Судебный порядок рассмотрения трудовых споров в Республике Беларусь

МИНСКИЙ ИНСТИТУТУПРАВЛЕНИЯ
«К защите допускаю»
Кафедра трудового иуголовного права        
_________________ Т.Л. Янченко
«____»__________________2008 г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Трудовоеправо»
на тему «Судебныйпорядок рассмотрения трудовых споров в Республике Беларусь»
Студент группы 50702з                             ___________   С.В. Селивончик
                (подпись)
Руководитель ст. преп. ТиУП                   ___________   Т.Л. Янченко
                               (подпись)
Минск 2008

МИНСКИЙ ИНСТИТУТУПРАВЛЕНИЯ
Факультет Правоведения
Специальность Экономическоеправо
 
УТВЕРЖДАЮ
Зав. Кафедрой
____________ КондаревичО.С.
«__»___________ 2008года
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
по дисциплине «Трудовоеправо»
студенту СеливончикуСергею Владимировичу, группа № 50702з
1.        Тема:«Судебный порядок рассмотрения трудовых споров в Республике Беларусь».
2.        Сроксдачи студентом законченной курсовой работы: 08 сентября 2008 года.
3.        Исходныеданные: 1. Киселев И.Я Сравнительное и международное трудовое право: Учебникдля вузов. – Мн., 1998. – 537 с. 2. Кеник К.И. Индивидуальные трудовые споры.// КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»; Нац. центрправовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007. 3. Мамонова З.А., ЧернявскаяГ.А., Чумакова Т.Е. Трудовое право: Учеб.-метод. Комплекс. – Мн.: Изд-во МИУ,2007. – 286 с.

 
Переченьподлежащих разработке вопросов и календарный график

п/п Наименование вопросов курсовой работы Срок выполнения 1 Понятие и классификация трудовых споров 29.02.2008 2 Органы, рассматривающие трудовые споры 31.03.2008 3 Рассмотрение трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (КТС) 30.04.2008 4 Рассмотрение трудовых споров в суде 30.06.2008 5 Сроки рассмотрения трудовых споров в суде 30.07.2008 6 Трудовой арбитраж 21.08.2008 7 Исполнение решений по трудовым спорам 27.08.2008 8 Оформление курсовой работы 01.09.2008
         Руководитель________________ Т.Л. Янченко
         Задание принялк исполнению _______________
                (подпись)
15 февраля 2008 г.

РЕФЕРАТ
курсовой работыСеливончика С.В.
«Судебный порядокрассмотрения трудовых споров в Республике Беларусь»
Объем работы 25 с., втом числе 12 наим. лит.
Ключевые слова: истец,ответчик, Республиканский трудовой арбитраж, комиссия по трудовым спорам, работник,наниматель, суд, прокуратура.
В курсовой работе исследуется судебный порядокрассмотрения трудовых споров в Республике Беларусь, который включает в себяследующий порядок рассмотрения:
а)        Понятиеи классификация трудовых споров;
б)        Органы,рассматривающие трудовые споры;
в)        Рассмотрениетрудовых споров в комиссии по трудовым спорам;
г)        Рассмотрениетрудовых споров в суде;
д)        Трудовойарбитраж;
е)        Исполнениерешений по трудовым спорам.
Раскрыт судебный порядок рассмотрения трудовыхспоров в Республике Беларусь в рамках гражданского судопроизводства
В результате проведенного анализа сделаны следующиевыводы:
а)        КТСформируется на предприятии и в состав комиссии входит равное количество членовкомиссии как с одной стороны, так и с другой.
б)        Суд,является самостоятельным органом и не ограничен решением КТС.
в)        Законодательством,рабочие освобождаются от уплаты госпошлины за подачу исковых заявлений, нонаниматели не освобождены от уплаты.
г)        Порядокрассмотрения дел, о трудовых спорах, в суде на основании Гражданскогопроцессуального кодекса Республики Беларусь.
д)        Решенияпо трудовым спорам могут обжаловаться в вышестоящие инстанции.

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                    
 
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ              
2. ОРГАНЫ, РАССМАТРИВАЮЩИЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ               
3.  РАССМОТРЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ ВКОМИССИИ
 ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ (КТС                                                              
4.  РАССМОТРЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ ВСУДЕ                            
5. СРОКИ РАССМОТРЕНИЯТРУДОВЫХ СПОРОВ В СУДЕ              
6. ТРУДОВОЙ АРБИТРАЖ                                                                         
7. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ                  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                             
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ                                     

 
ВВЕДЕНИЕ
 
Трудовое право – однаиз базовых юридических дисциплин, занимающих важное место в повседневной жизниграждан Республики Беларусь.
Динамизм трудовогоправа Республики Беларусь, обусловленный переходом к рыночной экономике,принятием нового Трудового кодекса Республики Беларусь, активизацией изданиязаконов по ряду вопросов, регулирующих трудовые отношения и другимиполитическими, социально-экономическими и правовыми факторами.
Возникновениетрудовых споров обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Кобъективным причинам можно отнести экономическое положение в государстве и конкретнойорганизации. Переход к рыночной экономике обострил ситуацию во многихорганизациях, усугубил причины возникновения трудовых споров. Финансовыезатруднения предприятий влекут несвоевременную и неполную выплату заработнойплаты, не предоставление работникам полагающихся гарантий и льгот. В связи спроизводственными, организационными и экономическими причинами нанимательдолжен производить кадровые перестановки, сокращения численности или штатаработников, изменять содержание трудовой функции работника. Нарушения в этихусловиях прав работника влечет обращения его в соответствующие органы заразрешением трудового спора и защитой своих трудовых прав.
Цельюкурсовой работы является ознакомление с процессуальнымправом Республики Беларусь о порядке рассмотрения трудовых споров в судахРеспублики Беларусь.
Длядостижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
–   рассмотреть основныетеоретические аспекты, связанные с понятием трудового спора;
–   определить причины возникновениятрудовых споров;
–   на основании законодательства отруде рассмотреть порядок судебного разбирательства по трудовым спорам;
–   изучить порядок обжалованиярешений по трудовым спорам в кассационные инстанции.
Привыполнении курсовой работы предполагается изучить законодательную базуРеспублики Беларусь, которой руководствуются районный (городской) суды прирассмотрении трудовых споров.
Базойизучения материала послужили примеры рассмотрения трудовых споров в судеЗаводского района г. Минска.

