–PAGE_BREAK–Иным видом правоприменительного административного процесса является властноорганизующая деятельность компетентных органов государственного управления и должностных лиц, а также деятельность судов по реализации возложенных на них функций по осуществлению мер административного принуждения, в том числе применение мер административного наказания.
Вместе с тем административный процесс имеет место при осуществлении судами функций административной юстиции, т.е. судебного контроля за законностью действий органов публичной власти в отношении граждан и организаций.
Таким образом, административный процесс включает три составляющие: административный процедуры, административную юрисдикцию, административную юстицию.
Административными процедурами являются упорядоченные в нормативном порядке действия органов исполнительной власти и образуемых этими органами государственных учреждений, направленные на реализацию предусмотренных законодательством либо подзаконными нормативными правовыми актами прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций. Административно-процедурная деятельность включает в себя регистрационное производство, лицензионно-разрешительное производство, производство по подготовке правовых актов и управления (правотворческое производство), а так же иные виды административных процедур (по проведению мероприятий, связанных с комплектованием органов исполнительной власти кадрами; по проведению аттестации государственных служащих; по административному надзору; по приватизации государственного и муниципального имущества и т.д.) Административно-процедурная деятельность служит целям организации повседневной работы исполнительного аппарата. Кратко рассмотрим основные виды процедурных производств. Регистрационное производство — деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти, состоящая в официальном признании определенных юридических лиц и сделок с недвижимостью, регистрация общественных и религиозных объединений, регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, осуществляемых органами Министерства юстиции Российской Федерации. Последствием таких регистрационных действий является приобретение различными субъектами дополнительных прав, например, право заниматься предпринимательской деятельностью для юридических лиц, в полной мере осуществлять гражданские права в отношении объектов недвижимого имущества, права федеральных органов исполнительной применять указанные виды нормативных актов. Примером уведомительных регистрации является регистрационный учет граждан российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, осуществляемых органами внутренних дел. Данный вид регистрационного учета вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства или пребывания в пределах Российской Федерации. Но при этом наличие или отсутствие фактов регистрации гражданина по месту жительства или пребывания не может служить основанием для ограничения их прав и свобод либо налагать на них дополнительные обязанности. Следует отметить, что регистрационные действия осуществляют и другие органы исполнительной власти. Так, органы государственной радиочастотной службы при Министерстве Российской Федерации по связи и информации осуществляют регистрацию и учет радиочастот и сигналов опознавания радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского применения, органы ЗАГС проводят регистрацию актов гражданского состояния (фактов рождения, смерти человека, заключения и расторжения брака, перемену имени и т.п.), органы Министерства транспорта Российской Федерации осуществляют государственную регистрацию и учет воздушных судов и т.д.
В обобщенном виде процедуру регистрационного производства можно представить в виде следующих этапов:
1. представление заинтересованным субъектам в орган, уполномоченный осуществлять регистрацию установленных нормативно – правовыми актами документов;
2. Оценка соответствующими должностными лицами представленных документов, проверка указанных в них сведений;
3. Регистрация определенного юридического факта либо отказ в его осуществлении;
4. Выдача документов, подтверждающих прохождение государственной регистрации – свидетельств;
Лицензионно–разрешительное производство представляет собой совокупность действий и мероприятий органов исполнительной власти, связанных с выдачей, переоформлением, приостановлением и аннулированием решений и лицензий. Правовые основы лицензирования содержатся в Федеральном законе от 8 августа 2001 года № 128 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в соответствующих положениях, утверждаемых постановлениями Правительства Российской Федерации. В обобщенном виде процедуру лицензированной деятельности можно представить состоящей из следующих этапов:
1. Принятие от юридических и физических лиц – соискателей лицензий заявлений о выдаче лицензии с указанием необходимых сведений и приложением необходимых документов;
2. Проведение экспертизы, на предмет готовности соискателя осуществлять лицензированный вид деятельности;
3. Принятие органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять лицензирование, решение о выдаче или об отказе выдачи лицензии.
