Социально – гуманитарный институт
Факультет правоведения
Майя Йоутси
реферат
по судебно-исполнителькому праву
тема: «Судебно-исполнительская деятельность в Эстонской Республике»
четвёртый курс
преподаватель:
Бейлинсон
НАРВА
2005
оглавление
ВВЕДЕНИЕ стр.3
ГЛАВА 1
Судебный исполнитель – лицо свободной профессии стр.3
ГЛАВА 2
Деятельность судебного исполнителя стр. 6
ГЛАВА 3
Порядок судебно-исполнительского производства стр. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 11
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с 1 марта 2001 года произошли значительные изменения в институте судебных исполнителей. Со вступлением в силу Закона о судебном исполнителе к работе приступили частно-правовые лица, находящиеся на государственной службе. Главное их отличие от ранее действующих исполнительных отделов состоит в том, что если раньше эти отделы финансировались государством, то есть из карманов налогоплательщиков, то теперь плата судебного исполнителя и все связанные с исполнительным производством расходы взыскиваются непосредственно с должника. Соответственно, судебный исполнитель заинтересован выполнять свои обязанности наиболее эффективно. Задача судебного исполнителя – взыскать деньги, применяя, согласно Кодексу об исполнительном производстве, “все допускаемые законом средства” – включая арест банковских счетов, арест зарплаты, арест и реализацию имущества в счет погашения долга, принудительный привод должника в бюро с помощью полиции “для беседы” и другие.
ГЛАВА 1
Судебный исполнитель – лицо свободной профессии
В Европе судебные исполнители обычно действуют либо на основании государственной зарплаты (немецкая модель) либо как лица свободной профессии (французская модель).
Начиная с марта 2001-го года судебные исполнители причислены в Эстонии к свободным профессиям как нотариусы и присяжные переводчики. Судебные исполнители как лицо свободной профессии действует на основании данной государством доверенности, однако от своего имени и под свою ответственность. Кроме того судебные исполнители экономически независимы, так как государство за данную деятельность оплату не производит. Судебный исполнитель назначает оплату себе сам на основании той прибыли, которую приносит ему его бюро. Судебный исполнитель (kohtutäitur
) в качестве представителя свободной профессии имеет два преимущества:
1) государству не нужно больше тратить деньги налогоплательщиков на принудительное исполнение судебных решений (исполнители сами себя содержат за счет пошлин, которые должники обязаны уплатить) и
2) судебные исполнители, таким образом, более мотивированы. Это показывает также Эстонский опыт качество принудительного судебного исполнения заметно улучшилось.
Годность лица на должность судебного исполнителя тщательным образом проверяется (кандидатская служба, экзамен, конкурс). После назначения в должность судебный исполнитель открывает свое бюро, и действует под своим именем и под свою ответственность. Государство не платит судебному исполнителю зарплату и не отвечает за его деятельность. В целях заземления профессиональных рисков судебный исполнитель должен заключить страховку ответственности. От обычного частного предпринимателя представитель свободной профессии отличается, прежде всего, тем, что свои основные служебные действия совершать и решения принимать он должен лично, их нельзя делегировать своим наемным помощникам.
Начиная с 1-го июля 2004 года судебным исполнителем может быть только лицо, имеющее высшее юридическое образование, полученное в государственном акредитированном высшем учебном заведении и прошедшее специальную предварительную подготовку.в настоящий момент в Эстонии действует 80 судебных исполнителей.
В городе Нарва на настоящий момент действуют три судебных исполнителя.
1. KRISTA JÄRVETместонахождения бюро: Пушкина 20-49, Нарва;
2. ANDREI KREKместонахождения бюро: Вабадузе 15, Нарва;
3. VIKTORIA ŠABASSместонахождения бюро: Линда 4, Нарва.
До 31 марта 2003 года в городе действовало ещё одно судебно-исполнительское бюро по адресу Вабадузе 15, судебным исполнителем которого являлся Александр Клорен. Однако в связи с дискредитацией Александром Клореным должности судебного исполнителя и причинённым в связи с этим существенным ущербом публичным интересам, данный судебный исполнитель по заявлению министра юстиции был отстранён от должности и в отношении него было возбуждено уголовное делопроизводство.
Александр Клорен использовал вносимые должниками предварительные платежи и присваивал плату предназначенную для ведения судебно-исполнительского производства.