 
ПОНЯТИЕИ КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
В юридическойлитературе понятие индивидуального трудового спора определяется либо как «спор(разногласие) между работником и нанимателем по вопросам применениязаконодательных и иных нормативных актов, коллективного договора и другихсоглашений о труде», либо как «разногласия, возникающие на предприятиях, вучреждениях, организациях между работниками, с одной стороны, и нанимателем — сдругой, по вопросам, связанным с применением законодательных и иных нормативныхактов о труде, коллективного и трудового договоров и других соглашений труде».
С названными вышеопределениями сразу нельзя согласиться,  известно, что возникновению трудовыхспоров предшествует какие-либо правонарушения, совершенные в сфере труда однойиз сторон трудового правоотношения, они то и являются поводом дня возникновенияспора.
Исходя из вышеизложенногоможно сделать вывод, что индивидуальные трудовые споры — эторазногласия, возникающие в организациях между работниками с одной стороны инанимателем — с другой, по вопросам, связанным с применением законодательства отруде, коллективного и трудового договоров, иных соглашений о труде, поступившие на разрешение вкомиссию по трудовым спорам или суд [8].
Навозникновение трудовых споров влияют условия или обстоятельства спора. Поотношению к спорящей стороне они носят объективный характер, отражающийнедостатки в работе конкретного производства, отрасли или же имеющие недостаткив самом трудовом законодательстве. Имея характер, связанный с производством иправовым его регулированием, в первом случае относятся к организациипроизводства, а во втором — с принятием норм права, регулирующих трудовыеотношения.
Условияпроизводственного характера связаны с недостатком в организации труда, кпримеру, нарушение в снабжении материалами, что служит причиной неритмичностиработы, необходимость работы в выходные дни, в ночное время, что вызывает спорыпо оплате труда. Иногда, из-за плохой организации труда, работники не знаютсвоих должностных обязанностей, а потому их и не выполняют. Отсюда часто могутвозникать споры о дисциплинарных взысканиях. Уровень трудовой ипроизводственной дисциплины снижает плохая организация труда и производства,неорганизованный досуг, отсутствие нормальных условий быта, что порождаеттрудовые споры.
Условиятрудовых споров могут носить правовой характер, когда в законодательстве,регулирующем трудовые отношения, имеются не четкие формулировки в отдельныхнормах или пробелы в законодательстве, позволяющие по-разному их толковатьспорящими сторонами [11].
Общепринятойявляется классификация трудовых споров по субъектному составу и предмету споране четыре главных вида: коллективные; индивидуальные, конфликты интересов(экономические) и конфликты права (юридические). Эта типология привязана кхарактеру и масштабам воздействия конфликта на интересы работников, на условиятруда, на их юридическую регламентацию и, наконец, к тому, соотносится лиданный трудовой конфликт с установлением, изменением либо применением(толкованием) правовых норм.
Конфликтыинтересов возникают в связи с требованиями установления новых или изменениесуществующих условий труда; конфликты права касаются применения или толкованиянорм, установленных законами, коллективными договорами либо другими правовымиактами.
Инымисловами, экономический трудовой спор возникает в связи не с конкретным правом,зафиксированным в законе, а с претензиями (требованиями) сторон улучшить своеположение по сравнению с законом или иным нормативным актом. Юридический жетрудовой спор возникает обычно в связи с жалобой работника (работников) нанарушение прав, закрепленных а законодательстве или в договорах по труду. Исходэкономического спора зависит от соотношения сил сторон и может дать одной изних экономическую выгоду, дополнительные права и льготы. Исход же юридическогоспора — осуществление толкования и реализация действующего права.
Конфликтыинтересов должны быть урегулированы в согласительном порядке на основаниикомпромисса. Требования сторон опираются в этом случае на справедливость,целесообразность, здравый смысл, общественные интересы, реальные возможности ит.п. Конфликты права возникают при нарушении (действительном или мнимом) прав,установленных юридическими актами. Например, работники требуют восстановлениянарушенного права либо устранения препятствия в его реализации, такие конфликтырешаются на основании применения и толкования законодательства [6, с. 265].

ОРГАНЫ, РАССМАТРИВАЮЩИЕТРУДОВЫЕ СПОРЫ.
В соответствии со ст.233 ТК Республики Беларусь индивидуальные трудовые споры рассматриваютсякомиссиями по трудовым спорам и судами [7]. Как отмечено в комментарии к даннойстатье «Установленный законом порядок рассмотрения трудовых споров не исключаетдля работника возможности обжаловать действия нанимателя в другие органы –прокуратуру, Комитет по инспекции труда, профсоюзы [5]. Однако только решенияКТС и суда, принятые по конкретному трудовому спору, подлежат принудительномуисполнению специальными должностными лицами – судебными исполнителями суда,требования которых по исполнению решений являются обязательными для всехграждан, в том числе должностных лиц, а также юридических лиц на всейтерритории Республики Беларусь» [7, с. 169].
Пообщему правилу,трудовые споры первоначально рассматриваются в КТС. Что касается такихработников, как граждане Республики Беларусь, работающие в дипломатическихпредставительствах и консульских учреждениях иностранных государств,аккредитованных в Республике Беларусь, то в соответствии с ч. 3 ст. 321 ТКРеспублики Беларусь в разрешении трудовых споров между этими работниками ипредставительствами и консульскими учреждениями участвует республиканский органгосударственного управления в области иностранных дел, а ч. 4 ст. 321 ТКРеспублики Беларусь установлено правило о том, что защиту трудовых и связанныхс ними прав названных выше работников осуществляет республиканский органгосударственного управления в области иностранных дел совместно среспубликанским органом государственного управления по труду, в порядке,определяемом Правительством республики Беларусь [8].
Кроме того, особыйпорядок рассмотрения трудовых споров установлен ст. 320, 321 ТК РеспубликиБеларусь для работников – граждан Республики Беларусь, работающих ворганизациях с иностранными инвестициями, в филиалах и представительствахюридических лиц Республики Беларусь, находящихся за границей [7].
Вместе с тем, исходяиз гарантированного ст. 60 Конституции Республики Беларусь права на судебнуюзащиту, эти лица также в праве, после соблюдения установленного для них порядкарассмотрения трудового спора, обратиться в суд за защитой своего нарушенногоправа, вытекающего из трудовых правоотношений [8].

