Уральский социально – экономическийинститут.Академия труда и социальных отношений.КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАПо дисциплине: Налоги и налогообложение.
Тема: Сущность налогов вусловиях рыночной экономики.
Выполнила: Меньшикова М.В.
Специальность: Финансы икредит.
Группа: ФЗ 303
Рецензент: Васенева Н.Д.Челябинск 2008
Содержание1. Введение2. Налоги в экономической системе государства3. Сущность и функции налогов4. Налоговая политика государства 5. Заключение6.Список используемой литературы
Введение
Налоги известныдавным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано ссамыми первыми общественными потребностями.
Налоги являютсянеобходимым звеном экономических отношении в обществе с момента возникновениягосударства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаютсяпреобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги— основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функцииналоговый механизм используется для экономического воздействия государства наобщественное производство, его динамику и структуру, на состояниенаучно-технического прогресса.
Встранах с развитой рыночной экономикой налоги, кроме выполнения фискальной функций,налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной иэкономической политики. Они оказывают существенное влияние на денежноеобращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления,осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальноеположение населения.
Вданной контрольной работе я на примере налоговой политики Р.Ф. будурассматривать сущность налогов в условиях рыночной экономики.
Налогив экономической системе государства
В настоящее время теорияналогов как важнейшая составляющая экономической науки в России началавозрождаться.
Исходя из теории налогови функций налогов, определяется налоговая политика государства. На практике можновыделить три основные формы налоговой политики. Они встречают не в чистом виде,а в определенных соотношениях друг с другом.
Во-первых, это выраженнаяфискальная политика, или политика максимальных налогов. Здесь мы имеем тотслучай, когда государство стремится методом высоких налогов на подоходнуючасть бюджета и обеспечить превышение доходов над расходами. Подобная политика,как убедительно показал А. Лэффер, чаще всего не достигает поставленных целей.Вместе с тем она имеет и еще более серьезные последствия. Происходит замедлениерасширенного воспроизводства или вообще возврат к простому воспроизводству.Население оказывает пассивное сопротивление данному курсу, и начинаетсямассовое уклонение от уплаты налогов. Уклонение от налогообложения приводит всвою очередь к росту теневой экономики.
В подобной ситуации мыимеем дело с преувеличением роли фискальной функции налогов по сравнению состaлъными функциями.
Во-вторых, это налоговаяполитика экономического развития. При этом государство стремится всемерноснижать налоги, оставляя большую часть финансовых ресурсов в распоряжениихозяйствующих субъектов. На первый взгляд может показаться, что именно к такойполитике следует стремиться. Однако она может иметь не менее тяжкие последствия,а именно: сокращение социальных программ из-за нехватки средств управительства, снижение, уровня жизни работников бюджетных организаций, включаяврачей, учителей и т. д.
Третьей формой следуетпризнать оптимальную налоговую политику. Вот ее-то проведение требуетдетального научного анализа и осмысления экономической ситуации,прогнозирования последствий любых налоговых изменений, комплексности принятиярешений. Для успеха налоговой политики необходимо исследовать прошлое, знатьопыт зарубежных развитых стран, применять его, не слепо копируя, а соотнося соспецифическими особенностями национальной экономики.
При проведении налоговойполитики могут разойтись фискальные интересы государственных органов иналогоплательщиков. Как достичь гармонизации интересов? Налоговая политикадолжна учитывать как интересы бюджета, так и интересы, широких масс населения.Примирить их вполне возможно. Все заинтересованы в устойчивом развитииэкономики высокими темпами, в развитии расширенного воспроизводства на основе передовыхтехнологий. Также все заинтересованы в решении социальных проблем. Вопрос — в оптимальныхсоотношениях финансирования народнохозяйственных отраслей, в«прозрачности» доходов и расходов бюджета.
Сформулируем, чтопредставляет собой рыночная система хозяйства. Рыночная экономика — это системаорганизации хозяйства страны, основана на товарно-денежных отношениях,многообразии форм собственности; на средства производства, экономическойсвободе граждан как собственников своей рабочей силы их конкуренции в сферепроизводства и обращения товаров и услуг.
В рыночной экономикефункционируют и активно взаимодействуют друг с другом три основныхспецифических рынка. Это рынок товаров и услуг, или товарный рынок; рынок трудаи рынок финансовых ресурсов, включающий в себя рынок ценных бумаг. Цену нарынке формирует соотношение спроса и предложения. На рынке труда ценой являетсязаработная плата наемного работника.
