Сущность и роль финансового планирования на предприятии

Содержание
1.Введение
2.Сущность и роль финансового планирования на предприятии
2.1. Общая концепциявнутрифирменного планирования. Значение финансового планирования на предприятии
2.2. Сущность, цели иэтапы финансового планирования
2.3. Виды финансовыхпланов и их взаимосвязи в системе внутрифирменного планирования
2.4. Методы финансового планирования ипрогнозирования
3. Практическая часть
4.Анализ финансовых коэффициентов
5.Заключение
Списокиспользованной литературы

1. Введение
Финансовоепланирование – один изнаиболее основных инструментов планирования в целом. Это связано с тем, чтопрогноз движения денежных потоков позволяет определить, каковы финансовыевозможности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе, достаточноли собственных средств для покрытия всех текущих и обязательных расходов.
Финансовоепланирование необходимо для защиты предприятия от влияния негативных внешнихфакторов, для обеспечения финансовой устойчивости, достижения высокогорезультата финансово-хозяйственной деятельности. В рыночной экономике, гдеразвита конкуренция, где налоговое законодательство сурово в своих нормах,планирование позволяет защитить предприятие и обезопасить от неожиданногоухудшения финансового состояния и, возможно, даже банкротства.
Несмотря насвою важнейшую роль в современной экономике и развитии предприятия, финансовоепланирование для достижения наилучшего результата должно претерпеть изменения.Ведь если рассмотреть исторический фактор, нельзя не отметить, что ранее планыпредприятий ориентировались больше не на собственные потребности и цели, а восновном на планы народного хозяйства страны, т. е. решения принимались неруководством того или иного предприятия, а руководством страны, которое изадавало ритм всему. От мощностей предприятия, грамотности руководства,квалификации кадрового состава зависит как вся деятельность компании, цели,которые ставятся в краткосрочной и в долгосрочной перспективах, так инепосредственно сам результат этой деятельности. Главная цель разработкифинансового плана — дать предприятию полную картину: из каких источников икогда будут поступать деньги, на какие цели будут использованы и каким будетфинансовое состояние к концу периода.

2. Сущность и роль финансовогопланирования на предприятии
2.1 Общая концепциявнутрифирменного планирования. Значение финансового планирования на предприятии
Анализ опыта экономических реформ показывает, чтоэффективность деятельности предприятий во многом зависит от состояниявнутрифирменного планирования.
Методология и методика планирования, сложившиеся напредприятиях в условиях централизованного административно-хозяйственногомеханизма, не соответствовали новым методам хозяйствования в системе рыночныхотношений. Влияние государства на процесс планирования работы предприятия,централизованность и директивность, отрыв планирования от требований рынка — это самые общие характеристики «старой» системы планирования.
Соответственно, возникает необходимость разработкиновой системы планирования, отвечающей целям и задачам предприятия как субъектарыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческуюдеятельность. Более того, в условиях динамичного развития экономики,стохастичности рынка и постоянно нарастающей конкурентной борьбы роль планов напредприятии еще более усилилась.
Как показывает практика индустриально развитыхстран, использование планирования создает для фирмы следующие преимущества:
•  способствует более эффективному использованию ираспределению ресурсов и повышению ответственности руководителей различногоуровня за предоставленные в их распоряжение ресурсы и активы;
•  улучшает координацию действий между структурнымиподразделениями фирмы;
•  повышает возможности оперативного обеспеченияруководства полезной для него информацией;
•  дает возможность подготовиться к изменениям вовнешней рыночной среде;
•  создает возможности для оценки инвестиционнойпривлекательности отдельных видов деятельности, которые осуществляет илипланирует осуществлять в будущем организация.
На основе системы долгосрочных, годовых иоперативных планов осуществляют организацию запланированных работ, мотивациюперсонала, контроль результатов и их оценку при помощи плановых показателей.Предприятие не в состоянии полностью устранить предпринимательский риск, номожет снизить его негативные последствия путем прогнозирования и планирования.С позиций конкретно-управленческого аспекта можно сформулировать понятие «планированиедеятельности предприятия» следующим образом. Планирование всистеме управления предприятием означает деятельность, направленную наопределение того, какой вид продукции, какого объема и качества, с затратамикакого количества ресурсов, к какому моменту времени желательно получить дляобеспечения конкурентоспособности предприятия.
В условиях рыночной экономики эффективное управлениепредприятием предполагает, в первую очередь, оптимизацию ресурсного потенциалапредприятия; при этом повышается значимость эффективного управления финансовымиресурсами. От того, насколько эффективно они трансформируются в основные иоборотные средства, средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовоеблагополучие предприятия в целом, его собственников и работников.
Обязательнымэлементом системы внутрифирменного планирования как на стратегическом, так итактическом уровне становится финансовое планирование. В финансовых планах рассматривается обеспеченностьфинансовыми ресурсами тех целевых установок, которые определены встратегическом, долгосрочном и других планах предприятия.
Сложности, возникающие при внедрении системыфинансового планирования (бюджетирования) на предприятии, связаны с той системойцелей, которые ставят перед собой руководители. Чаще всего главной цельюбизнеса декларируется прибыль, достижение определенного уровня рентабельности.О построении целостной системы финансовых целей, о сбалансированностифинансовых потоков, как правило, речь не идет.
Существующая система внутрифирменного планированияне предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализациинамеченных планов, не предусматривает анализ различных сценариев измененияфинансового состояния фирмы. Подобные цели достижимы при внедрении системывнутрифирменного финансового планирования (бюджетирования), объектом управленияв которой являются финансы.
Термины«финансовое планирование» и «бюджетирование» многимиэкономистами часто используются как синонимы. Вместе с тем, современные подходык изложению сущности системы внутрифирменного бюджетирования основаны на новом,качественном, содержании этого инструмента управления финансово-экономическойдеятельностью предприятия.
2.2 Сущность, цели и этапыфинансового планирования
Основу системы управления финансами предприятиясоставляет финансовое планирование. Рыночная экономика существенно измениламесто и роль финансов в хозяйственном механизме управления предприятием.Процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов сталиисключительно прерогативой самих хозяйствующих субъектов. Эффективностьиспользования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработкестратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отбора тех или иных инновационныхмероприятий, принятии инвестиционных решений. Финансовоепланирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов иплановых показателей по обеспечению развития фирмы финансовыми ресурсами иповышению эффективности её финансовой деятельности в будущем.
