Сущность финансового контроля 2

–PAGE_BREAK–ТЕМА «ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ (ВБФ)»

1.   
Социально-экономическая сущность ВБФ.

2.   
Пенсионный фонд  РФ (ПФ)

3.   
Фонд социального страхования (ФСС)

4.   
 Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС)

1. Социально-экономическая сущность ВБФ.

ВБФ — это совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти, имеющих строго це­левое назначение.

ВБФ – это форма перераспределения НД и его использования на финансирование общественных потребностей.

Главная причина их создания и существования –  необходимость выделить чрезвычайно важные для общества расходы в специальные группы и обеспечить их само­стоятельными источниками доходов.

В финансовой системе РФ  ВБФ были образованы в соответствии с законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ» от 10.10.91г.

В настоящее время их деятельность регулируется:

1)     Бюджетным кодексом;

2)     Положениями о соответствующих фондах;

3)     Специальными законами.

По экономическому содержанию ВБФ подразделяется на:

1)     Социальные (ПФ, ФСС, ФОМС), цель их создания — расширить социальные услуги населению;

2)     Экономические (обеспечение дополнительными ресурсами приоритет­ных сфер экономики: экологические фонды, дородные фонды, НИОКР, и т.д.).

В зависимости от правового статуса ВБФ подразделяются на:

1) феде­ральные фонды;

2) региональные фонды.

ВБФ являются собственностью государства. Бюджеты федеральных фондов, отчеты об их исполнении рассматриваются Государственной Думой. ВБФ по основной деятельности освобождены от уплаты налогов.

Основными доходами  социальных  ВБФ являются:

–         страховые взносы  в виде ЕСН по установленным ставкам;

–         средства ФБ;

–         доходы  от размещения временно свободных денежных средств (от коммерческих финансово-кредитных операций)

Расходуются средства социальных  ВБФ   строго по це­левому  назначению. Как правило, в названии фонда отражается цель его использования: так, ПФ – на выплату пенсий, ФСС — на выплату пособий, ФОМС – на оплату медицинских  услуг, предоставляемых гражданам.

С 2005г. в составе доходов и расходов бюджетов ВБФ появляются расходы, не связанные с социальным страхованием, а предполагающие реализацию государственных гарантий по социальной поддержке отдельных категорий граждан, относящихся к компетенции федеративных органов государственной власти, а также реализацию национальных проектов.

2. Пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд (ПФ)– это первый из ВБФ, созданный в соответствии с законом «О Государственных пенсиях» от 22.12.1990г. Это самостоя­тельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее, свою деятель­ность в соответствии с законодательством в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.

В настоящее время  деятельность ПФ регулируется:

·  Бюджетным кодексом;

·  Положением о ПФ РФ

·  Пенсионным законодательством.

Пенсионное законодательство включает следующие Федеральные Законы:

1) ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» №166 ФЗ от 15.12.01г.

2)     ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» №167 ФЗ от 15.12.01г.

3)     ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173 ФЗ от 17.12.01г. Эти три закона вступили в силу с 01.01.02г.

4)     ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий в РФ» №111 ФЗ от 24.07.02г.

На каждое застрахованное лицо ПФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.  Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство.

Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоит из базовой, страховой и накопительной. Финансирование выплаты базовой части осуществляются за счет суммы ЕСН, зачисленной в ФБ, а страховой и накопительной частей  финансирование выплаты осуществляются за счет средств бюджета ПФ. 

Бюджет ПФ формируется за счёт:

1.    Страховых взносов в виде ЕСН по установленным ставкам;

2.    Доходов от размещения временно свободных денежных средств (от коммерческих финансово-кредитных операций);

3.    Средств ФБ;

4.    Прочих (добровольные взносы,  пени,  штрафы).

Средства бюджета ПФ имеет строго щелевое назначение и используется на:

1. Выплаты государственных пенсий:

ü  Трудовых пенсий по возрасту;

ü  По инвалидности;

ü  Потери кормильца;

ü  За выслугу лет;

ü  Социальная пенсия.

2.    Выплаты пенсий и пособий военнослужащим, их семьям и приравненным к нимпо пенсионному обеспечению гражданам.

3.    Доставку пенсий.

4.    Инвестиционную  деятельность

5.    Финансирование региональных программ социальной защиты пожилых, нетрудоспособных граждан.

6.    Финансирование текущей деятельности ПФ (финансовое и материально-техническое обеспечение).

7.    Пособия на погребение неработающим пенсионерам.

8.    С 2006 года  с  ПФ осуществляется ежемесячная денежная выплата гражданам, отказавшимся от пакета социальных услуг.

Бюджет ПФ РФ на 2007 год:

–         доходы в сумме 1 845 094,0 млн. руб., из них 1 725 289,6 млн. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий;

–          расходы в сумме 1 727 799,9 млн. руб., из них 1 718871,0 млн. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

Контроль за использованием средств ПФ осуществляется Счетной Палатой и Наблюдательным Советом.
3. Фонд Социального Страхования (ФСС)
ФССпризван способствовать материальному обеспечению лиц,  по ряду причин не участвующих в трудовом процессе.