По оценке министерства юстиции сумма ущерба составила 98 000 крон. уголовное делопроизводство было возбуждено на основании статьи Пенитициарного кодекса, касающейся преступления связанного с профессиональной деятельностью (KarS § 289)[1]
.
В ходе судебного заседания в Нарвском городском суде, в ноябре 2004 года, Клорен признал себя виновным. В уголовном деле, представленным в суд прокурором Александром Меньшиковым, Клорен обвинялся в должностном преступлении. Общая сумма ущерба составила 104260,65 крон. В качестве наказания Клорен был подвергнут денежному взысканию в размере 200 минимальных дневных зарплат (10 000) крон. Кроме того Клорена суд обязал выплатить причинённый ущерб и оплатить судебные расходы[2]
.
Хотелось бы отметить, что данный случай должностного преступления, после того как судебные исполнители стали лицами свободной профессии, не единичный. Так как, действуя от своего имени,судебные исполнители несут на основании данной государству доверенности свою ответственность. И в данная деятельность помимо соответствующего образования и опыта, требует кроме того высоких моральных качеств.
ГЛАВА 2
Деятельность судебного исполнителя
Судебный исполнитель занимается принудительным исполнением исполнительных документов. Исполнительными документами являются судебные решения и иные документы, которые могут быть приняты на принудительное исполнение без возбуждения судебного производства: разного рода административные акты (в т. ч. налоговые задолженности, парковочные штрафы) и некоторые виды договоров (в т. ч. нотариально заверенные договора, в которых стороны при невыполнении договора обязуются подчинится немедленному принудительному исполнению).
Судебное исполнение являет собой, как правило, взыскание имущественных требований (судебный исполнитель налагает арест на имущество должника и продает его), но может включать также и выселение из жилища, отнятие и передачу ребенка другому лицу и т. д. Если кто-то не хочет добровольно исполнить судебное решение или другой исполнительный документ, то он должен платить судебному исполнителю также пошлину и издержки по принудительному исполнению.
Как именно работают судебные исполнители? Человеку, которому выписали штраф, дается определенное время на то, чтобы добровольно его заплатить – например, в случае решения полиции, этот срок равен 15 дням, по истечении которых, если штраф не был уплачен, требование передается судебному исполнителю для принудительного взыскания денег.
В случае, если судебный исполнитель все же ходатайствует о замене долга перед государством тюремным заключением, за каждые сутки, проведенные за решеткой, государство простит должнику 180 крон. Но здесь существует еще один важный момент: сколько бы времени должник не провел в заключении, лишение свободы не освободит его от взыскания платы судебного исполнителя и от компенсации всех расходов, затраченных на взыскание долга.
Далее было бы уместно ответить на вопрос кто устанавливает и как определяется размер выплат судебному исполнителю, которые прибавляются к неоплаченному вовремя требованию? Для начала следует пояснить, что выплаты сверх штрафа состоят из двух частей – собственно платы судебному исполнителю и исполнительных расходов. Плата определяется постановлением министра юстиции и зависит от суммы долга. Минимальный ее размер – 250 крон, каким бы маленьким не был долг. C возрастанием суммы долга растет и плата. Вторую часть – исполнительные расходы – определяет судебный исполнитель, исходя из расходов его бюро на взыскание долга. Если должник соглашается с требованием и выплачивает долг добровольно, исполнительные расходы останутся минимальными, если же исполнителю приходится делать дополнительные расходы, связанные с взысканием долга (запросы в различные регистры, аресты и связанная с ними работа, расходы на проведение торгов, объявления в газетах и другие) – они опять-таки взыскиваются с должника.
Кстати, законом предусмотрены и другие санкции в отношении “недобросовестных должников”. Например, за неявку по исполнительной повестке судебный исполнитель может назначить штраф в размере 600 крон, к которому, в случае неуплаты вовремя, снова прибавится плата судебного исполнителя и исполнительные расходы.
Таким образом, единственный способ заплатить как можно меньше – это заплатить вовремя. То есть, первостепенная задача судебного исполнителя все же не наказать нарушителя за счет налогоплательщика, а взыскать с него долги перед государством[3]
.
ГЛАВА 3
Порядок судебно-исполнительского производства
3.