Главной задачей на предприятии является переход куправлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния сучетом стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночнымусловиям. На разработанной финансовой стратегии и финансовой политикебазируется система конкретных видов финансовых планов, направленных на решениеосновной проблемы в управлении финансами — совмещение интересов развитияпредприятия и других субъектов рынка, взаимодействующих с ним, наличиедостаточного уровня денежных средств для достижения стратегических целейдеятельности и сохранение высокой платежеспособности. Выдвинутые задачи всистеме управления предприятием решаются в процессе финансового планирования.
Внутренние финансовые отношения возникают приформировании начального капитала, распределении расходов и доходов междуструктурными подразделениями фирмы, оплате труда персонала, выплате дивидендов,формировании целевых фондов предприятия. Внешние финансовые отношения предприятиявозникают при взаимодействии с финансовой системой государства, партнерами побизнесу, включая субъектов финансового рынка, международными организациями. Всеэти отношения носят многосторонний характер, обусловленный пересечениеминтересов различных участников экономики.
Финансовые планы упорядочивают внешние и внутренниефинансовые отношения, обеспечивая совмещение и увязку интересов лиц, имеющихотношение к предприятию.
Финансовоепланирование заключается в планировании финансовых потребностей фирмы и источникових обеспечения. Финансовыепотребности предприятия включают потребности, связанные с разновременностьюпоступлений и расходов и капитальные (инвестиционные), в том числе на приростоборотных активов, на обновление и прирост основного капитала. Источникамиобеспечения потребностей служат собственные средства (взносы в уставныйкапитал, амортизационные отчисления, прибыль) и заемные (кредит, займы,кредиторская задолженность).
Соответственно, цельфинансового планирования состоитв том, чтобы сбалансировать намечаемые расходы предприятия с финансовымивозможностями.
Следует отметить, что цель финансового планированияконкретизируется взависимости от длительностипланируемого периода, результатов анализа его финансового состояния на моментразработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей вретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий(таких, как уровень инфляции, ставка рефинансирования Банка России, курснациональной валюты и др.). Предприятие, имеющее большую просроченнуюкредиторскую задолженность, финансовое положение которого близко ккритическому, при разработке финансовых планов должно ориентироваться наобоснование антикризисных мероприятий, позволяющих избежать банкротства.Организация, получающая стабильные доходы, финансово устойчивая, должна вкачестве цели финансового планирования ставить рост стоимости предприятия,выстраивать стратегию бизнеса на основе роста его капитализации.
Вместе с тем, система целей финансового планированиялюбого предприятия должна быть ориентирована на увязку доходов и расходов,обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и поддержание финансовойустойчивости в долгосрочной перспективе. Соответственноэтому результатом финансового планирования является разработка трех финансовыхдокументов: плана доходов и расходов (прибылей и убытков), плана движенияденежных средств, планового баланса. При внедрении системы бюджетногопланирования речь идет о разработке целостной системы бюджетов.
В процессефинансового планирования решаются следующие задачи:
•  определение оптимальной структуры источниковфинансирования деятельности предприятия;
•  обеспечение необходимыми финансовыми ресурсамипроизводственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
•  определение путей эффективного вложения капитала,оценка степени его рационального использования, установление рациональныхфинансовых отношений с бюджетной системой, партнерами по бизнесу и другимиконтрагентами;
•  соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
•  выявление и реализация резервов роста доходностипредприятия и направлений его эффективного развития;
•  обоснование целесообразности и экономическойэффективности планируемых инвестиций;
•  контроль за финансовым состоянием фирмы.
Значение финансового планирования для фирмы состоитв том, что оно:
•  воплощает выработанные стратегические цели в формуконкретных финансовых показателей;
•  предоставляет возможности определенияжизнеспособности финансовых проектов;
•  служит инструментом получения внешнегофинансирования.
Исходяиз целей и задач, стоящих перед финансовым планированием на предприятии, можноотметить, что это сложный процесс, включающий несколько последовательныхэтапов:
Iэтап. Анализ финансового состояния предприятия в ретроспективе;
II этап. Разработка финансовой стратегии и финансовойполитики. Составление долгосрочных планов;
III этап. Составление текущих финансовых планов(бюджетов);
IV этап. Корректировка, увязка и конкретизацияфинансовых планов (бюджетов);
V этап. Разработка оперативных финансовых планов(бюджетов);
VI этап. Оценка и анализ достигнутых результатовдеятельности, сопоставление с запланированными показателями.
Рассмотримих содержание. Принятию всякого решения финансового характера предшествуютаналитические расчеты. Очевидно, что анализ, являющийся одной из составныхчастей грамотного управления финансами, — это первый этап процесса финансовогопланирования. Объектом внимания аналитиков являются финансовые показателидеятельности фирмы за предыдущий период (в ретроспективе), на основании которыхможно выявить тенденции как уже сложившиеся, так и складывающиеся. Проведенныйретроспективный анализ дает возможность принятия обоснованных решенийперспективного характера.
Второйэтап — это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основнымнаправлениям финансовой деятельности предприятия. Разработка финансовойстратегии и финансовой политики представляет собой особую область финансовогопланирования, которая относится к системе стратегического планирования. На этомэтапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся кперспективным планам. .
Впроцессе осуществления третьего этапа уточняются и корректируются основныепоказатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих (годовых)финансовых планов. Если показатели прогнозных документов носят в ряде случаеввероятностный характер, обусловленный изменчивостью внешней и внутренней средыфункционирования фирмы, то годовые финансовые планы включают систему конкретныхколичественных показателей, исчисленных с использованием более объективной иполной информации.
На четвертом этапе происходит состыковка показателейфинансовых планов с производственными, инвестиционными и другими планами ипрограммами на предприятии. Пятый этап — это осуществление оперативногофинансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.
Завершается процесс финансового планирования — шестой этап — оценкой результатов, достигнутых на предприятии, в сравнении сцелями, установленными в финансовых планах. Данный этап заключается вопределении фактических конечных финансовых результатов деятельностипредприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причинотклонения от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативныхявлений. Анализ отклонений позволяет обеспечить оперативный контроль задеятельностью предприятия, вскрыть многие проблемы управления, усилить контрольза функционированием наиболее сложных участков производства и определить меруответственности руководителей (менеджеров) за результаты деятельностиподразделений.
2.3 Виды финансовыхпланов и их взаимосвязи в системе внутрифирменного планирования
Финансовое планирование является составной частьюобщего процесса планирования а, следовательно, и управленческого процесса.
Финансовое планирование тесно связано и опирается намаркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссиии общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретутпрактическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные имаркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимыпоставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, еслиусловия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия вдолгосрочном периоде.
