РЕФЕРАТ
по дисциплине «Финансы»
по теме: «Сущность бюджета зарубежныхстран»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Бюджеты и бюджетные системы зарубежных стран
2. Современные бюджеты развитых стран
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Государственные финансы – это денежные отношения по поводураспределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национальногодохода, связанные с формированием централизованных фондов денежных средств ииспользованием их на выполнение функций и задач государства в интересах егограждан.
Экономическое содержаниегосударственных финансов неоднородно. В их составе выделяются самостоятельныеобособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции. Всостав государственных финансов включают бюджет, государственный кредит,внебюджетные фонды.
Бюджет являетсяцентральным звеном в системе государственных финансов. Данная работа посвященасущности бюджета зарубежных стран.
1. Бюджеты и бюджетные системы зарубежных стран
С точки зрения материальногосодержания, бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств,который находится в распоряжении соответствующих органов власти. Существуютдвухуровневые и трехуровневые бюджетные системы. В унитарных государствахсуществуют бюджеты на уровне государства и на уровне местного самоуправления. Вгосударствах с федеративным устройством самостоятельные бюджеты формируются нафедеральном уровне, на уровне субъектов федерации и на уровне местногосамоуправления. Таким образом, посредством бюджетов образуются денежные фондысоответствующего государственного или административно-территориальногообразования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения,создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной властии местного самоуправления.
Спецификой бюджетных отношенийявляется то, что они складываются в процессе перераспределения валовоговнутреннего продукта и непременным участником их является государство. Понятие«бюджет» имеет и юридический аспект. В этом смысле он рассматривается какправовой акт – закон, который закрепляет права и обязанности участниковбюджетных отношений.
Бюджет используется государством вкачестве инструмента для регулирования экономики, стимулированияпроизводственных и социальных процессов. Благодаря бюджетному перераспределениюнационального дохода удается совершенствовать структуру общественногопроизводства. При этом государство применяет различные формы прямого икосвенного воздействия на экономику: совокупность налогов, уровень ставок,систему льгот, субсидирование предприятий и отраслей, государственныеинвестиции, бюджетное финансирование и т.п., добиваясь в конечном итогеизменения сложившихся народнохозяйственных пропорций. При правильномиспользовании бюджетных инструментов можно реально влиять на ускорение темповнаучно-технического прогресса, на рост экономики и социальной сферы, обновлениеи совершенствование материально-технической базы общественного производства.Использование бюджета для регулирования экономики осуществляется посредствомманеврирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами.Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закреплениядоходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства,поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут бытьиспользованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствамипозволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественногопроизводства.
Бюджетный механизм является активныминструментом реализации бюджетной политики государства. Судить о ней можно постатьям бюджетных доходов и расходов, отражающих источники формирования инаправления использования бюджетного фонда страны. Бюджет составляется в формебаланса доходов и расходов. Финансовые отношения по поводу формирования доходовбюджета касаются в основном чистого дохода. Другие элементы общественногопродукта, как правило, не являются и не обусловлены отношениямиперераспределения и формирования доходов государственного бюджета. Вколичественном отношении доходы бюджета представляют собой долю государства всозданном национальном доходе. Их абсолютная величина и удельный весопределяются общим объемом национального дохода, экономическими, социальными,оборонными и другими задачами, которые стоят пред государством.
Платежи в бюджет предприятий,организаций и населения могут обеспечиваться налоговыми и неналоговымиметодами. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством сфизических и юридических лиц в государственный бюджет и носящие фискальныйхарактер, т.е. обеспечивающие доход государству. Для налогового методахарактерна обязательность изъятия средств в пользу государства в точноопределенных границах, в заранее намеченные сроки. С позиций пополнения доходовбюджета эта форма платежей более удобна. Налоговые методы изъятия доходов вбюджет используют практически все развитые страны мира.
Но формированием доходов неисчерпывается роль бюджета. Главная его задача состоит в том, чтобы бюджетчерез оптимальные расходы централизованных финансовых ресурсов обеспечивалреализацию финансовой политики государства. Совокупность функций и задач,стоящих перед государством, обширна, соответственно расходная часть бюджетаотличается разнообразием. Она включает: расходы на народное хозяйство; наоборону и содержание правоохранительных органов; на социально-культурныемероприятия и на науку; на государственный аппарат и прочие.
Бюджет финансирует лишь важнейшиегосударственные программы, а также в виде субсидий, бюджетных ссуд оказываетфинансовую поддержку агропромышленному комплексу, предприятиям транспорта исвязи, военно-промышленному комплексу, малому бизнесу и др. Существенное местозанимают в бюджете военные расходы, расходы на содержание правоохранительныхорганов. Расходы на оборону включают содержание армии и флота, затраты назакупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские работы, пенсии ипособия военнослужащим и др. Особое место в бюджете принадлежит расходам насоциально-культурные мероприятия: на финансирование образования,профессиональной подготовки кадров, здравоохранения, социального обеспечения,культуры и искусства, средств массовой информации, физической культуры испорта, мероприятий по молодежной политике. Хотя в рыночной экономике широкораспространена платность услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы,бюджет остается важным источником их финансирования. Бюджетные ассигнованияобеспечивают в основном поддержание минимально-необходимого уровня жизнинаселения, что выражается в достижении определенных государственных стандартовсоциального развития на всей территории государства. Стандарты периодическиизменяются в связи с развитием производительных сил и достижением ранееустановленного уровня. Обязательной статьей расходов каждого бюджета являютсярасходы, связанные с содержанием органов государственной власти и управления,судов, органов прокуратуры.
