ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СУДА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ 6
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА СУДА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ… 11
2.1. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СУДА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ 11
2.2. СОСТАВ СУДА ЕС (СУДЬИ И ГЕНЕРАЛЬНЫЕ АДВОКАТЫ) 16
2.3. ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ ЧЛЕНОВ СУДА… 23
2.4. ТЕХНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СУДА (СЕКРЕТАРЬ ИСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СЛУЖБЫ) 27
ГЛАВА 3 ЮРИСДИКЦИЯ СУДА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ… 29
ГЛАВА 4 ПРОЦЕДУРА СУДОПРОИЗВОДСТВА… 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ… 47
ВВЕДЕНИЕ
Суд Европейских Сообществ (European Court of Justice, Europaeischer Gerichtshof(далее Суд ЕС)) представляет собой особо важный и влиятельный институтевропейской интеграции. Согласно учредительным актам (Маастрихтскому Договору оЕвропейском Союзе 1992 г., Уставу Суда, утвержденному Протоколом, подписанномув Париже в 1951 г. применительно к Суду Европейского объединения угля и стали(далее ЕОУС), Брюссельским Протоколам от 1957 г. применительно к ЕвропейскомуСообществу по атомной энергии (далее Евроатом) и Европейскому ЭкономическомуСообществу (далее ЕЭС), а также Процессуальному регламенту) Суд ЕвропейскихСообществ (далее Суд ЕС (по поводу названия Суда см. Главу 1)) относится кчислу главных институтов Сообществ и Союза. Можно сказать, что по сравнению сЕвропейским Советом, Советом ЕС, Комиссией и Европарламентом Суд ЕС выступаетв роли строго специализированного юридического органа неполитическогохарактера. Если в общих чертах определить роль суда в жизни Сообществ, то егодеятельность прежде всего направлена на единообразное толкование и применениеправа Европейских Сообществ по отношению ко всем субъектам права ЕС и на всейтерритории, подпадающей под юрисдикцию Сообществ; на обеспечение расширения юрисдикции Сообществ. Суду удалось повысить авторитет принимаемых им решений,что привело к появлению важнейшего источника права ЕС – судебного прецедента и способствовало успешному развитию процесса европейской интеграции. Крометого, Суд ЕС «выступил в роли стража европейского права и взял на себя функцииарбитра в разрешении споров между государствами-членами и институтами,институтов между собой по всем вопросам, относительно применения праваСообществ».
Следует отметить, что Суд ЕС значительно отличается от национальныхсудов, и также не стоит его отождествлять с такими немало известнымиучреждениями, как Европейский суд по правам человека и Международный суд ООН.Суд ЕС в своей деятельности минимальное значение придает охране свободиндивидов, поскольку такими немаловажными проблемами занимается Европейский судпо правам человека в Страсбурге (ЕСПЧ). Так как все государства — члены Союзаявляются участниками Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, осуществление которых гарантируется Европейским судом поправам человека, параллельная юрисдикция Суда ЕС оказалась не обязательной.Это, на мой взгляд, помогает Суду ЕС сосредоточиться на своей главной задаче –быть «стражем европейской интеграции» и содействовать ее продвижению. Но это неговорит о том, что Суд ЕС не обеспечивает своей деятельностью охрану прав исвобод личности. Напротив, именно Суд ЕС первым сформулировал в своих решенияхположение о том, что личные права и свободы (в том виде, как они зафиксированыв Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) являютсякраеугольным камнем права ЕС. Это говорит о том, что Суд должен контролироватьи предотвращать принятие решений и актов на уровне Союза и Сообществ, которыепротиворечили бы основным принципам, признанным Судом ЕС.
В современном мире интеграционные процессыприобретают все большую и большую важность. Европейская интеграция в связи стем становится как бы примером и образцом подражания для других стран ирегионов. Поэтому важность тематики, связанной с Европейским Союзом не вызываетсомнений. При этом одним из главных пунктов, необходимых для нормальногофункционирования данного межгосударственного образования является организациясудебной власти. Актуальность этой тематики, а также относительная новизна и,как я считаю, недостаточная разработанность ее в научной литературе сталипричиной выбора мною этой темы.
Главная цель, которую мы постараемся достигнуть в данной работе – этоотражение важной роли, которую отыгрывает Суд Европейских Сообществ в системеорганов власти этого образования.
В соответствии с целью мы выделяем следующие задачи:
проследить историю становления Суда Европейских Сообществ, его развитиепараллелельно с самим Союзом;
отразить вопросы, касающиеся структуры Суда, как то порядок формирования,состав, гарантии судей, организация работы Суда;
установить вопросы, связанные с юрисдикцией данного органа;
указать процедуру принятия решений.
Исходя из задач построена и структура данной работы – она разбита на 4главы, а в заключении подведены основные итоги и сделаны выводы.
ГЛАВА1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СУДА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ
В первую очередь, следует сказать, что в создании Судабыли заинтересованы, прежде всего, сталелитейные и угледобывающие предприятиягосударств-членов созданного в 1951 году Парижским договором Европейскогообъединения угля и стали (ЕОУС), поскольку он мог бы осуществлять контроль засоблюдением условий Договора о ЕОУС его участниками, а также Высшим руководящиморганом, действия которого явно были направлены на жесткое администрирование.
Согласно ст. 31 Парижского Договора 1951 г., Суд ЕС должен былобеспечивать соблюдение закона при истолковании и применении настоящегоДоговора, а также правил, установленных с целью его выполнения.
Таким образом, Суд ЕС был учрежден в ЕОУС в 1952 году в Люксембурге.
За время существования Суда в рамках ЕОУС им было рассмотрено 137 дел,среди которых преобладали споры между предприятиями и Высшим руководящиморганом. Суд постепенно применял и развивал принципы правового регулирования,закрепленные в Договоре.
Позже в проектах Римских договоров были закреплены положения, согласнокоторым предполагалось наличие отдельного суда в каждом из Сообществ. Но послеподписания Договоров о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) иЕвропейского сообщества по атомной энергии (Евроатом) в 1957 г. и принятияКонвенции о некоторых будущих институтах, было принято решение о созданииединого для всех трех Сообществ Суда. Полномочия суда были существеннорасширены: он стал рассматривать иски Комиссии к государствам-членам Сообщество нарушении учредительных договоров, иски правительств государств-членов кКомиссии, также исковые заявления юридических и физических лиц, касавшиесясферы частного бизнеса. В соответствии с Маастрихтским договором 1992 г. Суд ЕСполучил возможность налагать санкции на не выполняющих его решениягосударств-членов и иные полномочия. С ходом времени престиж и авторитет принимаемых Судом решений возрастали.
Нельзя не вспомнить и о том, что многие решения Суда определили основныепринципы права Европейских Сообществ. Это, например, «идея о прямом действииправа Сообществ в государствах-членах (1962г.), принцип верховенства праваСообществ по делу Costa /ENEL(1964г.), и многие другие принципы, вытекающие из известных решений Суда.
Но правотворческая деятельность Суда ЕС не всегда развивалась стольэффективно. По мнению Топорнина, «В последнее время значительно сократилосьчисло так называемых «громких решений», что, очевидно, было вызванокритическими выступлениями политических деятелей некоторых государств-членов»,которые считали, что Суд нацелен «подменить» законодательную власть. Суд,принимая решения, прежде всего защищал интересы Сообществ, т.е. получалось, чтоон выступал против интересов некоторых стран.
Хотелось бы отметить, что в действительности именно наначальных стадиях интеграции помощь Суда в правотворческом процессе быланаиболее актуальна, т.к. необходимо было как можно быстрее получить ответ намногие вопросы. Несмотря на то, что на сегодняшний день многие проблемыправопорядка Сообществ разрешены, роль Суда в системе органов ЕС остаетсявесьма значительной.
Аналогично другим институтам Европейского Союза егоглавный судебный орган имеет два наименования — краткое и полное.
В текстах учредительных договоров он именуется простоСуд. С 1958 г., после вступления в силу Римских договоров, создавших ЕЭС и,Евратом, Суд является единым институтом для всех трех Сообществ.
С этого момента его официальное наименование — СудЕвропейских сообществ. Сохранение старой терминологии (Суд Сообществ, а неСоюза) обусловлено тем, что юрисдикция Суда концентрируется в рамках ЕС идругих Сообществ, т.е. по вопросам коммунитарного права.
После 1993 г. Суд, как и Совет, Комиссия, Европарламент, выступает вкачестве единого института Европейского Союза. В настоящее время он уполномоченрассматривать дела не только в рамках первой опоры, но и третьей(сотрудничество полиций и судов в уголовно-пра/>/>вовой сфере), атакже некоторые правовые конфликты, затрагивающие Европейский Союз в целом.
В этой связи в настоящее время получилоширокое употреблена еще одно наименование Суда — Европейский суд.