РАССМОТРЕНИЕ ТРУДОВЫХСПОРОВ В КОМИССИИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ (КТС).
 
КТС являютсяобязательным первичным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров,возникающих между работником и нанимателем, за исключением споров,непосредственно рассматриваемых районным (городским) судом, и споров некоторыхкатегорий работников (ст.224 ТК РБ) [11].
Комиссия по трудовымспорам образуется у всех нанимателей, где имеется профсоюз. По письменномусоглашению между профсоюзом и нанимателем, либо в случаях, предусмотренных вколлективном договоре, КТС могут создаваться в подразделениях организаций [8].
КТС образуется изравного числа представителей профсоюза и нанимателя сроком на один год.
Тот или инойпредставитель может быть досрочно отозван стороной, его выделившей. В этомслучае он должен быть заменен другим представителем на оставшийся срок [10].
Количество постоянныхпредставителей в КТС от нанимателя и профсоюза законом не установлено иопределяется по соглашению между ними. Стороны могут договориться о выделении всостав комиссии по трудовым спорам любого числа постоянных представителей сучетом конкретных условий — численности работников, среднего количестватрудовых споров и т.д.
Если на предприятиидействуют два или более профсоюза, то члены всех профсоюзов должны участвоватьв формировании КТС. Это возможно следующими путями:
1) создание однойКТС, в состав которой, по соглашению между профсоюзами, будут входить представителивсех профсоюзов.
2) создание отдельныхКТС, когда наниматель выделяет своих представителей, а каждый профсоюз — такоеже количество своих представителей.
Членом КТС отпрофсоюза может быть любой работник и не обязательно, чтобы он был членомпрофсоюзного комитета.
Порядок веденияделопроизводства комиссией по трудовым спорам устанавливается по соглашениюмежду нанимателем и профсоюзом либо определяется в коллективном договоре.Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорамвозлагается на нанимателя [8].

РАССМОТРЕНИЕТРУДОВЫХ СПОРОВ В СУДЕ.
 
