«Сущность художественного воспитания школьников на современном этапе»

«Сущность художественного воспитания школьников на современном этапе»Художественное воспитание относится к числу проблем, от решения которых во многом зависит процесс развития человеческой культуры. Однако XX век поставил эту проблему по-новому, предельно обострив её гуманистическую направленность и связав с глобальной задачей сохранения культуры. В XX веке революционные научно-технические и технологические преобразования коренным образом трансформировали жизнь на планете, создав невиданные прежде средства как для поддержания этой жизни, так и для её мгновенного уничтожения. Осознание глобальности надвигающегося кризиса в экологической и социальной сферах породило потребность в пересмотре ориентиров развития общества и мировой системы производства, в переосмыслении духовных ценностей и взаимоотношений между людьми, между человеком и природой в масштабах всей планеты. Сегодня достижения педагогической науки в области гуманизации выражены в Законе “Об образовании”, в нём под образованием понимается “целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека” (78, С.7).Законодательное определение отличается от прежнего педагогического толкования “воспитания” тем, что воспитания рассматривалось как процесс управления и руководство деятельностью ребенка. Теоретические исследования в области общей педагогики выделяют в качестве универсального принципа эстетического воспитания.» В течение ряда десятилетий в советской педагогики и эстетики под эстетическим воспитанием понималось идеализированное построение воспитательного процесса, призванный способствовать формированию чувств, вкусов, взглядов нового поколения в соответствии с абстрактным идеалом прекрасного в условиях дошкольного, школьного образования, профессионального и специального образования» – отмечает в своих исследованиях Печко Л.П. “Это обусловлено тем, – отмечает учёный, – что теория марксизма понимала эстетическое воспитание как органический вид составную часть коммунистического воспитания, направленного на формирование узкой идеологического пласта, выводившего все основные эстетические категории, кроме прекрасного, возвышенного, отчасти, трагического в зоны сомнительных ценностей” (179, С.31). Демократические преобразования в педагогике и культуре определило законодательное содержание статьи 14 “Общие требования к содержанию образования”, где обращается внимание на то, что “содержания и воспитания … должно быть ориентированно на: адекватный мировому уровню общей и профессиональной культуры общества; формирование обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени образования).В сущности речь идет о необходимости придания нового статуса задаче формирования личности, и, прежде всего, художественному воспитанию, способствующему зарождению, укреплению и развитию новых этических и художественных ценностей и мотиваций в душе каждого ученика. Между тем, наука о художественном воспитании в Российской Федерации находится, пожалуй, в наиболее запущенном состоянии, даже по сравнению со многими другими общественными науками, также пострадавшими от чрезмерной идеологизации в минувшие десятилетия. Деформация и ошибки в сфере культуры и образования привели к тому, что для значительной части населения страны характерен низкий культурный уровень. По данным ВНИИ искусствоведения, только один из семи человек может считаться духовно развитым. Чтобы преодолеть эту ситуацию, необходимо создать общегосударственную систему художественного воспитания, основные средства и потенциал воспитательной работы направить на подрастающее поколение, создать условия для приобщения каждого ребенка и подростка к искусству, так как оно является универсальной деятельностью, комплексно формирующей творческие способности личности. Исследованиями было установлено, что у тех школьников, которые регулярно и активно общаются с искусством, посещают различные учреждения культуры, выше производительность труда, более широкие требования к содержанию и условиям обучения, к качеству межличностных отношений. Напротив, социально нежелательные, негативные явления наблюдаются чаще всего в среде, где доминируют равнодушие к культуре, её неприятие и непонимание, где атрофируются сами культурные потребности. Благотворное воздействие культуры и искусства на развитие личности школьника ощутимо уже в раннем возрасте. Благодаря общению с искусством дети быстрее развиваются, лучше учатся, заметно совершенствуются нравственно. И, наоборот, художественная глухота сопутствует асоциальным формам поведения подростков, росту их правонарушений. Художественно-творческое развитие личности органически опирается на все многообразие форм художественного воспитания, на осмысление опыта, накопленного как в нашей стране, так и за рубежом.