Со временем потребовалось уяснить некоторые функции Суда ЕС по отношениюк Европейскому Союзу. По этому поводу в мае 1995 года Судом было принятоспециальное решение, в котором Суд «отметил, что, поскольку Союз созданСообществами, имеющими полную правосубъектность, соответствующие правила,установленные Сообществами применительно к Союзу, обязательны как для органовсообществ, так и для лиц, участвующих в соответствующих правоотношениях. Вданном случае Суд обязан следить за правомерностью действий и единообразиемприменения общих правил, установленных договорами».
Подписанный в феврале2001 г. Ниццкий договор открывает путь ксозданию новых «европейских» судов, что повлечет за собой укрупнение и усложнение судебной системы Союза вцелом. Согласно новой ст. 225а Советуполномочен своими решениям учреждать судебныеорганы ЕС специальной юрисдикции — судебные палаты («judicial panels» — англ.). Эти органы будут создаваться для рассмотрения отдельных категорий дел, а их решения вкассационном или апелляционномпорядке разрешается обжаловать в Трибунал.
Правовой основойвнутренней организации и деятельности всех судов Европейского Союза выступаетУстав (Статут) Суда. Ниццкий договор2001 г. утвердил новый текст этого документа, который заменит существующие ныне отдельные уставы Суда ЕС, ЕОУС и Евратома.
Таким образом в Сообществах постепенно сформироваласьсамостоятельная и независимая судебная власть, способствовавшая укреплению,сохранению и стабильности правопорядка.
Суд первой инстанции был учрежден Единым европейскимактом 1986 г. для того, чтобы разгрузить Суд, передав в ведение Суда первойинстанции менее значимые дела. Суд первой инстанции приступил к работе в 1989г. Деятельность Суда первой инстанции основывается на ст. 225 Римского договораи соответствующих положениях Устава Суда. В юрисдикцию Суда первой инстанциивходят все трудовые споры, все дела по искам физических и юридических лиц и всеспоры из частно-правовых и публично-правовых контрактов, заключенных после 1августа 1993 года.
Второй орган правосудия Европейского Союза имеет, впринципе, одно название, но оно по-разному звучит на разных официальных языкахЕС. На английском и немецком — Суд первой инстанции, на французском — Трибуналпервой инстанции.
Его юрисдикция определяется специальным решением СоветаЕвропейского Союза (решение Совета от 24 октября 1988 г. «Об учреждении Судапервой инстанции» с последующими изменениями и дополнениями), а вопросывнутренней организации и деятельности регулируются одним из разделов СтатутаСуда Европейских сообществ (раздел «Суд первой инстанции Европейских сообществ»Статута 2001 г.). Суд первой инстанции имеет собственный процессуальныйрегламент, правила которого не являются точной копией аналогичного документаСуда Европейских сообществ.
В последние годы наметилась тенденция к повышению роли изначения Суда первой инстанции в судебной системе Европейского Союза в целом,которая нашла признание в Ниццком договоре 2001 г. Согласно новой редакции ст.220 Договора о ЕС, Суд и Суд первой инстанции обеспечивают в рамках своейсоответствующей компетенции соблюдение права при толковании и применениинастоящего Договора (в прежней редакции, говорится только о Суде).
ГЛАВА2 СТРУКТУРА СУДА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ2.1.ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СУДА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ
Состав Суда формируется правительствамигосударств-членов «по общему согласию»в соответствии с охарактеризованными выше (п. национальными квотами (ст. 223 Договора, учреждающего ЕвропейскоеСообщество).
Каждое государствоЕС, таким образом, имеет при формировании Суда право вето. Однако в отличие от процедуры назначения Комиссии серьезных препятствий оно здесь непредставляет. На практике государства-члены,как правило, соглашаются с кандидатурами судей и генеральных адвокатов, предложенных каждым из них в соответствии с зарезервированной квотой (один судья плюс,возможно, 1 генеральный адвокат).
Государство-член, таким образом, просто делегирует «cвoeго» судью/генерального адвоката, хотя, став членомСуда, последний становится полностьюнезависимым и несменяемым. Проверить, как ведет себя «их» судья, государства-члены также не могут в силу принципа. тайны совещательной комнаты. Реальная личная независимость служит одним из двухобязательных критериев, всоответствии с которыми формируется Суд. Согласно ст. 223 Договора, учреждающего Европейское Сообщество судьи игенеральные адвокаты «выбираются изчисла лиц, независимость которых не вызывает сомнений». Отсюда следует, что, например, крупный партийныйфункционер лишен возможности статьчленом Суда (разумеется, если он заблаговременно не подаст в отставку).
Второй критерий,обусловленный характером функций и полномочий Суда, — профессиональная пригодность его членов. Договор,учреждающего Европейское Сообщество(ст. 223) допускает назначение судьями и генеральными адвокатами только лиц, обладающих необходимойкомпетентностью. Кандидатом в членыСуда может быть:
— либо человек, который в своем государствесоответствует требованиям дляназначения на высшие судебные должности, например, членВерховного суда Греции илиКонституционного трибунала Испании;
– либо «юрисконсультс общепризнанной компетентностью». Кэтой категории относятся, главным образом, профессора университетов и другие крупные специалисты в области права. С учетом специфики правовых традиций разных странЕС от Великобритании и Ирландии(стран общего права с ведущей ролью прецедентаи судебной практики) в Суд Европейских сообществ назначаются обычно профессиональные судьи. Отостальных государств-членов, гдегосподствует романо-германская традиция с приоритетом закона и правовой доктрины, судьями и генеральными адвокатами чаще становятся «академические юристы»,т.е. теоретики права.
Срок полномочий всех членов Суда —шесть лет. Как видно, он весьманебольшой, но по его окончании судьи и генеральные адвокаты, как правило,назначаются вновь. Количество повторных назначений не ограничено, так что некоторые члены Суда находятся в его составедесятилетиями. К сказанному следует добавить, что должность генерального адвоката нередко служит«трамплином» для назначения ееобладателя в будущем полноправным судьей. С целью обеспечения преемственности в работе Суда обновление его составаосуществляется постепенно, раз в три года. Соответственно в этот периодзамещаются должности половины судей (8 или 7) и (генеральных адвокатов (4).
Число членов Суда и порядок их назначения определены в учредительныхдоговорах (например, ст.221 Договора, учреждающего Европейское Сообщество). Ноесли порядок назначения судей не подвергался изменениям, то количественныйсостав Суда приходилось не раз пересматривать. По мере того как расширялисьсообщества, а это происходило неоднократно, росло число членов Суда. Тутдействует незыблемое правило: число членов Суда зависит от числагосударств-членов; при этом число судей совпадает с числом государств-членов.Теперь, когда в сообществах объединены 25 государств, в состав Суда ЕС входят25 судей. С учетом того, что Европейский Союз постепенно расширяет своиграницы, можно ожидать очередного, и притом весьма значительного, увеличениясостава Суда.
Таким образом назначение судейпроисходит с общего согласияправительств стран-участниц Европейского Союза. Судья занимает свою должностьсроком в шесть лет. Следует отметить, что к кандидатам в судьи предъявляютсядостаточно строгие требования: в ст. 223 Договора о ЕС, говорится о том, что«судьи должны быть лицами, независимость которых не подлежит сомнению, и которыеобладают качествами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей навысших судебных должностях в своих странах, или являются экспертами по вопросамправа высокой и общепризнанной квалификации».
До вступления в должность избранный на пост судьи должен принестиприсягу, таким образом публично обещая осуществлять вверенные ему полномочияответственно и беспристрастно, не разглашая тайны совещательной комнаты. Кромеприсяги каждый из судей подписывает заявление, в котором говорит о соблюдении втечение всего срока исполнения своих полномочий и обязанностей. Кроме этого,судьи без разрешения Совета ЕС не могут заниматься деятельностью, направленнойна извлечение доходов в течение всего срока своих полномочий, не имеют права занимать какие-либо должности (политические, правительственные).
Каждые три года состав суда наполовину обновляется. Это не мешает судьям,срок полномочий которых истек, быть вновь избранными. Возрастного ограниченияне существует. До истечения срока своих полномочий судья не может бытьотправлен в отставку государством-членом, но если остальные судьи и генеральныеадвокаты (о них будет сказано ниже) придут к единогласному выводу о том, чтосудья «более не отвечает требованиям в связи с выполнением им служебныхобязанностей» (ст.6 Статута Суда ЕС), то он может быть отстранен.
Каждые три года путем тайного голосования, абсолютным большинствомголосов судьи избирают Председателя Суда ЕС (President des Gerichtshofs), который играет особую роль в руководстве Суда(«в случае, если не один из кандидатов на пост председателя не наберетабсолютного большинства голосов, проводится второй тур, где избранным считаетсякандидат, набравший относительное большинство голосов»). Также как и судья, онможет быть переизбран вновь. Председатель Суда ЕС занимается руководствомработой Суда и его специализированных служб, в качестве главы Судаприсутствует при обсуждении дел в совещательной комнате, на пленарныхзаседаниях Суда. К его компетенции также относится назначение судьи-докладчика,распределение дел между палатами.