Кроме того, в бюджет включаютсярасходы, не предусмотренные в основных группах. Это, в частности, расходы наобслуживание государственного долга, выплата компенсаций, финансовая помощьиностранным государствам и др.
Превышение расходов над доходамибюджета называется дефицитом бюджета и характеризует его несбалансированность.Дефицит возникает вследствие многих причин. Наиболее распространенным явлениемстановится ограниченность в финансовых ресурсах государства.
Покрытие дефицита бюджета можетосуществляться различными способами. Самый легкий из них, но и самый опасный –это эмиссия необеспеченных денег. Наиболее цивилизованный способ покрытиядефицита бюджета в условиях рыночной экономики это осуществление займовпосредством государственного кредита. Наиболее распространенной формой займовявляется выпуск ценных бумаг: облигаций, казначейских векселей и др. Займыведут к образованию государственного долга. Однако, при разумном ведении дела,даже большой государственный долг не разрушает экономику страны, еслипривлекаемые деньги используются производительно. Умелое управление выпуском ипогашением государственных ценных бумаг позволяет выгодно привлекать деньги вбюджет и эффективно управлять экономикой страны.
2. Современные бюджеты развитых стран
Основной характеристикойсовременных развитых стран является значительные дефициты государственных бюджетов.В тоже время дефицит консолидированного бюджета Германии в настоящий момент уменьшилсявследствие увеличения доходов бюджетов всех уровней. В январе-июне 2005 г. он составил 39 млрд. евро, или 3,6% ВВП (в январе-июне 2004 г. дефицит был равен 43,1 млрд. евро, или 4% ВВП). Сокращение дефицита связано с более существенным ростом доходовпо сравнению с расходами в условиях увеличения налоговых поступлений и доходовот хозяйственной деятельности земель. Тем не менее, дефицит бюджета Германиивсе еще существенно превышает лимит, установленный европейским Пактомстабильности и роста (3% ВВП). В марте 2005 г. руководители стран ЕС на саммите в Брюсселе приняли решение о смягчении режима санкций в отношении государств, дефицитбюджета которых выходит за пределы, установленные Пактом. По новым правилампревышение этих пределов допускается в том случае, если страна переживаетэкономический спад, а также, если дополнительные расходы связаны с пенсионнойреформой, направляются на цели политики ЕС или на объединение Европы. Ккатегории расходов на объединение Европы отнесены и затраты, понесенные ФРГ всвязи с объединением Германии.
Дефицит государственногобюджета США, который традиционно рассматривается как один из основныхисточников нестабильности мировой экономики, также заметно сократился.Объединенный государственный бюджет США в январе-июне 2005 г. был сведен с дефицитом 163,7 млрд. долл. (2,7% к ВВП) по сравнению со 197 млрд. долл. (3,4% кВВП) в январе-июне 2004 года. Уменьшение дефицита объясняется повышениемдоходов бюджета на 157,5 млрд. долл., или на 16,4% (в январе-июне 2004 г. они возросли на 6,2%). Такое ускорение роста доходов связано с увеличением налоговых поступленийв условиях роста прибылей корпораций и доходов физических лиц. Расходыобъединенного государственного бюджета увеличились на 92,2 млрд. долл., или на8% (в январе-июне 2004 г. – на 6,2%). Согласно прогнозу МВФ в 2005 г. дефицит объединенного государственного бюджета США будет эквивалентен 3% ВВП. АдминистрацияСША планирует к 2009 г. сократить этот дефицит до уровня ниже 2% ВВП.
Постатейный анализбюджета США на 2006 г. показывает, что больше всего средств предлагаетсяизрасходовать на модернизацию оборонного комплекса, укрепление системывнутренней безопасности и диверсификацию источников энергоснабженияамериканской экономики.
Бюджет министерстваобороны США предлагается в размере 439,4 миллиарда долларов – на 4,8% больше,чем было израсходовано в прошлом году. Из этих средств 110,8 млрд. планируетсяпустить на «персональные расходы», что позволит увеличить размер военногоконтракта на 2,2%. 84,2 млрд. долларов пойдут на закупку вооружений и боевойтехники, а 73,2 млрд. – на разработки и исследования новых видов вооружений. Изцелевых программ Пентагона, расходы на которые прописаны в проекте бюджета,можно выделить «разработку программы мобильного развертывания подразделений»(6,6 млрд. долларов) и «исследования в области создания принципиально новойсистемы боевых платформ» (3,7 млрд.). Кроме того, 2,6 млрд. долларов пойдут назакладку двух эсминцев класса DD(X), а 1 млрд. – на два эсминца классаLittoral, которые «позволят ВМС США более эффективно действовать противбереговых укреплений потенциального противника». 1,9 млрд. долларовпредлагается выделить на развитие беспилотной авиации.