Юридические лица(хозяйствующие субъекты) выступают в одно и то же время в качестве потребителейи производителей — на товарном рынке, эмитентов и инвесторов – на финансовомрынке, работодателей – на рынке труда. Граждане выступают в качестве продавцовсвоей рабочей силы на рынке труда (трудоспособная часть населения),потребителей — на товарном рынке, инвесторов -: на финансовом рынке.
Рыночные модели разныхстран значительно отличаются друг от друга. Можно выделить две основные моделирыночной экономики: либеральная модель и модель социально ориентированного рынка.
Либеральная модельоснована на незначительном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь исоциальные процессы. Действует минимум предприятий государственного сектора,обеспечивается максимальная свобода хозяйствующим субъектам, государствопринимает минимальное участие в решении социальных проблем, заботясь обеднейших слоях населения, регулирование носит монетарный характер иограничивается преимущественно макроэкономикой. Либеральная модель действует вСША, Канаде, близки к ней системы Англии и. Франции.
Надо отметить, что Многоеиз сказанного о либеральной модели относится скорее к Прошлому перечисленныхстран. В настоящее время они двигаются в сторону второй модели.
Социально ориентированнаямодель отличается более высокой степенью государственного регулированияэкономики. 3десь значителен государственный сектор, предпринимательскаядеятельность подвержена регламентации, государство гарантирует определенныйуровень удовлетворения потребностей населения (а не только его низших слоев) вжилье, услугах здравоохранения, образования и культуры, заботится о занятоститрудоспособной его части. Подобная модель функционирует в Германии, Австрии,Нидерландах, Швеции, Норвегии. Близка к ней и система Японии.
Вполне понятно, чтолиберальная и социально ориентированная модели рынка требуют наличия угосударстваразличных финансовых ресурсов. И налоги в странах со второй моделью, конечно,должны быть выше. Так что понятие «Высокие» или «низкие» налоги – это неабсолютное, а относительное представление. Величина налогов должнасоответствовать поставленным государством перед собой задачами.
Сущностьи функции налогов
Налоги являются одним изосновных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основойбюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежноеобращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления,осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальноеположение населения.
Источником налоговявляется созданная в процессе производства стоимость — национальный доход.Первичное распределение национального дохода дополняется вторичнымраспределением, или перераспределением, где налогам принадлежит важное место.
Участвуя в процессеперераспределения новой стоимости, налоги выступают частью единого процессавоспроизводства, специфической формой производственных отношений, котораяформирует их общественное содержание.
Кроме общественногосодержания, налоги имеют материальную основу, представляют собой часть денежныхдоходов, национального дохода, отчужденную государством.
Налоги составляютзначительную долю в доходной части бюджетов различных уровней. Зачислениеналоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фондыосуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательстваРФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектовРоссийской Федерации.
В условиях рыночнойэкономики налоги выполняют четыре основные функции, каждая из которых проявляетвнутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории.
Функцииналогов
1.Фискальная функция(фиск — казна), т.е. обеспечение государства необходимыми ресурсами.
С помощью данной функцииобразуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия дляфункционирования государства в условиях рыночной экономики. В рыночных условияхналоги стали основным источником доходов государственного бюджета РоссийскойФедерации. Фискальная функция усиливается во всех странах в связи с расширениемрегулирующей роли государства в обществе.
2. Распределительнаяфункция
С помощью налоговпроисходит распределение и перераспределение национального дохода и создаютсяусловия для эффективного государственного управления.
Налоги как активныйучастник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние навоспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшаяплатежеспособный спрос населения.
Экономический механизмсистемы налогообложения может достичь поставленной цели в случае созданияравных экономических условий для всех предприятий независимо от ихорганизационно-правовых форм и форм собственности. Он должен обеспечиватьзаинтересованность предприятий в получении большего дохода через использованиетаких элементов налога, как ставки, льготы, сроки уплаты, что в свою очередьпозволит решить задачи насыщения товарами и услугами потребительского рынка,ускорение научно-технического прогресса, обеспечения насущных социальныхпотребностей населения.
3. Регулирующая функция
Регулирующая функцияналогов реализуется путем:
— регулирования дохода иприбыли юридических и физических лиц;
— стимулирования ростапроизводства товаров или сдерживания их, стимулирования инвестиций, проведениямероприятий в области экологии, выпуска продукции для государственных нужд,деятельности предприятий малого бизнеса и т.д. Стимулирующее воздействиеналогов обеспечивается через систему материальных и финансовых санкций.