Взависимости от уровня планирования и продолжительности периода, к которомуотносится разрабатываемый план, различают планы:
•  стратегический финансовый;
•  долгосрочные финансовые;
•  среднесрочные финансовые;
•  годовые финансовые;
•  оперативные финансовые.
Виды и последовательность разрабатываемых плановмогут меняться в зависимости от ряда факторов, в первую очередь — от изменениявнешней среды. Главное, что на любом уровне планированиядеятельности предприятия финансовая компонента является обязательнойсоставляющей.
Рассмотрим виды и взаимосвязи планов.
Стратегическийфинансовый план входит в составстратегического плана предприятий и определяет систему долгосрочных целейфинансовой деятельности предприятия в соподчинении с общей стратегиейхозяйствования. В составе финансового плана на стратегическом уровнеразрабатывается финансовая стратегия и финансовая политика, составляютсяфинансовые прогнозные документы, определяется общая потребность компании вфинансовых ресурсах осуществляется прогнозирование структуры источников финансирования, процедура внесения изменений в систему планов.
Долгосрочныефинансовые планы охватываютпериод планирования в 10, 5 и 3 года в зависимости от сферы деятельности иизменчивости внешней среды. Долгосрочное планирование связано, как правило, сразработкой тех или иных инвестиционных проектов и привлечением долгосрочныхисточников финансирования. Разработчики долгосрочных финансовых плановстремятся иметь дело с агрегированными инвестиционными показателями и непогружаться в детали. Многочисленные мелкие инвестиционные проекты сводятсявоедино и затем рассматриваются как единый проект.
По содержанию долгосрочный финансовый план включаетосновные прогнозные формы, отражающие финансовые цели компании.
В системе стратегического и долгосрочногопланирования с позиции практики рекомендуется готовить три варианта финансовогоплана: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический.
В качестве условий, от которых зависит эффективностьдолгосрочного планирования и которые соответствуют целям долгосрочных планов,специалисты называют три момента.
1.Прогнозирование, т.е. наличие точных и обоснованных прогнозов.Финансовые планы должны быть составлены при как можно более точном прогнозе определяющихфакторов. При этом прогнозирование может основываться на использованииразличных методов и моделей. К наиболее используемым на практике относятсяметоды: экспертных оценок; обработки пространственных, временных ипространственно-временных совокупностей; ситуационного анализа ипрогнозирования.
2.Выбор оптимального финансового плана. Алгоритма,позволяющего осуществить выбор оптимального варианта плана из возможныхальтернатив, не существует. Как правило, решение принимается на основе профессиональногоопыта и интуиции менеджеров и руководства.
3.Контроль зареализацией долгосрочного финансового плана. В быстроменяющихся условияхдолгосрочные планы теряют свою актуальность без соответствующих управленческихвоздействий, направленных на контроль исполнения поставленных задач. Важнойметодической особенностью формирования системы долгосрочного планированияявляется механизм адаптации планов к меняющимся внешним условиям. Адаптивныйхарактер стратегического и долгосрочного планирования обеспечивается путемкорректировок оперативных и годовых планов, подчиненных долгосрочным истратегическим целям.
Среднесрочныепланы занимают промежуточноеположение между долгосрочными и годовыми. По мере необходимости в среднесрочныепланы ежегодно вносятся поправки.
Годовые и оперативные финансовые планы относятсяк краткосрочному финансовому планированию. Задачей краткосрочного финансового планированияявляется обеспечение постоянной платежеспособности предприятия и эффективноеиспользование временно свободных денежных средств.
Базой для составления годовых финансовых плановявляется разработанная финансовая стратегия и финансовая политика и показателидолгосрочных финансовых планов. Годовые финансовые планы позволяют определитьна предстоящий период все источники финансирования развития предприятия,сформировать структуру его доходов и расходов, управлять денежными потокамипредприятия, предопределить структуру его активов и капитала на конецпланируемого периода. Годовые планы разрабатываются на очередной год с разбивкойпо кварталам.
Оперативноефинансовое планирование заключаетсяв разработке комплекса краткосрочных плановых документов, конкретизирующихплановые показатели очередного квартала годового плана. Роль оперативныхфинансовых планов на предприятии заключается в обеспечении эффективногоконтроля за формированием и использованием финансовых ресурсов в рамкахкоротких временных периодов (месяц, декада, неделя).
В современныхусловиях одним из важнейших элементов процесса планирования в целом являетсясоставление бизнес-планов. Врыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме,содержанию, структуре и т.д.
Бизнес-планы необходимы прежде всего для обоснованиянекоторого нового направления развития; бизнес-план финансового оздоровления являетсяосновным документом для неплатежеспособных предприятий; бизнес-план оцениваетвсе основные аспекты деятельности при создании нового предприятия и т.д. Взависимости от масштаба и значимости вопросов, затронутых в конкретномбизнес-плане, его можно трактовать и как стратегический план развития компании,и как плановый документ, имеющий четко очерченные временные границы сконкретными проработками. То есть, бизнес-план может разрабатываться и на год.Чем короче планируемый период, тем более детальной должна быть проработкаосновных аспектов деятельности. В случае если проект рассчитан на нескольколет, ключевые показатели и ориентиры для первого года даются в разбивке помесяцам.
Близок к бизнес-плану такой привычный ранееотечественным предприятиям документ, как технико-экономическое обоснование. Ноглавное отличие бизнес-плана — в его стратегической направленности,предпринимательском характере, гибком сочетании производственного,технического, финансового и рыночного аспектов деятельности на основе внутреннихвозможностей организации и внешнего окружения.
Особое место в бизнес-плане занимает финансовыйраздел.
Внутрифирменное финансовое планирование предполагаетиспользование различных бюджетов. Не касаясь различий терминов «план»и «бюджет», подчеркнем их единство: бюджет, по сути, являетсяфинансовым планом, охватывающим все стороны деятельности предприятия в целом.На практике разработку бюджетов, как правило, подключают к системе годового иоперативного планирования. Финансовые планы, «встроенные» в общийпроцесс внутрифирменного планирования, образуют систему финансовогопланирования на предприятии.
2.4 Методы финансового планирования и прогнозирования
Известно, что основные различия между планированиеми прогнозированием сводятся к следующему:
•  прогнозирование всегда предшествует планированию;его можно рассматривать как подфункцию планирования;
•  прогнозы составляются на долгосрочную перспективу(от 3 до 10 лет); временной период в планировании более краткосрочный. Различияво временном аспекте прогнозов и планов вызывают различия и в их содержании;
•  в отличие от планирования прогнозирование не ставитзадачу осуществить на практике разработанные прогнозы. Рассчитанные ориентирыпредставляют собой только предвидение соответствующих изменений;    
•  прогнозирование рассматривается как метод выявленияоптимальных вариантов действий и предполагает альтернативность в построениифинансовых показателей и параметров. В прогнозировании финансов главное — познание объективных тенденций финансового развития.
