной стороны, авторы произведений и их наследники, с другойстороны — организации, заинтересованные в их использовании (издательства,театры, киностудии и т.д.).
Субъектыавторского права, в широком понимании, — это лица участвующие в авторскихправоотношениях. При таком определении субъектами авторского права будутявляться: лица, которым могут принадлежать авторские права, организации позащите авторских прав и др. субъекты.
Субъектыавторского права, в узком понимании, — это авторы произведений, то естьобладатели личных авторских прав.
Первоначальноавторские права приобретает автор, он же, по Российскому авторскомузаконодательству, является исключительным носителем личных авторских прав.
В Законеавтор определен как физическое лицо, творческим трудом которого созданопроизведение (ст.4 Закона).
Болееобширное понятие (автор интеллектуальной собственности) можно найти воВсемирной декларации по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г.,термин „автор“ означает любое лицо или группу лиц, действующихнезависимо или под эгидой какой-либо правительственной или неправительственнойорганизации с целью получения прибыли или по каким-либо другим основаниям,ответственных за творчество в любой области, включая науку и технику,искусство, включая исполнительское искусство и результат деятельности некоторыхкатегорий производителей, таких как производители фонограмм и вещательныеорганизации, товарные знаки, указатели деловых предприятий, промышленныеобразцы и развитие географических указаний.
Такимобразом, автор — это, прежде всего физическое лицо (группа физических лицпредполагает соавторство).
Ни возраст,ни пол, ни раса (национальность) не имеют значение для признания лица автором.При этом авторская правоспособность возникает с момента рождения (ст.17 ГК РФ).Однако нужно учитывать, что право распоряжаться авторскими трудами тесно связнос понятием дееспособности (ст.21 ГК РФ). В соответствии со ст.26 ГК РФ (п.2 пп.2),без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора напроизведения науки, литературы или искусства…могут несовершеннолетние,достигшие возраста 14 лет. Таким образом, авторская дееспособность наступает сдостижением автора возраста 14 лет.
Важноотметить, что для возникновения авторского права не имеет значения идееспособность лица. То есть, автором может быть и лицо, признанное подействующему гражданскому законодательству недееспособным. Однако и здесьнеобходимо оговориться: в случае признания лица недееспособным, может бытьограничено его право распоряжения результатами авторского труда (совершатьсделки по отчуждению имущественных прав).
После смертиавтора субъектами авторского права становятся его наследники. Однаконаследуются на все права. По наследству не переходят: право авторства, право наавторское имя, и право на защиту репутации автора. Впрочем, наследники вправезащищать названные права (п.2 ст.27 Закона).
На сторонеавтора может выступать и „множественный“ носитель авторских прав — соавторы. В соответствии с п.1 ст.10 Закона, авторское право на произведение,созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежитсоавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение однонеразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеетсамостоятельное значение.
Соавторствопредполагает наличие соответствующего соглашения между соавторами (письменногоили устного). Отсутствие такого соглашения, ни при каких условиях не приводит ксоавторству [1]. Не будет являться соавтором переработчик произведения, еслимежду ним и автором не было заключено соответствующее соглашение.
Как вдействующем законодательстве, так и в теории авторского права выделяется какнеделимое соавторство, так и делимое. Существенное отличие, на наш взгляд,заключается в том, что при делимом соавторстве, соавтор при соблюдении рядаусловий может рассматриваться как индивидуальный субъект авторского права (абз.2п.1 ст.10 Закона). Например, автор главы в учебнике по авторскому праву, можетпереработать свою главу и представить ее как статью или учебное пособие. Принеделимом же соавторстве субъекты (соавторы) не могут выделить свой авторский трудиз произведения, и соответственно самостоятельно выступать автором частипроизведения. Например, отец и сын написали учебник по авторскому праву, нокаждый из них писал не по главам, а совместно создавая текст, постоянно правя иредактируя.
Может возникнутьлогичный вопрос: как оценить вклад конкретного автора в произведение? Комупринадлежит право на использование произведения созданного в соавторстве?
Преждевсего, необходимо подчеркнуть, что авторское право на произведение созданноесоавторами принадлежит последним совместно. Как мы уже подчеркивали, каждый изсоавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющуюсамостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотреносоглашением между ними.
Право наиспользование произведения в целом принадлежит соавторам также совместно. Приэтом если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один изсоавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использованиепроизведения (абз.3 п.2 ст.10 Закона).