«Хореография в системе образования и художественного воспитания младших школьников»В условии демократизации общественных отношений, перемен в социально-экономической сфере, культуре и образовании особую значимость приобретают вопросы художественного воспитания подрастающего поколения. В обществе возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать возникающие трудности, принимать не стандартные решения и воплощать их в жизнь. Всё это требует разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и влечёт за собой нетрадиционность подходов к художественному воспитанию – как основе дальнейшего совершенствования личности. Наибольший интерес представляют младшие школьники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни. Хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития младших школьников. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлено синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Анализ практики художественного воспитания младших школьников свидетельствует о противоречии между потенциальной возможностью хореографии в художественном воспитании детей и не достаточно эффективным практическим её использованием. Отчасти это объясняется тем, что возможности художественного воспитания используются не в полной мере. Так, многие школы преимущественно уделяют внимание передаче знаний, а формирование нравственных и эмоциональных чувств либо считается второстепенным, либо вообще не принимается во внимание. А в искусстве хореографии как раз и заложены многие формы художественного воспитания детей. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие зрительных, звуковых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности. Многие учреждения культуры и общеобразовательные школы не стали ещё базой достаточно широкой и результативной работы по художественному воспитанию детей средствами хореографии. В настоящее время создаются школы нового типа, где художественному воспитанию детей придаётся особое значение. Всё это обусловило целесообразность и необходимость комплексного исследования потенциальных возможностей хореографии в системе образования и художественного воспитания младших школьников. Проблема художественного воспитания требует анализа философской, социально-культурной, психолого-педагогической и хореографической литературы. Различные аспекты художественного воспитания и творческого развития подрастающих поколений рассматривались в философских трудах: Коменского Я.А., Гегеля Г.В.Ф., Канта И., Песталоцци И.Г., Ушинского К.Д., Бердяева Н.А., Вышеславцева Б.Д., Соловьёва B.C., Каптерева П.Ф., Сухомлинского В. А. Существенную роль в исследовании данной проблемы сыграли труды отечественных психологов: Выгодского Л.С., Пшенрейтера Ю.Б., Леонтьева А.Н., Зеньковского В.В., Рубинштейна С.Л., Теплова В.М. и др., отражающие гуманистические подходы к воспитанию и развитию личности. Особое значение в осмыслении и развитии культурологии, социально-культурной деятельности имеют работы: Арнольдова А.И., Буевой В.Г., Осипова Г.В., Рожина В.П., Смирновой Е.И., Филлипова Ф.Р. и др. Некоторые аспекты взаимодействий общеобразовательных школ и учреждений культуры по художественному воспитанию школьников раскрыты в работах: Ахме- това К.Н., Смирнова Б.Ф., Михайличенко О.Б. В сфере педагогической науки к данной проблеме обращались: Азаров Ю.П., Бакланова Н.К., Иванов Н.И., Карамышев АЛ, Кузин B.C., Соколов В.И., Смирнов ГЛ., Черниченко В.И., раскрывшие некоторые аспекты развития личности и формирования художественной культуры как целого педагогического процесса. При исследовании проблем деятельности учреждений культуры по развитию художественного творчества особый вклад внесли работы учёных: Баклановой Т.И., Каргина АС, Киселевой ТТ., Красильникова Ю.Д., Стрельцова Ю.А., Жаркова АД и др. В разработку проблем художественного воспитания средствами искусства внесли свой вклад: Ершова А.П., Гончаров И.Ф., Захарова Е.А., Кабалевский Д.Б., Максимов Е.И., Разумный В.А., Шацкий СТ. и др. Различным аспектам хореографической деятельности посвящены исследования: Геращенко В.В., Жукеновой СБ., Ивлевой Л.Д., Королёвой Э.А., Чурко Ю.М., Уральской В.И., Жорницкой М.Я., Яценко Н.М. Проблемы воспитания младших школьников средствами ритмики и танца рассматриваются в работах: Барышниковой Т.К., Боголюбской М.С, Богатковой Л.Н., Ивлевой Л.Ю., Коноревой Е.В., Константиновского В., Рогозина И.В., Окуневой В., Светинской В.Н., Ткаченко А.Ф., Череховской Р.Л., игра как средство художественного воспитания исследована в работах: Аникеевой Н.