Моральные и юридические проблемы, связанные спрактикой суррогатного материнства, оказались особенно сложными. В США пока (к1991 г.) не принято законов, запрещающих суррогатное материнство, а недавниесудебные решения в Кентукки и Мичигане подтвердили юридическую силу заключаемыхпо этому поводу соглашений. Соответствующие проекты законов были внесены нарассмотрение законодателей по меньшей мере в 19 штатах, и можно ожидать, что хотябы некоторые попытки регулирования или запрещения суррогатного материнстванайдут свое отражение в юридических нормах.
Противники суррогатного материнства считают, что онопревращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогутнанимать женщин для вынашивания своих потомков; они утверждают также, чтоматеринство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгодеможет возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон.Кроме того, многие феминистки думают, что такая практика будет способствоватьэксплуатации женщин, а некоторые церковные группы усматривают в нейдегуманизирующую, безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака исемьи. Существуют также опасения, что некоторых суррогатных матерей можетпсихологически травмировать необходимость отдать «своего» ребенкапосле установления той связи с ним, которая создалась во время 9-месячнойбеременности и родов (даже если вначале женщине казалось, что она сможетрасстаться с таким ребенком без особых переживаний).
Сторонники использования суррогатных матерей,конечно, смотрят на эту практику совсем по-иному. Они указывают на то, что длясемьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, этоединственный способ получить ребенка, который будет генетически«своим» для мужа. Они отмечают также, что подобная процедура,позволяющая произвести на свет желанное дитя, по сути дела не так уж сильноотличается от усыновления. По их мнению, это не коммерциализация деторождения,а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Этот акт связан, конечно, спотенциальными опасностями для суррогатной матери, но она способна их оценить иможет сознательно пойти на риск; таким образом, решение о заключении контрактане будет для нее более рискованным, чем для многих других женщин, выбирающихсебе не совсем безопасные занятия.
Сторонники суррогатного материнства не считают егоформой эксплуатации женщин; они утверждают, что женщина, добровольно решившаястать суррогатной матерью, получает за выполнение этой роли достаточнуюматериальную компенсацию, а также моральное удовлетворение от приносимойобществу пользы.
Сравнительно мало было сказано о ребенке в такихситуациях. Ребенок может унаследовать от суррогатной матери генетическиедефекты (за исключением довольно редких случаев, когда в ее матку имплантируютоплодотворенную in vitro яйцеклетку от той самой женщины, вместо которой длявынашивания плода пришлось нанять другую). Некоторые из таких дефектов, ксожалению, не могут быть выявлены современными методами. Возможно такжеповреждение плода в результате неосторожности суррогатной матери — например,если она будет во время беременности употреблять наркотики или недостаточнохорошо питаться. Столь же важны, но остаются пока без ответа вопросыпсихологической адаптации ребенка. Если ребенку объяснят (или он случайноузнает), что его родила не мать, а другая женщина, не станет ли это для негоисточником проблем или тягостных переживаний? А если контакты ребенка с этойженщиной будут продолжаться и после его рождения (так бывает, когда суррогатнаямать — родственница или близкий семье человек), то как это может сказаться наребенке в дальнейшем?
Неудивительно, что при таком множестве вопросовспециальная комиссия Американского общества по борьбе с бесплодием (1986)выразила по поводу «суррогатного материнства» «серьезныесомнения этического характера, которые не могут быть сняты, пока не будетполучено достаточных данных для оценки опасности и возможных преимуществобсуждаемой процедуры». Ввиду этих сомнений упомянутое обществорекомендует использовать суррогатное материнство только в порядке клиническогоэксперимента при соблюдении следующих условий:
1. Необходимо собрать достаточныесведения о психологическом воздействии всей процедуры на суррогатных матерей,на использующие их супружеские пары и на рождающихся детей.
2. Особое внимание следует уделитьтому, чтобы супруги и суррогатная мать дали добровольное согласие на процедуру,располагая всей необходимой информацией.
3. Отец и суррогатная мать должныбыть тщательно проверены в отношении инфекционных заболеваний и генетическихдефектов.
4. Оплата услуг специалистов — врачей, адвокатов и др. — должна ограничиваться обычными для них гонорарами;они не должны получать комиссионные за подбор участников и организацию всейпроцедуры.
Несмотря на такие рекомендации, в ряде случаевсуррогатное материнство будет, несомненно, организовано на менее строгихусловиях (и менее профессионально). Сейчас уже очевидно, что для некоторыхженщин, предлагающих свои услуги в качестве суррогатных матерей, главнымстимулом служат деньги, и это может толкать их на предоставление ложныхсведений о состоянии здоровья или обстоятельствах жизни. Известны случаи, когдабесплодные супружеские пары, подыскивая подходящую для такой роли женщину,пытались склонить к согласию на это кого-либо из родственниц. С другой стороны,беспринципные или недостаточно серьезно относящиеся к делу адвокаты и врачи,иногда так увлекаются перспективой хорошо заработать на подборе суррогатныхматерей, что не в состоянии действовать только в интересах своих клиентов. Ивсе же, как могут засвидетельствовать сотни ранее бездетных супругов, польза оттакого способа преодоления бесплодия неоценима.
Разнообразные этические вопросы, рассмотренные в этойглаве, связаны с индивидуальными и общественными суждениями о надлежащемповедении в области секса и продолжения рода. В прошлые эпохи считалось, что накаждый из этих вопросов есть только один верный ответ. Сегодня же мы понимаем,что правильность тех или иных ответов относительна, так как все большезнакомимся с разными религиями и культурами, с самым широким спектром взглядови многообразием форм сексуального поведения. Каждый человек должен сам делатьсобственный выбор и не навязывать свои взгляды другим.
Списокиспользованной литературы:
1.Основы сексологии (HUMAN SEXUALITY). Уильям Г. Мастерc, Вирджиния Э.Джонсон, Роберт К. Колодни. Пер. с англ. — М.: Мир, 1998. — х + 692 с.,ил. ISBN 5-03-003223-1