Планирование и прогнозирование финансовыхпоказателей осуществляется с использованием разнообразных методов. Исходя изсодержания того или иного метода и тех целей, которые поставлены — разработкаплана или прогноза, — можно без особых затруднений выбрать наиболее приемлемый(с учетом имеющейся базы исходных данных, требуемой точности расчета и т.д.).
При планировании и прогнозировании финансовыхпоказателей могут применяться следующие методы:
•  нормативный;
•  расчетно-аналитический;
•  балансовый;
•  экономико-математическое моделирование.
Нормативный метод основывается на системе норм и нормативов,используемых для расчета целого ряда финансовых показателей. Можно выделитьследующие нормы и нормативы: федеральные; региональные; местные; отраслевые; нормыи нормативы самого предприятия.
Федеральные нормы и нормативы являются едиными длявсей территории РФ. К ним относятся: ставки федеральных налогов, нормыамортизационных отчислений по отдельным группам основных фондов, нормативыотчислений в резервный фонд для акционерных обществ и т.д.
Региональные и местные нормы и нормативы действуют вотдельных регионах РФ. Они охватывают, как правило, ставки региональных иместных налогов, сборов и т.д.
Отраслевые нормативы применяются в рамках отдельныхотраслей или по группам организационно-правовых форм предприятий (акционерныеобщества, малые предприятия и т.д.). Они включают нормы предельных уровнейрентабельности предприятий — монополистов, предельные нормы отчислений времонтный фонд и т.д.
Нормативы, разрабатываемые на предприятии,предназначены для внутреннего пользования: планирования и регулирования, дляконтроля за использованием ресурсов и т.д. К ним относятся: нормы и нормативыпотребности в оборотных средствах; нормативы кредиторской задолженности, постояннонаходящейся в обороте предприятия; нормы амортизационных отчислений понематериальным активам и т.д. Нормативный метод планирования является самымпростым. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановыйпоказатель. Поэтому актуальной проблемой управления финансами предприятийявляется разработка экономически обоснованных норм и нормативов дня целейпланирования, контроля и стимулирования деятельности каждого структурногоподразделения.
Содержание расчетно-аналитического метода планирования и прогнозирования заключается в том,что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемогоза базовый, и индексов изменения его в плановом периоде рассчитывается плановаявеличина этого показателя. Метод опирается на анализ динамики ретроспективныхданных и экспертную оценку прогнозируемого изменения финансового показателя.Экспертная оценка есть результат проведения экспертизы, обработки ииспользования этого результата при обосновании значения вероятности. В современнойинтерпретации методы экспертного прогнозирования могут предусматриватьмногоступенчатый опрос экспертов по специальным схемам и обработку полученныхрезультатов путем научного инструментария экономической статистики.
Разновидностью расчетно-аналитического методаявляется метод пропорциональных зависимостей показателей (методпроцента от продаж). Основуэтого метода составляет утверждение, что можно идентифицировать некийпоказатель, наиболее важный с позиции характеристики деятельности предприятия,который в связи с этим можно использовать как базовый для определенияпрогнозных значений других показателей в том смысле, что они «привязываются»к базовому показателю при помощи простых пропорциональных зависимостей. Вкачестве такого базового показателя чаще всегда используется выручка отреализации. Соответственно, используемый метод носит название «методпроцента от реализации», или «метод процента от продаж».
Балансовыйметод планирования финансовыхпоказателей состоит в увязке планируемого поступления и использованияфинансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периодапосредством построения балансовых соотношений. Балансовый метод применяется припланировании распределения чистой прибыли по фондам, платежного баланса(календаря) и др.
Методоптимизации плановых решений заключаетсяв разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с целью выбора из нихнаиболее оптимального. При этом могут применяться различные критерии выбора:
1.минимум приведенных затрат;
2.минимум текущих затрат;
3.      минимум времени на оборот капитала, т.е.ускорение оборачиваемости капитала;
4. максимум приведенной прибыли;
5. максимум доходности капитала и другие критерии.
Перечисленные критерии, основанные на сопоставлениизатрат, прибыли, рентабельности, срока окупаемости, относятся к статическимметодам оценки.
При оценке экономической эффективности проектовприменяют динамические методы оценки эффективности, основанные на концепцииденежных потоков.
Методы экономико-математическогомоделирования в финансовомпланировании позволяют определить количественное выражение взаимосвязей междуфинансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данныевзаимосвязи выражают через модели, которые представляют собой точное описаниеэкономических процессов при помощи математических символов и примеров(уравнений, неравенств, графиков, таблиц).
Методы моделирования занимают ведущее место спозиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют между собой посложности используемых алгоритмов. Выбор того или иного метода зависит отмножества факторов, в том числе и имеющихся в наличии исходных данных.
Имитационноемоделирование. В основе этогометода прогнозирования лежат модели, предназначенные для изученияфункциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значениюфакторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значениерезультативного признака.
Полученные в ходе моделирования результатыиспользуются для составления среднесрочного прогноза (до 3-х лет), а длительныйпрогноз служит непосредственно для целей стратегического управления ипостоянной корректировки данных по годам. Для разработки долгосрочного прогнозаиспользуют дополнительно экспертные оценки специалистов и руководителейпредприятия.
Многие из современных методов финансовогопланирования, используемые в зарубежной практике, связаны с имитационныммоделированием. Методы имитационного моделирования позволяют сочетатьпланирование инвестиций в основной и оборотный капитал и источники ихфинансирования, оценивать риск привлечения заемных средств при разных исходныхсценариях развития корпорации и экономики страны. Они помогают финансовымменеджерам разрабатывать прогнозные бюджеты доходов и расходов, бюджетыдвижения денежных средств.
В западной практике финансового планирования широкоеприменение получили модели линейного программирования. Применение оптимизационных возможностей линейногопрограммирования предполагает необходимость выбора целевой функции. Например,максимизацию стоимости компании. Модель линейного программирования позволяетоптимизировать эту целевую функцию при соблюдении установленных ограничений.
Рекомендуют соблюдать три этапа подготовки задачидля её решения методом линейного программирования:
1)обозначить искомые управляемые переменные;
2)выделить целевую функцию, подлежащую максимизацииили минимизации и представить её в формализованном виде;
3)функцию при соблюдении установленных ограниченийустановить набор ограничений на базе искомых переменных посредством линейныхуравнений или неравенств.