В качествесубъекта авторских правоотношений могут выступать и юридические лица, но не вкачестве автора, а в качестве обладателя имущественных прав на произведение, тоесть выступать обладателем производных прав (пользователями).
В качествеособых субъектов авторского права можно выделить: специальные ведомственныеорганы (в советский период, например, — Госкомиздат), комитеты (и организации)по защите авторских прав, объединения издателей и т.д.
Действующимзаконодательством предусмотрено создание организаций, управляющихимущественными правами владельцев авторских и смежных прав для обеспеченияпрактической реализации этих прав в случаях, когда индивидуальное осуществлениеих затруднено. В Российской Федерации в настоящее время существуют несколько организаций,управляющих имущественными правами на коллективной основе. К их числу следуетотнести такие, как Российское авторское общество (РАО), Российское обществоправообладателей в аудиовизуальной сфере (РОПАС), Российское общество помультимедиа и цифровым сетям (РОМС). />/>3. Служебное произведение
Существуетдве основные концепции, применительные к авторскому праву на служебноепроизведение. Первая — характерна для стран, поддерживающих традицииконтинентального права. Суть подхода заключается в том, что первоначальноеобладание авторскими правами принадлежит автору. То есть за автором сохраняютсяличные неимущественные права. Но все имущественные права принадлежатработодателю. Вторая концепция опирается на традиции англосаксонского права. Модельcopyright характерна, прежде всего, для таких стран, как США и Великобритания. Согласноэтой традиции „в случае, если творческая деятельность осуществляется наосновании трудового соглашения или заказа, то работодатель считается авторомпосле приобретения первоначального правообладания на copyright, если неоговорено иное“. [3] Соответственно, в такой модели и имущественные, инеимущественные права на служебное произведения, принадлежат работодателю. В ст.37Проекта о типовых положениях Всероссийского общества по интеллектуальнойсобственности (ВОИС) в области авторских прав от 11 августа 1989 годазакреплены оба существующих варианта. ЗоАП РФ предусматривает первый вариант,то есть сохраняет за автором служебного произведения набор личныхнеимущественных прав, а имущественные права на произведение закрепляет заработодателем. Это положение не распространяется на создание в порядкевыполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателяэнциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихсясборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (п.4ст.14). На этот счет в юридической литературе существует несколько точек зрения.Э.П. Гаврилов, например, считает, что на сложные произведения, такие какгазета, журнал или сборник, исключительные права принадлежат издателю. Точказрения А.П. Сергеева состоит в том, что „журналист или фотограф,находящийся в штате газеты, не вправе, опираясь на п.2 ст.14 ЗоАП РФ,претендовать на получение особого вознаграждения за использование газетойматериала, созданного им в порядке выполнения служебных обязанностей илислужебного задания своего работодателя“, [4] т.к труд уже оплачен газетойи ей приобретены исключительные права на использование произведения.
/>/>4. Право авторства и плагиат
По общемуправилу, согласно п.1 ст.14 ЗоАП РФ, авторское право на произведение, созданноев порядке выполнения служебных обязанностей или служебного заданияработодателя, принадлежит автору служебного произведения. В данном случае подавторским правом следует понимать перечень личных неимущественных прав,закрепленных за автором служебного произведения. Ст.15 ЗоАП РФ дает переченьличных неимущественных прав автора, и этот перечень является исчерпывающим. Авторув отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:- право признаваться автором произведения (право авторства); – правоиспользовать или разрешать использовать произведение под подлинным именемавтора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);- право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме(право на обнародование), включая право на отзыв; — право на защитупроизведения, включая его название, от всякого искажения или иногопосягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право назащиту репутации автора).