Рассматривая производство по подготовке правовых актов управления, слушатели должны изучить общие правила подготовки нормативно – правовых актов управления федеральных органов исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 « Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Нормативно – правовые акты указанными органами издаются и виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Запрещено издавать нормативные акты в виде писем и телеграмм.
Характеризуя данное производство, в целом можно выделить ряд обязательных стадий: разработка проекта нормативного акта, его согласования с иными заинтересованными ведомствами; принятие правового акта; доведение правового акта до исполнителей и иных заинтересованных лиц. Следует учесть, что подписанный и утвержденный нормативно – правовой акт подлежит обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации в случае, если он затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливает правовой статус организаций либо имеет межведомственный характер. После Государственной регистрации нормативно – правовые акты подлежат официальному опубликованию, за исключением актов, содержащих государственную тайну или конфиденциальную информацию. В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации. При нарушении указанных требований о государственной регистрации нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не могут применяться, как не вступившие в силу. Под административной юрисдикцией понимается процесс рассмотрения и разрешения административных споров, в том числе рассмотрения жалоб граждан и организаций органами публичной власти, а также процесс применения органами исполнительной власти и судами мер административного принуждения к физическим и юридическим лицам.
Административный процесс — это совокупность определённых производств, устанавливаемых законами и подзаконными нормативными правовыми актами и связанных как с позитивной деятельностью органов государственной администрации, так и с применением мер административного принуждения. Административные процедуры, административная юрисдикция и административное судопроизводство составляют три блока административного процесса, являющегося универсальным механизмом правовой защиты граждан и их организаций в сфере публичной власти.
Отмечу, что на современном этапе жизни России особую актуальность приобретает надлежащее правовое регулирование всех трёх указанных выше видов административного процесса.
2.1 Административные процедуры
Административные процедуры представляют собой установленный законом порядок разрешения индивидуальных дел органами публичной власти (должностными лицами) в связи с реализацией прав и законных интересов физических и юридических лиц в сфере государственного управления. За последние годы в России приняты ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)» и ряд других ФЗ, в которых в той или иной мере определён процесс рассмотрения обращений граждан и их организаций в органы публичной власти. Отдельные административно-процессуальные нормы содержатся в федеральных законодательных актах об оружии, о безопасности дорожного движения, о пожарной безопасности, об использовании атомной энергии, в Земельном, Водном, Лесном, Градостроительном, Бюджетном, Налоговом и других кодексах РФ, в ФЗ о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, о качестве и безопасности пищевых продуктов и т.д. Процессуальные правила обращения граждан в органы исполнительной власти содержатся в ФЗ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», «О правовом положении иностранных граждан в РФ», «О регистрации актов гражданского состояния», «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ». Административно-процессуальные нормы содержатся также в ФЗ, определяющих статус общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, благотворительных организаций, религиозных объединений. К этому нужно добавить многочисленные административно-процессуальные правила, содержащиеся в подзаконных нормативных актах Правительства РФ, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а также в законодательных и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, принимаемых в пределах их компетенции. Можно, в частности, сослаться на Закон Краснодарского края «О порядке рассмотрения обращений граждан в Краснодарском крае» (принят 10 февраля 1999), на ведомственные инструкции МВД России, ФСО России, ФСБ России о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, личном приёме граждан. Однако ещё не решена проблема создания ФЗ об основных принципах административных процедур и общих правилах их осуществления, хотя проекты таких законов уже подготовлены и один из них прошёл первое чтение в Государственной Думе. Но пока общие нормы административных процедур, связанных с рассмотрением обращений граждан и их организаций в органы публичной власти, регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР (в ред. от 4 марта 1980 года) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».[7]
Тихомиров Ю.А., рассматривая административный процесс как необходимый процессуальный элемент управленческого процесса, не выделяет специальные виды производств, но вместе с тем указывает на необходимость принятия законодательных актов о порядке рассмотрения обращений граждан, о порядке предоставления гражданам информации органами исполнительной власти. По мнению Тихомирова Ю.А., многие процессуальные нормы могут находиться внутри тематических законодательных и иных актов и тем самым создавать «встроенные» административные процессы для осуществления норм соответствующих актов.[8]
Козлов Ю.М., разделяя всю административно-процессуальную деятельность на административно-юрисдикционную и административно- процедурную, к последней относит процедурное производство. Это производство, по мнению Козлова Ю.М., в качестве одного из основных компонентов включает лицензионно-разрешительное, регистрационное и правотворческое производство (по принятию актов управления).[9]
На мой взгляд, более целесообразно к административным процедурам относить урегулированный законом или нормативным правовым актом порядок осуществления «внешних» функций органов публичной власти в их взаимоотношениях с не подчинёнными им физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами-организациями. В этом случае будет выполнена основная задача административного процесса — создание процессуального механизма реализации и защиты прав граждан и их организаций в сферах социально-экономической и политической жизни общества.