Бюджет министерствавнутренней безопасности (МВБ) США должен составить 31 млрд. долларов – на 177млн. больше, чем в текущем году. Дополнительно МВБ запрашивает 4,5 млрд. на«фонды, направляемые на постоянные и разовые выплаты штатным и внештатнымсотрудникам министерства». В отличие от основной части бюджета министерства этисредства являются неподотчетными; МВБ расходует их по своему усмотрению. Основнымиже статьями «открытого» бюджета министерства являются наем 1500 пограничников ипостройка новых тюрем, способных принять до 2 тыс. заключенных.
Третьим приоритетнымнаправлением в бюджете США является развитие энергосберегающих технологий иисследования в области поиска новых видов топлива. Бюджет министерстваэнергетики возрос с 20 до 23,6 млрд. долларов. 250 млн. пойдут на «программуразвития безопасной ядерной энергетики», включающей внедрение новых технологийпереработки ядерных отходов, «которые должны стать менее опасными как для окружающейсреды, так и с точки зрения угрозы их использования в качестве оружия». Крометого, 1 млрд. долларов будет израсходован «на исследования в области внедренияновых видов углеводородного топлива из возобновляемых ресурсов».
Оптимизация расходовпланируется в области образования и здравоохранения. В частности, министерствообразования планирует свернуть работы по 42 целевым программам,продемонстрировавшим свою неэффективность. Бесполезными признаны, в частности,«программа развития профессионально-технических училищ», «программа развитияцентров подготовки будущих родителей» и «программа «Школа без наркотиков». В тоже время из бюджета министерства образования выделяется 100 млн. долларов наулучшение преподавания точных наук и 1,5 млрд. – на повышение уровняграмотности среди выпускников государственных школ. Следует также иметь в виду,что львиную долю расходов на образование несет не федеральное министерство, аобразовательные ведомства штатов, бюджеты которых формируются в самих штатах. Вкачестве примера можно привести штат Пенсильвания, где в прошлом финансовомгоду ассигнования от федерального центра составили всего 35% бюджетаминистерства образования штата. Остальные средства (58 млн. долларов) поступилиот налоговой службы штата, частных лиц и фондов.
То же касаетсяфедеральных программ медицинского страхования, сокращение расходов на которые,по прогнозам The Financial Times, «станет самым болезненным моментом приобсуждении бюджета». Сегодня на программы Medicare, Medicaid и федеральнуюпрограмму социального страхования идет 84% бюджета министерства здравоохраненияСША. В целом ежегодно на них тратится 1,1 трлн. долларов. В 2007 году только напрограмме Medicare предлагается сэкономить 36 млрд. долларов и только по однойстатье: «расширение конкурсной базы при закупке медицинского оборудования итехники». Проблема «своих компаний», втридорога (возможно, по договоренности счиновниками) продающих медицинское оборудование государственным клиникам нафактически бесконкурсной основе, давно обсуждается и прессой, и законодателямиСША. В итоге комплекса мер по оптимизации расходов на здравоохранениеправительство собирается урезать бюджет федерального министерства с 1,5 трлн.до 698 млрд. долларов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Средства бюджета никогдане аккумулируются государством в натуре, а, наоборот, расходуются по мере ихпоступления, так что денежный фонд как таковой не образуется. Поэтому бюджетскорее представляет собой схему поступления и расходования средств, т.е.является финансовым планом государства. В процессе бюджетного планированияустанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными идецентрализованными фондами денежных средств, определяется степень участияпредприятий и граждан в формировании доходов бюджетной системы, а также распределяютсяфинансовые ресурсы в соответствии с направлениями экономической и социальнойполитики. Однако сущность бюджета развитых стран проявляется в тех общественныхотношениях, которые связаны с мобилизацией и использованием его средств, т.е. вхарактеристике бюджета как экономической категории. В этом аспекте бюджетпредставляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которыевозникают в связи с образованием, распределением и использованиемцентрализованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задачгосударственных и административно-территориальных образований и выполненияфункций соответствующих органов власти.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. М.:ИД ФБК-Пресс, 2000.
2. Балацкий Е.В. Эффективностьфискальной политики государства.//Проблемы прогнозирования. 2004. №5.
3. Зубков К. Государственный бюджет СШАна 2006 г.// Газета. 08.02.06.
4. Романова Т.Ф. Финансовая политикагосударства, ее роль в формировании и регулировании финансового механизма.//Финансовые исследования. 2001. №4.
5. Финансы. Учебник / Под ред. Л.А.Дробозиной. М.: ЮНИТИ, Финансы, Москва, 1999.