В соответствии счастью четвертой статьи 241 ТК при рассмотрении индивидуальных трудовых споровработники освобождаются от уплаты судебных расходов. Нормативными правовымиактами не определено, при обращении в какие инстанции работник освобождается отуплаты государственной пошлины — только при обращении в суд первой икассационной инстанции или также при подаче надзорных жалоб на судебноепостановление по трудовому спору. На практике граждане освобождаются от уплатыгосударственной пошлины по трудовым спорам как при обращении в суд первой икассационной инстанции, так и при подаче надзорных жалоб должностным лицаморганов судебной власти, обладающим правом принесения протеста либо отказа вего принесении. [9].
Наниматель приобращении в суд с исковым заявлением по трудовому спору не освобождается отуплаты судебных расходов в доход государства.
Судебная статистикасвидетельствует об эффективности судебной защиты трудовых прав работников инанимателей.
Так, согласностатистическим данным о рассмотрении трудовых дел за 2000 год, судамиреспублики удовлетворены 45,8% исков о восстановлении на работе, 77,2% исков овзыскании заработной платы, 87,2% исков о возмещении вреда, причиненногоповреждением здоровья при исполнении трудовых обязанностей, 70,5% исков попрочим трудовым делам [8].
Суд — один из органов по рассмотрению трудовых споров. Всоответствии со статьей 214 ТК РБ в районных (городских) судах рассматриваютсятрудовые споры по заявлению:
а)        работникаили нанимателя, если они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам;
б)        работника,если комиссия по трудовым спорам не рассмотрела его заявление в установленный закономдесятидневный срок;
в)        прокурора,если он считает, что решение КТС противоречит законодательству.
Непосредственно в суде (без обращения в КТС)рассматриваются трудовые споры по заявлениям:
г)        работников,работающих у нанимателей, где комиссии по трудовым спорам не созданы;
д)        работников- не членов профсоюза, если они не обратились в комиссию по трудовым спорам;
е)        работниково восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудовогодоговора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате завремя вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, заисключением споров работников, для которых предусмотрен иной порядок ихрассмотрения;
ж)       нанимателейо возмещении работниками причиненного им материального ущерба;
з)        работниковпо вопросу применения трудового законодательства, который в соответствии сзаконодательством был решен нанимателем и профсоюзом в пределах предоставленныхим прав;
и)     работников об отказенанимателя в составлении акта о несчастном случае либо несогласии с егосодержанием [11].
В судахрассматриваются трудовые споры, которые разделяются на две группы:
— условноподведомственные суду, т.е. подлежащие рассмотрению в суде лишь после обращенияв КТС;
— непосредственноподведомственные суду (без предварительного рассмотрения в КТС).
В первую группутрудовых споров, рассматриваемых районными, городскими судами, входят споры:
По заявлениюработника или нанимателя, если они не согласны с решением комиссии по трудовымспорам;
По заявлениюработника, если КТС не рассмотрела его заявление в установленный 10-дневныйсрок;
По заявлениюпрокурора, если решение КТС противоречит законодательству (ч. 1 ст. 241 ТК РБ)
Итак, для названнойгруппы трудовых споров, разрешаемых судебным органом, право на обращение в судимеют как прокурор, так и наниматель, и работник. Прокурор осуществляет своеправо при условии несоответствия решения КТС законодательству. Причем егоосуществление возможно лишь в случае, когда работник или наниматель лишенывозможности самостоятельно осуществлять защиту своих прав – ст. 81 ГПКРеспублики Беларусь. При этом независимо от того, кем заявлен иск – работникомили нанимателем, несогласным с решением КТС, суд рассматривает этот спор впорядке искового производства, в котором истцом является работник, а ответчиком– наниматель, оспаривающий требования работника [7].
Трудовые споры опереводе на другую работу и выплате среднего заработка за время вынужденногопрогула о взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренныесистемой оплаты труда; о размере заработка, начисленного с учетом коэффициентатрудового участия; о применении дисциплинарных взысканий; споры, возникающие всвязи с неправильностью или неточностью записей в трудовой книжке о приеме наработу, переводе на другую работу, основаниях увольнения, если эти записи несоответствуют приказу (распоряжению) или другим документам, рассматриваются всудах с соблюдением установленного законодательством предварительноговнесудебного порядка их разрешения. Однако указанные споры, если у нанимателяне создана комиссия по трудовым спорам, а также при ликвидации предприятия ипрекращения в связи с этим деятельности комиссии по трудовым спорам, и всеподведомственные суду трудовые споры работников, освобожденных от работы соссылкой на неудовлетворительные результаты испытания, а также лиц, состоящих втрудовых отношениях с профсоюзными комитетами, работающих по трудовым договораму граждан, подлежат рассмотрению непосредственно в суде [11].
Во вторую группувходят трудовые споры, решение которых отнесено Законом к непосредственнойкомпетенции суда, т.е. подведомственные суду без предварительного обращения вКТС.
Непосредственно всуде рассматриваются трудовые споры по заявлениям:
–   о недействительности трудовогодоговора в случаях, предусмотренных статьей 22 ТК Республики Беларусь;
–   работников, работающих унанимателей, где комиссии по трудовым спорам не созданы;
–   работников — не членов профсоюза,если они не обратились в КТС;
–   работников о восстановлении наРаботе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменениидаты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогулаили выполнения нижеоплачиваемой работы, за исключением споров работников, длякоторых предусмотрен иной порядок их рассмотрения;
–   нанимателей о возмещенииработниками причиненного им материального ущерба;
–   работников по вопросу применениятрудового законодательства, который в соответствии с действующимзаконодательством был решен нанимателем и профсоюзом в пределах предоставленныхим прав;
–   работников об отказе нанимателя всоставлении акта о несчастном случае либо несогласии с его содержанием (ч. 2ст. 241 ТК РБ).
Непосредственно всуде рассматриваются также споры об отказе в заключение трудового договора:
–   с лицами, приглашенными на работув порядке перевода от другого нанимателя;
–   с молодыми специалистами,окончившими высшее или среднее специальное учебное заведение, аспирантами(докторантами), завершившими обучение в очной аспирантуре (докторантуре),лицами, окончившими профессионально-техническое учебное заведение инаправленными в установленном порядке на работу к определенному нанимателю;
–   с другими лицами, с которыминаниматель в соответствии с законодательством обязан заключить договор;
–   с лицами по дискриминационныммотивам (ч. 3 ст. 241 ТК РБ).
Кромевышеперечисленных трудовых споров непосредственно в суде рассматриваются такжеспоры:
–   работников, состоящих в трудовыхотношениях с профсоюзными комитетами (библиотекари, бухгалтера, зав. клубами ит.п.),
–   работников, работающих потрудовым договорам у граждан (индивидуальных предпринимателей);
–   о возмещении материального ущербаработнику в связи с несвоевременным представлением нанимателем в отделсоциальной защиты населения для назначения пенсии и др. [8].
Порядок рассмотрениятрудовых споров судами определяется Трудовым кодексом Республики Беларусь, атакже Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь. Разъяснения повопросам, связанным с рассмотрением трудовых дел в судах даны в ПостановленииПленума Верховного Суда Республики Беларусь № 2 от 29 марта 2001 г. « Онекоторых вопросах применения судами законодательства о труде» [5].
Суд рассматриваеттрудовые споры по заявлениям работни­ков,обращающихся за защитой своих нарушенных трудовых прав, и по заявлениям нанимателяо возмещении материального ущерба, причиненного работником при исполнениитрудовых обязанностей. Дела, возникающие из трудовых правоотношений, могут бытьвозбуждены в суде в предусмотренных Законом случаях по заявле­нию прокурора, атакже по иску профсоюза, выступающего в защиту трудовых прав своих членов.
Согласност. 59 ГПК РБ процессуальная дееспособность наступает по достижению 18 летнеговозраста. Однако в ч. 3 ст. 59 ГПК Республики Беларусь по делам, возникающим изтрудовых правоотношений, несовершеннолетние лично защищают в суде свои права иохраняемые Законом интересы. Поскольку трудовым законодательством предусмотренавозможность заключения трудового договора с лицами, достигшими 16 летнеговозраста, а в отдельных случаях – достигшими 14 лет, то при возникновениитрудового спора эти лица вправе самостоятельно осуществлять в суде защиту своихправ. Вопрос о привлечении к участию в таких делах родителей, усыновителей,опекунов или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи решаетсясудом.
Прокуроримеет право обратиться в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела, еслиэто необходимо для защиты прав и охраняемых Законом интересовнесовершеннолетнего, недееспособного, ограниченно дееспособного или иногогражданина, юридического лица, а также интересов Республики Беларусь, ееадминистративно-территориальных единиц и юридических лиц государственной формысобственности (ст. 81 ГПК РБ). Кроме того, судом рассматриваются трудовые спорыпо заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам противоречитзаконодательству [9].
Профессиональныесоюзы могут обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и охраняемых Закономинтересов их членов по спорам, вытекающим из трудовых правоотношений (ст. 86ГПК РБ).
Обращениеза судебной защитой производиться путем предъявления иска в районный(городской) суд по месту нахождения ответчика-организации, указанному в уставеили ином учредительном документе (ст. 242 ГПК РБ). Иски нанимателя к работникуо возмещении материального ущерба предъявляются по месту жительстваответчика-работника.
Припринятии заявления по трудовому спору судья должен определитьподведомственность суду данного спора. Он единолично решает вопрос о принятииили отказе в принятии заявления и возбуждении гражданского дела в соответствиисо статьями 245-246 ГПК Республики Беларусь. Судья отказывает в возбуждениидела по трудовому спору, если:
а)        исковоезаявление не подлежит рассмотрению в суде ввиду его неподведомственности;
б)        послесмерти гражданина, а также после ликвидации юридического лица, являвшихся однойиз сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемства,
в)        имеетсявступившее в законную силу решение суда по тому же спору, или определение судао прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска, илиутверждением мирового соглашения;
г)        делонеподсудно по территориальности данному суду;
д)        несоблюден установленный порядок предварительного внесудебного разрешения спора вКТС;
е)        делопо спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниямнаходится в том же или в другом суде,
ж)       исковоезаявление подано недееспособным лицом;
з)        исковоезаявление от имени заинтересованного лица поданное лицом, не имеющим полномочийна его подписание или предъявление;
и)        исковоезаявление в интересах дееспособного гражданина или юридического лицанегосударственной формы собственности подано государственными органами, инымиюридическими лицами или гражданами без согласия этого гражданина илиюридического лица;
к)        заявлениеподано прокурором в интересах дееспособного гражданина или юридического лицанегосударственной формы собственности, не лишенных возможностей самостоятельнозащищать свои интересы.
Исковоезаявление по трудовому спору должно соответствовать требованиям предусмотреннымст. 109 ГПК РБ. К заявлению должны быть приложены соответствующие документы(приказ об увольнении, справка о среднем заработке, приказы о наложениидисциплинарных взысканий, выписка из решения КТС и т.д.). Характердоказательств будет зависть от категории спора, с которым истец обращается всуд. Если заявление истца не соответствует требованиям, указанным в статьях109, 243 ГПК РБ, то судья оставляет заявление без движения и предоставляетистцу срок для устранения недостатков заявления.
Делапо разрешению трудовых споров должны рассматриваться судами не позднее одногомесяца со дня принятия заявления. Трудовые споры в суде первой инстанциирассматриваются единолично [7].
Решениепо трудовым делам выносится судом на основании всестороннего исследования всехматериалов, объяснений сторон, других участников процесса. Оно должно бытьмотивированным и обоснованным точными ссылками на законодательство, иныенормативные акты, коллективный договор, соглашение, трудовой договор. В решениидолжно быть указанно, какие требования, на каком основании, в каком размере и вотношении какого ответчика подлежат удовлетворению или в каких отказано.
Согласностатье 439 ГПК протесты в порядке надзора на судебные постановления вправеприносить не только соответствующие должностные лица судов, но и Генеральныйпрокурор Республики Беларусь, прокуроры областей и города Минска, а такжеБелорусский военный прокурор. Поводами и основаниями к истребованию дел ипринесению протестов являются, в частности, жалобы (надзорные жалобы)юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права иохраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением[12].
Судне связан решением КТС по данному спору, он не может отменять или изменять эторешение, а должен разрешить спор по существу.

