Содержание
Введение
Сущность и экономическое содержание инновации
Виды инноваций и их классификация
Заключение
Литература
Введение
Тема данного реферата сущность и экономическое содержание инновации. Актуальность такой темы, несомненно, велика. Она имеет большое значение так как, в современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития организаций.
Сегодня конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках все больше зависит от той продукции, в основе которой лежит новое знание. И если в прошлом успех и развитие организации во многом зависели от доступа к природным ресурсам, то сегодня они нуждаются в науке, нововведениях и образовании работающих.
В настоящее время вся ответственность по осуществлению инноваций легла на плечи руководителей отдельных хозяйствующих субъектов. Однако сегодня не только правильная оценка и выбор, но и успешная реализация инновационных проектов позволяют организациям занимать лидирующие позиции в отрасли и обеспечивают стабильную основу для дальнейшего роста.
Актуальность выбранной темы реферата объясняется, прежде всего, существующей на сегодняшний день потребностью российской экономики в повышении интенсивности инновационной деятельности на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Умение предвосхитить грядущие инновации играют все большую роль.
Какими будут новшества, которые возникнут в ближайшие десять лет? Изменится ли поведение потребителя? Появятся ли гениальные разработки новых предпринимателей, изобретут ли они свежие креативные схемы работы?
По определению, инновации находятся в самом сердце тех перемен, свидетелями и участниками которых мы становимся.
В процессе написания реферата был подробно изучен и обобщен накопленный опыт исследований в области инновации.
Число публикаций по данной теме растет и к ней, несомненно, проявляют интерес. Вопросы, связанные с общей теорией инноваций, разработкой, анализом и оценкой эффективности инновационных проектов, раскрыты в научных работах таких российских и зарубежных авторов, как Балабанов, С.В. Валдайцев, Л. Волдачек, В.П. Воробьев, П.Н. Завлин, С.Д. Ильенкова, А.К., Казанцев, Г.Д. Ковалев, Э.И., Медынский, Н.Н. Молчанов, А.И. Муравьев, В.В. Р.А. Фатхутдинов, М. Хучек, И.Ансофф, Р.Гриффин, Дж.Мурхед, С.Роббинс и других учёных.
Целью написания реферата является обобщение основных теоретических подходов к изучению инноваций.
Данный реферат содержит введение, основную часть, которая состоит из двух разделов, и заключение, а так же список литературы, используемой в процессе написания.
Сущность и экономическое содержание инновации
Задачи модернизации российского общества требуют все более широкого внедрения инноваций во все сферы его жизнедеятельности. Сам термин “инновация” вошел в науку в ХIХ в., как необходимый показатель развития общества и отдельных его сторон. Сначала этот термин использовался в антропологии и этнографии при исследовании процессов изменений в культуре и противопоставлялся термину “традиция”. В начале ХХ в. понятие “нововведение” освоили экономические науки, обозначая им, новые комбинации из имеющихся элементов, предпринимаемые субъектами хозяйственной жизни и выступающие как источник предпринимательской прибыли. После кризиса 30-х гг. среди менеджеров становится популярным термин “инновационная политика фирмы”. Инновационная деятельность стала противопоставляться рутинной, причем первая отрицает вторую.[1] С развитием инновационного движения стало уточняться и определение инновации. К примеру, инновации, как полагают некоторые исследователи, присущи такие характеристики, как: – удовлетворение новой потребности; – высокий риск и высокая степень неопределенности; – гибкость форм; – обострение противоречий и конфликтов; – наличие побочного, трудно предсказуемого результата; – переход на новый уровень развития системы.[2] Одно из важнейших условий функционирования современных организаций – непрерывное нарастание изменений. Инновации выступают в качестве средства, позволяющего решать проблемы, возникающие в результате непрерывных изменений. Причем ставка на инновации становится ультрасовременной формой бизнеса[3].
В начале 20 века стали изучаться закономерности технических нововведений. В 1911 году австрийский экономист Шумпетер Й. в работе “Теория экономического развития” выделил две стороны хозяйственной жизни:
– статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства – участвующие в нем организации из своего опыта знают принципы своего поведения, им легко предвидеть результаты своих действий и легко принимать решения, т.к. ситуация понятна);
– динамическую (инновационный кругооборот означает развитие – особое, различимое на практике и в сознании людей, состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота).
Новшества в экономике внедряются, как правило, не после того как у потребителя стихийно возникнут новые потребности и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым потребностям.
Производить – значит комбинировать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, а производить нечто новое – значит создавать новые комбинации изменений в развитии производства и рынка. Шумпетер Й. выделил пять типичных изменений:
1. изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;
2. изменения вследствие использования продукции с новыми свойствами;
3. изменения вследствие использования нового сырья;
4. изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;
5. изменения вследствие появления новых рынков сбыта.