Пункт 3. ст.15гласит, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от егоимущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав наиспользование произведения. „Личные неимущественные права не имеютэкономического содержания — в этом их основное отличие от имущественных прав“,[5] — считает Э.П. Гаврилов. На наш взгляд, это отличие в содержании и естьосновная причина, по которой концепция континентального права сохраняет их заавтором. Поскольку трудовые отношения, как правило, носят экономическиххарактер, не имеет смысла закреплять их за работодателем. Еще одна причина, покоторой личные неимущественные права остаются за автором — это закрепление вконтинентальной модели права принципа, согласно которому личные неимущественныеправа тесно связаны с самим автором. Например, право авторства можетосуществляться только самим автором в течение всей жизни. После смерти автораправо авторства прекращается. Право признаваться автором произведения означает,что имя автора должно упоминаться при любом способе доведения его дообщественности. Именно благодаря праву признаваться автором служебногопроизведения, автор может защитить себя от плагиата. Вообще плагиат, ксожалению, — довольно распространенное явление в журналистской практике. Широкаяпрактика перепечаток материалов центральных газет в региональные, из печатныхизданий в Интернет-прессу — тому свидетельство. Один из самых известныхпримеров в мировой практике — незаконное использование статьи датскогожурналиста „Пластиковые окна в старых домах должны быть запрещены“для рекламы одной из компаний по продаже деревянных окон. Суд решил дело впользу журналиста и взыскал с компании 10 тысяч крон компенсации. Один изпервых случаев перепечатки из Интернет-СМИ в печатное, получивший широкуюогласку, произошел в 1999 году. „Сетевой проект “Лист. ру»обвинил газету «Вечерняя Москва» в публикации плагиата. Ведущийраздела расследований утверждает, что вышедший в газете 11 февраля материал «Клинтониада.Последний акт», подписанный Сергеем Гринцовым, — это с точностью донезначительных исправлений публикация «Листа» за 26 января. Редакцияпоследнего обратилась к редакции «Вечерней Москвы» с просьбой обопровержении. Было бы гораздо интереснее, если бы Интернет-изданиеподало бы в суд, смогло бы выиграть и получать какую-то компенсацию. Это был быхороший прецедент, достойный включения во все интернетовские книги рекордов ипионерских достижений”. [6] В другом номере «Газеты. ру»приведен другой печальный пример незаконной перепечатки статьи проекта Content.list. ru. По словам журналиста «Газеты. ру» А. Носика, в одном изномеров газеты «Версия» появилась статья «Они спали спрезидентом», которая является пересказом статьи сетевого проекта Content.List. Ru. «Можно с высокой степенью уверенности утверждать, что автор „Версии“,укрывшийся за псевдонимом „Олег Пуританский“, украл этот материалименно из Листа. Ру, а не из „Вечерки“ (и не с американского сервера,где та же история рассказана по-английски) по одной простой причине. Подбориллюстраций, данных в „Версии“, полностью совпадает с таковым насервере List. Ru». [7] Д.Б. Кудрявцев, продюсер ЗАО «Нетскейт»,считает, что судиться в такой ситуации — себе дороже. При этом называет рядпричин, главная из которых заключается в том, что «такой иск неизбежнобудет прецедентным для всей русской Сети. Поражение в таком иске будетравнозначно легализации плагиата — даже для тех солидных изданий, которыесегодня им не занимаются, охраняя свою репутацию. Возбуждать дело имеет смыслтолько в том случае, если существует стопроцентная уверенность в победе. Атакой уверенности — при нынешнем несовершенстве российской судебной системы — нет,и быть не может». [8] Такой прецедентный иск был рассмотрен Арбитражнымсудом г. Москвы в 1999 году. Конфликт подробно описан экспертом Институтапроблем информационного права Ф. Кравченко в журнале «Законодательство ипрактика масс-медиа». [9] Ответчиками по делу выступали создатели двухИнтернет-сайтов, на которых были размещены около сотни разных материалов,опубликованных ранее в одной из газет истца. Несмотря на то, что прав наиспользование произведения у ответчика не было, вопреки доказательствам явногонарушения авторских прав истца, иск остался без удовлетворения. Суд мотивировалэто тем, что холдинг не приобрел исключительные права на статьи, опубликованныев его газете”. Позиция истца базировалась на том, что приобретать никакиеправа не было необходимости, так как автор статей является их штатнымсотрудником и создавал произведения в рамках служебных обязанностей. В ответ наэто ответчики вольно истолковали норму п.4 ст.14 ЗоАП РФ, согласно которой «насоздание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного заданияработодателя… газет, журналов и других периодических изданий положениянастоящей статьи не распространяются». Позицию ответчиков, согласнокоторой, чтобы защищать исключительные права на опубликованные в газете статьи,издателю необходимо быть представителем авторов этих статей, поддержал суд.