СРОКИРАССМОТРЕНИЯТРУДОВЫХ СПОРОВ В СУДЕ.
Закономустановлены определенные сроки для обращения в органы по разрешению трудовыхспоров. Работники могут обратиться в комиссию по трудовым спорам или вустановленных законодательством случаях в суд в 3-месячный срок со дня, когдаузнали или должны были узнать о нарушении своего права (ст. 242 ТК РБ). Этотсрок не может быть ни удлинен, ни сокращен соглашением работника и нанимателя.3-месячный срок обращения в суд для разрешения трудового спора установлен в техслучаях, когда работник вправе обратиться в суд без обращения в комиссию потрудовым спорам: если у нанимателя, где работает работник, КТС не создана; еслиработник, не являющийся членом профсоюза, по своему выбору обращается в суд, ане в КТС; по заявлению работника по вопросу применения трудовогозаконодательства, который в соответствии с законодательством был решеннанимателем и профсоюзом в пределах предоставленных им полномочий; по заявлениюработника об отказе нанимателя в составлении акта о несчастном случае любонесогласии с его содержанием; при обращении  в суд и иском о недействительноститрудового договоров случаях, предусмотренных ст. 32 Трудового кодексаРеспублики Беларусь; в других случаях непосредственного обращения работника всуд по трудовым спорам (за исключением обращения в суд по вопросам увольнения).
Еслитрудовой спор рассматривался КТС, то для обращения в суд установлен 10-дневныйсрок после вручения решения комиссии, либо 10-днесный срок со дня, когда копияэтого решения должна быть вручена [7].
Судьяне вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска срока напредъявление иска. Не является препятствием к возбуждению дела в суде решениеКТС об отказе в удовлетворении требования работника по мотивам пропускаустановленного срока обращения в комиссию. Установив, что истцом пропущен срокобращения в суд или в комиссию, судья обязан разъяснить истцу право на подачузаявления о восстановлении срока с указанием причины пропуска. Если срокисковой давности пропущен по уважительным причинам, суд его восстанавливает (п.5 постановление Пленума Верховного Суда от 29 марта 2001 года) [5].
Вопрособ уважительности причин пропуска срока для обращения в суд решаетсяодновременно с рассмотрением исковых требований по существу. В законодательствене предусмотрено перечня оснований, дающие право КТС и суду восстановить срокисковой давности. Этот вопрос решается в каждом конкретном случае с учетом всехпричин, которые повлекли за собой несвоевременное обращение за защитойнарушенного трудового права.
Напрактике уважительными признаются причины, которые обязательно препятствовалиобращению в суд (тяжелая болезнь, длительная командировка и т.д.). Иногдаработники ссылаются на то, что срок обращения в органы по рассмотрению трудовыхспоров они пропустили по той причине, что обращались с жалобами в прокуратуру,редакции газет и другие несудебные органы. Как правило, эти причины суды непризнают уважительными для восстановления пропущенного срока.
Дляобращения нанимателя в суд по вопросам взыскания материального ущерба,причиненного ему работником, устанавливается срок в один год со дня обнаруженияущерба (ст. 242 ТК РБ). Началом течения срока является день, следующий за днем,когда нанимателю стало известно о причинении ему ущерба. Днем обнаруженияущерба, выявленного в результате инвентаризации материальных ценностей, приревизии или проверке финансово-хозяйственной деятельности нанимателя, следуетсчитать день подписания соответствующего акта или заключения. Если работникпричинил ущерб третьим лицам и этот ущерб возмещен нанимателем, то срок дляпредъявления регрессного иска начинает течь со дня выплаты предприятием суммтретьему лицу.
Пропусксрока исковой давности без уважительных причин является основанием для отказа виске (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда от 29 марта 2001 года) [5].

