Сущность аудиторской деятельности в России

–PAGE_BREAK–Основная часть 1 Основные характеристики развития аудита в России

1.1 Правовое регулирование аудиторской деятельности

Правовое регулирование аудита является первостепенной задачей развития аудита в России. Четко регламентированные правила, определяющие правила работы на рынке данных услуг позволят привести аудит в конкретные правовые рамки на высшем законодательном уровне[1].

Основой правового регулирования аудита в России является Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 30.12.2008).

Ранее, регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. №2263. Пунктом 2 этого Указа было установлено, что Временные правила вступают в силу на всей территории Российской Федерации с момента опубликования настоящего Указа и действуют до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность. Таким образом, можно говорить о том, что с принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации начался новый этап развития аудита.

Необходимость совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации была вызвана тем, что Временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившиеся условия на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни.

Важно отметить, что нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Федеральному закону «Об аудиторской деятельности».

Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить указанным федеральным законам. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности.

Среди подзаконных нормативных актов регулирующих аудиторскую деятельность можно выделить:

·        Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2005г. №706 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» (утратил силу с постановлением №1026 от16.12.2009г.);

·        Приказ Минфина РФ от 29 декабря 2006г. № 187н «Об утверждении программ повышения квалификации аудиторов» (с изменениями от 13 июня 2007г.) и другие.[2]

Важно отметить, что в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации обозначенным федеральным законам применяется Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» или соответствующий федеральный закон.

Еще одна группа нормативных актов — ведомственные акты.

В мае 2007 года Совет по аудиторской деятельности при Минфине одобрил новый Кодекс этики аудиторов России. Организации и индивидуальные предприниматели время от времени пользуются услугами аудиторов: когда подлежат обязательному аудиту или проводят его по собственной инициативе, при консультировании по отдельным вопросам, оказании помощи в ведении бухгалтерского учета и иных сопутствующих аудиту услуг. Заключая договор с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором, субъект предпринимательской деятельности должен знать, что он может ожидать от них, на какую сумму стоит заключить договор, что подразумевает та или иная услуга, какие существуют риски, обоснованны ли запросы аудиторов в ходе проведения проверки.

Необходимость в написании кодекса для аудиторов вызвана тем, что представители аудиторской профессии, проводя проверку организации, индивидуального предпринимателя, работают не только на них, — они обязаны действовать в первую очередь в общественных интересах, то есть высказанное ими мнение о бухгалтерской отчетности и порядке ведения бухучета должно отражать реальное положение вещей. Данное мнение имеет большое значение для пользователей отчетности — контрагентов, акционеров и прочих лиц. Поэтому подход аудиторов к проверке, сведение к минимуму различных форм влияния на это мнение являются предметом рассмотрения данного кодекса. Знание его основ позволяет налогоплательщику понять, как вести себя с аудитором, в каких случаях аудиторская организация может отказаться от предоставления услуг и почему.

1.2 Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Аудиторские стандарты — это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности.

Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов.

Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности — единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации[3].

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002г. № 696 (в ред.02.08.2010) для исполнения требований Федерального закона № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 30.12.2008г.).

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер[4].

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
    продолжение
–PAGE_BREAK–2 Понятие аудита его цели, задачи  и функции
  

2.1 Понятие и цели аудита и аудиторской деятельности

С развитием рыночных отношений потребность в аудиторских услугах возрастает,  следовательно, расширяются рамки определения аудита, дополнительно включающие услуги аудиторов (аудиторских фирм) по анализу финансового состояния и выявлению резервов повышения эффективности деятельности, а также предоставлению консультаций по решению учетно-экономических и правовых проблем.

Аудит — это лицензируемая предпринимательская деятельность аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов, направленная на выражение мнения о достоверности финансовой отчетности, для уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой организацией собственникам, а также другим юридическим, физическим лицам.[5]

Аудит это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку консультации осуществляемые специалистами по ведению бизнеса и их советы, в конечном счете, способствуют экономическому успеху клиента.

Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последнее предусматривает и различные аудиторские услуги. В последнее время главное внимание уделяется повышению эффективности системы управления предприятием, и прежде всего системы внутреннего контроля. Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг.

Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности – реальности статей баланса, достоверности бухгалтерского учета, законности хозяйственных операций, а результатом аудиторских услуг – возможное состояние объектов в будущем, то есть прогнозные экономические показатели.

Основная цель аудита – это формирование профессионального мнения аудитора относительно достоверности первичных данных о фактах хозяйственной жизни, полноты и своевременности их отражения в учете, правильности ведения учета в соответствии с требованиями бухгалтерских стандартов и законодательства, составления финансовой отчетности и обобщение сформированного мнения в виде аудиторского отчета (вывода), предоставляемого заказчику.