«Таким образом, в данном процессе ими было успешно доказано, что холдингне обладал исключительными правами на отдельные произведения (статьи) своихавторов, пусть даже оплаченные и опубликованные им». [10] Попытка оспоритьрешение суда в апелляционной инстанции тоже не увенчалась успехом. Очевидно,что в данном случае налицо вольное толкование судом и ответчиком сразу женескольких норм ЗоАП РФ. Так как обладателем исключительных прав на служебноепроизведение является работодатель (СМИ), то именно он будет являться истцом понарушению этих прав. «Если же дело касается несанкционированногоиспользования помещенных в газете произведений нештатных авторов, то вопрос отом, кто может выступать в качестве истца (газета или сам автор произведения),зависит от характера и условий того авторского договора, который заключен междугазетой и таким автором». [11] В ст. 19 ЗоАП РФ закреплены случаисвободного использования произведения, но они допустимы только с обязательнымуказанием имени автора. В отношении СМИ допустимы следующие случаи свободногоиспользования произведений: — цитирование в информационных целях из правомернообнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включаявоспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;- воспроизведение в средствах массовой информации правомерно опубликованныхстатей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиознымвопросам, если только такое воспроизведение не было специально запрещеноавтором; — воспроизведение в средствах массовой информации публичнопроизнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичныхпроизведений в объеме, оправданном информационной целью; — воспроизведение илисообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствамифотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения покабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе такихсобытий, в объеме, оправданном информационной целью. Право на имя означает правоиспользовать или разрешать использовать произведение под подлинным именемавтора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно. Дляжурналистов это очень важное право, так как многие из них предпочитают работатьпод псевдонимами. Не секрет, что не только в нашей стране, но и во всем мире,имеют место случаи незаконного преследования журналистов, что напрямую связанос их материалами. Ввиду большого количества разнородных материалов сложнопроследить за тем, было ли указано имя журналиста или нет. Поэтому особоактуально, что не за работодателем, а именно за автором законодатель закрепляетвозможность выбора публикации:
1) под своимименем,
2) подпсевдонимом,
3) анонимно.И все же, несмотря на это, автору лучше прописать в договоре, заключаемом сработодателем, под каким именем для него наиболее приемлемы будущие публикации.«Кроме того, указание имени должно быть таким, чтобы можно было точноопределить, автором какого произведения является указанное лицо. На практике жев периодических изданиях имеют место указания имен авторов в общем списке. Врезультате чего определить, автором какого конкретного произведения является тоили иное лицо, практически невозможно». [12]
Иные неимущественные права автора. Правона обнародование произведения обязывает работодателя публиковать произведениетолько в том случае, если автор передал ему произведение именно для этой цели. Наделяятаким правом автора, закон отказывает автору служебного произведения в праве наотзыв (п.2 ст.15 ЗоАП РФ). Право на отзыв означает, что автор имеет правоотказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условиивозмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущеннуювыгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публичнооповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращенияранее изготовленные экземпляры произведения. Иными словами, автор служебногопроизведения не имеет право «отозвать», опубликованное, вышедшее вэфир, подготовленное к публикации или к выходу в эфир произведение. С моментапередачи служебного произведения работодателю в целях публикации (выхода в эфир),журналист уже не вправе отказаться от публикации. Такие ситуации частовозникают, когда автор колеблется в отношении своей журналисткой позиции кпредмету публикации, когда автор сомневается в качестве материала илидоказательств, предоставленных читателю. Работодатель должен сам принятьрешение: опубликовать такой материал или нет. Поэтому при написании спорных,аналитических материалов, журналист должен быть предельно внимательным иопределиться с качеством материала еще до момента передачи его работодателю. Одноиз самых актуальных прав автора — это право на защиту произведения, включая егоназвание, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанестиущерб чести и достоинству автора, иначе — право на защиту репутации автора. Зачастуюавтор узнает об изменениях, внесенных в его материал корректором и редактором,когда произведение уже появилось на страницах в прессе или вышло в эфир. Позицию,в соответствии с которой редактор — главная и последняя инстанция, практикуютмногие средства массовой информации. Это напрямую противоречит законодательствуоб авторских и смежных правах. В связи с чем автор может и обязан требоватьпоказать ему собственный материал, прошедший корректорскую и редакторскуюправку, до публикации или выхода в эфир. В ст.47 Закона о СМИ закреплено правожурналиста излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах,предназначенных для распространения за его подписью. Это означает, чтожурналист вправе снять свою подпись под материалом, который был искаженредактором в процессе правки. «Наконец, журналист может запретить или инымобразом оговорить условия и характер использования своего материала». [13]