ТРУДОВОЙАРБИТРАЖ.
 
Республиканскийтрудовой арбитраж (далее – Арбитраж) является государственным органом,осуществляющим в пределах своей компетенции рассмотрение коллективных трудовыхспоров (далее – споры), возникающих в социально-трудовой сфере [4].
Трудовойарбитраж  является временным действующим органом,создаваемым на добровольной основе, осуществляющий разрешение коллективныхтрудовых споров, возникающих в социально-трудовой сфере.
Законопределяет два вида арбитража:
1)        трудовойарбитраж (ст. 383 ТК РБ);
2)        Республиканскийтрудовой арбитраж (ст.ст. 385, 386 ТК РБ).
Принесогласии одной из сторон с предложениями примирительной комиссии (посредника)стороны по соглашения между собой не позднее чем в 5-девный срок могут обратитьсяв трудовой арбитраж.
Арбитражуполномочен:
–   рассматривать коллективныетрудовые споры (конфликты), возникающие на предприятиях, в учреждениях,организациях, где забастовки, согласно ст. 16 Закона, запрещены;
–   рассматривать коллективныетрудовые споры, возникающие на других предприятиях, в учреждениях иорганизациях, когда стороны спора не согласились с предложениями примирительнойкомиссии и обратились в Арбитраж;
–   назначать нейтральных членовпримирительной комиссии, когда стороны спора не достигли соглашения по этомувопросу;
–   выполнять роль обязательногоарбитража по разрешению споров о применении коллективных договоров, соглашенийпри наличии ходатайств сторон коллективных трудовых отношений;
–   координировать деятельность попримирению сторон спора;
–   оказывать методическую иконсультативную помощь сторонам споров, нанимателям и профсоюзам в проведениипримирительных процедур.
ПредседательАрбитража назначается на должность и освобождается от должности ПрезидентомРеспублики Беларусь [11].
Трудовыеарбитражи могут создаваться из числа трудовых арбитров Республиканским трудовымарбитражем, сторонами, органами государственного управления, другиминанимателями (ч. 2 ст. 383 ТК РБ). Трудовой арбитраж создается сторонами спора,если между ними заключено соглашение или такое условие предусмотрено вколлективном договоре, соглашении. Трудовой арбитраж может создаватьсяРеспубликанским трудовым арбитражем, после письменного обращения сторон спора спросьбой его создания. Государственные органы, другие наниматели могут создатьтрудовые арбитражи в отношении подчиненных им организаций.
Трудовойарбитраж создается в составе одного или нескольких трудовых арбитров.
Количественныйсостав арбитража, порядок рассмотрения в нем споров, правила принятия решений,иные вопросы его деятельности определяются в коллективном договоре, соглашениялибо по соглашению сторон в зависимости от масштаба и сложности спора.Персональный состав создаваемого трудового арбитража формируется из научныхработников, общественных деятелей, работников государственных органов, иныхлиц, определенных сторонами имеющих высшее юридическое или экономическоеобразование и опыт работы по специальности не менее 3 лет.
Списоклиц, которые могут привлекаться в качестве трудовых арбитров, составляетсяРеспубликанским трудовым арбитражем с учетом предложений государственныхорганов, нанимателей по соглашению с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовыхарбитров. В числе трудовых арбитров, привлекаемых для рассмотрения спора, немогут входить представители сторон по рассматриваемому спору [8].
Правона обращение в Арбитраж имеет каждая сторона коллективного трудового спора.Заявление подается не позднее чем в двухнедельный срок после рассмотрения спорапримирительной комиссией (посредником).
Посредничество — это процедура примирения сторон коллективного трудового спора с участиемнезависимого эксперта-посредника.
Принесогласии с предложениями примирительной комиссии стороны спора по взаимнойдоговоренности могут прибегнуть к проведению примирительной процедуры сучастием посредника.
Посколькупосредничество как самостоятельная стадия разрешения коллективного трудовогоспора не является обязательной для сторон, Закон не ограничивает их сроками подостижении соглашения об этом.
Соглашениео посредничестве стороны вправе заключить до возникновения разногласий междуними, предусмотрев эти вопросы в коллективном договоре, соглашении.
Обращениек посреднику следует оформлять письменным заявлением, подписанным сторонамиспора. Взаимоотношения с посредником, включая вознаграждение за оказание услуг,определяются соглашением между ним и сторонами спора.
Вцелях оказания помощи сторонам коллективных трудовых споров в проведениипримирительной процедуры с участием посредника объединения нанимателей ипрофсоюзов, иные субъекты хозяйствования могут создавать службы посредничества
Посредникимеет право запрашивать и получать от нанимателя необходимую информацию,касающуюся коллективного трудового спора, проводить со сторонами консультации(в том числе конфиденциальные), а также совершать другие правомерные действия,направленные на урегулирование спора.
Рассмотрениеспора с участием посредника осуществляется в срок до пяти дней с момента егоприглашения и завершается внесением предложений по разрешению спора. Мнениепосредника не является обязательным для сторон. Однако, если стороны споравыразили свое согласие с предложениями посредника, спор прекращается.
Кзаявлению в Арбитраж прилагаются:
–   предложения примирительнойкомиссии (посредника) по данному спору;
–   копии коллективного договора,соглашения или их проекты;
–   требования к нанимателю,утвержденные на общем собрании либо конференции членов профсоюза илиработников;
–   иные материалы, имеющие значениедля разрешения спора.
Вопросо принятии заявления к арбитражному производству разрешается ПредседателемАрбитража или его заместителем [12].
Решениетрудового арбитража в письменной форме не позднее 5-дневного срока со дняполучения обращения сторон направляется сторонам и имеет для них, как правило,рекомендательный характер (ч. 3 ст. 383 ТК РБ).
Республиканскийтрудовой арбитраж является постоянно действующимтрудовым арбитражем и создается для:
–   рассмотрения коллективных споров,отнесенных к его компетенции;
–   координации деятельности органовгосударственного управления, других нанимателей и представителей органовработников по урегулированию споров на стадии примирения;
–   ведения кадрового реестратрудовых арбитров Республики Беларусь, организации их обучения (повышения ихквалификации);
–   методического руководства ссистемой примирения, посредничества и арбитража.
–   регистрация трудовых арбитражей;
–   ведение учета коллективных спороврассматриваемыми трудовыми арбитражами, обобщение арбитражной практики по их рассмотрению,изучение причин и условий возникновения коллективных споров и подготовкипредложений по их устранению.
Кисключительной компетенции Республиканского трудового арбитража относятсяколлективные споры:
–   в объединениях, подчиненныхправительству Республики Беларусь,
–   об исполнениях коллективныхдоговоров и соглашений;
–   В организациях, в которыхзаконодательством устанавливаются ограничения реализации прав на забастовку втой мере в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественногоправопорядка. Здоровья населения, прав и свобод других лиц.
–   возникающие при заключении,изменении или прекращении соглашений на республиканском и отраслевом уровне.
Республиканскийтрудовой арбитраж имеет право принимать в пределах своей компетенциипостановления и разъяснения, обязательных для трудовых арбитражей [7].
Ст.386 ТК РБ предусматривает, что коллективные споры рассматриваютсяРеспубликанским трудовым арбитражем в составе 3 арбитров, избираемых посоглашению сторон из числа трудовых арбитров, рекомендованных председателемРеспубликанского трудового арбитража или предложенных сторонами. При недостижении соглашения сторон трудовых арбитров назначает председательРеспубликанского трудового арбитража. Коллективный спор рассматривается с учетомпредставителей сторон, а при необходимых случаях – с привлечением экспертов. Входе рассматривания коллективных споров Республиканский трудовой арбитражзаслушивает объяснения сторон, получает необходимые документы и сведения,касающиеся коллективного спора, информирует в случае необходимости ПрезидентаРеспублики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, иные органыгосударственного управления о возможных социальных последствиях спора.
Поспорам об исполнении коллективных договоров, соглашений Республиканскийтрудовой арбитраж в праве на основании мотивированного заключения экспертовпризнать отдельные положения коллективного договора, соглашениями, не имеющимиюридической силы.
Республиканскийтрудовой арбитраж принимает решения по коллективному спору, как правило, непозднее 2-недельного срока со дня получения заявления. Этот срок может бытьпродлен председателем Республиканского трудового арбитража в зависимости отсложности спора, но не более чем на один месяц. Решение принимаетсябольшинством голосов, подписывается трудовыми арбитрами и передается сторонамспора.
РешениеРеспубликанского трудового арбитража по спорам об исполнении коллективныхдоговоров и соглашений, а также по спорам, возникающим в организациях, вотношении работников которых в соответствии с Законом установленные ограниченияреализации прав на забастовку, вступает в законную силу по истечении срокаобжалования. Решения Республиканского трудового арбитража по таким спорам можетбыть обжаловано заинтересованной стороной в суд в 10-дневный срок со дняполучения [8].
Вслучае исполнения обязательного для сторон решения Республиканского трудовогоарбитража заинтересованная сторона коллективного спора в месячный срок со дняего получения имеет право обратиться в суд для принудительного исполнения этогорешения.