В целях более скорого разрешения дел в структуре Суда образуются палаты, наиболее сложные дела рассматриваются пленумом (собранием всех судей). Следуетнапомнить, что «Суд заседает в пленарных заседаниях, когда государства-членыили какой-либо институт Сообщества, участвующие в разбирательстве, просят обэтом» (ст. 223 Договора, учреждающего Европейское Сообщество). В отношениидругих категорий дел Суд может по своему усмотрению направить дело нарассмотрение в одну из своих палат.
На пленарном заседании Суда для кворума полного состава необходимоприсутствие 15 судей. Решения в Суде принимаются большинством и в принятиирешения должно участвовать нечетное количество судей. Если по какой-либопричине один из судей не может принимать участие в голосовании, то самыймладший из присутствующих судей не принимает участие в заседании.
Члены Суда ЕС назначаются с общего согласияправительствами государств-членов сроком на шесть лет. Каждое государство —член ЕС располагает одним местом и выдвигает кандидата на его замещение.Главное требования к судье высокая профессиональная квалификация инезависимость. До вступления в должность на первом же открытом заседании Суда,на котором вновь избранный член присутствует, он приносит присягу, в которойклянется осуществлять свои функции полностью беспристрастно и с сознаниемответственности, а равно обязуется не разглашать секретов совещательнойкомнаты. В отличие от Европейского Суда по правам человека, в котором отдельныесудьи могут заявлять о своей особой позиции и несогласии с решением большинствасудей, в рамках Суда ЕС сохраняется абсолютная секретность судейских дебатов,мнения каждого из судей и результатов внутреннего голосования. Решениевыносится от имени Суда в целом и никакому публичному оспариванию со сторонычленов Суда не подлежит. Нарушение этого правила рассматривается какпосягательство на основы судопроизводства, нарушение обязанностей судьи и можетповлечь за собой весьма строгие санкции, вплоть до; принудительной отставкипоследнего. Такого рода решение принимается общим собранием судей и генеральныхадвокатов.
Помимо принесения присяги каждый судья подписывает заявление, в которомон торжественно декларирует, что будет соблюдать в течение всего срокаисполнения своих полномочий, а равно по их завершении обязательства, вытекающиеиз исполнения его обязанностей. Особо подчеркивается соблюдение судьей правилдобропорядочности и скромности, в частности, в том, что касается принятияразличного рода предложений о. работе или получении каких-либо дополнительныхвыгод даже после выхода в отставку.
/>ОбновлениеСуда происходит наполовину каждые три года (в настоящее время — по состоянию наначало 2000 г. — каждые три года переизбирается 7 или 8 членов Суда). В том жепорядке изменяется состав генеральных адвокатов. Каких-либо ограничений дляпереизбрания не установлено. Соответственно судья или генеральный адвокат, срокполномочий которого истек, может быть назначен вновь.
Аналогичная процедура применяется при формировании Судапервой инстанции (далее СПИ). Основное отличие заключается в том, что в рамкахСПИ отсутствует институт генеральных адвокатов. Их функции может в определеннойстепени выполнять специально назначенный в связи с рассмотрением конкретногодела член Суда.2.2. СОСТАВСУДА ЕС (СУДЬИ И ГЕНЕРАЛЬНЫЕ АДВОКАТЫ)
В состав Суда входят две категории членов: основная — судьи иДополнительная — генеральные адвокаты.
Судьи — полноправные члены Суда, участвующие врассмотрении и разрешении дел. Судей всего 25, что соответствует количествугосударств-членов. Совпадение не случайно: в силу обычая с момента учережденияЕвропейских сообшеств действует правило «одно государство — один судья». Ононеобходимо для того, чтобы в составе Суда; имелись специалисты в области правовыхсистем всех государств-членов Союза.
Ниццкий договор возвел указанное правило в норму первичного права ЕС.Согласно новой редакции ст. 221 Договора о Европейском сообществе «Суд включаетпо одному судье от каждого государства-члена».
Судом на срок в один год избирается первый генеральный адвокат, которыйнаделен полномочиями назначения генерального адвоката по каждому делу. Порядокназначения судей и генеральных адвокатов практически не отличаются. Критерииотбора изложены в учредительных договорах с учетом норм и традиций всехгосударств-членов. Например, в статье 223 Договора, учреждающего ЕвропейскоеСообщество говорится о том, что «судья и генеральные адвокаты назначаются излиц, независимость которых не вызывает сомнений и которые обладают качествами,требуемыми для назначения в своих странах на высшие судебные посты. Кандидатыдолжны быть из числа юристов, высочайшая квалификация которых являетсяобщепризнанной».
Если статус судьи не нуждается в разъяснениях, то статус генеральногоадвоката является весьма своеобразным, так как его главное назначениезаключается в том, чтобы самостоятельно проводить предварительное независимоеи беспристрастное исследование и представлять свое заключение по изученному имделу Суду. В таком заключении можно найти «анализ фактов, ссылки насоответствующие положения законодательства и полный анализ предшествующихрешений Суда. Он также приводит анализ аргументов сторон спора и в заключениидает собственную оценку рассматриваемых Судом вопросов. В своих выводахгенеральный адвокат не ограничивается аргументами сторон спора».
В подавляющем большинстве случаев судьи принимают решения, совпадающие сзаключениями генеральных адвокатов. Это не говорит о том, что суд всегда обязанстрого следовать рекомендациям генерального адвоката, напротив, судьи могутполностью либо частично отступить от этого решения. Но все же мнение генерального адвоката всегда играет очень значимую роль.
Разделение состава Суда на судей и генеральных адвокатов не былонововведением. Подобная модель организации суда давно существует в ряде странЗападной Европы (Франция, Бельгия, Голландия). Например, «во Франции схожиефункции исполняет комиссар правительства во французском Государственном советеи представитель «открытых интересов» в немецком Административном суде (Comissaires du gouvernement/Conseil d’Etat, Vertreter des offentlichen Interesses im deutschen Verwaltungsgerichtsverfahren)».
Генеральные адвокаты — вторая, дополнительная категория членов Суда —была введена по образцу судебной системы Франции где похожая должностьсуществовала еще в Средневековье (avocaj general). Согласно абз. 2 ст. 222Договора о ЕС «задача генерального адвоката — действуя полностью беспристрастнои независимо, представлять в открытом судебном заседании мотивированныезаключения по делам, внесенным на рассмотрение Суда».
Для того чтобы подготовить свое заключение, генеральный адвокат проводитсамостоятельное исследование материалов дела, по итогам которого он предлагаетСуду разрешить его тем или иным образом. Заключение генерального адвоката,таким образом, — своего рода альтернативный проект решения Суда (основнойготовит судья-докладчик).
Формально оно не обязательно для Суда, который должен лишь; заслушатьгенерального адвоката, но не связан его позицией. На практике, однако, этапозиция оказывает большое влияние на выводы Суда по причине качественного,обстоятельного юридического анализа, производимого генеральным адвокатом.«Сила» генерального адвоката базируется не на его власти по отношению к Суду (которойнет), а на его авторитете, который достаточно велик.
Заключения генерального адвоката также служат ценным источникоминформации о праве и состоянии правовой доктрины Европейского Союза. Как ирешения Суда, они переводятся на все официальные языки Союза и тщательноизучаются правоведами и юристами-практиками.
Сказанное дает возможность пролить свет на весьма своеобразное названиедолжности — генеральный адвокат. В качестве адвоката он выступаетпредставителем и защитником определенных интересов. Как адвокат генеральный онзащищает интересы не отдельных лиц, а общие ценности, в данном случае — общиеценности права.
Корпус генеральных адвокатов Суда Европейских сообществ начитывает сейчасвосемь человек. Как показывает практика, этого числа явно недостаточно,поскольку количество дел, рассматриваемых Судом, исчисляется сотнями, а накаждое из них должен быть назначен один генеральный адвокат.
В этой связи Договор, учреждающий Европейское Сообщество (ст. 222)допускает возможность увеличения числа генеральных адвокатов. Соответствующеерешение должен принять Совет Европейского Союза по ходатайству Суда. Еще одновозможное решение проблемы предусмотрел Ниццкий договор и Статут 2001 г.
Отныне, если рассматриваемое дело «не поднимает новых вопросов в области права»,то Суд может принять решение о рассмотрении; его без участия генеральногоадвоката (ст. 20 Статута 2001 г.). Генеральные адвокаты, таким образом, получатвозможность сконцентрироваться на анализе действительно сложных (в юридическомсмысле) дел, которые способны дать импульс развитию прецедентного праваЕвропейского Союза.
