Сущность аудита и аудиторской деятельности Краткая характеристика

–PAGE_BREAK–1.3 Порядок проведения внешнего аудита
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
Внешний аудит в Российской Федерации с точки зрения направлений аудиторской деятельности и отраслевых особенностей подразделяется на общий аудит, страховой аудит, аудит банков, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.[18]
До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.
Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора.
Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита».
Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:[19]
предварительное планирование;
изучение системы бухгалтерского учета;
оценка системы внутреннего контроля;
установление уровня существенности;
построение аудиторской выборки;
подготовка общего плана и программы аудита.
В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских доказательств и ведение рабочей документации аудитора.
Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии).
Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п.
Руководствуясь аудиторским Стандартом «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта», аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. [20]
Принимая во внимание пожелания руководства и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.
Основным источником информации на данном этапе выступает письменно зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов.
Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета.[21]
Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.
Этап предварительного планирования следует завершить изучением отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур.
Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета.
Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям по реализации продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.
На этапе оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться.
Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутреннего контроля, — выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию.[22]
Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это — величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки.
Т.е. величина существенного в планировании может значительно отличаться от величины существенного при оценке результатов проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации, а также соответствовать требованиям правила (стандарта) №4 «Существенность в аудите».[23]
Установив допустимый уровень существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.[24]
Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.
Составляя программу проверки расчетов с поставщиками и покупателями, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.
Составляя программу, аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с поставщиками и покупателями можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение.
Программа аудита расчетов с поставщиками и покупателями, операций по приобретению и реализации продукции представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.
При проверке необходимо установить:[25]
заключены ли договора поставки продукции;
реальность задолженности поставщикам и покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;
правильность составления бухгалтерских проводок по счетам 60 и 62;
соответствие записей аналитического учета по счетам 60 и 62 записям в журналах-ордерах, главной книге и балансе.
По выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные причины возникновения отклонений.
Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.
Цель общей программы аудита — собрать достаточный объем аудиторских доказательств, в соответствии с правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства», для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.[26]
Важным шагом на этапе планирования аудита является комплектация адекватной рабочей группы в зависимости от целей проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой проверки и при значительном объеме операций рабочую группу аудиторов предлагается разделить на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа должна формироваться из аудиторов, специализирующихся на проверках данных операций. При незначительном объеме операций в состав рабочей группы достаточно включить двух — трех аудиторов (специалистов в сфере торговли). [27]
Аудиторы должны иметь достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических основ операций по приобретению и реализации продукции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в торговле. В необходимых случаях к выполнению отдельных этапов аудита могут быть привлечены эксперты. Работа эксперта и использование предоставленных им материалов регламентированы правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Использование работы эксперта».[28]
Общее руководство проверкой, координация деятельности членов рабочей группы и контроль за соблюдением графика использования рабочего времени должны осуществляться руководителем аудиторской проверки. При разделении рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руководства целесообразно возлагать на старших аудиторов.
Специфика экономического субъекта, объем и сложность работы по его проверке каждый раз требует определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов. При разработке плана и программы аудиторской проверки используется аудиторский стандарт “Планирование аудита”.[29]
План аудиторской проверки отражает укрупненные группы аудиторских работ по объектам и группам хозяйственных операций, сроки исполнения работ и исполнителей. План составляется в письменной форме. Цель составления плана: предварительно определить объем и характер необходимых тестов; оценить затраты времени и труда по их проведению; достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки; иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и качества его проведения у данного клиента.[30]
Для детальной проверки товарных операций разработан общий план аудита, который служит руководством при разработке программы аудита.
Аудиторскую проверку операций товарных операций целесообразно проводить в такой последовательности:[31]
изучение положений учетной политики по направлениям данного участка проверки;
оценка степени надежности системы внутреннего контроля в отношении товарных операций, для этого: провести обследование складского хозяйства и состояния складских помещений; изучить организацию материальной ответственности и отчетности материально ответственных лиц;
проанализировать состав товаров на отчетную дату;
проверка состояния и организации синтетического и аналитического учета товарных операций.
Детализацией общего плана аудита является аудиторская программа, которая является перечнем аудиторских процедур по каждому виду аудиторских работ.
Аудиторские процедуры можно определить как совокупность операций обработки данных, выполняемых для достижения целей аудита при проверке конкретных хозяйственных операций с применением определенных аудиторских приемов.
В программе аудиторской проверки указываются:[32]
Содержание процедуры;
Используемые документы;
Характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т.д.);
Закрепление обязанностей за членами бригады аудиторов.
Предполагаемая продолжительность проверки и сроки ее начала и окончания.
Результатом работы аудитора является составление аудиторского заключения. Для того чтобы иметь основания для выводов по основным направлениям аудиторской проверки, аудитор должен собрать соответствующие доказательства. Информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованием выводов аудитора и называется аудиторскими доказательствами.[33]
Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует следующие методы:[34]
Инспектирование – это проверка записей, документов или материальных активов. Этот метод в приведенной программе аудита товарных операций используется во всех пунктах аудиторских процедур.
Наблюдение – это отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (наблюдение аудитора за пересчетом материальных ценностей или отслеживание выполнения процедур внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств для аудита).
Запрос – поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами экономического субъекта. Запрос по форме может быть как официальный письменный, адресованный третьим лицам, так и неформальный устный вопрос, адресованный работникам экономического субъекта.
Пересчет – проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях, либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов.
В процессе проверки аудиторы составляют рабочие документы, являющиеся основой для подтверждения объема и качества выполняемой ими работы и обоснованности сделанных ими выводов.[35]
Рабочие документы составляются по произвольной форме, однако они должны содержать необходимую справочную информацию о клиенте; краткое описание выполненной работы; метод проведения аудита (сплошной или выборочный); замечания по результатам проверки; перечень документов, не представленных для проверки; мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков; описание системы внутрихозяйственного контроля в проверяемой организации (с выделением слабых мест и положительных сторон); программа аудита с отметками о ходе ее выполнения и причинах отклонений; объяснения и справки персонала проверяемой организации по вопросам, заданным аудитором; прочие другие свидетельства и разъяснения.