Права на использование. Пункт 2 ст.15означает, что исключительные права на использование служебного произведенияпринадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю),если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Размер авторскоговознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядокего выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем. Согласно п.2ст.16 исключительные права автора на использование произведения означают правоосуществлять или разрешать следующие действия: — воспроизводить произведение(право на воспроизведение); — распространять экземпляры произведения любымспособом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение); — импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включаяэкземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав(право на импорт); — публично показывать произведение (право на публичный показ);- публично исполнять произведение (право на публичное исполнение); — сообщатьпроизведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщегосведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право напередачу в эфир); — сообщать произведение (включая показ, исполнение илипередачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иныханалогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю); — переводитьпроизведение (право на перевод); — переделывать, аранжировать или другимобразом перерабатывать произведение (право на переработку); — сообщать произведениетаким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивномрежиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение довсеобщего сведения). Также п.3 ст.14 закрепляет за работодателем правоуказывать свое наименование либо требовать такого указания при любомиспользовании служебного произведения. Указанные права имеют экономическоесодержание. Так как закон подразумевает, что за создание служебногопроизведения автор получает гонорары, то наделяет этими правами работодателя.«Все имущественные права сводятся к единому праву — праву на использованиепроизведения» [14]. Однако в некоторых странах (напр., Испания,Великобритания, Индия) наблюдается тенденция ограничить сферу действияимущественных прав работодателя. «Последний может осуществлятьиспользование произведения только в целях, оправданных его обычнойдеятельностью». [15] Еще одна общемировая тенденция, ограничивающаяимущественные права работодателя в журналистике, выражается в наделении автораправом на публикацию своего произведения в сборниках или использовании в другихформах, если это не составит конкуренции первой публикации (напр., Аргентина,Бельгия, Испания, Франция, Италия, Португалия). В России не автор, а именноработодатель может сам осуществлять использование произведения перечисленными вп.2 ст.16 ЗоАП способами и формами и разрешать его другим лицам. В случаеликвидации работодателя, зарегистрированного в качестве юридического лица,имущественные права работодателя на служебные произведения передаются лицам,указанным в п.7 ст.63 ГК РФ. Если эти лица не приняли такие права, то правапередаются авторам служебных произведений. Вознаграждение, которое работодательполучает, используя служебное произведения или разрешая его использованиедругими лицами, принадлежит работодателю. Журналист довольствуется получениемсуммы, указанной в договоре. Договор савтором. Однако п.2 ст.14 ЗоАП РФ не только закрепляет заработодателем исключительные права на служебные произведения, но вместе с тем иограничивает их, «если в договоре между ним и автором не предусмотреноиное». Возможность особо оговорить условия и характер использованияпредоставляемого редакции произведения автором предусмотрена и в ст.42 Закона оСМИ РФ. Несмотря на то, что теоретически автор может оставить за собой любоеправо из перечня исключительных прав, использование этой нормы редкопрактикуется. Обычно с автором заключается типовой трудовой договор (дляштатного сотрудника) или такой договор вообще не заключается (для внештатногосотрудника). Статья 56 Трудового кодекса определяет трудовой договор каксоглашение между работодателем и работником, в соответствии с которымработодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовойфункции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, законамии иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями,локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременнои в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуетсялично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдатьдействующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. В условияхдоговора можно установить определенный срок, на который исключительные права наиспользование произведения переходят к работодателю, отдельно оговорить сроки ипорядок выплаты вознаграждения автору. М.