Аналогично судьям при формировании корпуса генеральных адвокатовсуществуют определенные квоты для государств-членов. Принцип «одно государство— один генеральный адвокат» здесь неприменим. Поэтому в силу специальнойдекларации 1995 г. установлено следующее правило: пять генеральных адвокатовназначаются из числа граждан пяти крупнейших стран ЕС (Великобритания,Германия, Испания, Италия, Франция). Остальные три вакансии замещаютсягражданами других стран в порядке ротации.
Ранее Суд ЕС, как правило, рассматривал дела в полном составе. Послепринятия Договора о слиянии соответствующие статьи Парижского и Римскихдоговоров были изменены таким образом, чтобы допустить образование палат. Судубыло предоставлено право создавать палаты из своих членов, по три или пятьсудей в каждой, «для проведения ряда предварительных мер по подготовкесудебного разбирательства или рассмотрения некоторых категорий дел всоответствии с процедурой, специально разработанной для этой цели» (ст. 221Договора, учреждающего Европейское Сообщество). Действующий же сейчас РегламентСуда говорит уже о палатах не как о неких возможных дополнительных структурах,а как о нормальной форме деятельности Суда. В соответствии с п. 2 ст.221Договора, учреждающего Европейское Сообщество Суд образует палаты ираспределяет между ними судей (ст.9 Регламента Суда). Палатами деларассматриваются на тех же началах, что и на пленарном заседании. Состав палатопределяется ежегодно. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. Еслиодин из членов палаты по каким-либо причинам не может присутствовать назаседании, то его место может занять другой судья, который назначаетсяПредседателем. В каждую из палат Судом назначается председатель сроком на тригода. Он назначает день и час заседаний.
Палаты работают регулярно и, как показывает практика, занимаются нетолько, предварительными мерами по подготовке судебного разбирательства, но ирассмотрением дел.
Рассмотрение дел в Суде ЕС имеет место как пленумом Суда, так и палатами.В Суде первой инстанции (далее СПИ) оно производится в основном палатами. В1998/99 гг. в составе Суда ЕС насчитывалось шесть палат, из которых однавключала трех судей, три — четырех судей и две — семь судей. В рамках Судапервой инстанции в тот же период функционировало десять палат, из которых пятьвключали по три судьи и пять — по пять судей. Персональный состав палатопределяется ежегодно. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. В случае,если один из членов палаты отсутствует, его может замещать при рассмотренииконкретного дела иной судья, специально назначенный для этого Председателем. В1998 г. Суд ЕС внес на рассмотрение Комиссии предложение, предусматривающеевозможность рассмотрения некоторых дел, в том числе по трудовым спорам,единолично судьей Суда первой инстанции.
Организация работысуда в последнее время существенно изменилась. Новый Статут 2001 г.предусматривает создание в качествеособого структурного компонента Большой палаты в составе 11 судей во главе с Председателем Суда.
В соответствии с новым Статутом (ст.16) по общему правилу дела будут рассматриваться в обычных палатах. Потребованию государства-члена илиодного из институтов Союза дело передается в Большую палату. Наконец, пленум станет рассматриватьтолько дела «исключительной важности» (наличие таковой устанавливает сам Суд),а также дела об отрешении от должностинесменяемых должностных лиц ЕС(членовКомиссии, Омбудсмана и др.).
Весьма важную роль в руководстве работой Суда играет его Председатель. Онизбирается самими судьями путем тайного голосования абсолютным большинствомголосов сроком на три года. В случае если ни один из кандидатов не соберетабсолютного большинства голосов, проводится второй тур, по результатам которогосчитается избранным кандидат, получивший относительное большинство голосов. Вслучае досрочной вакансии поста Председателя вновь назначенный глава Судавыполняет эти обязанности в течение оставшегося срока полномочий. Председательруководит работой Суда и деятельностью его служб. Он председательствует напленарных заседаниях Суда, а также при обсуждениях, имеющих место всовещательной комнате. Председатель распределяет дела между палатами иназначает судью-докладчика. Критерии, в соответствии с которыми производитсяраспределение дел, устанавливаются самим Судом,
Применительно к делам, которые переданы на рассмотрение той или инойпалаты, функции главы судебного учреждения выполняет ее Председатель.Председатели палат назначаются Судом сроком на один год. Суд назначает также нааналогичный срок первого генерального адвоката. Первый генеральный адвокатраспределяет дела между генеральными адвокатами сразу же после назначениясудьи-докладчика. В случае временной вакансии поста Председателя Суда его функциивыполняет один из председателей палат, старшинство которых определяется срокомих пребывания на данной должности в Суде. Председатель назначает дату и часызаседаний Суда. Применительно к палатам эти функции осуществляют ихпредседатели. По общему правилу заседания Суда и палат имеют место, арезиденции Суда ЕС, которая находится в Люксембурге, Однако заседания могутпроводиться по указанию Председателя и в ином месте.
Решение по существу рассматриваемого дела выносится нечетным числомсудей. Однако в тех случаях, когда в силу каких-дибо причин это числооказывается четным, самый младший судья по сроку пребывания в Суде долженвоздержаться от участия в принятии решения (кроме случая, когда этосудья-докладчик).
Суд первой инстанции, как иСуд ЕС, состоит из 25 судей, т.е. каждое государство-член представлено судьей.В принципе, при формировании Суда первой инстанции применяется аналогичнаяпроцедура назначения судей, председателя, что и в Суде ЕС, но имеется лишь однаособенность в составе: здесь отсутствует институт генеральных адвокатов. Ихфункции может в определенной степени выполнять специально назначенный в связи срассмотрением данного дела член Суда. Суд первой инстанции также назначаетрегистратора, помимо этого он пользуется услугами административного персоналаСуда ЕС.
В большинстве случаев Судпервой Инстанции проводит слушания, образуя, также как и Суд ЕС, палаты из трехили пяти судей. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. В ситуациях,когда один из членов палаты отсутствует, он может быть замещен другим судьей,которого имеет право назначить Председатель. Пленарные заседания проводятся впроцессе слушания дел особой важности.2.3.ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ ЧЛЕНОВ СУДА
Суд в целом и каждый его член в отдельности (включая генеральныхадвокатов) являются полностью независимыми в своей деятельности. Принципнезависимости — важнейшая гарантия объективного, беспристрастного разрешениядел органами судебной власти как в государствах, так и на уровненадгосударственных институтов Европейского Союза.
Система гарантий независимости членов Суда в целом аналогична гарантиям,действующим в правовом демократическом государстве.
/>Каждыйчлен суда обладает иммунитетом от уголовной и административной ответственности(дословно — иммунитет от юрисдикции; франц. immunite de jurisdiction).
Иммунитет судей и генеральных адвокатов распространяется дела,рассматриваемые как национальными судами, так и иными органами, в том числе настадии предварительного расследования. В отношении действий, совершенныхчленами Суда в официальном качестве, иммунитет сохраняет силу и послепрекращения их полномочий.
Снять иммунитет со своего члена может только сам Суд. Если этопроисходит, то дело о преступлении или ином правонарушении суды (генерального адвоката)будет рассматриваться в государстве, гражданином которого он является. При этомчлен Суда приравнивается членам высших органов судебной власти своей страны(ст. 3 Статута 2001 г.).
Несовместимость должностей охватывает не только административные посты ворганах национальной или наднациональной публичной власти, но и любуюпрофессиональную деятельность, оплачиваемую или нет.
Запрет заниматься политической или административной деятельностью носитбезусловный характер. В отношении других видов побочной работы (например,научно-преподавательской) «в порядке исключения» судье или генеральномуадвокату может быть дозволено осуществлять ее по решению Совета ЕвропейскогоСоюза.
Правило несовместимости должностей, как и в отношении членов Европейскойкомиссии, сохраняет свое действие также после прекращения полномочийсудьи/генерального адвоката.
При вступлении в должность судьи и генеральные адвокаты дают«торжественное обещание в течение срока полномочий и после его окончаниясоблюдать обязанности, вытекающие из их должности, в частности, обязанностьпосле истечения полномочий честно и с необходимой осторожностью подходить квопросу о занятии определенных должностей или получении определенныхпреимуществ».
Возможные споры и сомнения в этой области разрешает сам Суд (ст. 4Статута 2001 г.).
С правилом несовместимости должностей тесно связан запрет на участие вделах, которые могут представлять для члена Суда личный интерес.
Судьям и генеральным адвокатам не разрешается участвовать в рассмотрениидел, по которым они ранее выступали представителями, адвокатами илизащитниками. То же самое относится к делам, которые в прошлом они ужерассматривали в бытность членом национального суда, следственной комиссии или вином качестве.
В любых «особых обстоятельствах», когда судья или генеральный адвокатсчитает для себя невозможным участвовать в деле, он обращается к ПредседателюСуда или его палаты с самоотводом. Председатель может заявить об отводе судьи ипо собственной инициативе. Cпоры и сомнения, опять же,разрешает сам Суд (ст. 18 Статута 2001 г.).
Важной гарантией независимости судебной власти ЕС служит право Судасамостоятельно определять процедуру своей деятельности в форме акта подназванием «процессуальный регламент» (ПР)).