Отметим, что идеального метода финансовогопланирования (или прогнозирования) не существует. Например, формальноеприменение экстраполяции — перенос ретроспективных тенденций на будущее — можетпривести к недостоверным результатам. В ряде случаев экстраполяция должнасочетаться с глубоким экспертным анализом тенденций развития финансовыхпроцессов. Формализованные модели финансового планирования подвергаются критикепо двум основным моментам:
• в ходе моделирования обычно разрабатывается нескольковариантов планов, причем формализованными критериями невозможно определить,какой из них лучше;
•любая финансовая модель лишь упрощенно выражает взаимосвязи междуэкономическими показателями. Соответственно, для планирования и прогнозированияфинансовых показателей целесообразно использовать комплекс методов. За счетэтого снижается риск прогноза (повышается достоверность прогнозирования). .
Учитываяэто, можно вместе с тем подчеркнуть, что жестко предопределенных и однозначныхрешений в плановой работе нет. Роль и предназначение планирования как функцииуправления деятельностью любой экономической системы не в точном расчете техили иных показателей, а гораздо шире: важен не столько план сам по себе,сколько собственно процесс планирования, осознанно применяемый для координациии оптимизации деятельности предприятия.

3. Практическая часть
План продаж(план реализации) — отправная точка всех финансовых расчетов, так как онопределяет основную часть денежных средств, поступающих от продаж (от операционнойдеятельности предприятия)…… Цель планирования объема продаж состоит всвоевременном предложении покупателям такого ассортимента товаров и услуг, втаком количестве, которое обеспечивало бы удовлетворение их потребностей исоответствовало бы роду деятельности предприятия. Следовательно, основой планаявляются потребности покупателей, которые подлежат тщательному изучению.Естественно, что вся исходная информация для планирования объема продажпредставляется отделом маркетинга.
Таблица 1 Исходные данныедля составления плана реализации
Вариант
Показатели 3 Продукция 1
1. Объём реализованной трубной
заготовки, тыс.м. пог.
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
75
150
200
270 2. Цена реализации, д.е./тыс. м пог.  50 Продукция 2
3. Объем реализации СМР, д.е.
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
17000
18000
20200
18300

Таблица 2 Показателидля расчёта прибыли и затрат по видам производстваНорматив прибыли Показатели для расчёта затрат по отдельным элементам Материальные расходы Расходы на оплату труда 1, Продукция 1 – 0,25 0,5 0,25 2, Продукция 2 – 0,074 0,5 0,25
Таблица 3 Планреализации трубной заготовки на сторонуПоказатель Планируемые значения по кварталам Всего за год 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1. Объем продаж трубной заготовки на сторону, тыс. м. пог. 75,00 150,00 200,00 270,00 695,00 2. Цена за ед. продукции, д.е. 51,50 53,05 54,64 56,28 215,46 3. Выручка от продаж, д.е. 3862,50 7956,75 10927,27 15194,37 37940,89 4. Прибыль от продаж, д.е. 965,63 1989,19 2731,82 3798,59 9485,22 5. Себестоимость продукции, д.е.: 2896,88 5967,56 8195,45 11395,78 28455,67 в том числе: 1448,44 2983,78 4097,73 5697,89 14227,83 материальные расходы расходы на оплату труда с отчислениями 724,22 1491,89 2048,86 2848,94 7113,92 амортизационные отчисления 434,53 434,53 434,53 434,53 1738,13 прочие расходы 289,69 1057,36 1614,33 2414,41 5375,79 6. Операционные расходы (за минусом амортизационных отчислений) 2462,34 5533,03 7760,92 10961,25 26717,54
Алгоритм создания плана продаж можно представить в виде формулы:
/> = />нат * PK, (1)
где />-планируемый объем реализованной продукции в денежном выражении; Qнат — планируемый объем продаж в натуральных единицах измерения; РК — отпускная цена за единицу продукции какого-либо вида;
К- общее количество видовпродукции.
Плановый объем реализации составляется по двум видам производств:трубные заготовки (продукция I) и новое строительство и капитальный ремонт(строительно-монтажные работы (СМР)) (продукция II). Формы плана реализациипродукции I и продукции II представлены в виде табл.1 и 2
Расчет показателей выручки от реализации, затрат и прибыли вкурсовой работе осуществляется следующим образом:
• при исчислении денежной выручки от реализации продукции Iнеобходимо цену за единицу продукции корректировать с учетом возможной инфляциив поквартальном разрезе. Уровень инфляции в % в квартал- 1,03. • для расчетаприбыли от продаж, задаются показатели в долях единицы от стоимости продукции.Для исчисления показателей материальных затрат и расходов на оплату труда иотчислений на социальные нужды задаются показатели в долях единицы отсебестоимости продукции. • плановые суммы амортизационных отчислений впоквартальном разрезе являются постоянной величиной и рассчитываются по даннымза первый квартал планируемого периода исходя из следующего условия: доляамортизационных отчислений в себестоимости продукции I и продукции IIсоставляет 0,15. Полученная сумма амортизационных отчислений в первом кварталебудет являться плановым показателем и для остальных квартальных периодов; •прочие затраты определяются как разность между показателем себестоимостипродукции и суммой материальных затрат, расходов на оплату труда и отчисленийна социальные нужды и амортизационных отчислений.
Какправило, при разработке плана продаж разрабатывается прогнозный план (график)поступлений денежных средств. Особенностями составления этого документаявляется учет дебиторских долгов и ежеквартальных продаж, по которым происходятвыплаты в том же квартале. При этом необходимо учесть объем возможных долгов.Подобная информация формируется на основе отчетных данных о взаимоотношениях сдебиторами.

Таблица 4Планреализации СМРПоказатель Планируемые значения по кварталам Всего за год 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1. Объем продаж СМР, д.е. 17000,00 18000,00 20200,00 18300,00 73500,00 2. Прибыль от продаж, д.е. 1258,00 1332,00 1494,80 1354,20 5439,00 3. Себестоимость продукции, д.е.: 15742,00 16668,00 18705,20 16945,80 68061,00 в том числе: /> /> /> /> /> материальные расходы 7871,00 8334,00 9352,60 8472,90 34030,50 расходы на оплату труда с отчислениями 1967,75 4167,00 4676,30 4236,45 15047,50 амортизационные отчисления 2361,30 2361,30 2361,30 2361,30 9445,20 прочие расходы 3541,95 1805,70 2315,00 1875,15 9537,80 4. Операционные расходы (за минусом амортизационных отчислений) 13380,70 14306,70 16343,90 14584,50 58615,80
В плане поступлений денежных средств представлена информация дляцелей управления дебиторской задолженностью. В этом случае план должен бытьсоставлен как минимум в помесячном разрезе и детализирован до уровня отдельных(крупных) дебиторов или групп дебиторов. Подобные задачи решаются в рамкахсистемы бюджетного планирования, позволяющей в комплексе охватить все основныестороны хозяйственной деятельности предприятия и принимать управленческиерешения в оперативном режиме.