Отмечу, что в странах Европейского союза и США административные процедуры, связанные с публично-правовыми интересами граждан и организаций, урегулированы на законодательном уровне. Например, Закон ФРГ от 25 мая 1976 года (с изменениями от 25 сентября 1990 года) «О порядке административного производства» распространяется на публично-правовую деятельность административных органов, т.е. органов, осуществляющих функции публичного управления (как государственные, так и муниципальные). Как известно, административное и административно-процессуальное законодательство, согласно ст. 72 Конституции РФ, является предметом совместного ведения РФ и её субъектов. В связи с этим в ФЗ об общих административных процедурах, разработка которого началась официально в связи с внесением в Государственную Думу законопроекта «Об административных процедурах», должны быть определены основные, принципиальные положения осуществления административных процедур, обязательные для применения на всей территории России. ФЗ об административных процедурах явится рамочным правовым актом, на базе которого, с учётом его принципиальных положений, будут регулироваться административные процедуры в различных сферах: экономической, социальной, культурной, административно- управленческой деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Осуществление публично- властных полномочий этих органов тем самым будет введено в конкретные правовые рамки, что в определённой мере позволит создать барьеры для бюрократических извращений и игнорирования прав и законных интересов граждан. На мой взгляд, в законодательстве об административных процедурах целесообразно решить вопросы о порядке обжалования принятых органами публичной власти и их должностными лицами решений по административным делам.
2.2 Административная юрисдикция
Самостоятельным видом административного процесса является административно-юрисдикционное производство, подразделяющееся, в свою очередь, на две основные ветви: административная юрисдикция, осуществляемая в административном порядке, и административная юрисдикция, осуществляемая в судебном порядке. Административная юрисдикция как проявление процессуальной деятельности рассматривается в данном параграфе в качестве процессуальной деятельности судей и других уполномоченных на то органов и должностных лиц органов исполнительной власти по рассмотрению дел об административных правонарушениях физических и юридических лиц. Административно-процессуальные нормы, определяющие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, требуют самостоятельного законодательного регулирования, которое ныне закреплено в разделе 4 КоАП РФ «Производство по делам об административных правонарушениях».
По сравнению с КоАП РСФСР в КоАП РФ значительно расширена процессуальная часть: введены нормы, направленные на повышение гарантий прав лиц (физических и юридических), привлекаемых к административной ответственности, детализированы процессуальные сроки на всех стадиях движения дел, введён институт отводов субъектов административной юрисдикции, уточнена их компетенция по рассмотрению дел. В КоАП РФ более чётко определены принципы рассмотрения дел об административных правонарушениях. В этом Кодексе значительно расширены гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, а также других лиц участвующих в деле. В частности, установлен порядок рассмотрения ходатайств лиц участвующих в деле: они подлежат обязательному и немедленному рассмотрению соответствующим субъектом административной юрисдикции, в производстве которого находится данное дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе пользоваться помощью защитника, в качестве которого допускается как адвокат, так и иное лицо. Потерпевший вправе пользоваться юридической помощью представителя, к которому предъявляются аналогичные требования. Впервые в законодательстве об административной ответственности урегулирован институт отвода субъекта административной юрисдикции, причём в Кодексе определены обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела судьёй, членом коллегиального органа, должностным лицом. Более последовательное закрепление нашли в КоАП РФ процессуальные стадии- возбуждение дела об административном правонарушении и рассмотрение дела как обязательные составляющие любого юридического процесса.
продолжение
–PAGE_BREAK–