Под достоверностью финансовой отчетности понимается степень точности ее показателей, которая позволяет пользователю этой отчетности делать правильные выводы о финансовом, имущественном положении, результатах деятельности экономического субъекта и принимать на их основе обоснованные решения.

Мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности способствует большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных пользователей. На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры.

Экономическая обусловленность аудита объясняется возросшей потребностью пользователей финансовой отчетности в экспертной оценке ее достоверности, так как показатели финансовой отчетности используются для принятия управленческих решений. Все те, кто желал взаимодействовать с экономическим субъектом, а также уже принимал участие в его деятельности, были заинтересованы в получении качественной информации.[6] 

Пользователи финансовой отчетности (таблица 1)самостоятельно не могут проверить достоверность ее показателей в связи с отсутствием доступа к соответствующим сведениям и специальных знаний. Все это и привело к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов.

Таблица 1- Пользователи финансовой отчетности

Пользователи информации

               Основные интересы пользователей

Инвесторы и их представители

возможность и целесообразность инвестиций; рискованность и доходность предполагаемых или осуществленных ими инвестиций; способность организации выплачивать дивиденды

Работники и их представители

стабильность и прибыльность организации; ее способность на оплату труда и сохранению рабочих мест

Заимодавцы

своевременность погашения представленных займов и выплаты соответствующих процентов

Поставщики и подрядчики

своевременная выплата причитающихся сумм

Покупатели и заказчики

продолжение деятельности организации

Органы власти

осуществление возложенных на них функций: по распределению ресурсов, регулированию народного хозяйства, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения

Общественность в целом

роль и вклад организации в повышении благосостояния общества на местном, региональном, федеральном уровнях

Однако в зависимости от назначения исследования, цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов, повышения эффективности использования ресурсов, оптимизации налогообложения, разработки мероприятий по улучшению финансового состояния и результатов деятельности предприятия, оптимизации затрат и тому подобное.

Цель аудита считается достигнутой, если мнение аудитора содержит объективную оценку достоверности, полноты, точности отражения в отчетности активов, обязательств, собственных средств, финансовых результатов деятельности экономического субъекта за определенный период, проверка  соответствия принятой учетной политики нормативным актам. [7]

    продолжение
–PAGE_BREAK–2.2 Задачи и функции аудита и аудиторской деятельности

Цель определяет и задачи аудита. На современном развитии экономики основной задачей аудита является сбор достоверной исходной информации о хозяйственно – финансовой деятельности хозяйствующего субъекта или объекта и формирование на этой основе профессионального мнения о его реальном финансовом состоянии. Однако в зависимости от назначения исследования, цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами например, выявления резервов, повышения эффективности использования ресурсов, оптимизации налогообложения, разработки мероприятий по улучшению финансового состояния и результатов деятельности предприятия, оптимизации затрат и тому подобное.

Аудитор предоставляет разностороннюю помощь клиенту. Поэтому аудит параллельно с основной задачей выполняет функциональные задачи: корректирования, оперативного контроля и стратегические задачи.

Задача корректирования заключается в том, что при вынесении по результатам проведенного аудита отрицательных выводов аудитор может по просьбе клиента предоставить рекомендации относительно способов исправления ошибок, улучшения ситуации на предприятии.

Задача оперативного контроля представляет собой систематический контроль непосредственно в процессе деятельности субъекта с целью предупреждения ошибок или выбора оптимальных решений.

Стратегические задачи предполагают обоснование оптимальной или предложение альтернативной стратегии и перспективной программы развития субъекта хозяйствования на основании данных, полученных в процессе аудита.

Поэтому определение задачам аудита и аудиторской деятельности можно сформулировать таким образом: выявление и изучение фактического состояния дел, сравнение его с поставленными целями для оценки деятельности хозяйствующего субъекта, разработка мероприятий по устранению выявленных отклонений, предоставление практической помощи субъекту хозяйствования.

Для изучения фактического состояния дел аудитор должен составить обоснованное мнение по следующим ключевым вопросам:

общая приемлемость отчетности – соответствует ли в целом отчетность совокупности предъявляемых к ней требований, не содержит ли противоречивой информации;

обоснованность – существует ли основания для включения в отчетность отраженных в ней сумм;

законченность – отражены ли в отчетности все надлежащие суммы, все ли активы и пассивы принадлежат экономическому субъекту;

оценка – все ли статьи оценены правильно, подсчитаны ли безошибочно;

классификация – обоснованно ли отнесение конкретных сумм на тот счет, в которых они отражены;

разделение – отнесены ли финансово-хозяйственные операции именно к периоду, в котором они были проведены;

аккуратность – соответствуют ли суммы отдельных операций данным, представленным в регистрах аналитического учета, данным, представленным в регистрах синтетического учета, оборотно–сальдовой ведомости, главной книге; раскрытие – все ли статьи занесены в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, правильно ли отражены в отчетных документах и соответствующих приложениях к ним. [8]

К основным функциям  относятся: системообразующая (рассмотрение предприятия как открытой системы, которая испытывает влияние окружающей среды и само влияет на нее); констатирующая (познание учетно-экономических явлений); информационная (информирование субъектов хозяйственных отношений об учетно-экономических явлениях деятельности); эвристическая (открытие новых закономерностей, возникающих в процессе развития предмета исследования); методологическая (определение приемов и способов проверки); профилактическая (предупреждение возможности осуществления отклонений, выявление разного рода несоблюдения законности) и прогностическая (определение тенденций развития изучаемых явлений в соответствии с объективными законами их развития).