В результате именно на основании рабочих документов аудитора производятся выводы и рекомендации, отражаемые затем в аудиторском заключении. Поэтому все основания для таких выводов должны недвусмысленно опираться на рабочие документы аудитора.[36]
Необходимо обратить особое внимание на конфиденциальный характер рабочих документов аудитора, которые могут представляться в распоряжение третьих лиц только с разрешения клиента.
Экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения[37] — таким образом, вся информация, как собранная аудитором и отраженная в его рабочих документах, так и предоставленная им исполнительной дирекции и общему собранию акционеров, может составлять коммерческую тайну.
В соответствии с Порядком составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (от 09.02.96 г.) по результатам осуществляемой проверки аудитор (аудиторская фирма) должен выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.[38]
Аудиторское заключение не должно трактоваться экономическим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как гарантия аудиторской фирмы в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на бухгалтерскую отчетность, не существуют.
Если в результате аудиторской проверки экономический субъект устранил существенные недостатки и нарушения в бухгалтерском учете, в соблюдении законодательства, а также внес соответствующие поправки в бухгалтерской отчетности до представления ее заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки.[39]
Формы аудиторских заключений, рекомендованы Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ и одобрены этой же Комиссией в качестве правил (стандарта) аудиторской деятельности.[40]

2. ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ АУДИТ В ООО «САХАЛИНЦЕМЕНТ»
2.1. Краткая характеристика предприятия
ООО «Сахалинцемент» зарегистрировано администрацией г. Южно-Сахалинска от 14.12.1999, свидетельство о государственной регистрации № 2281, с учетом изменений от 19.09.2001 г. № 2896, от 08.01.2002 г. № 3013, от 30.01.2002 г. № 3043,
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом и учредительным договором.[41] Устав сохраняет свою юридическую силу на весь срок деятельности Предприятия, в него могут быть внесены изменения.
    продолжение
–PAGE_BREAK– Предприятие является юридическим лицом, имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения предприятия, штампы и бланки со своим фирменным наименованием, обладает хозяйственной самостоятельностью, владеет обособленным имуществом на праве хозяйственного ведения, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные, в том числе валютный, счета в банках, может выступать умаем пиком гражданскою оборота, может быть истцом и ответчиком в суде.
Основным видом деятельности предприятия является выпуск асфальтобетонной смеси для выполнения муниципального заказа по капитальному ремонту и текущему содержанию дорожного покрытия в городе.
В 2000 году на эти цели предприятием было выпущено — 29,3 тыс. тонн а/б смеси; В 2001 году — 22,0 тыс. тонн; В 2002 году — 26,8 тыс. тонн; В 2003 году — 40,8 тыс. тонн, в 2004 году — 24,6 тыс. тонн. В 2005 году — 27,8 тыс. тонн, из которых было отремонтировано порядка 218 тысяч квадратных метров дорожного покрытия.
Рассмотрим основные экономические показатели деятельности предприятия (табл.2.1):
Таблица 2.1
Основные экономические показатели деятельности предприятия
Показатели
Ед.
изм.
Значение показателя
Изменения
2005 г.
2006 г.
Абсолютное
(+,-)
Относительное, %
Выручка от продаж а/б смеси
Т.руб.
18207
32122
13915
176,43
Себестоимость а/б смеси
Т.руб.
17371
27547
10176
158,58
Среднесписочная численность работников
Чел.
83
85
2
102,41
Прибыль от продаж
Т.руб.
836
4575
3739
547,25
Чистая прибыль
Т.руб.
532
4642
4110
872,56
Производительность труда
Т.руб/чел.
219,36
377,91
158,54
172,28
Основные фонды
Т.руб.
3542
6289
2747
177,55
Фондоотдача
Т.руб.
5,14
5,11
-0,03
99,36
Фондоемкость
0,19
0,20
0,001
100,64
Фондовооруженность
Т.руб./ чел.
42,67
73,99
31,31
173,38
Затраты на 1 руб. выручки
Коп/ руб
0,95
0,86
-0,10
89,88
Рентабельность продаж
%
1,05
1,17
0,12
111,25
Анализируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы:
Наблюдается рост выручки от продаж асфальтобетонной смеси в 2006 г. на 76,43 %, при этом себестоимость смеси так же возросла на 58,58 %, с расширением реализации смеси возникла необходимость в незначительном увеличении производственного персонала на 2,41 %, но при этом производительность труда возросла на 72,28 %, что говорит о стимулировании персонала и его заинтересованности в работе в ООО «Сахалинцемент».
Прибыль от продаж возросла в 2006 г. в сравнении с 2005 г. более чем в пять раз, что является положительным результатом деятельности предприятия, при этом чистая прибыль предприятия возросла более чем в 8 раз, что обусловлено наличием значительными операционными доходами по вложению акций в деятельность ООО «Фар-Ист-Стар».
Основные фонды предприятия в 2005 г. увеличились на 77,55 % в связи с приобретением новой бетономешалки, оборудованию по производству железобетонных конструкций, при этом наблюдается незначительное снижение фондоотдачи менее чем на 1 %, при этом фондовооруженность увеличилась на 73,38 % за счет изменения объема основных средств.
Затраты на 1 руб. выручки снизились в 2006 г. по сравнению с 2005 г. до 89,88 %, что является положительным результатом деятельности предприятия.
Рентабельность продаж в 2005 г. относительно 2004 г. возросла на 11,25 %, что является результатом как роста выручки и операционных доходов предприятия.
 Анализируемые экономические показатели свидетельствуют о рентабельности деятельности, финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.
2.2. Объекты аудита и порядок его проведения
Ежегодной целью аудиторской проверки ООО «Сахалинцемент» является подтверждение достоверности бухгалтерского отчета за 2005 год в соответствии с Федеральным законом от 07.08.01г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Основными объектами аудита в ООО «Сахалинцемент» являются показатели бухгалтерской отчетности за отчетный период.
Внутренних аудиторских проверок на предприятии не проводится. На предприятие приглашают независимых аудиторов для проведения внешнего аудита.