ИСПОЛНЕНИЕРЕШЕНИЙ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ.
Решениепо трудовому спору, вынесенное как КТС, так и судом, может быть исполнено вдобровольном порядке. Решение КТС имеет обязательную силу и не подлежитутверждению нанимателем или профсоюзом. Оно подлежит исполнению нанимателем непозднее чем в 3-дневный срок по истечении 10 дней, предусмотренных на егообжалование (ст. 248 ТК РБ). Этот срок исчисляется с момента вручениянанимателю копии решения КТС, вынесенного по конкретному спору.
Вслучае не выполнения нанимателем решения КТС добровольно, либо не исполненияего в срок возникает необходимость в понуждении нанимателя к исполнению решенияКТС. В данном случае КТС выдаст работнику удостоверение, которое имеет силуисполнительного листа судебного органа (ст. 249 ТК РБ). Удостоверение выдаетсяпо просьбе работника, в пользу которого вынесено решение КТС. По своейинициативе КТС удостоверение не выдает.
Удостоверениене выдается до истечения 10-дневного срока, в течение которого стороны имеютправо обжаловать решение КТС в суд. Не выдается удостоверение и в том случае,если работник или наниматель обратились в установленный срок с заявлением оразрешении трудового спора в суд.
Удостоверениена принудительное исполнение решения, выдаваемое КТС, должно иметьсоответствующие реквизиты: наименование комиссии, вынесшей решение по трудовомуспору; дату принятия решения и дату выдачи удостоверения, фамилия, имя,отчество работника, решение по существу спора. Формулировка решения должна бытьуказана в четкой форме, в точном соответствии с решением КТС (ст. 249 ТК РБ).
Удостоверениезаверяется подписью председателя и секретаря КТС. В удостоверении в обязательномпорядке указывается дата выдачи удостоверения, поскольку от этой даты начинаеттечь срок предъявления удостоверения в суд для принудительного исполнения.Выданное работнику удостоверение должно быть предъявлено им в суд дляпринудительного исполнения решения КТС в 3-месячный срок. Если этот срокпропущен по уважительной причине, то КТС, выдавшая удостоверение, можетвосстановить этот срок. Вопрос о восстановлении срока рассматривается назаседании комиссии. Признав причину пропуска срока уважительной, комиссиявыносит постановление о восстановлении срока, о чем делается отметка наудостоверении [7].
Припропуске срока по неуважительным причинам КТС отказывает в его восстановлении.В результате пропуска срока предъявления удостоверения к исполнению оноутрачивает силу и не подлежит исполнению.
Принудительноеисполнение решений КТС производится судебным исполнителем суда, на территориирайона (города) которого находиться наниматель, являющийся в данном случаедолжником.
Судебныерешения по трудовым спорам исполняются по общим правилам исполнения судебныхрешений. Как правило, решения суда приводятся в исполнение послевступления их в законную силу, т.е. по истечении 10-дневного срока,предоставленного на обжалование вынесенного решения или после рассмотрения деласудом кассационной инстанции, оставившим решение без изменения.
Однакопо некоторым категориям трудовых споров законодательство предусматриваетнемедленное исполнение судебных решений, еще не вступивших в законную силу.Так, немедленному исполнению подлежат решения об удовлетворении иска овосстановлении на работе незаконно уволенного работника, о присужденииработнику заработной платы, но не свыше чем за один месяц (ст. 313 ГПКРеспублики Беларусь). В тех случаях, когда взыскана заработная плата больше чемза один месяц, немедленному исполнению подлежит решение лишь в части взысканиязаработной платы за один месяц. Исполнение решения в остальной сумме заработнойплаты производится после вступления решения в законную силу. Немедленноеисполнение судебных решений по трудовым делам возможно и в других случаях, очем должно быть мотивировано в решении.
Указаниев решении о немедленном исполнении решения суда не лишает стороны праваобжаловать такое решение в кассационном порядке. Однако решение суда нанимательобязан выполнить, не смотря на несогласие с ним и подачу жалобы на это решение.Обжалование решения в кассационном порядке не является основанием дляприостановления решения  о восстановлении на работе или взыскании заработнойплаты. Работник должен быть допущен к работе, на которую он восстановлен,немедленно после вынесения решения [8].
Исполнительныйлист о немедленном исполнении решения суда по трудовому спору выдаетсяработнику (взыскателю), либо направляется для исполнения непосредственно судом.