Таблица 5 Планпоступлений денежных средствПоказатель Планируемые значения /> 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1. Выручка от реализации по кварталам, д.е. 20862,50 25956,75 31127,27 33494,37 2. Поступления денежных средств, всего: 16690,00 24937,90 30093,17 33020,95 в том числе: 16690,00 20765,40 24901,82 26795,50 2.1. За наличный расчет /> /> /> /> 2.2. За ранее отгруженную продукцию 4172,50 5191,35 6225,45 3. Дебиторская задолженность на начало планового периода 4172,50 5191,35 6225,45 4. Дебиторская задолженность на конец планового периода 4172,50 5191,35 6225,45 6698,87
На основе данных планирования продаж приступают к разработкепервого финансового документа — плана доходов и расходов (плана прибылей иубытков, плана финансовых результатов).
Назначение данного документа — показать соотношение всех доходовот операционной и финансовой деятельности, планируемых к получению, со всемивидами расходов, которые предполагает понести в этот период предприятие. По сути,в этом плане представлено, как будет формироваться прибыль предприятия.
По нему можно судить о рентабельности производства, возможностивернуть кредит с начисленными процентами, с его помощью можно рассчитать точкубезубыточности бизнеса.
Главный смысл плана ДиР — показать руководителям эффективностьхозяйственной деятельности предприятия в предстоящий период, установить лимитыосновных видов расходов, целевые нормативы прибыли, прогнозировать и определятьрезервы увеличения прибыли, оптимизации налоговых отчислений в бюджет. План ДиРв некоторой степени соответствует форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчето прибылях и убытках» (Приложение 1) и показывает структуру доходов ирасходов.
Таблица6 План доходов и расходов предприятияПоказатели Планируемые значения по кварталам, д.е. Всего за год 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1. Выручка от продаж 20862,50 25956,75 31127,27 33494,37 111440,89 2. Переменные затраты 13047,21 15844,89 18830,46 19839,10 67561,67 3. Маржинальная прибыль 7815,29 10111,86 12296,81 13655,27 43879,22 4. Постоянные затраты 5591,66 6790,67 8070,20 8502,47 28955,00 5. Прибыль от продаж 2223,63 3321,19 4226,62 5152,79 14924,22 6. % к уплате 7,73 7,82 7,90 7,90 31,35 7. Сальдо внереализационных доходов и расходов -140,00 -250,00 140,00 360,00 110,00 8. Прибыль до налогообложения 2075,89 3063,37 4358,72 5504,89 15002,87 9. Налог на прибыль 498,21 735,21 1046,09 1321,17 3600,69 10. Чистая прибыль 1577,68 2328,16 3312,62 4183,72 11402,18 11. Чистая прибыль нарастающим итогом 1577,68 3905,84 7218,47 11402,18 11402,18

При составлении плана ДиР планирование выручки и затратосуществляется по отгрузке. Соответственно при составлении этого документаиспользуется информация из плана продаж.
Для деления текущих затрат на переменные и постоянные принимаетсядопущение: переменные расходы составляют 70% себестоимости и постоянные расходы- 30%. Разделение затрат на переменные и постоянные является обязательнымэлементом системы бюджетного управления финансово-хозяйственной деятельностьюпредприятия.
Следующимдокументом текущего финансового планирования является годовой план движенияденежных средств (план ДДС, кассовый план). Необходимость и важность подготовкиданного документа обусловлена тем, что понятия «доходы» и «расходы»,используемые в плане Д и Р, не отражают реального движения денежных средств,это показатели, рассчитанные «на бумаге» (методом начисления). Вплане ДДС поступление денежных средств и их списание отражаются с учетомграфиков оплаты дебиторской и кредиторской задолженности (по способу ихоплаты). План ДДС — это план движения денежных средств на расчетном счете и вкассе предприятия и (или) его структурного подразделения, отражающий всепрогнозируемые поступления и снятия денежных средств в результате финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия.
Онучитывает денежные притоки и оттоки. Главный приток денежных средств по текущейдеятельности связан с операциями по продажам за наличные.
Разницамежду притоком и оттоком денежных средств определяет чистый денежный поток пооперационной деятельности.
Денежныепотоки по финансовой деятельности связаны с привлечением дополнительного илипаевого капитала, получением кредитов и займов, уплатой дивидендов, погашениемдолгов и т.д.
Анализденежной наличности по указанным трем направлениям позволяет выявитьэффективность управления производственной, инвестиционной и финансовойсторонами деятельности предприятия.