Аудит бухгалтерской отчетности в 2006 г. проведен ООО «Экспресс-аудит» на основании договора № 58 от 24.12.06 г. и письма-обязательства №158 от 25 12.06 г.
Для аудиторской проверки ООО «Сахалинцемент» представляет следующие документы:
устав ОАО «Сахалинцемент»;[42]
Учетную политику предприятия[43]
— бухгалтерский баланс (форма № 1);[44]
— отчет о прибылях и убытках (форма № 2);[45]
— отчет о движении капитала (форма № 3):
— отчет о движении денежных средств (форма № 4);
— приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
— данные главной книги и регистры бухгалтерского учета;
— выборочно первичные документы, необходимые для выполнения проверки.
Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности ООО «Сахалинцемент» осуществлялась аудитором Орловым А.А., квалификационный аттестат № 009846, выданный ЦАЛАК МФ России 29.01.96 (продлен в 2004 году) и бухгалтером — экспертом Кудряшовой Г. В.
Ответственность за организацию бухгалтерской отчетности на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет генеральный директор предприятия М.А.Пономарев c правомпервой подписи.
Бухгалтерскую службу как структурное подразделение возглавляет главный бухгалтер Ларина Е.П. c правом второй подписи.
За достоверность и полноту представленных документов ответственность несет ООО «Сахалинцемент».
Проверка соответствия данных бухгалтерского учета первичным документам в соответствии с программой и письмом-обязательством была осуществлена выборочным методом (по согласованию с Заказчиком — декабрь месяц 2005 г.), при том акцент был сделан на аудит ОС предприятия.
В результате аудита установлено следующее:
Уставный капитал Предприятия согласно Уставу составляет 10 тыс. руб., что соответствует данным бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет на Предприятии осуществлялся бухгалтерией в составе четырех человек, включая главного бухгалтера. Должностные инструкции на сотрудников бухгалтерии разработаны.
На Предприятии применяется журнально-ордерная форма учета, обобщающий учет по результатам журналов — ордеров ведется в Главной книге.
Основные средства, расположенные на территории ООО «Сахалинцемент» охраняются сторожами Предприятия.
При проведении аудита установлено, что аналитический учет основных средств ведется на унифицированных формах первичной документации.
На каждый объект основных средств заведены «Инвентарные карточки учета основных средств» по форме № ОС-6. С материально-ответственными лицами заключены договора о полной индивидуальной материальной ответственности. В нарушении п. 4 учетной политики Предприятия в 2005 году инвентаризация основных средств не проводилась.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету основных средств (ПБУ 6/01) основные средства отражались в учете по первоначальной стоимости, то есть по сумме фактических затрат организации на их приобретение. Основные средства приходовались на основании актов (накладной) приема-передачи основных средств по форме № ОС-1 и списывались на основании актов на списание основных средств по форме № ОС-4.
В 2006 году на Предприятии введено в действие основных средств на сумму 3169,0 тыс. руб.; выбыло — 2647,5 тыс. руб., в том числе реализовано — 2460,6 тыс. руб.; списано — 186,9 тыс. руб.
Начисление и учет амортизационных отчислений по объектам основных средств велось линейным способом. Данные аналитического учета основных средств соответствуют данным главной книги и баланса.
При проведении аудита нематериальных активов установлено, что за 2005 год нематериальных активов на Предприятии не было.
При проверке финансовых вложений установлено, что Предприятием произведены долгосрочные финансовые вложения в уставный капитал ООО «Фар-Ист-Стар» в сумме 25,0 тыс. руб. Данные вложения соответствует данным главной книги и баланса Предприятия.
При проведении аудита учета производственных запасов установлено, что товарно-материальные ценности закреплены за материально-ответственными лицами. Со всеми материально-ответственными лицами заключены договора о полной индивидуальной материальной ответственности.
Приказом № 36 от 03.05.00 установлен круг лиц, которым дано право затребовать материалы, разрешить их отпуск со склада с образцами их подписей.
Контроль за правильностью складского учета осуществлялся бухгалтерией путем проверки правильности составления и оформления первичных документов, записей движения материальных запасов и МБП в карточках складского учета и их остатков в сальдово-оборотной ведомости. Материальный отчет ежемесячно утверждается директором Предприятия.
В материальном отчете на начало и конец декабря месяца 2005 г. (материально-ответственное лицо Кокарев В.В) числился остаток товарного бетона в количестве 8,167 куб. м. на сумму 6779,1 руб. По его техническим свойствам товарный бетон используется в производстве в течение дня. Учет приготовления асфальтобетонной смеси на Предприятии, предназначенной для реализации отражался: Дебет счета 10-1 «Материалы»,
Кредит счета 23 «Вспомогательное производство» — по фактической себестоимости. В 2006 году асфальтобетонной смеси было реализовано на сторону в количестве 577 тонн на сумму 355816 руб. В учетной политике Предприятия отсутствовал порядок ведения учета готовой продукции.
Основные средства формируют главную составляющую материально-технической базы ООО «Сахалинцемент» и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений его деятельности.
С развитием производственной деятельности ООО «Сахалинцемент» в учете основных средств произошли существенные изменения. Эти изменения коснулись: состава и структуры основных средств; амортизации их стоимости, учета операций, связанных с арендой имущества; оценки и переоценки стоимости основных средств; учета и финансирования затрат на ремонт основных средств; учета реализации и прочего списания основных средств.
Аудиторская проверка в ООО «Сахалинцемент» ежегодно проводится по указанным направлениям. Конкретная цель аудита основных средств — проверка правильности формирования состава, полноты и реальности учета движения, затрат на ремонт основных средств и достоверности амортизации их стоимости.
Прежде всего, необходимо представить состав, структуру и динамику ОС сформированных по результатам аудиторской проверки за период 2004-2006 г.г.

Таблица 2.2
Структура и динамика основных средств ООО «Сахалинцемент» за 2004-2006 г.г.
Группы ОФ
2004 г. тыс.руб.
2005 г. тыс.руб.
2006 г., тыс.руб.
Структура, %
Динамика
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Тыс.руб.