П., Выгодского Л.С, Газмана О.С, Никитина Б.П., Самоукина Н.В., Столовича Л.Н., Шмакова С. А., Хейзенга Й., Элжонина Д.Б. Большой вклад в обучение и образование средствами хореографического искусства (классический, народный, бальный и историко-бытовой танец) внесли: Ваганова А.Я., Базарова Н.П., Блок Л.Д., Борзов А.А., Васильева-Рождественская М., Захаров Р.В., Зацепина К., Климов А.А., Костровицкая B.C., Мурашко М.П., Настюков Г.А., и др. Однако специальных работ, посвященных исследованию хореографии в системе художественного воспитания младших школьников ещё, не было. Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Совершенствование художественного воспитания младших школьников средствами хореографии при взаимодействии общеобразовательных школ и учреждений культуры возможно на основе диагностики хореографических способностей детей и создании учебных программ по специальности хореографических дисциплин. В некоторых крупных городах России впервые была предпринята попытка целостного исследования системы художественного воспитания младших школьников средствами хореографии на основе взаимодействия общеобразовательной школы и учреждений культуры: исследованы теоретические аспекты системы художественного воспитания школьников младшего возраста и возможности хореографии в её функционировании; раскрыта структура целостного процесса художественного воспитания младших школьников на занятиях хореографией; обоснован подход к хореографическому творчеству младших школьников как целостной системе «учитель-ученик-родитель» успешность, которой зависит от уровня художественной воспитанности всех ее элементов и полноты связей между ними. Исследования проводились с 1980 по 1997 гг. и осуществлялась в три этапа на базе общеобразовательных школ. На первом этапе (1980-1990гг.) изучалась научная и научно-методическая литература, анализировались различные подходы и современное состояние художественного воспитания в школах и учреждениях культуры, формировалась теоретическая концепция исследования, разрабатывалась программа её опытно-экспериментальной проверки, проводился опрос руководящих и педагогических работников просвещения и культуры. В ходе второго этапа педагогического эксперимента ( 1991 – 1995 гг.) проводилась работа по исследованию интереса младших школьников к хореографии, а педагогов начальной школы с целью выяснения отношения их к урокам хореографии, музыки и ритмики. В исследовании участвовали 36 руководителей средних школ и учреждений культуры, 170 педагогов хореографических коллективов, студий, хореографических отделений Детских школ искусств, причём 93% опрошенных считают уроки хореографии в школе обязательными. На третьем этапе / 1996 – 1997 гг. / было проведено анкетирование 253 родителей, дети которых занимаются хореографией. 91% из них считают, что занятия хореографией детей целесообразнее проводить на базе специализированных общеобразовательных школ и гимназий. Педагогический эксперимент был проанализирован и обобщен; осуществлен сравнительный анализ и оформлены результаты исследования по уровню развития интереса к хореографическому искусству, творческого воображения и хореографических способностей младших школьников; разработаны практические рекомендации по художественному воспитанию детей средствами хореографии. Из всего вышесказанного следует: 1 Хореографическое искусство является составной частью организованной системы художественного воспитания младших школьников, зависит от неё, выражает её потребности и тем самым становится одним из способов её развития. 2 Художественное воспитание младших школьников является целостной системой «учитель-ученик-родитель», взаимодействие этой системы в реализации модели единой хореографической специализации выступает как важное условие развития художественно-творческих и хореографических способностей младших школьников. 3 Педагогическая технология обучения хореографии включает, с одной стороны, диагностическое изучение хореографических способностей, с другой,- совокупность дидактических методов объяснения, рассказ, игра, показ упражнения, этюды, сочинительство, импровизация, что активизирует процесс художественно- творческого развития младших школьников. 4 Развитие хореографического творчества в системе художественного воспитания младших школьников немыслимо без сотрудничества школ и учреждений культуры. Результатом такого сотрудничества является организация специализированных хореографических классов, отделений на базе общеобразовательных школ, что обеспечит включение в творческий процесс целого класса и продуктивную созидательную деятельность каждого школьника.