1. Выбор судебного исполнителя
Судебно-исполнительское производство производиться по месту жительства или регистрации. Судебный исполнитель действует в определённом районе, которую закрепляет за ним министр юстиции. В случае, если место жительство должника и место его регистрации не совпадают, то возможно судебно-исполнительское производство по месту нахождения собственности должника. Производящего производство дела судебного исполнителя выбирает взыскатель. Взыскатель – лицо в пользу которого должник обязан выполнить определённую на основании судебно-исполнительского производства обязанность. У взыскателя есть возможность передавать судебно-исполнительское дело от одного судебного исполнителя другому.
3.2. Начало производства
Для начала производства взыскателю следует выбрать судебного исполнителя и предоставить ему лично либо по почте täitedokument (оригинал либо заверенную нотариусом копию)[4]
, а также написать заявление в отношении начала возбуждения судебно-исполнительского производства.
3.3. Предварительный платёж
Связанные с судебно-исполнительским производством расходы несёт должник. То есть для взыскателя производство бесплатно. Однако судебный исполнитель может обязать и взыскателя внести предварительный платёж, который в дальнейшем (после поступлений от должника) возвращается взыскателю.
3.4. Жалобы
В случае если стороны производства (взыскатель либо должник) не довольны деятельностью судебного исполнителя, у них есть право представить жалобу на профессиональную деятельность судебного исполнителя. Жалоба предоставляется в течении 10 дней на основании документа, который был доведён до сведения. Жалобы предоставляется в письменном виде и в свободной форме, из которой должно следовать:
– кто предоставил жалобу;
– на какое судебно-исполнительское производство предоставлена жалоба (номер, данные должника и взыскателя);
– на основании какого дела предоставлена жалоба;
– что в связи с данным делом было судебным исполнителем произведено (или запрещено).
Судебный исполнитель рассматривает жалобу в течении 10 дней, информируя предоставителя жалобы о результате рассмотрения. В случае, если предоставитель жалобе не доволен результатом (решением судебного исполнителя), у него есть право предоставить в течении 10 дней со дня получения на руки решения, жалобу на решение в суд на территории которого действует судебный исполнитель.
3.5. Оплата судебному исполнителю
Оплату судебному исполнителю регулирует 4 глава Закона о судебных исполнителях. Оплата судебному исполнителю установлена в твёрдо установленной сумме, к которой добавляеться подоходный налог. Плату судебному исполнителю вносит должник. Закон о судебных исполнителях запрещает судебному исполнителю самовольно увеличивать либо уменьшать данную сумму.
Оплату судебного исполнителя можно оспорить в суде. Так например, эстонский бизнесмен впервые пытался оспорить в суде оплату судебного исполнителя, утверждая, что принципы этой оплаты противоречат конституции. По мнению истца, оплата судебного исполнителя должна производиться не на основе приказа министра юстиции, как сейчас, а на основе принятого парламентом закона, поскольку речь идет об оплате исполнителя административных функций. В данном случае оплата судебного исполнителя составила всего 295 крон, однако, отмечает газета, в случае победы истца люди смогут в массовом порядке требовать возвращения уплаченных ими судебным исполнителям денег. Такой же массовый эффект в свое время вызвало решение Госсуда признать незаконным взимание штрафов за не уплаченные вовремя налоги. В Эстонии с судебным исполнителеям может столкнуться каждый, поскольку, в числе прочего, исполнители помогают взимать штрафы, например, за неправильную парковку или безбилетный проезд, причем гонорар исполнителя зачастую бывает больше штрафа[5]
.
3.6. Дополнительные платежи
В дополнение к плате судебного исполнителя судебный исполнитель может потребовать с должника дополнительные платежи, если это обусловлено с дополнительными расходами по данному судебно-исполнительскому производству. В отношении данных дополнительных платежей судебный исполнитель составляет решение, которое должник может оспорить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе проделанной работы автор выяснила, что в связи с изменение в законодательстве, начиная с 1 марта 2001 года, судебно-исполнительский институт Эстонии, ныне действует по французской модели. То есть в настоящий момент судебные исполнители в Эстонии являются лицами свободной профессии. Данное обстоятельство заключается в том, что несмотря на то, что судебные исполнители находятся на государственной службе, но действуют как частно-правовые лица.