%
Здания
22603
21407
20182
79,97
75,76
76,79
-2421
89,29
Сооружения и передаточные устройства
648
904
843
2,29
3,20
3,21
195
130,09
Машины и оборудование
4213
4904
4413
14,91
17,36
16,79
200
104,75
Транспортные средства
754
979
812
2,67
3,46
3,09
58
107,69
Другие виды ОФ
45
61
32
0,16
0,22
0,12
-13
71,11
Итого
28263
28255
26282
100,00
100,00
100,00
-1981
92,99
Анализируя структуру ОС можно сказать, что ежегодно основную массу основных фондов предприятия составляют здания. От общего объема в 2004 г. они составили 79,97 %, в 2005 г. – 75,76 %, в 2006 г. – 76,79 %.
Второе место по значимости в общем объеме основных средств занимают сооружения и передаточные устройства, доля которых в 2004 г. составляла 14,91 %, в 2005 г. – 17,36 %, в 2006 г. – 16,79 %. Транспортные средства и другие виды основных средств составляют незначительную долю в общем объеме.
Рассматривая динамику ОФ предприятия, можно сказать, что стоимость зданий снизилась за счет амортизации в период 2004-2006 г.г. на 2421 тыс.руб., стоимость машин и оборудования повысилась за счет приобретения нового оборудования на 200 тыс.руб., стоимость транспортных средств возросла на 58 тыс.руб., за счет приобретения деталей, стоимость других видов ОС снизилась за счет ежегодной амортизации на 13 тыс.руб.
Так как переоценка ОС на данном предприятии проводилась только в 2005 году, то мы рассчитаем восстановительную стоимость для 2005 года. Полученные результаты аудита представлены в таблице 2.3:

Таблица 2.3
Восстановительная стоимость основных фондов
Наименование
Восстановительная
стоимость, тыс.руб.
Структура, %
1. Здания
Административное здание
4122,72
43,35
Бытовые помещения
1201,52
12,64
Производственные здания
973,85
10,24
Гараж
2761,46
29,04
Вагон передвижной
408,83
4,30
Вагон
41,053
0,43
Итого
9509,43
100
2. Машины и оборудование
Бетоносмеситель
1463,24
48,23
Бетономешалка
788,89
26,00
Трансформатор
781,69
25,77
Итого
3033,83
100
3. Транспортные средства
Автомобиль самосвал 70-46
1127,77
9,67
Автомобиль САЗ 08-99
1172,82
10,05
Автомобиль ЗИЛ 29-78
780,53
6,69
Автомобиль ЗИЛ-130 14-83
1188,26
10,19
Автомобиль ГАЗ-24 97-02
849,46
7,28
М/а «Хайс»
732,19
6,28
Автомобиль ГАЗ Б 10-84
785,21
6,73
Грузовой а/м «Хино Рейнджер»
1342,67
11,51
Прицеп к а/м «Хино Рейнджер»
100,03
0,86
Автобус КВЗ 50425 279
795,83
6,82
Трактор МТЗ-80 09-45
909,22
7,79
Трактор МТЗ-80 03-00
280,17
2,40
Кран КС 25-61
707,34
6,06
Кран КАТО
893,95
7,66
Итого
11665,47
100
4. Другие виды основных фондов
Компьютерная техника
739,07
35,65
Мебель и офисное оборудование
1334,31
64,35
Итого
2073,39
100
Всего
26282,12

Анализируя структуру основных фондов предприятия, можно сделать вывод, что среди зданий и сооружений наибольшую долю занимают административное здание — 43,35 % и гараж – 29,04 % — которые в наибольшей степени используются в деятельности предприятия.
Из машин и оборудования наибольшую долю занимает бетоносмеситель — 48,23 и бетономешелка – 26 % — т.е. основное оборудование, которое задействовано в процессе производства асфальтобетона.
Среди транспортных средств все автомобили находятся примерно на одинаковом месте по структуре их стоимости.
Другие виды основных фондов предприятия представлены компьютерным оборудованием, мебелью и офисной техникой, основную долю которой занимает мебель и офисная техника — 64,35 %.
Таблица 2.4
Коэффициенты физического износа основных средств по каждой группе
Наименование группы
Коэффициент физического износа
2004 г.
2005 г.
2006 г.
1. Здания
0,18
0,23
0,28
2. Машины и оборудование
0,41
0,49
0,59
3. Транспортные средства
0,45
0,56
0,62
4. Другие виды ОФ
0,25
0,29
0,33
    продолжение
–PAGE_BREAK–Из таблицы видно, что основные фонды в группе “Здания” износились только на 28% к концу 2006 г., в группе “Машины и оборудование” – на 59%, и больше всего износились основные фонды в группе “Транспортные средства” – на 62%. Другие виды ОПФ так же имеют небольшой износ – 33 % к концу 2005 г.Аудиторами определена величина амортизационных отчислений по годам линейным и ускоренным способами. Результаты вычислений по линейному методу занесены в таблицу 2.5:

Таблица 2.5
Начисление амортизации методом линейного списания в тыс.руб.
Годы
Первоначальная
стоимость
Амортизация
Остаточная
стоимость
тыс.руб.
%
1
1463,24
182,9
12,5
1280,34
2
1280,34
182,9
12,5
1097,44
3
1097,44
182,9
12,5
914,54
4
914,54
182,9
12,5
731,64
5
731,64
182,9
12,5
548,74
6
548,74
182,9
12,5
365,84
7
365,84
182,9
12,5
182,94
8
182,94
182,9
12,5
0
Результаты вычислений по ускоренному методу представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Начисление амортизации ускоренным способом в рублях
Годы
Первоначальная
стоимость
Амортизация
Остаточная
стоимость
рублей
процентов
1
1097,43
365,81
25
823,07
2
823,07
457,27
25
617,30
3
617,30
480,14
25
462,98
4
462,98
451,56
25
347,23
5
347,23
384,41
25
260,43
6
260,43
288,31
25
195,32
7
195,32
170,52
25
48,83
8
48,83
134,11
25
36,62
Из таблиц видно, что при расчёте амортизационных отчислений линейным способом возмещение основных средств производится равными частями ежегодно в течение всего срока эксплуатации (в течение восьми лет). Эти ежегодные отчисления равны 182,9 тыс.руб. или 12,5%.