Данное полномочие, однако, имеет свои пределы. Суд связан положениямиучредительных договоров и Статута, которые являются источниками первичногоправа и не могут изменяться им по своему усмотрению (некоторые положенияСтатута вправе пересматривать Совет по предложению Суда).
Процессуальный регламент, принятый Судом, для вступления в силу нуждаетсяв одобрении главным законодательным органом ЕС — Советом Европейского Союза.
Материальной гарантией независимости Суда выступает финансирование всехего расходов из общего бюджета Европейского Союза, а не из национальныхбюджетов стран, гражданами которых являются его члены (ст. 268 Договора,учреждающего Европейское Сообщество).
Суд, как и другие институты, самостоятельно разрабатывает проект сметысвоих расходов на будущий финансовый год. Вместе с другими расходами ониутверждаются Европарламентом и Советом на основании единого проекта,представляемого Европейской комиссией.
Несменяемость судей и генеральных адвокатов является важной гарантией ихнезависимости. На протяжении срока своих полномочий члены Суда могут бытьотрешены от должности только самим Судом при наличии законных оснований,предусмотренных Договором, учреждающем Европейское сообщество.
Принцип тайны совещательной комнаты является одним из главных правовыхсредств обеспечения судейской независимости, признанным во всех цивилизованныхстранах.
В Суде Европейских сообществ данный принцип доведен до своего логическогопредела. Здесь не только запрещен доступ посторонних лиц в совещательнуюкомнату, но вообще не допускается разглашение какой-либо информации о характереобсуждения и голо/>сованиясудей при вынесении решения (ст. 35 Статута 2001 г.).
Данное правило обращено прежде всего к самим судьям. Им запрещеновысказывать особые мнения, а также иным образом сообщать об индивидуальнойпозиции по конкретному делу как их самих, так и других судей, участвовавших впринятии решения. Решение выносится от имени всех судей независимо от того,голосовал ли конкретный судья «за» или «против».
При вступлении в должность каждый член Суда приносит клятву в которой онобязуется не разглашать тайну совещательной комнат в том числе и послеистечения срока своих полномочий.
Принцип тайны совещательной комнаты, как он применяется в Суде, на первыйвзгляд, может показаться недемократичным, так как подавляет индивидуальностьчленов Суда. На самом деле «обет молчания», наложенный на судей, служитдейственной гарантией их реальной независимости. Он лишает государства-члены, аравно другие заинтересованные лица возможности оказывать давление на членовСуда, ибо установить, как на самом деле поведет себя судья в совещательнойкомнате, нереально.
Это особенно важно в тех делах, в которых ответчиками выступагосударства-члены. Не будь в Суде принципа тайны совещательной комнаты, можнобыло бы предположить, например, что судьи — германские граждане частоголосовали бы в поддержку своей страны даже если ФРГ действительно нарушилаправо ЕС, французские судьи — «за» Францию и т.д. Вместо правовых интересовопределяющее значение приобретали бы, таким образом, политические и иныесоображения.2.4.ТЕХНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СУДА (СЕКРЕТАРЬ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СЛУЖБЫ)
Судом на шесть лет назначается постоянный секретарь(грефье (“Greffier)), работающий под руководствомПредседателя Суда. Главной его задачей является обеспечение всех процедурныхвопросов: он ведает приемом, реадресоваением, хранением всей документации,хранением архивов, печати; является ответственным за опубликование решений идругих документов суда, оказывает техническую помощь на заседаниях Суда ипалат, присутствует на заседаниях. В своем подчинении грефье имеетадминистративные и технические службы, с помощью специального управляющего руководит бухгалтерией и финансовыми делами. За исполнение вышеперечисленныхобязанностей он подотчетен Председателю Суда. В руководстве финансовыми деламии бухгалтерией ему помогает специально назначенный управляющий.
Секретарь — этодолжностное лицо Суда, которое обеспечивает прием, получение и передачу процессуальных документов (исковых заявлений и т.д.), а также ведение протокола иопубликование решений Суда. Секретарь,кроме того, осуществляет текущее руководство аппаратом Суда.
Секретаря назначаетСуд сроком на шесть лет. В помощь ему Судвправе назначить одного или нескольких заместителей (ст. 12, 13 ВнутреннегоРегламента).
В состав Суда входят специализированные подразделения: «службаинформации (Information Office), лингвистическая служба (Департамент переводов (Translation Directorate)),секретариат, библиотека и Отдел исследований и документации (Reserch andDocumentation Division)». В частности, Отдел исследований и документацииобеспечивает судей и генеральных адвокатов необходимой информацией о правеСообщества и сравнительными обзорами по правовым системам стран-участниц ЕС.
Одну из наиболее, многочисленных служб аппарата Суда составляетлингвистическая служба. Лингвистическая служба играет большое значение вдеятельности Суда, т.к. она состоит из экспертов, располагающих знанием рядаофициальных языков. Следует отметить, что судебное заседание а также ивынесение решений в совещательной комнате, как правило проводятся нафранцузском языке, что предполагает достаточно хорошие знания французскогоязыка у судей.
Служба информации предоставляет юристам информацию о последних рассмотренныхСудом делах и иные сведения о его работе.
Секретариат состоит из юридических секретарей, каждый из которыхприкреплен к определенному судье или генеральному адвокату. Основной их задачейявляется оказание помощи в подготовке заключений, юридических документов,проведение исследований.
В дополнение ко всему в Суде имеется библиотека, вкоторой собраны «многочисленные материалы, отражающие правовые системыгосударств-членов и Сообщества».
ГЛАВА3 ЮРИСДИКЦИЯ СУДА ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ
Суд обладает обязательной юрисдикцией в отношениигосударств-членов, органов Союза и других субъектов. Юрисдикция — это всегдакруг дел, подлежащих рассмотрению уполномоченным органом, подсудность.
По своему содержанию юрисдикция Суда включает в себя три ocновные группы полномочий:
разрешать споры из правоотношений, возникающих на основании нормучредительных договоров и законодательства ЕС, — прямая юрисдикция;
рассматривать запросы судебных органов государств-членов, которыесталкиваются с проблемами толкования и применения норм права ЕвропейскогоСоюза, — преюдициальная (косвенная) юрисдикция;
разбирать дела в порядке предварительного контроля.
Дела прямой юрисдикции — это споры, возникающие в ходе реализации в жизньнорм права ЕС, т.е., по сути своей, дела искового производства. Одна из сторон(истец) привлекает другую (ответчика) к Суду за предполагаемое нарушениеюридической нормы Сообщества, а также, возможно, ее субъективного права илиинтереса (например, в исках о возмещении вреда, причиненного частным лицам).
Круг лиц, которых можно привлечь к Суду в качестве ответчика, являетсяограниченным. Наиболее часто нарушителями «европейских» правил выступают,естественно, физические и юридические лица. Соответствующие дела (игражданские, и уголовные) рассматривают национальные суды государств-членов,которые обязаны в том случае применять непосредственно действующие нормы праваЕС, даже вопреки законодательству конкретного государства.
Суд Европейских сообществ по общему правилу иски кчастным лицам, а равно к должностным лицам государств-членов не рассмат/>ривает. К егоюрисдикции отнесены те споры, которые являются наиболее сложными и важными сполитической точки зрения и затрагивают интересы ЕС в целом.
В соответствии с Договором о ЕС в качестве ответчика перед Судом могутпривлекаться, во-первых, государства-члены в целом, во-вторых, органыЕвропейского Союза, а также их должности лица и служащие.
Иски к государствам-членам. Государство-член привлекается Суду вслучае нарушения им обязанностей, вытекающих из Договора о ЕС, т.е.невыполнения (ненадлежащего выполнения) им на своей территории любой нормы илииндивидуального предписания Сообщества.
Решение Суда о признании государства-члена нарушителем является для негоюридически обязательным. В этом случае государство-нарушитель обязано принятьвсе «необходимые меры для выполнения решения Суда» (ст. 228 Договора,утверждающего Европейское Сообщество), например, отменить или, напротив, издатьнеобходимые законодательные акты (если речь идет о невыполнении в срокдирективы). Для национальных судов, соответствено возникает обязанность не применять правовые акты государства-члена, признанные не соответствующими правуЕС.
В случае повторного нарушения государство-член может быть оштрафованоСудом, причем размер штрафа (в виде единовременной суммы или периодическихплатежей) не ограничен (параграф 2 ст. 228).
Иски к органам Европейского Союза и их должностным лицам. Неправомерныедействия (бездействие) могут совершать не только национальные, но и наднациональныевласти в лице органов Европейского Союза. В зависимости от характера нарушенияДоговор, утверждающий Европейское Сообщество выделяет два основных вида исков:
1) иски об аннулировании (ст. 230). Такого рода иски подаются с цельюотмены регламентов, директив и иных правовых актов органов ЕС (кромерекомендаций и заключений, не имеющих обязательной юридической силы).