4.Контрольная функция
При помощи налоговконтролируется своевременное поступление части выручки, прибыли и доходаорганизаций и физических лиц в бюджет и внебюджетные фонды.
Налоговая системабазируется на ряде принципов налогообложения, основными из которых являются:
1. Всеобщность иравенство налогообложения — каждое юридическое и физическое лицо должно платитьналоги, установленные законодательством. Не допускается предоставлениеиндивидуальных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованные с позицииконституционно значимых целей. Равенство в налогообложении требует учетафактической способности к уплате налога на основе сравнения экономическихпотенциалов.
2. Справедливостьналогообложения — каждое физическое и юридическое лицо должно платить налоги взависимости от получаемой прибыли, дохода.
Налоги и сборы не могутиметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных,расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускаетсяустановление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот в зависимостиот формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождениякапитала.
3.Экономическаяобоснованность налогов.
Налоги и сборы должныиметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
4.Однократностьналогообложения — один и тот же объект налогообложения у каждого субъекта можетбыть обложен налогом одного вида только один раз за определенный законом периодналогообложения.
5.Определенностьналогообложения.
При установлении налоговдолжны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства оналогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точнознал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
6. Нейтральность налогов- налоги не должны вредить деятельности предприятий и жизнедеятельностиграждан.
Данный принципреализуется в ряде стран в отношении налогообложения физических лиц, вчастности, путем введения не облагаемого налогом дохода, связанного с размеромпрожиточного минимума.
Все неустранимыесомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах трактуютсяв пользу налогоплательщика.
7.Простота, доступность иясность налогообложения.
Наиболее простыми с точкизрения исчисления считаются прямые налоги. В соответствии с мировой практикойпрямые налоги составляют около 60% общей суммы доходов, поступающих отналоговой системы.
8.Применение наиболееоптимальных форм, методов и сроков уплаты налогов.
Контроль за правильностьюи своевременностью взимания в бюджет налогов и сборов осуществляетсядолжностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредствомналоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанныхлиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий,используемых для извлечения дохода (прибыли).
Правительство РоссийскойФедерации участвует в координации налоговой политики с другими государствами,входящими в Содружество Независимых Государств, а также заключает международныеналоговые соглашения об избежании (устранении) двойного налогообложения споследующей ратификацией этих соглашений. Налоговая политика государства
Эффективноеиспользование налогов и решение социально-экономических проблем невозможно безчетко обоснованной государственной налоговой политики, соответствующейобъективным экономическим, социальным и политическими условиям.
Вэкономической литературе нередко понятие налоговой политики рассматриваетсяоднобоко, сугубо с фискальных позиций.
ВРоссии в конце XIX — начале XX в.была обоснована налоговая политика и в соответствии с ней сформировананалоговая система, способствовавшая пополнению бюджета и экономическому росту.Немаловажная роль в этом принадлежала серьезной теоретической проработкеосновополагающих вопросов налогообложения.
Приобосновании налоговой политики необходимо руководствоваться не толькофискальными требованиями. Так, еще С.Ю. Витте подчеркивал, что «государство,обладая правом отчуждать в свою пользу посредством налогов некоторую долюимущества частных лиц, должно руководствоваться в своей налоговой политикеопределенными эстетическими и экономическими началами; в противном случае, отягощаянаселение несправедливыми непосильными сборами, оно подрывало бы самый смысл иразумное основание своего существования».
Приформировании налоговой политики следует четко определить границыналогообложения. Многовековая история развития налогов убедительно показывает,что налогообложение имеет пределы. Вопрос поиска критической точкиналогообложения занимает умы политиков и ученых на протяжении многих столетий.
Рассматриваяпределы обложения, И.И. Янжул подчеркивал, что, с одной стороны, «пределобложения лежит в размерах потребностей государства, для покрытия которыхналоги устанавливаются; с другой — он заключается в имущественной способностиподданных удовлетворять этим потребностям своими пожертвованиями…Между этимидвумя границами обложения -потребностями государства и имущественной способностьюграждан — и вращаются все налоговые вопросы; борьба этих двух начал вфинансовой истории налагает даже особый отпечаток на всю жизнь народа».