При расчёте амортизации ускоренным способом восстановление основных средств производится ежегодно от остаточной стоимости в течение всего срока эксплуатации.
Аудиторами произведены расчеты коэффициента годности основных средств. Результаты расчётов коэффициента по каждой группе занесены в таблицу 2.7
Таблица 2.7
Коэффициент годности основных средств
Наименование группы
Коэффициент годности
2004
2005
2006
1. Здания
0,72
0,73
0,71
2. Машины и оборудование
0,41
0,48
0,7
3. Транспортные средства
0,38
0,6
0,8
4. Другие виды ОПФ
0,61
0,58
0,46
Чем больше коэффициент годности основных средств, тем они более пригодны для использования. Поэтому из данных таблицы 2.6 можно сделать вывод, что более всего пригодны для использования основные средства из группы “Здания”. Менее всего для использования пригодны в 2003 году основные фонды из группы “Транспортные средства”, в 2003 и 2004 году – из группы “Машины и оборудование”.
2.3. Аудиторское заключение по результатам аудита
 В аудиторском заключении по результатам аудита в ООО «Сахалинцемент», аудиторами были выявлены следующие недостатки:

Таблица.2.8
Нарушения по аналитическому учету основных средств
Вид нарушения
Анализ нарушения
1.В бухгалтерском учете числятся
монитор и системный блок (компьютерная техника) под разными инвентарными номерами
2.Трансформатор ПФП –1-1991 отражается на счетах бухгалтерского учета только на основании документов поставщика
Нарушен п.2.3 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 6/97, согласно которому инвентарным объектом основных средств является обособленный комплекс конструктивно- сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. В данном случае монитор и системный блок не могут функционировать отдельно, поэтому должны учитываться под одним инвентарным номером.
Нарушена п40,41 «Методических указаний по бухучету основных средств», утв. приказом МФ РФ от 20.07.98 г. № 33-н Принятие к бухучету объектов основных средств должно осуществляться на основании утвержденного руководителем акта (накладной) приемки-передачи, составляемого на каждый инвентарный объект.Техническая документация, относящаяся к объекту с одним экземпляром акта передается в бухгалтерию.
3.Принтеру EPSON STYLUS COLOR (инв.№ 01360042) присвоен номер ранее выбывшего из эксплуатации принтера НР Deskjet 400
Нарушен п.7 «методических указаний».Каждому инвентарному объекту должен присваиваться инвентарный номер, который может быть обозначен путем нанесения краски или прикреплением жетона или др. способом
Таблица 2.9
Нарушения при поступлении основных средств
Характеристика нарушения
Анализ нарушения
ООО «Новый Дом» безвозмездно передал станок отбивочный ЛУР-5.
При этом были сделаны проводки :
 Д08 К87
 Д01 К08
С 01.01.2000 г., согласно п.8 ПБУ 9/99, утвержденному приказом МФ РФ от 06.05.99 г. №32 н стоимость объектов основных средств, полученных безвозмездно, следует учитывать на счете 83»Доходы будущих периодов». Затем по мере начисления амортизации суммы износа ежемесячно списываются на внереализационные доходы. Таким образом, стоимость безвозмездно полученных основных средств отражается проводками:
Д08 К83 –рыночная стоимость средств
Д01 К08 –ввод в эксплуатацию
Д20 К02 – начисление амортизации
Д83 К80 – часть стоимости основных средств включается во внереализационные доходы

Таблица 2.10
Нарушения при ликвидации основных средств
Характеристика нарушения
Анализ нарушения
1.После демонтажа и списания станка ЦДК-5 была произведена реализация деталей, оставшихся после его разборки. Стоимость оприходованных запчастей не подтверждена документально. Акт на списание утвержден генеральным директором 05.07.2000 г.
Нарушен п.6 Приказа Минфина РФ от 28.03.2000 г. №32н
Таблица 2.11
Нарушения при начислении амортизации поступлении основных средств
Вид основного средства
Шифр
норма
Характеристика нарушения
1.Компрессор
41400
5,4%
При начислении амортизации неверно применялась норма амортизации –8,1%, в результате чего сумма излишне начисленного износа составила 3229,75 руб.(119621*5,4% — 119621*8,1%)
2.Компьютер PENTIUM
48008
10%
При начислении амортизации по группе основных фондов «Вычислительная техника» неверно применялась норма амортизации –12.5%, в результате чего сумма излишне начисленного износа составила 95руб. (3800*10% — 3800*12,5%)
Так же в аудиторском заключении выявлены следующие факты:
Отпуск материалов со склада в производство оформлялся требованиями – накладными.
Регистрация накладных по отпуску ТМЦ по внутреннему перемещению не производилась.
Материально-ответственные лица ежемесячно составляли материальные отчеты. Проверкой отчетов и первичных документов на отпуск материалов со склада с бухгалтерскими документами на оприходование материалов в производстве расхождений не установлено.
Расход материальных ценностей на выполнение работ производился на основании нарядов на выполнение работ и производственных отчетов материально-ответственных лиц. Расход материалов на хозяйственные нужды Предприятие списывало на основании актов произвольной формы.
Приобретенные материальные ценности приходуются на склад в полном объеме по фактической себестоимости
Данные аналитического учета по данным счетам соответствуют записям главной книги и баланса.
Предприятие за проверяемый период являлось плательщиком всех видов бюджетных платежей, учитываемых на субсчетах счета 67 «Расчеты по внебюджетным платежам» и счета 68 «Расчеты с бюджетом».
Предприятием в 2006 г. в декабре месяце в дебет счета 20 «Основное производство» отнесена на затраты на основании актов о приемке выполненных работ, подписанные субподрядчиками, сумма 6124011 руб., в том числе: ООО «Доркомстрой», акт за сентябрь месяц — 3624011 руб., ООО «Строитель — плюс», акт за август месяц — 2500000 руб.
Подписанные субподрядчиками акты выполненных работ свидетельствует о том, что Заказчик принял работы в отчетных месяцах, что является основанием отражения в учете: в августе месяце — в сумме 2500000 руб., в сентябре месяце -3624011 руб.