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Завершая,следует отметить, что принципы рассмотрения трудовых споров могут действоватьнезависимо от времени. Общепринятый порядок рассмотрения трудовых споров, как вКТС, так и в судах Республики Беларусь, будет оставаться неизменным, идействовать до кардинального изменения законодательства. Порядок рассмотрения,в настоящее время, представляет собой гибкий инструмент решения индивидуальныхи коллективных трудовых споров. Как рабочие, так и наниматели имеют возможностьполного и последовательного решения спора, защиты своих прав. Имеется два  основныхоргана рассматривающего трудовые споры: суд и КТС. Но законодательство неисключает возможности обращения и в другие органы, но только решения суда и КТСподлежат обязательному исполнению.
КТСформируется на предприятии и в состав комиссии входит равное количество членовкомиссии как с одной стороны, так и с другой.
Суд,является самостоятельным органом и не ограничен решением КТС.
Законодательством,рабочие освобождаются от уплаты госпошлины за подачу исковых заявлений, нонаниматели не освобождены от уплаты.
Порядокрассмотрения дел, о трудовых спорах, в суде на основании Гражданскогопроцессуального кодекса Республики Беларусь.
Решенияпо трудовым спорам могут обжаловаться в вышестоящие инстанции.
Взаключении, можно сделать вывод, что права как работников, так и нанимателей вполной мере охраняются действующим законодательством, и право равно как и возможность на защиту есть у каждой из сторон.

 
СПИСОК ИСПОЛЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1.   КонституцияРеспублики Беларусь (с изм. и доп.), // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр»; Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск,2007.
2.   Трудовойкодекс Республики Беларусь (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс: Беларусь[Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»; Нац. центр правовой информ. Респ.Беларусь. – Минск, 2007.
3.   Гражданскийпроцессуальный кодекс Республики Беларусь (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс:Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»; Нац. центр правовой информ. Респ.Беларусь. – Минск, 2007.
4.   ОРеспубликанском трудовом арбитраже. Указов Президента Республики Беларусь от 29июня 1999 г. № 348. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.– 1999. — № 1/455.
5.   О некоторыхвопросах применения судами законодательства о труде. Постановление ПленумаВерховного Суда от 29 марта 2001 г. № 2 (в ред. от 25.09.2003 г. № 11) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2001. — № 6/277.
6.   КиселевИ.Я Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. – Мн.,1998. – 537 с.
7.   МамоноваЗ.А., Чернявская Г.А., Чумакова Т.Е. Трудовое право: Учеб.-метод. Комплекс. –Мн.: Изд-во МИУ, 2007. – 286 с.
8.   КеникК.И. Индивидуальные трудовые споры. // КонсультантПлюс:Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»; Нац. центр правовой информ. Респ.Беларусь. – Минск, 2007.
9.   КеникА.А. Надзор прокуратуры за соблюдением законодательства при рассмотрении судамитрудовых споров. [Электрон. Ресурс] – Мн.: ОДО«Профигруп», 2008. — Режим доступа: www.profigroup.by/ok/9_2004/421/
10. ЖигалоЕ.В. Понятие трудового права. Предмет науки трудового права. [Электрон. Ресурс]- В., 2004. – Режим доступа: etelien.ru/Collection/28/28_00014.htm
11. ВасильеваЕ.В. Трудовые споры. [Электрон. Ресурс] — М., 1998. – Режим доступа: www.referats.5-ka.ru/84/19064/1.html
12. Трудовыеспоры. Виртуальный мир студентов и школьников [Электрон. ресурс]: – 2008. –Режим доступа: www.ronl.ru/trudovoe_pravo/10012.htm