Общим основанием для подачи иска об аннулировании и, соответственно, длявозможной отмены документа служит противоречие актов текущего законодательства«конституционной хартии» ЕС, т.е. его учредительному договору. В соответствии ссамим Договором, утверждающем Европейское Сообщество (абз. 2 ст. 230) указанноепротиворечие может проявляться в » нескольких формах:
«отсутствие компетенции», например, если Европарламент издал регламентили директиву от своего имени, тогда как он может это делать лишь совместно сСоветом;
«существенное нарушение процедуры», например, издание Советом правовогоакта без предложения Комиссии или не дождавшись консультативного заключенияЕвропарламента (в случае, когда должна применяться процедура консультации);
«нарушение настоящего Договора или любой нормы права, относящейся к егоприменению». В данном случае речь идет о «материальном» контроле, т.е.проверяется сам правовой акт (его содержание) на соответствие учредительномудоговору;
«злоупотребление властью», т.е. реализация полномочий вопреки законнымцелям, предусмотренным учредительным договором, в том числе в личных интересахчленов соответствующего института.
При наличии хотя бы одного из указанных оснований Суд объявляетоспариваемый акт ничтожным, т.е. не имеющим силы с момента принятия. Однако длярегламентов Суд может при необходимости сохранить в силе наступившие ранее ихюридические последствия, признать недействительным регламент лишь с моментавынесения судебного решения (ст. 231 Договора,утверждающего Европейское Сообщество).
2) иски из бездействия (ст. 232 ДЕС). В данном случае нарушение состороны органа ЕС выражается том, что он не принимает решения, хотя должен былэто сделать в соответствии с учредительным договором.
Если факт такого противоправного бездействия установлен Судом, тосоответствующий институт, как и в случае иска об аннулировании, обязан принятьвсе необходимые меры для исполнения судебного решения (ст. 233 Договора,утверждающего Европейское Сообщество). В данном случае эта обязанностьвыражается в позитивных действиях, т.е. в издании регламента, директивы и т.д.
Иски из бездействия подаются в Суд заинтересованными лицами только послепредварительного обращения к соответствующему институту ЕС. Если последний недает ответа в течение двух месяцев, то в течение следующих двух месяцев можетбыть предъявлен иск из бездействия. Если получен негативный ответ, то нарешение об отказе может быть подан иск об аннулировании.
Преюдициальные запросы (дела косвенной юрисдикции). Дела косвеннойюрисдикции — это те дела, которые Суд Европейских сообществ рассматривает позапросам судебных органов государств-членов.
Если национальный суд сталкивается с необходимостью применить норму праваЕС, то он может, а в ряде случаев обязан сначала обратиться в Суд Европейскихсообществ за официальным разъяснением.
Такого рода запросы судебных органов государств-членов называютсяпреюдициальными (т.е. они направляются до момента вынесения окончательногопостановления по делу), а полномочия Суда их рассматривать — преюдициальной(или косвенной) юрисдикцией.
В отличие от дел прямой юрисдикции Суд в данном случае не выносит решенияпо существу конфликта (это делает национальный суд на основании собственнойоценки фактических обстоятельств дела). Роль Суда иного плана: он призванразрешить правовую коллизию или неясность, с которой сталкиваются органыправосудия государств-членов в ходе применения юридических норм ЕС.
Решение Суда обязательно для национального суда, направившегопреюдициальный запрос. Оно также служит прецедентом для всех других судов,которые сталкиваются с аналогичными проблемами в своих странах. Тем самымблагодаря прежде всего преюдициальным росам обеспечивается единообразиесудебной практики на территории ЕС.
Каковы цели направления преюдициальных запросов в Суд Евро-рейскихсообществ?
Во-первых, они могут подаваться с целью получить разъяснение смысла нормучредительного договора, а равно правовых актов институтов Европейского Союза иЕвропейского центрального банка — запросы о толковании (п. «а» и «b» ст. 234Договора, утверждающего Европейское Сообщество).
Во-вторых, целью преюдициального запроса может служитьоспаривание актов вторичного права по причине их вероятного противоречияучредительному договору ЕС — запросы о соответствии Правовых актов институтов иЕЦБ учредительному договору (п. «b» ст. 234).
Если национальный суд при рассмотрении конкретного дела приходит квыводу, что регламент, директива или другой правовой акт институтов ЕСпротиворечит «конституции» (учредительному договору), он не вправе самобъявлять «закон» Сообщества недействительным.
В подобных обстоятельствах судебный орган государства-членаприостанавливает разбирательство дела и направляет преюдициальный запрос в СудЕвропейских сообществ. По итогам рассмотрения запроса Суд может объявитьсоответствующий акт не. подлежащим применению.
Таким образом, с; помощью преюдициальных запросов появляется возможностьоспаривать решения институтов и после истечения срока исковой давности дляподачи исков об аннулировании, который очень короток (два месяца).
Посредством того же механизма физические и юридические лица |могутдобиться рассмотрения Судом вопроса о «неконституционности» регламентов идиректив, т.е. нормативных актов, которые они не [могут оспаривать напрямую.
/>В-третьих,целью запроса национального суда нередко служит разрешение коллизии междунациональным и коммунитарным правом — запросы о соответствии правовых актовгосударств-членов праву EC.
Данный вид запросов прямо не предусмотрен учредительным договором (онимаскируются под запросы о толковании), но широко встречается на практике, когданациональный суд не уверен в противоречии двух правовых систем или не желаетсамостоятельно, опираясь на принцип верховенства права ЕС, признаватьнациональный закон не имеющим юридической силы.
В соответствии со ст. 234 Договора о ЕС направлять преюдициальные запросымогут как суды, так и трибуналы государств-членов. Понятие «трибунал»охватывает органы, осуществляющие юрисдикцию по определенным делам, но невходящие в систему судебной власти государств-членов, например Иммиграционныйтрибунал Великобритании.
Направление преюдициального запроса — право национального суда/трибунала,которое он реализует на любых стадиях процедуры как по собственной инициативе,так и по инициативе лиц, участвующих в деле: истца, ответчика, подсудимого ит.д.
Однако для судов и трибуналов высших инстанций, т.е. для тех «решениякоторых не подлежат обжалованию в соответствии с национальным правом» (это невсегда верховный или аналогичный суд) направление данного запроса превращаетсяв обязанность (абз. 3 ст. 234 Договора, утверждающего Европейское Сообщество).От этой обязанности они освобождаются только в том случае, когда правоваяпроблема уже была урегулирована, прецедентым правом Суда.
Дела предварительного контроля. В делах предварительного контроля Судрассматривает правомерность юридических актов еще до их совершения, т.е. наэтапе подготовки проекта решения.
Сюда относятся, прежде всего, запросы о соответствии учредительномудоговору подписанных, но еще не вступивших в силу соглашений ЕС с третьимистранами и международными организациями — предварительный «конституционныйконтроль» международных договоров, аналогичный существующему во Франции.
В соответствии со ст. 300 Договора, утверждающего Европейское Сообщество(параграф 6) с необходимым запросом в Суд могут обратиться Совет, Комиссия, атакже любое из государств-членов. Ниццкий договор добавил к этому перечнюЕвропейский парламент.
По итогам рассмотрения проекта соглашения Суд выносит заключение. Еслизаключение положительно, т.е. соглашение признано соответствующимучредительному договору ЕС, то документ может вступить в силу, стать юридическиобязательным для Сообщества и всех его государств-членов. В противном случаевступление в силу соглашения ЕС разрешается только после внесения необходимыхизменений в текст учредительного договора Сообщества.
Поскольку процедура пересмотра «конституции» Европейского Союза, в томчисле Договора о ЕС, весьма сложна и длительна, события чаще развиваются подругому сценарию: изменения вносятся не в учредительный договор Сообщества, а всам проект международного соглашения, чтобы адаптировать его к требованиям«конституции» ЕС.
С некоторыми оговорками к сфере предварительного контроля Суда можноотнести еще несколько категорий дел (на практике они почти или вовсе невстречаются):
—дела о снятии иммунитета с судей и генеральных адвокатов.Соответствующее решение Суд может вынести как по собственной инициативе, так ина основании обращения заинтересованных государств-членов в случае совершениячленом Суда преступления или проступка (ст. 3 Статута 2001 г.);
—дела о снятии иммунитета с имущества Европейских сообществ.
В соответствии со ст. 1 протокола «О привилегиях и иммунитетах»зданияи помещения Европейских сообществ являются неприкосновенными.Государства-члены, на территории которых расположено имущество Сообществ, в томчисле денежные активы, могут применять к нему меры принудительного характера(например, конфискацию) лишь с разрешения Суда Европейских сообществ,полученного заблаговременно;
—проверка законности процедуры привлечения государств-членов кответственности за нарушение общих принципов конституционного строя (п. «е» ст.46 Договора о Европейском Союзе в редакции Ниццкого договора).