Основополaгaющимпринципом при определении границ налогooбложения должен быть принцип способностифизических и юридических лиц оcyществлять налоговый платеж. Задача определенияграниц налогообложения осложняется наличием множества факторов, от которыхзависит тяжесть налогового бремени. В отдельных странах делаются попыткиограничить налоговое бремя законодательными актами.
Немаловажное значение в налоговой политике имеет понятие справедливости. Принцип спpaведливостив налогообложении — понятие относительное, изменяющееся по мере развитияпроизводственных сил, культypы, исторических традиций и т.д. Учение осправедливости в налогообложении ищет ответы на два вопроса: кто должен платитьналоги и как достигнуть уравнительности?
Относительнопервого вопроса большинство ученых придерживается мнения, что должендействовать принцип всеобщности налогообложения. Вместе с тем высказываетсямнение о том, что малые доходы должны быть освобождены от налогов. Многиеэкономисты считают, что надо освобождать от налога доход, который обеспечиваетусловия, необходимые для полноценной жизни. В разные годы в разныхстранах величина дохода, освобождаемого от налога, различна.
Приобосновании налоговой политики очень важно сопоставление налогового бремени.попытки сравнивать налоговое бремя отдельных стран делаются начиная с XIX в.это сравнение произвести довольно трудно, поскольку различна покупательнаяспособность денег, нелегко суммировать государственные и местные налоги, сложноклассифицировать доходы и расходы, учитывать различие в составе населения.
Разныеученые выдвигали различные подходы к обоснованию налогового бремени.Предлагалось определять его как отношение суммы налогов на душу населения кплатежеспособности. Некоторые экономисты считали, что предпочтительнее сравниватьсуммы дохода, остающиеся послеуплаты налогов. В настоящее время практическивсе пришли к единому мнению, что наиболее достоверную картину, позволяющуюсопоставлять отдельные страны, дает доля налогов в ВВП.
Впоисках оптимальной схемы налогообложения ученые с помощью эмпирических методовпытались найти предельные ставки налогов, выше которых предприниматели теряютстимул к производству. Широкую известность приобрела кривая Лэффера, названнаяпо имени американского экономиста А. Лэффер.
Генезисналоговой политики России конца XIX–началаXX в. наиболее полно раскрыл С.Ю.Витте. При формировании налоговой политики он исключительно важную роль отводилобоснованию налогового бремени. Правом устанавливать налоги государство должнопользоваться очень разумно и осторожно, в противном случае высокое налоговоебремя может стать тормозом развития производства, привести к обнищаниюнаселения.
Современнаяроссийская налоговая система по уровню тяжести налогового бремени далека отсовершенства. Сравнения её с зарубежными показателями некорректны, т.к. слишкомвелико различие в уровнях и структуре доходов населения.
Виттебыл последователем представителей классической экономической теории, прежде всегоА. Cмитa. Поддерживая основополагающие положения налогообложения — всеобщность,равномерность, удешевление издержек взимания налогов, взимание их в наиболееудобное время для налогоплательщиков, сформулированные А. Смитом, он развил ихи обосновал новые важные принципы учетом экономических реалий времени, отмечая,что налоговая система должна отличаться продуктивностью и эластичностью, т, е.быть способной доставить государству значительные и неизменно прогрессирующиересурсы. Именно налоговая система, удовлетворяющая этим требованиям, способнаобеспечить ресурсами постоянно растущие государственные потребности. Важноотметить, что идеальной налоговой системы нет, и можно вести речь лишь о том,как налоговая система приближается к удовлетворению этих требований.
Непотеряли актуальности рассуждения Витте по общим проблемам теории обложения. Вчастности, рассматривая объект или источник налога, он подчеркивал,что«капитальная часть имущества должна быть по возможности освобождаема отобложения, т. к: всякий ущерб в размерах капитала ослабляет производительнуюдеятельность страны. Покрывать государственные расходы из народного капиталабыло бы равносильно тому, как если бы частное лицо, не удовлетворяясьполученным дoхoдoм, стало бы растрачивать свое имущество. Таким образом,объектом или источником налога должен служить преимущественно народный доход».
Виттебыл сторонником прогрессивного налогообложения остро критиковалпропорциональное обложение дoxoдов за несправедливое неравномерное обложение,подчеркивал, что обременение налогом неимущей части населения ведет часто кнакоплению недоимки, которая и служит показателем неудовлетворительностиоснований налоговой системы или способов её применения.