Функции аудита и аудиторской деятельности при этом выступают как основные направления, характеризующие его сущность, содержание, социальное значение, задачи и цели.

Для достижения цели аудита устанавливаются правильность составления бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность пояснений к ним. При этом устанавливается: полнота отражения пассивов и активов, полнота использования в отчете финансово-хозяйственной документации, наличие или отсутствие отклонений фактической методики оценки активов от принятой оценки в утвержденной учетной практике.

Для установления правильности расчета балансовой прибыли проверяется отчет о прибылях и убытках.

Правильное понимание цели и задачи аудита обеспечивает соответствие ожиданий клиентов тем результатам, которые они получают в результате аудиторской проверки.

2.2 Виды аудита

Внешний аудит. Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами с целью объективной оценки положения дел в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности экономического субъекта. В качестве экономических субъектов могут выступать предприятия, кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, унитарные предприятия, биржи, внебюджетные фонды и др.

Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе или постановлением Правительства Российской Федерации.

Основной целью инициативного аудита является выявление недостатков в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, проведение анализа финансового состояния хозяйствующего объекта и предоставление ему помощи в организации учета и отчетности. Инициативный аудит проводится обычно по решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль за состоянием бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; изучение финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и т.д.

Инициативный аудит может быть комплексным и тематическим. В последнем случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Разной может быть и глубина проверки. Полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов является наиболее трудоемкой и ответственной. Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязательного аудита.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации. Необходимость обязательного аудита обусловлена спецификой организационно-правовой формы проверяемых лиц (открытое акционерное общество), характером их функций (кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные фонды) либо большим объемом выручки от реализации продукции или значительной суммой активов баланса на конец отчетного года, т.е. такими обстоятельствами, которые — в целях защиты прав и законных интересов других лиц и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации — требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц (п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ). Кроме того, устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, которые имеют большие объемы выручки от реализации и размеры имущества, государство в лице аудитора контролирует деятельность этих предприятий как крупных налогоплательщиков.

Обязательная аудиторская проверка может быть только комплексной, охватывающей все сферы деятельности предприятия, все разделы и счета бухгалтерского учета, все виды имущества, оценку деятельности всех филиалов, подразделений и представительств экономического субъекта. Обязательная аудиторская проверка требует однозначности главного вывода — можно ли и в какой степени полагаться на информацию, которая содержится в представленной бухгалтерской отчетности[9].

Отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной мере имеют публично-правовой характер. Осуществляющая ее аудиторская организация действует официально в качестве независимой контрольно-ревизионной (надзорной) инстанции в силу закона по уполномочию государства. При этом проведение обязательного аудита не подразумевает инициативу аудируемого лица, а является его обязанностью, обременением публично-правового характера. Аудиторское заключение, составленное по результатам проверки, входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента; без него отчетность не может быть принята, а пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе государственные налоговые органы, не вправе считать ее достоверной. Проводящее обязательный аудит юридическое лицо заключает договор об оказании аудиторских услуг в качестве корпорации частного права, т.е. в рамках предпринимательской деятельности. Вместе с тем такое юридическое лицо имеет особый статус: оно создается специально и исключительно для осуществления аудиторской деятельности, не может заниматься никакой иной предпринимательской деятельностью и, осуществляя обязательный аудит, по сути, выполняет публичную функцию, поскольку уже не частный, а публичный интерес лежит в основе этого процесса.

Обязательный аудит осуществляется в следующих случаях:

·        Если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

·        Организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

·        Объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполненных работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышают на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

·        Организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют предыдущему пункту. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

·        Обязательный аудит в отношении каких-либо организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Аудит по специальным аудиторским заданиям проводится при проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имущества, при необходимости юридической и экономической экспертизы договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения, при анализе эффективности использования капитала и в других случаях, непосредственно связанных с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта[10].

Внутренний аудит. В экономически развитых государствах внутреннему аудиту уделяется такое же пристальное внимание, как и внешнему (аудиторские комитеты обязаны создавать все компании, акции которых котируются на бирже). Но если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном аспектах сегодня находится еще в «зачаточном» состоянии. Следует отметить также отсутствие достаточного количества научно-практических разработок, посвященных внутреннему аудиту. В то же время усиливается взаимодействие внешнего и внутреннего аудита (стандарты внешнего аудита предусматривают использование работы внутренних аудиторов при проведении аудиторских проверок).