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что Суд ЕС наделендовольно широкими разноплановым кругом полномочий, т.е. он осуществляетфункции, характерные для конституционного, административного, гражданского,арбитражного суда. Кроме того Суд выступает и как консультативный орган,заключению которого придается особая юридическая сила.
Действующиенормативно-правовые акты сравнительно детально- регламентируют разграничение юрисдикции между Судом ЕС и Судом первой инстанции. Преобладающей в этой областитенденцией является расширениекомпетенции Суда первой инстанции. Висключительном ведении Суда ЕС остаются все дела косвенной юрисдикции, решения по преюдициальнымвопросам и заключения по вопросамтолкования и соответствия, которые Суддает по запросу институтов Союза или государств-членов. Напомним, что в этомслучае заключения Суда носят обязательныйхарактер. К исключительному ведению Суда ЕС относятся также дела, сторонами в которых выступают государства — члены ЕС, институты Союза либо государстваи институты Союза.
К юрисдикции Суда первой инстанции(далее СПИ) относятся рассмотрениетрудовых споров, которое предусмотрено ст.236 Договора, учреждающего Европейское Сообщество. Он же рассматривает дела,относящиеся к оспариванию решений Совета, выполняющего функции.Высшего руководящего органа, со стороны частных лиц, а такжеспоры, касающиесячастнопредпринимательской деятельности.СПИ рассматривает иски, предъявляемыечастными лицами против институтовСообществ на основании ст. 230, относящиесяк контролю за законностью и предусматривающие возможность оспаривания нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС. К юрисдикции СПИ относитсяразрешение дел по ст. 232 Договора,учреждающего Европейское Сообщество, предусматривающей возможность предъявления иска о бездействии всвязи с неисполнением обязательствинститутами Сообществ относительноиздания ими акта, рекомендации или заключения, предусмотренных учредительным договором. СПИрассматривает также иски по ст. 235Договора, учреждающего Европейское Сообщество, связанные с возмещениемвреда и предусмотренные, в частности, ст.288 этого же Договора.
Существенноерасширение юрисдикции СПИ было осуществленорешением Совета 93/350 от 8 июня 1993 г. Была расширена возможностьрассмотрения в СПИ исков об аннулировании;исков, связанных с договорной и внедоговорной ответственностью; исков о бездействии, вчиняемых частными лицами; а также дел, связанных с борьбой противдемпинга или нарушением правил торговли.
Договор, учреждающий ЕвропейскоеСообщество, подтверждая на уровне учредительногоакта существование СПИ, предусматривает возможность дальнейшего расширения его юрисдикции на основе единогласного решения Совета по предложениюСуда ЕС и после консультации с Парламентом и Комиссией (ст. 225 Договора). Та же статья Договора о ЕСспециально оговаривает, что дела,рассматриваемые в преюдициальном порядке,не могут входить в юрисдикцию СПИ. Следует, очевидно, добавить, что в случае ошибочного выбораинстанции для предъявления исказаинтересованной стороной ошибка может быть исправлена непосредственно судебной администрацией без рассмотрения дела по существу Судом ЕС или СПИ. Восновном такие вопросы решаются науровне грефье.
ГЛАВА4 ПРОЦЕДУРА СУДОПРОИЗВОДСТВА
Суд — постоянно действующий орган Сообществ и Союза. Егодеятельность осуществляется в форме рассмотрения и разрешения дел, этопредполагает не только коллективное участие судей в работе пленума или палаты,но также индивидуальную подготовку доклада/заключения судьей-докладчиком игенеральным адвокатом, назначенным на конкретное дело.
Число судей, участвующих в рассмотрении дела,всегда должно быть нечетным, а решения принимаются большинством голосов(результаты голосования не разглашаются).
Как и в других органах, для Суда действует требование окворуме, т.е. минимальном количестве присутствующих судей, при котором Судправомочен выносить решение. Кворум составляет 9 человек для пленума (из 15), 3человека для палат в составе трех или пяти судей и 5 человек для палаты из 7судей. Наконец, для Большой палаты, которая создана после вступления в силуНиццкого договора и нового Статута, необходимо присутствие по меньшей мере 9 из11 ее членов (ст. 17 Статута 2001 г.).
Рассмотрение дел в Суде складывается из двух стадий:письменного и устного производства при ведущей роли первого (ст. 20 Статута2001 г.). Основное содержание первой стадии — это обмен процессуальнымидокументами между сторонами: исковое заявление, меморандум ответчика, «реплика»истца и соответствующая реплика ответчика (франц. duplique).идр. — все в письменной форме. Эти и иные документы направляются Секретарю Суда,который пересылает их Председателю и другим судьям [.
Следует отметить, что, по общему правилу, доказательства должны бытьпредставлены уже в момент подачи иска или, по крайней мере, должно бытьуказано, какие доказательства намерена представить сторона. То же самое, впринципе, относится и к ответчику. По обращению сторон и третьих лиц или пособственной инициативе Суд вправе вызывать и допрашивать свидетелей, назначатьэкспертизу, собирать иные доказательства.
Устная процедура начинается после подготовки ответственным судьей(судьей-докладчиком) своего доклада. Суд (пленум или палата) заслушиваютпредставителей сторон и третьих лиц (и те, и другие всегда должны действоватьчерез представителей — агентов, советников или адвокатов)- Стадия устногоразбирательства завершается оглашением заключения генерального адвоката, послечего судьи удаляются в совещательную комнату.
Процессуальные правила судопроизводства в Суде ЕС и Судепервой инстанции (далее СПИ) предусмотрены в общих чертах Уставом Суда идетально регулируются Процессуальным регламентом.
Возбуждение: дела начинается с подачи искового заявления.Исковое заявление должно в обязательном порядке включать в себя полноенаименование и постоянное место пребывания истца; указание стороны, противкоторой направлен иск; определение предмета спора и суммарное описание причин,его вызвавших; выводы, к которым приходит истец, а также переченьдоказательств, если они имеют место. Все необходимые дополнительныепроцессуальные документы, в том числе свидетельства и другие акты, включаются вдосье, прилагаемое к исковому заявлению. Если истцом является частное лицо, ононазначает адвоката или специального представителя, которому поручается ведениедела. Если истцом выступает институт ЕС, как, впрочем, и в том случае, если онявляется ответчиком, его представителем выступает ex officio соответствующая юридическаяслужба.
Принятие дела к рассмотрению сопровождается указаниеминстанции, которая рассматривает дело по существу. Рассмотрение делпреюдициального порядка и споров между государствами-членами и институтами вобязательном порядке передается пленуму Суда ЕС. На пленарные заседаниявыносятся также дела, в которых привилегированные истцы (государства-члены иинституты) являются одной из сторон, особенно в том случае, если такоетребование заявлено непосредственно государством-членом или институтом ЕС. Всеостальные дела рассматриваются палатами.
Процедура рассмотрения дел в Суде состоит, как правило,из двух стадий. Первая — письменная стадия включает в себя обмен документами изаявлениями между спорящими сторонами. На этой стадии Суд может запрашиватьдополнительную документацию и заключение экспертов. Дело ведет со стороны Судаспециально назначаемый судья-докладчик или его заместитель. Обобщенную оценкудела подготавливает специально назначенный для его изучения генеральный адвокат(последнее правило не относится к СПИ, в котором институт генеральных адвокатовотсутствует). Устная стадия включает в себя изложение дела и претензийзаинтересованными сторонами, которое может сопровождаться вопросами со сторонысудей, адресуемыми адвокатам или представителям спорящих сторон. В соответствиис поправками, внесенными в Процессуальный регламент, Суд может, при условиисогласия спорящих сторон, принять решение не прибегать к устной стадиирассмотрения дела. В любом случае Суд фиксирует и строго контролирует сроки,предусмотренные для письменной и устной стадии рассмотрения дела, а равно срокипредставления необходимых документов и свидетельств.
Язык, используемый в ходе рассмотрения дела, может быть любым изофициальных языков ЕС. По общему правилу им является язык защищающейся стороны.При рассмотрении дел в преюдициальном порядке таковым «является языкнационального суда, обратившегося с соответствующим запросом. На этом же языкевыносится и решение.
Стороны должны быть представлены на всех стадияхрассмотрения дела. Суд вправе запрашивать представление ими дополнительныхсведений или документов, при необходимости он может приглашать свидетелей иэкспертов, а равно выезжать непосредственно на место. Принятие подобных мероформляется вынесением определения и полностью зависит от усмотрения Суда.Практика показывает, что наиболее часто к таким мерам, как приглашениесвидетелей и экспертов, прибегает СПИ, особенно при рассмотрении дел, связанныхс применением права конкуренции.