Вкачестве преимуществ прогрессивного обложения Витте выделял большуюпродуктивность налоговой системы, достигаемую без обременения несостоятельнойчасти населения, а так же отмечал, что крупные доходы и имущества «обладают,прогрессивною экономическою силою накопления богатства”.
Проблемаприоритета пропорциональных или пpогрессивных налогов все еще остаетсяактуальной. И в настоящее время продолжается острая дискуссия на эту тему.Страны с экономикойпереходного периода, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, зановоформировали налоговую политику, механизм её реализации и соответствующуюналоговую систему. Очевидно, что это весьма длительный процесс, как подчеркивал.
В странах с нерыночнойэкономикой переход к новым условиям хозяйствования сопровождался существеннымиизменениями сложившихся налоговых систем. Это, прежде всего, относится к отмененалогов с оборота, других неналоговых, изъятий. Ключевым требованием являетсясоздание принципиально новых налоговых ведомств. Важнейшая задача – создание правовойзаконодательной основы налогообложения.
В России в начале 90-хгг. прошлого века стало очевидным, что необходимы радикальные преобразования вовсех сферах хозяйственной жизни. Естественно, что эти преобразования былиневозможны без формирования и отладки соответствующей налоговой системы. Ксожалению, новейшая история становления налоговой системы не обошлось безошибок из за поспешности принятия отдельных решений. Налоговые преобразованиязачастую осуществлялись методом проб и ошибок без учета исторического опытапрошлых лет, без должного критического анализа зарубежного опыта, без учетаконкретных экономических реалий переходного периода. Нередко при принятии чистоэкономических решений превалировали политических эмоций.
Налоговая политика иналоговая система формировалась в жарких дискуссиях по основополагающимметодологическим принципам. Важнейшим из них являлись дискуссии поналогообложению доходов предприятий, введению НДС, о платежах за использованиеприродных ресурсов, дифференциации подоходного налога с граждан. Серьезноусложняли экономическую деятельность предприятий бесконечные поправки вналоговое законодательство и нормативные акты по порядку изъятия налогов,применению ставок налогов и отдельных льгот.
Содержание налоговойполитики во многом определяется принятой концепцией развития налогов. Онапризвана обеспечить приток инвестиций, способствовать экономическому росту,гармонизации взаимоотношений государства и налогоплательщиков, выравниваниюналогового бремени по отдельным экономическим регионам и социальным группам.Многие недостатки в системе российских налогов обусловлены отсутствием.долговременной концепции развития налоговой системы.
Мероприятия,осуществляемые в налоговой сфере, должны быть четко увязаны с политикойгосударства в области доходов и цен. Особенно тесно взаимосвязаны между собойналоги и цены. Рассматривая взаимосвязь налогов и цен, следует различать ихсущественные отличия: в условиях плановой системы хозяйствования и экономикипереходного периода. В условиях плановой административной системы управлениявзаимосвязь цен и налогов наблюдалась, прежде всего, в процессах распределенияи перераспределения чистого дохода. Государство жестко планировало в структурецены налог с оборота и различного рода отчисления из прибыли. В странах срыночной экономикой и с экономикой переходного периода взаимосвязи между ценамии налогами предопределяются не только в процессе производства, но и условиямиреализации, в зависимости от эластичности спроса и предложения, Именносоотношения спроса и предложения во многом устанавливают распределениеналогового бремени между изготовителями и потребителями. Практика изменения цени налогов многим странам свидетельствует, что рост цен на такие товарныегруппы, как, алкогольные напитки, табачные изделия, бензин, весьманезначительно снижает их потребление. Как следствие, общей тенденцией развитияналоговых систем является установление высоких акцизов по указанным товарнымгруппам.
Между тем было ошибочнымвозлагать главную роль в расширении налогового бремени только на рынок. Вдействительности государство при принятии конкретных решений по введению тех илииных налогов обязано учитывать последствия их установления на структуру иуровень цен.
Главной целью налоговойполитики является обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами вдостаточных объемах. Бесперебойное пополнение бюджетных доходов основаэкономического повышения блaгостояния населения, укрепления обороноспособнocти,решения экологических и других насущных проблем общества. Немаловажное значениеимеет осуществление при помощи налогов распределительных иперераспределительных процессов, особенно между центром и регионами.
Реализация налоговойполитики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собойсовокупность форм и методов налоговых отношений государства иналогоплательщиков. Налоговый механизм необходимо рассматривать на макро- и микроуровнях.