А. Федотов считает, что по трудовомудоговору «переход к работодателю исключительных прав на использованиеслужебных произведений представляет собой презумпцию. Следовательно, в случаеспора о принадлежности авторских прав на служебные произведения работодателюдостаточно представить доказательства того, что автор состоял с ним на моментсоздания произведения в трудовых отношениях. На него не может быть возложенобремя доказывания отсутствия договора, отменяющего или изменяющего упомянутуювыше презумпцию». [16] Это действительно так, хотя наличие договора неосвобождает работодателя от бремени доказывания вообще. И связано это с тем,что автор может оспаривать тот факт, что создание того или иного произведениявходило в его трудовые обязанности. В этом случае работодателю придетсядоказывать, что произведение является служебным. Такой типичный примерзафиксирован в обзоре правовой работы ВААП за 1985 год. В 1985 году судрассматривал дело по иску художника к Ленинградской студии документальныхфильмов о взыскании авторского вознаграждения за пять пейзажных акварелей,использованных в фильме, снятом Ленинградской студией. Студия мотивировала отказв выплате вознаграждения тем, что создание акварелей входило в служебныеобязанности истца, работающего на студии художником-постановщиком фильма. Однакосуд постановил, что в обязанности художника-постановщика фильма не входитнаписание акварельных работ, соответственно, иск был удовлетворен, а созданиекартин — оплачено. [17] Вообще, служебное произведение — это то, котороесоздано в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания (п.1ст.14 ЗоАП), которое создано в рамках трудовых обязанностей автора. На первыйвзгляд, определение простое и понятное. На самом деле, его можно трактоватьпо-разному, в зависимости от того, что подразумевается под служебнымиобязанностями. При этом трудности могут возникать как у работодателя, так и уавтора. Например, «если трудовой договор не заключен или неверносоставлен, то работник может заявить, что создание произведения не входило вего служебные обязанности и что он создал произведение в обеденный перерыв илииное нерабочее время исключительно по зову сердца, а не по указанию начальстваи, следовательно, за использование произведения необходимо прибавить к зарплатееще вполне определенную сумму». [18] Некоторые юристы предлагаютпользоваться общепринятым в трудовом праве термином «норма выработки»(ст.102 КЗоТ). Однако применительно к журналистике такой подход представляетсяабсурдным, поскольку выполнение служебных обязанностей напрямую связаны створческой деятельностью, а, значит, могут быть созданы по вдохновению не вуказанные нормы времени за рабочим столом в редакции, а в свободное время идаже в домашних условиях. Порой журналисты не могут ничего написать в течениенедели, а потом выдают серию статей за один день. «Служебное задание можетбыть конкретным (»сфотографировать определенный объект”) или общим («подготовитьтри статьи по актуальной тематике»)”. [19] На наш взгляд,работодателю следует обязательно вносить служебное задание в штатное расписаниежурналиста, максимально его конкретизируя. По-возможности указывать тематику,жанр и срок сдачи материала. Те же самые рекомендации относятся к авторам. Проблемыу авторов могут возникнуть в случае, если круг обязанностей, определенный вдоговоре лишен конкретности. Так, к примеру, в перечень журналистскихобязанностей может быть включено создание литературных произведений. Тогдалюбое литературное произведение (созданный по вдохновению рассказ или роман) можетбыть расценено как служебное, и все исключительные права на него перейдут кработодателю. Доказать обратное в этом случае будет довольно сложно. Внекоторых редакциях в договоре с автором прописывается, что в случае созданияими высокохудожественного произведения будет заключаться отдельный авторскийдоговор. В целом следует отметить, что в договоре с работодателем необходимопрописывать тематику, в которой специализируется журналист, объем и даже жанрсоздаваемого произведения. Так, например, если в договоре прописано, чтоавтором пишет только в раздел «новости», права на аналитическуюстатью или фельетон останутся за их автором. Другой характерный случай изжурналистской практики. Журналист работал в штате одного издания и параллельноподрабатывал внештатным сотрудником для другого. При этом на его официальномместе работы об это ничего не знали. Когда же на рабочем столе была обнаруженапапка с готовыми, но еще не отправленными статьями для другого издания, в штатерасценили эти материалы как созданные журналистом в рамках служебныхобязанностей и опубликовали в своей газете. В данном случае журналист долженбыл проинформировать о том, что работает на еще одно издание и предусмотретьтакую возможность в договоре. Как известно, конфликтную ситуацию лучшепредупредить — соответственно, внимательно составлять и читать договор, преждечем его подписывать. Эта истина уже стала прописной, тем не менее, многиезабывают о ней при трудоустройстве на работу. Помимо сотрудников, которыечислятся в штате СМИ, как правило, редакция организует сотрудничество свнештатными авторами. Правовой режим их взаимоотношений совершенно иной. Пообщему правилу они не являются работниками редакции, и правовая природазаключаемых с ними договоров совершенно иная. ЗоАП РФ не выделяет отдельный виддоговора, который бы касался использования произведений внештатных сотрудников.