Таблица 7 Влияниеизменения выручки от реализации на состояние фирмы по продукции 1Показатель Планируемые значения по кварталам /> 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1. Выручка от реализации, д.е. 20862,50 25956,75 31127,27 33494,37 2. Переменные затраты, д.е. 13047,21 15844,89 18830,46 19839,10 3. Валовая маржа, д.е. 7815,29 10111,86 12296,81 13655,27 4. Постоянные затраты, д.е. 5591,66 6790,67 8070,20 8502,47 5. Прибыль от реализации, д.е. 2223,63 3321,19 4226,62 5152,79 6. Точка безубыточности, д.е. 14926,65 17431,39 20428,31 20855,32 7. ЗФП, д.е. 5935,85 8525,36 10698,96 12639,05 8. Величина операционного рычага 3,51 3,04 2,91 2,65 9. При увеличении объемов продаж на 10 % прибыль увеличивается на, % 93,82 78,16 73,65 65,00
Таблица 8 Влияниеизменения выручки от реализации на состояние фирмы по продукции 2Показатель Планируемые значения по кварталам 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1. Выручка от реализации, д.е. 22948,75 28552,425 34239,997 36843,8058 2. Переменные затраты, д.е. 13047,2125 15844,8938 18830,4568 19839,1037 3. Валовая маржа, д.е. 9901,5375 12707,5313 15409,5403 17004,7021 4. Постоянные затраты, д.е. 5591,6625 6790,66875 8070,19575 8502,47301 5. Прибыль от реализации, д.е. 4309,875 5916,8625 7339,3445 8502,22913 6. Точка безубыточности, д.е. 12959,8 15257,9 17932,0 18422,2 7. ЗФП, д.е. 9989,0 13294,5 16308,0 18421,6 8. Величина операционного рычага 2,30 2,15 2,10 2,00 9. При увеличении объемов продаж на 10 % прибыль увеличивается на, % 93,82 78,16 73,65 65,00

Таблица 9 Исходныеданные для составления финансовых планов
Вариант
Показатели 3 1. Кредит на закупку основных фондов, д.е. 300 2. Проценты за кредит, % Ставка рефинансирования 1.1 3.Порядок погашения кредита Равномерное погашение со 2 квартала планируемого периода 4. Порядок начисления процентов за кредит Начисление простых процентов ежеквартально
5. Сальдо внереализационных доходов и
расходов, д.е.: 1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
— 140
— 250
+ 140
+ 360
Таблица 10 Пландвижения денежных средствПоказатели Планируемые значения по кварталам, д.е. Всего за год 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1. Поступления денежных средств, всего 21144,17 31934,07 26684,01 38508,17 118270,41 В том числе: 1.1 От реализации продукции за наличный расчет 16690,00 20765,40 24901,82 26795,50 89152,71 1.2. За ранее отгруженную продукцию 0,00 4172,50 5191,35 6225,45 15589,30 1.3 Получение кредита 300,00 0,00 0,00 0,00 300,00 1.4 Сальдо внереализационных доходов и расходов 0,00 0,00 140,00 360,00 500,00 1.5 Прирост текущих пассивов 4154,17 6996,17 -3549,15 5127,22 12728,40 2. Выплаты денежных средств, всего 20067,33 14249,63 32048,67 19656,71 86022,33 В том числе: 2.1 Оплата операционных расходов за наличный расчет 11090,13 13887,81 16873,37 17882,02 59733,34 2.2 Погашение кредиторской задолженности 0,00 4752,91 5951,92 7231,45 17936,28 2.3 Выплата кредита 0,00 100,00 100,00 100,00 300,00 2.4 Оплата процентов за кредит 7,73 7,82 7,90 7,90 31,35 2.5 Налог на прибыль к уплате 498,21 735,21 1046,09 1321,17 3600,69 2.6 Закупка основных фондов 300,00 0,00 0,00 0,00 300,00 2.7 Сальдо внереализационных доходов и расходов 140,00 250,00 0,00 0,00 390,00 2.8 Прирост текущих активов 8031,25 -5484,13 8069,39 -6885,84 3730,67 3. Чистый денежный поток 1076,84 17684,44 -5364,66 18851,46 32248,08 4. Чистый денежный поток нарастающим числом 1076,84 18761,28 13396,62 32248,08 32248,08
Кроме этого необходимо спрогнозировать выплаты по обязательствампредприятия, т.е. составить график расчетов кредиторской задолженности.Предприятие имеет несколько типов кредитов:
— поставщиков и подрядчиков;
— собственных работников;
— государственный бюджет;
— государственные социальные внебюджетные фонды;
— кредитные учреждения и т.д.
Длясоставления графика выплат кредиторам (табл. 6) по всем текущим обязательствампредположим, что 70 % операционных расходов оплачивается в том же квартале,остальные 30 % — в следующем квартале.
Таблица 11Графиквыплат кредиторамПоказатель Планируемые значения по кварталам, д.е. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1. Обязательства, всего 15843,04 19839,73 24104,82 25545,75 2. Выплаты в квартале 11090,13 13887,81 16873,37 17882,02 3. Погашение кредиторской задолженности 4752,91 5951,92 7231,45 4. Кредиторская задолженность на начало планового периода 4752,91 5951,92 7231,45 5. Кредиторская задолженность на конец планового периода 4752,91 5951,92 7231,45 7663,72
При планировании денежных потоков по операционной деятельностиучитывается влияние таких показателей как «Прирост текущих активов» и«Прирост текущих пассивов». Необходимость расчета показателейприроста текущих активов и текущих пассивов в финансовом планированииобусловлена тем, что при разработке плана ДДС эти показатели ‘рассматриваютсясоответственно как расходование денежных средств на создание запасов сырья,материалов в увязке с объемом реализации продукции и как дополнительныеисточники финансовых ресурсов в виде кредиторской задолженности’. Для расчетаприроста текущих активов и прироста текущих пассивов можно исходить изпоказателей оборачиваемости текущих активов и текущих пассивов, которыесложились на предприятии в предшествующем периоде или предполагаются исходя изусловий оптимизации показателей оборачиваемости в будущем периоде.
Значения коэффициентов оборачиваемости в поквартальном разрезезадаются условно в соответствии с формулами 2 и 3:
КобТА />(2)
где КобТА — коэффициент оборачиваемости текущих активовза квартал, обороты; В — выручка от продажи в квартал, д.е; ТАпн, ТАкп — величина текущих активов на начало и конец периода соответственно, д.е.
КобТП />(3)
где КобТП -коэффициент оборачиваемоститекущих пассивов, обороты; ТПпн, ТПкп — величина текущихпассивов на начало и конец периода соответственно, д.е.
Зная значения коэффициента оборачиваемости и планируемый объемреализации и обладая информацией о начальной величине текущих активов, можноопределить величину текущих активов на конец периода:
ТАКП = /> (4)
Прирост текущих активов в поквартальном разрезе определяется какразница между значениями текущих активов на конец и на начало планируемогоквартала. Аналогично рассчитывается прирост текущих пассивов по кварталампланируемого года. Результаты расчетов сводятся в табл. 7.
Таблица 12 Приросттекущих активов и пассивов (д.е.)Показатель Предшествующий период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. Выручка от реализации /> 20862,50 25956,75 31127,27 33494,37 Текущие активы 1200 9231,25 3747,13 11816,51 4930,67 Текущие пассивы 1000 5154,17 12150,33 8601,18 13728,40 Прирост текущих активов /> 8031,25 -5484,13 8069,39 -6885,84 Прирост текущих пассивов /> 4154,17 6996,17 -3549,15 5127,22
Заключительнымдокументом годового финансового планирования является плановый баланс. Плановыйбаланс — это прогноз соотношения активов и пассивов предприятия (бизнеса,структурного подразделения, инвестиционного проекта) в соответствии сосложившейся структурой активов и задолженностей и её изменением в процессереализации других планов. Его назначение — показать, как изменится стоимостьпредприятия в результате хозяйственной деятельности предприятия в целом или егоотдельного структурного подразделения в течение планового периода.
Цельюразработки плана баланса является определение необходимого прироста отдельныхвидов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а такжеформирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей финансовуюустойчивость предприятия в плановом периоде.