На макроуровненалоговый механизм включает в себяпрогнозирование; регулирование, контроль. Налоговое прогнозирование служит основойдля разработки социально-экономического развития страны, региона, муниципальныхобразований на определенный период. Именно налоговый прогноз позволяетобосновать с учетом объективных экономических условий объемы налоговых доходовна разных уровнях. Без надежного инструментария прогнозирования нельзявыработать эффективную налоговую и бюджетную политику страны. В ходе налоговогопрогнозирования возможно обоснование предложений по использованию конкретныхналогов, их ставок, льгот по их применению.
В процессе налоговогопрогнозирования решаются вопросы регулирования налоговых взаимоотношений междуцентром и субъектами Федерации, субъектами Федерации и районами, городами и муниципальнымиобразованиями. Особенно много проблем возникает в распределении налоговыхдоходов между центром и субъектами Федерации.
Особое место в налоговоммеханизме принадлежит, контролю. Налоговый контроль призван обеспечить полнотупоступлений налоговых доходов в бюджет. Важной задачей налогового контроляявляется создание условий, препятствующих уклонению налогоплательщика от уплатыналога. Чтобы налоговый, контроль былэффективным,, требуетсясоответствующая нормативно-правовая среда, т. е. необходимо созданиеземельного кадастра, кадастра недвижимости, полного реестра налогоплательщиков.
Основные формы и методыналогового контроля определены НК РФ. Одна из главных форм контроля –налоговая проверка.
Следует особоподчеркнуть, что все звенья налогового механизма тесно взаимосвязаны. Принедостаточной отладке одного звена становятся мало продуктивными и другиезвенья. Так, ошибки в налоговом прогнозировании приводят к появлению диспропорцийв соотношениях доходов бюджетов разных уровней.
На микроуровне важным компонентом налогового механизмаявляется налоговое планирование, призванное обеспечить оптимизацию налоговыхплатежей предприятия. В условиях высокого налогового бремени оптимизацияналоговых платежей побуждает предприятие выявлять финансовые резервы с цельюболее эффективного их использования. Налоговое планирование тесно взаимосвязанос элементами налогового механизма на макроуровне, т.к. управление налогамиорганизации – налогоплательщики осуществляют в макроэкономической среде.Специфическим объектом налогового планирования выступают экономическиеотношения налогоплательщиков с государством, возникающее в процессеформирования доходов бюджета и материализующиеся в налоговых платежах.
С учетом конкретнойсоциально-экономической ситуации государство может либо вносить частичныеизменения в налоговую систему, либо кардинально менять ее, т. е. осуществлятьналоговую реформу. В связи с распадом СССР, переходом к рыночным отношениям длясовременной России важнейшей задачей было формирование налоговой системы.Основы нынешней налоговой системы во многом были заложены в начале 90~x гг.прошлого столетия. Однако решение таких крупных задач, как снижение налоговогобремени, упрощения налоговой системы, повышение уровня администрирования,создание равных условий для налогоплательщиков с целью обеспечения условий длядостижения высоких темпов экономического роста, было возможно лишь припроведении налоговой реформы. В ходе ее осуществления в 2000-2004 гг. былирешены многие налоговые проблемы отменена основная часть так называемых налоговс оборота, введена единая ставка налога на доходы физических лиц (одна из самыхнизких в мире), введен единый социальный налог с регрессивной шкалой при егоначислении, существенно снижена ставка налога на прибыль.
Исключительно важнyю рольв отладке налогового механизма играет правовое обеспечение. Налоговый механизм Россиирегламентируется многими законодательными нормами, изложенными в КонституцииРФ, Гражданском кодексе РФ, Таможенном, Водном, Земельном и других кодексах инормативных актах. Основным нормополагающим актом становится Налоговый кодексРФ, который призван гармонизировать взаимоотношения государства иналогоплательщиков, обеспечивать стабильность налоговой системы, единообразноетолкование конкретных налоговых ситуаций.
Заключение
Налоговая системаявляется одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главныминструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определенияприоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобыналоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствоваламировому опыту.
Списоклитературы
1. Сокуренко «Налогии налоговые отчисления в РФ», М., 2002г.
2. Русакова И.Г.«Налоги и налогообложение», М.,2004 г.
3. Налоговый кодексРФ.
4. Закон РоссийскойФедерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.
5. Уваров С.А. «Всеналоги России» комментарий, М., 2003г.