В 30-х годах 20 века Шумпетер Й. впервые использовал понятия “инновация”, подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. При этом Шумпетер Й. основную роль движущей силы экономического развития общества отводил не характеру борьбы между капиталом и пролетариатом (по Марксу К.), а внедрению новшеств в хозяйство государства.
В ходе исследований выяснилось также, что источником прибыли может стать не только изменение цен и экономия на текущих затратах, но и радикальное обновление и смена выпускаемой продукции. Возможность обеспечения конкурентоспособности организации за счет изменения цены или снижения затрат всегда кратковременна и носит предельный характер. Инновационный подход оказывается более предпочтительным, поскольку процесс поиска, накопления и преобразования научного знания в физическую реальность, по сути, безграничен.
В современных условиях инновации являются важнейшим элементом повышения эффективности деятельности различных организаций. Внедрение научных достижений и изобретений в организации обеспечивает постоянное обновление и улучшение выпускаемой ею продукции (оказываемых услуг), применяемых технологий.
Важно отметить, что на сегодняшний день в экономической литературе не существует единого понимания сущности инноваций.
При этом в ней (литературе) представлено значительное количество различных определений термина «инновация» и некоторых других основных понятий по инновационной деятельности, осуществляемой предприятиями.
Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.[4]
Инновация (нововведение, инновационный продукт) – результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, услуги и технологии и/или новой организационно-экономической формы, обладающий явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потреблении и утилизации продуктов, обеспечивающий дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом или организационно-экономической формой экономическую (экономия затрат или дополнительная прибыль) и/или общественную выгоду.[5]
Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.[6]
В отечественной практике инновацию рассматривают как конечный результат (или просто результат) инновационной деятельности, в зарубежной – как деятельность, процесс изменений. Существует также следующее определение: инновация (нововведение) – результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду.
Естественно, что такое многообразие определений создает только путаницу в понятиях, так как нет единой принятой позиции, единой точки зрения. И это становится тем более важно и актуально, что на сегодняшний день продолжает существовать проблема отсутствия официальной общепринятой терминологии в области инновационной деятельности.
Именно поэтому, интерес к этой проблеме не ослабевает и сегодня, так как существует, с одной стороны, большая практическая и теоретическая значимость и актуальность исследования данного вопроса, а с другой стороны, значительная неопределенность и путаница в понятиях.
Обзор экономической литературы показал, что на сегодняшний день в зависимости от объекта и предмета своего исследования различные экономисты рассматривают инновацию по-разному[7]. И в общем виде можно выделить четыре основных направления в исследованиях в зависимости от того, что составляет сущность инновации:
• изменение (Ф. Валента, Л. Волдачек, Ю.В. Яковец и др.)
• конечный результат (Н.Н. Молчанов, Л.М. Гохберг, Л.И. Уткин, С.Ю. Глазьев, Д.В. Соколов, В.Н. Архангельский, Р.А. Фатхутдинов, В.Н. Гунин, А.Б. Крутик, С.Д. Ильенкова, Г.С. Гамидов, Г.Д. Ковалев, и др.);
• прогресс (В.Н. Лапин, Б. Твисс, Б. Санто, С.В. Валдайцев, Ф.Ф. Бездуд-ный, Г.А. Смирнова, А.Б. Титов, В.П. Воробьев и др.);
• совокупность мероприятий (Ф. Никсон).
Стоит признать, что, несмотря на выделенные выше четыре группы позиций к рассмотрению инновации, на сегодняшний день спор между учеными и экономистами идет, в большей степени, только между двумя группами – второй и третьей. Так, сегодня во многих отечественных, переводных и оригинальных научных работах термином «инновация» обозначается одновременно и процесс создания и внедрения чего-то нового и его конкретный результат, что приводит к путанице понятий.
Вследствие этого возникает вопрос, что же считать истинным и верным: инновация есть конечный результат инновационной деятельности, или под инновацией стоит подразумевать процесс реализации новой идеи?
Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах.
В соответствии с международным стандартом по науке и инновациям – Руководство Фраскати – инновация определяется как « . конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам»[8].
Похожее, но незначительно измененное определение инновации предлагается и в проекте ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ»[9], а также в «Концепции инновационной политики РФ на 2001-2005 г.г.».
В указанных документах под инновацией понимается « . конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности»[10].
Для эффективного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное и более детальное изучение инноваций.
Нет ни одной сферы деятельности, где изобретательный человеческий ум не стремился бы повысить ее эффективность с помощью инноваций.
Виды инноваций и их классификация
Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
Классификация, приведенная Л. Водачек, О. Водачковой, предполагает четыре основных вида инноваций на предприятии: инновации продукции; инновации процессов (технологических); инновации рабочей силы (человеческого фактора); инновации управленческой деятельности[11].