Справки стоимости выполненных работ (форма № КС — 3), подписанные Субподрядчиками и Заказчиком, Предприятием приняты к учету с подчистками по строке «Дата составления», по строке «Отчетный период» отражен период — декабрь месяц.
При проведении аудита финансовых результатов установлено, что данные, отраженные в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» соответствуют данным главной книги. Прибыль, отраженная по балансу, подтверждается проверкой и составляет 4575 тыс.руб., в том числе:
— убыток от реализации товаров, работ, услуг составляет 6257651 руб.,
— убыток от реализации основных средств составил 137235 руб.,
— убыток от реализации прочего имущества составил 1116008 руб., в том числе от реализации незавершенного строительством объекта (гаражи, гаражная площадка, автодороги) в сумме 1115647 руб.,
— прочие внереализационные расходы составили 3982000 руб., в том числе убытки прошлых лет 3389475 руб., которые подтверждены бухгалтерскими справками, первичными документами расчетами.
При проверке правильности формирования финансовых результатов за 2006 год расхождений не установлено.
При проведении аудита кредитов и займов установлено, что в 2006 году Предприятие кредитами банка не пользовалось.
В 2006 году Предприятие по договорам займов выдало своим работникам денежные средства в размере 59050,0 руб. По состоянию на 01.01.07 задолженность по выданным займам составляла 49884,0 руб.
Данные аналитического учета по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» соответствуют данным главной книги.
 Аудиторской проверкой выявлено, что бухгалтерская отчетность ООО «Сахалинцемент» за период 2004-2006 г. достоверна, т.е. подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов ООО «Сахалинцемент» по состоянию на 01.01.2007 г. и финансовых результатов его деятельности за 2005-2006 год исходя из Федерального Закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96 г.
2.4. Мероприятия по устранению замечаний, отраженных в аудиторском заключении
В аудиторском заключении были разработаны конкретные рекомендации:
Необходимо подтверждать совершенные бухгалтерских операций соответствующими первичными документами;
проводить тщательный контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей;
ежемесячно производить удержания из заработной платы в счет погашения недостачи товарно — материальных ценностей;
оценка списания материалов не закреплена учетной политикой;
предприятию рекомендуется выбрать один из способов оценки списания материалов и закрепить его в учетной политике;
в учетной политике предприятия отсутствовал порядок ведения учета готовой продукции. Предприятию рекомендуется выбрать один из методов учета готовой продукции и закрепить его в учетной политике.
В результате проведения внешнего аудита, принимая во внимание рекомендации, ООО «Сахалинцемент» получило ценную информацию для улучшения ведения управленческого и бухгалтерского учета, что способствует повышению эффективности деятельности предприятия в целом, что так же важно для повышения доходов акционеров предприятия.
В целях совершенствования контроля бухгалтерской отчетности ООО «Сахалинцемент» предлагается ввести систему внутреннего контроля состава и учета собственного капитала — совокупность методик и процедур, принятых руководством организации и направленных на выявление, исправление и предотвращение существенных ошибок и искажений учетной информации, которые могут повлиять на достоверность показателей бухгалтерской отчетности.
На основе учредительных документов и документов о государственной регистрации организации (устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации) в участники группы внутреннего контроля, должны войти: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер материалист.
Система внутреннего контроля ООО «Сахалинцемент» должна включать в себя: надлежащую систему бухгалтерского учета; контрольную среду; отдельные средства контроля.
Контрольная среда, под которой понимаются осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, включает в себя:
стиль и основные принципы управления данным экономическим субъектом; организационную структуру экономического субъекта;
распределение ответственности и полномочия; осуществляемую кадровую политику;
порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;
порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;
соответствие хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства.
Сверка тождества данных при проверке правильности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности должна проводиться в ООО «Сахалинцемент» по следующей схеме (рис. 1):
 

Рис. 1. Схема сверки тождества данных бухгалтерского учета и отчетности
 
Составляя план и программу проверки бухгалтерской отчетности, следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер проверочных процедур.
Внедрение и использование компьютерных технологий обработки учетной информации явилось одним из наиболее значительных достижений науки и управления.
Система субъекта хозяйствования существенно влияет на методики ревизии и аудита. Аудитор на стадии подготовки к проверке хозяйствующего субъекта должен изучить организационно-техническое обеспечение контроля и определить необходимость привлечения для исследования его надежности технических специалистов. В процессе исследования системы компьютерной обработки данных могут быть установлены особенности алгоритма систематизации информации, влекущие ее искажение.
Компьютерная обработка данных в организации имеет место в случаях, когда с помощью компьютерной техники осуществляется обработка значительных объемов ученой информации независимо от следующих факторов:
компьютер используется организацией самостоятельно или по договору с третьей стороной;
компьютер используется организацией для обработки экономической информации во всех аспектах хозяйственной деятельности и ее учета или только для автоматизации обработки информации по отдельным видам фактов хозяйственной деятельности, отдельным участкам учета.
При проведении аудита в системе компьютерной обработки данных сохраняются цель аудита и основные элементы его методологии. Наличие компьютерной обработки данных существенно влияет на процесс изучения аудитором системы учета организации и сопутствующих ему средств внутреннего контроля.
Аудиторам, которые будут избраны из числа работников предприятия для проведения проверки желательно иметь представление о техническом, программном, математическом и других видах обеспечения компьютерной техники, а также системах обработки экономической информации.
В случае отсутствия у аудитора необходимых для этого знаний, следует использовать работу эксперта в области информационных технологий. А также аудиторской организации целесообразно иметь библиотеку наиболее распространенных систем компьютерной обработки данных и прилагать усилия к изучению особенностей их практического применения.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Аудитор должен изучить и оформить в виде рабочего документа все существенные вопросы организации обработки учетных данных в системе компьютерной обработки данных организации, отразив в нем следующие положения:
организационная форма обработки данных, например: обработку данных осуществляет специальное подразделение или компьютеры установлены на рабочих местах бухгалтерского персонала и обработка данных осуществляется непосредственно бухгалтерами; обработку данных организация осуществляет самостоятельно третья сторона по заключенному с ней договору;
форма бухгалтерского учета;
разделы и участки учета, функционирующие в среде компьютерной обработки данных;
система компьютерной обработки данных размещена на одном или нескольких компьютерах;
обработка данных ведется локально на каждом компьютере или применяется сетевой вариант;
обеспечение архивирования и хранения данных;
передача данных производится: с использованием каналов связи, через внешние носители или происходит ввод данных с клавиатуры.