Зарплата судебного исполнителя не начисляется государством, а идёт за счёт должников, участвующих в судебно-исполнительском производстве. Что накладывает на судебных исполнителей огромную ответственность и требует высоких моральных качеств, чтобы не перешагнуть ту грань, когда можно за счёт желания получить дополнительную прибыль (что свойственно любому предпринимателю, каковым по сути и является с 1.03.01 судебный исполнитель), и в тоже время не причинить ущерба интересам публичноё службе. На взгляд автора данного реферата, в настоящий момент данный институт достаточно сложен и разумеется требует доработки и детального дополнительного изучения, особенно с связи с участившимися злоупотреблениями своими должностными обязанностями судебными исполнителями.
Источники информации в интернете:
1) http://www.postimees.ee/130104/online_uudised/123820.php Postimees, 13.01.2004
2) http://www.just.ee/index.php3?cath=9283&id=38
3) “Кренгольмский проспект», август 2002 год, Николай АНДРЕЕВ
4) http://www.infolex.ee/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=146&mode=thread&order=0&thold=0, INFOLEX, центр правовой помощи
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
AVALDUS TÄITEMENETLUSE ALGATAMISEKS
TÄITEMENETLUSE LÄBIVIIJA
NARVA KOHTUTÄITUR
SISSENÕUDJA
Nimi või registrikood
Isikukood (selle puudumisel sünniaeg)
Elu- või asukoht
Sidevahendid (telefon, faks, e-post)
Panga rekvisiidid
Muud andmed
SISSENÕUDJA ESINDAJA
Nimi või registrikood
Isikukood (selle puudumisel sünniaeg)
Elu- või asukoht
Sidevahendid (telefon, faks, e-post)
Panga rekvisiidid
Muud andmed
Palun pöörata täitmisele täitemenetluse seadustiku § 1 lg 1 p alusel
Lahendi teinud asutuse vms nimetus, kuupäev, lahendi nimetus ja number
Nõude sisu Nõude suurus EEK
VÕLGNIK
Nimi või registrikood
Isikukood (selle puudumisel sünniaeg)
Elu- või asukoht
Sidevahendid (telefon, faks, e-post)
Panga rekvisiidid
Muud andmed
VÕLGNIKU ESINDAJA
Nimi või registrikood
Isikukood (selle puudumisel sünniaeg)
Elu- või asukoht
Sidevahendid (telefon, faks, e-post)
Panga rekvisiidid
Muud andmed
Soovin pöörata sissenõuet võlgniku varale jah ei
Võlgnikule kuuluv vara
Avaldusele lisatud dokumendid
Kuupäev__________________ Avaldaja allkiri ____________________
Avaldaja andmete muutumisest palun koheselt teavitada kohtutäiturit. Mitteteatamise tagajärjel tekkinud arusaamatuste eest kohtutäitur ei vastuta.
Märkused (täidab büroo töötaja)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Нормативно-правовые акты,
регулирующие судебно-исполнительскую деятельность
1) Täitemenetluse seadustik (Riigikogu menetluses on seda asendav eelnõu)
2) Kohtutäituri seadus
3) Kohtutäituri ametitegevuse ja selle üle järelevalve teostamise kord
4) Kohtutäituri ametikoha täitmise konkursi tingimused ja kord
5) Kohtutäituri ametimärgi ja -pitsati kirjeldus ja kasutamise kord
6) Kohtutäituri asendaja eksami tingimused ja kord
7) Kohtutäituri ettevalmistusteenistuse kord
8) Kohtutäituri täitetoimiku ja ametialase arveldusarve pidamise kord
9) Kohtutäiturikandidaadi tasustamise kord ja palga minimaalsuurus
10) Kohtutäiturite ametikohtade arv ja tööpiirkonnad
11) Kohtutäiturite atesteerimise komisjoni koosseis ning atesteerimise nõuded ja viis
12) Täitemenetluses osalevate isikute ja täitetoimingute andmekoguKohtutäiturite töö korraldamise erisused «Karistusseadustiku rakendamise seaduse» § 1 rakendamise perioodil
[1]
http://www.postimees.ee/130104/online_uudised/123820.php Postimees, 13.01.2004
[2]
http://www.just.ee/index.php3?cath=9283&id=38
[3]
“Кренгольмский проспект», август 2002 год, Николай АНДРЕЕВ
[4]
см. приложение №1
[5]
http://www.infolex.ee/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=146&mode=thread&order=0&thold=0, INFOLEX, центр правовой помощи.