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической). [12].
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
¨ радикальные (базовые);
¨ улучшающие;
¨ модификационные (частные).
Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.
Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:
¨ технологические;
¨ производственные;
¨ экономические;
¨ торговые;
¨ социальные;
¨ в области управления.
Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин:
1. По распространенности:
¨ единичные
¨ диффузные.
Диффузия – это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.
2. По месту в производственном цикле:
¨ сырьевые
¨ обеспечивающие (связывающие)
¨ продуктовые
3. По преемственности:
¨ замещающие
¨ отменяющие
¨ возвратные
¨ открывающие
¨ ретровведения
4. По охвату:
¨ локальные
¨ системные
¨ стратегические
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
¨ радикальные
¨ комбинаторные
¨ совершенствующие
Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на: продуктовые и процессные. По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
В зависимости от сфер деятельности выделяют инновации: технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления.
Заключение
Инновации включают не только технические или технологические разработки, но и поиск, и использование новых форм бизнеса, новых методов работы на рынке, новых товаров и услуг, новых финансовых инструментов. Они характеризуются более высоким технологическим уровнем, более высокими потребительскими качествами товара или услуг по сравнению с предыдущим продуктом. Инновации являются важнейшим фактором стабильного функционирования предпринимательских, финансовых, кредитных, любых других структур, обеспечивающих их экономический рост и конкурентоспособность.
Жизнедеятельность современного человека, тем более освоение новых областей знаний, техники и технологий, требует четкого определения используемых в этих процессах понятий. Для успешного создания и внедрения эффективной инновации необходимо понимать сущность самого понятия «инновация».
В процессе написания реферата было установлено, что общая теория инноваций представляет собой систему независящих от отрасли использования положений, объясняющих сущность, законы и условия формирования инноваций и связанных с ними последствий.
Обзор экономической литературы показал, что в настоящее время сложилось два основных подхода к пониманию сущности инноваций. В соответствии с первым подходом, инновация рассматривается как процесс реализации новой идеи (С.В. Валдайцев, П.Н. Завлин, Ф.Ф. Бездудный, В.П. Воробьев, С.В. Ильдеменов и др.). Представители второго подхода (Н.Н. Молчанов, Л.М. Гохберг, Р.А. Фатхутдинов, С.Д. Ильенкова, Г.Д. Ковалев и др.) характеризуют инновацию как конечный результат инновационной деятельности.
Для более полного освещения актуальности данной проблематики в первой части реферата подробно рассмотрена сущность инновации и выявлено основное определение.
Инновация (нововведение) – результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду.
Во второй части реферата приведены основные виды инноваций и их классификация.
Необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на: продуктовые и процессные. По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
В зависимости от сфер деятельности выделяют инновации: технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления.
Цель написания реферата (обобщение основных теоретических подходов к изучению инноваций) выполнена.
Литература
Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2001. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. – 2003. – № 2-3. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии: Сокр. пер. со словац./ Авт. предисл. B.C. Рапопорт.- М: Экономика, 1989. Инновационный менеджмент: Справочное пособие/ Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. Изд. 2-е, перераб. И доп.-М.: ЦИСН, 2001. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой .-М.: ЮНИТИ, 2002. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001.
7. Руководство Фраскати «Стандартная практика для обследований научных исследований и разработок» (1963н., в ред. 2003г.) // http.: www/nw-innovations.ru Герасимов Г.И., Илюхина Л.В.Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы -1999 г. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, – М.: Юнити, 1997 г. Цой Л.Н. Практическая конфликтология в управленческом консультировании. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог. наук. М., 1997.
11. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/Гольдштейн Г.Я. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000
[1] Социология: Словарь – Справочник. Т. 1. Социальная структура и социальные процессы.
[2] Цой Л.Н. Практическая конфликтология в управленческом консультировании. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог. наук. М., 1997.
[3] Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980.
[4] Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь. М.: ЦИСН, 1998.
[5] Приложение к проекту “Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”.
[6] Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 832.
[7] Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. – 2003. – №2-3.
[8] Руководство Фраскати » Стандартная практика для обследований научных исследований и разработок (1963н., в ред. 2003г.) // http.: www/nw-innovations.ru
[9] Проект Концепции государственной инновационной политики РФ на 2001—2005 годы//Промышленность России. — 2001. — № 6—8.
[10] Проект Концепции государственной инновационной политики РФ на 2001—2005 годы//Промышленность России. — 2001. — № 6—8.
[11] Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии: Сокр. пер. со словац./ Авт. предисл. B.C. Рапопорт.- М: Экономика, 1989.
[12] Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2001.