ФСС- государственное финансово-кредитное учреждение, свою деятель­ность осуществляет согласно:      –     Бюджетному кодексу,

                        –     Положению о фонде,

                        –     Закону «Об основах обязательного социального страхования»

 Бюджет ФСС формируется за счёт:

1.    Средств ЕСН по установленной ставке;

2.    Средств от страхования по травматизму  (ставка от 0,2 % до 4% от ФОТ, в зависимости от степени риска на предприятии, согласноФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний»);

3.   Средств ФБ;

4.   Доходов от коммерческих финансово-кредитных операций;

5.   Поступлений за путевки, реализуемые по линии соц. страхования;

        6. Прочих

        Средства ФСС расходуются на:

1.Выплату различных пособий:

ü    по временной нетрудоспособности;

ü    по беременности и родам  (в т.ч. усыновление);

ü    женщинам, ставшим на учёт в женскую консультацию в ранние сроки беременности (до 12 недель);

ü    по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет;

ü    единовременное пособие при рождении (8тыс.) и на погребение (1 тыс.)
2.Финансирование санаторно-курортного обслуживания работников;

3. Инвестирование части временно-свободных денежных средств;

4.Обеспечение текущей деятельности фонда;

5. С 2006 года:

ü    на уплату услуг роддомов на основе родовых сертификатов;

ü    на уплату услуг лечебно – профилактических учреждений, связанной с дополнительной диспансеризацией граждан, работающих во вредных условиях.

Бюджет ФСС РФ на 2007 год:

–      доходы в сумме 258 806,05 млн. руб., из них на обязательное социальное страхование 169 264,8 млн. руб.;

–       расходы в сумме 287 493,5 млн. руб., из них на обязательное социальное страхование 199 603,9 млн. руб.
4. Фонды Обязательного Медицинского Страхования (ОМС)
Фонды ОМСобразованы  в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.91г., введены в полном объеме с 1993г.

Создаются фонды ОМС на федеральном и территориальном уровнях. Фонды призваны обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объемах, и на условиях соответствующих программ ФОМС. Финансовые средства обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности и изъятию не подлежат. Деятельность фондов ОМС регулируется:

–         Бюджетным кодексом;

–         Положением «О фонде ОМС»;

–          Законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ».

Согласно закона, на территории РФ предусматриваетсяобразование страховых медицинских компании, действующих при на­личии лицензий. Всем гражданам РФ по месту жительства или работы вы­дается страховой медицинский полис, дающий право на получение бес­платно гарантированного объема медицинских услуг.

Финансовые средства Федерального фонда ОМС находятся в собственности РФ и изъятию не подлежат.

Финансовые средства Федерального фонда ОМС образуются за счет:

1)      Средств ЕСН по установленным ставкам;

2)      Бюджетных средств;

3)      Взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ;

4)  Доходов от коммерческих финансово-кредитных операций;

5)  Прочих источников.

Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в федеральную программу госгарантий, утверждается приказом Минздрава России. В соответ­ствии с ним гражданам России не надо платить за скорую и неотложную помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина, при осложнениях беременности, родах, за стационарную медицинскую помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, травмах, ожогах и отравлениях, требующих госпитального режима. Право на получение определенного объема бесплатных медицинских услуг граждане приобретают после вручения им страхового полиса. К сожалению, программа исходит не из потребностей населения в медицинской помощи и из финансовых возможностей людей, а из жестких ограничений в объеме финансовых ресурсов, что фактически не гарантирует бесплатного обеспечения дорогостоящими видами медицинской помощи.

Средства фонда ОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

Основная сумма расходов — это субвенция на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования и финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

Территориальным фондам обязательного медицинского страхования принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. В число функций территориального фонда входят аккумулирование средств на обязательное медицинское страхование, учет страховых взносов и платежей, контроль за их полным и своевременным перечислением плательщиками, финансирование программ обязательного медицинского страхования на территории. К функциям территориальных фондов также относятся финансово-кредитная деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования, контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.

Финансовые средства территориального фонда ОМС расходуются на:

1)      Финансирование страховых медицинских компаний по подушевым нормативам;

2)      Выдача ссуд страховым  медицинским  компаниям;

3)      Инвестирование временно свободных денежных средств;

4)      Финансирование деятельности фонда;

5)      Финансирование отдельных мероприятий по здравоохранению;

6)      С 2006 года — на реализацию программы обеспечения бесплатной лекарственной помощью лиц, на которых распространяется федеральная социальная поддержка и выбравших пакет соц. услуг;

7)      Доплату врачам в рамках национального проекта.

Бюджет Федерального фонда ОМС на 2007 год:

–         доходы в сумме 139 643,35 млн. руб.;

–         расходы в сумме 139 573,35 млн. руб.
    продолжение
–PAGE_BREAK–