В условиях компьютерной обработки данных большое значение необходимо придавать качеству учетных данных. Информация в электронной системе учета должна отражаться своевременно, в полном объеме и с достаточным уровнем детализации. При исследовании компьютерной обработки данных особое внимание следует уделить установлению в ней рисковых зон. Этого можно достичь при проведении процедур тестирования электронной системы учета.
На начальном этапе аудитор производит тестирование вводной информации. Необходимость тестирования вызвана тем, что даже самая совершенная система электронной обработки информации не даст реальных результатов, если исходные данные не отражают по существу совершенные хозяйственные операции.
Тестирование системы компьютерной обработки данных предполагает проведение теста на полноту отражения на машинных носителях исходной информации и на соответствие компьютерных и документированных данных. Если система электронной обработки информации не обеспечивает такого соответствия, то аудитор может сделать вывод о недостоверности выходной информации, полученной в результате обработки данных. Если система сбора и регистрации данных не позволяет достичь вышеуказанного соответствия, то следует ставить вопрос о невозможности дальнейшего использования такой системы и необходимости восстановления бухгалтерского учета на основе достоверных данных.
Аудитору необходимо также проверить полноту и правильность регистрации исходных данных в компьютерной системе. Полнота ввода информации означает, что все необходимые данные, содержащиеся в первичных документах, включены в систему обработки. Правильно зарегистрированными данными можно считать те, которые по форме соответствуют принятым в системе электронной обработки данных обозначениям и терминам, а по содержанию несут точную информацию о хозяйственной операции или факте хозяйственной деятельности и способе ее обработки.
Также аудитор должен уметь оценить возможности системы компьютерной обработки данных в части:
гибкого реагирования на изменения хозяйственного, налогового или иного законодательства с точки зрения настройки программного обеспечения;
формирования бухгалтерской и внутренней управленческой отчетности;
осуществления аналитических процедур;
расширения функций компьютерной системы.
Аудитор должен оценить квалификацию бухгалтерского персонала в области компьютерной обработки данных, в частности: имеют ли специалисты соответствующее высшее или среднее специальное образование, или прошли курс обучения в области информационных технологий, или изучение системы компьютерной обработки данных происходило самостоятельно.
При проведении аудиторской проверки расчетов с поставщиками и покупателями в системе компьютерной обработки данных, аудитор проверяет, составляются ли в данной системе все необходимые документы, такие как: счета–фактуры, приходные и расходные кассовые ордера, закрепляются ли ТМЦ за материально ответственными лицами, все ли документы отмечаются в журналах регистрации и т.д.
В письменном отчете содержатся конструктивные предложения по совершенствованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.
При внутреннем аудите аудиторы организации также обязаны готовить и предоставлять письменный отчет о проведении аудита.
 В письменном отчете аудитора все связанные с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности. Кроме того, в письменном отчете может быть приведена любая информация, касающаяся проведенного аудита и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, которую аудитор сочтет целесообразной.
Письменный отчет аудитора не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках, поскольку в нем указаны лишь те, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки.
Письменный отчет аудитора готовится в ходе аудиторской проверки и представляется руководителю и собственнику экономического субъекта, подлежащего аудиту, на завершающей стадии аудиторской проверки. Письменный отчет – конфиденциальный документ и может быть передан только:
— лицу, подписавшему договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг;
— лицу, прямо указанному в качестве получателя письменного отчета аудитора в договоре (контракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг;
— любому другому лицу в случае письменного указания на то в адрес аудиторской организации лица, подписавшего договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг.
Отдельные вопросы письменного отчета аудитора могут обсуждаться в устной форме или в порядке обмена письмами с сотрудниками экономического субъекта в ходе его проверки с учетом степени ответственности, допуска к информации и уровня компетентности этих сотрудников.
Например, если факт непредставления каких-либо документов аудитору по результатам процедуры проверки им полноты первичных документов по конкретному разделу (участку) зафиксировать в письменном отчете аудитора, то сотрудники проверяемого экономического субъекта не смогут своевременно предпринять действия по их нахождению. Если дубликаты этих документов будут впоследствии получены, то аудитору придется изменять свои выводы, расчеты, письменный отчет и т.д. Вот почему письмо о необходимости получения дубликатов первичных документов должно быть направлено руководству бухгалтерии уже в ходе проверки. Если до момента окончания работы аудиторов по сбору аудиторских доказательств такие документы не будут представлены, тогда факт отсутствия отдельных документов будет отражен повторно в письменном отчете.
Все входящие и исходящие письменные документы такого рода аудиторы должны в обязательном порядке приобщать к своей прочей рабочей документации.
По итогам аудиторской проверки по согласованию с руководством экономического субъекта может быть подготовлен предварительный вариант письменного отчета аудитора. Предварительный вариант письменного отчета может быть передан только тем лицам, которым представляется и окончательный вариант.
В предварительном варианте письменного отчета аудитора могут содержаться требования по внесению (с выполнением установленных для этого правил) исправлений в данные бухгалтерского учета и по подготовке перечня уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. Выполнение таких требований в случае, если они касаются исправлений существенного характера, является обязательным, чтобы аудиторская организация впоследствии могла представить экономическому субъекту положительное аудиторское заключение.
Руководство экономического субъекта может:
— подготовить письменный ответ на предварительный вариант письменного отчета аудитора, отражающий точку зрения проверяемой организации на замечания, содержащиеся в варианте этого документа;
— встретиться с аудиторами, проводившими проверку, пригласив со своей стороны лиц, которых сочтет необходимыми, для обсуждения предварительного варианта документа.
Окончательный вариант письменного отчета аудитора должен быть подготовлен и представлен руководству предприятия не позднее, чем аудиторское заключение.