Плановыйбаланс составляется после разработки плана ДиР, плана ДДС и является проверкойправильности их составления. В процессе разработки этого плана учитываютсяприобретение основных фондов, изменение стоимости материальных запасов,отмечаются планируемые займы, кредиты и т.д. .
В курсовойработе плановый баланс (как и другие документы) составляется в упрощенном виде(табл. 8).

Таблица 13ПлановыйбалансПоказатель Плановые значения по кварталам, д.е. /> На 01.01 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. АКТИВЫ /> /> /> /> /> 1. Текущие активы 1200 9231,25 3747,13 11816,51 4930,67 2. Прирост текущих активов /> 8031,25 -5484,13 8069,39 -6885,84 3. Дебиторская задолженность 4172,50 5191,35 6225,45 6698,87 4. Баланс денежных средств 1076,84 18761,28 13396,62 32248,08 5. Основные средства 20000 20000,00 20000,00 20000,00 20000,00 6. Основные фонды за счет кредита 300,00 300,00 300,00 300,00 7. Амортизационные отчисления /> 2795,83 5591,66 8387,49 11183,32 8. Остаточная стоимость основных фондов /> 17504,17 14708,34 11912,51 9116,68 ИТОГО АКТИВОВ: 21200 31984,76 42408,10 43351,09 52994,31 ПАССИВЫ /> /> /> /> /> 9. Текущие пассивы 1000 5154,17 12150,33 8601,18 13728,40 10. Прирост текущих пассивов /> 4154,17 6996,17 -3549,15 5127,22 11. Кредиторская задолженность 4752,91 5951,92 7231,45 7663,72 12. Заемные средства 300,00 200,00 100,00 0,00 13. Собственный капитал 20200 20200,00 20200,00 20200,00 20200,00 14.Нераспределенная прибыль 1577,68 3905,84 7218,47 11402,18 ИТОГО ПАССИВОВ: 21200 31984,76 42408,10 43351,09 52994,31 Сальдо баланса 0,00 0,00 0,00 0,00

4. Анализ финансовыхкоэффициентов
Анализфинансовых коэффициентов позволяет оценить финансовое состояние предприятия вбудущем периоде и перспективы его дальнейшего развития. Для этого на основепоказателей разработанных финансовых планов рассчитаем известные аналитическиефинансовые показатели:
1. Коэффициент рентабельности собственного капитала:
k = />
kIкв. = />; kIIкв. = />;
kIIIкв. = />; kIVкв. = />.
2. Коэффициент автономии:
k = />
k = />.
3.Рентабельность основной деятельности:
k = />
kIкв. = />; kIIкв. = />;
kIIIкв. = />; kIVкв. = />.
4. Коэффициент текущей ликвидности:
k = />
kIкв. = />; kIIкв. = />;
kIIIкв. = />; kIVкв. = />.
5. Коэффициент финансовой напряженности:
k = />
kIкв. = />; kIIкв. = />;
kIIIкв. = />; kIVкв. = />.
6. Плечофинансового левериджа:
k = />
kIкв. = />; kIIкв. = />;
kIIIкв. = />; kIVкв. = />.
Выводы:Проанализировав данные финансовые коэффициенты, я пришла к следующим выводам:1)Рентабельность собственного капитала отражает эффективность использованиясобственных средств, как и рентабельность основной деятельности, значения показателей с каждым кварталом снижаются, и этонеблагоприятная тенденция. 2)Коэффициент автономии показывает долюсобственных средств в общем объеме ресурсов, он составляет 0,953, чтоудовлетворяет оптимальному значению 0,5. 3)Значения коэффициента финансовойнапряженности совсем не значительны. 4)Коэффициент текущей ликвидности во 2 и 4кварталах ниже рекомендуемого значения; это говорит о том, что в эти периоды упредприятия не достаточно средств, которые могут быть использованы дляпогашения краткосрочных обязательств. 5)Плечо финансового левериджа показываетсоотношение заемных и собственных средств, и рекомендуемое значение данногопоказателя равно 1, — ни в одном квартале коэффициент не доходит до значенияравного единице, это говорит о том, что предприятие в основном финансируется засчёт собственной прибыли.

Заключение
Рассмотревцели и сущность финансового планирования, а также различные аспекты практикисоставления финансовых планов, можно сделать заключение, что финансовый планявляется неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейшихдокументов, разрабатываемых на предприятии. .
Разработкафинансовых планов должна проводиться на постоянной основе. Необходимоучитывать, что они быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняетсядинамично. .
Какпоказала практика, применение планирования создает следующие важныепреимущества: .
делаетвозможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
проясняетвозникающие проблемы; .
стимулируетменеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
улучшаеткоординацию действий в организации; .
создаетпредпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
увеличиваетвозможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
способствуетболее рациональному распределению ресурсов; .
улучшаетконтроль в организации. .
Финансовыйплан для потенциального инвестора служит основанием оценки платежеспособности предприятияс точки зрения взятых на себя обязательств и возможности получения достаточнойприбыли на вложенный капитал.

Списокиспользованной литературы
1. Басина Н.А. Финансовое планирование на предприятии: метод. указанияна выполнение курсовой работы/ Н.А. Басина. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. –32 с.: ил. .
2. Басина Н.А. Финансовоепланирование на предприятии: учеб. пособие/ Н.А. Басина, И.А. Щербакова; подредакцией Н.А. Басиной. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. – 123 с… .
3. Басовский Л.Е… Прогнозирование ипланирование в условиях рынка учебное пособие / Л. Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М,2007. – 52 с.
4. Владимирова Л.П. Прогнозирование ипланирование в условиях рынка: учебное пособие для вузов/Л.П. Владимирова.- 6-еизд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2006. — 74 с. .
5. Дрогомирецкий И.И. Стратегическоепланирование: учебное пособие / И. И. Дрогомирецкий, Г. А. Маховикова, Е. Л.Кантор.— СПб.: Вектор, 2006. – 75 с. .
6. Ефремов В.С. Организации,бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и зарубежом. – 2001. – №2. – 151 с.
7. Кобец Е. А. Планирование напредприятии: Учебное пособие.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 81 с. .
8. Ковалев В.В. Введение в финансовыйменеджмент/В.В.Ковалев. — М.: Финансы и статистика, 2007. .
9. Ковалев В.В. Финансовый анализ:Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.-2-е изд., перераб. идоп.- М.: Финансы и статистика, 2000. .
10. Любанова Т.П. Стратегическоепланирование на предприятии: учебное пособие для вузов по экономическим иинженерным специальностям/Т. П. Любанова, Л. В. Мясоедова, Ю. А. Олейникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: МарТ; Ростов-н/Д: МарТ, 2005. – 76 с. .