Внутренний аудит — это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу).

Цель внутреннего аудита — помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля. Под главной задачей внутренних аудиторов следует понимать обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам. Под общей же функцией внутренних аудиторов следует понимать:

а) оценку адекватности систем контроля — осуществление проверок звеньев управления (контроля), предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

б) оценку эффективности деятельности — осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию. Деятельность внутренних аудиторов для органов управления организацией имеет информационное и консультационное значение[11].

Внутренний аудит может подразделяться на следующие виды:

Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе хозяйственной деятельности.

При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.

Организационно-технологический аудит систем управления выражает проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и/или технологической (т.е. в плане оценки совокупности применяемых способов, приемов, технологий управления, осуществляемых процедур) целесообразности (рациональности).

Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, бизнес-проектов с целью выявления возможностей их улучшения. Кроме того, внутренними аудиторами может проводиться более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, например системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития.

Особую роль играет внутренний аудит в банковской системе, в том числе и в Центральном Банке РФ. Внутренний аудит в банке — это независимая, объективная проверка и консультирование, направленные на улучшение деятельности банка. Внутренний аудит помогает банку в достижении его целей, обеспечивая систематическую оценку и повышение качества процесса управления. Важнейшей функцией внутреннего аудита является независимая оценка системы внутреннего контроля, включая контроль за составлением финансовой отчетности. Внутренний аудит в свою очередь также должен подвергаться оценке независимой стороны (например, внешних аудиторов, аудиторского комитета)[12].

Под внутренним аудитом в Центральном Банке РФ понимается контроль, осуществляемый путем проведения регулярных документальных ревизий финансово-хозяйственной стороны деятельности отдельно взятых подразделений и учреждений Центрального Банка РФ, имеющих самостоятельный бухгалтерский баланс, а также путем целевых аудиторских проверок выполнения Центральным Банком РФ отдельных функций или отдельных операций и проверок выполнения подразделениями Банка России и учреждениями Банка России законодательных и других нормативных актов (включая внутренние инструкции и положения), регулирующих их деятельность. Внутренний аудит в Банке России обеспечивается службой главного аудитора Банка России, состоящей из следующих структурных подразделений Банка России и его учреждений: департамент внутреннего аудита и ревизий Банка России; ревизионные отделы (управления, секторы) территориальных учреждений Банка России; Департамент полевых учреждений и Дирекция центрального хранилища. Главными задачами службы главного аудитора Банка России являются: обеспечение наблюдения за соответствием совершаемых в Банке России финансовых и хозяйственных операций законодательству РФ и нормативным актам Банка России; независимая оценка информации о финансовом состоянии Банка России в целом и по его отдельным учреждениям; проверка организации выполнения учреждениями и организациями системы Банка России отдельных функций и отдельных операций Банка России.

Практическая польза от создания отдела внутреннего аудита для каждой отдельно взятой организации различна. Наиболее общие аспекты целесообразности его создания заключаются в следующем:

·        это позволит совету директоров или исполнительному органу наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;

·        проводимые внутренними аудиторами целевые контрольные проверки и анализ позволят выявить резервы повышения эффективности производства и определить наиболее приоритетные направления развития организации;

·        использование опыта и квалификации внутренних аудиторов позволит сократить расходы на обязательный аудит, не потеряв качества услуг, получаемых финансово-экономическими, бухгалтерскими и иными службами как головной организации, так и ее филиалов и дочерних компаний.

По объекту изучения принято выделять три вида аудита: финансовый, на соответствие, операционный.

Финансовый аудит (аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно выступают общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Такой аудит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов.

Аудит на соответствие предназначен для выявления того, как соблюдаются предприятием конкретные правила, нормы, законы, инструкции, договорные обязательства, которые оказывают воздействие на результаты операции или отчеты.

Операционный аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия, оценки производительности и эффективности.

В зависимости от намеченных целей операционный аудит проводится на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях, внешними или внутренними аудиторами, в интересах внешних либо внутренних пользователей[13].

По периодичности осуществления аудиторских проверок различают первоначальный и периодический аудит. Первоначальный аудит — это такая проверка, которая впервые осуществляется на данном предприятии. Периодический аудит проводится на данном предприятии, как правило, ежегодно.

По методам проверки аудит бывает подтверждающим, системно-ориентированным, базирующемся на риске.

Подтверждающий аудит — при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверяет и подтверждает каждую хозяйственную операцию.

Системно-ориентированный аудит — предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции по функции учета.

Аудит, базирующийся на риске — такой вид аудита, когда проверка, исходя из условий работы предприятия, проводится выборочно.
    продолжение
–PAGE_BREAK–