Если в предварительном варианте письменного отчета аудитора содержались замечания, имеющие существенный характер, в окончательном варианте письменного отчета необходимо дать оценку и анализ исправлениям, сделанным работниками экономического субъекта в порядке выполнения требований аудиторов.
В соответствии с российским аудиторским правилом (стандартом) «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности» обнаруженные в процессе аудита факты искажений бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна подробно отразить в своей рабочей документации.
Кроме того, сведения о выявленных искажениях следует включить в письменный отчет аудитора руководству проверяемого экономического субъекта, а если нарушения не будут исправлены, то в аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности.
Изучив предварительный вариант письменного отчета о результатах внутреннего аудита, руководство предприятия может принять решение внести исправления в бухгалтерскую отчетность.
Следует помнить, что хотя в письменной информации аудитора содержатся итоговые цифры корректировки статей бухгалтерской отчетности, недостаточно внести исправления только в отчетные формы. Исправления считаются внесенными, только если они сделаны в бухгалтерском учете – оформлены бухгалтерские справки по внесению исправлений, сделаны бухгалтерские записи, сформированы новые регистры аналитического и синтетического учета и составлена бухгалтерская отчетность.
Для того чтобы внутренние аудиторы предприятия убедились в том, что необходимые исправления существенных нарушений в бухгалтерском учете произведены, бухгалтерия предприятия должна представить не только новый вариант бухгалтерской отчетности, но и оборотно-сальдовую ведомость или иной регистр бухгалтерского учета, на основании которого организация составляет баланс, а также перечень исправительных бухгалтерских записей.
В соответствии с федеральным аудиторским стандартом «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности» если в результате аудита экономический субъект произвел необходимые поправки в бухгалтерской отчетности до представления ее заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки.
Если аудиторская проверка происходит после представления отчетности заинтересованным пользователям, то в случае существенного характера ошибок и нарушений в бухгалтерской отчетности до исправлений аудиторская фирма должна представить аудиторское заключение, отличное от безоговорочно положительного.
Письменная информация аудитора (предварительный и окончательный варианты) составляется не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр письменной информации передается под расписку только тем лицам, которым может быть представлена эта информация в соответствии с требованиями российского аудиторского стандарта, второй экземпляр остается в распоряжении аудиторской организации и приобщается к прочей рабочей документации аудитора. Несогласие получателя письменной информации аудитора с содержанием ее окончательного варианта не может служить основанием для отказа в получении названного документа.
Письменная информация аудитора – конфиденциальный документ. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению аудиторской фирмой, ее сотрудниками либо аудитором, работающим самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.
Руководство предприятия вправе распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации внутренних аудиторов по своему усмотрению. Аудиторы от предприятия не несут ответственности за разглашение конфиденциальной информации, произошедшее по вине или с ведома работников предприятия.
Т.о. основными направлениями по устранению замечаний, отраженных в аудиторском заключении внешних аудиторов должны стать следующие мероприятия:
Внутренний аудит бухгалтерской отчетности и учета
Автоматизация обработки бухгалтерской отчетности
Рассмотрим экономическое обоснование эффективности предложенных мероприятий:
Таблица 2.12
Исходные данные для экономического обоснования предложенных мероприятий
Наименование
Показатели
1.
Объем продаж асфальтобетона, в год
195 т
2.
Средняя цена 1 т. асфальтобетона
165 тыс.руб.
3.
Средняя себестоимость 1 т. асфальтобетона
142 тыс.руб.
4.
Налоги и сборы
 62 %
5.
Фактор инфляции
1,28
6.
Годовая процентная ставка
10 %
7.
Фактор производственного риска
0,75
8.
Единовременные затраты на внедрение мероприятий, в т.ч.:
73 тыс. руб.
8.1.
Курсы повышения квалификации для сотрудников бухгалтерии по программе «Внутренний аудит на предприятии»
25 тыс. руб.
8.2.
Проезд Ю-Сахалинск-Хабаровск – Ю-Сахалинск
16 тыс.руб.
8.3.
Командировочные расходы
4 тыс.руб.
8.4.
Приобретение и установка программы автоматизированной обработки бухгалтерской отчетности для внутреннего аудита
28 тыс.руб.
9.
Продолжительность действия мероприятия
1 год
Экономический эффект от внедрения данных мероприятий определяется по следующей формуле (2.1): Э =(Ц-С-Н) N — Т х 3 х Ф (2.1)
где Эт— ожидаемый экономический эффект разработки и внедрения мероприятий
Ц -прогноз цены 1 т. продукции в году внедрения мероприятий;
С — прогноз себестоимости 1 т. продукции в году внедрения мероприятий;
Н — прогноз налогов по реализации продукции предприятия;
N— прогноз объема продаж в год внедрения мероприятий.
Т – год внедрения мероприятий
З— единовременные затраты на внедрение мероприятий.
Ф – фактор производственного риска.
Экономия по реализации продукции ООО «Сахалинцемент» с учетом факторов риска равна: Э = (165 – (165-142) х 62/100) х 195 — 73 х 0,75 х 1 = 29339,55 тыс.руб.
Ожидаемый экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий составит: Э = 29339,55 х 1,28 / 1,1 = 34140,57 тыс.руб.
На основании данного расчета можно сделать вывод, что до внедрения мероприятий доход от реализации асфальтобетона предприятия составлял 32122 тыс. руб. (табл.2.1), после внедрения мероприятия – 34140,57. руб., т.е. разница составит: 34,14-32,12 = 2,02 млн. руб.
Т.е. при внедрении мероприятий по устранению замечаний, отраженных в аудиторском заключении внешних аудиторов, доход предприятия увеличится на 2,02 млн.руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по проведению проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также в оказании иных аудиторских услуг с целью установления достоверности этой отчетности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.
Аудит – это внешний независимый финансовый контроль деятельности предприятия, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающими в данной организации.
Основным регламентирующим документом аудиторской деятельности в Российской Федерации является закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. №119-ФЗ.
В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита в России.
Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей.
Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции.
Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.
Основная задача внутреннего аудита — решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия.
Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются.
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
    продолжение
–PAGE_BREAK–