Но анализ законодательства и практики в этой сфере позволяет сделать вывод отом, что договоры, заключаемые с внештатным работником, определены как договорыоб использовании произведения в периодической печати. Согласно п.1 ст.32 ЗоАПРФ авторский договор об использовании произведения в периодической печати можетбыть заключен в устной форме. «Сам по себе факт выплаты редакцией гонорараавтору не может расцениваться как форма письменного заключения редакциейдоговора с внештатным автором. Выплата авторского гонорара в принципене может быть формой заключения авторского договора, поскольку согласно п.2 ст.433ГК РФ такой договор считается заключенным с момента передачи произведения».[20] Договор, заключаемый в сфере радио и телевидения, считается договором овоспроизведении произведения. Договор об использовании произведения впериодической печати и договор о воспроизведении произведения являютсяразновидностями авторского договора. По такому договору автор передает тольконеисключительные права на произведение. В договоре может быть предусмотрено иное,тогда авторский договор должен заключаться в письменной форме. Договор обиспользовании произведения в периодической печати может заключаться только вотношении уже созданного произведения. Если речь идет о создании произведения вбудущем, то необходимо заключить договор заказа. В 2003 году Арбитражным судомг. Москвы был рассмотрен иск ЗАО Издательского дома «Экономическая газета»к ЗАО Издательство «Дело и сервис» о взыскании компенсации занарушение исключительных авторских прав. Как следует из материалов дела иустановлено судом, истец являлся владельцем исключительных прав наиспользование произведений, опубликованных ответчиком без его разрешения. Судомустановлено, что часть произведений была передана истцу авторами по акту призаключении договора, а другая часть произведений была передана по иным актам, сдругой, более поздней датой. Это свидетельствует о том, что на моментподписания договоров части произведений не существовало, так как они былипереданы более поздним числом. Суд удовлетворил требования истца только в частииска. При этом суд руководствовался ст.30, п.5 ст.31 ЗоАП РФ, согласно которымпо авторскому договору могут быть переданы права только на существующиепроизведения, а не на те, которые автор создаст в будущем. Суд признал, чтозапись в договорах о том, что автор передает права на использованиепроизведений, которые могут быть созданы в будущем, является недействительной всилу вышеуказанных норм закона. Из чего следует, что на произведения, которыедолжны быть созданы, между работодателем и внештатным автором должен бытьзаключен авторский договор заказа.
Согласно ст.42Закона о СМИ редакция обязана соблюдать права на используемые произведения,включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальнуюсобственность. Однако помимо общих гарантий действующим законодательством вслучае нарушения авторских прав на служебное произведение предусмотренавозможность защиты нарушенного права.
/>/>Заключение
В заключениихотелось бы отметить, что система международной охраны авторского права воснове своей строится на праве внутригосударственном. Бернская, Всемирная иРимская конвенции построены по принципу национального регулирования сгарантированием обязательного минимума охраны. Не смотря на присоединение кБернской конвенции в России продолжается рост нарушений в области авторскихправ, 09.07. 1993 году был принят на мой взгляд неплохой Закон РФ “Об охранеавторских и смежных прав”, но и это не смогло повлиять на бедственное положениеохраны авторских прав в нашей стране.
Я считаю,что на сегодня в нашей стране существует достаточно крепкая законодательнаябаза для реальной охраны и регулирования вопросов в сфере авторства. Но ксожалению эти законы не подкреплены реальными действиями со стороныгосударства, наше государство просто закрывает глаза на тот беспредел, попричине которого от нашей страны отворачиваются многие перспективныеиностранные партнёры.
Большая рольв регулировании вопросов охраны, на мой взгляд должна отводится органам ОВД,особенно в связи с тем, что с января 1996 года, в уголовном законе появитсяновый состав преступления (ст.146 УК РФ “Нарушение авторских и смежных прав. ”).Во многих странах мира, в органах полиции и прокуратуры существуют специальныеотделы которые занимаются только вопросами охраны интеллектуальнойсобственности. Государство не должно упускать те огромные суммы денег, котороеоно недополучает в виде налогов, из-за нарушений в области охраны авторских и смежныхправ.
/>/>Список используемой литературы
1. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»
3. www.allpravo.ru
4. www.consultant.ru
5. www.lawlibrary.ru
6. www.legal-support.ru