Действующие процессуальные правила предусматриваютвозможность вступления в дело третьих лиц, как на стороне истца, так и настороне ответчика, если они могут доказать или подтвердить свой прямой интересв данном деле. Подобное заявление о вступлении в дело может иметь место непозднее трех месяцев со дня опубликования в „Журналь офисьель“извещения о данном иске. Приемлемость такого рода заявления о вступлении в делоопределяется самим Судом.
Любая из сторон по делу может просить Суд вынестирешение о принятии мер по обеспечению иска, которые, не предрешая решения посуществу, должны предупредить наступление непоправимых последствий, наносящихущерб одной из сторон. Такого рода временные меры осуществляются на основеопределения Суда. Схожим является также просьба любой из заинтересованныхсторон о временном приостановлении исполнения акта, обжалуемогозаинтересованными сторонами. Решение по этому вопросу также выносится Судом вформе определения. Наиболее часто они встречаются в практике СПИ.
Решение по существу рассматриваемого дела выноситсяСудом (пленумом или палатой) в закрытом порядке. Тайна совещательной комнаты —одно из абсолютных правил судопроизводства. Разглашение тайны совещательнойкомнаты составляет серьезное правонарушение, влекущее за собой возможность примененияадминистративных санкций вплоть до смещения с должности судьи. Решение Суда ЕСявляется окончательным и обжалованию не подлежит. Решения СПИ могут бытьобжалованы в кассационном порядке в Суд ЕС в течение двух месяцев послепринятия решения Судом первой инстанции. Правом обжалования обладает каждая изспорящих сторон, а также третьи лица, которые могут подтвердить нанесение имнепосредственно ущерба принятым решением.
Подача кассационной жалобы не приостанавливает исполнение решения. Еслилицо, подавшее кассационную жалобу, считает желательным приостановлениеисполнения решения, оно может просить об этом Суд ЕС, который выноситсоответствующее определение. При обжаловании Суд ЕС рассматривает тольковопросы права. Основаниями для обжалования могут служить отсутствие компетенцииу СПИ, процессуальные нарушения, нанесшие ущерб интересам истца, а равнонарушение материального права ЕС. Суд ЕС в своих решениях по конкретным деламуточнил, в частности, что при обжаловании решений СПИ недостаточно воспроизвеститу аргументацию, которая уже имела место в ходе рассмотрения дела в Суде первойинстанции. Суд ЕС указал также, что обжалование не может основываться наоспаривании оценки Судом первой инстанции фактических обстоятельств дела.Напротив, Суд в своих решениях сформулировал или уточнил еще одно основание дляпринесения жалобы, признав в качестве такового недостаточную мотивированностьрешения СПИ.
При обжаловании Суд ЕС может принять дело к своемусобственному рассмотрению и вынести самостоятельное решение, он может такжевернуть дело для рассмотрения в СПИ и, наконец, он может отказать вудовлетворении жалобы: В тех случаях, когда жалоба является заведомонеприемлемой или необоснованной, Суд ограничивается вынесением соответствующегоопределения.
Исполнение решений имеет место в соответствии спроцессуальными правилами страны, в которой это решение подлежит исполнению.Принудительное исполнение по общему правилу неприменимо к государству. Порядокисполнения решения о санкциях против государства, предусмотренный в случаепредъявления иска о неисполнении обязательств, практически не уточнен.Принудительное исполнение в отношении Сообществ может иметь место только наоснове специального предварительного уполномочия со стороны Суда. В том, чтокасается государств-членов, по мнению ряда исследователей, исполнениевынесенных против них решений в том, что касается финансовых санкций, зависитглавным образом от согласия самого государства, против которого вынесено данноесудебное решение.
Опыт существования и функционирования Суда ЕС, а в последующем и Судапервой инстанции свидетельствует о том, что судебная система Европейскихсообществ не только выдержала проверку временем, но и смогла утвердиться вкачестве одного из важных элементов институциональной структуры Сообществ иСоюза. Суд ЕС с момента своего создания и по настоящее время остается одним изважнейших инструментов интеграции и обеспечивает неуклонное и единообразноеприменение и толкование европейского права.
Процедура рассмотрения дел в Суде первой инстанции в основном аналогичнапроцедуре Суда ЕС. «Однако специфическая структура и юрисдикция этого органавносят свои коррективы, особенно в процедуру проведения предварительныхрасследований»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершение проведенного мною исследования можно сделать следующиевыводы. В момент создания Суд ЕС представлял с собой классический судебныйорган. Но с течением времени, в процессе Европейской интеграции, компетенцияСуда ЕС существенно расширилась: Суд ЕС стал высшим авторитетом всовершенствовании права Европейских Сообществ, он начал выполнять функцииконституционного суда, выступать в качестве административного суда,осуществлять функции уголовного и дисциплинарного суда, а также в сферегражданского судопроизводства, стал выступать в качестве арбитражного(хозяйственного) суда, является кассационным судом, выполняет консультативныефункции. То есть, можно сказать о том, что Суд ЕС, решения которогообязательны для государств-членов и для граждан и юридических лиц на территориивсех государств-членов, стал выполнять в некотором роде функции, резкоотличающие его от традиционно международного суда. Кроме того, свои задачи СудЕС осуществляет независимо от деятельности других институтов Сообщества, и, ктому же, ни один институт или иной орган Сообществ не может уйти от контроляСуда ЕС, будь то Совет, Комиссия, Европарламент, Европейский Центральный банк,Европейский валютный институт. Следует отметить, что полномочия, которыминаделен Суд ЕС, не выходят, как правило, за пределы правопорядка Сообществ.Так, например, Суд ЕС не вправе толковать и применять национальное правогосударств-членов, как и их международные договоры, т.к. это возможно лишь приналичии соответствующей договоренности между государствами-членами.
Как видно, право Европейских сообществ во многом было создано именноруками судей. За более чем четыре десятилетия своего существования Суд ЕСпревратился в настоящий «локомотив интеграции». Его заслуги в этой сфере труднопереоценить. Именно Суд Европейских сообществ сыграл одну из ключевых ролей вформировании специфического автономного правопорядка ЕС. Именно Суд ЕС, какникто другой, закрепил и развил основополагающие принципы права Европейскихсообществ: принцип верховенства права ЕС над внутренним национальным правомгосударств-членов и принцип прямого действия норм права ЕС на территориигосударств-участников. Соблюдение же последних, несомненно, имеетпринципиальное значение для устойчивого функционирования всей системы Сообществи, по сути, является гарантией того, что с течением времени право ЕС неокажется размытым, а его положения не растворятся в бесчисленном количественациональных правовых норм.
И в заключение мне хотелось бы указать следующее, как справедливо отметилВ.И. Кузнецов, «в истории развития института международных организаций еще невстречалось судебных органов с подобной компетенцией, организаций, процедурой».
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Договор о европейском союзеот 7 февраля 1992 г. (с изменениями, внесенными Амстердамским договором от 2октября 1997 г. и Ниццким договором от 26 февраля 2001 г.) / eulaw.edu.ru
2.Договор, учреждающий европейское сообщество (консолидированный текст сучётом Ниццских изменений) / eulaw.edu.ru
3.Предварительный проектконституционного договора (Конституции Европейского Союза) / eulaw.edu.ru
4.Протокол об Уставе Суда Европейского Сообщества / eulaw.edu.ru
5.Азбука права Еўрапейскай Супольнасці. – Мн.: БелФранс,2002. – 106 с.
6.Европейское право. / Под общей ред. Л.М. Энтина. – М.: Норма, 2004. – 720с.
7.Еўрапейскі Саюз. Кансалідаваныя дагаворы. – Мн.:БелФранс, 2002. – 177 с.
8.Курс международного права / под ред. В.И. Кузнецова. — Том 7, М.:Наука, — 1993. – 768 с.
9.Основы права Европейского Союза:Схемы и комментарии. – М.: Инфра-М, 2002. – 137 с.
10.Право Европейского Союза: Учебникдля ВУЗов / Под ред. С.Ю. Кашкина. – М.: Юристъ, 2003. – 925 с.
11.Топорнин Б.Н. Европейское право:Учебник. – М.: Юристъ, 1998. – 456 с.
12.Хартли Т.К.Основы права Европейского Сообщетва. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. – 647 с.
13.Europarecht: Eine Einfuerung in das europaeischeGemeinschaftsrecht und seine Verbindungen zum deutschen Staats- undVerwaltungsrecht/ von Hans Georg Fisher.- 2.Aufl.- Muenchen:Beck, 1997. – 567.
14.Europarecht/ Christian Koenig / Andreas Haratsch. – 2. Aufl. – Tuebingen: Mohr Siebeck,1998.- 545.
15.Europarecht:Ein Studienbuch / von Thomas Oppermann. –2., vollst. Ueberarb. Aufl. Muenchen:Beck, 1999. -890.
16.WichtigeWirtschafts-, Verwaltungs- und Gewerbegesetze / Herausgeben von Prof. Dr. Dr.h. c. Rolf Stober / Universitaet Hamburg / Erwerberte Auflage – 2003. – 936.